Информационный Центр Правительства Москвы
20 апреля 2024, суббота, 13:59
Пресс-конференции

Пресс-конференция Исаака Калины

21 декабря 2016 года состоялась пресс-конференция министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Калины Исаака Иосифовича на тему: «Московская школа – вчера, сегодня, завтра»

Пресс-конференция Исаака Калины
Важное:
В 2016 году в первые классы школ столицы зачислено более 102 тыс. детей









ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию Калины Исаака Иосифовича, министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы на тему: «Московская школа: вчера, сегодня, завтра».
В пресс-конференции принимают участие Ященко Иван Валерьевич, директор Центра педагогического мастерства, Кузьмин Павел Владимирович, директор Московского центра качества образования, Добряков Александр Анатольевич, директор Московского центра технологической модернизации образования, Дмитриева Ольга Александровна, директор Шуваловской гимназии № 1448, Анурова Ирина Владимировна, директор школы № 1252 имени Сервантеса, Давыдова Марина Васильевна, директор школы № 1400, Новокрещенов Илья Владимирович, директор школы №2095 «Покровский квартал», и Лукутин Андрей Владимирович, председатель межпредметной Ассоциации содействия совершенствованию системы столичного образования.

И.И. КАЛИНА

Добрый день всем. Рад предоставить слово моим коллегам, потому что их «живое слово» от «земли» гораздо интереснее, чем позиция чиновников Департамента. 

И.В. ЯЩЕНКО

Добрый день, дорогие коллеги. Я бы хотел начать с того, что уже примерно неделю в СМИ обсуждается начало публикации рейтинга московских школ 2017 г. Мы много говорили о результатах прошедшего учебного года, радовались успехом на олимпиадах. Но наш поэтапный рейтинг московских школ, который мы публикуем по каждому параметру последовательно, в этом году начался с публикации рейтинга по результатам Чемпионата «Абилимпикс». Рейтинг, который сейчас висит – это рейтинг, заработанный за счет этого чемпионата. Видно, какие большие баллы о ни за это получили. За каждой цифрой здесь стоит судьба конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который не только получил профессию в своем образовательном учреждении, но и смог достичь в этой профессии результата на региональном или даже всероссийском уровне. Это очень здорово и очень здорово, что эта работа расширяется. Большая просьба к вам, пожалуйста, пишите больше о таких успехах наших ребят и больше обращайтесь к родителям. И наши школы, и наше олимпийское движение очень ждут успехов наших ребят. Мы предоставим для этого все возможности. Мы верим в успехи наших ребят, а особенно в успехи ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Наш рейтинг – это рейтинг достижений. За каждым параметром стоит направление успеха. Это и базовое качественное образование, и развитие таланта, и социокультурная работа, и работа с ребятами с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное мастерство, спорт – все сферы жизни школы сейчас охвачены рейтингом. В течение года мы свами будем следить за рейтингом наших школ, и радоваться успехам.
За каждым результатом высокого уровня стоит большая массовая работа. Хочу обратить ваше внимание, что у нас в олимпиаде по математике для младших классов, игровой, проходящей через интернет, приняло участие 130 000 ребят с 1 по 4 класс. Решают интересные занимательные задачи. Более того, мы строим многие наши дела так, чтобы давать возможности семье вместе с ребенком посмотреть то интересное, что происходит в школе. Именно поэтому и на этой олимпиаде, и на многих других есть возможность посмотреть задачки, посмотреть их разбор, порешать их вместе с родителями, что очень здорово. Не в смысле, что родители решают за них – для этого у нас на соревнованиях приняты все меры. Всегда, я уверен, каждая московская семья и педагогический коллектив, найдет что-то новое и найдет через рейтинг направление своего развития – что еще улучшить в интересах наших ребят. 

