Главная  /  Пресс-конференции  /  Пресс-конференция «Вклад московской системы образования в развитие и консолидаци...
24 сентября 2017, воскресенье, 20:31

Пресс-конференции

29 июня 2017 Пресс-конференция «Вклад московской системы образования в развитие и консолидацию города»

В четверг, 29 июня 2017 года состоялась пресс-конференция на тему: «Вклад московской системы образования в развитие и консолидацию города»

Пресс-конференция «Вклад московской системы образования в развитие и консолидацию города»

ВЕДУЩАЯ

Добрый день, коллеги. Сегодня четверг 29 июня 2017 года, Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Вклад московской системы образования в развитие и консолидацию города». В пресс-конференции принимают участие:
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Иосифович Калина; заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Молотков Александр Борисович; директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы Лебедева Марианна Владимировна; директор школы №444 Северинец Павел Александрович; директор школы №1950 Паршина Екатерина Александровна; директор школы №827 Огородникова Наталья Владимировна; директор школы №1550 Лосев Никита Валерьевич; директор школы №1561 Пазынин Валерий Вячеславович; директор колледжа предпринимательства №11 Шептуха Вячеслав Владимирович; председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Мясникова Людмила Александровна.
Я передаю слово Александру Борисовичу.

А.Б. МОЛОТКОВ

Добрый день, уважаемые коллеги. Наша пресс-конференция посвящена итогам учебного года. Я предлагаю освежить в памяти все результаты, которые были достигнуты в этом году школьниками и педагогами и еще раз вспомнить те механизмы, которые помогли достигнуть этих результатов. Первое, о чем стоит упомянуть – доступность образования в Москве. На сегодняшний день полностью удовлетворена потребность юных москвичей в дошкольном образовании. При этом численность детей в дошкольном образовании увеличилась в полтора раза за последние семь лет. Зачисление в первые классы также перестало быть чем-то героическим. Процедура зачисления упростилась максимально: дети просто переводятся из дошкольных групп в первые классы школ. При этом полноценное дошкольное образование стало общей частью дошкольного образования. Это стало возможно в рамках больших образовательных комплексов в Москве и это ценно для достижения будущих результатов. Широкая линейка программ дошкольного дополнительного образования сегодня является залогом для достижения будущих результатов. Она упрощает родителям выбор школ для своих детей. Вы видите, что большая часть родителей первоклассников в бывшем учебном году выбрала школы в своем районе.
Если говорить о показателях участия московских школьников во Всероссийской олимпиаде школьников, то стоит сказать, что 2016-2017 гг. показали достижения новых результатов. Московские школьники улучшили свои показатели, по сравнению с прошлыми годами. 818 дипломов, которые завоевали ребята на заключительном этапе Всероссийской олимпиады – это больше трети от количества тех дипломов, которые получили лауреаты.
С 2014 года первый этап Всероссийской олимпиады школьников стал проходить в каждой московской школе. В этой точке произошел перелом, и все показатели Москвы стали расти.
Важно и то, что растет положительная динамика числа школ, которые в состоянии подготовить победителей и призеров Всероссийской олимпиады. За 2015-2016 гг. победителей и призеров подготовило больше половины школ Москвы.
Интересно сравнение участия московских школьников и школьников других регионов с лучшими результатами.
Также 2016-2017 гг. были ознаменованы тем, что в Москве впервые прошла Московская олимпиада школьников крупных городов и столиц мира. Соревнования проходили по четырем направлениям: химия, информатика, математика, физика. В этой олимпиаде команда Москвы завоевала первое место по итогам всех результатов.
Другим подтверждением конкурентоспособности московских школьников являются результаты Международного исследования PISA, которое прошло в прошлом году. Более 42 тысяч 15-летних москвичей приняло участие в исследованиях. В данном исследовании принимали участие все школы города. Суммарный результат – 6-е место в мире. Это очень высокий результат и главное, что было отмечено в докладе по результатам исследования то, что московские школы показывают высокие результаты вне зависимости от статуса семей учащихся. Это – лучшее подтверждение вклада системы образования в консолидацию городского сообщества. Еще важно то, что очень маленький разрыв между результатами всех школ города и школами-лидерами.
Какие механизмы позволили достичь высоких результатов? Очень коротко я их обозначу: это оснащение школ новым учебным оборудованием; финансирование, в основе которого лежит не статус образовательной организации, а оценка ее достижений; модель развития талантов каждого ребенка в каждой школе. От результатов работы школы зависят зарплаты директоров и учителей. Мы проводим публичную аттестацию директоров на соответствие должности. В каждой школе также проходят этапы Всероссийской олимпиады школьников. Большое влияние на результаты оказывает новый проект, который в прошлом году был запущен - «Кружок чемпионов». Победители Всероссийской олимпиады школьников, став студентами ВУЗов ведут кружки, подготавливая старшеклассников к олимпиадным состязаниям. Конечно, это широкий спектр тех образовательных программ, которые реализуются в каждой крупной московской школе и дают возможность каждому ребенку в каждой школе встретить учителя, который ему бы помог в раскрытии его талантов. И, безусловно, это большая линейка классов инженерных, медицинских, академических на базе ВУЗов. Это все делается в рамках проекта интеграции образовательных областей. Высокие результаты – это вершина айсберга. В основе лежит развитие человеческого капитала, который является главным ресурсом и залогом развития. Те справедливые, открытые и прозрачные механизмы, о которых мы говорили, как раз направлены на консолидацию городского сообщества. Спасибо большое.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, Александр Борисович. Действительно, участвуя во Всероссийской олимпиаде, московские школьники побили свой прошлогодний рекорд. Они заняли 44% от всех призовых мест. Слово предоставляется Лебедевой Марианне Владимировне.

