Пресс-конференция Андрея Бесштанько
7 сентября 2016 года состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Бесштанько Андрея Владимировича на тему: «Новые подходы в организации эффективного трудоустройства населения города Москвы».

С июня 2016 года окружные центры столицы занятости были присоединены к единому городскому центру
С 1 сентября начал свою работу интерактивный портал Центра занятости населения города Москвы
Для упрощения оказания услуг населению в ЦЗН проводятся SMS-оповещения граждан, ищущих работу
В Центр занятости молодежи в Москве обратились более 5 тыс. человек с мая 2016 года
550 сотрудников отделов трудоустройства прошли обучение на базе Центра занятости молодежи
Средний возраст обратившихся в Центр занятости населения Москвы - 41 год
ВЕДУЩАЯ
Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Бесштанько Андрея Владимировича на тему: «Новые подходы в организации эффективного трудоустройства населения города Москвы».
А.В. БЕСШТАНЬКО
Добрый день, уважаемые коллеги.
На первый взгляд может показаться, что уровень занятости населения в Москве достаточно высокий. Если сравнивать позиции по ЦФО, РФ или Санкт-Петербургу, то по сравнению с 2015-2016 гг. уровень процента занятости в Москве достаточно высокий.
У нас регистрируется безработица. В ЦФО этот показатель в настоящее время составляет 3,5%, то в Москве уровень численности безработицы значительно ниже. На май-июнь 2015-2016 гг. показатели по РФ также показывают позитивную динамику.
По высвобождению работников динамика 2015 года по сравнению с 2016 годом положительная. Идет снижение общего объема численности работников, находящихся в простое, либо в условиях неполного рабочего времени.
Позиции, которые у нас идет по содействию трудоустройству – это количество организаций, посетивших центр занятости и количество оказанных консультаций, количество предложенных вакансий, также демонстрирует позитивную динамику. Мы не сидим на месте. Когда у нас есть информация о массовом высвобождении, Центр занятости формирует временные консультационные пункты в организациях, где это было осуществлено. В этом году 27 временных консультационных пунктов было таким образом установлено. Они достаточно эффективно работали. Это и сфера строительства, и обрабатывающие производства, и государственное управление. Финансовый сектор дал нам немало работы по этому году.
По структуре высвобождения самый большой объем высвобождений дала финансовая деятельность – 31%. Транспорт и связь – 14%. Оптовая и розничная торговля – 9%. На другие сферы деятельности – 20%. Структура высвобождения в январе-августе 2016 года не поменялась в сравнении с 2015 годом.
Обращения граждан в поиске работы: в 2016 году в сравнении с 2015 годом, уменьшилось количество «повторников». На прежнем уровне у нас остался показатель впервые обратившихся.
По динамике потребности в рабочей силе, мы фиксируем следующие показатели: вернулось на уровень 2015 года количество работодателей, которые заявляют вакансии. Увеличилось количество госсектора в числе работодателей – 24% против 17% в 2015 г. хотя количество вакансий, заявленных в Службу занятости, уменьшается, а соотношение с рабочими специальностями идет в пользу офисных профессий – 54% на 1 сентября 2016 года. На 1 января 2016 года это соотношение составляло 61%. Количество вакансий, которое у нас имеется на одного зарегистрированного безработного – 4 по рабочим специальностям, 1,7 по должностям служащих. Средний показатель – 2,8, т.е. на 1 безработного 3 вакансии.
По незарегистрированной безработице численность безработных, стоящих на учете на конец периода снизилось. В 2015 году пиковые показатели доходили до 0,69% от экономически активного населения – порядка 7 млн в Москве. Сейчас он составляет 0, 56%. Количество зарегистрированных безработных в Москве снизилось.
По востребованности государственных услуг в сфере занятости в 2015 году популярными оказалась содействие в поиске работы, временная занятость и профессиональная ориентация. Эти моменты накладывались на структуру, которая действовала в центрах занятости до 2016 года. С 2015 года функция организации государственной политики в сфере содействия занятости сконцентрирована и передана в полномочия Департамента труда и социальной защиты населения. Мы проанализировали эту структуру. Существовало 10 центров занятости населения, 52 территориальных отдела и специализированные отделы содействия занятости инвалидов, приема заявок от работодателей и регистрации квотийных договоров. В настоящее время мы реорганизуем службу занятости. Все реорганизационные процедуры завершены и вчера все вопросы, связанные с организационными мероприятиями, были окончательно завершены.