А.А. ДОБРЯКОВ

Уважаемые коллеги, остановлюсь на двух интересных проектах, которые реализует наш Центр. Первый из них – проект «Техносфера современной школы». Он представляет из себя площадку, на которой крупнейшие производители учебного оборудования и современной вычислительной техники представляют свою продукцию, а участники образовательного процесса могут ознакомиться с ними, потестировать, поучаствовать в мастер-классах. Такая площадка играет важную роль в продвижении проектов, связанных с инфраструктурным переоснащением современной школы, поскольку позволяет учитывать в школе тенденции, которые есть в современной промышленности, а производителям гибко реагировать на потребности школ. В настоящее время в выставке участвуют 23 компании. Первый раз выставка открылась в апреле 2016 года, и на ней в качестве зрителей и участников побывало около 10 000 человек.
Ежедневно, с утра и до вечера, 1-й Зборовский переулок дом 3 – всех приглашаем. Котовы провести экскурсию.
Второй проект, о котором хотелось бы сказать несколько слов, - это Московский образовательный интернет-телеканал, который функционирует уже больше года. Он был запущен 11 сентября прошлого года. За это время аудитория значительно расширилась. За 15 месяцев его посмотрело порядка 800 000 зрителей из 50 стран мира. На канале около 70 оригинальных телевизионных форматов. В архиве размещено около 800 выпусков разных программ. В работе активно участвуют школьные телестудии – около 2000 ребят с большим интересом занимаются мультимедийной журналистикой.
Пользуясь возможностью, приглашаю вас 28 декабря в 19:00 посмотреть прямой эфир передачи «Вопросы, важные для всех» - открытый разговор с И.И. Калиной. 

П.В. КУЗЬМИН

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы ни раз с вами встречались в течение уходящего года. Сегодня я хотел бы рассказать о результатах международных сравнительных исследований качества образования. В мире много исследований, и среди них есть одно наиболее крупное – PISA, - в котором принимают участие 72 страны мира. Оно проверяет не знания, а функциональную грамотность, т.е. умение 15-летних школьников применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Одновременно с этим исследованием прошло такое же исследование в Москве. Было принято решение, что все московские школы, где есть 15-летние учащиеся, примут участие в исследовании – это 609 образовательных организаций, школы и колледжи, и более 42 000 школьников. Это самое большое участие от одного субъекта для PISA. Были случаи, когда результаты целых стран признавали недостоверными. Но в Москве мы настолько привыкли четко и объективно проводить исследования, что результаты всех 609 образовательных организаций признаны достоверными. Так, по читательской грамотности среди 72 стран у России 26 место. Московские школы в этом рейтинге из 72 стран заняли 6-е место. Математическая грамотность – Россия заняла 23 место, Москва – 6-е. Если мы посмотрим на средние результаты лучших московских школ и тех московских школ, кто ниже среднего, мы увидим, что разница здесь не велика. Это говорит о том, что все московские школьники учатся в школах с очень высоким качеством образования. Мы – одни из мировых лидеров по качеству образования.
По оценке Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, наши школы с лучшими результатами значительно превосходят результаты лидирующей образовательной системы – Сингапура. Второй немаловажный факт – все отмечают фактор доступа к качественному образованию. В Москве в 100 лучших школах учатся дети из обеспеченных семей, из малообеспеченных семей, из групп риска. Т.е. наши школы дают качественное образование вне зависимости от социального статуса учащегося. Это очень высокое достижение. Это результат ответственной свободы московской школы. Школы получают финансирование по единым нормативам, могут проводить эффективно оплату труда педагогов, для московского школьника появилось большое количество траекторий развития. Плюс, в школах современное учебное оборудование, среда, где можно развиваться и реализовать себя. Мы с вами говорим об активно использовании ресурсов городской среды, что важно. Говорим про интеграцию основного, дополнительного, профессионально образования. Еще один фактор, который отличает Москву от других регионов, партнеров – публичная аттестация директоров по результатам их работы. Мы все ориентированы на объективные результаты. 

