Пресс-конференция Андрея Бочкарева
18 декабря 2017 года состоялась пресс-конференция руководителя Департамента строительства города Москвы Бочкарева Андрея Юрьевича на тему: «Об итогах реализации Адресной инвестиционной программы в 2017 году»
ВЕДУЩИЙ
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента строительства города Москвы Бочкарева Андрея Юрьевича на тему: «Об итогах реализации адресной инвестиционной программы в 2017 году».
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Добрый день, коллеги. Очень рад вас видеть. Сегодня мы рассказываем о предварительных итогах работы Департамента строительства. Итоги работы строительного комплекса города Москвы Марат Хуснуллин будет докладывать на заседании Правительства Москвы. Туда входят не только Департамент строительства, но и Департамент развития новых территорий, коллеги из инвестиционного блока, в том числе частные инвесторы, которые ведут строительство не только коммерческих объектов, но и социальных. Мы сейчас поговорим в целом о том, чем Департамент строительства, как основной заказчик строительства объектов по городской адресно-инвестиционной программе в этом году занимался и чего мы с вами вместе достигли.
Как вы знаете, у нас было три главных события в бюджетной строительной сфере города Москвы. Разработка и утверждение программы реновации жилого фонда города Москвы – это огромная программа, которая рассчитана на то чтобы более полутора миллиона человек в обозримом будущем получили новое жилье в новых домах и кварталах с совершенно другими стандартами проживания. Сделано это для того чтобы ту стареющую часть жилого фонда заменить и в стандартах современного жилья 21 века обеспечить формирование не только жилого фонда столицы, но и создание ландшафта новых микрорайонов, новой городской среды. Реновация как раз на это направлена. Это большая очень программа, которая в этом году у нас стартовала. Было приложено очень много усилий Правительством Москвы, непосредственно мэром Москвы Сергеем Собяниным. Также она была поддержана на самом высоком уровне, в том числе и Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Эта большая программа задаст вектор движения нашей отрасли не только в Москве, но и в других регионах страны.
Другим большим и важным событием в строительной отрасли Москвы стало завершение строительства и пуск в эксплуатацию Большой спортивной арены стадиона «Лужники». В мае этого года было завершено строительство, были получены все разрешительные документы, и мы последовательно провели ряд тестовых мероприятий на этом стадионе. Хочу отметить, что мы фактически за год до проведения Чемпионата Мира на 100% выполнили строительство данного объекта. Этот объект был построен в рекордно короткие сроки - за три года. Строительство завершилось быстрее, чем строительство любого подобного объекта в мире. Себестоимость и удельные затраты на любое зрительское место у нас гораздо ниже чем затраты на аналогичное строительство в Европе, в Южной Африке, в том числе в Бразилии.
По уровню оснащенности и обеспеченности всеми инфраструктурными и инженерными коммуникациями, по словам руководителя ФИФА данный объект является самым лучшим в мире. У нас есть его официальное заявление, которое прозвучало на открытии стадиона. Мы очень горды тем, что смогли справиться с этой задачей. Многие из посетивших пробный матч «Россия-Аргентина» удостоверились в качестве нашего объекта, и мы уверены в том, что Большая спортивная арена стадиона «Лужники» будет готова для того чтобы провести с блеском и триумфом Чемпионат Мира по футболу в следующем году.
Еще одним знаковым и очень важным объектом для нас является парк «Зарядье», строительство которого было завершено. Этот объект имел большое значение для формирования внешнего облика города Москвы. Решение о строительстве этого объекта принималось по рекомендации Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Решался вопрос о том, что возводить на месте парка «Зарядье». Сперва были идеи возвести коммерческую недвижимость (гостиницу, деловой центр), прибыль от которых бы составила многие миллиарды рублей. Но было принято решение создать зону отдыха для всех жителей города Москвы, гостей столицы и гостей нашей страны. Мы считаем, что архитектурное решение, которое получилось и тот уровень комфорта, который создан, будут делать наш город более интересным и привлекательным для жизни, работы и отдыха. Это очень сложный объект по инженерным и архитектурным решениям. Все зарубежные архитекторы, которые разбираются в парковом искусстве с восторгом пишут свои комментарии. Думаю, что те, кто уже посетил данный объект отметили то, что в центре города создана прекрасная территория для повседневного отдыха москвичей и гостей нашего города.
