Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция Антона Кульбачевского
28 июня 2022, вторник, 12:44

Пресс-конференции

01 июня 2022 Пресс-конференция Антона Кульбачевского

1 июня состоялась пресс-конференция Антона Кульбачевского

Пресс-конференция Антона Кульбачевского

ВЕДУЩИЙ
Добрый день. 1 июня, первый день лета, Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского Антона Олеговича. Тема «Всемирный день охраны окружающей среды (День эколога)». Антон Олегович, спасибо, что Вы нашли время для нас. Вам слово.

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Уважаемые коллеги и друзья. Сегодня 1 июня на календаре, в Москве началось лето. Все вы уже были на улице и увидели, что наконец-то температура перевалила за 20-градусную отметку и устойчиво держится. Радостный день, так как весна была холодноватой. 5 июня в РФ День эколога будет отмечаться в 15 раз. У нас мини-юбилей, приуроченный к Международному дню охраны окружающей среды. 15 лет уже 5 июня является профессиональным праздником всех экологов РФ. В том числе московские экологи и люди, не равнодушные к проблемам экологии этот праздник отмечают. Я сейчас хотел бы анонсировать ряд мероприятий, которые у нас будут всю неделю с понедельника по понедельник. Вся она посвящена нашему профессиональному празднику. У нас будет очень много мероприятий, о которых я коротко расскажу, а потом отвечу на ваши вопросы.

Сотрудники ГПБУ "Мосприрода" департамента природопользования города Москвы подготовили эко-марафон "Пятнашки" - масштабную программу ко дню эколога. С 26 мая по 5 июня мы планируем провести более 200 мероприятий в экоцентрах и на природных территориях нашего города. В честь Дня эколога во всех округах Москвы планируется провести 15 крупных экологопросветитеских мероприятий при участии друзей и партнеров. Жителей столицы ждут викторины и экскурсии, экозабеги, мастер-классы, квесты, игры, акции и другие бесплатные экологические занятия. Будут запущены новые экологопросветитеские проекты и онлайн-тесты, а также будут подведены итоги 5 конкурсов.

В рамках празднования Дня эколога в этом году уже прошло более 10 эколого-просветительских мероприятий, а до 5 июня состоится еще около 100 оффлайн мероприятий и столько же в онлайн-формате. Основной площадкой празднования Дня эколога станет Бирюлевский дендропарк. В программе проведения мероприятия запланировано торжественное награждение победителей московской олимпиады школьников по экологии, победителей природоохранного творческого конкурса рисунков на асфальте "Мой дом – моя планета", в рамках экологического марафона прокуратуры Москвы победителей конкурса "Здоровье планеты в моих руках". Самые активные граждане могут принять участие в зажигательном флэш-мобе и попробовать свои силы во флэш-мобе "Зеленая планета", где участники с помощью цветных мелков озеленят землю, нарисовав представителей флоры и фауны. В середине апреля у нас стартовал экологический марафон прокуратуры Москвы, который будет проходить до 30 июня 2022 года. В своднике под девизом "Чистота - залог здоровья" приняли участие более 100 человек.

В мае в рамках экологического марафона города прошел фестиваль "Мой дом - моя планета", в котором приняли участи 55 детей, было представлено 25 рисунков на асфальте. 5 июня состоится торжественное награждение победителей.

В мае, в рамках экологического марафона прокуратуры города состоялось 14 бесплатных занятий по скандинавской ходьбе, в которых приняло участие более 700 человек.

В рамках экологического марафона запланировано совместное проведение контрольно-оздоровительных мероприятий по выявлению фактов незаконной вырубки зеленых насаждений, несанкционированного размещения отходов и других экологических правонарушений.

2 июня департамент природопользования проведет экологическую конференцию, которая соберет болеет сотни экспертов-экологов. На повестке дня экологические вызовы развития мегаполисов. В преддверии Дня эколога и Всемирного дня окружающей среды власть, бизнес и общественность города на конференциях обсудят, как сохранить окружающую среду.

Новшеством этого года станет мультимедийный формат с участием виртуального помощника - аватара московской природы, которого публично представят впервые. Всех вас завтра приглашаю на это посмотреть, это будет интересно.

