Пресс - мероприятие «Возможности современного московского образования»
24 апреля состоялось пресс-мероприятие на тему: «Возможности современного московского образования»
М.В. ЛЕБЕДЕВА
Уважаемые коллеги, добрый день. У нас существует очень важная задача развития цифровой экономики и цифровой школы. Для этого у нас сформирована нормативная база, есть выступления нашего Президента, есть цифровая экономика. Перед нами встала задача разработать информационную систему, которая бы мотивировала на достижение высоких образовательных результатов, которые нужны и экономике Москвы. МЭШ сегодня – это место консолидации всех важнейших городских проектов. Это инженерный класс в московской школе, медицинский, курчатовский проект, академический класс, кадетский класс, робо-класс, астрономия, IT-полигон. По появившемуся в сентябре предмету «астрономия» в МЭШ есть уже более 70 уроков. Сегодня в МЭШ более 400 уроков, сделанных по материалам Правительства Москвы. Сегодня московские школьники и их родители могут узнать, как живет и развивается наш город с помощью МЭШ. Сегодня в электронном журнале-дневнике участвуют около 800 школ, включая негосударственные и предуниверсарии, это преподаватели, и это почти 1400 000 школьников и воспитанников дошкольных групп. Это самая востребованная услуга.
Когда мы задумывали этот проект, мы изучили отечественный и зарубежный опыт. Мы поняли, что сейчас очень много технологий, которые можно включить в образовательный проект. Мы поняли, что решения, подобного МЭШ, в мире нет. Это наше достижение, сделанное под личным патронатом мэра С.С. Собянина. Самое главное его поручение – развить контент так, чтобы он был избыточным, качественным и интересным. Нашему проекту доверяют московские учителя, потому что они являются авторами контента.
МЭШ – это интеграция 3 решений. Это техническое переоснащение школ, возможность получить высококачественные интерактивные панели, современные ноутбуки для учителей, вай-фай, сервер в каждой московской школе. Сегодня московская школа интегрирует два серьезных программных продукта: электронный журнал и дневник и библиотеку электронных образовательных материалов. МЭШ отличается тем, что здесь собран самый большой образовательный контент, какой можно себе представить.
Совместно с учителями мы отобрали самые важные контролируемые элементы содержания образования. К ним привязан учебный материал в МЭШ.
Сегодня электронный дневник очень динамично развивается. Он объединяет все виды образования, включая внеурочную деятельность. Он позволяет выявить проблемные зоны ребенка, отследить динамику успеха, позволяет общаться с учителем, осуществлять коммуникацию между родителями одного класса или детского объединения, это возможность организовать мероприятия с помощью уведомления. Кроме того, с помощью него мы уведомляем родителя об отсутствии ребенка.
Сегодня в МЭШ 181 художественное произведение школьной программы по литературе с 5 по 11 класс, 217 популярных учебников в электронном виде, 17 томов хрестоматий, представляющих собой историю науки, 320 учебных пособий, сделанных учителями, комплексные приложения, 312 000 атомарных элементов содержания образования и более 18 100 сценариев. В обычной жизни ребенок за 11 лет должен пройти 11 000 уроков. Сегодня у учителя есть выбор сценариев для учителей. Эта работа учителей поддержана Правительством Москвы и мэром. Учителя получают грант за участие в развитии МЭШ – 100 000 за электронный учебник, 50 000 за сценарий. 212 московских учителей награждены этим грантом.
Сегодня к каждому сценарию урока есть блок требований. Этот продукт предоставляет возможность не только создавать свое, но и использовать образцы, созданные другими учителями, чьи проекты прошли модерацию.
Сегодня у московских учителей нет необходимости создавать отчеты в бумажном виде или каким-либо другим образом. Все отчеты автоматически генерируются.
МЭШ учитывает интересы, возможности и цифровую биографию каждого ребенка. Это гарантия качества образования для семьи – они видят, чем занимался ребенок и какую отметку получил. Это среда, которая задумывалась для ребенка. Это надежный помощник учителя, чтобы наши дети достигали максимально возможных результатов.
А.И. МОЛЕВ
В начале учебного года 2017-2018 гг. в рамках большого круглого стола, в котором участвовал С.С. Собянин, было заявлено, что МЭШ становится открытой, это значит, что в нее могут внести вклад все, кому это интересно – компании-разработчики, преподаватели ВУЗов и т.д.
М.В. ЛЕБЕДЕВА
Cпасибо, Антон Ильич. Сегодня в МЭШ работают два крупнейших издательства. «Просвещение» разместило там более 200 учебников с 5 по 11 класс. «Российский учебник» размещает электронные учебные пособия для учителей. Такие крупные компании, как «Учи.ру», «Lingua Leo», «ЯКласс» размещают более 3000 тренажеров, комплексных приложений, задач по разным предметам. Это довольно популярные ресурсы для московских учителей и школьников.
