Главная  /  Пресс-конференции  /  Пресс-тур «Техносфера современной школы»
28 июня 2017, среда, 22:07

Пресс-конференции

19 июня 2017 Пресс-тур «Техносфера современной школы»

Пресс-тур «Техносфера современной школы»

ВЕДУЩАЯ

Добрый день. Сегодня мы находимся в «Московском центре технологической модернизации образования». Сегодня у вас будет возможность посетить выставку «Техносфера современной школы». Что это такое и какие изобретения вы сможете там увидеть нам расскажет руководитель проекта «Техносфера современной школы» Дмитрий Вячеславович Ямпольский. 

Д.В.ЯМПОЛЬСКИЙ

Добрый день, коллеги! Мы рады вас видеть в нашем центре на выставке «Техносфера современной школы». Вы уже были здесь у нас в гостях, и мы рады вас видеть вновь. Тех, кто не был, мы рады приветствовать здесь в первый раз. Наша основная задача – продемонстрировать педагогической общественности, детям и всем желающим новинки и технологии, которые могут быть применены в образовании. И сегодня мы как раз расскажем вам о тех новинках, которые у нас появились за последнее время. Эти новинки охватывают полный спектр того, что может быть использовано в школах: начиная от виртуальной реальности, заканчивая инновационной мебелью для школ.
Первое, с чем бы хотелось познакомить вас – это оборудование для рекреаций и холлов школ, которое позволяет детям с пользой провести время на переменах и во внеурочной деятельности. Может позволить им познакомиться с законами физики, узнать их не только с теоретической точки зрения, но и провести опыты. Я передаю слово своему коллеге, который расскажет вкратце о таких устройствах. 

Р. НИГМАТУЛЛИН

Здравствуйте! Современная школа отличается тем, что в ней особый подход к организации пространства. Архитектурно-пространственная организация школы должна в себя включать яркие и сочные элементы, которые мотивируют к тому, чтобы ребенок хотел приходить в школу. В этом уголке представлен сегмент пространства школы. Это может быть рекреация или холл. Главное отличие – это яркие ассоциативные образы, но обязательно связанные с образовательной функциональностью. Активность, мотивация к обучению и все это в эксперименте, в игре, соревновательности. Уровень пропедевтики организации школьного пространства может достигаться несколько лет. Это означает, что первоклассники могут изучать темы, которые им будут преподаваться в 8,9 классах. И, что самое интересное, что они проявляют к этому интерес. Яркие картинки с образовательным содержанием – одна из задач интерьера современной школы. Здесь как раз представлены две модели. На одной из них можно измерить в игровой форме мощность, узнать, как генерируется электрический ток, узнать, что означает напряжение, сила тока, энергосбережение и энергоэффективность. 

Д.В.ЯМПОЛЬСКИЙ

Кроме того, можно понять, какое количество энергии может сгенерировать человек по сравнению с такой единицей, как «лошадиная сила». 

Р. НИГМАТУЛЛИН

И самое главное, дети могут посоревноваться друг с другом, кто мощнее.
На следующей модели в яркой и запоминающейся форме самые младшие школьники и даже дошколята поймут основы электрических явлений. Они поймут, что такое электрическая цепь, от чего зависит яркость лампочки, что такое коммутация. Эти образы у них навсегда останутся в памяти и когда они придут в 8,9 классы, формулы, которые они будут изучать и теория, у них будут они ассоциироваться с этими яркими образами, знакомыми с детства. Тут не будет серьезной проблемы восприятия сложных наук. В серии оформления интерьера вариантов оформления гораздо больше. Здесь представлены только две. Идея направлена на изменение общих пространств школы. Меня зовут Руслан Нигматуллин, и мы разрабатываем такие модели обустройства современной школы. 