Также диалог об экологии мегаполиса состоится на площадке дизайн-центра «Artplay». Проекции и объемные сценические декорации перенесут гостей в трехмерное пространство. Они смогут прогуляться про инверсивному диджитал-лесу, за которым виднеется река. В этом формате будет также диалог нового персонажа - аватара московской природы с представителями власти, бизнеса и экспертного сообщества. Положительная динамика компонентов окружающей среды - результат экологической модернизации отраслей городского хозяйства.

Сейчас я расскажу коротко информацию, которая поменялась за 12 лет по секторам. Транспорт: по сравнению с 2012 годом автопарк вырос почти 110000 единиц, это 2,4% от общего количества автомобилей. При этом выброс загрязняющих веществ снижается. По итогам 2021 года выбросы составили менее 330000 тонн и снизились за 12 лет на 64%. Также продолжается развитие электрического общественного транспорта. Еще 420 электробусов планируется выпустить на линию, что позволит снизит выброс парниковых газов на 70000 тонн.

Вблизи автотрасс концентрация загрязняющих веществ снизилась от 1/4 до 2,2 раза.

 

В 2022 году планируется запуск первых двух регулярных маршрутов электрических судов по маршрутам “Фили” — Киевский вокзал - Печатники — Автозаводский мост. Электрический транспорт пока занимает очень маленькую долю в автопарке Москвы. На начало 2022 года на учете в ГИБДД числится только 2161 полностью электрических автомобилей. Когда мы начинали эту тему, их было меньше 1000. Динамика есть, хоть и меньшая, чем мы ожидали.

Также в 2021 году установлено 55 электрозарядных станций нового формата для личного транспорта. Всего на территории улично-дорожной сети с начала года действовало 124 электрических зарядных станций. Естественно, эта работа будет продолжаться.

В плане коммунального хозяйства, у нас продолжится экологическая модернизация Курьяновских и люберецких очистных сооружений, которая уже показывает высокую эффективность. На 50% снизилось содержание нефтепродуктов и металлов в главных водных артериях города, на 35% сократилось содержание аммонийного азота в нижнем течении реки Москвы, и за 10 лет объем сброса сточных вод уже снижен на 22%. Ежегодный сброс только от объектов Мосводоканала сократился на 100000 тонн в год с 2015 года. В прошлом году мы начали создание единой системы мониторинга с Московской областью. Было установлено 15 станций в Московской области, прилегающих к границам города Москвы. В 2021 году выполнены работы по созданию сети высокоточного мониторинга на участке "Воробьевы горы". Обустроено 342 пункта наблюдательной сети. Эта система нам позволяет в автоматическом режиме регистрировать смещение грунтов на склонах и глубинах более 100 метров, учитывать изменения уровня подземных вод и напряжения в грунтах. Создана математическая биотехническая модель склона.

В пандемийный период мы отработали формат видеосвязи. Сейчас мы развиваемся во всех направлениях. Вовлеченность растет. В прошлом году мы провели более 15000 эколого-просветительских мероприятий, в которых приняли участие более 70000 москвичей. В этом году более 30000 москвичей приняли участие в наших мероприятиях. Мы на этом не останавливаемся, отрабатываем новые методики, квесты и уроки. Это важно и очень полезно. Если мы повышаем экологическую осознанность наших граждан, то экологические решения в нашем городе уже ложатся на благодатную и подготовленную почву. Москвичи зачастую уже не задают вопросов зачем что-то делается. Также на ООПТ Москвы проводится порядка 300 вариантов интересных экскурсий, квестов. Каждый год мы разрабатываем новые программы. Коротко так. Цифры, которые я сейчас привел по отраслям нельзя назвать нашим колоссальным успехом, но тенденция положительная. Мы четко понимаем, что в крупном мегаполисе каких-то прорывных вещей с экологической точки зрения достичь невозможно. Поэтому положительная динамика уже нас успокаивает и говорит о том, что мы находимся на правильном пути. Те мероприятия, которые мы проводим, доказывают свою экологическую эффективность.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо

Д. ВЕСЕЛОВ - "Метро"
Дмитрий Веселов, газета "Метро". Антон Олегович, скажите, пожалуйста, достаточно ли сегодня в столице зеленых насаждений и в каком состоянии они находятся?

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
По поводу зеленых насаждений, могу сказать, что ни в одном крупном мегаполисе мира, нет такого количества зеленых насаждений. Москва отличается от многих городов, с которыми мы конкурируем по показателю озелененности. У нас более 50% территории старой Москвы - озелененные территории. В среднем где-то от 12 до 13 миллионов деревьев произрастает на территории старой Москвы. И где-то около 30 миллионов кустарников. Практически на каждого москвича приходится по одному дереву. Состояние зеленых насаждений неплохое. 90% всех зеленых насаждений города находится в нормальном, здоровом состоянии, 10% - деревья великовозрастные, которые подлежать постепенной замене.

