Информационный Центр Правительства Москвы
24 апреля 2024, среда, 01:38
Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Кузнецова

14 сентября 2016 года в 14.00 состоялась пресс-конференция главного архитектора Москвы, первого заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Кузнецова Сергея Олеговича на тему: «Проблемы современного российского образования в области архитектуры»

Пресс-конференция Сергея Кузнецова
Важное:

27-28 октября в Музее Москвы пройдет отчетная выставка Москомархитектуры «Открытый город»

ВЕДУЩАЯ

Добрый день, коллеги. Сегодня на площадке Информационного центра Правительства Москвы мы проводим пресс-конференцию на тему: «Проблемы современного российского образования в области архитектуры».
Пресс-конференция проходит в рамках ежегодной отчетной выставки Москомархитектуры «Открытый город». Выставка пройдет с 27 по 28 октября в «Музее Москвы».
В пресс-конференции принимают участие Кузнецов Сергей Олегович, главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Швидковский Дмитрий Олегович, ректор Московского архитектурного института (МАРХИ), Новиков Алексей Викторович, декан Высшей школы урбанистики Национальный исследовательский университет Высшей Школы Экономики, Теличенко Валерий Иванович, президент Национального-исследовательского университета «Московский государственный строительный университет» (МГСУ), Есаулов Георгий Васильевич, проректор по научной работе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная академия)» и Сазонов Андрей Львович, директор департамента промышленности Концерна «КРОСТ».

С.О. КУЗНЕЦОВ

Очевидно, но до сих пор не реализовано создание площадки непосредственного контакта работодателей и ВУЗов, чтобы лучше понять, что нужно рынку, понять, как развивается архитектурное образование, и сделать возможность прямых контактов между работодателями и специалистами.
Мы решили, что наша выставка может нести в себе архитектурно-продвиженческий, образовательный аспект и мы создали эту ярмарку идей, ВУЗов, студентов, профессионалов от архитектуры.
Сейчас мы готовим небольшое исследование по поводу того, как у нас обстоят дела с образованием.
У нас есть 10 ВУЗов, которые готовы участвовать. Мы надеемся, что количество будет расти с каждым годом и формат будет расширяться.
Мы понимаем, что то, что происходит в городе сегодня, нужно понимать шире, чем «архитектура». Это и ландшафтный дизайн, и урбанизм, и градостроительство, и многие другие важные аспекты.
Архитектурное образование интересует большое количество людей. На наших профильных программах обучается больше 4000 человек. Но мы хотим понять в сравнении с мировым опытом, сколько находится людей в профессии, сколько в ней остаются, сколько уходят, какая есть потребность. Наше исследование даст нам эту информацию.
Интересной чертой российского образования является гендерное различие. ВУЗы с военной кафедрой, естественно, более популярны среди юношей и менее, среди девушек. Но есть тренд, что наше будущее – это чаще архитектор-женщина.
12 000 – члены Союза архитекторов. Но проанализировав международный опыт, оценив, сколько в таком мегаполисе работает архитекторов, у нас есть другие цифры. Потребность и люди, приходящие из смежных профессий – все это дает цифру гораздо большую. С учетом инженеров и других, там цифра может оказаться больше 100 000 человек.
Два слова о спикерах. Вы видите наших видных преподавателей, профессионалов, участников рынка. Компания «КРОСТ» нас очень сильно поддержала. Девелоперы, застройщики, архитекторы – все мы представляем одну отрасль экономики, в которой все вместе работаем и общаемся. Это очень важно для нас и наших коллег.
На нашу площадку мы приглашаем международных экспертов, чтобы сравнить нас с мировыми практиками и понять, в чем мы лучше, и в чем отстаем, что нужно рынку. Надеюсь, мы станем международными, популярными и востребованными именно на этом поприще. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Слово предоставляется Дмитрию Олеговичу, который уже 10 лет является ректором МАРХИ. Хотелось бы узнать, какие изменения за это время произошли в программе подготовки архитектурных кадров? Удается ли реагировать на изменения, которые происходят в Москве изменениями в программе подготовки?