Д.В.ЯМПОЛЬСКИЙ

Коллеги, я предлагаю вам двигаться дальше. Мы хотели бы представить панель, которая находится у дальнего конца ресепшена. 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Куда мы с вами сейчас пришли? Это кабинет, которые моделирует класс будущего. В котором активно можно будет учить детей, а преподаватель будет наиболее эффективным образом передавать им свои знания. Есть определенные требования, которые мы сейчас стараемся реализовать. Одно из требований – мобильная мебель. Мебель, которую возможно использовать под конкретные образовательные задачи, стоящие именно на этом уроке. То есть, мы можем поставить классическим образом мебель, мы можем круглый стол сделать, можем сделать места для рабочих групп. Все это делается легко и быстро, силами самих детей, которые могу с начальной и средней школы легко переставлять эти кресла. Есть мобильные кресла, которые представляют собой универсальные учебные места. Им не требуется больше ничего для того чтобы ребенок мог заниматься на уроке. Внизу зона для рюкзака, столик, возможность двигаться – это очень важно, потому что ребенок не должен сидеть, закостенев в одном положении. Можно поставить планшет сюда, что сейчас активно используется. Ребенок может выбирать себе место, где он будет сидеть, можно составлять рабочие группы. Преподаватель дает задание, разбивает ребят на группы из двух, трех, четырех человек, ребята подъезжают друг к другу и работают в группах. У нас есть стена, на которой можно писать. Такие стены можно использовать в классах, также их можно использовать в рекреациях. Ребята могут оставлять друг другу сообщения, могут решать задачи, могут проверять себя и иначе выражать свои творческие способности. У каждого есть возможность оставить сообщение товарищу, общественности, директору школы. Это все, естественно, удобно для использования.
Что здесь еще есть? Здесь еще есть система усиления звука. Все мы знаем, что работа педагога требует сильного и поставленного голоса, но не все хорошие преподаватели им обладают и не всем это хорошо дается. Данная система построена таким образом, что в каждом углу кабинета один уровень звука, хорошее его качество, и чтобы всем детям было слышно. Есть еще микрофон, который можно использовать. Многие ребята стесняются и не могут говорить громко, а такая система позволяет всем поучаствовать в обсуждении. Мы знаем, что это одно из умений и знаний, которые помогают ребенку в жизни.
Также у нас есть шахматы. Мы все понимаем, что это одно из умений и знаний, которые помогают ребенку в жизни. Их можно и в классе разместить, и во внеклассном пространстве. Ребята смогут не только бегать, а смогут проявлять свою активность таким образом. Шахматы пользуются огромной популярностью в классах. В этой комнате проводятся не только экскурсии, а также занятия, совещания, рабочие группы. У нас тут проходили мероприятия с участием министра образования. На мероприятиях для взрослых мягкая зона пользуется наибольшей популярностью. Педагог в классе может пообщаться наиболее легко и непринужденно с учеником на какую-то сложную для обоих тему, более того, ребята могут просто посидеть, отдохнуть и немного по-другому посмотреть на урок.
Последнее, о чем можно рассказать – система конференцсвязи. Зачем она нужна? Одна из задач, которые сейчас стоят перед московским образованием – дать возможность лучшим учителям транслировать свои подходы, свои знания и умения как можно большему числу детей. Система конференцсвязи позволяет это делать. Можно подключиться к любому классу в другой московской школе, да и просто: заболевший ребенок, который сидит дома, но у которого есть возможность принять участие в уроке, сможет это сделать.
Вот такая короткая информация об этом классе будущего. Сейчас хотелось бы рассказать вам о самом большом и прорывном объекте московского образования, о котором многие слышали. Он называется «Московская электронная школа» и рассказать вам о нем с точки зрения педагога, преподавателя – человека, который использует это в своей повседневной практике в школе. После этого рассказа у вас будет возможность пообщаться с директорами московских школ, преподавателями, задать вопросы, услышать их мнения. Далее мы сможем ответить на вопросы на выставке.
Сейчас я передаю слово своей коллеге, которая расскажет вам о том, как на практике реализуется проект «Московская электронная школа».