ВЕДУЩИЙ
Антон Олегович, в развитие этой темы, мы же понимаем, что много посадочного материала покупалось за рубежом, а в связи с санкциями, как изменилась сейчас эта ситуация?

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Мы всегда на протяжении 12 лет над этой проблемой работали, видели ее еще в 2010 году. Когда благоустройство зависит от импортного материала, это не очень комфортно. Но за эти 12 лет у нас уже появились в РФ и в нашем московском регионе питомники, которые применяют современные технологии в этой сфере. В принципе, сейчас сказать, что мы ощущаем дефицит зеленых насаждений и кустарников, я не могу сказать. Наверное, это какие-то совсем уже великовозрастные деревья, которые очень редко высаживаются на территории города в декоративных и созерцательных целях на серьезных смотровых объектах. Как, например, липы на Тверской, которые уже 30-летние приехали. В наших российских питомниках такого посадочного материала не было на тот момент. Просто по возрасту. Потому что деревья надо сопровождать, пересаживать. Каждые два года они пересаживаются. Вот, в принципе, и вся технология. Компактная корневая система. У нас уже сейчас есть деревья возраста от 15 до 20 лет в российских питомниках, поэтому я здесь особой проблемы не вижу. Экологическая ситуация улучшается, что положительно сказывается как на здоровье москвичей, так и на здоровом состоянии наших зеленых насаждений.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Давайте с края начнем.

И. АНДРЕЕВА - "Вечерняя Москва"
Можете ли Вы поподробнее рассказать об экологической ситуации районов Москвы: ЦАО, ТиНАО и ЮАО.

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Такой хороший вопрос, очень долгий. На него отвечать можно целую жизнь. Ладно, я постараюсь коротко. Понятно, что экологическая ситуация до сих пор зависит от исторического периода развития города, как он формировался. Если брать Южный округ, там, в принципе, все неплохо, но наличие промзон, которые исторически там были, Бирюлевская и еще несколько промышленных зон, дает о себе знать. Те районы, которые тяготеют к ним, в связи с тем, что реконструкция и реновация этих зон только началась или планируется, пока не совсем благополучны с экологической точки зрения. Те объекты, которые раньше работали в минус, сейчас работают в плюс. Там создаются рабочие места высокотехнологичные и экологичные. Экологически чистые производства заменяют вредные производства, которые были в этих промзонах. Сейчас город активно этой проблемой занимается. Наверное, состояние экологии Южного округа улучшится после того, как эта программа будет реализована. Около 20-30% территории округа будет подвержено реновации. Все остальное, в принципе, неплохо. Когда мы уберем вредные производства, которые уже, в принципе, на нуле, будет еще лучше. Периодически пока что поступают жалобы на неприятные запахи. На моей памяти мы такую работу проводили с табачной фабрикой "Лиггетт-Дукат», которая в конечном итоге перенесла свое производство в Московскую область. На месте фабрики сейчас инвестируются какие-то другие проекты общественные, культурные для того чтобы площади были востребованы в современном моменте. Еще были жалобы жителей района "Чертаново" на шоколадную фабрику в 2020 году. В 2021-2022 годах мы эту проблему решили. Я беру еще где-то лет 5-6, когда такая проблема, как вредная промышленность полностью уйдет. Она полностью исчезнет с территории нашего мегаполиса и параметры качества окружающей среды тоже повысятся.

Что касается Центрального округа, главные его проблемы - историческая застройка, узкие улочки и минимальное количество зеленых насаждений по сравнению с другими округами. Если, допустим, у нас на периферии города есть ООПТ практически в каждом округе, большие лесные массивы. Если брать запад, северо-запад, юг, юго-восток, там находятся, в том числе, водные объекты, такие, как Москва-река, которая заходит на северо-западе, а выходит на юге. Центр, конечно, лишен таких территорий. В центре мы за каждое дерево боремся на каждом пятачке, где это возможно. В том числе и с применением новых современных технологий в озеленении мы эту работу проводим, не оставляем его ни на миг, постоянно этим вопросом занимаемся. Думаю, что всех порадовало возвращение исторических деревьев, посадок на Тверской улице, на Садовом кольце, других центральных улицах. В принципе, это дополнительное озеленение все делалось в рамках программы "Моя улица". В любом случае, любое дерево приносит пользу где-то в большей, где-то в меньшей степени. Надо это сохранять, ни в коем случае не уменьшать количество зеленых насаждений, а всяческими способами стараться его увеличить. Такие задачи стоят.