Д.О. ШВИДКОВСКИЙ

Изменения происходят беспрерывно. Они следуют общегосударственным реформам образования. За время, пока я ректор, официальный образовательный стандарт менялся 4 раза. Мы 4 раза меняли по современным требованиям наши образовательные программы. На это влияло и подключение нашего института к общеевропейским трендам в связи с болонским процессом. С этого года мы окончательно перешли на систему «бакалавр», «магистр» и «аспирант». Здесь есть большая разница. Сейчас прорабатываются профессиональные стандарты, потому что профессионального стандарта архитектора еще нет. Разница с советской системой очень большая. Раньше мы выпускали однотипных специалистов, готовя их за 6 лет. Теперь мы эти 6 лет сжали в 5 лет, стараясь ничего не утерять, и утвердили новую программу, где главным является то же, что и в Европе – исследования, создание новой архитектуры, обучение принципам устойчивой архитектуры, энергосбережению, социологическим требованиям, психологиям, когнитивным наукам.
Большое новшество – результатом аспирантуры не является защита диссертации, а диплом исследователя и педагога. В прошлую мы впервые выдавали эти дипломы нового образца. Только после этого они будут защищать свои кандидатские диссертации или переходить на четвертый уровень, т.е. докторантуру.
Архитектурная профессия совершенно изменилась. Но, как и прежде, мы еще заставляем студентов первых курсов чертить руками и рисовать, что, например, в большинстве американских школ не делают.
Я преподавал в Иллинойском университете, и попав на просмотр эскизов диплома 4 курса, я был потрясен, потому что подумал, что попал на подготовительное отделение. Потому что люди, которые прекрасно проектируют на компьютере, но совершенно не могут рисовать.
Конечно, переход к информационным технологиям все меняет. За эти 10 лет все это нарастает с огромной скоростью и будет нарастать и дальше. В связи с этим мы готовим дистанционные программы, онлайн-обучение. Понятно, что необходимо обучение не только на русском, но и, хотя бы, на английском. Наш институт способен это совершить.
Мы только что открыли по благословлению Патриарха специализацию «Храмовое зодчество» с помощью концерна «УГМК», который построил уже более 100 церквей и монастырей и спонсирует теперь такую большую оборудованную кафедру. Этого нет ни в Америке, ни в Европе. Кроме того, мы взаимодействуем с Минобороны, чтобы преодолеть некоторые гендерные проблемы и ввести военную архитектуру, как это было раньше. Министерство обороны нас поддерживает в этом начинании.

«Экоград»

Что предлагает архитектурная наука для студентов в плане решения проблем открытый общественных пространств в Москве? Например, «Зарядье» - удачный это проект?
Что архитектурная наука предлагает для решения проблемы не сносимых 5-этажек?

Д.О. ШВИДКОВСКИЙ

Это не совсем образовательные вопросы.
Парк «Зарядье» интересный. Там заложено много любопытных идей. Но как он нарисован мне не очень нравится, и я бы делал по-другому. У МАРХИ были свои предложения, но выиграли другие. Я согласен, что мы на этом месте должны сделать парк. концертный зал и т.д. Но я убежден, что мы должны заботиться об образе города в целом. Было бы правильным решением восстановить стены Китай-города вдоль реки. Тогда бы в городе возникла огромная структура, которая усилила бы исторические черты в образе Москвы, которые, к сожалению, были катастрофически утрачены за 20-й век. Это принципиально важная деталь, простая и безобидная для бюджета города, потому что материалы все есть. МАРХИ только что выпустила книгу по истории этих стен.
5-этажки – очень интересная тема, зависящая от каждого градостроительного случая. Потому что, если они стоят на очень дорогой земле, их надо ломать и использовать ее более эффективно. Но на окраинных частях есть огромные возможности для интересной реконструкции, внутренней перепланировки.

Е. ВОРОНОВА – «Аргументы и факты»

Зачем вы учите детей рисовать, чертить руками? Вы же не копаете котлован лопатой, если есть экскаватор?

Д.О. ШВИДКОВСКИЙ

Ответ должен быть из области психологии и теории восприятия. К сожалению, лопатой вкус не привьешь. И компьютером, даже если очень сильно бить по голове, тоже не привьешь. Существует очень долгая традиция в 5000 лет, классическая традиция обучения архитектуре – минимум 3000 лет, которая сложила систему определенного соединения рук с мозгом. Как это ни странно, наиболее эффективным оказывается классический рисунок. Поэтому, мы рисуем античные головы, чтобы у людей по-другому заработали пальцы.