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Всем добрый день. Хочу поделиться своими наработками. Все вы слышали о том, что такое «Московская электронная школа», а я хочу, чтобы вы ее немного «пощупали» и увидели глазами ученика.
В течение прошедшего учебного года я работала в этом проекте, создавала уроки в классе с детьми и хочу вам показать наиболее важные моменты уроков с детьми.
Детям очень нравится игровая форма заданий. Есть интерактивные задания. Они очень нравятся ребятам.
Возможно применять в наших уроках элементы видео, работать с Яндекс-картами. Мы можем придумать любую задачу и ее решить. Это практическое применение математики в жизни. То, что могут решить наши ребята.
Математическая викторина разработана для использования во внеурочное время.
Мы работаем не только с малышами. Есть уроки для 9 класса.
Понятно, что для малышей 5-6 классов можно сделать более яркие уроки. Ребята очень живо реагируют на картинки и движущиеся элементы. Что же делать со старшеклассниками? Все мы помним такое страшное слово, как «тригонометрия». Давайте посмотрим, сколько я потрачу времени для того чтобы начертить его. Если я работая с доской: меловой или маркерной, то я потрачу много времени, чтобы начертить чертеж.
Также присутствуют тестовые задания в которых передвигая элементы выполняем задания, подставить соответствие и выбрать ответ. Много разных тестов.
Очень удобная вещь – построение на доске. Это способствует большой экономии времени.
Очень удобно работать с этой системой. Она помогает эффективно экономить время и в пятом, и в десятом классе. 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Коллеги, мы специально это сделали, чтобы «Московскую электронную школу» вы сперва посмотрели и пощупали, а потом мы могли бы сказать несколько слов об этом проекте.
«Московская электронная школа» - большой общегородской проект, который включает в себя контент, который расположен в облаке и компьютерное железо. Компьютерное железо – это интерактивная панель, средство преподавателя, также все это интегрировано с журналом и дневником. Все дети, преподаватели и родители имеют возможность пользоваться всем контентом. Контент включает в себя электронные учебники и многое другое.
Важно то, что каждый преподаватель может создать свой собственный урок. Преподаватель может создать урок для себя или, посчитав его полезным для детей или взрослых, выложить его в общий доступ. Свыше 36000 уроков уже созданы московскими учителями. Система эта уже давно живет, и она интересна не только учителям, но и ученикам. Если бы ученикам это не было интересно, то и педагоги бы не выкладывали эти уроки в таком большом количестве.
Для чего все это делается? Для того чтобы можно было лучше и интереснее учиться и учить. Вы наверняка знаете, что в московской системе образования есть независимая организация, которая проверяет школы на качество обучения. Проводились тестирования и исследования. Первые результаты мониторинга показали, что произошло улучшение качества обучения, после внедрения этой системы. Сейчас это внедрено в части московских школ и до конца 2018 года — это решение будет размещено во всех классах московских школ.
Доску можно использовать просто как маркерную доску.
Мы вам рассказали о наших решениях, которые представлены в «Техносфере современной школы», рассказали о нашем проекте «Московская электронная школа» и с удовольствием ответим на вопросы, которые у вас есть.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Вы сказали, что с момента введения «МЭШ», увеличился прирост оценок качества образования. Каким образом вы измерили этот прирост: увеличилось качество отличников?

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Речь не идет об отличниках, речь идет о том, как учится класс, который использует эту систему, как учится параллель и, в целом, вся школа. Отличники – это очень важно, но мы говорим в целом обо всех детях. Это не та цифра, первая цифра, которая у нас появилась в результате применения «МЭШ». 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

У меня такой тогда вопрос: как в ваших школах учителя переходят на систему электронного обучения? Насколько они охотно переходят и насколько быстро этот процесс происходит? 

