Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Авиационные технологии на страже безопасности столицы»
22 июня 2021, вторник, 11:44

Пресс-конференции

19 мая 2021 Пресс-конференция «Авиационные технологии на страже безопасности столицы»

19 мая состоялась пресс-конференция «Авиационные технологии на страже безопасности столицы»

Пресс-конференция «Авиационные технологии на страже безопасности столицы»

ВЕДУЩИЙ

Добрый день. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию по теме: «Авиационные технологии на страже безопасности столицы»

В работе пресс-конференции принимают участие: Иванов Андрей Игоревич, заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы; Святенко Кирилл Витальевич, директор ГКУ  «Московский авиационный центр»; Катальшев Олег Юрьевич, заместитель директора по организации летной работы ГКУ  «Московский авиационный центр» и Панормов Александр Юрьевич, начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения ГКУ «Московский авиационный центр».

А. ИВАНОВ

Добрый день. Спасибо за приглашение. Одна из интереснейших тем, которая вызывает гордость нашего Департамента  - это авиационная составляющая, спасательная и пожарная. Исторический момент заключается в том, что уже 18 лет, - будем гордиться этой датой, - 13 мая 2003 года Правительством Москвы было принято решение развивать авиационные технологии в Москве. Как в одном из ведущих мегаполисов мира безопасность должна быть обеспечена на только на воде и на суше, но и с применением авиационных технологий. Началось все с небольшого количества авиационного нашего парка – 3 пожарных вертолетов и небольшого количества адаптированных площадок – 7 площадок. Буквально через 5 лет была поставлена задача развития санитарной авиации. Потому что на тот момент концепция, которая сегодня реализуется по дорожной инфраструктуре, была еще не принята и не рассматривалась. Большое количество пробок в Москве и длительное ожидание скорой помощи, все это говорило о том, что необходимы иные методы доставки пострадавших, особенно в ДТП. На тот момент количество пострадавших и погибших в ДТП было очень большим, пиковым. Была даже разработана и принята программа о безопасности дорожного движения, в которой была санитарная авиация по всей стране. Москва, конечно, в первоочередном порядке обратила на это внимание путем создания этой санитарно авиации. Вся наша авиационная составляющая до сегодняшнего дня развивалась и на сегодняшний день насчитывает 11 вертолетов 3 видов классности. Это 4 вертолета  «КА-32» (вертолет среднего класса). Санитарных вертолетов у нас на сегодняшний день 5. Тяжелый вертолет, который сейчас проходит обновление  и войдет в строй во втором полугодии текущего года – это «МИ-26», который на себе поднимает до 25 тонн. Мы очень его ждем, особенно для тушения крупных пожаров. И один вертолет «Bell 429» - небольшой вертолет. Достаточно редко его применяем, небольшой объем задач.

Несколько слов о статистике. За весь этот период спасено, мы считаем, что это большое количество спасенных -  более 6,5 тысяч человек. Санитарной авиацией, вообще пострадавшим помогли больше 6300 человекам. Спасатели МАЦ с момента своего создания (был образован в 2019 году) уже насчитывает больше 300 человек. Это очень серьезная цифра, которые действительно нуждались в помощи, большей частью в ДТП, когда наземные службы в дальние точки Москвы и сопредельных территорий не могли добраться при образовавшихся заторах дорожного движения вследствие ДТП.

На сегодняшний день в Москве заступает 7 экипажей вертолетов. В текущие сутки находится 3 пожарных и 4 санитарных. Весь авиационный парк и все площадки адаптированы как для работы в дневное, так и в ночное время. Вся техника работает не только в московском гарнизоне, а готова привлекаться на любые расстояния, в т.ч. с дозаправкой на сопредельных территориях и входит в состав сводного отряда нашего Департамента. В случае принятия решения Правительством Москвы об оказании помощи близлежащим территориям и регионам, как ЦФО, так и другим территориям, готова принимать в составе сводного отряда аэромобильной группировки любых межведомственных групп как по тушению пожаров, так и по обеспечению разных мероприятий, например, проведению чемпионатов мира и проведению Олимпиады в Сочи. Такое тоже было, мы сегодня об этом вспомним. На заседании КЧС совместно с Правительством Московской области готовится группировка по обеспечению безопасности Рязанской области, где будут проходить мероприятия танкового биатлона и авиадартса в летний период этого года. 

