Пресс-конференция Владимира Жидкина
14 июня 2017 года состоялась пресс-конференция руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Жидкина Владимира Фёдоровича на тему: «Пять лет новым территориям столицы: итоги и перспективы»

ВЕДУЩИЙ
Добрый день, коллеги. Сегодня среда 14 июня, Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Пять лет новым территориям столицы: итоги и перспективы». Пресс-конференцию проводит руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Жидкин Владимир Фёдорович.
Владимир Фёдорович, Вам слово. Спасибо Вам за то, что Вы уже пять лет приходите в наш Информационный центр, рассказываете и показываете всё то, что происходит в Москве на новых территориях.
В.Ф. ЖИДКИН
Добрый день всем. У нас действительно грядет знаменательная дата – 1 июля будет пять лет с тех пор как эту территорию присоединили к Москве. Эта первая пресс-конференция, которая посвящена пятилетию Новой Москвы. Я хотел бы рассказать, что мы за этот период сделали, какие у нас планы на будущее и насколько на сегодняшний день эти планы реализовываются в соответствии с теми решениями, которые были приняты в момент передачи этой территории Москве. Первое – это документы территориального планирования, мы всегда с этого начинаем наши выступления потому что для развития любого мегаполиса, крупного города генеральный план, проекты планировок, территориальная схема являются одними из самых главных документов, без которых город развивать нельзя. Нам удалось разработать три основных документа в короткие сроки: территориальная схема, генеральный план и правила землепользования и застройки. Мы часто бываем в больших городах и когда мы встречались с руководителями строительных комплексов всех этих городов, для всех самым сложным этапом является разработка генерального плана. Потому что любой подобный документ требует общественного обсуждения с жителями. Что обсуждается на публичных слушаньях? Дороги, инженерные сети, застройка полей какими-то новыми объектами. Сама процедура принятия решений происходит сложно. У нас генеральный план был принят в этом году, правила землепользования и застройки были утверждены в текущем году. Первые два года мы работали по территориальной схеме. Это позволило нам постепенно интегрировать территориальную схему с последующим генеральным планом. Также хотелось бы в этой части сказать о проектах планировок. В момент, когда принималось решение по разработке генерального плана, мы общались с Сергеем Семеновичем Собяниным и он нам сказал: - Разделите территорию на 80-85 участков площадью 1500-2000 гектар и уже подробно по каждому участку разработайте размещение дорог, инженерных коммуникаций, головных инженерных объектов, школ, детских садов, чтобы потом не было проблем по увязке отдельных проектов планировок между собой. Параллельно с разработкой генерального плана, территориальной схемы и правил землепользования и застройки, мы работали над разработкой проектов планировок и большая часть проектов у нас проработана, половина из них прошли публичные слушанья, при чем все проекты планировок были согласованы с населением. Хотя нам приходилось как в генплане, так и в проекте планировок, учитывать все замечания, поступившие от населения. Сейчас все документы у нас в порядке.
Когда мы говорим о разработке документов территориального планирования и проектируем любой жилой комплекс, главным нашим принципом является создание комфортной среды для жизни человека. Мы действительно руководствуемся этим принципом размещая любой жилой объект, какое-то предприятие. Мы делаем все для того чтобы среда была комфортная для жизни человека. Также есть такой принцип, как мобильность подъезда к любому объекту Новой Москвы. Для этого разработана транспортная схема, где есть метро, железная дорога с электричками, трамваи, другие виды общественного транспорта, личный транспорт, транспортные пересадочные узлы. Для того, чтобы у жителей была мобильность, при которой он не более 30 минут тратит на самую длительную поездку для того чтобы приехать на работу, посетить социальный объект, объект культуры, объект отдыха.
Вопрос в том, есть ли ресурс у территории Новой Москвы для того чтобы создать комфортную среду и комфортные условия для жизни человека? Да, такой ресурс есть.