Что касается остальных объектов строительства, они были не менее масштабными и ёмкими по усилиям, но они не настолько знаковые.
Давайте немного пройдемся по другим достижениям, которых подразделения строительства и стройкомплекса, наши подрядчики и проектировщики достигли в этом году. В 2017 году у нас были планы построить 93 километра дорог. Было построено 94. Мы должны были воздвигнуть 24 искусственных сооружения, а нами были воздвигнуты 28. Работы идут с опережением графика. Мы должны были построить 20 пешеходных переходов крупных, подземных и наземных, построили 29. Также мы ускорили ввод этих объектов. Из важных объектов дорожного строительства необходимо отметить Северо-Западную хорду – участок от улицы Мосфильмовской до Аминьевского шоссе, от Аминьевского шоссе до улицы Генерала Дорохова. Мы построили железнодорожные переезды по радиальным направлениям, это: Крёкшино, Кокошкино, Щербинка и Переделкино. Это те объекты, которые позволяют сократить время движения между районами города Москвы, особенно в Новой Москве с 40 минут до 2-3 минут.
Первый этап первой части Калужского шоссе мы открыли в мае этого года, второй этап первой части мы с мэром Москвы открывали в прошлую пятницу. Это очень важный объект. Если вы пользуетесь Калужским шоссе, то могу сказать, что движение по нему в разы улучшилось. В следующем году мы продолжим эти работы и приблизимся к Центральной кольцевой автодороге. То есть, в следующем году мы полностью завершим реконструкцию всей трассы. На сегодняшний день завершены три четверти.
Северо-Восточная хорда от Измайловского до Щелковского шоссе у нас завершена. Также завершена большая транспортная развязка на пересечении улицы Профсоюзной с МКАД. Завершен объект на Южной рокаде — это эстакада прямого хода по Варшавскому шоссе.
Я перечислил самые знаковые объекты дорожного строительства, которые мы ввели в этом году.
Что касается метрополитена. Мы в начале года запустили три станции: «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки». На финальной стадии у нас еще 3-4 крупных линии: от «Раменок» до «Рассказовки», линия от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской» – 3 станции. Эти работы мы уже завершаем и в феврале-марте запустим с пассажирами. Сейчас ведутся работы по пуску, наладке и монтажу систем контроля доступа и видеонаблюдения. В целом, основные объемы работ завершены.
На финальной стадии находится Третий пересадочный контур. В субботу мы занимались контролем выполнения работ. Основные работы завершены там также. Осталось смонтировать ряд инженерных систем. В начале следующего года мы запустим Третий пересадочный контур с пассажирами.
Также у нас продолжается строительство основных линий. Мы заканчиваем строительство от «Саларьево» до «Столбово», мы разворачиваем работы по всему третьему пересадочному контуру. Я думаю, что в следующем году мы проведем вас по всем объектам нашего строительства и покажем, как мы развернулись.
Ещё в этом году мы запускаем станции «Ховрино» и «Беломорская».
Город Москва всегда инвестирует большое количество денежных средств в строительство объектов социальной инфраструктуры: школы, поликлиники, детские сады. Строительство объектов начального образования идет в общем плановом режиме. Очередь в детские сады была ликвидирована усилиями строительного комплекса и блоком социальных программ Правительства Москвы. Сейчас мы в плановом режиме возводим объекты в зонах, опережающие планы строительства, в том числе в поселке Некрасовка, где мы построили самую большую, возможно, самую крупную в Российской Федерации школу на 2100 ученических мест. Это было сделано для того чтобы поддержать развитие города в тех районах, где ведется строительство. Поэтому острой проблемы в дефиците ученических мест нет, но мы поддерживаем высокий уровень как по количеству, так и по качеству объектов, которые мы сдаем. Уровень оснащения объектов образования, здравоохранения превышает среднероссийский и, зачастую, превышает общемировой. В том числе в странах, которые отличаются высоким уровнем экономического развития. Мы готовы подробно об этом поговорить и все, кто пользуются нашими объектами отмечают высокий уровень строительства. Хочу отметить, что по направлению здравоохранения ведутся большие работы. В том числе, сейчас возводится большой медицинский центр в районе поселка Коммунарка. По уровню оснащения и логистики он будет соответствовать самым высоким мировым стандартам. Этот медицинский центр строится по прямому распоряжению мэра Москвы для того чтобы качественно изменить уровень обслуживания москвичей, проживающих на территории Новой Москвы.