В ТиНАО все намного лучше. Там около 80% - девственные территории. Там около 60000 гектар особо охраняемых природных территорий, поля леса, болотные угодья, реки открытые, а не в коллекторах. То есть, водные объекты полноценные. В ТиНАО совершенно другая политика застройки. Центр города формировался 900 лет назад. Сейчас подходы совершенно другие. Есть несколько поясов, часть из которых может активно застраиваться, а дальше уже к границам Калужской и Московской областей, будет щадящая застройка, малоэтажная. Коммуникации и транспортная инфраструктура будут также соответствовать требованиям мегаполиса. Единственная проблема, с которой мы в ТиНАО сталкиваемся - незаконные навалы. Я не назову это свалками, но есть у дельцов соблазн вывалить 2-3 грузовика куда попало. Сейчас навели порядок в сфере утилизации отходов, их захоронения. Есть сертифицированные объекты, которые этим занимаются. Но это дорого. Естественно, люди пытаются сэкономить, заработать деньги на нашем с вами экологическом будущем. Мы работаем активно в этом направлении. Во всем остальном я не вижу опасений, не делают отрицательных и пессимистичных прогнозов. Пока все, что делается с экологическим ведомством согласовывается. Мы четко понимаем, какие параметры окружающей среды мы в будущем сохраним.

Л. СИМОЧКИНА - Окружная газета Зеленограда
Лидия Симочкина, Окружная газета Зеленограда. Антон Олегович, Вы упомянули о совместных мероприятиях, проходящих в рамках эко-марафона совместных мероприятиях с прокуратурой. Я бы хотела уточнить, они сейчас будут проводиться только в рамках эко-марафона или в дальнейшем также планируется взаимодействие с прокуратурой. Спасибо.

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Мы ни на одну секунду взаимодействие с прокуратурой не останавливали. Просто по инициативы прокурора города и мэра Москвы Сергея Собянина было решено в этом году два месяца провести экологический марафон. Была пандемия до этого и другие события, в результате которых интерес к экологическим событиям снизился. Понятно, что, когда люди внимание переключают на политику или что-то другое, экология отходит на третье место. В связи с этим такое решение было принято, мы прокуратуру поддержали. Мероприятия, которые будут проведены до окончания марафона, которое будет 30 июня, полезны не только для сотрудников нашего департамента, которые за последний период чуть-чуть расслабились, но и для работников прокуратуры. Потому что сейчас много новых форматов. Изменилось законодательство. Понятно, что есть послабления. В новых реалиях нам надо вырабатывать новые подходы. Эко-марафон как раз связан с отработкой этих подходов непосредственно с органами прокуратуры.

Моя инспекция ни одного штрафа сейчас не может применить без участия сотрудников прокуратуры.

Я ответил на вопрос, почему в данный момент это все проводится. Естественно, сотрудничество будет продолжаться в зависимости от исторического момента.

Р. ЛЕБЕДЕВА - "Вечерняя Москва"
Рената Лебедева, "Вечерняя Москва". Антон Олегович, Вы упомянули о том, что будут запущены новые эколого-просветительские проекты. Можете сказать какие именно?

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
В этом году мы выбрали два формата: комиксы и тесты. Эко-комиксы - наиболее популярный сейчас формат преподнесения и изучения информации, которая легко воспринимается и запоминается. В основе этого комикса Минприрода будет развеивать часто встречаемые заблуждения на экологические темы. Заблуждений много у жителей. Даже по поводу помощи птицам. Люди, не обладая информацией, думают, что спасают птенцов, а на самом деле просто препятствуют естественному циклу развития. Уток кормят непонятно чем. В этом смысле мы пытаемся граждан просвещать. Хлеб — это, конечно, хорошо, но птица, перекормленная хлебом, уже улететь в теплые края в зимний период уже не сможет. Также рогоз путают с камышом, вместо "бобр" говорят "бобёр". В доступном визуальном формате комиксов, мы хотим развеять эти заблуждения. Также участникам будет предложено написать свои идеи для комиксов, лучшие из которых будут реализованы Мосприродой в течении года. Онлайн тест "В мире дикой природы" также в День эколога планируется провести ВКонтакте. Темой теста станет история эко-центров и природных территорий нашего города. 5 июня в день эколога мы разместим пост, в котором будут ответы на вопросы этих тестов. Чтобы правильно на них ответить, участникам нужно будет внимательно прочитать все публикации эко-центров и природных территорий. В такой игровой форме мы привлекаем внимание к истории наших ООПТ, эко-центров и вообще к московской экологии.