С.О. КУЗНЕЦОВ

Это сильная сторона нашего образования – работа руками. Но это не отменяет технологии, фронт работы над которыми постоянно расширяется.
Мы хотим соединить рынок девелоперов с образовательным звеном, чтобы понять, где встречаются такие потребности. Конечно, сейчас индустриальное проектирование делается в программах. Это вопрос к тому, что в архитектуре машины скоро и проектировать будут за архитектора. Сегодня компетенция архитектора ушла намного дальше и чуть ли не потеряла необходимость чертить и рисовать. Это очень интересно. Сегодня профессия архитектора – это, прежде всего, мыслительный процесс генерации идей. Техническую работу машина взяла на себя полностью. Но это не отменяет то, что архитектор должен уметь рисовать и чертить руками.

ВЕДУЩАЯ

Валерий Иванович, в вашем ВУЗе Институт архитектуры и строительства был создан в 2005 году. Чем был вызван такой шаг появления таких специализаций в традиционно техническом университете?

В.И. ТЕЛИЧЕНКО

Мы никогда не конкурировали с МАРХИ и не пытались показать, что у нас есть архитектурная школа. Создавая институт в 2005 году – это была структурная реформа в университете, которая позволила выйти нам на рубежи, на которых мы сейчас и находимся. Институт строительства и архитектуры – это была наша мечта. 3 года назад эта мечта осуществилась, когда мы открыли направление и архитектуры, и градостроительства. Но речь не идет о конкуренции с МАРХИ и каких-то приоритетах.
Сегодня любой руководитель строительной или проектной организации укажет на большой дефицит проектировщиков. Поэтому, мы создали специальность «проектирование зданий». В этих образовательных программах преобладала инженерия, а не просто архитектурный замысел. Эта специальность открыта во многих архитектурно-строительных вузах. Эта специальность стала пользоваться огромной популярностью. Ребят уже с 3-го курса брали в проектное бюро, проектные институты. На основе этого опыта мы и стали формировать архитектурное направление, но упор у нас идет на инженерию.
В этом году у нас было 15 бюджетных мест по направлению архитектуры. Мы приняли 111 человек, и это не все желающие. Конкурс был – десятки человек на место. Это очень хороший момент, что молодые люди интересуются овладением этой творческой профессии.

ВЕДУЩАЯ

Удается ли Вам взаимодействовать с вашими потенциальными абитуриентами в школах?

В.И. ТЕЛИЧЕНКО

В Москве есть Совет ректоров, куда, в основном, входят ВУЗы федерального подчинения. Москва, Департамент образования – это школы, учреждения общего образования и несколько московских городских ВУЗах. И это все разделено. Федеральные ВУЗы получают финансирования от Министерства образования и науки, а московское образование финансируется из бюджета города. Но развивается тесное взаимодействие, поскольку московские и федеральные ВУЗы обладают огромным потенциалом с точки зрения материальной базы, научных исследований, современных направлений. И форма такого сотрудничества – это «Университетские субботы», создание лицеев при ведущих ВУЗах, создание лабораторий для вовлечения детей, привлечения к технике. Школьник начинает пропитываться этой средой, приходя в университет. Кроме того, у Департамента образования Москвы есть конкурс субсидий. Т.е. объявляются конкурсы на выполнение различных серьезных задач. Сейчас создаются школьные комплексы, объединяющие школы, детский сад и другие учреждения. И нас попросили разработать методику, которая позволила бы овладеть навыками содержания этих комплексов, их ремонта, поддержания в должном состоянии. Таким образов, Департамент образования вовлекает ВУЗы в решения таких задач на основе предоставления субсидий.
Это взаимодействие федерального и московского образования очень серьезное. Оно идет под эгидой Совета ректоров. Ректоры собираются раз в 2-3 месяца. На каждом таком заседании присутствуют руководители департаментов Москвы. Потенциал федеральных ВУЗов используется для московского образования на хорошем уровне.