У нашей территории есть свои особенности: ее площадь гораздо больше, чем у Москвы исторической, постоянно проживающих жителей всего 320 тысяч человек. Для такой территории это мизер. Это показывает наличие большого ресурса под размещение новых граждан. У нас есть свободных земельных участков 40000 гектар, они не застроены. На этих участках мы сможем разместить любые объекты. Площадь природных территорий и лесов 76000 гектар. Это больше половины. Я не знаю, какие города еще имеют такой экологический ресурс. 175 объектов культурного наследия, что тоже очень важно для комфортной жизни населения. Два аэропорта на территории Новой Москвы. Это также улучшает транспортную мобильность. Есть потенциал под размещение производственных объектов, которые не будут мешать проживанию людей. Потенциал под размещение жилых объектов и свободные территории для того чтобы построить большое количество дорог. Пока в генеральном плане предусмотрена 1200 километров дорог. Это будут магистральные дороги, 5-6 полосные. При этом я не говорю о дорогах, которые расположены в крупных жилых комплексах, соединяющие между собой магистральные артерии. Если учитывать все эти дороги, общая протяженность их составит более 6000 км.
За последние 5 лет на территории Новой Москвы было сделано очень многое. У нас было построено четыре магистральных автодороги, 8000000 квадратных метров жилья, 47 социальных объектов, 3000000 объектов нежилой недвижимости, 2 станции метро, создано 100000 рабочих мест создано и построено пять крупных парков. Большой объем средств был выделен на реализацию таких проектов, но при этом большая часть средств была предоставлена инвесторами. Это очень важно для развития территории, потому что экономит бюджетные средства. В проектах участвуют и бизнес, и крупные риэлтерские компании, и город. Все решения принимаются Сергеем Семеновичем Собяниным и только благодаря его решительности удалось сделать так много. Я считаю, что большим нашим достижением является то, что очень быстро на территории Новой Москвы появилось метро.
Теперь коротко по каждому разделу. Что сделалось по социальным объектам? Построено 7 учреждений здравоохранения, в основном это поликлиники, которые располагаются в тех населенных пунктах, где они необходимы. Где на момент передачи были проблемы с учреждениями здравоохранения. В первые годы мэром было принято решение о строительстве четырех поликлиник в тех населенных пунктах, где их вообще не было.
За это время было построено 10 школ, часть из которых построена на средства инвесторов. Были построены детские сады там, где население в них нуждалось. На сегодняшний день эта проблема решена и дефицита мест в детских садах на территории Новой Москвы нет. И построено пять крупных парков. Это перечень социальных объектов.
Что касается следующего направления – создания мест для приложения труда, у нас в этом направлении тоже большие успехи, которых мы достигли за этот период. Мы создали 100000 рабочих мест, причем 20000 – рабочие места в строительном комплексе. Учитывая, что большое количество объектов строится на территории Новой Москвы, рабочие места на стройках всегда есть. И около 80 % рабочих мест у нас в разных сферах труда: образование, медицина, логистика, производство, торговля, инновационные технологии. Очень большой спектр мест приложения труда для того чтобы жители Новой Москвы могли себе найти работу по профессии и по интересам. В то же время хотелось бы отметить, что количество выезжающих на работу из Новой Москвы снижается. Независимая компания проводила мониторинг на новой территории, из 100 % жителей только 37 процентов выезжают на работу в Москву, а 63 % остается работать на новой территории. Когда мы разрабатывали генеральный план, мы решили, что, если мы достигнем планки в 60 % это будет очень высокий уровень.
Далее я расскажу о строительстве и развитии транспортной инфраструктуры. Основные дороги строятся пока в первой урбанизированной зоне, до ЦКАДа. При этом развиваются не только радиальные, но и поперечные связи. На данном этапе построено 27 километров дорог. Это очень важные дороги для Новой Москвы. Они соединяют между собой Боровское шоссе, Киевское шоссе, Калужское шоссе и Южное Бутово. При этом сейчас можно доехать из любого населенного пункта до любого объекта, не выезжая на МКАД. Это очень важно. На всех дорогах, которые мы построили, запущены маршруты общественного транспорта.
Сегодня в строительстве находится 63 километра дорог, и в ближайшее время мы начнем строить еще 108 километров дорог. Итого, до 2020 года мы планируем построить 200 километров дорог на территории Новой Москвы. Это очень большой объем для территории, на которой проживают всего 320000 человек.
Еще важный момент касаемо строительства дорог: мы строим поперечные дороги, которые связывают Троицк с Киевским шоссе, в Киевском направлении сейчас строится эстакада. Она будет в ближайшее время завершена. Таких поперечных связей несколько. Они соединяют центр Новой Москвы с железными дорогами. Также можно будет беспрепятственно проезжать по современным эстакадам на территорию Московской области.