О.А. ДМИТРИЕВА

Добрый день. Сегодня город вкладывает значительные ресурсы в развитие образования. В центре этих изменений две ключевых фигуры. Первая – это ребенок, который может в любой московской школе стать знающим, умеющим, определить свои таланты и способности, определиться с выбором профессии, вырасти высоконравственным порядочным гражданином, а значит стать счастливым. Вторая ключевая фигура – это педагог, учитель, воспитатель.
У меня, как директора школы, 4 заместителя по основным направлениям жизнедеятельности школы. Наша задача – создать комфортные условия труда для педагога, чтобы он постоянно развивался. В первую очередь, это достойная заработная плата. Средняя зарплата учителя – около 75 000. Второе – возможность использования в своей работе всех современных средств: интерактивны доски, планшеты, цифровые лаборатории и комплексы, станки, можно провести урок в музее и многое другое. Но чтобы этим воспользоваться, и учителю нужно учиться. Сегодня в городе выстроена продуманная система повышения квалификации учителей. Все программы прошли жесткий отбор, и мы уверены в качестве различных курсов. Учителя учатся не для галочки, а адресно, по актуальным темам. Продвижение каждого учителя фиксируется в электронном портфолио. Учителя учатся лучшим мировым практикам. Директора тоже должны доказать свое право управлять школой с помощью процедуры аттестации. Я несколько лет назад проходила эту процедуру. Она состоит из двух этапов. Первый – это компьютерное тестирование по 5 блокам, куда входят вопросы правовой базы, финансово-хозяйственная деятельность школы, знание современных педагогических технологий и т.д. Это был самый сложный для меня экзамен и, в то же время, мотивация повышать свои управленческие компетенции. Второй этап аттестации – собеседование на комиссии, которая проходят открыто, с трансляцией онлайн. Любой может посмотреть, как проходит аттестацию директор московской школы. Спасибо. 

И.В. АНУРОВА

Одной из приоритетных задач, которую перед собой ставит московское образование – это выявление и развитие талантов школьников. В московской школе действует незыблемый закон – каждый ребенок талантлив. Главная задача, которую мы перед собой ставим, - это создание такой обучающей среды, в которой ребенок может проявить себя. Одним из основных инструментов измерения талантов школьника являются олимпиады. Сегодня участвовать и побеждать в олимпиаде может ребенок из абсолютно каждой московской школы. Благодаря этому качество участия сборной Москвы в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2016 году значительно улучшилось. Наши школьники завоевали 699 медалей, стали призерами и победителями. Например, школа им. Сервантеса: в прошлом году 77 наших учеников стали призерами и победителями на региональном этапе олимпиады, и 14 старшеклассников стали призерами и победителями на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
В каждой школе разрабатывается своя собственная программа по сопровождению детей и раскрытию талантов. Существуют авторские методики подготовки детей. Например, существует система интеллектуального наставничества, когда старшеклассники выступают в качестве сопровождающих в исследовательской деятельности младших ребят. Применяется метод командной подготовки, когда один опытный педагог готовит разновозрастную команду школьников к участию в олимпиаде, или когда одного ученика готовит методическое объединение учителей по одному предмету – каждый выбирает отдельное направление.
20 московских школ вошли в проект «Москва – международная школа качества». Внедрение федеральных образовательных стандартов и внедрение программы международного бакалавриата, помогают эффективнее обеспечивать связь обучения с жизнью. Мы осуществляем межпредметное планирование, когда одна тема проходится сразу на разных предметах с разных сторон, используем нетрадиционные формы проведения уроков. Формируется культуры исследовательской деятельности. Каждый ученик 9-го класса с международным бакалавриатом защищает свой персональный проект. В основном, это социально направленные проекты. Часто процесс обучения выходит за рамки школьных стен. Это и музеи, и выставки, и технопарки, ВУЗы и многое другое. Все позволяет нам интегрировать возможности школы с возможностями города. Такая неформальная творческая обстановка помогает каждому ребенку московской школы стать успешным. 

