Главная  /  Пресс-конференции  /  Пресс-конференция «Развитие авиации экстренного реагирования в городе Москве»
21 мая 2018, понедельник, 17:42

Пресс-конференции

16 мая 2018 Пресс-конференция «Развитие авиации экстренного реагирования в городе Москве»

16 мая 2018 года состоялась пресс-конференция «Развитие авиации экстренного реагирования в городе Москве»

Пресс-конференция «Развитие авиации экстренного реагирования в городе Москве»

ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Развитие авиации экстренного реагирования в городе Москве» (посвящена 15-летию образования Государственного казённого учреждения города Москвы
«Московский авиационный центр»).
В пресс-конференции принимают участие Cченснович Владимир Сергеевич, первый заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, Святенко Кирилл Витальевич, директор государственного казённого учреждения города Москвы «Московский авиационный центр», Катальшев Олег Юрьевич, заместитель директора государственного казённого учреждения города Москвы «Московский авиационный центр» по организации летной работы, Санников Сергей Владимирович, врач-анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением специализированной (санитарно-авиационной) скорой помощи государственного казённого учреждения города Москвы «Московский авиационный центр» и Панормов Александр Юрьевич, спасатель международного класса, заместитель начальника медико-спасательной службы государственного казённого учреждения города Москвы «Московский авиационный центр».

В.С. CЧЕНСНОВИЧ

Уважаемые друзья, добрый день. Применение авиации для обеспечения безопасности жителей городов показало свою эффективность. Первые полеты в Москве были в начале 90-х для экологического мониторинга. в 1995 году ГУВД Москвы начало использовать вертолеты типа «К-32» в т.ч. для тушения пожаров. В дальнейшем были приобретены «Во-105» для оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. С 1995 по 1996 год было выполнено 63 полета и 29 пострадавших были доставлены в больницы, а 35 получили медицинскую помощь. Потребность в городской авиации различного назначения росла с каждым годом. Одновременно развивалась наземная авиационная инфраструктура. С 1996 по 1998 было построено 5 вертолетных посадочных площадок в ГКБ, 2 в районе МКАДа. В 1998 году Правительством Москвы была создана служба авиационного инженерного обеспечения, принявшая на баланс построенные на территории города вертолетные площадки и их техническое оборудование. 13 марта 2003 года по решению мэра было принято Постановление Правительства Москвы о создании ГУ «Московский авиационный центр». С этого времени мы ведем отсчет нашего Авиационного центра.
«МАС» финансируется из бюджета Москвы и находится в ведении Департамента ГО и ЧС, входит в состав Московского пожарно-спасательного гарнизона. Основные направления работы «МАС»: пожаротушение, оказание медицинской помощи, медицинская эвакуация и спасательная работа различных видов. Технологии в этих отраслях постоянно развиваются.
13 мая 2018 года «МАС» исполнилось 15 лет. За эти годы проделана огромная работа. Коллеги расскажут об этом подробнее. 11 сотрудников нашего Центра награждены государственными наградами, 24 имеют благодарность Президента РФ, мэра Москвы, 195 человек отмечены ведомственными грамотами МЧС РФ, 261 награждены благодарностью Правительства Москвы и МЧС РФ. В 2017 году 15 наших сотрудников получили благодарность и почетные грамоты от мэра Москвы, а 3 присвоено звание: Почетный спасатель города Москвы, Почетный пожарный и Почетный работник транспорта и связи Москвы. 