М.В. ЛЕБЕДЕВА

Добрый день. Я продолжу, если позволите. Москва – это умный и высокотехнологичный город информированных и требовательных жителей. Московская школа, как серьезный социальный институт не может не быть частью большого, умного и сильного города с максимальным спектром возможностей для всех категорий жителей. Естественно, московская система образования вписывается в этот «умный» город своими цифровыми возможностями.
Я продолжу свое выступление рассказом о проектах, которые проводятся по инициативе нашего мэра – Сергея Собянина. Первый из этих проектов – «Московская электронная школа». Он серьезно стартовал в сентябре этого завершающегося учебного года и представляет собой совокупность цифровых программных продуктов, таких как электронные журнал и дневник и электронная платформа образовательных материалов. Дневником сейчас пользуются около миллиона человек. Это очень серьезный ресурс, благодаря которому родители в любое время могут узнать, как учится их ребенок, какой у него режим пребывания, предупредить об отсутствии ребенка в школе, узнать, какие оценки и за что он получил. Общегородская библиотека электронных образовательных материалов сегодня позволяет учителям работать эффективнее, экономить время на подготовку к урокам, полностью избавляет их от бумажной работы и позволяет учащимся в электронном виде на собственных устройствах читать художественную литературу по школьной программе, иметь электронные учебники, а самое главное то, что теперь у учителей есть возможность создавать электронные цифровые сценарии, которые включают в себя задачи олимпиадного и международного уровня , смотреть развивающие ролики, выполнять тесты. Я уже говорила о внимании Сергея Семеновича к этому проекту. Хочу обратить ваше внимание на то, что учителя, которые внесли наибольший вклад в развитие проекта Московской электронной школы, получают денежные премии в размере 100 тысяч рублей. Таких учителей в городе уже более 50 человек. Если говорить о цифрах, то сегодня вся школьная программа составляет более 10000 уроков в «Московской электронной школе». Таким образом, у родителей, детей и учителей есть возможность иметь готовые и интересные цифровые образовательные материалы.
Второй проект, о нем уже сказал Александр Борисович, по развитию предпрофессионального образования или интеграция всех уровней образования для достижения высоких профессиональных результатов. Эти результаты измеряются не только единым государственным экзаменом, но и которые нужны ребятам для продолжения обучения в ВУЗе, поиска новой профессии. Сегодня в Москве много новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. В этом проекте собраны самые серьезные научные и образовательные ресурсы города. Прежде всего это Курчатовский проект, участниками которого являются 37 московских школ и руководит которым директор «Курчатовского института» Михаил Валентинович Ковальчук. В нем задействованы более 1500 педагогов и более 60000 детей. Мы сегодня говорим о конвергенции наук. Мы сегодня говорим о том, что вокруг человека, его возможностей и его перспектив собирается научное сообщество и ровно на это направлена реализация Курчатовского проекта. Ребята защищали проекты, которые практически являются научными открытиями и которые сочетали различные науки: биологию, психологию, физику.
Следующий проект – «Академический класс» в московской школе. Его курирует руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Михайлович Котюков. Сейчас участниками проекта являются 10 школ, еще 11 претендуют на участие в проекте. У ребят, участвующих в проекте, есть возможность работать с серьезным высокотехнологичным оборудованием и руководителями детских проектов являются ученые и научные сотрудники ФАНО.
18 апреля 2017 года состоялась первая в московском образовании конференция «Наука для жизни» по итогам которой было отобрано 27 научных работ, которыми и руководили и которые отбирали известнейшие российские ученые.
Интереснейший проект – «Медицинский класс» в московской школе, который проводится совместно с МГМУ им. Сеченова под руководством Петра Витальевича Глыбочко. В проекте участвуют 62 школы и более 3500 учеников и более 30 медицинских организаций и уже 37 школ стали кандидатами для участия в проекте. Недавно прошла замечательная конференция «Старт в медицину». Ребята представили очень серьезные работы, и сами преподаватели МГМУ говорят, что это уровень курсовых студенческих работ 3-4 курсов.
Еще один замечательный проект – «Инженерный класс» в московской школе. Он проходит на базе более чем 50 школ, 98 школ – кандидаты на участие. Партнеры проекта – 17 ведущих технических университетов и более 100 высокотехнологичных предприятий самых разных отраслей, включая нефтедобывающую, автомобиле- и авиастроение и так далее. В конференции «Инженеры будущего» участвовало более 2000 ребят с очень интересными работами. Наши ребята интересуются современной наукой, технологиями и исследованиями. Сегодня московские школы, их кабинеты больше похожи на современные рабочие места технопарков ведущих предприятий Москвы.
Таким образом, наши молодые москвичи готовы к тому чтобы продолжать развивать наш город и делать его более технологичным и интересным. Спасибо. 