Г. ШЕЙКИНА - "Аргументы и Факты"
Антон Олегович, Вы сказали, что в прошлом году более 700000 человек приняло участие в разных мероприятиях. Как Вы думаете, сказалось ли на популярности то, что у нас была пандемия или просто жители стали по-другому оценивать важность природы и зеленых территорий, а также возможности пойти куда-то погулять? Это первый вопрос. Есть ли среди новых проектов проект, посвященный борщевику Сосновского? Ведь что-то надо защищать, а с чем-то нужно бороться, иначе не будет ни краснокнижных растений, ни вообще зеленых зон. Спасибо.

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
С борщевика начну. В административном комплексе города есть ответственность балансодержателя и обязанность удалять борщевик. Наша инспекция это контролирует. В этом году штрафовать мы не можем, но на наших ООПТ мы активно третий год эту работу продолжаем. Понятно, что все пока еще удалить нам не удается. Но львиную долю борщевика мы контролируем и с ним боремся. По поводу того, что я сказал про 700000 человек и 15000 экологических мероприятий, эта цифра не совсем осмысленная, на мой взгляд. Мне кажется, гораздо больше у нас москвичей неравнодушны к вопросам экологии. Другой вопрос - как их разбудить, как повернуть этот интерес во всеобщую пользу. Работа эта очень востребована, актуальна и необходима в крупных мегаполисах. Очень важно эколого-просветительской деятельностью среди подрастающего поколения. Мы выпускаем различные определители грибов, растений, птиц, животных для развития молодежи. Городские жители общаются с природой меньше, поэтому важно поддерживать этот интерес в каждом человеке. Если человек живет в "каменных джунглях", он отдаляется от природы, несмотря на то, что ты сам - ее часть и должен быть в связи с ней. Эту задачу мы решаем и понимаем, что она правильная и принесет нам в будущем определенные положительные плоды.

П. ГРЕБЕННИКОВ - icmos.ru
Антон Олегович, мы знаем, что сегодня личный электрический транспорт сегодня занимает очень маленькую долю в автопарке Москвы. Как, по Вашему мнению, увеличить эту долю? Спасибо.

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Для того чтобы увеличить эту долю, на мой взгляд, нужно создать доступный и дешевый электромобиль городской. У нас были уже в РФ такие идеи. Были даже люди, которые грозились реализовать этот проект, но не пошло. Хотя нам пора понять, что более 1000 электробусов, курсирующих по нашему городу, российского производства. Я думаю, что вопрос легкового автомобиля не за горами. То, что Сергей Семенович говорил о том, что Москва будет выпускать московские автомобили, в том числе есть там ниша, направление для электромобилей российского, в том числе, московского производства. Я на это надеюсь. Думаю, что в ближайшее время наши инженеры и технологи это наладят. Нет пока дешевого варианта городского электромобиля, который мог бы конкурировать с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания.

Второй вопрос - электро-зарядная система. Сейчас заправок всего 124, а в ближайшие годы суммарно их должно стать порядка 600. Эта программа будет завершена. Мы не останавливаемся на достигнутом. Хотя 124 уже немало. Пока что есть страх того, что ты выехал по делам в город, а заправиться негде. Естественно, есть сомнения, стоит ли вообще эксплуатировать электромобиль. Есть вопросы эксплуатации в зимнее время. Мороз влияет на электроприборы, это известно. Мы потихоньку, не спеша совершенствуемся в данной теме, прекрасно понимая, что это постепенный процесс. Понятно, что по вредным веществам мы уже видим эффект и понимаем, что он будет намного больше в будущем. Конечно, мы не можем заставить всех москвичей пересесть на электромобили. Я читал историю развития автотранспорта, оказалось, что уже в начале прошлого века стоял вопрос, в какую сторону развиваться: в сторону электричества или в сторону бензинового двигателя. Оказывается, изначально появился электромобиль, а потом автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Я думаю, что к 2030 году количество пользователей личными электромобилями вырастет в десятки или может быть в сотни раз.