К.В. СВЯТЕНКО

Основная наша цель – работать на благо города Москвы.
В нашем составе работает авиамедицинская бригада врачей анестезиологов-реаниматологов «МАС» и Центра медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы.
Санитарные вертолеты оборудованы всем необходимым инструментарием, который позволяет оказывать реанимационные действия с пострадавшим на борту вертолета.
За время нашей работы мы не потеряли ни одного нашего пациента.
Применение вертолетов для тушения больших площадей пожаров весьма эффективно. Сейчас используется система горизонтального и вертикального пожаротушения. У вертолета нет ограничений по высотности. Вертолеты оборудованы гидравлическим захватом, который позволяет вертолеты поднимать любые грузы (разбор завалов, искорёженные автомобили и т.д.) весом до 5 тонн.
Самая сложная работа – работа ночью, потому что в темноте не видно большого количества препятствий и перетяжек. Например, ТЦ «Синдика» - начали тушить в сумерках, а закончили глубокой ночью. Удалось его локализовать за достаточно короткий срок отношению к той площади, которая горела. Почти ровно 13 лет назад был создан «МАЦ». Мы очень благодарны Правительству Москвы и непосредственно С.С. Собянину за внимание и поддержку нашей деятельности. Без нее авиационные технологии не развивались бы.
Все начиналось с 3 вертолетов: 2 «Ка-32» и 1 «Ми-26». С основания «МАЦ» вертолеты применялись, в первую очередь, для тушения крупных площадных пожаров. Одним из таких был пожар на заводе «Серп и Молот» в 2005 году площадью 13 000 квадратных метров. на нем мы работали около 3 часов и пожар был быстро локализован.
Есть опыт применения наших технологий за рубежом: мы помогали Греческой Республике в тушении пожаров. В летний пожароопасный период 1 наш вертолет находился там и тушил пожары. так мы приобрели опыт такого вида работ.
Перед вылетом вертолета всегда выезжает наземный пункт управления, оборудованный необходимой аппаратурой, чтобы вести устойчивую двухстороннюю радиосвязь, наводить вертолета, осуществлять взаимодействие со штабом пожаротушения и вести средствами объективного контроля документирование всех событий для дальнейшей отчетности и разбора полетов.
В 2007 году от ГУВД Москвы нам был передан вертолет «К-32а». Он был переоборудован: установлены системы горизонтального и вертикального пожаротушения. Этот вертолет стал уникальной машиной, позволяющий тушить сложные пожары в высотных зданиях. Сам вертолет очень компактный. На нем стоят и баки с пенообразователем. За 45 секунд он отправляет в окошечко размером 40 на 70 см 3,5 тонн воды – на расстоянии 40 метров.
В 2008 году был заключен первый контракт на поставку медицинского легкого вертолета – «ВК117-С2». В последующий год было закуплено еще два вертолета. В 2009 году у нас было 3 оборудованных всем необходимым машины. С этого времени мы открываем страницу оказания экстренной медицинской помощи жителям Москвы.
Наши вертолеты принимали участие в знаковых ЧС – крушение «Невского экспресса», - где мы возили пострадавших в клиники. Мы перевозили из аэропорта людей из клуба «Хромая лошадь». Эвакуировали людей со станций «Лубянка» и «Парк Культуры».
2010 год ознаменовался крупными лесными пожарами в Московской области. Авиация помогала бороться с этим явлением – за короткий период времени в 18 дней вертолеты работали в 3 смены и сбросили на Московскую область порядка 17 000 тонн воды. Это была уникальная операция, за которую наши летчики получили награды.
За два года перед Олимпиадой в Сочи мы были направлены туда на тестовые соревнования, чтобы показать, как будет организована экстренная эвакуация для спортсменов и сотрудников, обеспечивающих Олимпийские игры. В 2014 году, 7 января мы базировались на Красной поляне для обеспечения Олимпийских и Паралимпийских игр. За время работы мы оказали помощь 10 спортсменам, которые пострадали во время проведения игр. Подлетное время составляло считанные минуты.
Серьезный пожар был в Москва-Сити. Наши коллеги за рубежом были удивлены и ошарашены, потому что никто в таких условиях в мире не выполнял аналогичных операций.
После ДТП в Подольске, когда КАМАЗ, груженный щебенкой, протаранил автобус, мы вертолетами госпитализировали 9 человек. Ни одно человека за все это время мы не потеряли.
Что касается развития авиационных технологий для городских задач – это применение гидравлического захвата, который позволяет поднимать предметы весом до 5 тонн. У нас существует задача по ликвидации последствий ЧС, когда вертолет может доставить электростанцию или трансформатор. В частности, для этой цели хорошо подходит «К-32».
В 2015 году Правительство Москвы приняло решение приобрести дополнительно два медицинских вертолета «ВК117-С2» для того, чтобы в сутки для эвакуации было 3санитарных вертолета.
В настоящее время флот «МАЦ» состоит из 10 вертолётов. Всего у нас 5 медицинских вертолетов «ВК117-С2», 3 противопожарных «К-32», 1 вертолет «Ми-26» и воздушный пункт управления «BELL-429»/
Наземная инфраструктура включает 6 площадок у клинических больниц, 1 вертолетная площадка на 35-м км МКАДа и 21 вертолетная площадка на территории ТиНАО. Все это позволяет оперативно реагировать практически на любые ЧС. На дежурстве ежедневно находятся 3 санитарных вертолета и 2 противопожарных. При этом 1 вертолет в противопожарном варианте – в круглосуточном режиме.

