Церемония открытия VII Молодежного форума «Наследие»
В субботу, 28 сентября, в 11:30 состоялась церемония открытия VII Молодежного форума «Наследие». В рамках мероприятия студентов распределили на междисциплинарные команды, рассказали, с чем им предстоит работать, и вручили техническое задание. В ближайшие два месяца участникам предстоит разработать проекты реставрации и современного использования одного из знаковых объектов культурного наследия Москвы.
VII Молодежный форум «Наследие» стартовал в Москве
Свыше 80 тыс. человек поучаствовали в Молодежном форуме «Наследие» за семь лет
Член жюри форума «Наследие» рассказал о важности мероприятия для культурного развития столицы
Церемония открытия VII Молодежного форума «Наследие»
Алексей Емельянов — руководитель Департамента культурного наследия города Москвы;
Филипп Смирнов — редактор журнала «Московское наследие», москвовед, экскурсовод и краевед, член жюри VII молодежного форума «Наследие».
СМИ
Не страшно ли доверять московское наследие молодежи?
А. ЕМЕЛЬЯНОВ
Добрый день, дорогие друзья. Я очень раз всех приветствовать на открытии VII Молодежного Форума «Наследие». Все знают, что Москва — исторический город, на территории которого расположены более 8500 объектов культурного наследия. 13 лет назад Мэр Москвы поручил нам сделать так, чтобы московская программа реставрации была масштабной. Надо сказать, что нам многое удалось. На сегодняшний день в городе отреставрировано более 2000 объектов культурного наследия. Порядка 500 объектов находится в работе. Нам совершенно ясно, что в Москве XXI века нам недостаточно просто супер профессионалов-реставраторов, архитекторов, искусствоведов. Сегодняшняя работа с наследием — это ярко выраженный междисциплинарный подход. В этой работе принимают участие экономисты, юристы, дизайнеры, социологи — огромное количество специалистов. Семь лет назад мы впервые решились провести молодежный конкурс «Наследие». Хотя мы назвали его так громко «форум», на самом деле это был конкурс студенческих проектов, и приняли в нем участие четыре вуза, и общее количество участников было чуть больше 40 человек. Прошло семь лет, и сегодня в нашей студенческой программе принимает участие 28 вузов, а количество студентов — более 200 человек. Кроме того, 11 регионов страны принимают участие в форуме. Есть образовательная программа — лекции, семинары, мастер-классы от ведущих профессионалов реставрационной отрасли, которые сегодня работают в Москве. Кроме того, есть деловая программа, в рамках которой ребята, принимающие участие в форуме, посетят и реставрационные мастерские, и послушают разных специалистов, реставраторов, искусствоведов, архитекторов-профессионалов, которые сегодня работают и спасают московское наследие. Всего за прошедшие семь лет в нашем форуме участвовало более 80 000 человек. Я очень рад, что форум живет, развивается.
Сегодня на VII молодежном форуме в студенческой программе мы как всегда выбрали объект наследия, требующий реставрационных работ. Этот объект — дворец культуры «Серп и молот». Это тоже не случайно. Этому памятнику нужно не просто проведение реставрационных работ, нужно вдохнуть в него новую жизнь. Нам было очень важно, что автор этого проекта, архитектор начинал проектировать здание, когда ему было меньше 30 лет. Он был немногим старше сегодняшних участников молодежного форума. Да, объект непростой. Это конструктивизм, детище молодежи конца 1920-х — начала 1930-х годов. Мы ждем яркие идеи. Будем стараться, чтобы главные идеи этого форума были реализованы. Мы, безусловно, наградим победителей. Есть несколько номинаций, приз зрительских симпатий. Но самое главное — это то, что молодые специалисты, те люди, которые завтра будут работать в Москве, еще ближе будут к культурному наследию, еще с большим пониманием будут относиться. И мы постараемся сделать так, чтобы молодые специалисты, молодые москвичи, молодежь лучше понимала, что работа с объектами культурного наследия не только сложная и ответственная, но и очень интересная. Реставрационные и противоаварийные работы на объекте начались. Комплексный проект реставрации разрабатывается. Яркие идеи сегодняшних участников форума этому поспособствуют.
