Информационный Центр Правительства Москвы
20 апреля 2024, суббота, 02:33
Пресс-конференции

Пресс-конференция Игоря Войстратенко

15 марта состоялась пресс-конференция Игоря Войстратенко

Пресс-конференция Игоря Войстратенко

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, коллеги. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию председателя Комитета государственного строительного надзора города Москвы Войстратенко Игоря Михайловича на тему: «Итоги работы Мосгосстройнадзора в 2021 году и новые подходы в рамках реформы  контрольно-надзорной деятельности в 2022 году».

И. ВОЙСТРАТЕНКО

Добрый день, уважаемые коллеги. Рад вас приветствовать на нашей очередной пресс-конференции, посвященной итогам прошедшего 2021 года и нашим планам на текущий год. Эти плану коррелируются в контексте реформы контрольно-надзорной деятельности, которая у нас была введена законом №248 с 1 января 2022 года. Поэтому вы все, конечно же, знаете, чем занимается Комитет государственного строительного надзора. У нас 2 основных направления. Первое – разрешительное, когда мы оформляем разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию. Так же уведомления – мы курируем снос по ИЖС. Второй наш основной блок – это ведение регионального государственного строительного надзора на различных объектах капитального строительства города Москвы. Это и социальные объекты, и общественные, и спортивные – любого назначения. Кроме этого, линейные объекты, дорожное строительство, инженерное строительство. Кроме этого, к нам в региональный надзор пришли объекты по введению ряда изменений в законодательство по железнодорожному транспорту. Еще с 2012 года нам были переданы полномочия по ведению федерального государственного надзора, контролю по объектам метрополитена.

Несмотря на ограничительные меры, связанные с профилактикой распространения коронавируса, объемы нового строительства в Москве не упали и остались на достаточно высоком уровне. В 2021 году Мосгосстройнадзор выдал 643 разрешения на строительство объектов общей площадью 15,3 млн квадратных метров. Для сравнения, в 2020 году таких объектов было  678, но меньшей площадью - на 14,3 млн квадратных метров. Большая часть разрешений выдана на строительство многоквартирных домов – 197 разрешений на 6,2 млн квадратных метров. За 2021 год Мосгосстройнадзором оформлено 695 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства общей площадью почти 15 млн квадратных метров. На сегодняшний день это абсолютный рекорд ввода недвижимости в стране. За 2020 год у нас было 551 разрешение на 10,3 млн квадратных метров. Из введенных в прошлом году почти 15 млн жилья у нас - практически 7 млн квадратных метров, 6,9. По вводу жилья на первом месте «Новая» Москва, и это правильно – она развивается, застраивается. В прошлом году было сдано 12 объектов здравоохранения и 41 объект образования. Так вот в ТиНАО у нас было 19 объектов из всего числа построенных объектов образования. Это стремление Сергея Семеновича к тому, чтобы наладить инфраструктуру образовательных учреждений в «Новой» Москве, о чем население «Новой» Москвы всегда говорило и говорит.  Культурных и 15 спортивных объектов было введено, а также 100 объектов дорожной инфраструктуры протяженностью 86 км. Среди наиболее значимых сданных в эксплуатацию объектов хотелось бы отметить, в первую очередь, в прошлом году 12 станций метрополитена. Это продолжение строительства БКЛ. Были введены объекты, начиная от станции «Народного ополчения» до станции «Каховская». А также введены в эксплуатацию: многофункциональный торговый комплекс на Павелецкой площади, Дом культуры «ГЭС-2», амбулаторных и детско-взрослый инфекционный корпуса  больницы с родильным домом в пос. Коммунарка, Детский музыкальный театр юного актера в ЦАО, новая  сцена театра «Уголок дедушки Дурова», отреставрированный кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади, кинотеатры «Янтарь» и «Саяны», спортивный комплекс с центром художественной гимнастики, ледовой ареной и центром автомобильного спорта на ул. Летная, электродепо «Сокол» и «Братеево», китайский деловой центр «Парк Хуамин», ФОК центра спорта и образования «Самбо-70» и другие объекты, многие из которых вы знаете. Всего под надзором и контролем Мосгосстройнадзора в 2021 году находился 2631 объект капитального строительства общей площадью почти 52 млн квадратных метров. Прежде всего, это жилье, включая дома, возводимые по программе реновации, которая все больше раскручивается, а также социальные, торгово-развлекательные и культурные центры, новые станции метро, электродепо, магистрали, дороги, инженерные сети и многое другое.