Н.А. ЗУЕВА

Если позволите, я начну отвечать на этот вопрос. Меня зовут Зуева Наталья. Я – директор гимназии 1637. Вопрос не в том, хотят или не хотят учителя переходить на новые технологии, а в том, что дети живут в веке информационных технологий. Для того чтобы школа оставалась интересной для детей, она должна успевать за новыми технологиями. Учитель является носителем всего нового и интересного для детей. Как проходит обучение? Москва уже давно перешла на систему «Московский электронный дневник». «Московская электронная школа» является дополнением к этой системе. В Москве 6 школ уже тестировали в течение года «Московскую электронную школу», а все остальные школы проходили обучение: как на курсах повышения квалификации, так и посредством мастер-классов и выездов коллег, которые уже используют ее. Учителя, как и дети с удовольствием осваивают новые технологии и им это очень интересно. Сама уникальность «Московской электронной школы» состоит не только в том, что каждый учитель может создать свой собственный сценарий урока, но он может выбрать из всех 36000 тот сценарий, который считает наиболее подходящим, может его доработать или оставить без изменений. Учителя в моей образовательной организации охотно проходят обучение. Есть, конечно, ряд сложностей и проблем, но при всем при этом желание осваивать технологии у преподавателей есть. Они понимают, что это не только позволит экономить время, но и поможет привлечь детей к образовательному процессу. Наши дети сейчас увлечены гаджетами и урок с доской и мелом меньше им интересен, чем урок интерактивный, в котором они могут принять активное участие. Интерактивный урок принимает совершенно другие формы и дает совершенно другие результаты. 

М.М. ЯШИНА

Можно я еще добавлю. Я работаю в пилотной школе – лицее 1571. Я бы не сказала, что все было очень легко, так как все новое человек не сразу принимает. Мы прошли обучение в городском методическом центре. К нам выезжали методисты, к нам выезжали кураторы. Сначала активно начали работать – молодые учителя, но у нас есть учитель, которому уже за 70 и который очень активно работает с этим проектом. Она привлекла детей и совместно с детьми сделала несколько проектов, которые мы потом защищали в городе. Учителя разных возрастов очень активно вливается в этот проект. В нашей школе все учителя освоили систему и проводят электронные уроки. Недовольных нет. 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Я был у вас на собрании, где обсуждалась подготовка учителями уроков в системе «Московской электронной школы». Помню, что старейший педагог вашей школы, показала нам урок, который был сделан совместно с детьми.

А.В. БОГДАНОВ

Директор гимназии 1592. Сейчас не стоит жестко проблема использования технологий. Сегодня не 1990 год, когда люди впервые увидели компьютер. Все учителя в Москве владеют компьютером на том или ином уровне и умеют использовать технологии в повседневной работе. То, о чем мы сейчас говорим – просто новый формат, который педагог воспринимает, изучает и реализует. Этот проект, мне кажется, никак не связан с глобальными трудностями. Это отличный инструмент для того чтобы обучать детей в современном мире с современными требованиями. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

У меня такой вопрос: насколько все это безопасно для зрения детей? 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Абсолютно с Вами согласен. Моему ребенку 7 лет, и у нас идет постоянная борьба с гаджетами. Вопрос, насколько это все можно использовать в московских школах – очень важный вопрос. Это решение протестировано, подобрано и согласовано всеми необходимыми ведомствами на предмет излучения, на предмет использования детьми разных возрастов, на предмет продолжительности использования. Оно удовлетворяет все современные требования.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

А это не увеличивает зависимость детей от гаджетов? 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Сейчас почти у каждого ребенка есть гаджет. 99% детей ходят в школу со своим телефоном, смартфоном, планшетом. Что с этим делать? На переменах они точно этим пользуются. Не так давно мы все это запрещали и нам казалось это правильным. Сейчас отношение к этому всем меняется в другую сторону. Время идет вперед, и мы не можем отменить то, что происходит во всем мире. Мы не можем отменить рост технологий, их развитие и использование их ребенком. Поэтому запретить ребенку пользоваться гаджетами – это неправильно. Правильно - сделать так, чтобы он использовал гаджет нужным образом, с нужной целью и в нужном объеме. Ребенок должен сам понимать, что, если он целый день будет сидеть в гаджете – будет плохо. Мы должны мотивировать детей на правильное использование гаджетов. Если мы говорим о «Московской электронной школе», как о гаджете и электронном устройстве, мы должны правильно увязывать это со своими целями и интересами ребенка. С его возможностями, мотивациями к творчеству и так далее.
Мы используем «Московскую электронную школу» и на уроках физкультуры. Прежде чем дать задание детям выполнить прыжок или кувырок, преподаватель может показать видео, как это упражнение выполняется и так далее. Важно найти баланс.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

У меня вопрос по внедрению всех этих чудо-технологий, которые мы видели. Вы сказали, что скоро во всех классах московских школ будут замечательные интерактивные доски. Как будут дальше развиваться события? Это обязательно использовать в работе? 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

«Московская электронная школа» будет внедряться в первую очередь со средней школы. Те гаджеты и электронные устройства, которые сейчас есть, могу использоваться в допобразовании и начальной школе. 

