Главная  /  Пресс-конференции  /  Пресс-конференция Исаака Калины
20 апреля 2018, пятница, 19:29

Пресс-конференции

21 декабря 2017 Пресс-конференция Исаака Калины

21 декабря 2017 года состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования Исаака Иосифовича Калины на тему: «Результаты московской системы образования в 2017 году»

Пресс-конференция Исаака Калины

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию по теме: «Результаты московской системы образования в 2017 году».
В пресс-конференции принимает участие министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования И.И. Калина, директор школы №1560 «Лидер» И.Д. Жданова, директор школы №2114 А.С. Зинин, директор колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 К.Ю. Афонин, председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования г. Москвы Л.А. Мясникова, председатель региональной общественной организации «Ассоциация победителей олимпиад» А.А. Шишков и председатель Ассоциации содействия развитию столичного образования «Лига столичных директоров» Л.А. Наумов.

И.И. КАЛИНА

Добрый день всем.
В системе образования города обучается и работает более 1,6 млн человек. Это сопоставимо с населением Новосибирска. 1,4 обучающихся и около 170 000 работающих. Понятно, что локальных событий каждый день в системе много. Сегодня хотелось бы подвести некоторые системные результаты нашей работы. Начнем с результатов Всероссийской олимпиады. Вы видите, что эти результаты последовательно и очень серьезно растут. Сегодня московские победители занимают 44% от всех российских победителей по сравнению с 23% в 2010 году. Сегодня более 1/3 всех дипломов приходится на московских учеников. Это уже 817 против 278 в 2010 году. Приятно, что все больше и больше школ, в которых можно учиться так, чтобы стать призером или победителем заключительного этапа олимпиады. В 2017 году таких школ 222. За последние 3 года в числе школ, подготовивших призеров, побывало 300 с лишним школ Москвы, то есть более половины школ города. Растут результаты на международных олимпиадах, хотя по правилам мы не можем выставить команду г. Москвы. Нашим ребятам приходится пробиваться в сборную России, которая не может состоять только из москвичей. Но и там наши ребята зарабатывают все больше медалей для страны. В 2017 году из 38 медалей, которые завоевала сборная России, 19 медалей – медали учеников Московских школ. Уже второй год по решению С.С. Собянина наши победители, которые принесли стране золото, получают 1000 000 рублей, серебро – 500 000 рублей, бронзу – 250 000 рублей.
Буквально недавно вернулись трое наших ребят, победителей естественнонаучной олимпиады юниоров. Они тоже получат положенные призы.
Сегодня все московских школ проводят школьные этапы олимпиады. Там участвуют сотни тысяч ребят. Потом они выходят на муниципальный этап. Все очень прозрачно.
Ребята демонстрируют высокое качество знаний не только на олимпиадах, но и на ЕГЭ и ГИА. Серьезно выросло количество «высокобалльников». И это позволяет московским школьникам не только удерживать свою высокую долю среди поступающих в лучшие ВУЗы страны, но и постоянно ее наращивать.
Особенно приятен мне рост результатов по таким предметам, как математика, физика, информатика. Большой вклад в такие результаты внесло открытие Курчатовского проекта, инженерных классов и проект «Субботы московского школьника».
