Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-тур «Московская электронная школа»
01 октября 2020, четверг, 06:56

Пресс-конференции

31 мартa 2017 Пресс-тур «Московская электронная школа»

Пресс-тур «Московская электронная школа»

ВЕДУЩАЯ

Добрый день. Сегодня в нашем пресс-туре вы узнаете о проекте «Московская электронная школа». Нашим экскурсоводом будет Новокрещенов Илья Владимирович - директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 2095 «Покровский квартал». 

И.В. НОВОКРЕЩЕНОВ

Здравствуйте. Для начала расскажу о том, что нас сегодня ждет, а затем уже, непосредственно, о том, что такое «Московская электронная школа». Несмотря на то обилие материалов, по которым город про «Московскую электронную школу» уже знает, все-таки, имеет смысл расставить несколько акцентов: что это за проект, на что нацелен, каковы первые результаты реализации этого проекта.
Что такое «Московская электронная школа»? Некоторые сразу начинают думать, что это большое количество денег, которые город вкладывает в технологическую модернизацию. Для чего это все происходит? Хорошая, красивая игрушка, которую можно показать? Нет. Во-первых, что мы должны понять для себя: проект «Московская электронная школа» – это логическое продолжение всей той политики, которую город проводит в течение последних лет. Почему логическое? Потому, что школа в последнее время сталкивается с новыми вызовами. Один из этих вызовов – это информатизация. Пока мы с вами рассуждаем: вредно детям с планшетами ходить, не вредно, как влияет, сколько минут – дети давным-давно погрузились в информационную среду и нас там далеко обставили.
Недавно мы с родителями общались и один родитель сказал: «Илья Владимирович, дайте совет нам, родителям: как нам быть? Мы не справляемся с уровнем информатизации наших детей». Я говорю: «Не справляетесь, потому что боретесь. Поэтому вы обречены на стопроцентный провал, вы точно проиграете. Может быть, имеет смысл не сражаться, а подумать, как можно использовать современные технологии на благо детей». И проект «Московская электронная школа», в принципе, про это.
Для кого появился этот проект? Ответ очевидный: во-первых, для детей. Почему я в этом уверен – постараюсь в двух словах рассказать. Что проект дает детям? Первое - это защита каждого ребенка от неподготовленного учителем урока. Мы все считаем, что у нас учителя очень достойные, профессиональные люди. Но бывают иногда ситуации, когда учитель не может подготовиться достойным образом к уроку: обстоятельства, плохое самочувствие. Но ему нужно выходить на урок, и на каждом уроке, экономя время детей, достигать максимальных обязательных результатов. В проекте «Московская электронная школа», в частности, использование сценариев уроков дает возможность учителю тратить меньше времени на подготовку и при этом к каждому уроку быть абсолютно готовым. Потому что проект ««МЭШ»» – это библиотека сценариев уроков. Кто их пишет? Учитель может сам написать себе урок, может взять за основу урок другого учителя, может его усовершенствовать. Поэтому ребенок, придя на урок, защищен от неподготовленного урока. Защищен от ошибки учителя. Все мы люди, все равно «Википедия» знает больше, чем я со своим историческим образованием: могу что-то забыть, даты перепутать. Ребенок не должен страдать от этого.
В этом смысле, сценарий, который просмотрен методистом городского электронного центра, который отмодерирован другими учителями московских школ – это защита ребенка от ошибки учителя. Каждый урок составляется в минимальном варианте, хотя бы в минимальном. На самом деле, даже не в минимальном, а в максимальном; скажу, почему. Потому что сейчас московский школьник имеет возможность взять сценарий у лучших учителей города. Некоторые считают: вот нас привели в школу, в тот или иной класс. Кому-то повезло с учителем, кому-то не очень. Причем, знаете, как не очень повезло? Иногда, например, ребенок - визуал, а учитель – аудиал. Учитель рассказывает, а ребенок не понимает этого учителя. А у другого он понимает объяснения. Если ребенок берет сценарий урока, который разработан учителями города. Их много по одной и той же теме одного и того же предмета. Он может выбрать тот сценарий, который ему понятен. В этом смысле, качественное образование становится доступным любому ребенку, в какой бы школе он ни обучался.
Если ребенок заболел – обычно он более два-три дня, потом у него начинается ремиссия, то есть, он долечивается. И он выпадает из образовательного процесса. Чтобы не выпадать, ребенок из дома запускает сценарий тот же самый, который ребята проходят сейчас в школе, и спокойно дома занимается.
Что еще? Цифровой учебник, который всегда с собой. Помните наши знаменитые публикации на тему веса портфеля московского школьника? У меня ребенок – второклассник, поэтому я понимаю, о чем говорю. Сегодня цифровой учебник у ребенка всегда с собой на любом гаджете. Сейчас гаджеты есть очень недорогие, если говорить об их доступности: за полторы-две тысячи можно купить планшет, характеристик которого вполне достаточно для пользования «Московской электронной школой». Ребенок едет на тренировку, идет в кружок – у него с собой электронный учебник. Он может почитать, вспомнить урок, выполнить домашнее задание. Может почитать художественную литературу, которая там тоже есть. И есть электронный журнал-дневник, он тоже может посмотреть, что было задано, какие-то заметки учителя посмотреть.