Мы, как Департамент, занимающийся строительством, в первую очередь рассказываем о своих объектах. Я хотел бы отметить и другие моменты, в которых есть серьезные достижения: повысился уровень и доступность образования на новой территории, создаются новые спортивные объекты в различных муниципальных образованиях, выросло качество медицинских услуг на территории Новой Москвы, улучшилась транспортная доступность и у людей появилась возможность перемещаться на общественном транспорте, появилась возможность получения госуслуг, улучшилось состояние экологической среды, улучшается туристическая привлекательность территории.
Что касается госуслуг: сегодня можно записаться к врачу без очереди, через интернет, появился электронный дневник школьника у всех учащихся на новой территории. Можно оплатить ЖКХ, устроить ребенка в детский сад через госуслуги.
Если говорить о перспективе развития этой территории до 2035 года, здесь имеет значение создание мест приложения труда, потому что данная позиция является драйвером развития Новой Москвы. Создание рабочих мест привлечет приток средств в бюджет Москвы и бюджет Новой Москвы. До 2035 года по генеральному плану планируется создать около миллиона рабочих мест. Если сегодня с новой территории мы получаем налогов около 30 миллиардов, то к 2035 году можно будет получать 300 миллиардов.
Наша цель – обеспечить всех жителей Новой Москвы рабочими местами, а также обеспечить приток средств в бюджет Новой Москвы. Для того чтобы это организовать, мы постоянно мониторим опыт других городов мира. Мы путешествуем, общаемся, изучаем то как они создавали и создают рабочие места, то как они выбирают отрасли, которые стоит развивать в своих городах.
Следующее направление – создание транспортного каркаса. Я уже говорил о том, что мы сделали за пять лет. Также у нас есть планы по созданию новых объектов на ближайшие 18 лет. Это строительство трамвайных линий общей протяженностью 185 километров, строительство новых дорог – 703 километра, также реконструкция уже существующих дорог. Планируется строительство 65 километров новых линий метрополитена. Всего объем инвестиций в строительство дорожной инфраструктуры предполагается будет составлять около 600 миллиардов рублей.
Также расскажу вам про остальные показатели, которые предусмотрены генеральными планом. Я уже говорил, что мы планируем создать около миллиона рабочих мест, построить 1200 километров дорог, создать 9 станций метрополитена, 125 объектов здравоохранения, построить 86 крупных парков. Под парки генеральным планом предусмотрено около 12000 гектаров. Мы построим 700 спортивных объектов для популяризации спорта, 320 детских садов и 170 школ. Мы считаем, что вся работа, которую я озвучил, набирает положительную динамику и это позволит создать комфортные условия проживания людей на территории Новой Москвы. Я коротко рассказал о том, что было сделано за прошедшие пять лет и рассказал о наших планах на ближайшие 17 лет. Если есть у кого-то вопросы, я с удовольствием на них отвечу.
А. МАСТРЕНКОВ
Вы сказали, что 600 миллиардов рублей – объём планируемых инвестиций в строительство дорог до 2035 года. А можете оценить сколько уже вложено инвесторами за прошедшие пять лет. Не только в дороги, а во всю инфраструктуру и коммерческую недвижимость в том числе.
В.Ф. ЖИДКИН
Это очень легко считается. Если мы с вами умножим стоимость строительства одного квадратного метра – примерно 600000 рублей и умножим на 10 миллионов квадратных метров. Получится 600 миллиардов рублей. С учетом бюджетных средств, инвестиционных проектов, я думаю 750-800 миллиардов сегодня вложено средств в строительство и благоустройство новых территорий.
А. МАСТРЕНКОВ
Еще раз уточню: 600 миллиардов – это инвестиции?
В.Ф. ЖИДКИН
Нет, 10 миллионов квадратных метров всего недвижимости, которая построена совместно инвесторами и городом. Из 750 миллиардов 600 – деньги инвесторов, 150 миллиардов – средства города. Инвесторы вложили в развитие новой территории значительные средства. Это означает, что территория в инвестиционном плане привлекательная и динамика положительная.