Сегодня далеко не только школьники показывают высокие результаты. Ребята, которые учатся в колледжах, тоже доказали, что они конкурентноспособны во всех смыслах. Ребята из колледжей не только много знают, но и умеют делать руками лучше других. Ребята, которые побеждают на чемпионатах «Worldskills», твердо стоят в жизни на своих ногах благодаря своим знаниям и умениям. Ребята завоевали 2 серебряных медали. Они, естественно, тоже получат призы наравне с призерами международных олимпиад по предметам.
Сегодня развиваются кружки технической направленности. Так колледжи, по сути, заменили ушедшие в 90-е годы станции юных техников. Теперь появилось много новых форм. Это и кружки от чемпионов, технопарки. Сегодня школьники, обучаясь в школе, могут параллельно обучаться в колледже. Кроме того, сегодня многие школы попросили колледжи проводить уроки технологии на из базе, что дало хорошие результаты.
Есть зона особого внимания. Это наши дети-инвалиды. Мы аккуратно и постепенно убеждаем родителей и педагогов, что наша задача не только в том, чтобы создать комфортные условия на время детства, но и научить ребят быть нужными себе, полезными себе и миру. Для этого есть очень хорошее такое соревнование – «Абилимпикс», где наши ребята завоевывают все больше побед.
Очень серьезно за последние годы снизилось количество правонарушений среди московских школьников. Если у человека есть возможность для успеха, развития, то у него все меньше остается поводов становиться правонарушителем. И сегодня в 2 раза сократилось количество ребят, которые становятся правонарушителями. Динамика в течение 6 лет существенная. Это очень позитивный результат.
Напомню о прошлогодних результатах московских школьников в PISA. Поэтому в сентябре на наш международный форум «Город образования» приехало очень много гостей. Московские школьники удивили больше всего высочайшей плотностью результатов. Потому что, как правило, школы делятся на группы лидеров и аутсайдеров. В Москве практически такого нет. Это подтвердилось в еще одном международном исследовании, посвященном чтению выпускников 4-х классов. Россия оказалась на первом месте, а результаты московских школьников оказались еще более высокими, чем в среднем по России. И снова московские школы удивили высочайшей плотностью результатов. Ни одна школа не дала провальных результатов. Итак, у московских четвероклассников средний балл составил 612, Россия – 581, дальше Сингапур – 576 и т.д. Обращаю ваше внимание, что в среднем по миру высший балл – 625 и более, - набрало 10% четвероклассников, то в Москве таких 43.
В Москве на сегодня работает система, в которой все школы имеют равный доступ к ресурсам. Поэтому, школы показывают все более высокие и равные результаты. Система образования очень инновационна. Школы конкурируют сегодня не за ресурсы, а за образовательные результаты и эти результаты обеспечиваются.
Важно понять, какие же инструменты запустили все эти механизмы. Их четыре. Это финансирование, когда школа получает деньги только от того, что в школу пришел ученик. Город отдает за ребенка деньги. Теперь каждый родитель, учитель может стать «инспектором», потому что все абсолютно прозрачно. Публичное формирование управленческого корпуса – тоже один из этих инструментов. Весь город видит, как работает система образования. Каждый может посмотреть аттестацию директоров и все остальное.
Что касается муниципальных городских олимпиад, то в каждом классе тысячи ребят становятся призерами и победителями. 

