Пресс-конференция «Инициативы управляющих советов школ по развитию системы образования Москвы»
31 августа 2018 года состоялась пресс-конференция «Инициативы управляющих советов школ по развитию системы образования Москвы»
Управляющие советы школ – эффективная ячейка гражданского общества
По мере роста экономики будет наблюдаться увеличение частного спроса на образование
Управляющие советы позволяют решать вопросы в интересах всего школьного коллектива
ВЕДУЩАЯ
Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Инициативы управляющих советов школ по развитию системы образования Москвы».
В пресс-конференции принимают участие Захарова Мария Владимировна, директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ, председатель управляющего совета школы № 1250, Кузьминов Ярослав Иванович, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», председатель управляющего совета школы «Покровский квартал», Мау Владимир Александрович, ректор РАНХиГС, председатель управляющего совета школ № 1329 и школы № 57, Адамский Александр Изотович, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», председатель управляющего совета школы № 1520, Чубарьян Александр Оганович, советский и российский историк, специалист в области новейшей истории Европы и истории международных отношений и Молев Антон Ильич, председатель комиссии Мосгордумы по образованию.
А.И. АДАМСКИЙ
Мы собрались для того чтобы обсудить, как нам сформулировать гражданский заказ на развитие образования. В ноябре мы проведем съезд председателей управляющих советов и на основе накопленного материала предложим администрации города более ли менее сбалансированный гражданский заказ – набор тех ожиданий и потребностей, которые, как мы считаем, городское сообщество имеет по отношению к образованию.
И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»
Какие изменения в столичном образовании наиболее значимо сказались на работе председателей?
М.В. ЗАХАРОВА
Я возглавляю совет только 1 год. Поэтому, я только учусь этой профессии. Это место требует очень профессионального подхода, поэтому я с большой благодарностью откликнулась на инициативу Департамента образования о создании Коллегии – прямом контакте, который теперь есть у школ с Департаментом, Мэрией. Самое ценное из того, что я вижу сейчас, это то, что школа живая, не наполнена анахронизмами. Это живой организм, который сочетает лучшие традиции и практики с новыми тенденциями. Со стороны Департамента образования есть полная поддержка и понимание индивидуальных особенностей каждой школы и каждого ученика. Есть общая политика, которая ориентируется не на количественные показатели, а на личность. Очень важно сочетать традиции и новаторство. Это сегодня есть. Сейчас мы в начале пути и проводим эксперимент, уже отработанный методологически, предложенный ученикам и учителям. Мы сделали кадетские дипломатические классы с фокусировкой на профессию дипломата, что означает то, что они будут понимать, что дипломатия - это дополнительный компонент, применимый в любой профессии. Это достижения целей наиболее эффективным путем через диалог, применение всего правового, дискуссионного, публичного и т.д. инструментария.
«Учительская газета»
Вы могли бы популярно объяснить, для чего нужны управляющие советы?
А.И. АДАМСКИЙ
В законе об образовании управляющие советы определены как органы общественного управления с широкими полномочиями. Они наиболее эффективная ячейка гражданского общества. Это реальная возможность граждан, родителей влиять на образовательную политику, прежде всего, школьную: согласование образовательной программы, финансово-хозяйственные вопросы, кадровое направление, положение оп латных услугах и многое другое. Полномочия управляющих советов огромные. Но вопрос в том, чтобы туда приходили люди не досужие, а такие как здесь находятся – влиятельные и разбирающиеся в сути. Сейчас разрабатывается Стратегия развития системы образования. Нам кажется важным, чтобы там звучали голоса управляющих советов.
М.В. ЗАХАРОВА
Все прекрасно знают, что родители хотят контролировать процесс, хотят понимать, влиять, но не всегда это происходит легитимно, цивилизованно. Очень часто все свои возможности родители применяю исключительно в адрес своего чада. Если ребенок находится в коллективе, состоящим из учителей, учеников и других родителей, то вовлечение в процесс родителей должно быть легитимным и цивилизованным, не нарушающим учебный процесс, не влияющим на одного ребенка, не выделяющем, не разрушающим. Понимание этого дало мне понимание того, насколько управляющие советы полезная и нужная вещь.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Я принял предложение возглавить один из управляющих советов и дистанцировался от фактической роли участника большого коллектива управления города системы образования. Давайте вспомним, что происходит, если возникает конфликт в классе, который никто не может разрешить, даже директор. В этом смысле органом «третейского» контроля выступает управляющий совет. В его состав входят как представители родительской общественности, детского коллектива, педагогического состава. Это тот инструмент, который позволяет разрешать такие проблемы. В отличие от родительского комитета управляющий совет состоит из людей авторитетных, профессиональных в самых разных областях, что позволяет привлекать дополнительные ресурсы в школу. Скажем, управляющий совет в праве инициировать и создавать такие комиссии, как комиссии по контролю за качеством питания или производимых ремонтных работ, по вопросам финансовой деятельности. Среди родителей найдутся профессионалы высокого уровня, готовые поделиться опытом в таких сферах и предложить свежие решения подобных проблем.
