Информационный Центр Правительства Москвы
29 мартa 2024, пятница, 09:02
Пресс-конференции

Пресс - мероприятие "Отборочные соревнования WorldSkills"

19 апреля состоялось пресс-мероприятие на тему: «Отборочные соревнования WorldSkills»

Пресс - мероприятие "Отборочные соревнования WorldSkills"
Важное:
26 апреля завершится отборочный этап перед финалом VI Национального чемпионата WorldSkills Russia

Е.В. КОЛЧЕВ

Российские отборочные соревнования стартовали в Москве. Ребята соревнуются по 38 компетенциям. Ребята борются за право представлять свой регион в национальном финале. К нам приехали представители 71 региона. Чемпионат пройдет в Южно-Сахалинске. Победитель будет представлять Россию на международном соревновании.

Есть два вида соревнований: международные и российские. В России два самых важных чемпионата: финал и хайтек. В финале соревнуются ребята до 20 лет, то на хайтеке – до 26. Это уже молодые рабочие, представители промышленных компаний.

На нашем чемпионате у нас есть звёздочки. Москва является ключевым регионом по подготовке таких специалистов – это ученики наших колледжей, наши воспитанники. 

ВЕДУЩАЯ

Такое сооружение должны построить ребята – небольшая беседка. Это показательная работа, которую потом по определенным критериям оценивают эксперты.

Е.В. КОЛЧЕВ

Каждый год задание усложняется на 30%, потому что идет развитие промышленного производства, чтобы ребята всегда пользовались новыми технологиями. Сейчас вы видите, то выполнен один из модулей. Ребята выполняют набор определенных модулей. Сначала они готовятся, составляют чертежи и после уже изготавливают. Их деятельность оценивается по листу критериев, за которые они получают баллы, из которых складывается общая оценка.

Есть два показателя на мировых чемпионатах, к которым мы стремимся: медали и очки. В Абу-Даби Россия взяла место именно по количеству очков. Есть 500- балльная шкала в оценке, принятая в «Worldskills» на международном уровне. По этому показателю в командном зачете наши ребята заняли первое место. Это для нас гораздо важнее, чем воспитать 2-3- медалистов. Лучше воспитать много детей, которые смогут передавать свое мастерство дальше. Поэтому показатель по очкам для нас важнее. Кроме того, на мировом чемпионате каждый ребенок может участвовать только один раз. Это очень мотивирует.

Здесь у нас в плотницком деле сейчас дети от 16 до 20 лет.

Эксперты – это одновременно и тренеры, которые готовят детей, и судьи, которые приезжают на чемпионаты и оценивают качество выполнения заданий, модифицируют и усложняют.

На технополисе у нас представлено 7 компетенций. 

ВЕДУЩАЯ

Обратите внимание, у каждого свое рабочее место определенного размера – все прописано в нормативах.

Е.В. КОЛЧЕВ

Этим занимается технический департамент, выстраиванием площадки. Представляете, какая сложная работа будет в Сахалинске – построить, привести все это оборудование туда. Поэтому, на нашем финале будет не все компетенции, а 62.

Всего приехало более 1000 участников из 71 региона. 63 представителя Москвы сейчас борются здесь по компетенциям, которые представлены здесь, и 38 экспертов по этим компетенциям.

Небольшой экскурс в историю. Изначально в 19 46 году, когда все было разрушено после войны , испанцы с португальцами стали спорить, чьи сантехники лучше. Отсюда возникла идея международных соревнований и единого стандарта, который будет показателем. В движении «WorldSkills International» 78 стран-участниц. Сейчас очень важная инициатива – это демонстрационный экзамен. Если раньше ребенок после колледжа сдавал дипломную работу, то сейчас он должен непосредственно продемонстрировать свои знания. После демонстрационного экзамена выдается специальный паспорт, в котором указано, что он сдал и в какой компетенции, какое количество баллов он набрал. Работодатель может не смотреть его резюме или диплом, он просто посмотрит в этот паспорт.

РФ сейчас занимается продвижением демонстрационного экзамена на мировой уровень.

Наши партнеры – это крупные компании, такие как «Самсунг», и другие.

На «WorldSkills» может равняться промышленность. Здесь идет связка - стандарты изобретают сами компании. Они объясняют так, кто им нужен для подготовки. Это т.н. «дуальная» система образования, которая появилась в Германии. Так, «Сименс» сразу заказывает себе кадры в определенном образовательном учреждении. Илья расскажет подробнее.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Скажите, все регионы подключились к этой программе?