М.В. ДАВЫДОВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Остановлюсь на организации профильного образования и на тех городских проектах, через которые это реализуется. Итак, предпрофильное и профильное образование является актуальной и объективной образовательной стратегией. На сегодняшний день увеличивается количество профилей в школах. Старшеклассники имеют разнообразный и большой спектр выбора. Например, доля школ, реализующих более 3 образовательных программ профильной направленности в 2010 году, составляла около 1%. В 2016 году – 96%. В многопрофильных школах появились условия для создания образовательного пространства, которое дает возможность достигать высокие образовательные результаты. Курчатовский проект, кадетские классы, медицинские классы, инженерные классы – это основные проекты, через которые школа демонстрирует свои возможности и способности. Переход школ на 5-дневную рабочую неделю дал стимул к освоению культурно-образовательного пространства нашей столицы. Традиционно проводятся субботу, в которых принимают участие родители и школьники. Эти мероприятия открыты и бесплатны. Проходят лекции, семинары, мастер-классы. Традиционными стали «Университетские субботы», «Профессиональная среда», «Арт-субботы», «Спортивные субботы», «Субботы мужества», «Исторические субботы» в музеях. Каждую субботу около 3000 школьников посещают данные мероприятия. Программы мероприятий, запись на них осуществляется на сайте Департамента образования г. Москвы, там, где размещен баннер «Субботы московского школьника». Спасибо.

Р. БАЙРАШЕВ – «Столичное образование»

Исаак Иосифович, я не помню другого учебного года, где было бы столько школьных скандалов. Разразился скандал в школе №57, в сентябре. Потом, был скандал в школе №1133, где за 3 месяца поменялось 3 директора, причем, на счет второго директора родители писали, что он купил свое место в Департамент образования. Теперь к нам в редакцию обратились из школы №1265, где директором назначили прокурора. Я обратился в пресс-службу Департамента образования, попросил информацию об образовании директора и его последнем месте работы. 2 недели на мои вопросы не отвечают. Видимо, есть что скрывать.
И еще один тренд – почему-то в середине года директоров стали перемещать, как по шахматной доске. Для чего это нужно?

И.И. КАЛИНА

Во-первых, большое спасибо про второй вопрос про перемещение директоров, и жаль, что мы сами не обратили на это внимание. Сегодня в самом деле появилась пока в очень небольшом количестве практика, когда директор школы не рассматривается ка вечное правление, а как серьезный проект по развитию учреждения. По завершению такого проекта коллеги претендуют на новый проект и реализуют его в другой школе, передавая своим выросшим заместителям предыдущую школу. Уверен, что такая практика имеет право быть. Конечно, она не может быть в каждом случае. Но очень хорошо, что сегодня у наших директоров появляется возможность себе, людям, городом, что у него профессия – не «директор школы № 999», и больше он ничего не умеет, а что он «директор московской школы», и способен любую московскую школу создавать, развивать и выводить на необходимый уровень. Надеюсь, эта практика будет продолжаться. Особенно важно, что директор, уходящий из школы, освобождает возможность для роста своим заместителям. Это мотивирует людей работать.
Что касается истории в школе №57, то скандал имеет отношение к очень давним годам. Решение этой проблемы оказалось обязанностью Департамента. Все решения по руководству школы, не смотря на то, что у руководства были огромнейшие заслуги в части результатов, тем не менее, все необходимые решения были приняты. Надеюсь, что новое руководство школы сумеет сохранить качественный уровень и создать другую моральную обстановку в этом учреждении.
Что касается школы №1265, не знаю. Все люди, которых назначают директорами, проходят жесткую аттестацию и, уверен, соответствуют всем формальным требованиям, которые принимаются.
Школа №1133, там очень непростая ситуация в коллективе. Поэтому пришлось 2 раза поменять директора. А на счет того, можно или нельзя купить место директора в московской системе, об этом спросите у директоров, посмотрите записи аттестационных комиссий, попробуйте сами пройти аттестацию. У нас любой человек может его пройти, если образование соответствует требованиям к должности директора школы. 

О.А. ДМИТРИЕВА

Я убеждена, что задача директора – не создать в школе культ имени себя великого, а сделать так, чтобы учителя работали, и для них была незаметна роль руководителя. Если один профессионал сменил другого, это абсолютно не скажется на уровне работы школы в целом.  