ВЕДУЩАЯ

Алексей Викторович, ваша школа была создана в 2011 году. Чем был обусловлен выбор названия? Изменилась ли цель и задачи школы с 2011 года? Какие у Вас планы на будущее?

А.В. НОВИКОВ

Школа была создана в рамках НИУ ВШЭ 5 лет назад А.А. Высоковским, архитектором и градостроителем, который мечтал создать единый профессиональный язык для представителей предметных областей, которые выходят на город и работают с городом. Это могут быть и юристы, и экономисты, и архитекторы, и девелоперы, и менеджеры. Он задумывал эту школу как НИИ и магистерское образование. У нас есть только магистерские программы. К нам приходят люди с уже сложившимися профессиональными бэкграундами, многие из которых уже работают и потом приходят к нам. Целью этой школы является создание этого профессионального языка, чтобы люди друг с другом разговаривали, а сейчас этого очень часто не происходит. Я имею в виду понятийный язык и понимание того, в чем состоит запрос одной профессии по отношению к другой.
Сейчас мы видим драматическое изменение городской среды и институтов, ее обслуживающих. Именно институты начинают обслуживать городскую среду, а не отдельные профессии. Появляется правовое зонирование, которое включает в себя корпус знаний, принадлежащий к совершенно разным предметным областям. Ориентироваться в этом необходимо и на таком междисциплинарном уровне.
Сменился спрос на физическое пространство города. Запросы на инженерную инфраструктуру, на архитектурный облик совершенно другие. Эти запросы нужно каким-то образом реализовывать, а мы имеем дело с консервативным физическим пространством. И здесь нужно предложить модели развития. Более того, сейчас мы имеем дело и с технологическим циклом. Это т.н. 50-летний цикл Кондратьева, когда сменяются технологии строительства, информационно-коммуникационные технологии.
Речь идет о том, что мы переходим от концепции просто застройки территории к концепции ее регенерации. Мы говорили о 5-этажках, важном элементе московской ситуации. Но если представить себе, какое бремя на валовой продукт страны оказывают спальные московские районы, и не только московские, ведь у нас полстраны застроено спальными районами в свободной планировке, то можно ужаснуться. Они совершенно не монтируются с рыночной экономикой, современными запросами на социальную среду. Когда 50% страны застроены такими домами, их невозможно сносить. Их нужно регенерировать, подходить к ним очень деликатно. Это вопрос средовой, экономический, социальный, транспортный. Это еще одна из причин, по которой нам кажется, что наше магистерское образование, урбанистическое, имеет смысл. У нас сейчас есть 3 программы. Одна классическая – управление пространственным развитием городов. Это фактически продолжение идеи градостроительства. Они у нас и идет по специальности «градостроительство», но по нашему стандарту. Вторая программа, которую мы сейчас создаем при помощи бывшего главного архитектора Барселоны, который теперь работает в нашей школе, – это программа «Город и технологии». Речь идет об изучении и прототипировании городской среды, основанной на этих новый технологиях, новой инфраструктуре. Третья программа – «передовые практики городского проектирования», которые мы делаем вместе с Институтом «Стрелка». Эта программа более гуманитарная. Она ставит гуманитарные вопросы перед архитекторами и градостроителями, и пытается найти на них ответы. Слово «дизайн» там имеет не эстетическую коннотацию, а функциональную. В этом смысл данной программы – найти ответы, которые ставит общество, в изменении физического пространства.
Две последних программы мы предлагаем на английском языке. Мы хотим вырастить не только российских, но и иностранных студентов на нашем замечательном примере. У нас есть колоссальный неизученный градостроительный пример с отличным наследием, очень интересным и исковерканным и очень достойным. Мы хотим представить это наследие в качестве предмета изучения и образования для представителей других стран.

ВЕДУЩАЯ

Каков процент иностранных студентов в текущем наборе?

А.В. НОВИКОВ

В этом году мы открыли набор иностранных студентов на программу, совместную со «Стрелкой». Там ровно 50% иностранцев из стран Европы и США.

ВЕДУЩИЙ

Георгий Васильевич расскажет о том, что происходит с образовательными стандартами в области архитектуры.