И.Д. ЖДАНОВА

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Важнейшая задача руководителя современной московской школы – это финансирование для социальных и педагогических целей, в результате чего каждая школа может достичь желаемых результатов.
Важный фактор – это личностно ориентированное финансирование. Большой педагогический коллектив понимает, что теперь это общая, коллективная ответственность за результат каждого ребенка. Количество детей, в частности, в нашей школе, возрастает с каждым годом. Мы понимаем, что это показывает востребованность нашей школы у родителей. Мы развиваем талант каждого ребенка.
Важными являются формы поощрения педагогов, прозрачные и зависящие только от результатов педагога. Ориентиром для нас служит формула распределения зарплат директоров в Департаменте образования.
Рейтинг школ прозрачен и понятен, служит для школы ориентиром. Он зависит от результатов каждого ребенка, от запросов москвичей и развития города. Нам очень приятно слышать о решении мэра о том, чтобы удвоить гранты за вклад школы в качественное образование московских школьников. Это решение в высшей степени справедливо.

А.С. ЗИНИН

Добрый день. Я руковожу большой школой, в которой учится более 5000 детей. Мы знаем, что на следующий год эти число возрастет еще на 200 человек, которые выбрали именно эту образовательную организацию. Поэтому, мне важно понимать, какие возможности дает большая образовательная организация. Сейчас образовательная инфраструктура города ориентирована на понятную задачу – создание возможностей для каждого ребенка проявить свой талант. Это мое кредо и кредо моих коллег - мы ищем таланты в каждом. Это большая разница по сравнению с фразой: «мы ищем таланты». Гораздо более сложная задача найти талант в каждом ученике. Например, у нас есть ребенок, который растет в семье двух музыкантов и уже решил в будущем посвятить себя музыке. Но его учитель математики заметил его нестандартное мышление и предложил поработать над проектом. Этот интересный проект потом рассматривают учителя-лидеры (сообщество учителей всей школы, которые могут дать заключение по любому проекту). Далее, ребенок защищает свой проект на большой школьной конференции, где присутствуют все коллеги из профессионального сообщества, уже выходя за рамки математики. Потом этому талантливому ребенку находят специального сопровождающего, одновременно с ним занимается куратор направления «Инженерный класс в московской школе» и т.д. Т.е., ребенка ведут. Сейчас достижением этого ребенка становится то, что он вышел с интереснейшей работай на авиасалон «МАКС» 2017 года. Он уже заявил себя очень интересным образов в рамках технопарка «Сколково». И это все не исключает того, что ребенок успешен в музыкальном направлении. Потому что в большой школе есть все возможности, чтобы развивать его музыкальный талант на уровне, сопоставимом с музыкальной школой. Таким образом, ребенок открыл дополнительный талант, не утеряв основного.
Итак, три года назад, когда сформировалась школа, набрать максимальный результат в 12 баллов по итогам трех наиболее успешных сданных экзаменов такой результат смогли показать только 84 обучающихся. По итогам прошедшего года их количество выросло до 168. Это говорит о том, что современная московская школа действительно способна найти и раскрыть талант в каждом ребенке. 

К.Ю. АФОНИН

Добрый день, коллеги.
Первый уровень погружения для школьников наступает, когда школьники в своей школе проходят ток-шоу, просветительские встречи. Таким образом, можно что-то услышать о профессии и проявить к какой-то из них интерес. Следующий шаг – диагностика на портал «profsreda.com», которая позволят в какой-то мере получить сведения о способностях. Далее, информация о профессии более подробно представлена в мастер-классах колледжей, предприятий и на других площадках. После того, как в рамках мастер-класса совершена «профессиональная проба», можно уже дальше определяться с будущей профессией. Это не обязательно колледжи Москвы. Но, тем не менее, колледжи Москвы это обеспечивают. Далее уже идут стажировки, курсы, программа профессионального обучения и программа профессионального среднего образования.
У нашего колледжа есть ознакомительный уровень программ дополнительного образования, который мы показываем школьникам Москвы. Например, «изобразительная грамотность в архитектуре», «юный автомобилист», «прикладной дизайн», «дизайн городской среды» и т.д. Этот уровень предназначен для детей с 6 до 18 лет. Далее идет базовый уровень, где идет предметная история. Это уже, например, «основа автомобильного дела», «основы графики и черчения», «основы начертательной геометрии» и т.д. Следующим шагом является уже профессиональное обучение. Например, «лаборант микробиологии», «слесарь по ремонту автомобилей» и т.д. Все эти этапы могут последовательно идти без отрыва от среднего или общего образования.
Профессиональные конкурсы очень доступны сегодня. Это «Worldskills», «Juniorskills» и другие. На территориях колледжей проходят соревнования регионального уровня. Дальше, московские школьники могут попадать в сборные Москвы на национальном уровне, так и в сборную России. «Worldskills» можно участвовать с 14 лет.
Ребята из наших колледжей, которые уже успели завоевать медали, не остаются без дела. У нас есть кружки от чемпионов, когда ребята на доступном языке говорят о профессии. Уроки технологии в потрясающем уровне оснащения регулярно проходят в рамках профессиональных мастерских в колледжах Москвы.
Таким образом, профобразование в разных формах сопровождает московского школьника постоянно. Все эти программы объединены в единую логику. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Грант мэра - на какие новые направления работы школы смогут тратить дополнительное финансирование?

И.И. КАЛИНА

Если первые годы грант мэра можно было тратить на материально-технические ресурсы и на доплаты работникам, то в связи с тем, что в последние 3-4 года нет проблем с приобретением материально-технических ресурсов за счет текущего финансирования, то этот дополнительный грант, как и сказано в Постановлении, можно тратить только на стимулирующие премиальные выплаты работникам школы, кроме директора. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Вы могли бы назвать самые главные причины, которые повлияли на такие высокие достижения московскими школьниками?

И.И. КАЛИНА

Ещё раз повторюсь и скажу о том, что не верю в то, что один какой-то фактор или механизм может дать системные результаты. Системный результат получается в итоге интеграции разных механизмов. Я бы никакой из них не выделял как единственный. Каждый из них важен.

М. ШЕВЦОВА - «Вечерняя Москва»

Вопрос к Исааку Иосифовичу. Назовите, пожалуйста, главные на Ваш взгляд достижения в столичном образовании за 2017 год.

