Информационный Центр Правительства Москвы
30 сентября 2024, понедельник, 14:32
Пресс-конференции

Открытие выставки «Находки в реставрации» в Старом Английском дворе

Во вторник, 20 августа, в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» состоялось открытие выставки «Находки в реставрации» на территории парка Зарядье в Старом Английском дворе. Журналистам представили более 200 экспонатов, найденных во время работ на различных объектах культурного наследия столицы. Среди них элементы декора и художественного оформления зданий, старинные предметы быта, архивные фотографии, документы и другие ценные детали.

Открытие выставки «Находки в реставрации» в Старом Английском дворе
фото: ИЦПМ
Важное:

Литографские плиты и минералы. В Зарядье открылась выставка «Находки в реставрации»

Архив, который мог принадлежать Гиляровскому, выставили в Зарядье

 

Открытие выставки «Находки в реставрации» в Старом Английском дворе

Леонид Кондрашев — первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, главный археолог города Москвы;

Иван Демидов — директор государственного автономного учреждения культуры города Москвы «Парк "Зарядье"»;

Андрей Филиппов — главный инженер АО «Центр комплексного развития»;

Филипп Смирнов — главный редактор журнала «Московское наследие», член Общественной палаты города Москвы;

Никита Дудниченко — заместитель директора по реставрации ООО «Гинзбург Архитектс»;

Александр Савин — главный архитектор проектов, архитектор-реставратор ООО «Гинзбург Архитектс».

ВЕДУЩИЙ

Чаще всего находки ассоциируются с археологией, но реставрация — это тоже постоянные открытия. Именно реставрационные находки помогают специалистам восстанавливать подлинный облик памятников архитектуры, а также узнавать больше о жизни их владельцев. Сегодня на территории парка «Зарядье» в музее «Старый Английский двор» в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» открывается вторая выставка «Находки в реставрации». Департамент культурного наследия города Москвы собрал самые интересные находки реставраторов. В экспозиции можно увидеть более 200 экспонатов, найденных во время работ на объектах культурного наследия в столице.

Для торжественного открытия выставки приглашается первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, главный археолог города Москвы — Леонид Викторович Кондрашев и директор Государственного автономного учреждения культуры города Москвы «Парк "Зарядье"» — Иван Иванович Демидов.

Л. КОНДРАШЕВ

Дорогие друзья, коллеги, я не буду долго утомлять вас цифрами, но скажу, наверное, главное. Это наша уже вторая выставка, это хорошо. Это значит, что проведение такой реставрационной выставки становится уже доброй традицией. Наши специалисты при поддержке парка Зарядье смогли здесь разместить около 200 находок со 100 объектов. Наш опыт растет, вместе с ним растет количество реставрационных находок. Надеюсь, что на следующей выставке у нас будут гораздо более крупные цифры.

Есть много профессий, где необходимость каких-то стандартов, каких-то механизмов противопоставляется творческому поиску, неожиданности находок. И люди, исходя из своего образа жизни, тоже разделяются на две эти категории. Вот мы представим стройку, которая вся построена на четких правилах, написанных кровью. Мы любим наших строителей. Мы понимаем, чтобы здание стояло, нужно строго следовать определенным правилам, и отступления не приветствуются. А есть реставрация, которая со стороны очень похожа на стройку. Бьюсь об заклад, что со стороны вы не отличите реставратора от строителя. Они похожи своими спецовками. Но реставрация состоит как раз из неожиданностей. Реставратор, даже имея какой-то очень хорошо подготовленный проект, часто не может предугадать, что ему подкинет его профессиональная судьба.

Эта выставка — дань уважения нашим коллегам-реставраторам, которые сохраняют прошлое нашей столицы, и попытка поделиться с вами радостью находок, радостью неожиданности. И чем более неожиданна находка, тем реставратору интереснее и приятнее. Мне тоже было интересно.

Л. КОНДРАШЕВ

Сами палаты, Английский двор, которые были переданы английской торговой компании, собственно, тоже есть такая же реставрационная находка. Если вы посмотрите старые фотографии, здесь был обычный коммунальный дом, ничем не отличавшийся от других. Когда стали проводить работы по благоустройству, были обнаружены эти палаты, что стало в свое время сенсацией. Сами эти палаты — это огромная реставрационная находка, и тем для нас важнее, что есть связь времен, и мы можем выставлять здесь археологические находки.

Здесь совершенно разные находки, разных эпох: от глубокой древности, до относительно современных. Есть находки, которые до сих пор нас умиляют, как сотрудников Департамента культурного наследия. Вы знаете, что ветер и погода превращают скульптурные элементы в совершенно причудливые образцы. Мне кажется, они что-то хотят поведать нам о прошлом. И это здорово.