На прошлой неделе и это было широко освещено в СМИ, проходило освещение Международного салона комплексной безопасности, организованного МЧС РФ, где Правительство Москвы приняло большое участие как в выставлении и демонстрации разных видов и направлений техники – более 110 единиц, как комплекса городского хозяйства, пожарно-спасательной техники, так и авиационной, и технологий. Здесь Авиационный центр показал новейшие образцы нашего «КА-32», 2 единиц техники, медицинские вертолеты, а также технологии в Ногинском спасательном центре в воскресенье, где показал тактику ликвидации ДТП с применением системы ГРАПЛ на внешней подвеске и переноса поврежденных автомобилей при разборе ДТП, освобождения  дорожного полотна и восстановления дорожного движения, чтобы как можно быстрее обеспечить прибытие и доставку экстренных служб и медицинских бригад.

Хочу сказать, что, надеюсь, москвичи этого не почувствовали, но большая работа проводилась при сходе, наступлении резкой плюсовой температуры, при сходе снега. Для нас это был т.н. паводкоопасный период. МАЦ готовился и входил в состав специальной группировки, особенно в Новой Москве и проводил ежедневные облеты в целях обнаружения мест подтопления, которые могли повлиять на разрушение дорожной инфраструктуры, так и подтопление поселений на территории Новой Москвы. При обнаружении таких мест незамедлительно высылались подразделения пожарных спасателей гарнизона, как местного, так и дополнительных сил комплекса городского хозяйства и все эти заторы, особенно, протекающих рек (Пахра, Моча, Ока) быстренько эти заторы разбирались и подтопления не было допущено. Такая на первый взгляд невидимая работа не допустила подтоплений и неудобств жителям Москвы. Помимо мониторинга, была отработана технология доставки на внешней подвеске различных средств обеспечения жизнедеятельности населения разными инженерно-техническими снаряжением и оборудованием, электростанциями и доставкой специальных продуктов жизнедеятельности. Мы вместе с Пожарно-спасательным центром разработали специальный контейнер, в который орган исполнительной власти загружает продукты первой необходимости и в случае отрезанных путей эвакуации населения, чтобы не само население возить, переправлять на лодках в близлежащие магазины и доставлять потом обратно, а один раз на краткосрочный период, если это не краткосрочное подтопление, доставить контейнер, раздать продукты или необходимые медикаменты, если необходимо, и обеспечить население всем необходимым.

На сегодняшний день мы уже находимся в условиях пожароопасного периода. На сегодняшний день МАЦ каждый свой подъем в воздух выполняет, помимо технических и спасательных задач, функцию мониторинга пожароопасной обстановки. В случае обнаружения задымления, выполняется информационный обмен между дежурно-диспетчерскими  службами, где незамедлительно высылается наземная группировка. Это, с одной стороны, простая, но очень важная задача, которая решает в последующем очень многие вопросы. Пожар лучше предупредить и локализовать на первой стадии, чем потом очень долго тушить и подсчитывать ущерб и последствия. О всех технологиях и возможностях нашего МАЦ расскажут мои коллеги. Спасибо за внимание.

К. СВЯТЕНКО

Андрей Игоревич, спасибо. Вы уже осветили всю нашу деятельность, но я остановлюсь на исторических и технологических вопросах. МАЦ, ему уже 18 лет. Мы существуем с 2003 года в г. Москва и работаем в интересах столицы. Начинали свой путь с 3 вертолетов: 2 вертолета «КА-32» и 1 вертолет «МИ-26». Первые годы ушли на то, чтобы привести в летную годность эту авиационную технику, обучить летчиков, получить все необходимые разрешения и допуски, чтобы работать над столицей. В последующем с ходом времени, пониманием задач, необходимых, чтобы вертолеты приносили максимальную пользу городу, было принято решение о приобретении легких вертолетов для целей санитарной авиации.