А.А. ДОБРЯКОВ

Меня зовут Александр Добряков, я являюсь директором «Московского центра технологической модернизации образования».
Скажу пару слов и смогу ответить на вопросы. Мы сейчас с вами находимся в кабинете, который оснащен оборудованием. В будущем, как мы предполагаем, аналогичное оснащение кабинетов будет использоваться в школах. Здесь использован целый набор опций: мобильность, IT-насыщенность, которые позволяют улучшить качество образования.
Наши коллеги – директора и преподаватели периодически приводят сюда своих учеников, чтобы провести здесь занятия. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Александр Анатольевич, мы сегодня у Вас в центре посмотрели многие новинки. У большинства здесь присутствующих, когда они учились в школах, такого не было. У нас были обычные простые классы, кабинет биологии, в котором стояли в баночках препарированные лягушки. Здесь полно всего и это вызывает интерес даже у взрослых людей. У меня возник вопрос: как ребенок сможет сконцентрироваться в такой обстановке и как он сможет слушать урок и не отвлекаться на всякие микрофоны и так далее? 

А.А. ДОБРЯКОВ

У нас вопрос по-другому стоит. Мы преследуем определенные цели. Когда ребенок приходит в школу, у него возникает интерес к изучению предметов. Но раньше, нашими замечательными школами этот интерес отбивается. Оснащение технологиями позволяет организовать учебный процесс так, чтобы интерес к изучению у детей не пропадал. Сейчас у нас источников знаний у нас миллион. Он может залезть в интернет, узнать информацию еще где-то, у кого-то спросить. У меня есть знакомая семья, где ребенок таким образом выучил немецкий язык самостоятельно. Сейчас задача учителя – мотивировать ребенка к обучению. Если ребенку интересно, он будет сам заниматься. Мы здесь специально моделируем такую обстановку: пространство для обучения, где вместо парт мешки лежат. Если ребенку интересно учиться, он будет учиться. Если ему не интересно, то что бы я не сделал, ему будет по-прежнему не интересно. То же самое касается и школы будущего. Надо заинтересовать ребенка. Ваш вопрос очень интересный, спасибо Вам за то, что вы его задали. 

Н.А. ЗУЕВА

Вы сказали о том, что, когда Вы учились в школе, Вам интереснее было разглядывать препарированных лягушек, чем слушать учителя. Когда мы используем возможности «Московской электронной школы», детей это очень завлекает и у них не возникает желания отвлекаться и смотреть по сторонам. Задача педагога – вовлечь в образовательный процесс ребенка максимально. Когда детям что-то не интересно, они отвлекаются. Когда дети вовлечены, им некогда отвлекаться. Урок проходит практически на одном дыхании. Проблема того, что дети будут отвлекаться, отпадает сама собой. Когда дети видят это в первый раз, им все это очень интересно и хочется все пощупать. Они быстро ко всему привыкают и понимают, что все это доступно, никто от них ничего не прячет и они могут этим воспользоваться. Это становится привычной средой, которая помогает сделать образование более качественным. 

А.А. ДОБРЯКОВ

Для детей новые технологии и электроника – нормально совершенно. Их это не пугает. Директора у нас проводили занятия для 400 школьников одновременно в одном зале. Там нужно было использовать смартфон чтобы проголосовать и ответить на вопросы. У детей не возникло никаких трудностей с этим.