И.И. КАЛИНА

Они мне все дороги.

М. ШЕВЦОВА - «Вечерняя Москва»

Вы не могли бы всё-таки выделить три самых главных?

И.И. КАЛИНА

Они мне все дороги. Ну ка всем остальным уже привыкли. А результат чемпионов международных соревнований WorldSkills просто поразительный. Это что-то новое и поэтому, наверное, самое запомнившееся. Также, конечно, я очень рад, что наши ребята, которые, к сожалению, являются инвалидами, доказали, что они точно способны на многое. Произошли большие изменения в отношении к этим ребятам. Они сумели и доказали, что несмотря на все проблемы со здоровьем, твердо стоят на собственных ногах в этой жизни благодаря очень умным рукам. Один из них стал чемпионом соревнований WorldSkills. Другие ребята также показали очень высокие результаты.

А. СОРОКИН - «Образование в комплексе»

У меня вопрос, касающийся московских школьников. Почему в других регионах дети не показывают таких результатов? Скажите, пожалуйста, в чём проблема мотивации? Как мотивировать ребенка хорошо учиться и показывать высокие результаты. В чем заключается мотивация учителей в ваших школах?

И.Д. ЖДАНОВА

Я думаю, что первопричина названа выше. Задействован огромный комплекс мер. Мне кажется, что это грамотное распределение поощрений для педагогов. Нужно чтобы это было предельно прозрачно понятно и объективно. Это распределение поощрения именно на результат, а не за выполнение процессов. 

А. СОРОКИН - «Образование в комплексе»

Это для педагогов. А для детей?

И.Д. ЖДАНОВА

Для детей тоже. Потому что, когда ребёнок успешен и его успехи поощряются, раскрываются самые неожиданные таланты. Педагог и школа должны посещать раскрытие этих неожиданных талантов. Тогда и у ребенка возникает желание проявлять таланты, учиться чему-то новому и быть успешным.

К.Ю. АФОНИН

Я хочу дополнить. Дело в том, что все московские колледжи живут по такой формуле, когда стремление к самоутверждению перед сверстниками ведёт к самоутверждению в профессии. Этот инструментарий был показан и начинается он с простых побед над самим собой. Когда учащийся добивается какого-то результата, это подстегивает его к тому, чтобы обучаться дальше и достигать в следующих результатов. Идет выброс эндорфинов в кровь и происходит профессиональное становление и взросление.

И.И. КАЛИНА

Понятно, все директора уверены в том, что главная причина - это они. Но я хотел бы напомнить им и нам всем, что много происходит за стенами школы и других учебных заведений. Согласитесь, коллеги, что в стенах школы можно многое сделать и других регионах, не только у вас. При всём уважении к тому, что вы делаете. А вот то, что делается вне стен школы в Москве на самом деле уникально. Посмотрите, что город делает для школьников. Великолепный проект «Субботы московского школьника». Весь город задействован там все университеты, ВДНХ, музеи, городская Дума, которая каждую субботу принимает у себя ребят. Сейчас сентября пошли уроки министров со школьниками. Такие уроки уже провели Ликсутов, Лёвкин и другие. При всем уважении к тому, что делается внутри московских школ, хочу отметить, что отношение города к московским школьникам на самом деле уникальное. 

РЕПЛИКА ИЗ ЗАЛА

Можно я тоже чуть-чуть добавлю? Я просто хочу сказать, что детям стало интересно учиться. Здесь прозвучал вопрос про детей. Учиться стало интересно потому что форма обучения другая. Потому что совсем всё по-другому в школе. То оборудование, которое сейчас есть в школах, отвечает интересам и требованиям современной молодёжи. Я тоже хочу сказать огромное спасибо городу за это. С начальной до старшей школы, все классы и лаборатории оснащены современным оборудованием. Учиться стало интересно, и мне кажется, что это самое главное.

М. ЛИМУТКИНА - «Московский Комсомолец»

Если позволите, я задам вопроса Исааку Иосифовичу. Первый вопрос Какая тема нашей сегодняшней встречи. Второй вопрос про школу. На сегодняшний день Москва добилась высочайших результатов. Какую следующую первоочередную задачу вы видите?
Сразу обозначить второй вопрос. Хочу спросить про родительские собрания. Как вы считаете, не устарело ли это форма общения. Есть же электронные дневники, SMS и так далее.