Если в прежней структуре на приеме работало 883 человека, то теперь это 1024 человека. Смысл реорганизации заключался в формуле: «меньше начальников, больше консультантов по трудоустройству». Центральный аппарат также сокращен в 2 раза. Сокращена численность обслуживающего персонала. Но все сокращения прошли в пользу фронт-офисов, которые занимаются оказанием госуслуг на местах. Сейчас это 53 офиса. На днях открылся офис в Марьино. Компактная структура Центра занятости населения позволяет работать в новом режиме. Мы не просто поменяли вывеску и перераспределили людей. В течение лета порядка 600 человек, которые вели непосредственную работу с гражданами в центрах трудоустройства, прошли обучение в молодежном центре занятости, функционирующем с мая этого года и выступает полигоном отработки новых методик. эти люди были обучены новым методам работы и преступили к работе в эти дни.
В настоящее время следует признать, что федеральные стандарты по трудоустройству не учитывают специфики клиентоориентированности. По федеральным стандартам в центре занятости вам предоставляют списки вакансий, либо не менее двух направлений на соответствующую работу. Возникает соблазн работать на формальный вал оказания госуслуг, когда выбрал бумагу с перечнем вакансий и можно записать это себе в актив. Человеку это не совсем интересно. На это накладывается сложность отсутствия профессионального стандарта специалистов службы содействия занятости. Проект федерального стандарта отработан. Он полностью укладывается в эту идеологию. Принципы новых подходов заключаются в следующем. Это командный способ работы в офисах трудоустройства. Если раньше все сидели по разным кабинетам, возникали очереди, и никто не двигался с места – не было взаимозаменяемости, то с 1 сентября во всех офисах трудоустройства введен принцип универсального специалиста, когда специалист по приему оказывает весь спектр услуг. В центре все специалисты осуществляют весь спектр услуг по содействию занятости. Пока мы исключили 2 позиции – это специалист по вакансиям, который ищет вакансии и создает базу для поиска подходящей работы. И пока мы оставляем позицию психолога в соответствии с федеральным стандартом.
В офисе трудоустройства человека встречает администратор зала. Если это работодатель, его направляют к специалисту по взаимодействию с работодателями по подбору необходимых сотрудников. Если это гражданин, то администратор зала направляет его к индивидуальному консультанту по трудоустройству. Ключевым показателем эффективности здесь будет количество фактически трудоустроенных граждан. Чем больше зарегистрированных безработных, тем хуже работает отдел трудоустройства, что отражается на политике выплаты заработной платы.
Единая схема работы офисов подразумевает в каждом офисе от 11 до 20 сотрудников, определенное количество ведет первичный приеме граждан, до четырех сотрудников ведут вторичный прием. Всегда, без перерывов на обед, функционирует служба администраторов зала. Выделятся время для выполнения мероприятий по профориентации и соцадаптации и время на работу куратора. В среднем, на одного специалиста офиса трудоустройства приходится от 70 до 90 закрепленных граждан, ищущих работу, либо безработных граждан. Каждый начальник отдела составляет график работы куратора на месяц. Например, пол дня человек работает на первичном приеме, еще пол дня на вторичном или администратором зала. Вводится командный принцип работы в офисах трудоустройства, и все чувствуют свою сопричастность к единому результату, а именно, фактическому трудоустройству. Я говорил уже о федеральных стандартах. К сожалению, в них не закреплена функция обязательств центров трудоустройства. Есть норматив максимального ожидания в очереди. По предварительной записи – это 5 минут; без предварительной записи – 15 минут. Это ожидание начала работы с человеком. Но ни слова не говориться о временных нормативных сроках трудоустройства по отношению к этому гражданину. Мы не просто прикрепляем граждан к персональным кураторам исходя из профилирования. Мы конкретизируем сроки трудоустройства для кураторов получателей госуслуг. При первичном приеме каждому гражданину присваиваются разные программы трудоустройства. Если послужной список большой, то присваивается программа трудоустройства №1. Срок трудоустройства для таких граждан устанавливается до 1 месяца. Для граждан, которые обладают низкой возможностью трудоустройства, например, граждане предпенсионного возраста – это программа трудоустройства №2. Там срок трудоустройства составляет 2 месяца. Граждане, имеющие низкую мотивацию трудоустройства, длительно находящиеся в статусе безработного – 3 месяца. Присваивается каждому обратившемуся одна из таких программ. Если специалист уложился в эти сроки, ему выплачивается стимулирующая выплата. Если не уложился, то стимулирующие выплаты осуществляются в ином размере. Это важнейшая особенность, выходящая за рамки федеральных государственных стандартов.
Индивидуальное кураторство лиц, ищущих работу, зарегистрированных безработных, ориентируется на сокращение сроков пребывания курируемых граждан в статусе безработного. В настоящее время – это в среднем 6 месяцев. Это обеспечит персональные сокращенные сроки трудоустройства граждан, ищущих работу, т.к. появится финансовая мотивация работников к этому. Поскольку Москва выплачивает к действующим федеральным пособиям достаточно серьезные деньги – на один рубль федеральных пособий перечисляется из городского бюджета порядка 70 копеек, то и здесь мы получим сокращение бюджетных расходов по выплатам пособий для граждан, имеющих низкую мотивацию к труду.