С.Козлов - "Экоград"
Антон Олегович, сейчас вносится идея экологических светофоров, которые не только помогают перейти дорогу, а также сообщают массу полезных сведений. Можете ли что-то сказать по этому поводу? Будет ли эта система по всей Москве или это тестовый вариант?

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Это проект департамента транспорта, было бы лучше, чтобы коллеги наши комментировали его. Мы согласовали этот проект, так как он нам интересен с экологической точки зрения. Если данная система будет замерять уровень шума, выхлопы вредных веществ, это будет дисциплинировать наших автолюбителей. За прошедшие 12 лет тенденция того, что главным загрязнителем является автотранспорт не поменялась. Промышленность активно реконструируется, выбросы минимизированы от производств, которые остались в Москве и которые исторически были сформированы, которые невозможно перенести. Например, объекты энергетики, Московский нефтеперерабатывающий завод, который тоже сейчас конкретно реконструируется. Автотранспорт, в любом случае, является угрозой. Чем больше будет такого контроля, тем лучше. Мы это приветствуем. Посмотрим, как это будет проходить и решим, нужно ли это тиражировать.

П. БЕЛОЕНКО - АГН "Москва"
Возвращаясь к теме санкционного давления, скажите, как повлияют санкции на качество мониторинга воздуха в Москве? Смогут ли в Москве импортозаместить станции мониторинга воздуха.

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Хороший вопрос, который стал злободневным. Хочу всех успокоить, потому что в единой системе нашего экологического мониторинга свыше 300 автоматических газоанализаторов и более 70 метеостанций. Значительная часть используемых приборов является российскими. Мы давно работаем с российскими производителями. Доля импортного не так значительна. У нас готов план, с помощью которого мы в течении полутора лет заменим импортные детали деталями российского производства. Цели и задачи экомониторинга будут выполнены, также будет происходить развитие техническое и технологическое.

Е. КРАСНОВА - "На Западе Москвы"
У меня такой локальный вопрос. Наших читателей очень интересует, будет ли развитие долины реки Сетунь? Будет ли благоустройство? В том числе река Навершка там есть.

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
На этот год было в планах. Проектирование департамент капитального ремонта выполняет. Реализация мероприятий будет приходиться на 2023-2024 годы. В этом году все планы уже сформированы и финансирование выделено и утверждено бюджетом. Когда проект будет готов, он будет обсуждаться.

Е. МАГДЫЧ - "За Калужской заставой"
У меня вопрос про Юго-Западный округ и экологическую ситуацию в нем.

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Это мой родной округ, где я родился и вырос. Я знаю его очень хорошо. Это, наверное, один из самых зеленых и с экологической точки зрения, благополучных округов Москвы. Так исторически сложилось, что промзон там минимальное количество, много парков. Улицы там также хорошо озеленены. Я не вижу там проблем и горжусь тем, что это так.

А. МАЯНЦЕВА - "Московская перспектива"
У меня два вопроса. Первый касается вовлечения школьников. Как вы популяризируете уже упомянутые комиксы, потому что это доступный для подростков формат? Практикуются ли квесты - способ, с помощью которого можно вовлечь детей такого возраста. Второй вопрос - почему, собственно, Бирюлевский дендропарк стал площадкой Дня эколога?

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Формат квестов активно у нас развивается, он востребован подростками от 10 до 16 лет. Просто кружки и мастер-классы уже не заходят в таком возрасте. Более активные форматы требуются. Квесты мы проводим. Мы определяем следы животных. Это требует наблюдательности. На каждой территории у нас своя квестовая программа разработана и очень востребована. Что касается комиксов, то по всем возможным коммуникациям они будут распространяться. Это и сайт нашего департамента, и Правительства Москвы, и Мосприроды. Ну и СМИ, представителями которых вы являетесь. Просим у вас помощи.

А. МАЯНЦЕВА - "Московская перспектива"
А есть ли единый ресурс, где можно квесты посмотреть?

А. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Да, это сайт Москприроды, где есть вся информация. По поводу Бирюлевского дендропарка, почему он стал площадкой. У нас практически никогда территории не повторялись. Это делается для того, чтобы наши гости больше узнавали московскую природу. Бирюлевский дендропарк является частью природно-исторического парка "Царицыно", на его территории обитает более 100 видов животных и там более 250 видов растений, занесенных в Красную книгу города.