Если в целом говорить о стоимости проекта, то до 2035 года, если говорить в сегодняшних ценах, предполагается проинвестировать порядка 7,5 триллионов рублей. Вы должны понимать, что с учетом инфляции эти цифры могут меняться. Из этой суммы около полутора триллионов будут составлять государственные средства и средства, вложенные крупными государственным корпорациями, и порядка 6 триллионов – деньги инвесторов.
К. БАЛАКИН – «РИА Новости»
Власти Москвы сейчас проводят работу по снижению административных барьеров. В частности, по облегчению процедуры технологического присоединения объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры. В Новой Москве, может быть, не так остро стоит этот вопрос, потому что плотность населения не очень большая. Тем не менее, я хотел спросить, насколько усложняет освоение новых территорий проблема присоединения инженерных сетей и насколько облегчит это освоение снижение административных барьеров?
В.Ф. ЖИДКИН
Я в докладе не озвучил вопросы инженерных сетей. Инженерная схема разработана в генеральном плане, и мы с момента присоединения создаем не только отдельные небольшие объекты по присоединению новых жилых комплексов или новых проектов, но при этом строим магистральные сети и головные объекты, в частности, вдоль Калужского шоссе строится водовод диаметром 9000 миллиметров, который дойдет до Троицка. Ведется реконструкция водовода вдоль Киевского шоссе, они потом будут соединены между собой. Таким образом, вся территория Новой Москвы будет обеспечена централизованной водой. Мы строим уже крупные объекты теплогенерации, начали строительство и прокладку кабельных линий, строим крупный питающий центр в районе Коммунарки. В том числе «Мосгаз» разработал программу развития газоснабжения территорий Новой Москвы. Что касается подключения отдельных объектов снижения барьеров, все мероприятия, которые предусмотрены в части снижения административных барьеров в Москве, распространяются и на нашу территорию. У нас есть отличия при подключении, потому что сети принадлежали муниципальным образованиям Московской области. Есть некоторые нюансы, которые следует учитывать при подключении объектов. На данном этапе у нас серьезных проблем нет. Параллельно мы развиваем всю инженерную инфраструктуру.
К. БАЛАКИН – «РИА Новости»
Можно я кое-что уточню? Вы говорили, что 800 миллионов вложено. Это только в недвижимость или с транспортом вместе?
В.Ф. ЖИДКИН
Во все: это и недвижимость, и дороги, инженерная инфраструктура, жилье, рабочие места. Все средства, которые были вложены в строительство всех объектов.
Ж. АВЯЗОВА – «Московская перспектива»
Не могли бы Вы поподробнее рассказать о структуре занятости? Как сегодня распределяются рабочие места? Как Вы собираетесь сбалансировать их? Каких рабочих мест будет больше, а каких меньше?
Второй вопрос: Вы говорили, что контактируете с иностранными инвесторами. Удалось ли уже с кем-то договориться?
В.Ф. ЖИДКИН
По структуре занятости. Мы проанализировали ситуацию, существующую сегодня на новой территории со структурой рабочих мест. Большая часть рабочих мест сегодня создана в торговле – порядка 40 %. Сегодня у нас невысокий процент производства, невысокий процент финансовой сферы, чуть ниже запланированного процента – рабочие места в сфере информационных и IT-технологий. Когда мы сравниваем нашу структуру со структурой Москвы и других мегаполисов, мы видим, где у нас есть превышения сейчас в процентном соотношении и где мы отстаем по той или иной отрасли или сфере. Наша задача – постоянно мониторить опыт крупных городов, изучать интересы развития новых территорий, для того чтобы выходить на сбалансированное соотношение мест приложения труда. Как это сделать? Каким образом достичь этого баланса в структуре занятости? При утверждении правил землепользования и застройки мы предусмотрели гораздо больше объектов нежилого назначения, чем объектов жилья. После того как все инвесторы поняли, что пока они не построят новые рабочие места, они не получат одобрений на строительство жилья, они начали все резко думать над тем, какие рабочие места создавать. Мы создали рабочую группу и регулярно совместно с инвесторами обсуждаем создание тех или иных объектов для развития этой сферы. Многие девелоперы, которые раньше занимались только жильем, гораздо активнее сейчас думают над тем, какие объекты им создавать. Многие думают о строительстве заводов, предприятий для того чтобы капитализовать территорию и создавать рабочие места в непосредственной близости к жилым комплексам. По поводу иностранцев, мы с ними говорим об опыте развития новых территорий. Вы, наверное, подумали, что у нас будут иностранные инвесторы? Сейчас, к сожалению, не очень благоприятная для этого обстановка в стране. У нас есть три инвестора иностранных на новой территории: один из них – Comcity. Они продолжают свой проект реализовывать, французская компания вдоль Калужского шоссе планирует строить крупный комплекс – 440000 квадратных метров. И еще одна французская компания по-прежнему прорабатывает вопрос строительства бизнес-кластера на территории Киевского поселения.