А.О. ЧУБАРЬЯН
Мне кажется существенным фактом для проблемы «школа и общество». Во всех странах мира школьное образования ругают и хвалят, думают, как совместить традиции с новыми вещами. В этом смысле функция института управляющих советов очень важна. От руководителей очень многое зависит в том, чтобы внести вклад в это дело.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Каким образом экономика влияет на школу? Что на что влияет? Школа на экономику или наоборот?
В.А. МАУ
Как говорили в МГУ в мою молодость: «Здоровый экономист – здоровая экономика». Наверное, здоровая школа – здоровая экономика. Вы же понимаете, здесь сложные взаимоотношения образования и экономического роста. Школьное и первичное профессиональное образование являются, несомненно, приоритетными, поскольку именно это дает стимул производительности. Несомненно, хорошая школа требует хорошей экономики. Но прежде всего нужен спрос на качественное образование, который формируется не столько экономикой, а достаточно длинными традициями, которые в России есть. Обратите внимание на одну вещь: мы привыкли считать планкой образования считается бедность страны – у бюджета нет денег, поэтому платное образование. На самом деле платность образования – показатель богатства страны. Чем богаче общество, тем меньше люди тратят на себя, и больше на здоровье и образование свое и своих детей. По мере укрепления роста экономики мы будем наблюдать рост увеличения частного спроса на образования.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Намерены ли Вы привлекать международных экспертов, зарубежный опыт для своих будущих решений управляющих советов?
М.В. ЗАХАРОВА
Эксперты и опыт – разные вещи. Опыт – конечно. В прикладном плане моего опыта – чуть больше полугода. Поэтому нужно еще разобраться вообще, что такое управляющий совет, что такое наша школа и решить вопросы конкретного момента, такие как то, что школа осталась без директора. Теперь мы получили директора, который бы занимался и традициями, и новаторством. Мы хотим решить вопрос с тем, что нет места – учеников больше, чем школа может предоставить мест. Были и другие вопросы: питание, оснащение классов, заключение договоров, чтобы вывести школу на перспективное развитие, и т.д. Курс мы себе заложили. Кадетские классы начинаются с 7-го класса, и классы уже сформированы, набраны. Но этой перспективное развитие, потому что детей к этому надо будет готовить с 1-го класса. Многое, что уже сделано, и, конечно, с учетом мирового опыта. Это и цифровизация, и новые методики, технические средства и т.д. но при этом должна быть гармонизация мирового общества и наших традиций. У нас есть наши особенности. Я категорически не приемлю даже намека на то, что советское образование было плохое. Наши специалисты признаны во всем мире. Традиции, заложенные советским и во многом еще и дореволюционным образованием, восприняты в мире. Нужно взять то, что интересного на сегодняшний момент есть там, посмотреть, что неплохого было у нас или разработано прямо сейчас.
А. БУНТОВА – «Москва Центр»
Насколько актуально стоит вопрос о создании таких центров, советов в регионах? Насколько это возможно?
А.О. ЧУБАРЬЯН
Вообще говоря, по закону управляющие советы должны быть в каждой школе. В принципе, во всех регионах почти во всех школах такие советы есть. Но это не вопрос количества, а качества. Основная проблема – не формальное создание этих советов, а привлечение влиятельных горожан в работу таких советов. Это очень сложная задача.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
По оценкам международных экспертов московская система образования занимает лидирующие позиции. На ваш взгляд, что является здесь основной причиной? Может быть, управляющие советы тоже играют какую-то роль в этом?
М.В. ЗАХАРОВА
Основной секрет – это люди, которые занимаются этим процессом и люди, которые находятся в управлении – власти Москвы. Конечно, это и федеральный уровень, и городской. Власть перешла в руки к тем, кто хочет жить в этой стране и хочет, чтобы дети жили в этой стране и при этом были востребованы во всем мире. Мы имеем во власти людей, которые на этом и сфокусированы. И, конечно, это люди, общественные организации и родители, которые на каком-то этапе начали осознавать, что то, какими дети будут после окончания школы, будет отражаться на их жизни тоже. Когда это ответственное отношение и со стороны управления государства, и со стороны общественности нашло друг друга, и когда перестали друг друга воспринимать по разные стороны баррикад, соединение потенциалов дало фантастические результаты, начало все получаться.
А.И. АДАМСКИЙ
Коллеги, большое вам спасибо за вопросы и за ответы. На этом мы заканчиваем пресс-конференцию.