В МАЦ существуют 3 больших направлений деятельности. Первое – это тушение пожаров. При тушении пожаров используются вертолеты «КА-32» и «МИ-26», которые являются лучшими на сегодняшний день для этих задач. Второе направление деятельности – это санитарная авиация. У нас 5 санитарных вертолетов. Их особенность в том, что фактически это летающий реанимобиль, в котором можно делать практически все манипуляции, чтобы доставить пострадавшего за очень короткое время в лечебное учреждение. Третье большое направление деятельности – наши аваиционные спасатели, которые доставляются при помощи вертолетов в места, труднодоступные для автомобильного транспорта. Они могут десантироваться беспарашютным способом, оказывать помощь и эвакуировать пострадавших с помощью вертолета. Эти три направления деятельности мы постоянно развиваем, совершенствуем и фактически являемся единственным в РФ авиационным подразделением, которое выполняет такие функции. На сегодняшний день у нас на круглосуточном дежурстве находятся воздушные суда в городе. Это пожарные вертолеты. Они базируются на аэродроме в Астафьево. Ежедневно на дежурство в Москве заступают 3 санитарных вертолета. Если вы видите в небе вертолет, кому-то необходима помощь, причем быстрая, высокотехнологичная и незамедлительная.

Время готовности вертолета к вылету зависит от типа. Санитарный  - около 5 минут, через 5 минут вылетает. Пожарный вертолет вылетает через 10 минут после получения команды «воздух». Но все равно это время несоизмеримо с другими видами спасательной техники. Авиационные технологии  - это очень быстро, очень удобно и очень точно. Пожар в Москва-Сити – единственный в истории пример, когда при помощи вертолетов тушился небоскреб, когда горела Москва-Сити, северная башня. Пожар на отметке 260 метров, температура воздуха околонулевая и сильнейший ветер. И все равно при помощи авиационных технологий этот пожар был ликвидирован.

Особенности применения авиации и подготовки летчиков расскажут подробнее мои коллеги.

Из перспектив, особенностей могу сказать, что за последние годы Правительство Москвы уделяет большое внимание поддержанию  городской авиации в актуальном состоянии. Принято решение и в прошлом- позапрошлом году мы получили 2 новых вертолета «КА-32/11BC». Это противопожарный вертолет. Я считаю, на сегодняшний день это лучшие вертолеты для этих целей, которые способны сбрасывать на очаг пожара с помощью водосливных устройств за один сброс 5 тонн воды. Уникальная технология.

Эта зима была достаточно морозной  и случались пожары, требующие применения авиации. Мы отработали уникальную технологию, практически никто этим еще не занимался – мы осуществляли забор воды из полыньи при температуре воздуха -15 градусов. По большому счету, серьезная была работа. Мы отработали методику, обучили летный состав и теперь с уверенностью можем сказать, что мы умеем зимой при низких, отрицательных температурах тушить крупные пожары. Интересная тема и мы в дальнейшем будем ее дальше развивать.

Направления деятельности связаны с мониторингами, санитарной авиацией, тушением пожаров – это тоже живой организм. Он не может быть закостенелым. Постоянно задачи меняются, город растет и мы в своей деятельности руководствуемся принципом гибкости и следованию ситуации. Потому что авиация – отрасль мобильная, изменчивая. Мы применяем технологии, которые направлены на спасение жизни людей. К концу этого года мы планируем дооснастить один из новых вертолетов системой горизонтального и вертикального пожаротушения – т.н. «водяная пушка». Она у нас была, но по возрасту выслужила все свои установленные сроки и была списана. Сейчас вместо нее новая система, которая позволяет тушить небоскребы, здания любой этажности. Потому что не секрет – Москва растет вверх. Если случиться ЧС, пожар, особенно на высоких отметках, то нужна будет технология, которая будет позволять ликвидировать это ЧС Поэтому МАЦ не стоит на месте, развивается. Мы постоянно чувствуем помощь Правительства Москвы во всех наших технологиях, начинаниях и идеях. Более подробно по работе летного состава расскажут мои коллеги. Спасибо большое.