И еще мы решили поделиться с вами самой свежей находкой. Она не реставрационная. Хорошо, что в Москве есть увлеченные люди, которые своим образом жизни также помогают нам в сохранении прошлого. Так, в заурядном букинистическом магазине среди журналов, которые не являются сенсацией, был обнаружен архив известного московского писателя Гиляровского. Вы первые это увидите. Автор этой находки нам разрешил и согласился выставить здесь еще необработанные материалы. Я уверен, что с течением времени по каждому такому документу мы определим его место, происхождение, и я думаю, это будет новый шаг как в литературоведении, так и в истории, истории Москвы.

Давайте будем любоваться этой выставкой и ждать третью выставку. Может, там будет что-то еще интереснее. Разрешите пожелать выставке удачи, поздравить парк Зарядье, который продолжает нас радовать различными важными культурными мероприятиями, в том числе связанными с культурным наследием. Всем хорошего просмотра.

И. ДЕМИДОВ

В Москве в разгаре чудесный фестиваль «Москва 2030». Фестиваль о будущем, но мне кажется, что и этот изящный экспозиционный продукт имеет полное право находиться именно на этом фестивале, посвященном будущему нашей столицы, нашей страны, нас с вами. Довольно нехитрая мысль, что все будущее вытекает из прошлого. Мы все это понимаем, но редко этим пользуемся. Мы все хотим жизнь начать с нуля, сами все придумать, сами все освоить, но не припомню я успешных вариантов, когда что-то в жизни будущего обошлось без настоящего и прошлого. В конце концов, даже мы с вами не появились бы без наших родителей, дедушек, бабушек.

В связи с этим мне кажется, что профессии археолога и реставратора занимают одни из ключевых мест в профессиях, которые работают с этими основами. Археология — от греческого слова «архэ», а это не «древность», это «начало» или возможно даже «основание». Так было бы точнее. Основание для всего. Я так понимаю, что археологи находят, а в диалог вступают реставраторы, которые нам возвращают тот самый облик нашего прошлого, а как им распорядиться — это наша задача.

И эпоха у нас в стране сейчас такая. Возвращает нас к основам. Давайте вглядимся в наше прошлое не из умиления и не для сохранения. Меня достаточно давно напрягает выражение «сохраним культурное наследие». Его надо пользовать. На его основе нужно делать современный контент. Я благодарю Департамент культурного наследия и Департамент культуры, в котором имею честь работать. Я понимаю, что мы стоим на серьезном смысловом боевом посту. Давайте постараемся и сами выстоять, и всех остальных к этому привлечь. Поздравляю вас с этой выставкой. Милости просим в «Зарядье» и в «Старый Английский двор».

ВЕДУЩИЙ

Спасибо огромное нашим спикерам. Мы бы хотели поделиться информацией об экспонатах выставки. В экспозиции представлены фрагменты предметов искусства, обнаруженные весной этого года в тайнике в доме скульптора Николая Андреева; литографские плиты, обнаруженные в комплексе палат дьяка Украинцева, а также предметы из воспитательного дома. Немало открытий сделали реставраторы и на ВДНХ. В экспозиции представлены фрагменты горельефа «Праздничный Ленинград», который был скрыт за фальшстеной в павильоне № 64 под названием «Оптика», а также образцы минералов из экспозиции павильона № 31 «Геология», которые считались утраченными.

На выставке вы можете увидеть и предметы, обнаруженные при проведении реставрации и капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Среди небольших, но не менее интересных экспонатов, бронзовый жетон начала XХ века из усадьбы Измалково, а также старинная чернильница из усадьбы Покровское-Стрешнево. Эти предметы стали символами нашей выставки в этом году и представлены на нашей афише.

Отдельный раздел выставки посвящен Московским тайнам. Ценным экспонатом стали архивные материалы, принадлежавшие предположительно известному русскому и советскому писателю и краеведу Владимиру Гиляровскому, автору книги «Москва и москвичи». Археологические находки, относящиеся к быту средневековой Москвы, представлены в специальном подиуме рядом с нами. Также на выставке представлен мультимедийный контент с недвижимыми находками, которые уже стали неотъемлемой частью отреставрированных объектов. С ним можно познакомиться на видеоэкранах. С помощью интерактивной игры вы можете примерить на себя и роль реставратора и самостоятельно обнаружить, раскрыть и привести в порядок уникальные элементы столичных памятников архитектуры.

