Пресс-конференция ВДНХ «О проведении на ВДНХ автофестиваля “ПроДвижение”»
В среду, 23 июля 2025 года, в 10:30 состоялась пресс-конференция Выставки достижений народного хозяйства на тему: «О проведении на ВДНХ автофестиваля "ПроДвижение"». Фестиваль пройдет 2 и 3 августа, его приурочили ко дню рождения Выставки. В ходе пресс-конференции представители СМИ смогли узнать детали проведения мероприятия и одними из первых увидеть несколько экспонатов техники российской марки автомобилей представительского и высшего класса.

Большой автомобильный фестиваль «ПроДвижение» пройдет 2-3 августа на ВДНХ
Пресс-конференция ВДНХ «О проведении на ВДНХ автофестиваля “ПроДвижение”»
Елена Жук — первый заместитель генерального директора ВДНХ;
Сергей Знаемский — автомобильный журналист, автомобильный эксперт, куратор автофестиваля;
Иван Падерин — автомобильный эксперт, коллекционер, куратор автофестиваля.
Е. ЖУК
Очень рада рассказать вам подробнее о первом автофестивале «ПроДвижение», основная задача которого фактически возродить традицию автомобильных выставок ВДНХ, которые берут свое начало с года открытия выставки, с 1939 года. Тогда на всесоюзной сельскохозяйственной выставке акцент был больше на механизации сельского хозяйства, на сельскохозяйственной технике. Потом, в 1974−1984 годы, это пассажирский и общественный транспорт и так далее. И фактически сегодняшний фестиваль — это попытка и отдать дань уважения этой традиции, в том числе собрать многообразие этой техники, и заложить традицию на будущее.
Мы очень рады, что в программе фестиваля примут участие и ведущие отечественные автопроизводители, которые покажут исторические образцы и, что особенно важно, современные модели, модели будущего. В частности, будет представлен новый кроссовер Lada Azimut, линейка Lada Iskra. Это будет одна из премьерных презентаций этих моделей. Первая презентация прошла на Петербургском международном экономическом форуме. Буквально на днях была презентация в Тольятти. Это будет первая публичная презентация в Москве. И таких примеров в рамках программы фестиваля очень много.
Особенностью фестиваля станет также участие, наряду со знаменитыми и известными коллекционерами, автолюбителей с их частными коллекциями.
На выставке будет работать открытая фестивальная площадка. Уже идет прием заявок на участие, отобрано почти 50 автомобилей. Это те автолюбители, которые в строгом смысле не состоят в каком-то клубе или сообществе, но располагают уникальным, раритетным автомобилем. И это всегда, мне кажется, тоже очень важно, потому что это личная история. Часто это семейные автомобили, которые передавались из поколения в поколение, которые сегодня холят и лелеют. И такая возможность показать семейную реликвию гостям выставки — уникальная. Можно будет пообщаться с автолюбителями.
Еще одним направлением работы фестиваля выступает работа с автомобильными сообществами, такими как проект «АвтоВыходные». Мы благодарим коллег за поддержку автофестиваля.
Фестиваль «ПроДвижение» — не только про автомобили, но и про мотоциклы тоже. Здесь под кураторством Сергея Мальцева, одного из самых известных экспертов в области кастомных мотоциклов, будет представлена коллекция из 20 уникальных кастомных мотоциклов. Эта площадка работает в формате открытой фестивальной площадки. Приглашаем мотоциклистов, байкеров приехать и показать свои байки. В рамках работы этой площадки будет внутренний экспертный конкурсный отбор, по итогам которого участникам будут вручены специальные призы.
Фестиваль пройдет 2 и 3 августа. В этом году он был приурочен ко дню рождения ВДНХ; 1 августа нам исполняется 86 лет.
Гостям фестиваля представят масштабные уличные экспозиции, которые насчитывают более 500 автомобилей. Это первый фестиваль, но мы уже задаем себе очень высокую планку и по составу, и по количеству участников.
Наряду с уличной экспозицией мы подготовили масштабную событийную программу. На площади «Дружба народов» оба дня будет работать главная сцена, где автопроизводители, коллекционеры представят современные модели, расскажут о своих коллекциях. Для гостей будет музыкальная программа, будут проходить тематические уличные спектакли.
Надеюсь, что первый автофестиваль «ПроДвижение» запомнится десяткам тысяч гостей выставки, которые в эти дни придут на ВДНХ.