ВЕДУЩАЯ

Я предлагаю послушать наших директоров, которым тоже есть что сказать. Первому я предоставляю слово директору школы №444 Северинцу Павлу Александровичу.

П.А. СЕВЕРИНЕЦ

Добрый день. Всероссийская олимпиада школьников имеет очень богатую и очень давнюю историю. В настоящее время она проводится по четырем предметам и включает в себя 4 основных этапа, начиная от внутришкольного и заканчивая финальным этапом, который проходит в разных регионах. Этот год стал для нашей школы и наших ребят очень успешным. Треть наших дипломов досталась московским школьникам. Мы прекрасно понимаем, что это результат огромной блестящей системной и командной работы всей нашей системы образования. 10 наших учеников дошли до заключительного этапа и 7 стали победителями и призерами и трое стали абсолютными победителями по таким предметам, как обществознание, право и экономика и четыре призера по праву, экономике и астрономии. Интересно, что один из призеров – семиклассник, которому удалось справиться с очень серьезными заданиями на заключительном этапе. Как это стало возможным? Как удалось добиться этих результатов? Одна из основных причин в том, что современная московская школа представляет собой большой образовательный комплекс. Еще недавно наша школа №444 была просто школой с углубленным изучением математики, информатики и физики. Сейчас это большой комплекс, в котором удобно и комфортно всем ребятам. Это подтверждается успехами по всем дисциплинам. Ребятам интересно, у них нет необходимости переходить в другие школы, у них нет необходимости ездить из одного конца города в другой конец города. Кроме того, участие в олимпиадах стало массовым и школьный этап проводится во всех московских школах. Это очень важно, потому что у нас ученики 4-11 классов приняли участие в школьном этапе. Они получили возможность попробовать себя. Никто не ограничивал их и количество предметов, изучая которые они будут расти и развиваться.
Конечно важна единая командная система образования, начиная со школы и заканчивая центральными учреждениями нашими, которые вносят очень весомый вклад. Это интеграция основного и дополнительного образования. Наши ребята, которые стали победителями олимпиад сейчас пришли в школу помогать своим товарищам и передавать свой опыт. Кроме того, школы оснащены разными площадками и у ребят есть возможности ходить в другие школы и знакомиться с ними. В Москве есть возможность ходить на предприятия и проходить практику на высокотехнологичном оборудовании.
В завершении своего выступления я отмечу высокую оценку мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина.
Мне удалось спросить у победителей, на что они потратят премии, которые получили. Четко ребята еще не определились, они об этом думают. Но я уверен, что они потратят деньги с толком. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Слово предоставляется директору школы №1950 Паршиной Екатерине Александровне.