И.И. КАЛИНА

Вы же не без подтекста вопрос задаёте, я это понимаю. Вы спрашивали, чем мы больше всего довольны и какой результат нам больше всего нравится? Это легкий вопрос. Гораздо более сложный вопрос я часто задаю сам себе: а чем больше всего недоволен, что огорчает? Огорчает скорость подтягивания всех к лучшим. На самом деле, плотность населения по сравнению с любым другим мегаполисов мира уникальная. Мы с вами привыкли к тому, что хорошая должна быть у всех. Следующая наша задача - добиться того, чтобы то, что есть у самых лучших школ, было во всех школах. Чтобы по качеству и уровня образования не было школ, которые лучше и тех, которые хуже. Могут быть школы, которые на чём-то специализируются: где-то музыка, где-то спорт, где ты иностранные языки. Чтобы базовое качество образования было одинаково высочайшим в любой школе Москвы.
Что касается родительских собраний, я не раз высказывал свою позицию. Я учился очень много лет назад, но даже тогда они были бессмысленны. Я на этом закончу свой ответ.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Скажите, какие инновации и технологии появились в 2017 году и чего нового ждать в 2018 году? Я имею в виду проект «Электронная школа», браслеты и так далее. Хотелось бы послушать и директоров школ и руководителей.

А.С. ЗИНИН

Разрешите, я как действующий директор скажу то, что мы сами видим в своей школе. В том, что очень много вещей сейчас происходит по инициативе самой школы. Осуществление какого-то масштабного проекта, например, материально-технической базы по созданию каких-то специфических условий для эффективного развития детей в математическом направлении, например, или в технологическом, определяется самой школой. Школа имеет все ресурсы для того чтобы эту колею для себя выбирать. Эти вопросы решаются с учениками, педагогическим коллективом и управляющим советом. Я приведу пример своей школы. Мы сейчас подготовили необходимую площадку для того чтобы запустить проект «IT-полигон». Этот проект осуществляется не только самой школой, нам очень много помогает Департамент образования. Необходимость осуществления этого проекта назрела внутри школы, поэтому он не может быть бесполезным. И это самое главное. Если проект по изменению идет изнутри образовательные организации, Каким бы он ни был, он в любом случае будет эффективен.

И.Д. ЖДАНОВА

Можно я добавлю по поводу «Московской электронной школы»? Не могу они не сказать, потому что это действительно уникальное средство в руках современного учителя. Наши педагоги всё больше и больше вовлекаются в этот процесс. Современные технологии приходит в школу и делают уроки совершенно потрясающими и уникальными. Эти уроки выходит за рамки обычных классов. Учителя и ученики с помощью современных технологий могут выйти за пределы школы и использовать ресурсы города. Наши дети посещают театры, музеи, выставки совершенно бесплатно ветровое там целый учебные дни. Они изучают процессы, объекты и так далее. Такие возможности и преимущества убеждают нас в необходимости развивать проект «Московская Электронная школа».

К.Ю. АФОНИН

Ещё немного профессиональный тематики. При участии ТемоЦентра, Академии Наук, технологии у нас в колледже открылась Фабрика новых технологий. Дело в том, что современный мир проектирования, строительства и эксплуатации зданий движется к тому что у нас будет единая модель каждого здания создаваться. И она будет включать в себя не только чертежи, но и всю возможную информацию по управлению контроллерами зданий и сооружений. Я думаю, что в Москве, в ближайшие 5 лет, многие проектировщики и строители зданий перейдут на такую схему работы. Наши студенты-первокурсники создали такую модель нашего здания, освоили такое проектирование. Дальше мы во всей среде профессионального образования будем её распространять. 

ВЕДУЩАЯ

Коллегии ещё вопросы? 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Исаак Иосифович, к Вам вопрос. На одной из пресс-конференций Алексей Иванович Хрипун говорил о том, что ему нравится то что медсестра перестает постоянно сидеть в школе и приходит для того чтобы оказать необходимую помощь если, возникают какие-то проблемы у школьников. Эти проблемы фиксируются потом в карте. В каких-то школах проводится сейчас такой пилотный проект, их всего 4. Будет ли дальше продвигаться этот проект? 