О. КАТАЛЬШЕВ

Ежегодно вертолеты МАЦ совершают около 4000 полетов по тушению пожаров, ликвидации происшествий и оказанию медицинской помощи пострадавшим. В условиях мегаполиса. Где большое количество высотных зданий, естественных и искусственных препятствий, электропередач, сложной инфраструктуры от летчиков требуется серьезная летная подготовка. Так, экипажи санитарных вертолетов вынуждены совершать посадки на очень ограниченные площадки. При тушении пожаров летчики должны ювелирно забирать воду и сливать ее в очаги пожара. Данные обстоятельства требуют особой подготовки летного состава. В начале становления МАЦ у нас было всего 5 экипажей. В приоритете были военные летчики, которые участвовали в боевых действиях, горячих точках. Сейчас уже у нас более 30 подготовленных летных экипажей и при подборе мы набираем людей, особенно, подготовленных, как из армии, так и из гражданской авиации. Понимая важность выполнения задач и ответственность за безопасность обучения летного состава, предъявляются особые требования. Все летчики нашей организации, которые к нам приходят и которые у нас уже были, прошли переподготовку на используемые типы вертолетов. Далее они выполняют ввод в строй по нашим специальным программам, проходят стажировку в реальных условиях и только потом назначаются в состав дежурных сил. Практика показала, что чтобы подготовить пилота от момента принятия на работу и до выполнения авиационных задач и днем, и ночью, и в простых, и в сложных метеоусловиях  - этот период составляет от 1 года до 2 лет. Поэтому пилоты у нас на вес золота.

Для более качественной и безопасной подготовки мы используем и тренажерную подготовку. В специальных сертифицированных центрах, где имеются данные тренажеры, мы отрабатываем в аварийных и сложных ситуациях все действия летного состава до автоматизма.

Коротко остановлюсь на сезонной подготовке. В осенне-зимний период мы акценты подготовки смещаем на полеты в сложных метеорологических условиях, условиях снежных вихрей, которые осложняют видимость и в условиях низких температур. В весенне-летний период основные акценты – это полеты при высоких температурах, возможные пыльные площадки. Вся подготовка состоит из 2 основных этапов. Это теоретическая подготовка, где изучаются особенности метеорологических условий, особенности работы авиационной техники в различных метеорологических условиях и, далее, летная подготовка. Существуют специальные программы. В частности, акцент в зимнее время сделан на полеты по приборам, а в летнее – это отказы 1-2 двигателей и полеты в условиях высоких температур при сильном боковом или попутном ветре.

В 2018 году МАЦ приступил к дежурствам и работе в круглосуточном режиме. К этой задаче мы шли очень долго, учитывая сложность и опасность самих авиационных работ в мегаполисе было необходимо наработать достаточный опыт, обучить и иметь в своем арсенале достаточное количество инструкторского состава, которые отработали уже ни один год в нашей организации. Только тогда мы приняли решение, в 2018 году, приступить к круглосуточной работе. Были выработаны специальные методики для полетов ночью, составлены программы, летный состав был проведен по ночным площадкам, которые мы сейчас используем. В данный момент у нас 11 вертолетных площадок: 6 в ТиНАО, 4 при ГКБ и 1 на МКАДе.

Летная подготовка проводится постоянно для поддержания профессионального мастерства и освоение новых видом авиационных работ. В последнее время мы освоили транспортировку крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Это специальные контейнеры для поддержания жизнедеятельности в сложных ситуациях. Это доставка грузов в места, куда невозможно их доставить больше ни на чем, кроме вертолетов.

Ежегодно ряды МАЦ пополняются молодыми пилотами. Проблема старения летного состава, которая есть на уровне всего государства, мы ее начали выполнять еще 5 лет назад. Мы берем не только опытных пилотов, но и молодых. Даже иногда из летных училищ и используем передачу опыта между поколениями и формируем экипажи таким образом, чтобы в экипаже был и молодой пилот, и опытный. Таким образом, москвичи могут быть уверены в том, что экипажи ГКУ МАЦ придут на помощь в любых условиях, и днем, и ночью, и в сложных метеорологических условиях.

А. ПАНОРМОВ

Добрый день. Я возглавляю спасательную службу ГКУ МАЦ. Служба создана в 2019 году. Чтобы вы представили, как работает земля и воздух вместе, я хочу привести пример из собственной практики, который произошел до того, как я пришел в МАЦ. Был очень сильный пожар на Площади Ильича, горел ТЦ. Моему подразделению была поставлена задача пройти на втором этаже, сквозь огонь - там был ад, пройти было невозможно. Доставить туда средства тушения пожара тоже было невозможно, потому что очень неудобно. Пришли вертолеты МАЦ. Мне удалось показать летчику, куда надо сбросить. Он сбросил. Там стало хорошо, свежо и не было огня. Мы смогли пройти, выполнить задачу, смогли спасти людей. Вот так работает пожарный вертолет. Это замечательная штука. Значит, в 2019 году было создано спасательное подразделение, авиационно-десантное, так его назовем. Одной из побудительных причин было присоединение новых территорий. Увеличилась площадь города многократно. Время доезда спасательных и пожарных подразделений также увеличилось. Было принято решение развивать авиационно-спасательные технологии, которые позволяют выполнять и такие уникальные операции, о которых я только что рассказал, и доставлять спасательные подразделения во много раз быстрее, нежели наземным транспортом.