В ходе реализации полномочий по государственному строительному надзору в 2021 году Комитет провел 10 089 проверок. В 2020 году их было чуть больше - 6 500. Увеличение числа проверок было связано с тем, что в 2020 году из-за пандемии большинство строек было приостановлено на небольшой, но все-таки определенный период. Если говорить о типах объектов, как у нас расщепляются эти проверки, то 7900 проверок мы провели на объектах промышленного и гражданского строительства, 927 на объектах улично-дорожной сети, 647 на объектах инженерной инфраструктуры, 514 раз инспекторы выезжали на объекты метрополитена и 111 – на объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Контрольно-надзорная деятельность Мосгосстройнадзора ведется с привлечением нашего подведомственного Центра экспертиз и исследований в строительстве (ГБУ «ЦЭИИС»), который полностью укомплектован на сегодняшний день новейшим измерительным и испытательным оборудованием. Здесь выполняется более 370 видов испытаний и свыше 140 видов работ. Центр экспертиз значительно усиливает эту работу, в т.ч. нашу. Это позволяет улучшить качество строительства и ввода объектов капитального строительства. Центром экспертиз у нас в прошлом году проведено 19 354 государственных работ. Это то задание, которое стояло перед ГБУ. В результате проверок в 2021 году Мосгосстронадзором было выявлено свыше 38 000 нарушений обязательных требований, из которых более 16 700 по качеству работ, почти 6000 по содержанию стройплощадок. Остальные нарушения были связаны с пожарной безопасностью, санитарно-эпидемиологическими требованиями, отступлениями от проектной и исполнительной документации. Анализируя причины этих нарушений, можно сказать, что пока еще у нас все та же «болезнь»: не совсем качественных подбор подрядчиков и субподрядчиков, ведущих работы на этих объектах. Кроме того, стоит отметить ненадлежащий строительный контроль лицами, осуществляющими строительство.

По итогам надзорной деятельности выдано почти 5 500 предписаний  об устранении нарушений и большая часть нарушений на сегодняшний день устранена. Оформлен 12 500 протоколов и выписано почти 7 800 штрафов на сумму более 839 млн рублей, которые должны полностью в этом объеме поступить в бюджет города Москвы.

Строительство в Москве ведется очень большими темпами. У нас разрабатываются и внедряются постепенно технологии цифровизации ( «БИМ», «ТИМ»-технологии). Это то, что касается надзора. Конечно же то, что касается государственных услуг, которые мы выполняем – первого блока, то на сегодняшний день полностью эти услуги цифровизованы (это было завершено в прошлом году). Количество таких услуг в Москве постоянно увеличивается, а сроки предоставления сокращаются. За 2021 год Комитетом было представлено 6332 услуги в электронном виде. Это на 12% или на 670 услуг больше, чем в позапрошлом 2020 году. В настоящее время на «Мос.ру» представлено 28 электронных услуг в строительной сфере, из которых 10 оказывает Мосгосстройнадзор – почти половина.

С 14 января 2021 года в столице стала доступна выдача акта  освидетельствования проведения основных работ по строительству и реконструкции объектов ИЖС с привлечением средств материнского капитала в электронном виде. Теперь это можно сделать на официальном сайте мэра Москвы и Правительства.

Количество обращений в 2021 году через портал, официальную почту, а так же на «горячую линию» Комитета по сравнению с 2020 годом сократилось на 10%. Через сайт мэра Москвы, электронную почту поступило 11 181 обращение. Операторы «горячей линии» Мосгосстройнадзора зафиксировали 6734 звонка. Подобное сокращение во многом связано с тем, что информационная политика Комитета, как и столичного Стройкомплекса в целом, все более ориентирована на открытость и полноту предоставления данных. Еще одна причина в активном использовании альтернативных каналов связи. Это запросы, как от граждан, так и от юридических лиц-участников строительства. Они все чаще поступают через соцсети и новые медиаканалы. Подавляющее большинство обращений было связано с законностью строительства, наличием у застройщиков  разрешительной документации, влиянием строительства на быт жителей соседних домов, т.е. шумы, и строительными нарушениями, допущенными при строительстве.  