Е.А. ПАРШИНА

Добрый день. Конечно же образование входит в зону интересов каждого человека, потому что качество образования повышает качество жизни общества. И мы как родители хотим дать своим детям всё самое лучшее. Какой профиль выбрать, как предвидеть на много лет вперёд, какую школу выбрать, чтобы реализовать свои мечты. На эти вопросы, конечно, есть ответы. На них даёт ответы время и те изменения, которые есть в системе московского образования.
Я хотела бы поделиться с вами результатами нашего участия в проекте«Медицинский класс в московской школ». Мы вступили в него в этом году, и я расскажу, что же он из себя представляет и какие возможности открывает перед современным выпускником школы. Это результат усилий более ста учебных заведений, это всё ресурсы центров департамента образования и работа лучших специалистов первого городского медицинского университета. Школа № 1950 в этом году приняла участие в проекте. Мы участвовали и в конференции, и в предпрофессиональном экзамене.
Предпрофессиональный экзамен включает в себя две части. Теоретическую и самую интересную для нас часть - практическую. Наши дети показали свои навыки, в оказании первой помощи, их оценивали действующие опытные врачи. По итогам этого предпрофессионального экзамена шесть учеников нашей школы получили целевые места в университете, по программе «московский врач – учёный». Это качественный результат. Всего таких мест 100. Один наш десятиклассник по результатам конференции, получил личное приглашение в образовательную смену «Сириус», и продолжает там свою исследовательскую деятельность вместе с ребятами из других регионов. Хотелось бы подчеркнуть, что интерес регионов к изменениям в московском образовании сейчас очень велик, как и интерес делегаций из разных уголков мира.
И я думаю, что показатели Москвы на международных исследованиях не могли не заинтересовать. Наша школа, расположенная в центральном административном округе, принимала в этом году делегацию из Италии, мак же мы сотрудничаем со школами Франции. Участвуем в проекте по распространению итальянского языка. Можно сказать, что нашим гостям была показана не только Москва культурно-туристическая, но и Москва образовательная, со всеми её значимыми результатами. Так же хороших результатов наши ребята, достигают на всероссийской олимпиаде школьников, и им открыты двери в лучшие университеты страны. Спасибо. 

ВЕДУЩАЯ

Слово предоставляется директору школы №1550 Никите Валерьевичу Лосеву 

Н.В. ЛОСЕВ

Добрый день, уважаемые коллеги. Проект«Инженерный класс в московской школе» уже сегодня не новость. Наша школа принимает в нём участие с сентября 2016 года, и совместно с внутренними партнёрами, с которыми мы работаем непосредственно с МГТУ им. Баумана, с Московским Авиационным Институтом, Автомобильно-дорожным институтом.
Проводим огромное количество лекций семинаров других образовательных мероприятий. Около трёхсот практических лабораторных работ для наших школьников проводилось на базе университетов. Круг ВУЗов-партнёров необычайно широк и возможностей взаимодействия с высшими учебными заведениями сегодня очень много. И если говорить о нашей школе, то к ним относятся так же и Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова. Эти ВУЗы активно участвуют в развитии профильного обучения. Безусловно огромную
поддержку этому направлению оказывает проект «Университетские субботы». В целом, в городе, в рамках этого проекта было проведено около тысячи мероприятий, проходили они на базе 57 ВУЗов столицы. Проект «Университетские субботы» это часть проекта «Субботы московского школьника». Так же существуют проекты «Исторические субботы»,«Профессиональная среда», на базе колледжей, «Субботы активиста»«Арт-субботы», «Спортивные субботы». Если подводить итоги этого года, то более 160000 человек,
приняли участие в мероприятиях проекта «Субботы московского школьника», а если посмотреть цифры за последние 4 года, то более 400000 участников.
Информацию о проводимых мероприятиях мог получить каждый. Еженедельно на селекторе ребята-участники проекта, рассказывали о своих успехах и делились впечатлениями. И я думаю у всех сложилось понимание того, какую большую пользу приносит проект «Субботы московского школьника»в целом. Наша школа успешно завершила год в рамках реализации проекта «Школа новых технологий». Это уникальный проект по мобилизации возможностей и ресурсов нашего города, было проведено более 2000 конкурсных и просветительских мероприятий, благодаря которым, наши школьники достигли высоких образовательных результатов. Спасибо. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, я передаю слово директору школы №827 Наталье Владимировне Огородниковой.