Если говорить об объектах культуры, главным событием у нас является завершение строительства парка «Зарядье». Также мы завершаем строительную часть Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. Есть еще ряд других объектов, в том числе театр «Et cetera».
Если есть вопросы, я с радостью готов на них ответить.
Л. КУЛЯБКО – «Московский комсомолец»
У меня два вопроса. Расскажите про дорогу Солнцево-Бутово-Видное. Что для этого было сделано?
Второй вопрос: почему «Ховрино» запустили раньше, чем «Беломорскую»?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Итак, по Солнцево-Бутово-Видное могу сказать, что на первом участке, соединяющий Киевское и Калужское шоссе ведутся работы. Это примерно 4 километра основного пути и большое количество дублеров, съездов и так далее. Примерно общий объем выполненных работ составляет около 70-75%. Возведены основные конструкции, ведется оснащение системами контроля движения. Летом следующего года мы будем сдавать этот участок дороги в эксплуатацию. Также мы планируем начать работы по строительству второго участка от Столбово до улицы Поляны.
Что касается «Беломорской» и «Ховрино»: когда разрабатывались первоначальные планы строительства, жители района станции «Беломорская» выступили против того чтобы там строилось метро. Когда мы в прошлом году близились к запуску станции «Ховрино», в префектуру обратилось большое количество людей с просьбой включить в строительство метро станцию, которая будет между «Речным вокзалом» и «Ховрино». Поэтому мы ускоренными темпами начали строительство промежуточной станции «Беломорская». Потому что, если бы мы запустили станцию «Ховрино», строительство станции «Беломорская» было бы невозможно. Именно поэтому мы отодвинули строительство станции «Ховрино» и занялись строительством станции «Беломорская». Мы ее построим, запустим движение от «Речного вокзала» до «Ховрино», и в течении года будем оснащать станцию «Беломорская». Мы запустим ее позже, но уже не нарушая движения между «Речным вокзалом» и «Ховрино».
С. ЗАВИДЕЕВ – «Зеленоград сегодня»
Я хотел бы уточнить, смогут ли в этом году жители ездить до станции «Ховрино»?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
У нас есть все шансы на то, чтобы мы запустили движение с пассажирами на станции «Ховрино» в этом году.
Н. ГЕРАСИМОВА – «Звездный бульвар»
Скажите, пожалуйста, когда планируется начать строительство нового пешеходного моста в Московском зоопарке.
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Строительство данного объекта мы начнем в следующем году. Документация у нас уже готова. Это сложный объект, там пролет около 22 метров. Будут возведены инфраструктуры для подхода, чтобы люди с детьми и колясками могли более удобно перемещаться между двумя территориями. В течение года мы всё сделаем.
А. МАСТРЕНКОВ – пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Хотел бы спросить по поводу программы сноса пятиэтажек первой очереди. Сколько их осталось и когда работы будут завершены?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Точные цифры мы сможем сказать на следующей неделе. 99% этапа будет завершено в следующем году. У нас есть несколько домов, где люди не успевают переехать по многим причинам. Мы надеемся всё закончить в 2018 году. На 2018 год осталось около 8 домов. Фактически можно сказать, что программа завершена.
А. МАСТРЕНКОВ – пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
Я хотел бы спросить о программе реновации. 12 домов у города уже есть?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
13 домов есть.
А. МАСТРЕНКОВ – пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
Завершается отделка по новым стандартам. Сколько еще домов планируется построить по этой программе?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
У нас в строительстве было около 25 объектов в разной степени готовности, которые город может направить на цели реновации. 13 объектов были фактически готовы, но их стандарты отделки отличались от стандартов, заявленных Правительством Москвы. Сейчас там происходит замена ряда элементов для того чтобы довести объекты до необходимого уровня требований. В остальных домах, которые строились, но не были сданы, отделка ведется в нормальном режиме и по тем стандартам, которые предусмотрены по реновации. Всего у нас около 200 домов включены в программу нового строительства к ним постепенно добавляются новые объекты. Всего мы работает примерно на 368-369 площадках. Дальше мы будем строить новые дома и сносить ветхий жилой фонд. Соответственно, будут освобождаться новые площадки, на которых можно будет возводить новые дома.