О.Ю. КАТАЛЬШЕВ

Мы очень внимательно подходим к подходу кадров пилотов и выбираем самых лучших с большим опытом. Далее, мы их «растим» с учетом нашей специфики. Летная подготовка проходит по законам гражданской авиации, согласно Федеральному авиационному правилу № 138. Наша основная задача – выполнять авиационные работы по экстренной медицинской помощи и перевозка. Наземную подготовку мы проводим в виде классных групповых занятий со сдачей зачетов, после которых получаем допуск к полетам. Далее, тренажная подготовка в кабине вертолета и тренажерная подготовка в сертифицированных зарубежных центрах, где отрабатываются все аварийные ситуации, какие могут возникнуть в полете. Поэтому, пилоты получают очень серьезную комплексную подготовку. Раз в год проводятся аттестационные комиссии для пилотов. Есть еще сезонная подготовка раз в полгода, потому что есть свои особенности. Таким образом, наши пилоты готовы к выполнению любых задач.

К.В. СВЯТЕНКО

Летчики еще учатся летать над Москвой, потому что город меняется: где-то подъемный кран и т.д. Это позволяет летчику быть в курсе, где что происходит в любой момент времени. 

С.В. САННИКОВ

Мы оказываем медицинскую помощь согласно полученной лицензии. После поступления вызова взлет осуществляется в течение 5-10 минут, за которые идет согласование вылета, в т.ч., с наземными службами. Мы узнаем, на какой случай летим, и доставляет пациента согласно специализации. Есть две площадки для детей, а остальные – для населения по соответствующим нозологиям. За эти годы оказана огромная помощь – более 5000 вылетов. В этом году уже 175 случаев медицинской эвакуации.
Поводом к вызову объявляется массовое ДТП. Сезонные ДТП. Сейчас сезон мотоциклов – почти каждый день вылетаем на такие ДТП. Есть вылеты межбольничные, когда мы везем из одной больницы в другу. Есть вылеты для оказания высокотехнологичной помощи. Больше всего вспоминаются вылеты на детей. Дети отзывчивые, эмоциональные. Начинают отвлекаться, смотреть в окно. Одномоментно однажды мы везли 5 детей с ожогами. Так у нас подготовлено 2 лежачих места и можем взять еще пациентов в сидячем положении. У нас стоит медицинский модуль и оснащение. В полете и на земле мы можем оказывать помощь в полном объеме. Все пациенты всегда доставлены нами до места назначения. Мы отслеживаем потом исходы, как чувствуют себя пациенты. Был случай, когда молния попала в двух девочек. Метеоусловия были плохими, но экипаж взял ответственность за вылет на себя и доставил детей в больницу. Все прошло успешно. Сейчас много случаев вызова на падение с высоты, особенно, когда падают дети. В 2017 году двухлетний малыш выпал из окна 7 этажа. В течение 5-7 минут мы прибыли и доставили ребенка в больницу. Пациент уже полностью восстановился без последствий.
У нас идет активное взаимодействие с наземными службами. Наша квалификация спасателей помогает нам в работе.
Бывают необычные случаи. Например, в мае, в Коломенском, повозка с лошадьми с путешественниками из Китая упала на бок. 5 человек получили разные травмы и были доставлены в Боткинскую больницу и в Склифосовского. 