В завершение открытия выставки хотелось бы выразить слова благодарности представителям объектов культурного наследия и реставрационным компаниям. Благодарим за содействие в организации выставки и предоставление экспонатов: «Гинзбург Архитектс», «Инвестиционные технологии», творческие мастерские «Китеж», государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино» и «Кусково», «Центр комплексного развития», «Политехстройсварку», ГКУ «Мосреставрация», Департамент капитального ремонта города Москвы, Фонд капитального ремонта города Москвы, АО «ВДНХ», «Пирит-99», Музей транспорта города Москвы, архитектурно-реставрационную мастерскую «Парвус», архитектурное бюро «Меганол», «Сириус Проект», Фонд Святого Архангела Михаила, «Технорест», АНО «Арес» и ОО «Аран интеллект». Уважаемые гости, мы приглашаем вас посмотреть выставку, познакомиться с реставрационными находками. Вход на выставку осуществляется через центральный главный вход. Благодарим вас за участие в церемонии открытия и желаем приятного просмотра.

Л. КОНДРАШЕВ

Если бы вы видели это здание в 50-х годах, вы бы ни за что не узнали эти палаты. Они были обнаружены реставраторами, были проведены реставрационные исследования, и сейчас это здание очень много нам рассказывает о XVI веке. Также и XХ век уже уходит в прошлое. Даже, казалось бы, такой повседневный объект, как метро. Уже прошла целая эпоха в станциях. Старые мозаики, росписи оказались закрашены, заделаны. Сейчас реставраторы при проведении работ в метро это находят. И это важно, потому что метро неотделимо от эпохи. Все это важно сохранить.

Мы очень рады, что это вторая выставка. Мы уже закладываем некую традицию. Эта выставка проходит в рамках фестиваля «Москва 2030», потому что это такой концентрированный набор культурных общемосковских мероприятий. И место такое, которое выполняет свою задачу, предоставляет москвичам совершенно разные возможности, культурно-исторические и так далее. Эту выставку мы сделали. Теперь надо думать о третьей. Мы уверены, что в Москве еще есть объекты, которые надо реставрировать. И эти объекты нам подкидывают такие приятные вопросы или загадки, а иногда и ответы. Ни одна реставрация практически не обходится без открытий. Мы не все можем показать, не всегда есть физическая возможность, но я вас уверяю, что повседневный труд реставраторов открывает что-то такое важное. Наша археологическая реставрационная корпорация — это узкий круг людей, которые знают друг друга. Конечно, находки обсуждаются. Есть только одно препятствие для коллег — это когда эти находки находятся еще в работе. Часто технология процесса не позволяет нам прерваться.

А. ФИЛИППОВ

При реставрации усадьбы Измалково, это район Переделкино, был найден жетон «Склад Красного Креста Ее Императорского Величества  Государыни Императрицы Александры Федоровны». По современным представлениям, данная организация — это благотворительный фонд. Они занимались пострадавшими в Первой мировой войне, собирали медикаменты, одежду, организовывали госпиталя для лечения. Все это они делали на благотворительные средства. Императрица собирала средства с меценатов. На выставке представлен жетон, который выполнен из бронзы с позолотой, эмалированный. Это как знак отличия самым крупным меценатам, которые сделали самые большие пожертвования. Знак отличия был найден в подпольном пространстве. Он в идеальном состоянии и никаким реставрационным воздействиям не подвергался. Кому он мог принадлежать, конечно, неизвестно. Возможно, владельцу усадьбы. Но, по некоторым данным, во время войны в усадьбе располагался госпиталь, поэтому жетон там мог находиться на хранении для дальнейшего дарения меценатам. На данной выставке представлены более восьми объектов археологических находок, которые находились на других объектах. Например, кувшин, который использовался для перевозки минеральной воды с австрийских источников. Минеральная вода поставлялась в глиняных кувшинах к императорскому столу.

СМИ

Вы могли бы назвать районы Москвы, где вы работали, с каких объектов находки?

А. ФИЛИППОВ

Усадьба Измалково — это, получается, север. Усадьба Эминского на Покровке. Представлены флаконы с аптеки Феррейна. Это сама старая аптека Москвы, находится на Никольской улице. Разнообразие большое. Со всех объектов находки представлены.

Сейчас мы начинаем новый объект достаточно крупный — это усадьба Валуево в Новой Москве, район Филимоновское. Это главный дом и 10 объектов культурного наследия, сопутствующие постройки на большой парковой территории. Реставрационные работы на этой усадьбе ранее проводились в 1962 году, но я думаю, нас там ждут какие-то находки в дальнейшем.

