Информационный Центр Правительства Москвы
02 мая 2024, четверг, 01:09
Пресс-конференции

Пресс-конференция Андрея Бочкарева

5 апреля 2017 года состоялась пресс-конференция руководителя Департамента строительства города Москвы Бочкарёва Андрея Юрьевича на тему: «Об итогах работы Департамента строительства города Москвы за первый квартал 2017 года и планах до конца года»

Пресс-конференция Андрея Бочкарева
Важное:
До конца 2017 года планируется ввести порядка 35 км новых линий и 16 новых станций столичной подземки






ВЕДУЩИЙ

Добрый день, коллеги. 5 апреля 2017 года Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию об итогах работы Департамента за первый квартал 2017 года. Также будут озвучены перспективные планы до конца года.
Пресс-конференцию проводит руководитель Департамента строительства города Москвы Бочкарев Андрей Юрьевич.
Андрей Юрьевич, спасибо, что приехали к нам. Вам слово.

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Добрый день, коллеги. Рад вас всех приветствовать на нашей традиционной встрече. У нас прошел первый квартал 2017 года. Департамент строительства как главный госзаказчик в части строительства капитальных объектов и наше подведомственное предприятие в полной мере выполняет те задачи, которые на 2017 год перед нами были поставлены.
Как мы всегда вам говорим, цикл инвестиционного планирования в государстве и в городе Москве, соответственно, организован так, что большое количество объектов мы начинаем строить в разное время, а сдаем в начале осени. Это - крупные дорожные объекты, объекты метрополитена. Большой ввод социальных объектов у нас происходит всегда к концу года. Это связано с тем, что многие объекты мы начинаем строить в начале каждого года. Как правило, освоение денежных средств и объемы строительства у нас распределяются примерно так: первый квартал у нас – порядка 10-12 % от годовой программы по вводимым объектам и денежным средствам, которые инвестируются в строительство. Ко второму кварталу у нас выходит по суммарно-накопительным итогам порядка 35-38 % от программы по сдаче объектов. К концу третьего и началу четвертого квартала, мы реализуем порядка 65-68 %. К концу года мы фиксируем 95-100 % выполнения программ. Поэтому, как правило, первый квартал у нас задельный. Мы начинаем новые объекты и продолжаем строительство ранее начатых крупных строительных объектов.
Итак, в 2017 году Департаментом строительства и нашим подведомственным подразделением, которое занимается строительством метро и объектов социальной сферы, необходимо провести порядка 337 конкурсных закупочных процедур по размещению государственного заказа по проектированию и строительству на сумму 241 000 000 000 рублей. Это разные объекты: и дорожные объекты, и метро, и объекты социальной сферы. В 2017 году у нас большая программа по вводу объектов метрополитена. Суммарно за год мы планируем построить порядка 42 километров линий метрополитена и 19 станций. Из них мы 7,2 километра уже запустили. Это участок «Парк Победы» - «Раменки». Три новые станции были открыты: «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Уже после ввода этих объектов, мы зафиксировали достижение плановых показателей по численности пассажиров. От 18 до 30 тысяч пассажиров воспользовались станциями в первые дни после открытия. До конца этого года планируется завершить строительство 34,8 километров линий метрополитена и открыть 16 станций. Это у нас Люблинско-Дмитровская линия от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской» - 3 станции и 6 километров линий; Калининско-Солнцевская линия от «Раменок» до «Рассказовки» - почти 15,5 километров и 7 станций; далее мы запускаем станцию «Ховрино» и северо-западный участок Третьего пересадочного контура – 10 километров.
Всего у нас сейчас находятся в проходке 10 тоннелепроходческих комплексов. Они проходят санацию, демонтаж и так далее. Это всё, что касается метро.
Хочу отметить, что Советский Союз в лучшие его годы, сдавал 13 километров метрополитена. Сегодня у нас с вами – 42 километра. При этом, за 80 лет с 1934 по 2010 в Москве было построено 305 километров метро, а в период с 2010 по 2020 год, мы должны прибавить суммарно 164 километра. За 80 лет было построено 305 км, мы сейчас строим 164 за 10 лет. Причем, 40 мы уже ввели.
По основному дорожному строительству, в 2017 году планируется построить и отреконструировать 93 километра дорог и 26 крупных искусственных сооружений. Это эстакады, тоннели, путепроводы и 20 крупных пешеходных переходов (наземных и подземных). Из серьезных работ предстоит построить Южный участок Северо-Западной хорды (у нас там 2 тоннеля и 7 крупных эстакад); Калужское шоссе (2 тоннеля и 2 моста и 6 пешеходных переходов). Завершаем работу над транспортной развязкой на пересечении МКАД с улицей Профсоюзной в этом году; участок Четвертого транспортного кольца (4 эстакады в районе пересечения шоссе Энтузиастов и проезда Буденного), мы завершаем работы, которые были начаты еще в ранние периоды. За первый квартал мы ряд искусственных сооружений – 4 эстакады ввели, но основной ввод у нас придется на середину года, к началу нового учебного года и к Дню города. Какие-то объекты мы завершим к концу года.