Сейчас в нашем подразделении работает 26 спасателей. Это обученные профессионалы, которые не первый год, много проработали в наземных спасательных подразделениях. Подразделение может работать как по земле, так и по воздуху. Может выдвигаться к месту происшествия на автомобиле, может по пути следования пересесть на лодку (у нас есть свои катера), может доставляться воздушным путем. Таким и был проект, чтобы это было очень мобильное подразделение. Все ребята обучены различным видам беспарашютного десантирования, могут десантироваться на воду, на инженерные объекты. Самое главное, могу эвакуировать людей, которые оказались зажаты обстоятельствами в каким-то месте, откуда иного пути достать человека нет.

Вызовы самые разнообразные. Тривиальные – социальная помощь старикам, пожилым, ребятишкам, помощь животным, в то же время ДТП. В прошлом году мы аттестовались на спасательные работы, связанные с тушением пожаров. Наши парни работают бок о бок с пожарными подразделениями, спасая людей, обеспечивая доступ пожарным подразделениям к очагу горения. Выводят пострадавших из здания, используя различное спасательное оборудование. Этот симбиоз, и мы готовимся к тому, что в случае необходимости мы должны высадиться на крышу любой московской высотки, и спасти людей, если у них иного пути отступления нет, кроме как уйти на крышу. Мы десантируемся с высоты 30-60 метров, в зависимости от обстановки. Постоянно проходят тренировки по сложным видам десантирования. У нас подход такой, что тренироваться надо постоянно, много. Если в нашей работе начинает появляться слово «подвиг», значит, мы где-то что-то не дотренировали. Это наша работа. Подвиг – это для другого. Мы должны ко всем этим неприятностям готовить себя на земле, в обычной жизни.

Два новых вертолета сейчас появились в нашем распоряжении, «КА-32». Но это следующая модификация. Они позволяют выполнять операции, которые раньше мы не могли делать. У них есть выходы с двух бортов. Можно вести наблюдение вниз, очень удобно. У них есть технологические приспособления, позволяющие расширить арсенал десантирования и эвакуации людей из сложных мест.

Еще один хороший рецепт в нашей спасательной работе – это то, что мы всегда имеем связь с дежурным санитарным вертолетом. В любой ситуации мы всегда можем на себя вызвать санитарный вертолет. Если ситуация такая, что скорая помощь может не доехать, а время дорого, то санитарный вертолет в нашем арсенале. Получился уникальный коллектив, когда спасатели постоянно общаются с летчиками, глаза в глаза – мы все приходим друг к другу на помощь. Когда наш спасатель нашему оперативному дежурному запрашивает наш вертолет, мы все в одной команде – у нас один кулак.

В заключение хочу сказать, Андрей Игоревич подчеркнул, что порядка 300 человекам мы помогли в самой сложной ситуации. Мы будем и дальше работать на благо нашего города, жителей нашего города, на благо людей, которые приезжают в наш город. Мы готовы к этой работе 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и зимой, и ночью, и в любую погоду. Спасибо.