СМИ

У вас всегда такая активная реставрационная деятельность? Или это в рамках какого-то проекта?

А. ФИЛИППОВ

Здесь дело не в поисках каких-то находок, а в объемах реставрационных работ, проводимых в городе Москве. По открытым источникам об объемах проводимых реставрационных работ можно понять, что за последнее десятилетие десятки объектов культурного наследия приведены в надлежащее состояние, отреставрированы, и, конечно, на каждом объекте при производстве работ что-то всплывает. Где-то один объект находится, где-то — другой. Какой-то — в подполье, какой-то — между чердачных перекрытий. Это жизненный процесс. Что-то прячется или теряется. Работа ведется всегда.

Ф. СМИРНОВ

Ему [Владимиру Гиляровскому — прим. ред.] могли прислать рецензию или сделать так, чтобы он откликнулся, дал рецензию. Там также есть посвящение ему. Книга, надписанная в дар ему. И огромное количество документов эпохи. Например, в какой-то момент деньги обесценились до того, что медная монета после революции начала сильно дороже стоить, чем ее номинал. Для того, чтобы с собой не таскать мешки и не платить миллиарды копеечками, выдумали бумажные деньги. Здесь они представлены. Два рубля — вот такая ленточка. На кредитном билете 25 рублей написано, предположительно, (похоже на его почерк, но пока точно сказать не могу), что когда-то это стоило 25 рублей. Ремарка на полях документа эпохи. Всем известно, что он был в Сербии и Черногории с полулегальной миссией. Есть документы того времени: карты, местная пресса. В совокупности там от 800 до 1000 документов. Есть и регулярные вещи, например, журналы, которые есть и в библиотеке, и не представляют собой особенной редкости, но какие-то вещи могут оказаться совершенно исключительными. Например, есть рекламное объявление — приглашение в конный манеж для обучения верховой езде в Гранатном переулке. По состоянию на начало XX века, я никогда  не встречал информации, что манеж был на Спиридоновке во владениях, указанных в объявлении. Я уверен, что документы принадлежали Гиляровскому, но пока нет экспертного заключения.

СМИ

И что теперь с этим архивом?

Ф. СМИРНОВ

Я связался с Департаментом культурного наследия, чтобы он посодействовал в описании и каталогизации. Дальше мы исследуем. У нас есть минимум три пути. У нас есть определенная нужда в кадрах, связанных с архивной работой. Мы бы хотели, чтобы какое-то количество молодежи было привлечено к дешифровке для обучения навыкам работы с документами. Существует виртуальный музей — еще одна возможность разместить артефакты в свободном доступе. И существует площадка «Музей Москвы», который может получить оцифрованную, описанную, расшифрованную коллекцию для ее экспонирования. Все это будет осуществлено, но для этого нужно все разобрать, изучить, описать, определить ценность этих бумаг. Мы только начали работу. Каждый документ должен быть описан, надо решить, как правильного его хранить. Какой должен быть температурный режим? Это все не быстро. Надо все это разместить в Департаменте культурного наследия, который знает, как работать с этими документами. Мы все теперь находимся вокруг этого большого артефакта и пытаемся найти правильные подходы, понимая его ценность.

Недавно коллеги изучали подшивку газет за 1926 год и обнаружили, что корпус текстов Гиляровского был полностью передан газете. Прошло более 100 лет. А здесь речь идет о том, что никто никогда не видел. Мы должны просто для начала разобраться. Может быть, мы завтра научимся читать его рукописный текст с легкостью. Поймем, что из этого ценно, а что — не очень. Нужно еще сколотить команду, которая будет этим целенаправленно заниматься. И я хотел бы, чтобы коллекция была в музейном доступе. Для этого нужно сначала оформить, потом составить опись, обеспечить доступ исследователей.

Это было случайное приобретение. Мне позвонил знакомый букинист, и сказал, что у него есть то, чем, возможно, я заинтересуюсь. Я покупаю старые газеты, открытки, книги. Давно занимаюсь изучением этой темы. Пришел к нему. Там четыре сумки. Начал рассматривать журналы. Известные издания. Напоролся на меню, а потом на визитку Гиляровского. Потом увидел какой-то вексель непогашенный и постепенно начал понимать, что передо мной нечто, имеющее к нему отношение. Это кто-то сдал на реализацию вместе с библиотекой ненужные бумаги. Если бы человеку ничего не говорило имя Гиляровского, он бы просто кинул эти бумаги в печку и все. Но я давно занимаюсь документами, и мне они интересны. Вот тот желтый листочек, рекламное объявление, которое рассказывает, что в Гранатном переулке был когда-то манеж, куда приглашали людей тренироваться кататься на лошадях. Я никогда не слышал, чтобы в Гранатном переулке был манеж. Для меня это означает ниточку, и я попытаюсь выяснить какие-то подробности. Это просто повезло, что я начал в этом копаться. Что именно содержится в этих бумагах, я не знаю. Я не являюсь почерковедом. Мне нужно обратиться к специалисту, чтобы он разобрал заметки, которые, на мой взгляд, нечитабельные. Надо разобраться, кто что писал, сделать опись, и дальше решить, куда передать.