Ф. СМИРНОВ
Ребят ждет интереснейшее путешествие в технологии реставрационной отрасли. Плюс к этому — работа с самим собой по поиску своей идентичности в профессии. У людей есть понимание ценности объектов культурного наследия, ценности работы с ними. Мы, таким образом, видим проявление нашего участия в исторической среде города. Я думаю, нас ждет увлекательное путешествие с узнаванием нового—старого. Это очень любопытно. Плюс к этому, как всегда, ждем от участников форума не только проявления инициативы. Получается, что это некая платформа для обмена опытом между людьми, которые давно в профессии, и людьми, которые хотели бы прийти в эту профессию. Рецепты будущего в руках тех, кто придет сегодня учиться. Мне кажется, что это очень важное место, где можно себя попробовать, проявить, поискать какие-то решения.
В Москве существует много объектов культурного наследия, и многие еще не выявлены. Важно выразить свое собственное отношение и придать объектам ценности сегодняшнего дня. Очень важно не просто находиться в пространстве старой фабрики: какие-то изразцы, какие-то печки; нам нужно, чтобы для сегодняшнего человека это стало ценным. Не просто пространство из кирпичных кубиков, а новая повестка, новое содержание, новые смыслы. Это важно не только сейчас, но и в краткосрочной и среднесрочной стратегии.
СМИ
На что будет обращать внимание жюри?
Ф. СМИРНОВ
Традиционно мы работаем с проектами, которые предлагают ребята, по нескольким критериям оценивая новаторство идеи, интересное приспособление объекта к современному использованию, нетривиальность работы. Мы стремимся к тому, чтобы была научная новизна, чтобы было серьезное основание у предложения. Также мы рассматриваем умение ребят работать в команде.
СМИ
Могли бы Вы рассказать про состав жюри?
Ф. СМИРНОВ
Я традиционно вхожу в жюри с момента основания. Большая часть людей, так или иначе, остается в составе, но ротация все равно существует. При этом все, кто в жюри, лет по 20 работают в реставрационной отрасли. Случайных людей нет. Жюри старается выдержать себя в научном подходе.
СМИ
Как будут оценивать работу команд?
Ф. СМИРНОВ
У нас обычно разрабатывается диаграмма, график, в котором располагаются критерии оценки. Дальше мы просто эту таблицу заполняем. И существуют прения, на которых каждый из членов жюри высказывает свое видение, свою оценку, рассказывает, что ему больше понравилось, что меньше. В результате этого коллоквиума мы составляем некое мнение. Но учет табличный обязательно существует.
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА
А. ЕМЕЛЬЯНОВ
Добрый день, дорогие друзья, ребята, уважаемые члены жюри. Рад приветствовать Вас на открытии VII молодежного форума «Наследие». Начиная наш форум, хочу немного рассказать о том, как у нас семь лет назад появилась идея организации этого форума. Развивая московскую программу реставрации, мы поняли, что нам никуда без вас. Нам нужны молодые специалисты, яркие идеи. И сегодня мы понимаем, что специалисты нам нужны не только в реставрации: архитекторы, искусствоведы. Сегодня московская реставрация — это ярко выраженный междисциплинарный подход. Сегодня нам нужны и экономисты, и урбанисты, и социологи, и юристы, и дизайнеры. Огромное количество специальностей сегодня работает с наследием. Семь лет назад мы решились на такой шаг, организовали такое мероприятие и назвали его форум, хотя по сути это просто конкурс студенческих работ. Всего у нас было четыре вуза, чуть больше 40 человек принимало участие. Прошло семь лет, и у нас сегодня 28 вузов и 12 команд, более 200 участников. Кроме конкурса студенческих проектов у нас региональный раздел и деловая программа, и учебная программа. Я счастлив, что идея молодежного форума развивается. Мы в этом году подобрали для вас очень интересный объект конструктивизма, дом культуры «Серп и молот». Кроме того, что этот объект действительно требует реставрационных работ, требуется вдохнуть в него новую жизнь. Автор проекта Игнатий Милинис, когда приступал к проектированию, был немного старше вас. Ему было 28-29 лет. Для конца 1920-х — начала 1930-х годов это яркая идея, просто прорыв. И таких же прорывных идей мы ждем от вас. Члены жюри ждут. Ждет объект культурного наследия, дворец культуры «Серп и молот». Дорогие друзья, для меня открытие молодежного форума — один из самых волнительных моментов. Удачи, успехов. Ответственно отнеситесь к своему труду. Не останавливайте себя. Ждем ваших смелых идей. Ждем вашего острого взгляда. Департамент культурного наследия, реставрационная отрасль ждет вас, молодых и ярких реставраторов. Удачи вам, дорогие друзья!