А. ИВАНОВ

Я хочу добавить два слова к моим коллегам выступающим. Мы сейчас говорили о применении вертолета, расчета, доставке пострадавшего. Но хочу еще сказать о других службах, что принятие решения, например, для тушения пожара с применением вертолета, подвесного устройства требует очень большого просчета и привлечения туда дополнительных сил. Конечно, характеристика здания, расчетов параметров пожара, площади пожара, негативных последствий от несвоевременного принятие решений против пожара, перехода его на близлежащие здания, а так же задымления и площади задымления требует своевременного принятия решения. Это, первое, пункт управления полетами – помимо вертолетов, дежурят еще наши подвижные посты или пункты управления полетами. Это автомобиль на базе «форда», который незамедлительно прибывает к месту тушения пожара, дает параметры по реальным метеоусловиям, определяет углы захода, высоту, вторичные опасности (провода, столбы, которые может не заметить летчик). Идет такая тонкая огранка подхода и настройка, или, как говорят в войсках, прицел всей точности работы, которую знают только специалисты. Это влияет на безопасность. Второе – там, где пожарный вертолет забирает воду. Если это навигационный период (в основном, это Москва-река или Канал им. Москвы), нужно провести все мероприятия по остановке судоходства, например или обезопасить, чтобы ни один человек, находящийся в зоне забора воды, или купающий, отдыхающий, или просто под ветряной поток попали, чтобы не попал в негативные условия. Для этого вызываются спасатели, находящиеся в близлежащей зоне ответственности или пожарные, а так же спасатели на воде. Поэтому, комплекс мероприятий проводится для организации обеспечения безопасности забора воды, в т.ч., чтобы подвесное устройство для забора воды не зацепилось в воде, чтобы сам вертолет не стал заложником условий невыполнения задачи. Третье, очень высокий уровень взаимодействия организован в работе диспетчерских служб. Пролеты над Москвой, перенос воды и подвесных устройств над Москвой – это очень ответственный момент. Конечно, посадка медицинских вертолетов требует от летчиков, летного состава, технических служб постоянного мониторинга исправности работы как площадок, так и не подготовленных площадок, в т.ч. правильных заходов, углов. Летчикам надо отдать должное, что исходя из всей напряженности каждого оперативного события, которое происходит, они сохраняют холодный расчет, направленный на одно – не допустить большей трагедии, выполняя главную задачу, спасение.

Хочу, чтобы все знали: один вертолет выполняет задачу, но наземная группировка обеспечивает эту деятельность -  очень большое количество людей, которых не видно.

И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»

Кирилл Витальевич, к вам вопрос. Вертолеты в отличие от самолетов летят достаточно низко и с балконов видна раскраска. Как их отличить от вертолетов МЧС?

К. СВЯТЕНКО

Два новых вертолета, которые мы сейчас получили, они красно-белой раскраски. Вертолеты, которые до этого стоят у нас на вооружении, старые, «КА-32А», они в окраске международных спасательных служб: оранжево-голубая полоса на борту определяет принадлежность к аварийно-спасательным формированиям. МЧС у на имеет точно такую же окраску, потому что тоже аварийно-спасательное формирование. Единственное отличие в эмблемах, которые нанесены на борта вертолета. У нас это эмблема Москвы и МАЦ, у МЧС – эмблема министерская. Окраска одинаковая, которая говорит о принадлежности к спасательным формированиям. Вот вся разница.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Расскажите, пожалуйста, о патрулировании.

О. КАТАЛЬШЕВ

Патрулирования как такового нет у нас. У нас дежурства в круглосуточном режиме. Если что-то происходит, мы готовы в отведенное время вылететь и оказать помощь, если санитарные вертолеты. Если пожарные, то, соответственно, так же вылетаем и тушим пожары. Что касается юго-запада, у нас так же дежурные силы вылетают и выполняют эти задачи. У нас площадки дислоцируются, где мы дежурим, на разных направлениях. Есть площадки на северных, есть на юго-западных.

А. ИВАНОВ

Исходя из произошедшего оперативного события. Где детская больница в Тушино, у нас там проходит маршрут пролета, передислокации технического перебазирования, с аэропорта. Передислокация на больничную площадку идет по территории МКАДа. Как раз проходит через юго-запад. Одновременно осуществляется мониторинг как пожароопасной обстановки, так и обстановки на всей территории г. Москвы, в т.ч., трафика.

Д. ГРИШИНА – «ИД-41»

Скажите, пожалуйста, где заправляют вертолеты, если им нужна заправка прямо во время ЧС?

А. ПАНОРМОВ

Вертолет может сесть на одну из площадок, которых много в Москве и они все известны. Если ситуация такая, что это затяжное событие, то нашими силами туда может быть доставлен топливозаправщик. Либо он может полететь на аэродром постоянного базирования и там заправиться. Тут вот какая штука, вертолет пересекает Москву гораздо быстрее, чем автомобиль. Цифра в 10 минут на автомобиле в условиях загруженности города при ЧС – это передвижение на 100, на 50 метров. Для вертолета 10 минут – это половина Москвы, даже больше. Поэтому, они все успевают.