С. ЗНАЕМСКИЙ
Автомобильным фестивалем обычно никого не удивить. Такие мероприятия сейчас проходят достаточно часто, почти каждые выходные. Но в основном это ретро-фестивали, на которых собираются владельцы старых автомобилей. Старых не в том смысле, что устаревших, а именно раритетов. Наш фестиваль принципиально отличается от всех ретро-фестивалей, потому что это автомобильная выставка, которая охватывает все эпохи и измерения автомобильного мира. Можно смело сказать, что будет представлен обзор всего автомобильного мира на 360 градусов, потому что в экспозиции есть машины, начиная от самого первого экипажа, который был создан в России в 1896 году, и заканчивая автономным тягачом, который еще только готовится выходить на наши дороги. Мы охватываем больше ста лет отечественной истории и настоящего, и будущего.
Между этими полюсами расположился весь актуальный отечественный автопром: будут площадки практически всех действующих российских производителей, которые выпускают свои машины еще и в Республике Беларусь. Мы приглашаем участвовать всех, кто что-либо движущееся выпускает: и легковую технику, и грузовую технику, и не только отечественные проекты, но и импортные проекты, которые выпускаются в России или в Беларуси. Состав экспозиций — от легковых автомобилей и мотоциклов до грузовиков. Также есть экспозиция, посвященная технике Великой Отечественной войны. Можно будет увидеть «таблицу Менделеева» автомобильного мира, все, из чего состоит отечественный автопром.
У нас автомобили, как и футбол, такая тема, в которой все разбираются лучше других. Автомобильный фестиваль ВДНХ даст возможность любому прийти и либо блеснуть своими знаниями, либо подчерпнуть новые, потому что можно будет своими глазами увидеть практически все.
К нам приезжают экспонаты из личных коллекций, и я очень рад, что на наше приглашение откликнулись автомобильные музеи, которые достаточно редко вывозят свои экспонаты с собственных площадок: Тольяттинский музей АвтоВАЗ, музей Ульяновского автозавода, обещают также приехать гости из Верхней Пышмы — музея УГМК — самого большого и знаменитого автомобильно-технического музея в России, Музей транспорта Москвы. Все эти музеи сделают свои филиалы на территории экспозиции нашего автофестиваля.
Для всех увлеченных автомобилями, просто интересующихся людей собрали самую широкую коллекцию машин, которая будет выставлена на ВДНХ целых два дня. Можно будет ходить, смотреть, узнавать и общаться с владельцами, производителями, историками, экспертами и всеми, кто интересуется автомобилями.
И. ПАДЕРИН
Аксиома, что ВДНХ — главная выставка страны, поэтому делать что-то посредственное ВДНХ просто не имело смысла; и мы, как организаторы, не имели на это право. У нас такая же будет величественная выставка, которая впишется в исторический архитектурный ансамбль ВДНХ.
Мы начинаем с очень мощного заряда — от арки главного входа ВДНХ заряжаем выставку «Легенды России». Это история отечественного автопрома от 1896 года до последних образцов автомобилей «Aurus», до самого совершенного, что сейчас происходит в России. Широкими мазками в 16 моделях исторических автомобилей будет представлено все, что вы должны знать в общих чертах о том пути, который прошла наша отечественная автомобильная промышленность с конца XIX века по сегодняшний день.
Дальше мы углубляем тему величества автомобилей «Сборной мира». Практически это все золото мира; будут и те автомобили, которые встречаются только в самых дорогих подарочных вариантах: и Ferrari, и Lamborghini, и Rolls-Royce, и Jaguar. Это затравка зрителю, который проходит через арку главного входа.
Мы также уделяем внимание архитектурному аспекту: все, что будет стоять на ВДНХ, очень органично вписывается в этот парковый архитектурный ансамбль, которому нет аналогов в России. И перед нами стояла задача красиво все расставить, чтобы при этом была еще логика: мы рассказываем историю, вместе с тем даем полную панораму современной индустрии и индустрии будущего.
Е. ЖУК
Теперь, когда мы умозрительно представили себе масштабную программу фестиваля, еще раз отмечу, что автофестиваль «ПроДвижение» организован ВДНХ совместно с Гаражом особого назначения ФСО России. Это единственный в своем роде в стране музей, одна из жемчужин музейного города ВДНХ. Фестиваль организован в партнерстве и с Музеем транспорта Москвы. Хочется передать слова благодарности и другим партнерам за поддержку этого старта, который, я надеюсь, станет ежегодной традицией проведения автомобильных выставок. Мы благодарим информационного партнера автофестиваля — радио «Maximum». Приглашаем всех на программу на главной сцене, вести которую будут ведущие радио «Maximum» Чак и Шубанский.