С.И. ЗВЕРЕВ
Исаак Иосифович, когда мы дойдем до выравнивая, чтобы у нас все школы были одинаковые, и у родителей не возникало желания возить ребенка в другую школу в соседний район?
Какова на сегодня средняя заработная плата учителя?
И.И. КАЛИНА
Я бы говорил о выравнивании по трем осям. Первое – выравнивание условий, которое идет быстро. Думаю, что через 3-4 года завершится этот процесс. Медленнее идет выравнивание кадрового ресурса. Этот ресурс складывается десятилетиями. По моим прогнозам нужно 10-15 лет. Самое сложное – это стереотип отношения родителей. Папы и мамы, которые учились много лет назад, по-прежнему оценивают школы по своим старым меркам.
Про зарплату, она прозрачна. На сайте каждой школы есть сведения о ежемесячной заработной плате. Некоторые директора предлагают публиковать ведомости на заработную плату, но мы помним, что есть закон о персональных данных. На 2018 год для учителя, работающего на полную ставку, – это не менее 68 000 рублей. Средняя зарплата за первый квартал вышла где-то 89 тысяч рублей с копейками. У учителей с особо выдающимися результатами зарплаты 110 000-120 000 рублей.
УЧАСТНИК МЕРОПРИЯТИЯ
Президент РФ в обращении к Федеральному собранию выдвинул задачу ранней профориентации. Москва работает в этом направлении и достигла значительных результатов. Готова ли Москва поделиться с регионами своими результатами?
И.И. КАЛИНА
Нам не нужно напрягаться, чтобы чем-то поделиться. Вся информация, которая известная мне про систему образования Москвы, есть на сайте «Школа большого города». Этот сайт доступен всем. Огромное количество мероприятий системы образования транслируется в свободном доступе. Это и селекторы Департамента образования, селекторы моих заместителей, профсоюзов, родительской организации. Там же транслируются заседания аттестационной комиссии. Все наши материалы размещены там. Мы открыты для всех.
УЧАСТНИК МЕРОПРИЯТИЯ
Добрый день, уважаемые коллеги. Я закончил школу в 2005 году, и мне проще всего сравнить изменения, которые произошли. Это принципиально новое образование. Но то, что сегодня было здесь представлено, – это сложившаяся практика в Москве, средний уровень образования? Или это образцово-показательная школа?
И.И. КАЛИНА
Это средняя школа в верхней половине.
Л.А. ЗЮГАНОВ
Сегодня здесь представлены инженерные классы, медицинские, курчатовский проект. Они согласуются по трехстороннему договору. Насколько тяжело создать эти классы? Есть ли анализ и статистика по использованию такого потенциала?
УЧАСТНИК МЕРОПРИЯТИЯ
Как я уже рассказывал, мы сотрудничаем с «Росатомом». Мы посещаем все объекты «Росатома» в Московской области и Подмосковье. Мы выезжаем с учащимися инженерных классов на атомные предприятия в регионы. Недавно один наш класс ездил на энергоблок №6 Нововоронежской АЭС. Мы знакомимся с современными высокотехнологичными предприятиями. У нас есть несколько центров по атомной отрасли в Москве, которые мы посещаем с учащимися.
УЧАСТНИК МЕРОПРИЯТИЯ
Если позволите, я бы хотела добавить. Система предпрофессиональных классов предполагает, что это трехстороннее соглашение: ВУЗ и предприятие, помимо школы. Это обязательное условия для реализации всех программ предпрофессионального образования. Все это направлено на выработку предпрофессиональных навыков и прохождение практики в летний период времени 10-классниками.
И.И. КАЛИНА
У нас есть одно требование – высокотехнологичное предприятие. К сожалению, пока не каждое московское предприятие мы можем взять в проект. Поэтому у нас есть еще академические классы, которые мы реализуем совместно с ФАНО на базе академических институтов. Там роль высокотехнологического предприятия играет институт.
Статистика есть на сайте.
УЧАСТНИК МЕРОПРИЯТИЯ
У нас 98 участников проекта, 92 кандидата в проект инженерного класса. У всех этих школ есть договор с одним из 20 ВУЗов, готовящих инженеров для более 100 предприятий города.
И.И. КАЛИНА
Я школу окончил в 1968 году, последний урок как учитель я провел в 1993. Так вот, обе эти школы между собой почти ничем не отличались. Сегодня, наверное, первое поколение учеников, которые учатся в школах, отличных от тех, где учились их родители. Это серьезнейшая проблема. Поэтому, сегодня мы с директорами придумали «Клубный день», когда по воскресеньям 2 раза в месяц наши директора встречаются с жителями района и показывают современную школу.
