Информационный Центр Правительства Москвы
28 мартa 2024, четверг, 16:00
Пресс-конференции

Пресс – конференция «Всемирный день борьбы с раком груди: от диагностики до лечения»

18 октября 2017 года состоялась пресс – конференция на тему: «Всемирный день борьбы с раком груди: от диагностики до лечения»

Пресс – конференция «Всемирный день борьбы с раком груди: от диагностики до лечения»
Важное:
С 20 по 31 октября в Москве пройдет акция по профилактике рака груди


ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Всемирный день борьбы с раком груди: от диагностики до лечения».
В пресс-конференции принимают участие Хатьков Игорь Евгеньевич, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист–онколог Департамента здравоохранения города Москвы, директор Московского клинического научного центра им. А.С. Логинова Департамента здравоохранения города Москвы, Латышкевич Олег Александрович, кандидат медицинских наук, главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач Центра планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения города Москвы, Коноплянников Александр Георгиевич, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии Департамента здравоохранения города Москвы, Морозов Сергей Павлович, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист по лучевой диагностике Департамента здравоохранения города Москвы, директор Научно-практического центра медицинской радиологии Департамента здравоохранения города Москвы и Башта Екатерина Николаевна, руководитель благотворительной программы «Женское здоровье».

И.Е. ХАТЬКОВ

Глубокоуважаемые коллеги и сотрудники прессы, благодарю за организацию такой конференции. Тема безусловно актуальна на сегодняшний день. Онкология по причинам смертности находится на втором месте, после сердечно-сосудистых заболеваний, и имеет тенденцию к росту. Одна из основных причин этого - общее увеличение продолжительности жизни населения, снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Вероятность заболеть злокачественным заболеванием выше теперь поэтому выше. Например, в Южной Корее онкология как причина смертности – ведущая.
Что касается опухоли молочной железы, если у нас в Москве контингент таких пациентов составляет около 40 000 и порядка 6000 вновь заболевших мы регистрируем каждый год. Рак молочной железы по структуре заболеваемости злокачественными опухолями рак молочной железы занимает первое место.
На сегодняшний день существует огромное количество методик. Онкология – это комплексное лечение, состоящее из 3 частей: хирургия, химеотерапия и лучевая терапия. На сегодняшний день в каждом из этих видов лечения достигнуты огромные успехи. На сегодняшний день есть ряд ситуаций, когда мы можем даже не применять хирургию, а применять только медикаментозное лечение. Но чтобы снизить смертность от онкологических заболеваний, в т.ч., рака молочной железы, всех этих успехов недостаточно. Наши успехи помогают продлевать жизнь, но снизить смертность помогает только ранняя диагностика – на первой стадии. Само лечение очень затратное и ложится тяжелым бременем на бюджет даже самых развитых стран. Ни одна страна не может на максимальном уровне обеспечить всех граждан своей страны такой бесплатной помощью. Например, затраты в Москве на лечение пациентов с первой стадией составляют 50 000 – 55 000, втора и выше – средняя цена - 400 000 рублей. Наша задача – научиться диагностировать, т.е. работать со здоровым населением. На сегодняшний день укомплектованность маммографами вполне соответствует мировым стандартам. Сергей Павлович расскажет об этом более предметно. Система, позволяющая диагностировать рано, она есть. Самое главное – приучить наших граждан заботиться о себе и приходить вовремя. Мы постоянно проводим обучение с тем, чтобы терапевт мог объяснить пациенту, что важно пройти определенные исследования. Касательно молочной железы, то это мировая практика, что после 39 лет любая женщина должна пройти обязательно маммографическое исследование. Важно прийти вовремя. Нам бы хотелось, чтобы это во постоянном режиме доносилось до наших граждан.
Во всех амбулаторных центрах есть возможность любой женщине с жалобами или старше 39 лет пройти соответствующее обследование. Кроме того, проводятся дни диагностики.
С 20 числа во всех округах в поликлиниках, оснащенных маммографами, проводятся дни, когда женщина может быстро пройти такое обследование и получить соответствующие рекомендации. Нам бы хотелось, чтобы туда приходило максимальное количество женщин. Мы делаем это, чтобы снизить количество запущенных стадий и повысить диагностику в первой стадии, что улучшит результаты лечения. 20% у нас составляет 4 стадия. 