А.Ю. ПАНОРМОВ

Спасательное подразделение в составе «МАЦ» было образовано в 2008 году. наши основные задачи: спасение на земле и обеспечение мероприятий ГКУ «МАЦ», т.к. техника сложная. Наша философия отличается тем, что у нас скорость выше всего. Мы оперативно добираемся в те места, куда сложно добраться по земле и воде, оказываем помощь и эвакуируем. Спасатели «МАЦ» имеют специфику в своем оснащении. У нас используются электродвигатели в качестве силовых установок, пневматика – мы не можем перевозить горюче-смазочные материалы. Зачастую мы работаем автономно, без поддержки с земли, что сказывается на специфике наших инструментов. Наши медики тоже подготовлены как спасатели.
Спасибо Правительству Москвы – у нас прекрасное оборудование. Мы имеем всю необходимую технику. Тренировки проходят ежедневно и еженедельно. Тренируемся по различным направлениям: вода, лес и т.д. Наши спасатели должны быть готовы к любым неприятностям. Общественные работы ведутся с общественными организациями, студентами. Наш принцип – спасаем не мышцами, а головой, поэтому знания и квалификация – это то, что должно быть характерно для авиационного спасателя. 

И. РЯБОВ – ИА «Москва»

Как происходит обновление авиационного парка?

К.В. СВЯТЕНКО

Организация обновления парка «МАЦ» находится в компетенции Правительства Москвы. На сегодняшний день принято решение мэром Москвы о приобретении новых вертолетов вместо тех, которые выработали свои ресурсы. Плановая замена парка предусмотрена и мы получаем передовое оборудование.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Могут ли применяться вертолеты «МАЦ» в других регионах?

К.В. СВЯТЕНКО

На основании соответствующих соглашений – да, - и в других регионах, и в других странах. 

М. ВИНОГРАДОВ – «Вечерняя Москва»

Вы сказали, что вертолеты летают и по вызову больных от Скорой помощи. Это так?

О.Ю. КАТАЛЬШЕВ

Мы работаем по заявкам Департамента здравоохранения. Естественно, мы летим или на ДТП, или по инфарктам, инсультам и т.д. Наша задача – отработать на 100% правило «золотого часа».

А. СТЕПАНОВ – «Московский комсомолец»

Скажите, пожалуйста, у вас в вертолете экипаж – это два КВС. Почему?

О.Ю. КАТАЛЬШЕВ

Для того, чтобы обеспечить фактор безопасности в авиации используется дублирование всех важных систем. Так же мы подходим к пилотам. На день назначается два командира воздушного судна, но один выполняет задачи второго пилота. Если с кем-то что-то случится, у нас есть дублирование и второй пилот возьмет управление и завершит полет безопасно.

А. СТЕПАНОВ – «Московский комсомолец»

У вас 5 вертолетов, из которых 1 – американский. Учитывая ситуацию, с комплектующими проблем не возникает?

К.В. СВЯТЕНКО

Хороший вопрос. Конечно, санкционная политика наших западных партнеров наносит ущерб, но мы стараемся выходить из положения. У нас есть собственная техническая база, где мы обслуживаемся. У нас есть необходимый запас материалов. Но да, сроки поставки увеличились. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Вы говорили, что вылеты осуществляются и в другие города. Вы будете обеспечивать ЧМ по футболу в других городах?

К.В. СВЯТЕНКО

В рамках подготовки к ЧМ-2018 «МАЦ» будет обеспечивать мероприятия только в Москве. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Сколько в среднем вылетов в день происходит?

К.В. СВЯТЕНКО

У нас есть средняя статистика. Есть дни, когда у нас заправки не хватает – заявки сыпятся как из рога изобилия. Бывают и очень спокойные условия. Причем, это не связано ни с погодными условиями. В среднем вертолет совершает 2-3 вылета. Заявка приходит – мы ее отрабатываем. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Вас не смущает, что по расцветке все вашу технику относят к МЧС?

К.В. СВЯТЕНКО

Раскраска вертолетов – оранжевая, голубая, оранжевая полосы – это международный опознавательный знак аварийно-спасательных формирований. От МЧС отличается только эмблемой на борту судна – у нас герб Москвы. С высоты его не определишь. Нас это абсолютно не смущает. Наша задача – выполнять свою работу, а потом уже смотреть, кто как покрашен.