Отмечу, что этот автофестиваль будет интересен семейной аудитории. Будет работать специальная детская зона, которая расположится на северной петле, сразу после арки главного входа. Детская зона называется «Папа купил автомобиль». На протяжении двух дней, совместно с Музеем транспорта Москвы, Гаражом особого назначения ФСО, Политехническим музеем, Робостанцией, будут организованы детские мастер-классы, лекции о правилах дорожного движения для самых маленьких и другие мероприятия.
СМИ
Это будет ежегодный фестиваль?
Е. ЖУК
Да, когда мы говорим, что это первый автофестиваль, мы подвешиваем интригу, что будет второй, третий, четвертый. Возрождение традиции — это не разовая история.
Мы уже сейчас думаем над форматами развития фестиваля, над отдельным развитием его деловой и конгрессно-выставочной составляющей, в том числе с учетом строительства и будущего открытия нового комплекса «Экспо».
СМИ
Как вы собираетесь обеспечивать сохранность автомобиля в течение двух дней, допустим, от непогоды?
Е. ЖУК
Над организацией и сборкой фестиваля работает очень опытная команда. Мы, безусловно, понимая, что выставляем и исторические образцы, и современную технику, в том числе ту, которая еще только вводится в промышленную эксплуатацию, будем особое внимание уделять и физической охране экспонатов. В частности, например, машины с открытым верхом будут защищены специальными навесами.
С. ЗНАЕМСКИЙ
Действительно важный вопрос. Пожалуй, погода — это единственное, от чего у нас нет страховки. Во всем остальном за последние годы, когда автофестивали стали уже хорошей традицией в Москве, воспитался уровень культуры у зрителей, у посетителей. Время, когда все дергали за ручки машин, писали какие-то слова, осталось вдали. Тем не менее, мы предусмотрели некие «ступени» защиты автомобилей. Самые ценные экземпляры стоят на подиуме, на возвышении. Большинство автомобилей, особенно все исторические машины, стоит за ограждением, к ним нельзя будет подойти вплотную. Это важное требование. Ограждение будет изящным и не помешает фотографиям. Это как раз для того, чтобы защитить самые ценные исторические экспонаты.
При этом у нас есть участники, которые привозят совершенно новые машины, и они заинтересованы в том, чтобы люди познакомились с ними поближе. Поэтому у каждого участника-автопроизводителя есть выбор: огораживать автомобили или, наоборот, открывать к ним доступ. Можно будет даже посидеть.
Кроме этого, на все территории ВДНХ ведется видеонаблюдение и к обычному режиму охраны мы добавляем стационарных сотрудников безопасности, которые будут привязаны к конкретным локациям и конкретным экспозиционным площадкам и будут следить за тем, чтобы с машинами ничего не произошло.
СМИ
Проехать на машине нельзя будет? Хотя бы на 50 метров, попробовать. На каких-то новых моделях, своеобразный тест-драйв.
С. ЗНАЕМСКИЙ
Нет, это стационарный фестиваль, где машины стоят как образцы искусства и инженерии.
Все-таки тест-драйвы и выставки — это разные жанры, которые очень сложно совместить. Если это какой-то аттракцион на закрытой площадке, то может быть, но в первый раз мы решили, что у нас экспонаты как в выставочной галерее.
СМИ
Какая современная модель смогла бы через 30 лет занять достойное место на выставке?
С. ЗНАЕМСКИЙ
Я думаю, что Нива. Она так и останется классикой. Через 30 лет наверняка не будет сегодняшнего Нивы, она останется классикой.
С одной стороны, мы заинтересованы в том, чтобы автопром развивался энергичнее и машины менялись, становились все более современными. С другой стороны, я слышал в этом вопросе, есть ли у нас сейчас автомобили, которые удивят?
Посмотрим, как будет развиваться история бренда «Москвич», потому что он уже сам по себе связан с ностальгией своим названием. А сейчас он взял курс на более новаторскую,
СМИ
Что из современного покупать?
И. ПАДЕРИН
У меня ответа на этот вопрос, потому что каждый покупает то, что он хочет, с чем может справиться. Машины действительно меняются, сейчас идёт их очень интенсивное развитие в области беспилотных систем, в области электрических. У нас это пока ностальгии не вызывает. Что будет через 30 лет? Словами Балабанова: «Я дальше вечера не загадываю».
Давайте посмотрим, что будет хотя бы через 10−15 лет.