Р. НИГМАТУЛЛИН

Возвращаюсь к техносфере, потому что мы с вами обсуждаем не только «Московскую электронную школу», но и вообще образовательное пространство московских школ. Если мы говорим с вами про лягушек, то мы должны иметь отдельный специализированный кабинет биологии, где будут эти лягушки находиться. Если мы говорим с вами про универсальный класс, но здесь можно не только лягушек препарировать. Там можно проводить занятия по любой тематики и любому направлению. «Московская электронная школа» это позволяет. Мы говорим об архитектуре московского образования. В рамках одного класса мы можем преподавать отдельные дисциплины и «Московская электронная школа» будет является отличным инструментом для лучшего усвоения материала учениками. Нам не нужны будут шкафы с лягушками, весь необходимый материал будет представлен в электронном виде. 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Хотелось бы еще дополнить. Проведение занятий по разным предметам в одном классе позволяет интегрировать предметы друг в друга и создавать так называемую конвергентную среду. Ребенок получает разносторонние знания, которые ему потом в жизни пригодятся. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Правильно ли я поняла, что «класс будущего» - когда нет разделения по предметам. 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Класс будущего – когда есть возможность подстроиться под ту задачу, которая нас ждет. Мебель в классе должна быть такой, чтобы ее можно было поставить как угодно, чтобы можно было подключиться куда угодно, чтобы площадь помещения позволяла менять интерьер и по-разному использовать пространство. Поэтому среда должна быть мобильная, конвергентная и высокотехнологичная. Если мне нужно будет показать детям опыты с лягушками, то прямо отсюда мы подключимся к соответствующей лаборатории и покажем, как эти опыты проводятся. Здесь мы учимся быть гибкими и подстраиваться под ту жизнь, которая нас ожидает. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Как удается из всего разнообразия технологий для образования, выделять все нужное. То, что действительно ценно? 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

У нас есть здесь выставка – техносфера современной школы, которую мы вам показывали. На эту выставку привозят разное оборудование, и мы смотрим, насколько оно подходит к тем или иным задачам учебного процесса. Технологии проходят апробацию. Директора к нам приходят и смотрят нужно им это или не нужно. Производители оборудования могут спросить у директоров и преподавателей, что, собственно, нужно в их повседневной работе. Нужны или не нужны какие-то высокотехнологичные решения, можно узнать только через практику. Как и все, что касается образования, можно узнать только через практику. 

Н.А. ЗУЕВА

Я хотела бы выразить огромную благодарность от директоров школ сотрудникам центра за продуктивную работу по анализу того нового и современного, что есть и концентрацию всех этих возможностей в одном месте. Чтобы мы могли приводить детей и педагогов для занятий, изучения и демонстрации того, что есть. Мы смотрим и выбираем, что-то в будущем планируем приобрести для своих образовательных учреждений. 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Здесь два фактора: школа насыщена ресурсами и второй – школа самостоятельно использует ресурсы. Ни Департамент, ни другие организации не вмешиваются в работу. Здесь сложно что-то навязать. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Интересна ваша связь с мировым образовательным сообществом. Вы говорили, что была итальянская организация. Как у вас происходит обмен информацией?

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Мы учимся у иностранных коллег всему что они умеют лучше нас. Мы стараемся узнать кто что умеет делать лучше нас, мы ездим в командировки и общаемся с людьми, приглашаем их с их проектами сюда. У нас скоро будет большой образовательный форум, приедет очень много экспертов в области образования. Будут также другие площадки на которых будут проводиться мероприятия. Чем больше мы сталкиваемся с разными практиками, тем глубже мы стараемся изучить эти вопросы. Бывает такое, что проблемы схожие и интересно посмотреть, как они решаются в других местах.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Как часто сменяется экспозиция выставки, и как часто меняется оборудование? 

Д.В. ЯМПОЛЬСКИЙ

Глобальное обновление происходит где-то раз в месяц. Если что-то новое неожиданно появляется, мы также этому не препятствуем. Работает наша выставка второй год и здесь побывало очень много разных людей. Вход сюда свободный. Плюс, люди, когда сюда приходят, они могут записаться и пройти обучение по тем программам, которые их интересуют. Для нас еще очень важна внешняя экспертная оценка. Спасибо.