И.И. КАЛИНА

Я не буду отнимать хлеб у своего товарища. Будет пресс-конференция Алексея Ивановича и Вы зададите этот вопрос ему.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

У меня вопрос к Исааку Иосифовичу. Видите ли Вы дальнейшее развитие московской системы образования в росте профессионализма директоров школ? Что в Москве сейчас для этого делается и будет делаться в будущем?

И.И. КАЛИНА

Вижу. А что делается для этого в Москве, пусть расскажут директора.

А.С. ЗИНИН

В части того, что делается в Москве для повышения уровня компетентности директоров школ — это огромный комплекс мероприятий, целая система. Это не отдельная точечная работа, а общий стандарт, в рамках которого существует любой руководитель московской школы. Она предполагает то, что каждый из нас, в обязательном порядке готовится и проходит тестирование для подтверждения основных компетенций, которые нужны руководителю. Затем он обязательно проходит публичную защиту, аттестацию, которая проходит перед комиссией, состоящей из коллег-лидеров, которые задают вопросы. Только после этого директора считается пригодным для того чтобы рассматривать его кандидатуру на должность руководителя московской школы. Я думаю, что это очень серьезная защита от непрофессионалов.

И.И. КАЛИНА

У нас раз в 2 недели проводятся занятия в «Школе будущего директора». Это достаточно корпоративное мероприятие, там присутствуют около 300 человек. Посетив это занятие, вы сможете понять, что такое подготовка будущего московского директора. Ещё есть такое мероприятие, которое называется «Директорская суббота». Она проходит каждую субботу в 11:00. Это тоже абсолютно корпоративная встреча, в которой участвуют 400-450 человек.

О. КУЛИНЧИК - «РИАМО»

В этом году зарплата учителей выросла на 3,6%. Есть ли прогноз на будущий год относительно зарплат учителей Москвы? Спасибо.

И.И. КАЛИНА

Коллеги, конечно же зарплата учителей московских школ зависит от финансирования, которое даёт город. В то же время, зарплата конкретного учителя напрямую зависит от администрации и управляющего совета школы. Учителя и их работа оцениваются администрацией и управляющим советом школы. Департамент не устанавливает размеры заработных плат в школах.

О. КУЛИНЧИК - «РИАМО»

Как тогда формируется общая статистика повышения зарплат учителей? 

И.И. КАЛИНА

Это уже по факту. Заканчивается квартал, и мы видим какая зарплата реальная. Я могу вам сказать то, что 20 января мы опубликуем в «Учительской газете. Москва» анализ финансовой жизни школ. Там будет указана и средняя зарплата учителей, и коэффициенты, которые применяются в разных школах. Коэффициенты в каждой школе разные. После 20 января выйдет газета, где будет очень подробно проанализирована финансовая жизнь школ.

М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»

У меня два вопроса. Один уточняющий по грантам. Я так понимаю, увеличенные гранты это за прошлый год, когда школа эти деньги уже получили и между учителями распределили? Второй вопрос касается независимого исследования Рособрнадзора, касающиеся учителей русского языка и математики. Общая статистика по России печальная около 20% учителей совершенно не знают своего предмета. Как вы считаете не имеет ли смысл проводить аттестацию учителей чаще чем раз в три года?

И.И. КАЛИНА

По грантам могу сказать то что максимум завтра все деньги будут на счетах в школах. Это такой новогодний сюрприз Правительства. Могу признаться, я докладывал о том, что нужно в 2018 году увеличить гранты. Был задан вопрос, а можем ли мы еще в 2017 году увеличить гранты? Мы ответили, что сможем. Мэр нам выделил дополнительные средства, которые мы сейчас перечисляем школам. Школы получат по сути вторую половину гранта за 2017 год. Они получили первую половину в августе, ровно такую же сумму они получат сейчас. Деньги будут переведены до 27 числа, и школы должны будут выплатить деньги учителям из этого гранта. А в 2018 году в августе школы получат увеличенные гранты.

Е. ЗОЗИМОВА – «Релот»

У меня вопрос к Исааку Иосифовичу о дополнительном образовании в сфере иностранных языков. Сейчас в профессиональном сообществе наблюдается необходимость и возможность привлечения коммерческих организаций в эту сферу. Насколько это актуально? Действительно ли это так? Существует ли какое-нибудь правовое регулирование данного вопроса?