СМИ
На ваш взгляд, какой самый интересный и уникальных экспонат? Какие страны смогут принять участие в фестивале в будущем?
С. ЗНАЕМСКИЙ
У нас нет ограничений по происхождению брендов. Да, фестиваль подчеркивает историю отечественного автопрома, но также мы уважаем и достижения мирового автопрома. Поэтому сразу после главного входа на ВДНХ, зрителей будет встречать отечественный автопром, но тут же, следом за ним, 10 самых главных иномарок в истории автопрома. Это шедевры мировой автокультуры. Будет как минимум три разных площадки, на которых можно будет увидеть иномарки. Например, на ВДНХ будет размещен филиал фестиваля «АвтоВыходные», там, по-моему, нет ни одной отечественной машины. Все яркие, необычные и интересные автомобили зарубежного автографа там будут представлены.
Кроме того, на открытую фестивальную площадку можно приехать на собственной машине. Если вы считаете, что она заслуживает, можно подать заявку на сайте ВДНХ, ее рассмотрят. Там тоже нет никаких ограничений по производителям и маркам.
Вдобавок у нас есть площадка, на которой будут представлены актуальные, современные машины иностранных брендов, которые выпускаются в России. Есть еще две отдельные площадки, посвященные американскому автопрому. Это ретро, красивые и яркие машины. И необычные японские автомобили также будут представлены.
Получается, что у нас глобальный подход к выставочной программе.
СМИ
Будете ли вы решить какие-то серьезные, очень назревшие проблемы автомобильного движения? Будут ли какие-то семинары, обсуждения острейших транспортных проблем?
Е. ЖУК
Мы сейчас думаем над перспективами развития автофестиваля, чтобы в будущем к автомобилям, мотоциклам добавить, например, велосипеды, так как это тоже очень востребованное транспортное средство. Мы знаем сообщества, в которых есть очень интересные образцы ретро-велосипедов, все то, что собирается вручную реконструкторами, энтузиастами. Я думаю, что это тоже очень интересная отдельная тема, которая со временем может влиться в движение фестиваля.
Что касается программы фестиваля, на текущий момент мы делаем упор либо на выступления отечественных автопроизводителей с презентациями их исторических и современных моделей, выступления частых коллекционеров, которые расскажут о своих коллекциях. На текущий момент ядро концепции фестиваля — это выставка.
В будущем, повторюсь, в том числе с перспективой появления нового выставочного комплекса на территории ВДНХ, расширение деловой программы — это один из заделов на будущее.
СМИ
Первый вопрос к Елене Жук. Не боитесь ли вы, как ВДНХ, конкуренции?
Е. ЖУК
Не знаю, может ли автомобиль быть конкурентом поезда, но в этом смысле мы конкуренции не боимся.
Я уверена, что день рождения ВДНХ абсолютно точно большой, самостоятельный, яркий, уже давно ставший традицией инфоповод. Усилив в этом году программу автофестивалем, мы увидим не только своего зрителя, но и самую широкую аудиторию.
Вся территория будет праздновать 86 лет выставки. Все наши уважаемые резиденты, Музейный город, гастрономические проекты, образовательные проекты подготовили экскурсионные мероприятия, мастер-классы, спортивные мероприятия, посвященные дню рождения ВДНХ. Даже если вдруг так получилось, что автомобильная тематика вам не близка, приходите на выставку. Я уверена, что зрелищные экспозиции никого не оставят равнодушным. А в рамках большой культурной повестки каждый найдет себе мероприятие по душе.
И. ПАДЕРИН
Еще задавали вопрос об уникальности. Вы понимаете, каждый автомобиль с историей больше 50 лет — это уже уникальная штука, потому что потому что за кормой этого автомобиля уникальный исторический опыт. Каждый из посетителей фестиваля «ПроДвижение» сам составит рейтинг уникальных машин по своим интересам. Кто-то интересуется автоспортом, он сделает для себя вывод по спортивным машинам. В качестве примера могу сказать, что у фонтана «Дружба народов», где будет представлен весь спектр истории всех автомобильных марок Советского Союза, покажут автомобиль «Победа» с кузовом пикапа. На фоне Rolls-Royce, Jaguar и Ferrari он, естественно, будет выглядеть гадким утенком, но это уникальный и, по-моему, единственный сохранившийся автомобиль, который был переделан в каком-то году на втором авторемонтном заводе, которого уже не существует, но который был в центре Москвы практически, на Большой Ордынке напротив Кремля. Был перепилен из обычной «Победы» в пикап и занимался доставкой мелких грузов.