Н.В. ОГОРОДНИКОВА

Когда 1 сентября 2016 года мы вступили в проекты «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе мы даже не ожидали, что мы попадём в такое единое образовательное пространство. Мы же всегда учили физико-математические классы и всегда у нас были химико-биологические классы, и нам казалось, что же принципиально нового в этих проектах. Принципиально новым оказалось всё, и это настоящая революция в образовательной системе, которая даёт потрясающие результаты. Во-первых, это высокая планка. С одной стороны, это кажется жёстким подходом. Но с другой стороны всё мы хотим лечится у высококвалифицированных докторов и получать высокопрофессиональную помощь, мы хотим, чтобы у нас в России создавались замечательные автомобили. Поэтому мы не можем снижать планку.
Эта планка была очень хорошо и правильно задана. Во-вторых, единое образовательное пространство ресурсных центров, о котором сегодня было сказано столько хорошего, это то во что окунулись наши дети, и с удовольствием с большим интересом по субботам участвуют. Они возвращаются с горящими от восторга глазами, это им действительно интересно и очень полезно. Очень важно то, что с ними ездили и их педагоги. Мы привыкли к тому, что наш учитель учится в университете и на курсах повышения квалификации, и, пожалуй, всё. Сейчас наши учителя учатся рядом со своими учениками, и не меньше своих подопечных. И третий момент — это единые требования, единые стандарты. Если раньше в профильных классах педагог, сам выбирал учебник и образовательную программу, и количество часов, то сейчас единые стандарты создают единое образовательное пространство, которое очень помогает и детям, и педагогам, и которая легко позволяет переходить из одной сферы в другую. Вообще вопрос о едином образовательном пространстве, был совсем недавно поднят на прямой линии с президентом. Я хочу сказать,что, наверное, все учителя географии и я - директор, который внутри всегда остаётся учителем, преподавателем географии, когда мы услышали о новом подходе к преподаванию нашего предмета и новом едином учебнике, мы все сказали одно слово «Наконец-то» Потому что эта ситуация выстраданная. Когда мы в 1990-х -2000-х годах получили массу различных авторов учебников, со своим подходом и видением предмета, мы не могли узнать из этих учебников о новых мировых тенденциях в фермерстве, сельском хозяйстве, в промышленности. О достижениях нашей страны. По этим учебникам трудно было учить. Еще Виссарион Григорьевич Белинский сказал, что учебная книга - не роман, если она дурно составлена, она наносит вред почище холеры и чумы. Единый базовый учебник был нам необходим, это тот фундамент, на котором, творческий учитель может строить свою работу.
Это не пыльные карты, не скучное описание — это современная информация, это геополитика, причинно-следственные связи. Я очень надеюсь, что в следующем году мы можем рассчитывать на единый учебник по географии. Спасибо. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, слово предоставляется, завершающему из числа директоров. Школа  №1561, Пазынин Валерий Вячеславович.

В.В. ПАЗЫНИН

Добрый день я думаю, что все знаете, что в Москве создана ассоциация молодых руководителей образовательных ассоциаций, и вот совсем недавно члены этой ассоциации с инициативной группой из 9 директоров московских школ разработали и апробировали интерактивную игру для школьников, с помощью которой можно и формировать, и проверять необходимые умения. Вопрос, который послужил отправной точкой, был вопрос о тех образовательных результатах, на которые московские школы должны выйти к 2030 году. Образовательные результаты,которые мы сейчас отмечаем, с помощью измерителей и государственной итоговой аттестации, не совсем отвечают требованиям будущего. Предметные знания, на которые ориентированы контрольно-измерительные материалы ЕГЭ важны, но их уже сегодня недостаточно. Мы видим, что для того, чтобы самореализоваться в стремительно меняющемся мире, и быть успешным профессионалом
в выбранном деле, не достаточно усвоить объём предметных знаний, нужна ещё способность действовать в незнакомой ситуации, для этого надо обладать и критическим мышлением, и конвергентным мышлением, и теоретическим мышлением. Нужно различать достоверные и недостоверные источники данных, использовать знания из различных областей, для принятия решения. Уметь построить для себя новый осознанный принцип действий в новой ситуации. Кроме этого нужно умение постоянно учиться и переучиваться, адаптивность, способность работать в команде и другие важные вещи. Если мы понимаем, что это важные умения и навыки, то мы должны придумать, каким образом мы будем эти умения формировать и контролировать результаты их формирования. Очевидно, что в форме теста это невозможно, здесь подойдёт кейсовое задание, в котором для принятия решения,
нужно будет интегрировать данные различных предметных областей. Мы разработали несколько таких заданий и обнаружили, что обучение не только возможно, но и удобно проводить в форме игры, а если добавить сюда анализ большого объёма данных, то мы видим, что не потребуется отдельных инструментов оценки результатов образования, кроме анализа цифровых следов, который ученик оставляет, принимая те или иные решения в игре. Параллельно с разработкой содержания шла разработка формы такой игры с использованием технологий дополненной реальности. 29-го мая состоялась презентация пробного модуля такой игры, в которой приняли участие 420 восьмиклассников. По количеству и качеству вопросов от участников, мы поняли, что идея сработала и зацепила учеников. В июне состоялась презентация другого модуля игры 20-30 для директоров столичных школ. А в новом учебном году разработка игры будет продолжена. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Надеюсь, если возникнут вопросы по поводу игры, вы на них ответите, а я передаю слово Председателю городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмиле Александровне Мясниковой.