В заключение хочу отметить, что в законодательстве о контрольно-надзорной деятельности у нас сейчас происходят очень большие изменения. С 1 июля 2021 года вступил в силу ФЗ №248 о государственном надзоре и муниципальном контроле в РФ. Главной задачей этой реформы является повышение уровня безопасности и снижение административных барьеров. До конца 2021 года региональные институты, в т.ч. наши столичные, разработали нормативные акты, определяющие порядок осуществления государственного строительного надзора с 1 января 2022 года. В настоящее время акцент в работе Мосгосстройнадзора смещен именно на профилактику. Точнее, он постепенно смещается в сторону профилактики и предотвращения правонарушений «на подступах». И, конечно же, изменился характер и порядок проверок, их оперативность и прозрачность. Профилактические меры ориентированы у нас на снижение риска причинения ущерба. Это, в первую очередь, консультирование, осуществление профилактических визитов, а так же объявление предостережения при наличии сведений и готовящихся нарушениях. В этом году мы уже направили ряд таких предостережений. Последняя мера о предостережениях во многом заменяет проведение внеплановых проверок и дает возможность участникам строительства оперативно исправить нарушения и избежать привлечения к административной ответственности. При этом важно отметить, что участие в профилактических мероприятиях – не обязанность, а право, и они будут проводиться только с согласия субъектов строительства, либо по их инициативе.

Продолжительность выездных проверок в 2022 году сократилась вдвое. Ранее такие проверки проводились в течение 20 дней. Теперь они проводятся в течение 10 рабочих дней. Все результаты должны быть размещены в Едином реестре проверок («ЕРКНП»). Увидеть их в электронном варианте можно фактически в тот же день. Нам дается от 1 до 3 дней, чтобы все результаты были размещены в Едином реестре. Это и определяет прозрачность и оперативность проводимых проверок.

В текущем году мы продолжим выработку конкретных предложений и рекомендаций, которые будут способствовать совершенствованию системы государственного строительного надзора в рамках проводимой реформы.

Еще одним аспектом нового закона является более широкое использование информационных технологий при проведении строительного надзора. В 2022 году все государственные строительные заказы переходят на БИМ-технологии. Мосгосстройнадзор совместно с Департаментом строительства на сегодняшний день разрабатывает механизм, в рамках которого документация на проверяемых объектах будет размещена в составе из цифровой модели. Туда же попадает и перечень выявленных нарушений, увидев который, застройщик может оперативно приступить к их устранению. Наши инспектора, видя в БИМ-модели, что нарушение не устранено, смогут оперативно указать на это застройщику. Мы собираемся провести дополнительное обучение инспекторского состава и представителей застройщика, как мы будем работать в новой такой парадигме. Кроме этого мы рассматриваем и вариант использования камер видеонаблюдения, установленных на площадках строительных объектов и  прилегающих территорий. Они будут использоваться инспекторами Комитета как один из основных инструментов оперативного контроля и реагирования в режиме реального времени. Это будет способствовать ускорению обработки информации, содержащейся в обращениях граждан. Статус этих камер надо будет определять, каким образом они будут являться инструментом выявления и пресечения нарушений. Мы над этим сейчас и работаем.

Вкратце это все, что я хотел сказать. Теперь, если можно, вопросы.

А. ПЕРЕПЕЧКО – «Экоград»

Скажите, пожалуйста, увеличился ли объем работы вашего комитета по программе реновации? Будут ли применяться по программе реновации «зеленые» технологии или это будет только к отдельным, определенным объектам строительства?

И. ВОЙСТРАТЕНКО

На самом деле, если говорить об увеличении проверок объектов реновации, то у нас все проверки складываются из программ проверок, где предусматривается от 6 до 12 проверок объекта в зависимости от его объемов. Здесь говорить в контексте увеличения проверок можно только в том случае, если увеличивается количество объектов реновации. А объекты реновации у нас увеличиваются, поэтому увеличивается и количество  этих проверок. Это связано только с количеством этих объектов.