С. КОЗЛОВ – «Всё о мире строительства»
Вы подробно рассказали о росте количества рабочих мест. Хотелось бы узнать, в связи с кризисом изменились ли какие-то показатели по приросту населения? Не стало ли меньше запланированных цифр?
Какой процент сейчас построенного не заселен в Новой Москве?
В.Ф. ЖИДКИН
Что касается вновь заселившихся на новые территории. В момент присоединения было всего 230 тысяч, сейчас почти 330 тысяч. 100 тысяч людей добавилось. Это соответствует нашим планам. Половина из них – те, кто приехали вновь: купили квартиры и заехали, а вторая половина раньше проживала, но не была прописана. Сейчас они потихоньку прописываются.
С. КОЗЛОВ – «Всё о мире строительства»
Как Вы думаете, дальнейшее увеличение роста жителей будет совпадать с Вашими планам или Вы будете делать корректировки?
В.Ф. ЖИДКИН
Корректировки мы будем делать всегда в ходе реализаций проектов. Потому что обстановка в стране все время меняется, меняется макроэкономический климат, тренды в России в целом. Небольшие корректировки будут, но по сегодняшней ситуации я могу сказать, что мы вполне можем к 2035 году достичь уровня, который был запланирован изначально – 1000000 рабочих мест и 15000000 жителей на новых территориях.
По поводу квартир, которые не заселены. Мне подсказывают коллеги, что сейчас на рынке представлено 11000 квартир, ну такое количество квартир всегда представлено на рынке. Это тот объем, который создается и представляется на продажу. Вы говорите о том, сколько не заселено, правильно? Надо понимать, что незаселенные квартиры бывают, когда люди купили, но пока еще ремонт не сделали или купили и пока жить там не хотят. Сложно определить по каким причинам эти квартиры не заселяются. Я считаю, что 80-90 % пока не заселены, потому что ремонт не завершен. В основном квартиры покупаются на стадии строительства. Мы не можем их считать незаселенными.
А. МАСТРЕНКОВ
Я хотел уточнить два момента. На сегодняшний день 11000 квартир в продаже. Какой получается ежегодный прирост?
В.Ф. ЖИДКИН
Всегда на рынке около 500-600 квадратных метров жилья представлены на продажу. Это квартиры, которые предлагаются инвесторами в жилых комплексах, где уже начато строительство. Как только выставленные квартиры продали, тут же появляется новый жилой комплекс. Готовые квартиры убывают, а новые прибывают в продажу.
А. МАСТРЕНКОВ
А какой средний объем продаж в год?
В.Ф. ЖИДКИН
Объем продаж примерно равен объему ввода жилья. Мы в год примерно вводим порядка 17000000 квадратных метров жилья. В год продается 17000000 квадратных метров, а в моменте на рынке представлены 600-650000 квадратных метров. Если бы на рынке объем представленных квартир ежеквартально увеличивался, можно было бы говорить о том, что ежемесячно квартир продается меньше, чем ранее. Учитывая, что в моменте всегда 600000 квадратных метров и этот показатель практически не меняется, мы можем говорить, что у нас все что представляется продается. Пока динамика продаж на наших территориях не снижается.
А. МАСТРЕНКОВ
Еще один момент я хотел бы уточнить по предыдущему вопросу – иностранным инвесторам. Были планы на привлечение французской компании на проектирование «умного города» Коммунарки. Насколько этот проект жив? На какой стадии находятся переговоры?
В.Ф. ЖИДКИН
Мы продолжаем с ними переговоры, они к нам приезжают. Они получают дополнительные данные от нас для разработки предложений. Причем они рассматривают не только Коммунарку, а еще и Троицк. Даже Троицк в первую очередь, потому что Троицк как город уже состоялся и сейчас необходимо оптимизировать его эксплуатацию с точки зрения энергоресурсов, транспорта и других факторов управления городом. Они продолжают работу, и мы получим концептуальные предложения от этой компании. Компания французская, называется NJ.