А.В. ШИБАЕВ
Исаак Иосифович, благодарю вас за интересное сегодняшнее мероприятие.
Проект профессиональной ориентации очень важен, и то, что он спускается к начальным классам, – это очень хорошо. Сегодня у нас многие отрасли испытывают дефицит в трудовых кадрах. Профориентирование в школе нацелено на решение этой задачи? На повышение престижа рабочих профессий.
Каково Ваше отношение к предмету «трудовое воспитание»?
И.И. КАЛИНА
Хорошее отношение.
УЧАСТНИК МЕРОПРИЯТИЯ
Мы начали говорить о Московской электронной школе, говорить о том, что она нам дает – это большой процесс. Нас интересует кадровый потенциал, профессиональное ориентирование без которого сегодня не возможно. В основе всех профильных классов лежит практикоориентированный подход. Со следующего года мы вводим свой «WorldSkills» для малышей, начиная с 6 лет. Наши уроки технологии на сегодняшний день – это не те материальные технологии, которые были раньше. Наряду с тем, что было, сегодня это и робототехника, и Lego-технологии, использование станков и 3D-принтеров, чтобы дети сами создавали действующие модели, свои изобретения. Технологии вошли в наше образование с детского сада. У нас и малыши проводят опыты и защищают проекты. Когда вы учились, не было слова «реальная математика» или «экономика потребителя». Сегодня все это есть в нашем образовании.
УЧАСТНИК МЕРОПРИЯТИЯ
Сегодня наши дети создают роботов, которые помогают саперам.
Нашей науке нужны фрезеровщики, стеклодувы. Навыки на уровне начальных классов мы даем нашим детям. Потому что без такого плацдарма наука не может развиваться. В наших колледжах конкурс на рабочие специальности выше, чем во многие московские ВУЗы.
И.И. КАЛИНА
Когда заходит речь о том, что какому-то предприятию не хватает рабочих, пусть это предприятие задумается о том, какую заработную плату оно платит своим рабочим. Там, где платят нормальную заработную плату, рабочих хватает, и наши колледжи имеют с ними постоянные связи и готовят для этих предприятий высококвалифицированные кадры.
А.В. ШАПОШНИКОВ
Добрый день, коллеги.
Скажите, пожалуйста, будут ли создаваться или уже есть учебно-производственные комбинаты?
Исаак Иосифович, судя по планшету, у нас все построено на базе «Google». А если завтра нас отключат от этой системы, на какой платформе мы будем работать?
И.И. КАЛИНА
В 80-е годы я был директором школы, и мои детишки играли в автоматы с джойстиками. Я их гонял от них. Проходит 20 лет. Все машины, на которых приходится работать этому поколению, управляются джойстиками. Я не знаю, откуда мои 8-классники чувствовали и знали умение будущего. Поэтому я за то, чтобы мы уважали наши умения. Мне бы очень хотелось, чтобы наши ребята, наряду с уважением к тому, что умеем мы, чувствовали наши интерес и уважение к тому, что нужно в будущем им, а им потребуется намного больше умений, чем сегодня имеем мы с вами. Если мы это не осознаем, то мы будем пользоваться только чужими высокотехнологичными продуктами. Потому что сегодня высокотехнологичное производство – это роботизированное производство. Важно уметь забить гвоздь, но управлять роботом важнее. Поэтому Москва так много вкладывает в оснащение.
УЧАСТНИК МЕРОПРИЯТИЯ
Добрый день, я руковожу направлением развития информатизации образования в Москве. Что касается зависимости от зарубежных разработок, то все платформы МЭШ – это исключительно российская, московская разработка, и никакой зависимости от исходных кодов, программ сторонних разработчиков у нас нет. Что касается зависимости от ОС, мы не привязываемся к конкретным ОС и платформам. В МЭШ может использоваться любое популярное оборудование. Что касается систем авторизации, мы не привязываемся к конкретным почтовым серверам. Можем использовать российские сервера. Мы понимаем, что независимость – важная часть МЭШ.
А.И. МОЛЕВ
Все присутствующие здесь так или иначе связаны со школой. Надеюсь, что сегодняшний диалог о возможностях современного московского образования – повод еще плотнее взаимодействовать с подведомственными школами. Московская школа – это открытая школа, предоставляющая огромные возможности юным москвичам. Наша школа открыта к инновациям завтрашнего дня. Значительная часть контента МЭШ привязана к реальной системе городского управления. Это вопросы, касающиеся той жизни, в которой существуют юные москвичи.