Вторая часть вопроса была по БИМ-технологиям. Бим-технологии  предусмотрены для практически всех объектов капитального строительства, которые возводятся в Москве и в стране. Эти технологии уже на некоторых объектах внедрены. Но на объектах реновации пока еще только апробируются, насколько мне известно.

А. МАСТРЕНКОВ – «Интерфакс»

В этом году какова динамика по разрешениям на строительство? Второй вопрос по постановлению Правительства России по снижению количества проверок в связи с санкциями, экономическими условиями. Как-то это отразиться на работе Комитета, количестве проверок, которые вы будете проводить?

И. ВОЙСТРАТЕНКО

По первому вопросу в абсолютных цифрах я не скажу, сколько мы обработали заявок и выдали разрешений на строительство. Но могу честно сказать, что по сравнению с таким же периодом прошлого года (недавно у нас было сравнение за последние 2 месяца) у нас количество поступающих заявок и выданных разрешений не изменилось. Оно примерно в одном и том же диапазоне цифр находится. Точно могу сказать – не изменилось.

Второе. Если говорить о том, как изменится наша работа в нынешних внешнеполитических, внешнеэкономических или внутриэкономических реалиях, вы все знаете, что у нас было принято Постановление РФ №336, и оно четко определяет в части, касающейся ведения контрольно-надзорных мероприятий, в т.ч. государственного строительного надзора, что ряд проверок у нас будет. Они никуда не уйду. Будет определенный мораторий на эти проверки. Это проверки, в основном, предписаний. И то предписания, которые в себе имеют наличия нарушений, связанные с угрозой жизни и здоровью граждан, обороной страны, безопасностью государства или угрозой возникновения ЧС – такие предписания будут проверяться, но с согласования с Прокуратурой. Если говорить в целом о том, что мы сокращаем количество проверок – да, мы их сокращаем. Но только в части, касающейся проверки предписаний. Еще часть плановых проверок уходит у нас. Но эти проверки не относятся к нам. Мы не проводим плановые проверки. Мы проводим проверки по программе проверок. Что касается программы проверок, они все остаются на местах, потому что их не такое большое количество. Скажем так, есть определенные послабления. Они нацелены на то, чтобы наш экономический блок эффективнее начал работать и для наших инвесторов, которые находятся на рынке, были созданы хорошие условия.

О. ГАХОКИДЗЕ - «РИА Новости»

Видит ли стройнадзор общую тенденцию снижения качества работающих в Москве генподрядчиков? Связано ли это с началом пандемии или сегодняшние условия способствуют тоже?

И. ВОЙСТРАТЕНКО

Ну, качество работающих, что имеется в виду, их профессиональный уровень? Да нет, примерно колеблется это все в одном и том же уровне. Эта картина вырисовывается всегда по количеству нарушений охраны труда и техники безопасности и, как следствие, несчастные случаи, которые происходят на стройках. Могу сказать, что количество несчастных случаев на стройках у нас, по сравнению с 2020 годов, даже чуть снизилось. Хотя в 2020 году у нас меньше строек было в режиме строительства. Но все равно это не глобальные изменения. Поэтому еще пока профессиональный уровень некоторых работников, которые работают на стройках, не совсем на должном уровне.

Что касается инженерно-технических работников, которые находятся на этих же объектах, то нет – достаточно серьезный уровень на тех объектах, которые являются технически сложными и особо опасными объектами. Там достаточно высокий уровень итр, и самих работников, которые выполняют непосредственно работы. В основном, конечно же, нарушения, которые у нас присутствуют и влекут за собой несчастные случаи, к сожалению, связаны с элементарным нарушением требований той же охраны труда или техники безопасности. В основном, это падение с высот, например. К сожалению, есть такое.

О. ГАХОКИДЗЕ – «РИА Новости»

Спасибо. Вы еще говорили о том, что используются технологии для отслеживания строек. Нет ли сейчас ухода каких-либо программных обеспечений, может быть, с рынка, что повлечет проблемы? Или все российское?

И. ВОЙСТРАТЕНКО

Я бы не сказал, что есть какой-то уход. Вы имеете в виду сами программы по БИМ-технологиям? Это программы в т.ч. и нашей разработки есть. Поэтому я не думаю, что они уйдут с рынка. В этом плане, может быть, что-то замедлится, но никак не уйдет. Эти программы имеют право быть и имеют право на жизнь, и они будут обязательно внедрены.