Г.В. ЕСАУЛОВ

Сегодняшняя ситуация в образовании тоже эволюционирует, развивается. Все, что говорили коллеги, должно укладываться в рамки высоких требований, которые определяют стандарты.
В этом году все ВУЗы РФ завершили выпуск специалистов и теперь подготовка ведется по двум уровням. Некоторые школы готовят только будущих магистров, другие и бакалавров, и магистров, и третьи только бакалавров. Каждый уровень образовательной деятельности, включая аспирантуру, определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Новое здесь то, что стандарты стали быстро меняться благодаря изменениям, которые диктует сама действительность. Сейчас идет деятельность по синхронизации профессиональных и образовательных стандартов.
Архитектура, градостроительство, реконструкция, реставрация архитектурного наследия и дизайн архитектурной среды, все они входят в компетенцию федерального учебно-методического объединения, которое я возглавляю. Особенность – это необходимость синхронизации стыковки профессиональных стандартов, и требований, которые должны быть реализованы в образовательном учебном процессе. В архитектуре 3 составляющих фундаментального основания: социально-гуманитарная, инженерно-техническая и художественно-графическая составляющая. Все они нацелены на проектирование, т.е. создание проекта будущей среды. Сегодня переход от проектирования отдельного объекта к проектированию фрагмента среды жизнедеятельности стал общей нормой для российских архитектурных школ. Прежде далекие от архитектуры профессии становятся частью этого процесса создания. Мы видим, как меняется социальное назначение, как когнитивные технологии становятся основой принятия тех или иных проектных действий. Мы видим, как стремление создать что-то новое опирается не только на технологическую составляющую, но именно на интеграцию представлений о социальной роли и значении того или иного места. Сегодняшняя работа над новым поколением стандартов нацелена на то, чтобы, с одной стороны, учесть изменения, которые происходят каждый день в представлениях людей, их требованиях к жизнедеятельности. С другой стороны, это следование утвержденным подходам устойчивого развития, появления отраслей зеленой экономики, зеленого строительства. Мы говорим и о появлении зеленой архитектуры, дружелюбной, соответствующей представлениям человека о гармоничной жизни и т.д.
Мы нашли такую формулу: стандарт – это минимальные требования. Дальше идет основная образовательная программа, которую разрабатывают специалисты. Содержание этой программы определяет каждая архитектурная школа нашей страны. Их больше 70 на сегодняшний день. Это многообразие при единстве требований к фундаментальной составляющей и мобильности в отношении восприятия новизны происходящего – это одна из основных задач, которые мы сегодня решаем, в большей мере, на базе столичных архитектурных школ.

ВЕДУЩАЯ

У нас сегодня присутствует представитель концерна «КРОСТ», компании, которая является партнером выставки и в рядах которой работают выпускники всех представленных здесь учебных заведений.

А.Л. САЗОНОВ

Добрый день, коллеги. У нас компания полного цикла, от создания проекта, от покупки участка до его реализации, сдачи в эксплуатацию.
Я считаю, что образовательная часть Москвы работает очень хорошо. Без выпускников этих уважаемых ВУЗов нам бы никогда не удалось построить ни Москва-Сити, ни расширить полезную площадь города, площадь проживания на 20% за последние 5 лет.
«Открытый город» - очень хорошая панель, где мы, девелоперы, сможем обмениваться мнениями, инициативами, которые мы бы хотели проработать с ВУЗами. Мы и так это прорабатываем, но здесь может появиться возможность сделать это более системно. Здесь важно обмениваться знаниями с иностранными ВУЗами. Здесь могут появляться какие-то интересные дополнения. В качестве примера, в Сан-Франциско девелопер обязан потратить 1% своего бюджета на искусство, архитектурные формы. Эти вещи строго описаны, поэтому в городе достаточно количество статуй, памятников, в т.ч., привлекаются деятели искусства.
Хотелось бы, чтобы выпускник обладал знаниями современных материалов. Материалы меняются. Есть такие, которые прошли сертификацию только в Европе в этом году. наш концерн обладает 15 лабораториями и 11 заводами, с удовольствием начинает перенимать это. Мы хотим, чтобы нормы на эти материалы возникали достаточно быстро, потому что их нужно применять в структуре здания, на фасадах.
Важным является управление в сфере строительства. Это управление творческой частью, т.е. группой архитекторов. Здесь мы смотрим международные практики.
По поводу рисунка рукой, что за вопрос? Конечно, студент должен уметь рисовать рукой! Я не представляю, как не только архитектор, да и прораб должен уметь рисовать рукой, внятно объяснять, рисуя эскиз, как должна выглядеть та или иная деталь.
Хотелось бы глубоких знаний студентов в области инженерии. Те лаборатории, которые существуют у крупных корпораций, здесь необходимо взаимодействие. Каждая индустрия куда-то двигается, и за этим нужно следить.
В зоне фасадных решений производителям тоже нужно усиливаться. Последние разработки в ВУЗах должны подсказывать нам, мы должны обмениваться мнениями.
Вот так, в общих чертах. Если есть вопросы, готов на них ответить.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