Ф. СМИРНОВ
Здравствуйте, дорогие друзья. Я очень рад вас приветствовать. Так сложилось, что я с самого первого конкурса вхожу в члены жюри, и традиционно наш коллектив жюри относит меня к самым суровым критикам. Я отношусь к вашим проектам точно так, как отношусь к своим собственным проектам просто потому, что мы с вами занимаемся одним и тем же делом, которое в силу ряда обстоятельств является очень важным для нас с вами, потому что наследие в сегодняшнем мире — это один из ключей нашей самоидентичности. С этого начинается патриотизм, самоопределение себя, как жителя города, человека, который живет в полном согласии с теми вещами, которые существуют вокруг него. Ни одно из явлений в нашем городе, как давно бы оно не появилось, не может быть нами проигнорировано, не может быть нами забыто.
В Москве более чем 8500 тысяч объектов культурного наследия, но мы все прекрасно понимаем, что огромное количество памятников истории и культуры находятся пока в безвестности, их еще не выявили. Речь идет также о тех, которые только готовятся таковыми стать. В истории реставрационной отрасли выдерживаются обязательно исторические дистанции в размере лет 40 точно прежде, чем что-либо станет объектом культурного наследия. Например, всем известная Останкинская башня. Можно подумать, что это памятник инженерного искусства, а она не памятник, потому что регулярно используется до сих пор, а статус памятника мог бы нанести урон функционалу. Когда мы начинаем работу с любым объектом любого стиля, в нашу задачу входит необходимость понять тот контекст, в котором он находится. Приведу очень простой и короткий пример. Вы знаете, что в результате благоустройства на Садовой-Черногрязской улице, рядом с памятником истории культуры, входом в павильон станции метро «Красные ворота», была разбита некоторая роща. Люди, которые сделали эту рощу, естественно, ориентировались на современные тенденции в урбанистике, думали, как вернуть зелень в город, но на самом деле они сделали не очень умную вещь по отношению к памятнику истории культуры. Дело в том, что в 1927 году с площади Красных ворот пропали Красные ворота, и архитектор Вадовский, который делал павильон станции метро, зашифровал в своем павильоне и образ Москвы, и образ Красных ворот. И когда-то эта площадь, как метафора напоминала нам о том, что когда-то здесь было очень важное триумфирующее пространство. Эти Красные ворота были сделаны в камне Дмитрием Ухтомским по указанию Елизаветы Петровны как копия отцовских триумфальных ворот. Они пропали, но на самом деле они никуда не делись. А сегодня они загорожены листвой, и с Садового кольца мы их с вами не видим. На мой взгляд, в задачу людей, которые проходят обучение и работают в командах на форуме «Наследие», входит не допускать таких ошибок, думать о местности, о том, что было заложено в предыдущие эпохи другими людьми, другими москвичами, которые жили здесь, ходили по этим улицам и вдохновлялись тем наследием, которое у них было.