И.И. КАЛИНА

Давайте это оставим на выбор семьи. У детей сейчас есть возможность получать дополнительное образование в частных и государственных организациях. Московские семьи свободны в своем выборе, и сейчас в этой сфере идет конкуренция между частными образовательными организациями и государственными организациями. Это хорошее дело. Она заставляет всех становиться лучше.
Можно я вернусь, я не ответил на вторую часть вопроса, касающегося аттестации учителей. Признаюсь, я противник каких-либо проверок учителей. У действующего учителя всегда есть результат — это результаты успеваемости его учеников. В течение последних нескольких лет мы даже упростили до предела аттестацию учителей тех школ, где стабильно высокие результаты тех учителей, которые более 2 лет работают в этой школе. Никаких проблем там вообще в аттестации учителей нет. А школы, у которых стабильно невысокие результаты, директор, как работодатель, должен проверить. Это не входит в обязанности Департамента. Более того, сейчас все школы со стабильно невысокими результатами, пользуется независимой диагностикой Московского центра качества образования. Если учитель работает, и у его учеников стабильно высокие результаты, то зачем нам лишний раз беспокоить людей. Кстати, у нас многие учителя школ, где стабильно высокие показатели, добровольно прошли аттестацию и открыли свои собственные результаты. Но это их добровольное решение, подчеркиваю. Я бы никакими административными методами не организовывал проверки учителей, у которых стабильно нормальные результаты.

О. КУЛИНЧИК – «РИАМО»

Следующий год был объявлен годом волонтерства. Также этот год будет посвящен Чемпионату мира по футболу, который пройдет в Москве. Принимает ли Департамент образования какое-нибудь участие данной сфере? Может быть ученики школ, старшеклассники изъявят желание быть волонтерами на чемпионате мира по футболу? 

К.Ю. АФОНИН

Давайте попробую я ответить. Традиционно волонтерское движение имеет очень большое значение. Так или иначе волонтерское движение в московского образовании присутствует. Это одна из частей образования. Я сегодня уже упоминал про социализацию и профессиональный рост. Умение отдавать — это часть образовательных работ, которые проводятся в Москве. 

О. КУЛИНЧИК – «РИАМО»

Сколько школьников принимают участие в волонтерских движениях и как их обучают волонтерству? Возможно их обучают минимальным навыкам медицинской помощи, взаимодействию с пожилыми людьми?

И.И. КАЛИНА

Это в основном студенческое дело. Ребята, которых можно привлекать к волонтерству — это одиннадцатиклассники. Во время Чемпионата мира по футболу, одиннадцатиклассники будут готовиться и сдавать Единый государственный экзамен. В основном волонтерами будут студенты ВУЗов и старшекурсники колледжей. 

О. КУЛИНЧИК – «РИАМО»

Возможно, в московских школах пройдут встречи с футболистами или ученические соревнования под эгидой Чемпионата мира по футболу? 

К.Ю. АФОНИН

Пока конкретных таких планов нет. Я хочу отметить что среди студенчества есть целая программа по волонтерству. Есть паспорт волонтера. Чтобы его получить нужно обладать определенными навыками и пройти определенную подготовку.

И.Д. ЖДАНОВА

Я хочу сказать, что мы с Московской федерацией футбола поддерживаем связь и готовимся к Чемпионату мира. Мы проводим беседы, лекции. У нас с этим полный порядок. Я могу сказать, что волонтеры обязательно будут, потому что мы задумались об этом заранее, 3 года назад и начали их подготовку.

М. ШЕВЦОВА – «Вечерняя Москва»

Исаак Иосифович, скажите пожалуйста, будет ли введена полностью в следующем году «Московская Электронная школа» во всех школах Москвы? И, возможно, уже известно, какие проекты готовит столичная система образования для школьников Москвы.

И.И. КАЛИНА

Я понимаю, что Вы имеете в виду оборудование для «Московской электронной школы», поставку которого Департамент информационных технологий должен будет завершить концу 2018 года.
Что касается второго вопроса, я боюсь напрасно обнадежить школы, поэтому не буду спешить говорить на будущее. Если будут появляться интересные инициативы, мы, конечно, их будем поддерживать. Сейчас, например, возник замечательный проект «Математическая Вертикаль». В этом проекте будут принимать участие ученики 7-9 классов. Когда появляются интересные проекты, мы стараемся помогать, поддерживать, а также тиражировать эти проекты. Я не помню ни одного проекта, который был навязан сверху и всех осчастливил. Поэтому мы будем поддерживать проекты, которые будут одобрены сообществом.