ВЕДУЩИЙ

На слайде указана женщина – какая у нее специализация?

К.В. СВЯТЕНКО

Это Екатерина Орешникова – командир воздушного судна «ВК117-С2». Опытнейший пилот. Она летала еще на вертолетах «БО-105» в «ЦентрСпас». Потом она пришла на работу к нам и переучилась на «ВК117-С2». У нее есть также квалификация пилота вертолета «К-32». Она ходит в дежурства и летает над Москвой, как все остальные наши летчики.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Хотела уточнить, если аварийная ситуация случится в московском регионе, например, лесной пожар, вы готовы будете оперативно отреагировать?

К.В. СВЯТЕНКО

В настоящее время во время пожароопасного периода в производственных условиях ежедневно выполняет мониторинг пожарной обстановки.
Если будет команда применить авиацию для тушения пожара. С технической точки зрения вопрос крупных площадных лесных пожаров решен. Экипажи и техника готовы. Тренировки проводятся регулярно. 

В.С. CЧЕНСНОВИЧ

Уточню, что доставка разного оборудование энергетического в ТиНАО, в населенные пункты, отрезанные от энергетического оборудования – таких ситуаций не было, но мы отрабатываем такие ситуации. Это целая технология правильного крепления того или иного оборудования.
По поводу влияния экономических проблем и международной обстановке, есть нюансы по обслуживанию судов зарубежного производства, суда новые и проблем нет. в случае плановой замены мы справляемся и с отечественными машинами. Сейчас выходит из строя пожарный вертолет, и есть решение о закупке нового отечественного вертолета, который будет поставлен в строй в 2019 году. Так что проблем нет.
По поводу влияния нагрузки на летчиков, есть плановая работа. Если нет экстренной работы, то есть учения и тренировки. Ведется ежедневный мониторинг и разведка, которую выполняют ежедневно летчики. В случае получения заявки, с учений они немедленно направляются на вызов.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

К вопросу разведки и мониторинга, может быть имеет смысл в помощь вертолетному отряду создать группировку коптеров для этих целей?

В.С. CЧЕНСНОВИЧ

Есть законодательство, порядок применения авиации, эффективность получения информации от аппаратов коптерного типа и вертолетов. Есть дальность полета, продолжительность, анализ данных командиром. Живой человек в настоящий момент значительно эффективнее. А правильный порядок применения беспилотных средств, то регламент его применения одинаков с применением воздушного судна. Поэтому, пока мы имеем парк нашей московской авиации, которая вполне справляется. Аппарата, который был бы сравним по эффективности оценки обстановки – это аппарат размером с треть этого зала. Он сравним с нормальным авиационным средством. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Если и в дальнейшем будут проблемы с поставками, нет желания заменить западные машины отечественными?

В.С. CЧЕНСНОВИЧ

Проблем с этим нет. просто имеющийся у нас летный ресурс пока позволяет в полной мере выполнять задачи. То, что выходит из строя, планово закупается на отечественных заводах.

ВЕДУЩИЙ

Как осуществляется набор на работу в «МАЦ»?

К.В. СВЯТЕНКО

Мы рассматриваем резюме и смотрим на уровень подготовки и квалификации. В нашем случае требования к кандидатам достаточно высокие. У нас существует свой перечень, который мы предъявляем кандидатам. Мы принимаем летчиков. Но сейчас мы на 90% укомплектованы летным составом и острой потребности нет. когда человек приходит к нам, от 1 года до 1,5 года проходит прежде чем он будет выполнять самостоятельные дежурства и там есть много промежуточных моментов перед получением допуска. 

О.Ю. КАТАЛЬШЕВ

Дело в том, что авиационный мир тесный, и мы можем о любом человеке можем навести справки. Если человек хорошо служил и прошел хорошую школу, он уже имеет все качества для нашей работы. Но мы заботимся и о нашей смене - молодых людях. У них маленький опыт, но мы занимаемся ими, берем их, и у нас есть успешные результаты – пилоты, которым нет 30 лет, но они уже приступили к дежурствам. 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо коллеги. Мы завершаем нашу пресс-конференцию.