С.П. МОРОЗОВ

Спасибо за приглашение. Важно, что рак молочной железы сегодня можно излечить полностью, если диагноз поставлен на ранней стадии. Для этого есть все возможности в Москве. 200 маммографов расположены в учреждениях Департамента здравоохранения города, еще множество аппаратов в федеральных центрах и т.д. В год сегодня проводится почти 800 000 исследований, из которых чуть более 500 000 – профилактические. Около 250 000 – обследования по показаниям. Важно, чтобы приходили на профилактику, когда никаких жалоб нет. Наши аппараты могут проверять в два раза больше пациенток, чем сейчас, и мы готовы повышать интенсивность, привлекать новых специалистов. У нас в 2016 г. заработала программа подготовки рентген-лаборантов в московских колледжах. Москва впервые ввела в Государственный образовательный стандарт для медицинских сестер подготовку рентген-лаборантов, и на 4 курсе они получают одновременно сертификат медсестры и рентген-лаборанта. Это позволяет привлекать новых специалистов в систему.
Сейчас суммарно 2,3 и 4 стадии, т.е. опухоли больше 3 см в размере составляют около 70%. Это много. Цель, чтобы опухоли 1-й стадии составляли 50%.
По международной статистике при обследовании 1000 пациенток можно найти 5-6 опухолей на ранней стадии. Кроме того, сам факт прийти на маммографию – это акт внимания к себе, повышение заботы о собственном здоровье. 27 аппаратов-маммографов подключены к одной информационной системе, и все исследования попадают в один архив, и эксперты оценивают качество проведенных исследований, качество работы лаборантов. Также, мы формируем рейтинг врачей, которые описывают маммограммы. Мы точно знаем, кто работает очень хорошо, кого нужно учить и чему учить. Из этого формируются учебные программы. В этом году было издано большое количество методических материалов, информационных писем, которые получают главные врачи, врачи, рентген-лаборанты, о том, как надо правильно проводить исследование.
Сейчас выходит приказ Департамента здравоохранения о пилоном проекте, в которых включается несколько округов, где мы будем отрабатывать правильную систему маршрутизации, в которой четко понятно, какие исследования выполняются на 1, 2 и 3 этапах, чтобы правильные исследования были доступны. Приказ получился очень подробный – около 30 станиц. В нем расписана вся методология. Это буквально пошаговая инструкция, как проводить маммологические исследования. Подобная работа идет по скринингу рака легкого. В следующем году мы планируем все маммографы подключить в одну информационную систему, чтобы снимки были доступны всем необходимым специалистам. Одновременно мы работаем с изображениями, делаем тегирование – разметку находок опухолей на снимках, чтобы разработчики алгоритмов искусственного интеллекта могли создать программы для автоматического поиска, для повышения точности, чтобы компьютер подсказывал врачу. Наш центр уже сформировал коллектив специалистов для разметки. У нас есть партнерство с разными центрами для разработки алгоритмов искусственного интеллекта.

О.А. ЛАТЫШКЕВИЧ

Заболевание молочной железы изучены очень хорошо, но факторы, приводящие к его развитию, не обозначены четко и ясно. Наиболее реальный фактор – наследственный. Но такого рода наследственный рак молочной железы – это всего 10%. Возможность что-либо изменить есть только одна – это скрининг, профилактические осмотры. К сожалению, не всегда врач может повлиять на эту ситуацию. Нужно, чтобы пациентки сами приходили на прием.
К слову, рак молочной железы бывает и у мужчин. Поэтому, про мужчин тоже не стоит забывать. 