Также уникальная пусть даже реплика первого русского автомобиля. Очень сложно решиться на воссоздание автомобиля, от которого осталось очень краткое описание и фотография, сделанная на Нижегородской ярмарке в 1896 году. По крайней мере два коллектива реставраторов уже на это отважились, и мы на сегодняшний день в России имеем в виде точной, достоверной копии автомобиль, с которого начиналось автомобильное дело в нашем отечестве. Она будет хедлайнером выставки «Легенды России». Вслед за ней будет стоять «Руссобалт», который сделан специально для фильма «Битва моторов», который выйдет на экраны только в начале 2026 года. Это машина, которая тоже является очень достоверной точной копией гоночного «Руссобалта», на котором русские автомобилисты и энтузиасты Андрей Нагель и Вадим Михайлов совершили беспрецедентно сложный для того времени зимний автопробег из Санкт-Петербурга в Монако и завоевали приз второго ралли Монте-Карло за самый дальний маршрут. 3200 километров они ехали по снегу на автомобиле с открытым кузовом и прошли весь маршрут без поломок. Этой машины, естественно, не осталось. «Руссобалтов» из 625 штук осталось всего два в мире.
Поэтому я повторяю, что любая машина с длинной историей интересна по-своему и уникальна в чем-то.
СМИ
Будет ли стенд, посвященный современным разработкам отечественного автопрома, чтобы можно было понять, из чего состоят автомобили, как выглядят современные комплектующие, дизайны, электроника.
С. ЗНАЕМСКИЙ
Надеемся, что такую возможность тоже дадим. На сто процентов не могут обещать такой стенд, но у нас точно будет площадка, которая посвящена перспективным разработкам. Там будут стоять все проекты, которые устремлены в будущее: дизайнерские, технологические.
У нас будет как минимум два экспоната, которые показывают внутреннее устройство автомобиля. «Скелет», машина, но без кузова. И есть несколько участников, которые представляют студенческие конструкторские бюро, которые занимаются дизайном, конструируют. Там можно будет посмотреть на их творчество, пообщаться с представителями, получить впечатление о том, как рождается наша машина, из чего она состоит.
СМИ
Будут ли сами коллекционеры участвовать в выставке?
И. ПАДЕРИН
Это история в принципе не про машины, а про людей, поэтому делаем все возможное, чтобы и сами экспоненты были довольны своим участием, и зрители. К полноправным участникам фестиваля относятся те люди, которые представили, привезли, доставили свои машины на площадку. Они в том же статусе, что и крупные автопроизводители.
Е. ЖУК
Коллекционеры и владельцы будут общаться с гостями, с гордостью рассказывать про свои авто.
На каждой из площадок фестиваля также будут работать ведущие, которые будут подходить к владельцу машины и задавать вопросы об истории автомобиля, узнавать, какая личная история с ним связана. Это, безусловно, самое ценное, что каждый несет из этой истории.
СМИ
По каким критериям отбирают машины для участия?
И. ПАДЕРИН
Когда мы только начинали этот проект, мы понимали сначала интуитивно, а потом уже с помощью точных математических инструментов, что фестиваль может вместить, около 500 машин? Речь не идет о тысячах. Из них порядка сотни — это современные автомобили, которые завозят автопроизводители, и они сами вольны выбирать машины, которые будут демонстрировать. Мы отслеживаем тренды, новинки и просили их привезти машины, которые дебютировали в этом году.
У организаторов, как спортивных журналистов с большим стажем, есть понимание о машинах, которые имеются в наличии и в Москве, и в ближайшем Подмосковье, и в каких-то регионах, которые необходимо вывезти на этот фестиваль, чтобы представить полный исторический спектр. Поэтому мы собирали достаточно скрупулезно. Машин в России на самом деле больше, чем могла вместить сейчас выставка и автофестиваль. Но для первого раза мы понимали, что 500 — это тоже большая цифра. За этим тоже стоит очень большая работа.
Если это исторические машины, для нас было очень важно их качество, внешний вид, достоверность истории, чтобы на исторических автомобилях не было никакого творческого тюнинга или, как говорят, «колхозинга». Чтобы автомобили были такими, как их видят в автокаталогах 1966, 1973 года, как они стояли на выставке 50-летия советского автопрома в 1974 году, на выставке 60-летия в 1984 году. Нами двигала идея представить все и лучшее, чтобы гости фестиваля, заходя сюда, осознавали не только площадной размах выставки, не только количество машин, тоже беспрецедентное для отечественных фестивалей, но и высокую качественную планку.