У меня не вопрос, а благодарность. Я была там 2 года назад.

А.Л. САЗОНОВ

Были там, на открытии?

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

А вопрос у меня отчасти к практической стороне вопроса. Вопрос к Алексею Викторовичу Новикову. Как Вы видите коммуникацию между специалистами, в частности, вашими образованными выпускниками, и властью? Вы несколько раз упомянули, что делает что-то совместно с компанией «Стрелка», негосударственной компанией. Вы считаете это оптимальным коридоров диалога с властью? Или Вы считаете, что существуют другие более интересные, приемлемые способы передачи компетенции, например, администраторам или управляющим администрациям?

А.В. НОВИКОВ

У нас нет никаких совместных проектов с КБ «Стрелка», которая занимается благоустройством и т.д. У нас есть договор об образовательной программе с Институтом «Стрелка». Это две, совершенно разные организации.
Среди наших студентов-магистрантов 10% - это либо выпускники различных факультетов институтов государственного и муниципального управления, либо уже сотрудники. Мы с некоторыми из них, которые сейчас работают в разных государственных и муниципальных организациях, поддерживаем отношения. Они в большей степени являются потребителями нашей продукции, поскольку им дается широкая картинка взгляда на город. Это не просто об общем языке, а это профессиональные городские планировщики. Тем более сейчас идет речь о новой модели – сопровождающего планирования с новыми инструментариями. В этом смысле, если не брать органы власти, которые осуществляют политические функции, а брать профессиональные подразделения, то у нас с ними полный контакт. Мы прекрасно работаем с Москомархитектуры. У нас были контакты и проекты обсуждаются до сих пор с государственными компаниями, такими как АИЖК, где мы пытались увязать качество архитектурного проектирования, проектирования среды со ставкой процента по ипотеке.
Мы, как часть университета, с точки зрения государственной политики держим абсолютный нейтралитет, и общаемся, в основном, по профессиональным темам. 

ВЕДУЩАЯ

Задать более детальные вопросы можно будет во время проведения выставки.
Предоставим слово Сергею Олеговичу. Ваши ожидания от предстоящего мероприятия?

С.О. КУЗНЕЦОВ

Для нас мероприятие – немножко эксперимент. У меня есть главное ожидание – чтобы мы там все собрались, друг друга послушали. Надеюсь, это будет интересно и востребовано. Хочется верить, что мы сделаем его регулярным. Это правильное и нужное дело.
Я на своем опыте знаю, что проходить профессиональный путь без изначальной стартовой площадки в виде контактов, поддержки и прочего, не просто. В то же время мы видим, что наша архитектура на международной арене котируется не так высоко, как хотелось бы. Но я верю, что все идет от фундамента, от образования. Если мы хотим быть конкурентоспособными, развиваться, нести нашу отечественную культуру и архитектуру в мир, то мы должны на всех этапах укрепляться. Это крайне важное начинание. Я горжусь, что мы с командой нашего Комитета это делаем. Благодарен ВУЗам, которые в этом участвуем, коллегам, которые помогают, компании «КРОСТ». По итогам мероприятия мы сделаем выводы, поймем, какие должны быть следующие шаги для взаимодействия, для повышения качества образования, конкретных рекомендация для ВУЗов, для студентов и компаний-потребителей этих кадров. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Коллеги, всем большое спасибо.