А.Г. КОНОПЛЯННИКОВ

Уважаемые журналисты, после того как говорили мои коллеги, что-то добавить к этому сложно. Но я хочу обсудить, для чего мы здесь вообще собрались. У нас есть две основные вещи, которые мы просим вас донести до нашего населения. Вы слышали, мы сказали, что у нас есть все, но пациент к нам почему-то не приходит. Что же происходит? Пациент должен к нас прийти. И не когда все плохо. Кстати, по моим минздравовским данным до 2 млн может доходить лечение. Важно, чтобы пациенты пришли на профилактический прием, до того, как их начнет что-то беспокоить.
Второй момент: опухоль молочной железы доступна. Это не почка, не прямая кишка, не трахея. Это самый доступный для пальпации орган, но он нам не доступен!
Онкология и акушерство и гинекология работают вместе, потому что за молочную железу отвечает акушер-гинеколог с 2012 года в соответствии с Приказом №572.
Мы вас просим, чтобы вы через газеты, журналы, радио, интернет сказали: «Люди, задумайтесь о своем здоровье!». Мы готовы помочь, все мы, любые службы. Но как помочь пациенту, который к нам не пришел? Наша задача, чтобы пациенты услышали нас и пришли к нам. Да, у нас много серьезных проблем в медицины. Но эта проблема решаема при ранней профилактике.

Е.Н. БАШТА

Добрый день. Благотворительная программа «Женское здоровье» в основном занимается двумя вещами: широкое информирование населения и психологическая и информационная поддержка женщин с диагнозом рак молочной железы. Нам важно, чтобы женщины шли к врачу. Важно, на каком языке говорить об это женщине, как ее мотивировать. Нужен понятный маршрут. Я призываю вас пользоваться нами, потому что у нас есть накопленный опыт, как разговаривать с женщинами так, чтобы они не боялись и шли ко врачу. У нас есть множество материалов разного формата для людей разных возрастов. У нас есть связь с сообществом женщин, имеющих опыт жизни с раком молочной железы и они готовы говорить. У нас большая связь с известными людьми, готовыми говорить об этой проблеме.
Что касается нашего второго направления, онкологический диагноз – это шок, переворачивающий его жизнь. Мы понимаем, что нужная психологическая и информационная поддержка. Информации часто не хватает. Поддержка эта бывает нужна с момента постановки диагноза и на всех этапах лечения, а также после лечения. Мы организуем сообщества разных видов. Мы объединяем женщин, готовых помочь друг другу, ищем и обучаем активистов. Здесь важно соблюдать границы, потому что равных консультант- это не врач, не социальный работник. Он может помочь своим опытом, но это нужно уметь делать. Мы организуем группы по принципу «равный равному», реабилитационные группы, у нас есть танцы, фитнес, бассейн, йога для женщин с опытом жизни с раком молочной железы. Мы это делаем, чтобы их объединить. Мы всегда в первую очередь думаем о том, сколько людей умерло от рака молочной железы. Но мы забываем, сколько людей, переживших это, живет среди нас и продолжает жить активно. Это важно. Нужно показывать этих людей, делать из них героев, которые выиграли эту войну. Это не приговор. Большинство форм хорошо поддаются лечению и важно, чтобы люди об этом знали. Он хорошо диагностируется и поддается лечению на ранних стадиях. Важно, чтобы женщины это понимали. 

И. КОЛПАКОВА – «Звездный бульвар»

Александр Георгиевич, каков первый шаг? Куда идти, чтобы пройти маммографию?

А.Г. КОНОПЛЯННИКОВ

За молочную железу отвечает акушер-гинеколог. У нас в городе произошло слияние амбулаторного звена со стационарным и 131 женская консультация влились в наши многопрофильные больницы. В городе появилось 19 объединений, который концентрируют все женское население города. Территориально все осталось так же. Пациенты куда ходили, туда и ходят. Пациентка обращается в женскую консультацию по месту жительства. Дальше, врач акушер-гинеколог выявляет вопрос и ставит необходимость проведения ультразвука или маммографии и маршрутизирует ее к онкологам. 

Р. ПАНЮШИН – «МЕД-инфо»

Некоторое время назад было озвучено решение Правительства Москвы о выделении грантов на раннюю диагностику онкологических заболеваний через поликлиники, когда терапевт, выявивший заболевание, получает вознаграждение. Есть ли какая-то информация о том, насколько успешно это сейчас реализуется?