Понятно, что для многих людей сервисы, которые сегодня реализуются, недостаточны, поэтому мы внедрили в работу персональных кураторов различные инструменты, в т.ч., смс-оповещение. Из 41 000 безработных 25 000 человек уже получают сведения о вакансиях, о времени очередного визита в отдел трудоустройства посредством смс-информирования. Этот процент постоянно растет.
За время работы Единого центра нам удалось реализовать схему, при которой гражданину просто необходимо предоставить паспорт, и ему сразу распечатывается заявление, в котором он ставит подпись. Это также сокращает время для работы с человеком по подбору ему вакансий и фактическому трудоустройству. Раньше это заявление заполнялось от руки.
Мы изменили подходы к организации ярмарок вакансий. Время прошла ярмарка вакансий для молодежи, в которой участвовало более 4100 человек, 85 работодателей. Там представлены не просто списки вакансий. Там были проведены интересные мастер-классы по самопрезентации, по успешным практикам трудоустройства. Выступали ведущие работодатели. До конца года мы планируем еще 3 ярмарки вакансий тематические, посвященные трудоустройству старшего поколения. В октябре у нас пройдет в обновленном формате ярмарка вакансий для старшего поколения - «50+». Мы дополнительные ярмарки вакансий готовим совместно с ВУЗами до конца года.
У нас сохранилась отдельная структура по трудоустройству инвалидов в Едином центре занятости, где осуществляется адресный подбор вакансий. Только в этом году рамках нового закона о персональной работе с инвалидами мы получили порядка 6300 индивидуальных программ реабилитации. Специализированный центр по трудоустройству инвалидов работает очень предметно. В настоящее время уже работает более 600 человек из обратившихся. С остальными ведется предметная работа по трудоустройству.
Также сохранены программы по трудоустройству молодежи. Специальные центры действуют по вышеназванным принципам с мая этого года. Один из таких центров – ул. Щепкина, д. 38.
Специальные программы трудоустройства женщин реализуются совместно с Единым центром Женским деловым центром.
Очень специфическое это занятие – трудоустраивать людей. Человек должен приложить определенные усилия для самопрезентации. Научить этому ремеслу, объяснить, какие шаги нужно сделать человеку в профориентации, как разговаривать с потенциальным работодателем и другое – это задачи, которые в настоящее время мы ставим перед обновленным составом Центра занятости. Для нас важно изменить идеологию работы с нашими клиентами. Поэтому, мы дифференцируем сервисы.
С 1 сентября мы запустили интерактивный портал Центра занятости, который ориентирован как на работодателей, которым мы подираем работников, так и для граждан, ищущих работу. Там, в рамках «личного кабинета» можно будет записаться на прием, самостоятельно поискать вакансии. Работодатели получат в рамках Единого центра занятости населения много электронных сервисов: поиск вакансий через интерактивный портал, сдача отчетов по высвобождениям, простою, квотированию рабочих мест для инвалидов – все это позволяет наш интерактивный портал. Приглашаю всех заинтересованных воспользоваться этим порталом. Его адрес «dszn.mos.ru».
С. БАЕВА– «Московская перспектива»
Хотелось бы узнать, что сейчас происходит в строительной сфере. Насколько востребованы выпускники? Есть ли в этой сфере безработица?
Какова средняя заработная плата по вакансиям, которые предлагаются Центром занятости? Какие запросы у соискателей?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Что касается строительной отрасли и как она смотрится на рынке труда. Когда я говорил о структуре высвобождения по январю2016 года, то направление, которое представлено в рамках строительства – операции с недвижимым имуществом, прочие виды деятельности, - процент высвобождения по строительной сфере в сравнении с 2015 годом уменьшился на 40%. Количество профессий по рабочим специальностям (каменщик, штукатурщик, плотник, арматурщик, ремонтно-строительные работы и т.д.) пользуются популярностью. Это устойчивый спрос 2015-2016 гг. но в строительной отрасли есть внутренне противоречие на рынке труда. Я имею в виду внутренние трудовые ресурсы и иностранную рабочую силу. Здесь Департамент труда и социальной защиты, имею полную поддержку Департамента строительства, во главу угла ставит приоритет внутренних трудовых ресурсов.
По строительству сократилось количество высвобождений и идет небольшой рост по обозначенным позициям.
Средняя заработная плата по нашей базе данных – порядка 40 000 рублей.
С колледжами у нас наиболее плотная работа по трудоустройству. Имею в виду строительные учебные заведения. Мы постоянно проводим ярмарки вакансий для выпускников. Ну и есть огромное количество заказов – московские строительные организации работают на широком поле сройплощадок от Калининграда, Крыма до Владивостока.