К. СВЯТЕНКО

По поводу заправки еще могу добавить. Чтобы понимать, Андрей Игоревич уже сказал, если вертолет в воздухе, тоне сам по себе. Чтобы вертолет поднялся, нужно огромное количество обеспечивающих служб, начиная от пункта управления полетом, диспетчеров, медицины и все остальное – это работает, чтобы летчик спокойно мог выполнять свою задачу в воздухе. То же самое относится к авиатопливному обеспечению. У нас есть в штате свои топливозаправщики, подготовленный персонал. Когда случается крупная ЧС как большие площадные пожары. В 2010 году были большие пожары, мы работаем очень много и большое полетное время. Вертолеты вырабатывают топливо, садятся на подобранную площадку. Там их встречают топливозаправщики, которые их заправляют и они продолжают свою работу. Это все в рамках организации МАЦ.

Существует технологии, которые позволяют обеспечить непрерывное воздействие на пожар воды, грубо говоря, доставку огнегасящих средств. Все зависит от ранга пожара, площади возгорания. Вылетает сначала один вертолет. Он начинает работать, тушить. Если не хватает, вызывается второй вертолет. Идет наращивание сил и средств. Третий вертолет всегда находится в готовности к вылету, чтобы обеспечить непрерывность. Первый вертолет вырабатывает топливо, уходит на дозаправку. В это время его заменяет тот вертолет, который дежурил. У нас получается карусель, непрерывно вертолет находится в воздухе. В среднем, вертолет находится в воздухе около 2,5 часов над пожаром. Исходя из этих расчетов мы и строим нашу карусель. Если что-то совсем крупное и необходимо массирование, то сразу все 3-4 вертолета поднимаются и идут работать. Все зависит от конкретной ситуации.

С. КОЗЛОВ – «Экоград»

В свое время я летал в центральном аэроклубе над Москвой, и у меня всегда было ощущение, если у меня мотор «чихнет», что мне делать? Здесь уже говорили, что летчики отрабатывали ситуации при отказе одного двигателя и двух двигателей. А вот достаточно ли тех регламентов ТО, которое для обычных вертолетов, чтобы летать безопасно над Москвой? Или у вас есть специальные требования по обслуживанию?

К. СВЯТЕНКО

Вертолеты, которые используются над населенными пунктами, в частности, над Москвой, они все сертифицированы по категории «А». Это говорит о том, что это обязательно двухдвигательный вертолет и в случае отказа одного из двигателей он безопасно может продолжить работу на втором работающем моторе, выйти за территорию, если есть необходимость, осуществить посадку или на аэродроме базирования, или где-нибудь на подобранной с воздуха площадке. Наши летчики регулярно, это обязательное условия, проходят различные виды подготовки, в т.ч., и тренажерной, на которых отрабатываются все эти неприятные случаи, о которых вы сказали. Единственное, что Москва – это крупно населенный город. Если случиться какая-то такая неприятность с авиационной техникой, отказом двигателя или еще какие-то могут быть варианты, то летчики обучены подбирать площадку с воздуха для осуществления такой экстренной посадки. Есть в Москве места, куда можно присесть. А потом вертолет – это тоже машина, которая способна осуществлять безопасную посадку в случае отказа всех двигателей за счет авторотации. Вы знаете это, да? Этот инструмент тоже используется. Понятно, что он летит с потерей высоты, но он абсолютно управляемый. Один из видов подготовки -  это посадка на самовращении.

О. КАТАЛЬШЕВ

Два раза в год мы тренировки эти осуществляем, в т.ч. и без двигателя. Саму технику выполнения посадки мы тренируем.

Э. ЯКУПОВА – «Звездный бульвар»

Вы говорили, во втором полугодии поступит на вооружение тяжелый вертолет «МИ-26», способный сбрасывать до 25 тонн. А сейчас он на переоснащении находится?