Вторая задача — удовлетворить членов жюри с точки зрения возможности исполнить тот или иной проект сегодня. Да, условно, на заводе «Кристалл» можно сделать комплекс из бань с боулингом, увеселениями. Сегодня это, может быть, пользуется популярностью. Да, сегодня, а что будет через 50 лет? Каждый из членов команды должен задумываться о том, как его идея будет жить в краткосрочной, среднесрочной и дальней перспективе. В задачу «Наследия» входит донести это до наших потомков. Не самим воспользоваться тем, что имеется, а отдать это далеко. Вот это сознание того, что вы передаете уникальное, подлинное, важное для нашего с вами культурного кода, и передаете это далеко — это, с одной стороны, придает вам веса, а с другой стороны дает вам ключ к решению этой задачи. Объект, который мы в этом году предложим для команд, очень интересный. Наверное, многие из вас знают, что узкий конструктивизм — это единственный не заемный стиль в истории российской архитектуры. Мы оказались в авангарде и продиктовали мировые тенденции в области архитектуры. Все эксперименты архитекторов, которым позволили работать на чистом листе, привели к тому, что они сделали весьма и весьма правильные вещи. Какие-то из них — спорные. Можно говорить о недопустимости использования каких-то засыпных стенок. Можно говорить о просчетах самого конструктива или говорить о том, что в Москве 115 дней в году солнечных, и поэтому все эксплуатируемые кровли бессмысленны, потому что дождь будет идти, какие там солнечные ванны. Допустим. Это можно обсуждать. Но при этом этот памятник поставлен в таком месте, где люди привыкли жить. Своеобразный Челябинск в Москве. Суровые сталевары после работы идут и приобщаются к культуре. Наверное, вам тоже будет любопытно знать, что вторые в истории Москвы права получил владелец завода «Серп и молот», который до революции назывался Завод Гужона. Просвещенное место. Занимались сталью, очень важной отраслью для города, в том числе, и практически не останавливали свою работу, потому что домны остановить невозможно. Естественно, нужно было себя и своих детей приобщать к новой культуре советской страны. Для этого были разработаны разные новые подходы. В частности, замечательное ленточное остекление, новый формат колеровки классов. Еще очень важный момент. Волочаевская улица и пространство близ Спасо-Андронникова монастыря всегда было для Москвы ультразначимым. Сегодня утрачена эта история, но когда будете осматривать объект, не поленитесь обойти Спасо-Андронников монастырь со стороны кладбища мимо железной дороги и войти на горку, и вы увидите что есть визуальный контакт с Кремлем. Это место, с которого можно увидеть центр города. В какой-то момент у этой местности были все перспективы стать еще одним центром города. Не сложилось, но смысловые пути в этой местности существуют. Когда устраивали новый прорывный дом культуры, его устраивали не случайно рядом с обителью старинной. Самое древнее здание за пределами Кремля, Собор Спаса Вседержителя, располагается на территории Спаса-Андронникова монастыря, на расстоянии 50 метров от ДК «Серп и молот», которым вы будете заниматься. Завершая свое высказывание, приветствую вас и хочу подчеркнуть, что всякий, пришедший на форум «Наследие», приходит сюда не только себя показать и других посмотреть, но приходит сюда для того, чтобы войти в очень сложный, интересный, насыщенный контекст и поискать ценности для себя самого, как будто это наследие для себя самого. Потому что на «Наследии» мы всегда рассуждаем, а зачем нам это нужно, зачем мы это сохраняем, в каком качестве мы это хотим сохранить, и почему мы считаем, что именно это достойно того, чтобы прожить еще долгую жизнь. Я приветствую вас всех. Жду прорывных идей, командной работы, приземленных финансовых планов. Обратите на это внимание. Реставрация — это не просто стройка, не просто ремонт. Есть разные вещи, связанные с людскими тропами, надо применять социологию. Надо применять доступные технологии. Конечно, учитывайте все тренды сегодняшнего дня: импортозамещение, разработку новых технологий. Не бойтесь любые темы покатать в коллективном обсуждении. Во время этих мозговых штурмов вы, вполне вероятно, придете к той самой формуле, алгоритму, который вам нужен. Желаю победы. Спасибо.