А. МАСТРЕНКОВ – пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
А график сноса домов и переселения жителей уже готов или еще разрабатывается?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
У нас разработан график переезда. Первые переезды будут в начале следующего года. Мы отдадим готовые дома под первые переселения. Как только мы переселим людей в первые дома, мы сможем что-то планировать и будем информировать людей. Очень много домов под переселение и необходимо правильным образом подобрать квартирографию. Чтобы то количество комнат и площадей соответствовало тем стандартам, которые необходимы. Новые объекты мы будем проектировать с привязкой к квартирам. Точный график будет позже, там будут указаны очередность и сроки переселения.
М. КЛЮЕВА – «За Калужской заставой»
У меня два вопроса. Первый: в октябре начал работать московский фонд реновации. Удалось ли что-то сделать за этот период?
И второй вопрос по социальным объектам. Вы сказали, что они строятся с высоким уровнем качества. Нельзя ли рассказать поподробнее.
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Формально уже 2 месяца у нас существует фонд реновации. Сейчас идет кадровое наполнение фонда. Но люди уже во всю работают. Около 26 объектов на которые были созданы технические задания. Они уже прошли рабочую группу, где они анализируются соответственно тем техническим решениям, которые будут заложены в требования стандартов реновации. В начале следующего года мы планируем объявить торги на проектирование. В первой половине 2018 года проектирование будет завершено и пройдут первые торги на размещение заказа на строительство силами объектов фондом реновации. Фактически фонд приступил к своей деятельности.
Вопрос по стандартам касается не только качества строительства и отделки, но и качества оснащения. Тот спектр учебного, медицинского и технологического оборудования, которое устанавливается, находится на самом высоком уровне. Объекты медицинского обслуживания у нас разделены на разные категории. Есть объекты поликлинического обслуживания и объекты где будет оказываться высокотехнологическая помощь. Уровень оснащения диагностическим и лечебным оборудованием отвечает самым высоким стандартам, которые существуют в мире. Больница в Коммунарке будет отвечать самым высоким требованиям и по уровню оснащения и по отделке и строительству. Мы считаем, что она будет одним из лучших медицинских центров в стране и даже в мире.
А. МАСТРЕНКОВ – пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Город строит за свой счет первый медицинский центр в Сколково. Когда он будет сдан и на каком этапе сейчас проводятся работы?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Тут надо поподробнее рассказать. У нас существует Международный медицинский кластер, который создан в рамках федерального закона. Основная идея – привлечение в страну международных медицинских учреждений, которые могут предоставлять медицинскую помощь на добровольной основе жителям Москвы, России, по стандартам стран, откуда они прибыли. Для того чтобы начать привлечение иностранных учреждений Правительством Москвы было принято решение построить первый пилотный объект, который необходим для того чтобы там проводить конференции, симпозиумы, совещания. В том числе на его территории будет находиться ряд медицинских объектов. Подписано первое соглашение между медицинским фондом и израильской клиникой на размещение первого диагностического и лечебного комплекса. Последующие проекты подразумевают строительство за счет инвесторов - зарубежных клиник, которые будут строиться, оснащаться и функционировать по стандартам зарубежных стран. Сейчас ведутся переговоры с ведущими клиниками Германии, Франции, США, Японии, Южной Кореи. Они выражают большую заинтересованность в строительстве своих клиник здесь. Мы надеемся в следующем году начать подписывать соглашения со странами, которые будут инвестировать и строить объекты на территории кластера «Сколково».
А. МАСТРЕНКОВ – пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
А первый центр, который на 12000 готов уже?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Он готов, мы в следующем году получаем разрешение на ввод и будем вводить его. Но у нас стоит задача не только построить здание, но и оснастить его оборудованием. Наши партнеры занимаются сейчас вопросами оснащения. Позже мы расскажем об этом подробно, когда уже будет функционировать данный первый центр.
ВЕДУЩИЙ
Пока коллеги думают, мне хотелось бы еще уточнить про МКАД. Вы его упомянули о нем и очевидно, что развязки, построенные за последние годы, подняли эту магистраль на новый уровень. Но есть места, где работы еще не проводились.