Л.А. МЯСНИКОВА

Спасибо, всё о чём мы говорили сейчас, друзья, всё было связано так или иначе с детьми. Это здорово, то что сейчас мы говорим о возможности раскрытия талантов и возможностей этих детей, и именно этим сейчас занимаются наши педагоги в каждой московской школе. Хочется сказать, что не только школа и структура Департамента образования уделяет достаточно много внимания нашим детям, но и город. Мы говорили с вами о инженерных, медицинских классах, за всем сектором дополнительного образования стоят дополнительные вложения города. Хочется добавить, что время, когда ВУЗы весь первый год проходят школьную программу, прошло.
Сейчас ВУЗ и школа — это крепкий и серьёзный тандем, который даёт ребёнку возможность профессионального определения. Шефство над инженерными классами берут на себя ведущие ВУЗы, и они заинтересованы в том, чтобы к ним приходили сильные ученики, которые осознанно сделали свой выбор, профессиональный выбор. Ещё мне хочется сказать про колледжи. Достаточно долго мы говорили том, что среднетехническое образование в городе исчезает. Достаточно долго колледжи сравнивали с ПТУ. Сейчас отношение к колледжам абсолютно другое. Родители относятся к среднетехническому
образованию по-другому. Хочу обратить ваше внимание, что поступить в колледж не так-то просто, для этого нужно сдать на достаточно высокий балл и ОГЭ, и ЕГЭ. В последнее время ребята, которые учатся в колледже, принимают участие в профессиональных олимпиадах и проектах, и я вам хочу сказать, победителей среди них ничуть не меньше, чем по общеобразовательным предметам. Колледж не живёт самостоятельной жизнью, он стал достаточно открыт для школ. сейчас туда приходят, не только для того, чтобы посетить профессиональную среду, сейчас туда приходят и на занятия в профильных кружках, и, самое главное, ребята приходят туда получить специальность в рамках проекта профессиональное образование без границ. Про московскую электронную школу, конечно, Татьяна Владимировна сказала много, но я добавлю свой взгляд и отношение родителей к этому проекту. Что даёт родителям? А, наверное, даёт возможность видеть, что происходит на уроке, видеть в какой форме, какой материал изучают дети, и главное, какой дополнительный материал можно взять, для того, чтобы позаниматься дома, со своим ребёнком, какую дополнительную литературу, если ему будет это интересно. Очень много зависит от педагога, участие в олимпиадах, желание у детей участвовать в проектах, это очень важно, это идёт напрямую от педагога. Мы, как родители, конечно, гордимся своими детьми, но также ими гордится школа, гордится город. Денежные премии выдаёт. Но мне почему-то кажется, что для детей, не это главное, мне кажется, что то, что мэр находит время для встречи, для беседы с детьми, это особенно важно для детей. Все мы большие или маленькие, мы все москвичи, мы любим свой город, мы гордимся им, и нам очень хочется, чтобы он нами гордился. Спасибо большое.

И.И. КАЛИНА

Мария Александровна, если бы я с чем-то был не согласен, я бы вмешался. А сейчас я сижу тихо и спокойно.
Людмила Александровна сказала про колледжи. Я бы пообещал коллегам-журналистам, что следующую пресс-конференцию мы проведем про колледжи, и, вообще, поговорим о профессиональных навыках, профессиональном образовании и профессиональном обучении. 

ВЕДУЩАЯ

Коллеги, тогда мы переходим ко второй части нашей пресс-конференции. Ваши вопросы. 

М. МОИСЕЕВА – «Московский образовательный телеканал»

Скажите, пожалуйста, насколько тяжело московским школьникам на Всероссийской олимпиаде соревноваться с региональными? Или же Москва всегда задает темп. 

П.А. СЕВЕРИНЕЦ

Я бы не сказал, что тяжело. Интересно. Я сам ездил на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву в Волгоград. Ребят объединяет общее дело, они очень увлечены и радуются за победу каждого. Независимо от того, из какого региона человек. Москва, конечно, задает планку. 

И.И. КАЛИНА

Имеется в виду, что Московский центр педагогического мастерства, который в нашем городе является координатором подготовки к олимпиаде, очень много помогает ребятам из других регионов. Мы это приветствуем, потому что, чем сильнее у нас будут конкуренты, тем интереснее и тем больше будет мотивации у наших ребят.