ВЕДУЩАЯ

Коллеги, завершающей вопрос. Представьтесь, пожалуйста.

М. ЧУДАКОВА – «Росбалт»

Спасибо вам, Исаак Иосифович за терпеливые ответы по поводу педагогических моментов в школах. Ни для кого не секрет, что именно педагог является главным в школе. С этим у меня возник вопрос: испытывают ли московские школы «кадровый голод»? Каких именно учителей не хватает, если такая проблема есть? Может в ком-то нуждается сегодня Москва особенно? Довольны ли вы тем как общественность сегодня отзывается о педагогах? Не будем вспоминать о вопиющих случаях, которые и так у всех на слуху. Ваши пожелания к Новому году коллегам.

И.И. КАЛИНА

Вакансий в московских школах сейчас практически нет. Ну если говорить о том, каких учителей не хватает, могу сказать одно - высококвалифицированных. Их не хватает не в количественном, а в качественном плане.
Что касается вопроса об отношении, ошибки можно найти где угодно. Самое неблагодарное занятие - искать чужие ошибки. Мы благодарны тем, кто находит наши ошибки и стараемся их исправлять. Описывать частное всегда проще, описывать системные результаты гораздо сложнее.
Я очень надеюсь, что наша сегодняшняя встреча, кому-то из вас поможет выйти на системное описание системных результатов.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Исаак Иосифович к Вам вопрос. Стало известно, что с2022 году английский язык станет обязательным для сдачи на ЕГЭ. Очень много противников этой инициативы. Говорилось о том, что это тяжело и многие школьники не готовы сдавать в обязательном режиме английский. Скажите пожалуйста, будет ли проведена какая-либо работа по усилению преподавания английского языка в школах?

И.И. КАЛИНА

Этот вопрос стоит задавать не мне, а моим федеральным коллегам. Мы не принимаем решений, будут ли сдавать школьники иностранный язык. Я могу ошибаться, но, по-моему, половина и сдававших в девятом классе ОГЭ по английскому языку в стране были Московские школьники. Независимо от того, будет ли введен экзамен ЕГЭ по английскому языку, москвичи прекрасно понимают, что знание иностранного языка необходимо. Это важный элемент сегодняшней культуры, и поэтому московские школьники уже в девятом классе сдают обязательный государственный экзамен.

ВЕДУЩАЯ

Давайте последний вопрос очень коротко

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Мне часто приходится слышать фразу о том, что школа должна быть «умной». Наверное, не только «Московская Электронная школа», а что-то ещё должно быть чтобы она была «умной»?

И.И. КАЛИНА

Я думаю, что, когда говорят «умная» школа имеют в виду умных людей. А умные люди пользуются умными инструментами.
«Московская Электронная школа» — это умный инструмент в руках умного Московского учителя.

А.С. ЗИНИН

Можно я отвечу на этот вопрос как директор? Мне кажется, что под этим подразумевается адаптивная школа. Школа, которая работает по модели, которую я описал в своей реплике. Когда ребёнок приходит с одним посылом, а уходит с несколькими, школа, которая поддерживает ребенка и развивает его таланты - настоящая «умная» школа. Школа должна постараться раскрыть весь потенциал ребенка, и если она этого не делает, а смотрит на очевидные достоинства ребенка, которые и так видны, то это не «умная» школа.

К.Ю. АФОНИН

Я отвечу на этот вопрос в контексте профобразования. Я считаю, что умным можно назвать то учебное заведение, которая готовит ребят по востребованным профессиям. Чтобы в будущем они получали хорошую зарплату, развивались и совершенствовали свои навыки.

ВЕДУЩАЯ

Вопросов больше нет. Давайте подведем итоги.

И.И. КАЛИНА

Спасибо большое всем присутствующим, что нашли время посетить наши пресс-конференцию. Пожелание у меня для всех общее. Я желаю всем системного и оптимистичного отношения к миру и к себе в этом мире. Тогда всё у нас получится Спасибо.