Главная  /  Пресс-конференции  /  Пресс-конференция «Предпрофессиональное образование в Москве»
15 декабря 2017, пятница, 01:14

Пресс-конференции

04 декабря 2017 Пресс-конференция «Предпрофессиональное образование в Москве»

4 декабря 2017 года состоялась пресс-конференция на тему: «Предпрофессиональное образование в Москве»

Пресс-конференция «Предпрофессиональное образование в Москве»

ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Предпрофессиональное образование в Москве».
В пресс-конференции принимают участие Печатников Леонид Михайлович, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития, Павлов Игорь Сергеевич, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы и Александров Анатолий Александрович, ректор МГТУ им. Э.Н. Баумана.

Л.М. ПЕЧАТНИКОВ

В течение нескольких лет Москва участвует в различных международных исследованиях, чтобы получить объективную оценку уровня образования в городе. Это, например, PISA, по результатам которого Москва заняла ведущее место в области образования в мире, в особенности, по математике и читательской грамотности. Результаты еще одного широкого международного исследования, еще более широкого, будут опубликованы завтра. Но по предварительным данным московское начальное образование признается лучшим в мире, московское среднее образование занимает 6-е место в мире. К сожалению, что касается высшего образования, нам еще есть над чем работать.
В начале своей деятельности как нового Правительства Москвы, мы понимали, что у нас есть проблемы с профессиональной и предпрофессиональной подготовкой. Это касается не только ВУЗов, но среднего специального образования. Подчеркну, что у региона нет полномочий высшего образования – это федеральные полномочия. Наша зона ответственности – общее, среднее и среднее специальное. Поэтому, для нас было чрезвычайно важно придумать новые формы, чтобы наши дети получали профессии и были лучше подготовлены к поступлению в ВУЗы. Мы впервые предложили нашим ВУЗам такую форму обучения как предуниверситарий. Это наша задумка. Это значит, что последние классы общей средней школы ведут преподаватели ВУЗов, готовят под себя абитуриентов. Мы оплачиваем это по ставкам 10-11 класса, но уже ВУЗам, которые организовывают учебный процесс. Это очень выгодно и нам и ВУЗам. ВУЗы могут выбрать из детей тех достойных абитуриентов, которые, сдав ЕГЭ, могут поступить к ним в ВУЗы. Ответственность за подготовку к ЕГЭ во многом ложиться на преподавателей ВУЗов в этом случае. Эта идея оказалась продуктивной. Не все студенты, учащиеся предуниверсария, попадают именно в тот ВУЗ, где они проходят предуниверсарий. У них есть выбор. Но подготовка у них такая, что они без труда сдают ЕГЭ. С учетом того, что нам не хватает на рынке труда высокопрофессиональных медиков и инженеров, нами организованы медицинские и инженерные классы в школах. Вообще, все, что я рассказываю - это идеи мэра. Он их инициирует, выделяет финансирования и следит за исполнением.
Большая программа, которая была реализована сразу после прихода Сергея Семеновича на должность мэра – это большой Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования. Это Курчатовская школа, финансируемая Департаментом образования, где Курчатовский институт активно участвует в образовании детей. 