А. МАСТРЕНКОВ
Расскажите в двух словах, что из себя представляет этот проект.
В.Ф. ЖИДКИН
Они рассматривают весь перечень предоставления услуг начиная с уборки мусора, включают в себя энергоресурсы: газ, тепло и электричество, работу транспорта, эффективное использование энергоресурсов в управлении городом. Все будет максимально оптимизироваться. Весь перечень эксплуатационных услуг, которые предоставляются на территории отдельно взятого города.
ВЕДУЩИЙ
У меня возник такой вопрос: неужели у нас некому заняться тем же самым? Зачем нам нужны иностранные инвесторы?
В.Ф. ЖИДКИН
Безусловно, у нас все это есть. Есть опыт городов России, которые продвинулись в этом направлении. При работе управляющих компаний они находят механизмы оптимизации затрат. Я считаю, что всегда неплохо рассматривать и международный опыт. Они же как-то по-своему развиваются. Всегда полезно учиться у коллег на территории своей страны и на их территориях.
ВЕДУЩИЙ
Хотелось бы вернуться к опыту зарубежных компаний. Я с Вами полностью согласен. Безусловно, надо учиться у иностранных коллег. Я в Париже наблюдал за тем, как они меняли коммуникации. У них и у нас большая разница в природных условиях. Если бы мы могли так же заменять все, как делают они, у нас недвижимость была бы в несколько раз дешевле. Мы очень много закапываем коммуникаций и инженерии, учитывая промерзание.
Также хотел спросить о том, будут ли какие-нибудь новые транспортные решения? Например, как в Вене, трамваи объединены с метро?
В.Ф. ЖИДКИН
Первое, что в транспорте новое в Москве активно внедряется – транспортно-пересадочные узлы. Я не знаю, сможем ли мы реализовать проект, когда трамваи переходят на линии метро. Пока данный вариант совмещения не рассматривается. Но строительство транспортно-пересадочных узлов, где можно легко с трамвая перейти на линию метро, не выходя на улицу, ведется. У нас предполагается строительство 24 транспортных узлов, где можно с автобуса перейти на электричку, с автобуса на трамвай пересесть, с трамвая на метро соответственно. Это обязательно будет предусмотрено на новой территории.
А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»
К вопросу о метро: куда оно доберется к 2035 году?
Второй вопрос про пятилетие, про присоединение Новой Москвы: а когда эти территории перестанут быть новыми?
В.Ф. ЖИДКИН
Я не могу сказать, когда Новая Москва перестанет быть «новой». Возможно для адресного удобства это название останется. Само время определит, как надолго сохранится название. Сейчас никого оно не смущает и не удивляет. Все уже привыкли.
Метро придет в Коммунарку, в планах строительство линии метро от Бутово в сторону Рязановского поселения. Сейчас, по поручению мэра строительный комплекс совместно с Департаментом транспорта возможность продления ветки до «Внуково». Пока еще не принято окончательное решение, но идет проработка такой возможности. Рассматривался вариант строительства метро и в Троицке, но на сегодняшний день принято решение пока обойтись скоростными трамваями. При этом строительство трамвайных путей значительно дешевле строительства метро.
С. КОЗЛОВ – «Всё о мире строительства»
У меня тоже вопрос про метро. Вы сказали, что будет 29 станций. Это вместе с двумя уже введенными?
В.Ф. ЖИДКИН
Да, конечно. Это общее количество. По генплану у нас есть перспектива строительства остальных станций до 2035 года.
А. МАСТРЕНКОВ
Когда начнет строиться участок «Улица Новаторов» - «Столбово»?
В.Ф. ЖИДКИН
Сейчас идет проектирование. Необходимо иметь в наличии всю проектную документацию. Тогда проще привлекать к участию инвесторов. Сейчас строится ветка метро от «Саларьево» до «Столбово». Там строится очень крупная больница, поэтому наличие там метро очень важно.
ВЕДУЩИЙ
Когда-то, лет шесть-семь назад была пресс-конференция на выставке по недвижимости. Там строители говорили о том, что строительство дома занимает примерно два года, из них для строительства самого дома хватит полугода, остальные полтора года занимает оформление и утверждение документации. Поменялся ли сейчас подход к проектированию и строительству?