В этом году мы также начинаем большое количество новых объектов. Также мы продолжаем строительство дороги Солнцево-Бутово-Видное - участок от Калужского шоссе до улицы Поляны. Это в восточном направлении.
Мы будем возводить связку Мичуринского проспекта с проспектом Вернадского в районе МГУ. Мы продлеваем южную рокаду от Павелецкого направления до Пролетарского проспекта. Реконструируем Симоновскую набережную в районе ЗИЛа.
Всего в этом году мы порядка 150 000 000 рублей инвестируем на строительство дорожных объектов.
Что касается сноса пятиэтажек... Наша первая программа была начата более 15 лет назад. Она уже на излёте. Из 1722 домов снесено 1656. Остаточный объем сноса первого этапа расселения пятиэтажек составил 66 домов. В 2017 году нам необходимо будет снести 63 жилых дома. В первом квартале мы 11 уже демонтировали.
По объектам образования у нас в этом году планы по вводу семи школ, три блока начальной школы и двенадцать детских дошкольных учреждения. У нас есть очень знаковые объект. Сейчас ведется строительство очень крупной школы на 2100 мест в Некрасовке. Строительство объекта ведется очень активно, и, я думаю, мы его сдадим раньше срока. Подрядчик работает круглосуточно, поэтому в этом году, я думаю, мы покажем рекорд по строительству.
По объектам культуры: у нас один из важных объектов – Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына на улице Нижняя Радищевская. Я думаю, что в первой половине этого года, мы сдадим его полностью и сдадим в эксплуатацию. Мы завершаем работы над домом культуры в поселке Киевский. Также мы приступили к строительству двух объектов – это вторая очередь театра «Эт Сетера», в районе Чистых прудов и культурно-досуговый центр в «Строгино» на Маршала Катукова.
По здравоохранению мы к вводу готовим 12 объектов: 2 поликлиники, 2 патологоанатомических корпуса, 4 подстанции скорой помощи и 4 инженерных объекта для обеспечения жизнедеятельности существующих объектов здравоохранения.
По спорту у нас целый ряд небольших объекта: 3 велодрома, 4 спортивных комплекса и бассейн на улице Крылатская. Эти все объекты мы строим в рамках расширения нашего гребного канала в Крылатском. Мы сдаем 7 футбольных полей, которые будут использоваться для Чемпионата мира, для тренировок. Также мы завершаем масштабную реконструкцию Большой спортивной арены «Лужники». С Сергеем Семеновичем мы посещали этот объект, показали ему уровень готовности. Сейчас мы находимся на финальной стадии и проходят комплексные исследования всех инженерных систем: система подачи воздуха, вентиляции, кондиционирования, безопасности, пожарной сигнализации. Поле у нас в хорошем состоянии. Разрешение на ввод мы получим через пару недель. Это большой и сложный объект, больше 200000 квадратных метров трибунных площадей. Мы идем в полном графике в соответствии с договоренностями с коллегами из ФИФА. Первое тестовое мероприятие на этом стадионе, в рамках подготовки к Чемпионату мира, мы должны провести осенью. Этим заниматься будут коллеги из Департамента спорта и оргкомитета. Мы уверены, что будем к этому готовы. Стадион находится в отличном состоянии, мы провели все сложные работы по реконструкции и монтажу. Это большое достижение строительного комплекса города Москвы, Правительства Москвы и нас всех. Такой центральный объект Чемпионата мира, в полном соответствии с графиком и бюджетами уже готовится к открытию. Там завершаются работы финального цикла, но основная стройка была завершена уже в декабре. Все сложные объекты: электронное наполнение, объекты, связанные с системами информирования, система звука, а также помещение по обеспечению деятельности журналистов, помещение для самих футболистов находятся в финальной стадии. Они готовятся к передаче коллегами из Оргкомитета. В двух словах это то, чем мы будем заниматься в 2017 году. Я рассказал о том, что мы уже сделали. Если есть какие-то вопросы – давайте пообщаемся. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Андрей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее про театр Калягина «Эт Сетера». Когда вы приступили к работам, какой там объем и что вообще предстоит сделать? Когда завершатся все работы?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Там идет работа над завершением того замысла, с которым планировался данный объект. Каким он должен быть и как он должен выглядеть. Там будут помещения, необходимые труппе для выполнения хозяйственных и других работ, в том числе, работ по репетициям, по организации процесса подготовки к спектаклям. Там около 3000 квадратных метров, пристройка такая. Мы сделали так, чтобы площадь гармонично была занята. Ранее там была строительная площадка «Метростроя», подразделение занималось строительством второго выхода из метро «Сретенский бульвар». По поручению Сергея Семеновича мы ускоренно занимались строительством и начали его вести на полгода раньше. Мы демонтировали эту площадку и строим театр. Точную дату завершения объекта я не скажу, он очень сложный, потому что перенос коммуникаций находится в пятне застройки. Примерно четвертый квартал 2018 года. 

Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»

Я хотела уточнить две вещи. В 2017 году, вы собираетесь ввести в эксплуатацию 41 дом. Можно ли уточнить, какого плана будут эти дома: семнадцатиэтажные, панельные? Я понимаю, что вы строите разные дома.

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Строительство 41 жилого дома – это была программа, направленная на решение тех городских задач, которые мы традиционно имели в программе «Жилище» до декабря 2016 года. Это был плановый объем ввода, необходимый для решения городских задач: переселения жителей бывших пятиэтажек и предоставление жилья льготным категориям граждан. Эти объекты совершенно разной конфигурации. Часть из них продиктована квартирографией, которая нам нужна. Что такое квартирография? Это набор квартир, который необходим для того, чтобы переселить людей из пятиэтажек по размеру, планировке и количеству комнат. Второе – жилье, которое необходимо для предоставления льготным категориям граждан. Назначение диктует их внешний вид и конструктивное решение. Часть из этих объектов – типовые сборные железобетонные дома, которые по новым технологиям являются продуктом индустриального домостроения. Ряд объектов – железобетонные конструкции, где мы были вынуждены применять технические решения, которые нам не могли обеспечить дома типовых серий. Например, потому что участок земельный был той конфигурации, где мы не могли разместить стандартный жилой дом. Это дома со стандартным набором квартир с улучшенными свойствами с точки зрения инженерной системы, отделки мест общего пользования по тем стандартам, которые мы в городе строим. В последние годы мы стараемся выходить на более интересный стандарт с точки зрения архитектурных решений, фасадов, внешнего вида и с точки зрения оснащения мест общего пользования. При экономном расходовании денежных средств эти решения позволят повысить потребительские свойства жилья. Если вы хотите поговорить про инновацию – это отдельная тема. Эти дома не планировались, но они, возможно, будут использоваться. А эти дома были стандартные, запланированные объемом выполнения работ по адресной программе города. 

Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»

Если обобщить то, что вы сказали по реконструкции Калужского шоссе, к концу 2017 года до какого места мы полетим «с ветерком»?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Мы полетим «с ветерком» до поселка Сосенки. Это первый этап реконструкции Калужского шоссе, от МКАД до этой точки. Второй этап мы будем завершать в 2018 году, дорога дойдет фактически до ЦКАДа. Когда это произойдет, шоссе будет полностью реконструировано в тех объемах, в которых это нужно и возможно. Так как вдоль шоссе располагается множество населенных пунктов, у нас есть ограничения по возможностям расширения. Тем не менее, для решения задач развития этой территории города Москвы, мы выжмем весь потенциал из Калужского шоссе. 

С. ИШКОВ – «Московская правда»

А когда завершится реконструкция Щелковского шоссе и какие работы там ведутся? Спасибо. 

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Что касается реконструкции Щелковского шоссе, последним элементом была эстакада прямого хода возле автовокзала. Мы ее завершили в прошлом году ко Дню города. Сейчас осталось ввести в эксплуатацию четыре из пяти пешеходных переходов, завершить строительство дублера на протяжении двух километров и выполнить работы по переносу и обустройству инженерных коммуникаций. Работы в полном объеме сейчас развернуты, там занято около 500 человек. Основную строительную часть мы завершим к началу осени этого года. Обустройство также завершим к сентябрю. У нас были сложности с подрядчиками, но мы все вопросы решили. Сейчас работаем в круглосуточном режиме по всем объектам и участкам, которые необходимо закончить. Далее расскажу о пересечении Щелковского шоссе с элементами Северо-Восточной хорды. Эта дорога будет соединять Измайловское и Щелковское шоссе. Основные работы мы также завершим к осени этого года, и будем заниматься работами по продлению этой хорды от Щелковского шоссе до Открытого шоссе. 

И. ФОКИН – «ИД-41»

Первый вопрос по самому Зеленограду. Там есть Савелкинский проезд возле префектуры. Там вроде бы планировалось строительство подземного перехода. Когда это строительство начнется?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Я не могу вспомнить. Давайте я посмотрю. Я не уверен, что мы приступим в этом году, потому что я не помню. Я посмотрю, и мы справочку дадим. Я уверен, что объект в проектировании находится и если строительство начнется, то точно не в этом году. 

И. ФОКИН – «ИД-41»

Второй вопрос: наше пространство городское всегда наполнено машинами. В частности, внутригородские и внутриквартальные проезды. Будут ли какие-то изменения и решения в рамках строительства новых домов? Также будут ли какие-то новшества в старом жилом фонде, в том числе в рамках Садового кольца? Какая-то работа ведется по этим направлениям? 