Е. ТОЛСТИКОВА - Журнал «Школа. Москва»

У меня вопрос к Исааку Иосифовичу. Недавно произошла в московской школе такая ситуация, что у учителя зазвонил телефон на экзамене, и потом учитель был уволен за грубое нарушение правил. Скажите, пожалуйста, почему, по Вашему мнению, многие учителя встали на его защиту, и, вообще, почему эта история вызвала такой резонанс?

И.И. КАЛИНА

Я не знаю о том, что большое количество учителей встало на его защиту. Я слышал только об одном. Это близкий родственник. Может быть, есть некий элемент сочувствия. Я не разделяю этого сочувствия.
У нас в нескольких регионах десятки, сотни учеников были вынуждены были пересдавать ЕГЭ, потому что взрослые нарушили порядок его проведения.
Вы сказали, что был скандал. Я опровергну это, скандала не было. Был бы скандал, если бы сотни московских школьников были вынуждены пересдавать ЕГЭ по причине нарушений со стороны взрослых. 

М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»

У меня общий вопрос к директорам. Подводили ли вы предварительные итоги сдачи ЕГЭ московскими школьниками? Вырастет ли ваш рейтинг по предварительным результатам?

И.И. КАЛИНА

Мне проще ответить на этот вопрос. Проверки ЕГЭ еще ведутся федеральными структурами, потому что идут апелляции и другие процедуры. Итоги мы будем иметь 15-20 июля, и можно будет сделать пресс-конференцию по общим московским итогам ЕГЭ. Директора свои результаты знают лучше и пусть они за себя и ответят. 

Е.А. ПАРШИНА

Я хочу акцентировать внимание на то, что формирование рейтинга проходит поэтапно. Мы все знаем свои баллы за разные этапы. Рейтинг московских школ не является самоцелью. Это ресурс, который позволяет расти самим относительно себя, и каждый директор анализирует свои результаты. Я могу сказать, что мы растем. 

М.ШЕВЦОВА – «Вечерняя Москва»

Скажите, пожалуйста, какие новые проекты будут запущены в следующем учебном году?
Второй вопрос. Всем известна ситуация с медалистами в Адыгее. Скажите, пожалуйста, могла ли быть такая ситуация в Москве.

И.И. КАЛИНА

Никакие новые проекты мы не будем анонсировать, пока сами все это не обсудим в профессионально сообществе.
Вопрос про адыгейскую медаль. Давайте я расскажу не про федеральную медаль, а про московскую. Система выстроена немного по-другому.
Московскую медаль ученик получает, если он стал победителем или призером Всероссийской олимпиады, если он получил 100 баллов хотя бы по одному предмету на ЕГЭ и, если он, также, как и при получении федеральных медалей, имеет все пятерки. При этом он должен сдать ЕГЭ по трем предметам на 220 баллов. Московская медаль существует три года. Она стала удивительным камертоном, по которому школы выделяют своих ребят. Поэтому у нас сегодня практически нет ребят, которые бы федеральную получили, а городскую не получили. Наоборот, быть может, если ученик, сдал на 100 баллов русский, но при этом у него не все пятерки, или, если ученик стал победителем или призером Всероссийской олимпиады, но при этом у него не все пятерки. Он федеральную медаль не получает, а вот московскую получает.

ВЕДУЩАЯ

Пожалуйста, вопросы. 

Е. БЫЧКОВА – «Аргументы и факты»

У меня вопрос к директорам школ. Какова роль классных руководителей в современной школе, какие у них обязанности, и те ли это люди, которые помогают каждому ученику найти своего учителя? 

Н.В. ОГОРОДНИКОВА

Не первый год мы встречаемся с такой ситуацией, что родители приходят в школу и, в первую очередь, спрашивают, какой будет классный руководитель. Работая в школе много лет, мы знаем, что от классного руководителя зависит так много, мы даже не представляем сколько. Классный руководитель – это руководитель во всех отношениях. Прежде чем научить, важно воспитать. Здесь классный руководитель незаменимый человек. Если дети тянутся к нему, им все удается. Он формирует их мировоззрение. 

Е. МАСЕНИНА – «ТАСС»

Прокомментируйте, пожалуйста, заявление министра образования о том, что необходимо ввести квоты на Всероссийской олимпиаде школьников, и усилить контроль за ее проведением. Необходимо ли это, на Ваш взгляд. Спасибо.

И.И. КАЛИНА

Я в принципе не комментирую высказывания других руководителей, и тем более, не комментирую слова в пересказе кого-либо. Я ответил. 