А. САВИЦКАЯ – «ТАСС»

В прошлом году благополучно завершилась история с ЖК «Филатов луг» в «Новой» Москве. Но хотелось бы уточнить, планируется ли как-то в Мосгосстройнадзоре изменить подходы к выдаче разрешений на строительство в приаэродромных территориях в «Новой» Москве. В частности, может быть, как-то дополнительно взаимодействовать с Росавиацией, чтобы подобных ситуаций не допускать. Спасибо.

И. ВОЙСТРАТЕНКО

Этот вопрос у нас четко обозначен в нормативно-правовых актах, которые потом и кровью были созданы тогда, когда создалась ситуация, в т.ч. по «Филатову лугу». Там не только «Филатов луг».  Поэтому, да, есть распорядительные документы Росавиации, есть Постановление Правительства, и ФЗ, которые внесли ряд определенных изменений. У нас есть четкое понимание, что обозначены 7 аэродромных подзон. Любой аэродром имеет 7 подзон. 6 из них связаны с Росавиацией. 7-я подзона связана с Роспотребнадзором. Все нормативные документы о том, как действует, и какие разрешительные документы выдает та же Росавиация и Роспотребнадзор, они все обозначены. Они обязательно должны приходить к нам,  и информация, чтобы определить, в какую подзону попадает объект географически и какие к нему требования, у нас есть. Мы отслеживаем все эти требования. Эти требования выполняются, предоставляются, а мы, естественно, выдаем все разрешительные документы.

А. САВИЦКАЯ – «ТАСС»

И еще один вопрос. В начале февраля обрушились строительные леса в Георгиевском переулке, рядом со зданием Госдумы. Вы сообщали, что проведете внеплановую проверку объекта. Есть ли уже какие-то результаты?

И. ВОЙСТРАТЕНКО

Да, конечно была проведена внеплановая проверка. Был составлен административный материал. Сейчас не могу сказать, вынесено ли постановление о штрафе, но административные материалы были оформлены. Здесь наше реагирование произошло достаточно оперативно. Правда, как всегда, посередине бывает. Здесь и недолжный строительный контроль, который велся на этом объекте. Но выявились и неправильные проектные решения. Некорректные проектные решения были применены, которые привели к тому, что произошло обрушение некоторых конструкций, которые повлекли обрушение строительных лесов.

И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»

Существуют ли особенности контроля за строительством домов по программе реновации?

И. ВОЙСТРАТЕНКО

У нас в контроле за объектами реновации точно такой же подход, как и ко всем остальным объектам в соответствии с требованиями, прописанными в проектной документации. Отношение к этим объектам такое же, как ко всем остальным объектам. Но есть маленькое дополнение – у нас есть Постановления Правительства Москвы №516. С некоторыми изменениями оно было в 2017 году, а в 2019 году у нас было дополнение к этому постановлению, связанное с требованиями по отделке квартир в домах по программе реновации. Были созданы шоурумы, где четко показано, какие должны быть квартиры, и какие к ним требования применяются. В соответствии с этими дополнительными требованиями, обозначенными в ПП №516, мы эти требования так же проверяем. Т.е. маленькое дополнение. Вы знаете, что жилые дома, которые строятся в Москве, по большому счету ничем не отличаются от домов реновации, кроме того, что инвесторы, бывает, строят дома со свободной планировкой, т.е. без отделки. Потом все это делается собственниками жилья, т.к. им согласуют эту планировку. А здесь все уже готово, т.е. «под ключ» - берите и  заезжайте.

Л. ИСАКОВА – «ИД-41»

Вы назвали наиболее значимые объекты, которые были сданы в 2021 году. Какие подобные объекты будут сданы в 2022 году?