И.В. НОВОКРЕЩЕНОВ

Я считаю, что директор школы должен городу доказать, что он может быть директором школы. А есть ситуации, когда Департамент образования должен предложить человеку, обладающими соответствующими компетенциями, поработать директором, т.е. купить его таланты, способности и пригласить его на работ в московскую школу. Так что, я думаю, здесь противоположный тренд, а не тот, о котором Вы говорите. 

А. КИСЛИЦЫНА – «Клуб Учителей»

Исаак Иосифович, насколько успешно удается выполнять государственную программу «Столичное образование»? Будут ли решены те задачи, которые поставлены в рамках этой программы, к 2018 году? Как выполняются промежуточные задачи этой программы?

И.И. КАЛИНА

Да, да. 

А. КИСЛИЦЫНА – «Клуб Учителей»

Какие новые проекты Департамент образования готовит для учащихся, родителей и педагогов в новом году?

И.И. КАЛИНА

Я бы не сказал, что это Департамент готовит. Это не соответствует действительности. Проекты вырастают из результатов школ и новых потребностей. Самым крупным проектом будет «Московская электронная школа». Она содержит много элементов, в т.ч. обновления и укрепление технологической части. Но самое главное, что сегодня развернуто большое серьезное движение среди лучших учителей Москвы под руководством Городского методического центра по созданию т.н. электронных сценариев уроков. Это не шаблон, один на всю жизнь. Это сценарий, который помогает учителю, особенно, молодому учителю, создавать лучшие уроки. Сейчас несколько школ апробируют этот проект. Будет правильно, если во втором полугодии мы сделаем пресс-тур в любую из этих школ.
Второй проект - это проект, который интегрирует для ученика все культурно- образовательные возможности города. Школа остается таким «портом приписки», но ученик в своих образовательных путешествиях должен уходить и в НИИ, вузовские лаборатории, на предприятия и т.д. Самым ярким мероприятием в этом плане был День кадет на ВДНХ. ВДНХ – это изумительнейший образовательный ресурс города. Это история прошлого в технологиях будущего. Сегодня мы это активно используем. И вот, 2 500 кадет с 9 до 18 часов учились на площадках ВДНХ. Закончилось все это в «Москвариуме», где им сделали хорошие уроки по биологии, географии. Это серьезный элемент политики города, когда школа работает как интегратор образовательных ресурсов для ученика. 

А. ПАШКОВА – «Icmos.ru»

Исаак Иосифович, Вы упомянули академические классы. Что это за проект, и в каких школах он будет осуществляться?

И.И. КАЛИНА

Пока он будет в 10 школах, но желающих намного больше, поэтому формируем группу кандидатов в этот проект. Это развитие предыдущих проектов. В 2013 году мы начинали Курчатовский проект, в котором участвовали 37 школ. Потом появились инженерные классы, кадетские, медицинские. Мы обнаруживаем, что среди московских школьников много ребят, которые и способны, и ориентированы заниматься тем, что принято называть академической наукой. Понятно, что Департамент и школы наукой не занимаются. Они занимаются будущим науки. Поэтому, мы вместе с ФАНО создали программу такого проекта, когда при участии, руководстве, с использованием лабораторий НИИ ФАНО наши школьники смогут приобретать необходимые знания и навыки для того, чтобы заниматься наукой, в какую отрасль бы они ни пошли. Занятия с детьми начнутся с 1 сентября 2017 года. Сейчас идет большая подготовительная работа. 

Н. НУЙКИНА – «Кто есть кто в образовании и науке»

Исаак Иосифович, есть в практике Департамента, что вы заимствуете опыт регионов? Выезжают ли ваши коллеги в регионах, учатся ли там?