А.Ю. БОЧКАРЕВ
В следующем году мы возьмем первый участок от Каширского шоссе до Варшавского шоссе в реконструкцию. Она будет направлена на повышение эффективности МКАДа с точки зрения дополнительных примыканий, съездов. Также мы возведем ряд искусственных сооружений. Эти работы будут направлены на то чтобы увеличить эффективность МКАДа, как такового. Потому что расширять МКАД дальше уже невозможно. Мы делаем всё для того чтобы улучшить движение путем строительства развязок и съездов. 14 крупнейших развязок мы уже перестроили, что благоприятно повлияло на общую ситуацию при том, что количество автомобилей у нас постоянно увеличивается.
ВЕДУЩИЙ
Каждый год мы с вами встречаемся и подводим итоги, и я каждый год Вас спрашиваю о том, какой объект был наиболее дорог. Я понимаю, что каждый объект дорог, но где Вы больше всего потратили здоровья, сил, энергии?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Парк «Зарядье» нам дался нелегко. Потому что объект уникальный. Это был очень сложный объект с точки зрения оснащения и инженерной коммуникации. Строительство такого объекта обычно длится 6-7 лет, а мы его возвели за три года вместе с проектированием. Это является рекордом. «Зарядье» - самый дорогой объект с точки зрения усилий и потраченного времени. Объект получился блистательный. Крайний объект, который формально не относится к парку «Зарядье» - филармония будет завершена к весне следующего года. Это тоже очень красивый и уникальный объект.
ВЕДУЩИЙ
Хочу спросить об объектах, которые строились и реконструировались к Чемпионату мира по футболу.
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Город Москва по количеству спортивных сооружений мирового класса является лидером, возможно даже во всем мире. У нас в предыдущие годы был построен стадион «Спартак». В прошлом году был введен стадион «ЦСКА». В предыдущие годы стадион «Локомотив». Возводится арена «Динамо». Безусловно флагман спортивных сооружений Москвы – «Лужники». Москва обеспечена спортивными сооружениями на очень высоком уровне.
ВЕДУЩИЙ
У меня будет еще один вопрос. Учитывая непростую экономическую ситуацию в стране, вы, тем не менее выдаете такие высокие результаты. А если бы не было экономических сложностей, вы бы строили еще больше? Может необходимо привлечение каких-нибудь инвестиций для увеличения объемов строительства?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Начнем с того, что все объекты, которые Москва возводит, она возводит за счет средств городского бюджета без заемных средств.
Я думаю, что пока нет необходимости в привлечении инвестиций, потому что тот объем строительства, который мы осуществляем и так достаточно солидный. Объем строительства объектов в Москве является фантастическим и, и бюджет развития города Москвы является одним из самых высоких в мире. Пока нет необходимости в заемных средствах. Пока у нас большие планы, которые сбалансированы и по денежным средствам, и по ресурсам производственной базы.
Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»
Действительно в Москве фантастический размах стройки, появляются уникальные объекты и саму программу реновации тоже можно назвать уникальной. Если жителей Москвы тревожат вопросы о том, что стройка пойдет рядом с их домами, то жителей Новой Москвы тревожит вопрос о том, куда будет деваться строительный мусор от сноса старых зданий.
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Город Москва до программы реновации утилизировала огромное количество строительных отходов. При развертывании программы реновации мы добавим 10% от того количества отходов, которые успешно утилизировались ранее. Мощности предприятий по переработке отходов строительства у нас загружены примерно на треть. Поэтому глобального воздействия продуктов реновации на экологию не будет вообще. Мы сделаем всё чтобы экология и жители города не страдали от того что мы где-то перерабатываем отходы.
А. МАСТРЕНКОВ – пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Вы сказали, что в следующем году начнется реконструкция участка от Каширского шоссе до Варшавского. Когда она закончится?
Проектируется еще 10 участков. Будут ли там какие-нибудь развязки?
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Закончится реконструкция данного отрезка примерно через полтора года. Остальные участки требуют реконструкции развязок. Эти участки менее значимые, поэтому к ним будут добавлены некоторые элементы, но они не являются масштабными магистралями.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, я думаю, что все вопросы заданы. Мы благодарим Андрея Юрьевича.
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Спасибо за внимание. Финальные итоги будут подведены на заседании Правительства Москвы на крайней неделе этого года. Ну а те задачи, которые будут поставлены перед Департаментом строительства и Стройкомплексом, мы будем с успехом реализовывать. Спасибо.