В.Ф. ЖИДКИН
Сейчас сократились сроки при разработке документации. У нас появились ПЗЗ - правила землепользования и застройки. Сегодня на основании этого документа застройщик обращается в Москомархитектуру и получает ГПЗУ. Это значительно сокращает сроки разработки документации. Что касается соотношения сроков самого строительства и подготовки, сейчас у нас соотношение по времени – один к одному. Это нормальные сроки и важно правильно спроектировать. Что такое проектирование? Это не только нарисовать сам дом, конструкции. Необходимо получить все технические условия от всех ресурсообладающих организаций. Это непростой процесс, и он требует времени. Когда застройщики обращаются к ресурсникам, они не сразу получают все одобрения и согласования. Они обращаются повторно, оптимизируют. Зачастую инвесторы уже получив технические условия, повторно обращаются за более дешевым и оптимизированным вариантом.
ВЕДУЩИЙ
Я достаточно давно слежу за строительным комплексом и занимаюсь освещением темы строительства в городе. Действительно, сейчас строительство ведется гораздо быстрее, чем раньше. Меня интересует другой вопрос – дороги. Все мы пользуемся транспортом: личным или общественным. Территория Новой Москвы необычна по своей форме и имеет границы рядом. Продолжение дорог у наших соседей будет осуществляться? Вы как-то общаетесь с соседями на эту тему? Мы внутри себя развиваемся или мы укрупняемся? Мы упираемся в границы или соседи что-то предлагают?
В.Ф. ЖИДКИН
По поводу дорог и интеграции наших дорог в транспортную сеть Московской области. безусловно, этот вопрос рассматривался на стадии разработки генплана и на фазе его согласования. Когда мы направили свой генеральный план, первое замечание от них было по поводу именно стыковки наших дорог с дорогами областными. Мы провели совместное согласительное совещание и рассмотрели каждую дорогу и каждую поперечную связь. Каким образом они стыкуются и куда потом выходят на территории Московской области. Мы находимся в постоянном контакте с Московской областью. Мы рассматриваем, куда приходят наши московские дороги и где они стыкуются с областными. Это важный вопрос, который касается и жителей Новой Москвы и Московской области. Поперечные связи необходимы для общения жителей и удобство перемещений. Поскольку мы создаем большее количество рабочих мест, чем количество трудоспособного населения, мы надеемся, что к нам на работу будут приезжать жители Московской области.
А. МАСТРЕНКОВ
Я не могу не спросить про реновацию. Насколько я помню, есть отдельная программа расселения аварийного жилья, теперь еще программа реновации.
В.Ф. ЖИДКИН
Я кратко расскажу о ситуации с аварийным жильем. Есть аварийное жилье, жителей которого муниципалитет обязан расселить независимо от программ реновации и так далее. У нас в Щербинке 32 аварийных дома, и они расселяются в ближайшее время. Уже предусмотрены средства в бюджете на это, Департамент городского имущества приобретает квартиры. Часть квартир у нас есть в казне, их нам передали инвесторы в рамках реализации инвестиционных контрактов.
Программа реновации касается ветхого жилого фонда, который на наших территориях тоже есть. Программа касается 262 жилых домов, сейчас 67 домов попали в перечень голосования. По ним проходят голосования по вопросу: включать или не включать эти дома в программу реновации. В ближайшее время голосования закончатся и будет определен список домов, которые будут участвовать в программе реновации. Жители отдельных муниципальных образований при желании могут переехать в другие районы в жилые комплексы. При этом, в каждом реновируемом районе есть стартовая площадка.
Что я хотел сказать в итоге? Наше удовлетворение на сегодняшний день состоит в том, что этот проект идет сбалансировано по всем направлениям. Мы не упустили ни одной позиции: дороги, инженерия, рабочие места, школы, детские сады и так далее. Даже на Хованском кладбище мы строим систему ливневой канализации. Это многопрофильный комплексный подход развития всей территории Новой Москвы.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо Вам за пресс-конференцию, спасибо за системность работы с нами. Можно вас поздравить с пятилетием. Здоровья и удаче Вам и всей вашей команде.
Уважаемые коллеги, пресс-конференция окончена.
В.Ф. ЖИДКИН
Спасибо всем за пресс-конференцию. До новых встреч.