Е.В. КОЛЧЕВ

Да, мы стараемся подключать всех. Все представители участвуют в этом движении. По состоянию на 2017 год последний регион, который включился в движение «WorldSkills» - это была Карелия. Во всех регионах РФ проходят отборочные соревнования. Сначала идет региональный этап, отборочный и нацфинал.

Демонстрационный экзамен внедряется сейчас в отдельных регионах. Это новая практика, позволяющая показать навык. Это идеология «WorldSkills».

И.А. АРТЕМЬЕВ

Я директор МГОК. Вы находитесь на нашей базовой кафедре в технополисе «Москва». Основная задача этой кафедры – интеграция системы среднего профессионального образования в реальный сектор экономики. Технополис представляет более 100 резидентов высокотехнологичных производств, особенно, это малый и средний бизнес. Для нас – это один из основных потребителей наших выпускников. Здесь представлены 7 компетенций, которые входят в «Топ-50» профессий, востребованных в экономике РФ. Сегодня здесь проходит Всероссийский отборочный тур по полимеханике и автоматике, промышленному дизайну, прототипированию. Вчера закончился тур по компетенции «инженерный CAD-дизайн». Сейчас идет подготовка по компетенции «графический дизайн». 

А. ЕРМАКОВ

По промышленному дизайну у нас участвует уже около 9 регионов. У нас есть также участник из Ирана. Задание рассчитано на 22 рабочих часа – 3 дня, из которых самый важный – технологический процесс, где дети должны создать 3D-модель, создать прототип, подготовить результаты для будущей защиты.

Качество подготовки участников выросло – это заметно по качеству прототипов, которые они готовят.

Компетенция включает в себя развитие и старшего поколения. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Какое практическое применение у этих моделей?

А. ЕРМАКОВ

Задача прототипов в большей степени состоит в том, чтобы показать, насколько эргономично и комфортно создан объект. Самые лучшие работы мы отдаем в музей «WorldSkills. Россия», чтобы в будущем оценить развитие компетенции. Но иногда некоторые прототипы забирает индустрия, чтобы на их основе создавать свои продукты.

И.А. АРТЕМЬЕВ

Мы уже закончили процесс переговоров с «Ростехом».

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

А эти ребята поедут потом на финал?

А. ЕРМАКОВ

Будем все делать для этого.

Здесь мы проводим и чемпионат и одновременно здесь просто дети учатся. По промдизайну – это чемпионат. Просто юниоры уже закончили свой чемпионат по часам, т.к. дети не могут работать больше, чем 4 часа в день. сейчас подводятся итоги, чтобы определить лучших. 

И. А. АРТЕМЬЕВ

Мы уже говорили о компетенции «полимеханика и автоматика». Эта компетенция создавалась на территории нашего образовательного комплекса. Невозможно было бы развития этой компетенции без наших работодателей, без общественной организации, которая объединяет пул работодателей. Это и «Союз машиностроителей России». Илья Михайлович Гаранин является главным региональным экспертом по этой компетенции.

И.М. ГАРАНИН

Добрый день, коллеги. Ребята изготавливают свое изделие на станках обычных, а также делают задание на универсальных станках, чтобы они могли правильно в дальнейшем выбрать оборудование, на котором нужно будет готовить детали. Также, ребята начинают работать как инженеры-технологи, инженеры-механики и конструкторы, а также программисты, потому что им требуется изготовить, собрать и запрограммировать изделие. Таким образом, здесь мы объединили около 8 профессий. Наши студенты отчасти уже являются работниками наших предприятий и имеют возможность и заработка, и карьерного роста, а чемпионы автоматически становятся нашими работниками. Наша компетенция – самая сложная. Производственную программу на промышленных предприятиях мы перенесли сюда – двигателестроение, авиационное строение.

Устройство на работу происходит следующим образом. Работодатель говорит, что ему нужен, допустим, инженер-технолог второй категории. Он должен знать ряд программ. Все эти требования мы закладываем в образовательную программу, и работодатель знает свои штатные единицы, которые ему будут нужны через год или два. И заработную плату молодой человек формирует уже во время обучения, т.к. чем больше ты знаешь, тем больше твоя зарплата. После окончания колледжа зарплата может быть 50 тысяч рублей. Также, в этом году будет предоставляться бюджетное место в профильном ВУЗе –в Бауманке и других. Вся группа сдает экзамен на предприятии, где начальники цехов оценивают и отбирают себе людей. У нас есть 86 пунктов, по которым проверяется человек. Это пилотный проект по России, где экзамен проходит по такому стандарту. Материальная база полностью сопоставима с заданием работодателя.