И.С. ПАВЛОВ

Проекты предпрофессионального образования родились по тренду перехода ученика знающего к ученику умеющему. Основной смысл интеграции общего, дополнительного и высшего образования заключается в том, чтобы мы получили на выходе со школьной скамьи человека, сориентированного на свою будущую профессиональную траекторию, конкурентоспособного. Эта интеграция позволила организовать упомянутые выше проекты – инженерия, медицины, научно-технологическая сфера и комплексная безопасность. У нас успешно действуют академические классы совместно с ФАНО под эгидой РАН, а также кадетские классы.
Интеграция этого образования стала возможна, когда мы поняли, что в Москве много мест где ребята могут образовываться за стенами школ. Это парки, музеи, ВУЗы, наукоемкие предприятия. Поэтому, мы сделали 5-дневную учебную неделю, чтобы ребята образовывались по субботам вне школ. У нас, например, есть программа «День без турникетов», когда предприятия приглашают к себе учащихся для знакомства с новыми высокотехнологичными производствами. Поэтому, сама идея предпрофессионального образования позволяет ребенку сориентироваться в широком спектре возможностей, которые предоставляет город.
Сейчас по инициативе С.С. Собянина мы реализуем мега проект «Московская электронная школа», в рамках которой создается единый контент, позволяющий педагогам моделировать с наглядным материалом уроки, а учащимся осваивать. Уже 142 учителя на 4 ноября 2017 года из 72 московских школ получили 153 гранта, каждый в размере 100 рублей, за вклад в развитие «Московской электронной школы». Этот грант учрежден Правительством Москвы. Так мы финансово стимулируем наших педагогов. Сейчас большой интерес к этому проекту проявляют регионы – подписан между Правительством Москвы и Минобразования договор, что нашими московскими наработками могут пользоваться все субъекты РФ.
Ребята с особыми образовательными потребностями тоже имеют возможность себя проявить. В частности, в рамках олимпиады «Абилимпикс» для детей с ограниченными возможностями здоровья - сейчас проходит третий национальный чемпионат. В прошлом году у нас были серьезные результаты – 192 медали, из которых 66 золотых, 70 серебряных и 56 бронзовых. Еще развитие предпрофессионального образования реализуется в движение «Juniorskills» для учащихся старшей школы. Здесь у нас тоже серьезные результаты и Москва является лидером. Также, есть федеральная программа «Worldskills Russia». На последнем мировом чемпионате в Абу-Даби, где Россия по командному зачету заняла 5-е место и первое место в общекомандном зачете, Москва из общего зачета имеет 30% медалей. Мы привезли и золото, и серебро, и бронзу. У всех этих проектов единая цель – чтобы наш учащийся обладал фундаментальными знаниями, при этом имел набор конкретных способностей, обеспечивающих конкурентоспособность в мире.
Мы меняем подходы к оценкам. Теперь в школе не только ставят оценки, но и внедряются новые показатели, в частности, демонстрационный экзамен, где ребята должны практически продемонстрировать свои умения.
Еще один серьезный проект – «Субботы московского школьника». За последние 4 года в «Университетский субботах» приняло участие более 340 000 учащихся. В 2016-2017 гг., например, в «Субботах мужества» приняло участие 15 000 человек, в «Профсреде» 47 000 человек. Далее идут «Спортивные субботы», «Субботы правовой грамотности», «Космические субботы» и другие. Сегодня ребенок, например, в четверг, может открыть сайт и зарегистрироваться на интересное ему мероприятие. Если его что-то заинтересовало, он начинает углубленное изучение этой темы по другим образовательным программам. 

А.А. АЛЕКСАНДРОВ

Связи ВУЗов и профобразования в Москве всегда были очень тесными. Но когда пришел Сергей Семенович Собянин, он нас собрал и сказал, что агитация в школах за поступление в тот или иной ВУЗ – это не совсем то, что нужно Москве. Давайте вместе дадим ребятам такие знания и умения, которые позволят им правильнее подобрать жизненную траекторию, а вам это поможет найти своего абитуриента. Стало традиционным тесное сотрудничество университетских преподавателей и школьного учительского сообщества. У нас в «Бауманке» проходят такие «слеты» для учителей, где мы обсуждаем, как нам лучше взаимодействовать.
У нас уже есть положительный опыт профильных школьных классов (инженерные классы и другие). Сейчас предполагается устанавливать профессиональный экзамен. Будет ли от этого польза? Мы посмотрим. Мы должны понять, что мы наработали за это время.
У нас два лицея – это ведущие лицеи в России по направлениям математики и физики. Мы пошли по пути не просто переподготовки учителей в этих школах, а создали там свои кафедры математики, физики и информатики. Ребята после этих школ могут поступать не только к нам, но мы, конечно, боремся за них.
Важно раньше открыть ребятам аудитории и лаборатории университета, чтобы для них это стало привычной средой. Мы считаем такое взаимодействие со школьниками и студентами очень важным. У нас создан десяток молодежных центров, где занимаются студенты и открыты двери для школьников. Прежде всего, это космический центр, созданный по образу и подобию главного центра управления полетами. Прямая модемная связь позволяет ребятам наблюдать за тем, что происходит в Главном центре управления полетам. У нас стоят 4 антенны-локатора, которые позволяют принимать информацию от спутников и вести дистанционное зондирование земли. И туда открыты двери для школьников. Более того, мы уже 25 лет проводим летнюю школу, куда съезжаются любители космонавтики со всего мира, в т.ч. московские школьники.
В декабре с участием Сергея Семеновича мы открываем Центр технического творчества для московских школьников на нашей базе. Там будут заниматься наши студенты и школьники – вместе создавать, вместе творить. Это и робототехника, и нанотехнологии и многое другое.
Важно понять, что студенты 2-3 курса – это агенты влияния для школьника. Такое их взаимодействие – это то, чего не было раньше. Мы помогаем детишкам найти себя. 