И.И. КАЛИНА

К нам приезжают обмениваться опытом коллеги, и когда они у нас здесь, они учатся у нас, а мы учимся у них. При этом, наши коллеги выезжают во многие города. Большие делегации выезжали в Грозный, в Сочи. Я знаю опыт огромного количества регионов и распространяю его, рассказываю. Поэтому, я бы не считал, что система образования Москвы – это что-то вычлененное из системы образования России. Уверен, что мы делаем практически то же, что делают регионы. Может быть, чуть более концентрировано за счет того, что мы и территория такая сконцентрированная. Если вы поднимете документ «Приоритет национального проекта образования» 2006 года, то вы увидите, что Москва просто очень последовательного реализует этот проект. И еще один документ рекомендовал бы поднять. Была президентская инициатива «Наша новая школа». Там были заложены прекрасные позиции и идеи, и мы их тоже реализуем. Спасибо городу и его возможностям, благодаря чему нам удается сделать это более сконцентрировано. 

ВЕДУЩИЙ

Исаак Иосифович, как комплектуются учителями новые школы, которые строятся в ТиНАО?

И.И. КАЛИНА

Уже 3 года я не отслеживал комплектование школ, потому что проблема такая исчезла. Возникла другая проблема. Я очень расстраиваюсь, что мне тяжело помочь устроится выпускникам педвузов в московскую школу, и многие из них вынуждены уезжать работать в регионы, и только потом возвращаться в Москву. Потому что конкуренция за учительское место по большинству предметных линий очень большая. В банке резюме около 3000 соискателей на место учителя в Москве, но мы им пока не можем помочь, потому что нет необходимых вакансий.
Интересно, что средний бал поступающих в МГПУ точно совпадает со средней заработной платой учителей в Москве. Растет зарплата – растет средний бал. В этом году уже поступали со средним баллом в 70-80. 

ВЕДУЩИЙ

А количество школ, существующих в городе на сегодняшний день, оптимально?

И.И. КАЛИНА

Суммарно число мест и учеников совпадает. Но есть школы, в которых есть места, но микрорайон постарел, и там некому в эти школы идти. А есть микрорайоны, которые в 90-е и начало 2000-х застраивались без социальных объектов, без школ. Поэтому, сегодня нашим строителям приходится искать точки и привязать туда школу. Но они, спасибо им, справляются.
В ТиНАО тоже многие из тех, кто покупают там квартиры, имеют и педагогическое образование, поэтому, стараются устроиться там. Трафик там удобный, поэтому люди из юго-западного округа с удовольствием едут туда на работу. Жалоб от директоров, что им там не хватаем кадров, нет. 

И.В. ЯЩЕНКО

Хотел бы добавить, что ТиНАО является ярким примером результативности педагогических подходов, о которых сегодня говорили. Недавно был опубликован рейтинг регионов по Всероссийской олимпиаде школьников. Рейтинги считались по дипломам на 100 000 населений. Москва там на первом месте, хотя еще 4-5 лет назад не занимала такую позицию. Недавно, проводя аналитику, мы посчитали отдельно результаты ТиНАО. Получилось, что в 2014 году было хуже Московской области и других регионов – где-то 40-е место. В 2015 году оно подобралось к 30-м местам и приблизилось к Московской области. В 2016 году, если бы ТиНАО был отдельным регионом, вошел бы в 10-ку регионов РФ по результатам Всероссийской олимпиады школьников. Вот яркий результат подхода, о котором говорили директора: каждый ребенок талантлив.

А. КИСЛИЦЫНА – «Клуб Учителей»

Павел Владимирович, как удалось доработать сервис по самоподготовке «Мои достижения» с тех пор, как вы презентовали его журналистам? 

П.В. КУЗЬМИН

В октябре мы открыли электронный сервис самоподготовки. На данный момент в нем более 7000 участников. Размещено более 300 интересных диагностических работ. Основная идея сервиса, чтобы любо московский школьник в любой момент, не выходя из дома, мог проверить свои знания, умения и навыки. Сервис расширяется. Мы заканчиваем его адаптацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Он теперь может использоваться и образовательными организациями для проведения диагностики школами в электронном виде. В январе мы официально запустим его с точки зрения использования в образовательных организациях. Я это оцениваю как факт того, что потребность у наших москвичей в независимой оценке сформирована.

ВЕДУЩИЙ

Большое вам спасибо. Спасибо, что вы приходите к нам в пресс-центр.