И. ВОЙСТРАТЕНКО

У нас задача Сергеем Семеновичем обозначена четко и понятно: в первую очередь мы должны закончить БКЛ. Это порядка 7 станций. Она полностью замкнется и будет обслуживать все округа г. Москвы, которые попадают туда. Туда попадают все, кроме Зеленограда и центра. Это главная задача, и все в комплексе градостроительной политики Москвы нацелены на ее выполнение. Кроме этого, из ближайших – это спортивный кластер на Воробьевых горах. Тоже по поручению Сергея Семеновича он выполняется. Там работы уже близки к завершению. Есть еще павильон «Ластоногие» Московского зоопарка – тоже на подходе. Это значимый и обширный павильон, технически очень сложный. Огромнейший бассейн с оборудованием по подготовке воды в соответствии с требованиями, которые должны быть для животных, которые живут исключительно в воде. Что еще? Международный центр самбо и бокса; стадион «Москвич» полностью должен быть перестроен. Также павильон «Росатом»  и колесо обозрения на ВДНХ – уникальные объекты. Это так, навскидку.

Г. БУГРОВ – «Южные горизонты»

Объектам, которые вы перечислили, в т.ч. медицинским, которые сейчас возводятся в столице, требуется высокоточное оборудование, в частности, и импортное. На сегодняшний день есть какие-то проблемы с поставкой этих механизмов?

И. ВОЙСТРАТЕНКО

К компетенции комитета это, конечно, не относится, но тем не менее. Мы же смотрим проектную документацию, где есть спецификация оборудования. Там практически всегда пишется так: «такое-то оборудование или аналог». На сегодняшний день те объекты, которые у нас строятся, по ним, по поставкам, насколько мне известно, все требования выполнены или довыполняются, доходят. Где есть возможность импортозамещения, оно происходит уже на сегодняшний день. Я понимаю, ситуация сложная. Вы правильный вопрос задали. Но пока на сегодняшний день с нашей стороны, учитывая альтернативные поставки оборудования и импортозамещение, и то, что уже было поставлено и сейчас монтируется, таких срывов сроков или каких-то проблем на сегодняшний день я не вижу.

Е. КАЛИНИН – «Московская перспектива»

Скажите, пожалуйста, есть комиссия по охране труда у профсоюзов. Чем отличается ее деятельность от вашей?

И. ВОЙСТРАТЕНКО

Профсоюзы свою деятельность осуществляют на основании других нормативно-правовых актов, которые у нас существуют в стране. Профилактику они стараются проводить, но у них нет тех инструментов, которые есть у нас. Я тоже считаю, что эти инструменты еще не в полной мере даны для нас. Этот вопрос обсуждается у нас, и у А.Ю. Бочкарева обсуждался плотно. Контрольно-надзорная деятельность, которая на сегодняшний день  у нас реформирована и происходит ее постепенное реформирование, как раз предусматривает, что мы в первую очередь будем сейчас нацелены обращать внимание на выполнение требований охраны труда и техники безопасности. Мы как раз здесь будем в помощь профсоюзам.  Потому что профсоюзы, не имея рычага, могут указать на что-то, на что надо обратить внимание, а мы, имея рычаг на основании проектной документации, где предусмотрены те или иные меры по охране труда и техники безопасности, можем выявлять нарушения, указывать на них, требовать их устранения вплоть до составления административных материалов.

ВЕДУЩИЙ

Объемы строительства в Москве растут, но я никогда не слышал, чтобы в связи с такими возросшими объемами и задачами ваш Комитет кратно увеличил штат. Какими инструментами вы пользуетесь? В 3 раза выросли объемы строительства, а штат остался тем же.

И. ВОЙСТРАТЕНКО

Штат у нас чуть-чуть увеличился за счет того, что прибавились объекты РЖД. А так, да, штатная численность самого комитета остается прежней – порядка 460 штатных единиц плюс около 300 единиц наших лабораторий, т.е. ГБУ, подведомственных учреждений.