А. ИВАНОВ

Он находится на капитальном ремонте. Практически это полное переоснащение, переоборудование вертолета, который послужил 28 лет. Он пройдет полностью переоборудование и переокраску. Он превратиться из белого вертолета в красный. Мы с Кириллом Витальевичем разрабатывали окраску и долго думали, какая окраска должна быть. Простой и хороший вопрос. И какая особенность должна отражать специфику нашей деятельности. Мы не один день думали над этим вопросом. Синяя, красная и белая полоса отражает несколько моментов. Первое – это пожарно-спасательная составляющая. Синяя часть, она верхняя, потому что там больше выхлопных отработанных газов, это чисто эстетическая составляющая, отражает нашу атрибутику Москвы. Это, все-таки, и красный флаг, и очень похоже на наш герб Москвы. Ну и, конечно, все наши виды деятельности, как красный крест, потому что медицинская составляющая больше всего нам дает статистики и вызовов, совместно с Департаментом здравоохранения. Поэтому, как сам красный крест, пожарно-спасательное дело и эти технологии, и его просто хорошо видно в воздухе. Частенько мы в облачной погоде живем и его лучше видно с воздуха. Когда мы отрабатываем, мы спасатели и пожарные ждем вертолет с воздуха, и его красным лучше видно, и слышно, заходящего. Потому что когда подходит вертолет к месту тушения пожара или выполнения аварийно-спасательных работ, пожарные спасатели работают в каске, работают бензо- и гидроинструменты, подъемные механизмы – в шлеме не слышно, что подходит вертолет. В радиостанциях дается команда: «Внимание, всем пристегнуться, работает авиация». Потому что при сбросе воды и потоках, при тушении получается эффект сброса большого количества воды, но этим же можно нанести ущерб и самим спасателям и пожарным с точки зрения большого потока. Поэтому, дается по охране труда специальные команды. Поэтому, с точки зрения безопасности это тоже сделано.

К. СВЯТЕНКО

По «МИ-26» тоже уточнить можно. Он находится у нас сейчас на Новосибирском ремонтном заводе, где производится капитальный ремонт. Он уже практически закончен. Мы его ждем в ближайший месяц. Должен быть здесь. Он перевозит внутри фюзеляжа 20 тонн груза. Автомобили и другую технику может перевозить. Работает с подвеской «ВСУ-15», т.е. это 15 кубов воды. Он применяется для тушения крупных пожаров, в основном, площадных. Фактически, он восстанавливает свой полный ресурс. «Ми-26» эксплуатируется по состоянию. Для этого типа вертолетов не установлен календарный срок службы. Установлен срок по техническому состоянию при проведении периодических ремонтов.

Полтора года. Он ушел у нас на ремонт в декабре прошлого года и сейчас, через полтора года, он здесь. Вертолет «МИ-26» - это самый большой в мире серийно производимый вертолет. Он очень большой, очень сложный и технологически карта ремонтных работ очень большая. Капитальный ремонт, чтобы иметь представление, это вертолет прибывает, разбирается полностью. С него снимается все: проводка, панели, приборы, двигатели. Остается один голый фюзеляж. Фактически, потом делается его дефектация, устраняются выявленные нарушения и потом заново собирается вертолет. Капитально-восстановительный ремонт – это процедура, разобрать целиком до «костей» и потом снова собрать. Это долго, но зато продлевается его жизнь, считайте – рождается заново.

Обычно стоимость ремонта всегда дешевле покупки нового вертолета. Всегда раза в 2, это точно.

Л. ВАВИЛОВА – «Вечерняя Москва»

Кирилл Витальевич, вы работаете только по Москве, либо ваши экипажи вылетают в какие-то другие регионы, допустим на ЧС.

К. СВЯТЕНКО

Зона нашей ответственности – это город Москва. Однако по решению Правительства Москвы мы можем работать и в других регионах, в т.ч., за границей. У нас есть опыт работы в Греции, в Сочи (мы обеспечивали Олимпиаду в Сочи). Мы можем вылетать по решению Правительства Москвы в любой регион. Все разрешения, лицензии и прочее необходимое соблюдение законодательных нюансов у нас имеется.

Л. ВАВИЛОВА – «Вечерняя Москва»

Они обращаются к вам за помощью? Это запрос или ваша инициатива?

К. СВЯТЕНКО

Запрос приходит в Правительством Москвы и Правительство Москвы решает, как поступить в конкретном случае.

Было обращение властей Греции в Правительство Москвы. Правительство Москвы издало специальный распорядительный документ о направлении группировки МАЦ для оказания помощи в тушении пожара в Греции. Это был такой у нас опыт. Отработали нормально, хорошо.

ВЕДУЩИЙ

С большим удовольствие ждем на 20-летие, с новым парком, новыми летчиками. Большое всем спасибо за пресс-конференцию.