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Работа, конечно же, ведется не только строительным комплексом. Вопрос решения транспортных задач города Москвы является главным для Сергея Собянина – Мэра города Москвы. Первое совещание, которое проводит Сергей Семенович – транспортный штаб под его руководством. Что такое транспортный штаб? На нем рассматриваются вопросы развития существующей транспортной системы, так и вопросы, связанные с вводом новых объектов. Две трети бюджета города Москвы, которые направляются на строительство новых объектов – объекты транспортного назначения. Одна треть бюджета, а это порядка 520 млрд. рублей уйдет на строительство дорог, остальное уйдет на строительство метро. Огромные инвестиции идут по линии моих коллег из транспортного блока. Транспортный блок занимается организацией и реорганизацией движения, парковочного пространства и закупкой новых единиц подвижного состава. Город тратит на это колоссальные деньги и лично мэр Москвы руководит этим в ручном режиме. Вопросы транспорта рассматриваются очень подробно и очень детально и принимаются очень серьезные решения. Без этого ситуацию с пробками и повышением интенсивности мы бы не решили. Много вопросов связаны со строительством, также много вопросов связаны с администрированием пространства. В начале 2011 года, когда мы только начинали заниматься первоочередными мероприятиями, Правительство Москвы заявило, что мы одним строительством новых дорог ситуацию в городе не исправим. Мы не можем построить неограниченное количество дорог, потому что каждый год у нас жители покупают по 200000 автомобилей. При этом мы сохранили темпы улучшения ситуации и с позорного 1 места по пробкам, уходим на 5-6, в зависимости от рейтинга. Эта работа будет продолжаться. С вводом МЦК – Московского центрального кольца (это 54 километра наземного метро), мы вышли на количество пассажиров, которого мы планировали достичь через 5 лет. Это больше 330000 человек в сутки. Решение оказалось удачным. Центральная пересадочная часть метрополитена – кольцевая линия стала менее загруженной. Количество пассажиров на ней снизилось на 12 процентов. Сейчас мы занимаемся строительством еще одного кольца – это Третий пересадочный контур. Будет еще 60 километров метро. Основные задачи Правительства Москвы состояли в том, чтобы всеми средствами улучшить движение общественного транспорта. Только в этом ключ решения транспортной проблемы в любом городе мира. Мы колоссальные усилия прилагаем и добились беспрецедентных результатов. Мы продолжаем так же напряженно работать по всем направлениям не только строительного комплекса. Тут должен сохраняться баланс: мы не можем остаться без автомобилей, особенно коммерческих автомобилей, которые занимаются перевозкой продуктов питания, но развитие общественного транспорта должно стимулировать людей пользоваться им, потому что в центре города тесно, и мы все одновременно, каждый на своем автомобиле, проехать не сможем. Задача состоит не в том, чтобы построить максимальное количество дорог, а в том, чтобы сбалансировано развивать и дорожно-уличную сеть, и внеуличный транспорт и улучшать транспортную ситуацию. Но это к коллегам из транспортного блока, я их хлеб забирать не хочу. Мы с ними работаем постоянно бок о бок, начиная с понедельника на штабе по транспорту у мэра, заканчивая пятничными штабами по строительству, опять же у мэра, где мы решаем вопросы, которые касаются только строительного блока. Эти совещания проходят каждую неделю уже седьмой год. 

М. КУЧЕР – «Москва»

Андрей Юрьевич, я хотела бы уточнить по поводу школы в Некрасовке. Вы сказали, что она может быть сдана раньше срока. Раньше мы слышали, что она будет открыта в 2017 году. Можно ли сейчас говорить о том, что вы сдадите ее к началу учебного года?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Я одно могу сказать в качестве примера. В этом году мы запустили поликлинику в Некрасовке на 850 человек. По планам эта поликлиника должна была сдаваться осенью 2017 года. Мы же получили разрешение на ввод в декабре 2016 года. Почти на 7 месяцев раньше срока. Не потому что это было легко, а потому что подрядчик организовал работы, совместно с нашими подразделениями для того чтобы быстрее закончить работы. Потому что объект нужно сдавать быстрее, чтобы люди им уже начинали пользоваться. Школу, я думаю, мы тоже сдадим раньше, когда точно, я пока не могу сказать. Когда сдадим – тогда расскажем. Это большой и тяжелый труд. Это не лотерея и не казино, чтобы все это случилось нужно сотням людей ежедневно работать в трехсменном режиме, как в проектных подразделениях, так и на самом строительстве. Если люди сделают это, мы с мэром, да и жители Москвы будем им очень благодарны. Конкретную дату мы назовем, когда с этой задачей справимся, но это точно будет раньше срока, указанного в контракте. Сдать этот объект вовремя – уже достижение, а мы сдадим раньше. 