Н. ДУДНИЧЕНКО

Сохраняем и складируем в защищенном месте. Я надеюсь, что часть хотя бы будет передана в музеи, потому что это ценность. Юргенсон — такая личность. Был первым издателем Чайковского и не только. Я думаю, реставрация этих артефактов будет произведена, и они найдут свое пристанище в каком-нибудь музее. В данный момент в палатах мы видим, что он растесал проемы и понизил полы, потом нарос слой, сменилась функция. Юргенсон — частное предприятие стало государственным предприятием «Музыка». До конца XX века там существовало это издательство. У них были свои полы, они их по-своему приспосабливали. Они их свалили просто туда и закрыли. Камень покрывается краской, потом прокатывается лист и остается оттиск. Там сейчас идет реставрация, мы начали ее в мае — июне 2023 года. Камни нашли совсем недавно. Палаты древние. Мы здесь старались диковинки представить. Ручки там есть, изразцы, кирпичи с клеймом. Но это самое интересное, что мы там обнаружили. Сам памятник интересен тем, что там отделка сохранилась. Там много находок чисто архитектурных. Там анфилада была, колонны, мрамор. У нас есть все архивные данные, кто делал, сколько заплатили. Дни культурного наследия проводятся, можно будет туда попасть после окончания реставрации.

СМИ

Там семья наследников жила. Они живут еще? Или выселили?

Н. ДУДНИЧЕНКО

Из-за реставрации им предоставили место. Анастасия Юргенсон там жила.

Буквы [газеты «Правда»] были найдены в подвале комбината. По фотографиям и начертаниям они единовременны постройке, 1934-1936 годы. Когда здание было построено, именно они украшали фасад. Самое интересное — из чего они выполнены. Изначально казалось, что они должны быть металлическими, но оказалось, что они деревянные. Мы видим, что очень много слоев покраски, но на самом деле проглядывает подготовка под сусальное золото, и оно там есть. Изначально они были золотыми, яркими, из сусального золота. Такая технология для икон ближе, а была использована для букв на фасаде. Дальнейшая их судьба — музеификация. Благодаря тому, что они хорошо сохранились до нашего времени, на фасаде будет воссоздана надпись не по фотографии, а по историческому образцу.

Комбинат газеты «Правда», улица Правды, 24. Здание долго пустовало после пожара, который там был лет 10-15 назад. Сейчас оно выкуплено частными инвесторами. Наша организация занимается разработкой концепции реставрации и приспособления, а также проводит комплексные научные исследования, в результате которых мы эти находки здесь наблюдаем.

А. САВИН

Сейчас в здании комбината газеты «Правда» проходят предпроектные работы. К данному моменту были проведены обследования здания визуальные, технологические — для определения методики его реставрации. Совершенно неожиданно в ходе визуального осмотра здания в одной из комнат на втором этаже были приподняты подоконные плиты. Сразу было видно, что из хорошего мрамора. На них обнаружились вот эти надписи. При более детальном анализе и сопоставлении с историческими источниками было установлено, что это фрагменты заглавной надписи списка участников Бородинского сражения из Галереи воинской славы Храма Христа Спасителя. Все мы знаем, что Храм Христа Спасителя строился, как памятник войне 1812 года. По периметру храма была устроена эта галерея, на стенах которой были смонтированы плиты с названиями всех сражений этой кампании. И одно из ключевых — это Бородинское сражение, которое мы все знаем. И нам посчастливилось найти заглавие с этой плиты. Полностью надпись читается: «Сражение при Колоцком монастыре, (Шевардине — этот момент утрачен) и Бородине 24-26 августа 1812 года. При сносе Храма Христа Спасителя часть каменного убранства его интерьеров было использовано во вторичном строительстве советских зданий 30-годов, потому что был дефицит ценных отделочных материалов. В Храме Христа Спасителя был применен итальянский мрамор. У нас такой не встречается нигде. Его не выбросили, а использовали для подоконника. Еще там были найдены каменные фрагменты из других московских храмов в качестве отделочных материалов на полах. Из каких храмов, еще предстоит узнать.