И.Е. ХАТЬКОВ

Департамент здравоохранения в постоянном режиме продумывает систему мотивации для проведения в жизнь каких-то решений и программ. Это один из аспектов повышения мотивации, чтобы врачи старались выявлять опухоли на ранних стадиях всех локализаций. Эта программа была озвучена и начала реализовываться. Первые данные были собраны только в октябре. 

М. ШВЕЦОВА – «Вечерняя Москва»

Можно поподробнее по цифрам? Сколько был выявлено больных в этом году? какова динамика?
Скажите, пожалуйста, в каком возрасте чаще всего именно у москвичей выявляется рак молочной железы?

И.Е. ХАТЬКОВ

Цифры примерно одинаковые за последние годы. Есть небольшая тенденция к росту, но это доли процентов. Порядка 6000 пациентов впервые заболевших раком молочной железы мы регистрируем ежегодно в Москве. Эта цифра немного увеличивается по многим причинам: за счет увеличения продолжительности жизни, центростремительного притока населения из других регионов и т.д.
За последние 5 лет контингент у нас увеличивается с 38 000 до 40 000 с небольшим вновь заболевших раком, из них 6000 с раком молочной железы.
Что касается возраста, так в мире определено – 39 лет и старше. Большая вероятность – 50-60 лет. Нет тенденции к росту заболевания среди 20-летних. Москва здесь ничем не отличается. 

А.Г. КОНОПЛЯННИКОВ

Журналисты всегда спрашивают цифры. Дело не в цифрах! Мы говорим о проблеме. Я не журналист, но разве это нужно говорить нашим жителям? Вы же журналисты! Вам нужно написать так, чтобы это тронуло сердца людей. Не в цифрах дело! Научитесь по-другому писать. 

И.Е. ХАТЬКОВ

Главные цифры, которые нужно сказать – 20% - это люди с 4-й стадией! У нас такое количество маммографов, что мы можем спокойно и оперативно проводить обследования. Да, не в каждой поликлинике стоит маммограф, но это и не нужно! А 1-я стадия составляет 10-20%, не больше. В то же время в странах, где население доверяет, где проводятся скрининговые программы и население на них ходит, там 1-я стадия – 65-70%. Если у нас 1-я стадия составит 50%, мы такое количество денег сэкономим, мы так сможем помогать медицине, такие гранты реализовывать! С 1-й стадией никаких трудностей не возникает. Вылечили, и все. 

В. ИВШИНА – «ИД 41»

Екатерина Николаевна, вы очень много общаетесь с девушками, которые сталкивались с этой болезнью, пережили ее. Основной ответ на вопрос «почему вы не пришли ко врачу вовремя?», он какой?

Е.Н. БАШТА

Во-первых, боятся. Рак молочной железы у нас стигматизирован. Есть страх онкологического диагноза. Есть еще советская модель, когда я врача могу потревожить только, если меня что-то сильно беспокоит. Здесь надо понимать, что нужно профилактически обследоваться. А мы не очень привыкли, наше население. Кроме того, есть система приоритетов у женщин, в которой собственное здоровье стоит не на первом месте. Здесь надо объединить усилия, чтобы эти паттерны в голове поменять. Нужно рассказать о том, что есть понятный маршрут, есть специалисты, и что нужно не откладывать, а делать.

А.Г. КОНОПЛЯННИКОВ

Моя мама умерла от рака молочной железы. У нее оба сына – медики. Но она не обратилась, не сказала. Но ей было неудобно рассказать сыновьям, что у нее проблема с молочной железой. Это интимная сфера. Мы не затронули еще рак шейки матки! Надо перебороть это. Я постараюсь все сделать в этом городе вместе с коллегами, чтобы эту ситуацию исправить. 

И.Е. ХАТЬКОВ

По поводу шейки матки, начало скрининга – 21 год. Это очень важный момент, который нужно донести. 

ВЕДУЩИЙ

Нам всем очень повезло, что у нас в городе Мэр такое внимание уделяет здоровью населения. СМИ, как инструмент, являемся вашими помощниками.
Всем большое спасибо, пресс-конференция закончена.