Е.РУДНИЦКАЯ – «За Калужской заставой»

У меня вопрос по поводу метрополитена. Как проходит строительство на Северо-Востоке столицы. Какие станции уже сданы и какие работы выполнены? Также вопрос по противоположной стороне метрополитена: что планируется на Юго-Западе?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

По Северо-Восточной части города: мы развернули там масштабные работы по строительству станций, которые являются Северо-Восточным сегментом Третьего пересадочного контура. Это станции от «Нижегородской» до «Электрозаводской». У нас там три станции, которые мы планируем запустить в 2018 году, вместе с Кожуховской линией, которая пройдет от Некрасовки до метро «Нижегородская». Для того, чтобы одновременно запустить и радиальную новую линию, и эти три станции, которые пока начнут работать вместе с Кожуховской линией, а потом включатся в Третий пересадочный контур, который составляет 61 километр. Работы там развернуты. в субботу мы там были с Маратом Хуснуллиным. Под его руководством мы проводили совещание. Есть много технических вопросов по освобождению территории. Это застроенная часть Москвы и мы там нашли площадку, поверхность которой необходимо освободить под строительство. Как раз этим мы сейчас занимаемся. По ряду объектов, на некоторых участках, мы уже начали проходку.
По противоположному Юго-Западному участку, я думаю, что мы в этом году начнем строительство с тем, чтобы на рубеже 2019-2020 года его запустить. А в целом, 61 километр третьего пересадочного контура – это тридцать станций. Все станции будут запущены в 2020-2021 годах. Там много сложностей с освобождением территории и с проходкой многих участков. Чуть позже, когда мы уже развернем все работы, мы об этом расскажем подробно. Пока на 2019-2020 год запланирован ввод ряда объектов. 

ВЕДУЩИЙ

Андрей Юрьевич, в продолжение вопроса: сколько сейчас щитов работает в городе?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

А я сказал, сейчас у нас 10 щитов находится уже под землей. Они постоянно проходят участки, мы их извлекаем, демонтируем, отдаем на переоснащение, на проведение технических регламентов и ждем подготовки к спуску. Всего у нас в обороте 22 щита тоннелепроходческих комплексов. Они не могут все одновременно находиться, потому что какой-то участок заканчивается, и сразу мы не можем щит использовать. Необходимо провести регламентные работы по замене определенных комплектующих для того, только после этого щит можно перевести на другой участок. До 2010 года в Москве находилось 5 щитов. 

ВЕДУЩИЙ

Количество соответствует количеству щитов в Российской Федерации?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

На самом деле нет. У коллег в Шереметьево тоже есть щит. Они его используют для проходки небольшого участка. На Дальнем Востоке тоже проводятся работы с помощью щитов. Но, процентов 80-90 от общего количества, находятся у нас. Не считали мы все щиты. У нас коллеги из РЖД строят тоннели, но они идут в горных выработках. Не в подземном массиве. Коллеги в Питере у тоже используют щиты. 

Е. ГОРЧАКОВ – «Строительство.ru»

Вы упомянули о первой волне сноса и сказали, что скоро она успешно завершится. Поделитесь какими-нибудь новостями по поводу второй волны. На каком этапе сейчас находятся работы и есть ли уже понимание того, сколько нужно будет построить нового жилья? Какой процент строительства приходится на инвесторов? 

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Правительство Москвы сейчас занимается финальным этапом разработки и детализацией программы. До конца года будет продолжаться эта работа. Я сейчас цифры называть не хочу, потому что ведется работа с префектурами, Москомархитектурой, проводится анализ и другие мероприятия. Основные параметры мэр Москвы обсудил и рассказал жителям Москвы на своем выступлении в Госдуме. Эти параметры касаются главных концептуальных задач. Конечно, мы знаем детальную информацию, но она требует уточнения, и сейчас что-то заявлять я не хочу. Это масштабная и сложная работа, которая требует мобилизации и большого количества ресурсов, поэтому какими-то фактами я бы сейчас бросаться не хотел. Для решения этой задачи создан штаб, на котором ставятся задачи всем структурным подразделениям и органам исполнительной власти. Возглавляет его лично Сергей Семенович Собянин. Там рассматриваются очень детально все вопросы: работа с жителями, строительство, планирование и так далее. Он еженедельный, к нему ведется очень серьезная подготовка. До конца года будет вестись детальная проработка. Одно могу сказать, порядка 8000 домов подлежат демонтажу. Это работа на годы. Проблема не в сносе и стройке, а в переселении людей. Это занимает зачастую гораздо большее количество времени, чем само строительство. Некоторые люди вообще не хотят переезжать, даже сейчас.
Мы приложим все усилия, чтобы сделать новое жилье для людей комфортным и удобным, чтобы им хотелось туда переехать и начать новую жизнь.
К концу года Сергей Семенович озвучит детали, и вы получите все цифры. 