Е. МАСЕНИНА – «ТАСС»

А что вы можете сказать про квоты?

И.И. КАЛИНА

Коллеги, у меня нет документа, которым бы Министерство образования утверждало бы квоты. Когда будет, тогда и будем обсуждать. 

Е. ЧЕРЕНКОВА – «ИА REGNUM»

Меня интересует такой вопрос: если ребенок стоит на очереди в школу по месту жительства, но жилье это подлежит программе реновации, и новое жилье семья получает в другом районе. Может ли ребенок претендовать на место в школе, в которую стоял на очереди, или ему придется учиться в школе по новому месту жительства?

И.И. КАЛИНА

Коллеги, обеспечение жителей местами в школах и детских садах будет решаться вместе с программой реновации. Если будет начинаться реновация какого-то микрорайона, то будет рассчитано всё для обеспечения тех, кто получит квартиры в новом месте. Потом, у нас нет очереди в школы по месту жительства. Все, кто проживают в микрорайоне, закрепленном за школой получают места автоматически. 

Л.А. МЯСНИКОВА

По программе реновации людей не собираются никуда далеко переселять, поэтому я думаю, что они останутся в этой же школе. 

Пресс-служба МЦКО «Воробьевы горы»

Сейчас завершилась апробация демонстрационного экзамена по общеразвивающим программам. Успешный ли это был опыт, на Ваш взгляд, и планируются ли еще подобные мероприятия в будущем?

И.И. КАЛИНА

Спасибо Вам за вопрос. У меня возникло предложение демонстрационный экзамен по допобразованию соединим с пресс-конференцией по профессиональному обучению и профессиональному образованию, потому что это великолепный проект по формированию умений наших детей. Мы соединим их, и на следующую пресс-конференцию пригласим директоров и журналистов и ответим на вопросы.
Можно я сделаю несколько акцентов и дополню моих коллег? Александр Борисович, мы не только детей от трех до семи лет обеспечиваем местами в дошкольных учреждениях, а всех рожденных в 2014 году жителей Москвы.
Александр Борисович, не стоит нигде больше говорить, что вы шестое место на Московской олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира рассматриваете, как предел наших мечтаний. Нашему шестому месту удивились некоторые коллеги из Европы, но для нас это хороший сигнал к тому, что может быть и выше.
Павел Александрович, теперь перейдем к Вашим высказываниям. Вы сказали, что «хорошо и комфортно всем ребятам». Так как я менее эмоциональный человек, чем Вы, я бы сказал, что полезно и результативно разным ребятам. Вообще, это несет гораздо более глубокий смысл, потому что мы наконец-то создаем школы, в которых у разных детей общее детство. Это великая вещь. Когда мы пытаемся по разным направлениям развести детей, это очень тревожная в будущем вещь. Она кажется удобной нам взрослым. Но им потом жить в едином мире, общаться друг с другом. Организация общего детства, вот в чем, Павел Александрович, великая вещь, которую вы сейчас делаете. Когда в Вашей школе полезно и результативно не только математикам, но и ребятам с другими интересами.
Марианна Владимировна, Вы сказали, что система дает блестящие результаты. Я хотел Вас поправить, не дает, а начинает давать. Результаты тех изменений, которые прошли, мы только начинаем видеть.
Вы сказали, что учителя учатся вместе с учениками. Я в этот момент подумал о том, что мир сегодня меняется так быстро, что в какие-то моменты мы все оказываемся чуть ли не в первом классе, поэтому, наверное, логично, что мы все вместе учимся.
Марианна Владимировна, Вы сказали, что «МЭШ» позволяет видеть… В этот момент я подумал, что мы что-то с вами не доделали в «МЭШ». «МЭШ» должен позволять родителю знать и уважать то, чему сегодня научился его ребенок и иметь возможность самому этому научиться, чтобы не отстать от своего ребенка.
Валерий Вячеславович, Вы сами напросились. Мария Александровна обязательно организует демонстрацию модуля Вашей игры журналистам. 420 может и не соберем, но, я думаю, близко к тому. Готовьтесь! Выберите время и показывайте.
И Вы, Людмила Александровна, сами напросились. Вы так восхищались «Кружком от чемпиона», что я решил предложить новый проект – кружок «От родителей». 

Л.А. МЯСНИКОВА

Я только «за».

И.И. КАЛИНА

«За» или «против» я могу быть, а Вам организовывать.
Спасибо коллегам, что пришли на встречу. Мы пожалеем тех, кто не пришел, потому что они будут писать с ваших слов. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Пресс-конференция окончена.