Наши работодатели – это, прежде всего, «Ростех», «Салют», и другие. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Как применяется то, что они делают?

И.М. ГАРАНИН

Это еще не обкатанные детали, поэтому мы вряд ли это будем применять. Но детали, которые делают чемпионы, мы применяем.

Количество брака молодых людей, которые к нам приходили после окончания колледжа 3 года назад составляло около 40%. С такими ребятами приходилось возиться на заводе 2 года, обучать их. Сейчас уровень брака уменьшен на 16%, т.е. составляет 24%. Время адаптации уменьшилось до полугода.

Сейчас здесь ребята выполняют простые механические элементы. Оно похоже на то, что делает завод. Это точилки для карандашей.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

А как к вам попасть?

Е.В. КОЛЧЕВ

Есть несколько этапов: региональный – «Московские мастера», - где учащиеся московских колледжей проходят отбор. Следующий – отборочные соревнования перед нацфиналом. Последнее – нацфинал, когда ребята едут либо на «EuroSкills», либо на мир.

Вообще, любой человек, не только из колледжа, у нас здесь может попробовать себя. Есть только возрастной ценз. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Планируете ли вы сделать что-то для младших школьников и среднего звена?

И.М. ГАРАНИН

Соревнования по полимеханике «Junior» проводятся с детьми от 10 лет. Но они не пользуются станками, т.к. это запрещено техникой безопасности. Но они полностью изготавливают деталь на компьютере.

Мы проводим постоянные профориентации, экскурсии, практики и т.д. Например, главный инженер завода «Салют» является нашим экспертом по полимеханике.

И.А. АРТЕМЬЕВ

Одной из специальностей, входящих в «Топ-50» - это технология роботизированного производства. Одной из ее компетенций является промышленная робототехника. Виталий Полубабкин у нас заведующий кафедрой и главный региональный эксперт по этой компетенции.

В. ПОЛУБАБКИН

Эта компетенция включает в себя процесс программирования роботов, где участники решают технологические операции с учетом всех возможностей. На выходе получается ПО, разработанное участниками для решения этой задачи. Задачи могут быть разными: загрузка, выгрузка станка, плазменная резка и т.д. Ребята на сегодняшний день выполняют задание по механообработке, где соблюдены все точности технологического процесса. В образовательном комплексе есть учебные ячейки, а есть и «боевые» комплексы, позволяющие выполнять фрезеровку или полуавтоматическую сварку для решения конкретных технологических операций.

Порядка несколько сотен роботов установлено на КАМАЗ. Военная промышленность тоже переходит на автоматизацию процесса робототехнической составляющей. Поэтому, это очень актуальная, востребованная профессия, подкрепленная запросом от конкретных предприятий. 

И.А. АРТЕМЬЕВ

Здесь представлена компетенция «графический дизайн», где эксперты международного уровня обучают мастеров производственного обучения. 

Е.В. КОЛЕСНИЧЕНКО

Я являюсь тренеров национальной сборной . Сейчас проходит тренировка. Это один из модулей в этой компетенции. Занимаются студенты со всей России. Тренировка длится три недели. Завершится симуляцией чемпионата.

Ребята очень талантливые. Они прошли жесткий отбор и очень замотивированы.

Есть задания на английском языке, т.к. мы готовимся к мировому чемпионату.

Наша сборная расширенного состава – 7 человек. 2 будет готовиться к чемпионату миру и 2 к чемпионату в Казани. 

Ф.Н. ЗАВЕЛЬЕВ

Я заместитель главного эксперта. Мы работаем в отборочном соревновании в компетенции изготовления прототипов в категории от 14 до 16 лет. Ребята проходят за 2 дня полный цикл изделия: от чертежа до готового прототипа. Это очень большая задача для детей. Вчера был первый поток, и было много ребят, которые справились с заданием. Изготовление прототипов производится на 3D-принтере.

И.А. АРТЕМЬЕВ

В продолжение вопросов, которые вы задавали по поводу применения в реальной промышленности. Сегодня «Ростех» по-новому выстраивает свою стратегию: 50%, которая производится – это продукция для обороны. 50% - для гражданских целей. Таким образом, технологии, которые сегодня есть в оборонной промышленности, будут включаться для строительства гражданской промышленности. То, что вы сегодня видели – реальный формат подготовки специалистов для гражданского применения.

Территория нашей кафедры строилась следующим образом. Одна часть, где происходит практическая часть – это зона практики. Она отделена от зоны, где ребята изучают теорию, от зоны, где собираются Эксперты и от зоны, где ребята защищают свои проекты.