Далее. Сам сценарий делает урок разнообразнее, интереснее. Раньше ребенок к доске выходил иногда с неохотой, тратил время на записывание условия задачи, на построение чертежа и так далее. Сейчас этого всего делать не нужно, экономится время ребенка, урок становится более динамичным, ну и, конечно, более интересным, потому что на уроке можно включить видеофрагмент объяснения. Ребенок теперь не обречен слушать объяснения только своего учителя. Он может включить, например, объяснения Александра Пушного, который в увлекательной форме показывает какие-то физические, химические опыты – пожалуйста, ребенок слышит объяснения в доступной и наглядной форме.
Еще очень важно, что дает «МЭШ» ребенку – это попытка школы говорить с ребенком на одном языке. Мы должны уважительно относится к ребенку, к тому способу, с помощью которого он мир познаёт. Потому что мы привыкли мир познавать через книги, через кинофильмы. Современные дети мир познают иначе. И на сегодняшний день попытка школы уважить вот этот способ познания у ребенка – это тоже важный элемент «МЭШ».
Про то, что она дает учителю. То, что учитель экономит значительную часть времени на подготовке к уроку. То, что он в оперативном режиме не вынужден таскать с собой тетрадки или распечатки тестов, чтобы потом дома проверять за чашечкой чая. Все проверяется в автоматическом режиме, бумажная работа фактически отменяется. Скоро у нас будет новый регистр электронного журнала-дневника, куда система дополнительного образования будет тоже полностью интегрирована и у классного руководителя не останется вообще никакой необходимости какие-либо бумажки заполнять, только какое-то необходимое минимальное количество, одну-две в год. Ему не нужно тратить время, чтобы планирование свое писать, КТП – Календарно-тематическое планирование – автоматически в календарь заносится, и так далее.
Факторы успеха. Важнейший фактор – доступность качественного образования для всех детей независимо от того, где они живут, какие у них возможности здоровья, какую школу они посещают. Ребенок может использовать огромный набор инструментов для самопроверки своих знаний. Есть замечательный портал «Мои достижения», где ребенок может пройти диагностику самостоятельно по любому предмету.
Мы гарантируем в Москве – «Московская электронная школа» – достаточно высокий стандарт проведения каждого урока. Ну и, конечно, мы используем привычные средства обучения – личные гаджеты – для того, чтобы они нам помогали в учебном процессе. Какие результаты?- Более миллиона людей ежедневно пользуются этой системой. Более 55 тысяч учителей уже используют проект «Московская электронная школа» сейчас. 45 тысяч учебных материалов. В самом начале реализации проекта было три с половиной тысячи. Скажу, кстати, что в течение своей школьной жизни ребенок посещает 12-14 тысяч уроков в зависимости от образовательной программы. Так вот: на сегодняшний день система уже превысила это количество, мы подходим к тому, что количество разработанных сценариев уроков практически совпадает с количеством уроков, которые дети посещали. И это произошло меньше, чем за год апробации этой модели. Сейчас шесть школ апробируют «Московскую электронную школу» и постепенно, в зависимости от темпов поставки оборудования, к концу 2018 года все школы смогут принять участие. Скажу больше: дело даже не в оборудовании. Оборудование – это вершина айсберга. Это интерактивная панель, это WiFi-сети, это планшет или ноутбук учителя. Самое главное – это содержание, и к содержанию «Московской электронной школы» уже получили доступ все московские учителя, все московские школьники.
С 1 сентября заработает обновленная версия электронного журнала-дневника для всех, и тогда все 100% родителей и детей смогут, не дожидаясь поставки оборудования, использовать все эти варианты. Уже не говоря о том, что «МЭШ» – это еще и цифровая лаборатория, которой тоже можно пользоваться, в том числе, и дома. Текущая статистика на позавчера: 12 тысяч уроков уже разработано и внесено в систему, 117 с половиной тысяч раз учителя использовали уже эти сценарии для проведения уроков, 32 учебных пособия уже опубликованы. Я знаю, что Правительство Москвы сейчас договаривается с издателями о том, чтобы все версии учебников были на электронной платформе размещены.
Это, в принципе, все. Еще раз повторю, что ключевое в «Московской электронной школе» – это не столько техническая часть, хотя она дорогостоящая, спасибо, что город вкладывает огромные средства в развитие материально-технической базы школ. Самое главное – это информационный, образовательный контент, который состоит их трех основных частей: это сценарии уроков, электронные библиотеки учебной литературы и электронный журнал.