А. МАСТРЕНКОВ – «Stroi.ru»

Андрей Юрьевич, на следующий год запланирован Чемпионат мира по футболу. Большая спортивная арена практически завершена, и Вы об этом уже сказали. Кроме этого, какие спортивные объекты и тренировочные поля будут построены и организованы?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Действительно, работа над Большой спортивной ареной на территории Лужников – это действительно только часть всей работы, которую мы ведем. Помимо этого, там возводится порядка 19 крупных объектов, которые нужны для обеспечения инфраструктуры. Это центры обработки информации, медиа-центры, места аккредитации персонала и участников организационных мероприятий по чемпионату. Там будут возводиться временные помещения, где будут собираться журналисты, делегации. Большая колоссальная работа будет вестись в течение 2018 года. У нас есть обязательство перед коллегами из ФИФА в мае представить им большую спортивную арену, как самый главный объект. Параллельно мы продолжаем там работы. Будет проведено благоустройство всей территории Лужников. Сейчас все Лужники находятся в стройке. Мы уверены, что справимся со всеми этими задачами. Плюс к этому, мы возводим 11 тренировочных баз для сборных команд. Потом этими объектами будут пользоваться москвичи. 

ВЕДУЩИЙ

Про людей хотелось бы спросить. Какое-то время назад у людей упал интерес к строительным профессиям, и на пресс-конференциях звучало то, что строителей не хватает. Объемы заявленных работ очень серьезные. Может быть, они могли быть еще больше, если бы было больше строителей? Хватает ли вообще рабочих рук и изменилось ли что-нибудь в 2017 году? 

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Темпы строительства в Москве за счет Федерального бюджета, по сравнению с 2010 годом, возросли в три раза. До этого было долгое затишье в строительстве. Конечно, мы испытываем колоссальную нехватку квалифицированных кадров. В основном нуждаемся в инженерно-техническом и управленческом персонале. Также есть нехватка квалифицированных рабочих кадров. Наши программы стимулируют, чтобы молодежь шла в эту профессию. Сейчас строительству нужны профессионалы. На тоннелепроходческих комплексах в смену нужны два инженера и два оператора. Идет автоматизация и механизация процессов, но никакая техника не работает без человеческого интеллекта, человеческих рук и человеческого сердца. Я хотел бы поблагодарить людей, которые трудятся на стройках, пока мы с вами разговариваем здесь. Они в любую погоду работают и, своими руками и душой создают те объекты, которыми мы с вами будем пользоваться. Они основные герои и каждый день они совершают маленький подвиг. Профессия эта требует людей особой породы. Не каждый может стать строителем. Мы горды тем, что имеем возможность с такими людьми работать. 

ВЕДУЩИЙ

Мы завершаем пресс-конференцию, и я бы хотел задать еще один вопрос: в вашем блокноте какой объект стоит первым? 

А.Ю. БОЧКАРЕВ

По методике управления проектом есть такое понятие как «критический путь». Это последовательность работ, которая становится самой длительной. Критичность по каждому объекту меняется. Самый сложный объект – БСА «Лужники». Сейчас он вышел на нормальный режим реализации, а некоторые объекты, которые при планировании не вызывали сложности, в данный момент вызывают опасения по каким-либо причинам. Мы концентрируемся не там, где нам бы хотелось. Каждый день мы сталкиваемся со сложностями, которые нужно решать. Мы вынуждены перенаправлять ресурсы от объекта к объекту. Это нормальная ситуация для крупного комплекса, который ведет строительство большого и разнообразного количества объектов.
Спасибо. До встречи.