Л.М. ПЕЧАТНИКОВ

Когда мы смотрим результаты за последние 5-6 лет, бросаются в глаза изменения, произошедшие за это время. Никогда в жизни не было такого количества парков. Москва преобразилась. В этом году Москва была объявлена мировым лидером по приросту продолжительности жизни. Темпы прироста – первые в мире. За 5 лет средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года! Наши достижения в образовании тоже показательны. Все это - не случайно. Это колоссальный труд и деньги. Социальный бюджет города – это больше половины всего бюджета. При прошлом правительстве на здравоохранения выделялось 9% внутреннего регионального продукта – большие деньги для Москвы. Но только сейчас мы сумели сравняться с наиболее развитыми странами мира. То же самое происходит с образованием. У нас есть проблемы с высшим образованием. Многие, кто его получает, не работают и не планируют работать по профессии. Но не заметить слияния школ и результата этого слияния и этих колоссальных профессиональных и денежных влияний невозможно. Даже злопыхатель не может не заметить изменений, произошедших в московском образовании и здравоохранении. 

Л.М. ПЕЧАТНИКОВ

Но мы же с вами ввели высшее образование для медицинских сестер? Пока такие медсестры ничем не отличаются от медсестер без высшего образования. Но их навыки должны быть гораздо шире, чем сейчас. Врач должен больше доверять медицинской сестре, как это происходит сейчас во всем мире, чем мы доверяем сейчас в силу того, что мы не знаем уровень их знаний.
Мы понимаем, к чему нам сейчас нужно идти, мы знаем, где у нас «стенка», в которую мы опираемся. Эта «стенка» проходит между средним и высшим образованием. 

В. ГЛЯНЦЕВА – «27 сайтов ЗАО»

Кто должен сдавать предпрофессиональный экзамен? Что он включает в себя? 

И.С. ПАВЛОВ

Это новая форма независимой итоговой оценки обучающихся с участием представителей ВУЗов и работодателей. На экзамене проверяются метапредметные знания, которые ребенок получил. Он должен продемонстрировать умение пользоваться оборудованием, сделать на нем минимальный эксперимент или мини-исследование. Если это инженерный профиль, то собрать какую-то инженерную деталь. Все это он должен продемонстрировать в процессе экзамена – что он знания может перевести в конкретную практику. 

ВЕДУЩИЙ

Все, о чем мы говорили – этим могут воспользоваться не только москвичи, но и ребята, приезжающие из регионов?

Л.М. ПЕЧАТНИКОВ

У нас существует закон о всеобщем среднем образовании, поэтому мы вынуждены принимать в школы детей, где бы они ни жили. Что касается колледжей - это московские ребята.
Вы не спрашиваете про такую острую историю как переименование лицеев в школы. Мы с Игорем Сергеевичем вам заявляем, что если даже лицей или гимназия становятся просто школой, ничего не меняется, ни финансирование, ни штатная численность, ни направленность, ничего. Просто в законе о среднем образовании нет ни гимназий, ни школ. Другое дело, что при ВУЗах им интереснее называться лицеями. 

И.С. ПАВЛОВ

Чем отличается новый закон об образовании от старого? В прошлом законе единицей образовательного пространства была структура – детский сад, школа, лицей, Вуз, колледж и т.д. В новом законе единицей образовательного пространства является образовательная программа. Одно юридическое лицо, если у него есть материальные и кадровые условия, может реализовывать набор различных программ. Школа на сегодняшний день реализует программы дошкольного образования, начального, среднего, полного среднего. Где-то в школах есть программы профобучения, дополнительного образования. Это все в одном учреждении. В колледжах на сегодняшний день также реализуются программы дошкольного, начального, среднего, полного среднего, профподготовки, дополнительного среднего образования. Поэтому упорядочивание наименований повышает доступность образования для населения Москвы. С программами школ можно ознакомиться у них на сайте.

ВЕДУЩИЙ

Леонид Михайлович, то, что сделала московская медицина с темпами прироста продолжительности жизни, будут ли они и дальше такими же? Или здесь все уже зависит от конкретного человека, того, как он сам следит за своим здоровьем?

Л.М. ПЕЧАТНИКОВ

Такой серьезный рывок, который сделала Москва за последние 5 лет, во многом связан с недооснащенностью, недофинансированием той медицины, которая была до того. Мы отставали от западных коллег по уровню. Теперь мы этот уровень выровняли. Но дальше такого прироста, конечно, не будет. 5 лет назад 74 года – это был низкий уровень жизни для Москвы. Сегодня мы достигли почти 77,5 лет. Конечно, дальше мы будем идти медленнее, потому что дальше будем реализовывать другие возможности, заложенные не только в здравоохранении, но и в экологии. В продолжительности жизни здравоохранение играет не решающую роль. Но мы должны понять, что и в образовании все будет то же самое. Наш прогресс – это был рывок, связанный с недофинансированием образования, возникший в прошлые годы. Возникла личная заинтересованность руководителя города в том, чтобы этот разрыв максимально быстро преодолеть. И мы его преодолели. Дальше будет уже постепенные изменения – мелкие, но поступательные шаги вперед. Мы ликвидировали отставание, которое у нас было, причем, довольно существенное. 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо большое. Пресс-конференция закончена.