Вопрос интересный, конечно, подразумевающий, не ухудшилось ли качество от увеличения количества. Нет, конечно, оно не ухудшилось. Мы просто перестраиваем нашу систему подходов к тому, как мы ведем надзор. К сожалению, раньше, если вы слышали и мнение федеральных чиновников, и застройщиков – совершенно неправильное мнение, - «а что сказал Мосгосстройнадзор? А вот Стройконтроль этого не сказал». Поймите правильно, государственный строительный надзор и строительный контроль – две огромнейшие большие разницы. К сожалению, когда-то, учитывая, что наши ребята выходили на стройку, они давали по максимуму количество нарушений, которые там выявлялись, не задумываясь о том, что этими нарушениями будут спекулировать те же специалисты строительного контроля. Получалось некое замещение: «а вот мне Госстройнадзор ничего не сказал, а я вот этого вроде как не заметил». Это мысли Стройконтроля. Эта некорректность в прошлом и позапрошлом году очень усилилась. На это я обратил внимания и поэтому сказал: ребята, нет, давайте так. Государственный строительный надзор определен статьей № 54 Градостроительного кодекса. Там четко прописано, что делает государственный строительный надзор. Он не должен жить на стройке. Он осуществляет от имени государства надзорно-контрольные действия, нацеленные на то, что государство отвечает за то, что строится на его территории. Сам этот надзор ведется, чтобы в целом определить в соответствии ли с проектом это делается, качественно ли делаются эти работы. Но никак не замещать работы, которые должен смотреть строительный контроль. Строительный контроль смотрит все работы. Он заполняет акты на скрытые работы, подписывает формы акта выполненных работ, фиксирует, что эти работы выполнены, поэтому можно производить оплату. Мы же выходим только лишь поэтапно на уже выполненные работы. Вот это мы и должны делать. Выходим на уже выполненные работы, вызываем лабораторию. Мы уже перестраиваем свою систему так, что всегда лаборатория выходит. Ее задача – помощь инспектору. Он же не может просветить взглядом ту или иную конструкцию. Лаборатория всегда заберет образцы, сделает неразрушающим методом определенные замеры и предоставит экспертное заключение, что с этой конструкцией – все в порядке, не все в порядке. Его задачей будет только определить качество выполненной конструкции, а не выполняемой конструкции. Бывало такое, когда выходит инспектор государственного строительного надзора и пишет: «вот у вас армокаркас, который стоит, но не залит бетоном, выполнен не по проекту, не с тем шагом арматуры, и не завязан, неправильно и т.д.». Подождите, ребята, зачем вы делаете работу строительного контроля? Вы то же самое можете неразрушающим методом определить и обозначить это нарушение, а с ним, если действительно там с армокаркасом что-то не так, пожалуйста, иди к проектировщику, пересчитай, внеси изменения в проект и все у тебя хорошо. Все будет правильно, проверено. Если конструкция имеет несущую способность при пересчете все равно допустимую - пожалуйста, эти изменения внесены. Если нет, тогда усиливайте или заменяйте эту конструкцию. Когда мы перестроили эту работу с пониманием, что такое государственный строительный надзор, объемы работ, которые сами себе ребята нарезали, они уменьшились. Мы даем конкретно те нарушения, которые связаны с охраной труда и техникой безопасности, с содержанием строительной площадки в целом, чтобы у нас город был чистый, и третье – конструктивы, готовые конструкции, которые мы проверяем. Это некоторое перестроение.

А. МАСТРЕНКОВ – «Интерфакс»

У вас есть подведомственный центр экспертиз. Какое развитие этот центр получит в ближайшие годы? Будут ли дополнительные виды исследований, уникальное новое оборудование?

И. ВОЙСТРАТЕНКО

Я уже, по-моему, сказал в докладе, что на сегодняшний день потребности в т.ч. в уникальном оборудовании, Сергеем Семеновичем были даны указания и выделены денежные средства – реализованы, все уже закуплено. У нас вплоть до георадаров, все есть. У нас очень много различного оборудования – порядка 130 единиц, от самого простого до очень сложного технологического оборудования. Оно закрывает весь спектр тех работ, которые необходимо производить на строительной площадке. Поэтому на сегодняшний день пока вопрос так не стоит. Но учитывая, что у нас внедряются БИМ-технологии, мы уже дополнительно настраиваем работу нашего подведомственного учреждения, чтобы и само подведомственное учреждение научилось обращаться с программными продуктами, нацеленными на введение БИМ-технологий в строительстве, но и обучало инспекторский состав комитета, как с этими продуктами обращаться. На это сейчас нацелены.

ВЕДУЩИЙ

Игорь Михайлович, спасибо за конкретику и открытость. Пресс-конференция завершена.

И. ВОЙСТРАТЕНКО

Спасибо, коллеги.