ВЕДУЩАЯ
Каждый ли обратившийся проходит профориентационную диагностику? Это обязательная процедура?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Все услуги Центра занятости осуществляются добровольно. Профориентационная работа наиболее эффективна в сфере несовершеннолетних впервые обратившихся граждан. Мы ориентируемся на такие категории обратившихся, как несовершеннолетние граждане.
Для этой услуги есть специальные обучающие курсы для специалистов. В Центрах занятости есть специальное оборудование, позволяющее это сделать –приставка к компьютеру, которая позволяет путем ответа на вопросы определить человеку направление поиска работы. Это важнейшая составляющая нашей работы. Мы начинаем реализовывать программу профориентационной работы с образовательными, школьными учреждениями Москвы. Это и выступления перед родителями, которые являются важным агентом в данной работе. Такие результаты показала практика работы Молодежного центра занятости, где по 30% обращений граждане пришли со своими бабушками, родителями и т.д. сейчас мы разрабатываем программу экскурсий ребят на предприятия, профориентационных кейсов, где они будут участвовать, чтобы это был осознанный выбор.
ВЕДУЩАЯ
Несовершеннолетние – вы имеете в виду с 14 до 18 лет?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Да. Это наиболее уязвимая категория. Мы с каждым ВУЗом отрабатываем количество ребят, обратившихся в Центр занятости после окончания ВУЗа. По каждому учебному заведению у нас есть такая статистика. Существует специальная программа содействия временной занятости для таких ребят, содействия профессиональному обучению.
Е. МОИСЕЕНКО – «Мой район»
Вы рассказывали, что до конца года пройдут 3 выставки. Две Вы назвали – «50+» и вузовская. Хотелось бы узнать, какая третья? Известна ли уже дата?
А.В. БЕСШТАНЬКО
У нас планируется 3 выставки. Мы ориентируемся на площадку «Экспоцентра». У нас будет в октябре выставка «50+», выставка, связанная с вузовской проблематикой. И в декабре мы хотим сделать выставку, посвященную трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, чтобы специализированно показать возможности трудоустройства.
Раньше эти выставки проходили по округам на не репрезентативных площадках. Теперь у нас будут проходить крупные мероприятия на удобных площадках, чтобы как можно большее количество москвичей получило возможность найти вакансии или получить услуги от центров занятости.
У нас будут анонсы в октябре, 11 числа. Мы заранее уведомим вас.
ВЕДУЩАЯ
Центры занятости предлагают занятость вне зависимости от территориального признака?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Когда в Центр трудоустройства обращается житель города, ему предлагаются вакансии на территории всего города. Они ранжируются по его предпочтениям. С открытием вот этого нового кольца, кольцевой дороги, количество людей, которые согласились на работу в других районах значительно увеличилось.
Человек может выбрать вакансию в Московской области и даже в любом регионе РФ. Сервис «Работа в России» интегрирована с нашей базой данных и позволяет сделать выбор в любом ракурсе. Можно выбрать работу рядом с определенной станцией метро, районом и т.д.
Раньше каждый центр занятости в округе видел только базу данных по своему округу. Сейчас все вакансии объединены, и мы перешли на экстерриториальный подход.
И. СВИРИН – ИА «Регнум»
Сколько сейчас минимальное пособие по безработице? Как оно считается? Сколько Москва тратит в год на доплаты к пособиям?
А.В. БЕСШТАНЬКО
В настоящее время размер максимального и минимального пособия по безработице устанавливается постановлением Правительства РФ ежегодно и с 2008 г. он не менялся – минимальный размер 890 рублей, максимальный – 4900 рублей. В Москве, в отношении граждан, ищущих работу, осуществляются доплаты к федеральному пособию по безработице в размере минимальном в 890 рублей плюс компенсация на транспорт – 1240 рублей. В целом, человек, находящийся в статусе безработного, получает в Москве более 7000 в месяц.
Объем ежегодных выплат по Москве – 1,6 млрд рублей.
В 90-е года был другой подход. Был специальный фонд финансирования. Это, конечно, не всегда способствовало тому, чтобы человек искал работу.
На следующий год, я знаю, размер федерального пособия не планируется увеличивать.
ВЕДУЩАЯ
Можно подробнее рассказать о Женском центре, частичной занятости молодых мам, программах профподготовки, переориентации и т.д.?
А.В. БЕСШТАНЬКО
В настоящее время есть специализированная площадка трудоустройства женщин – Женский деловой центр. На их сайте можно ознакомиться со специализированным банком вакансий, учитывающим, в т.ч., семейные обязанности женщин. Этот центр сейчас реализует специальную программу «Профессиональное обучение женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет». По общему правилу федерального закона профессиональное обучение может получить только гражданин, который признан безработным гражданином, то в Москве существует эта специальная программа без признания этого статуса. В Центре порядка 20 разных программ обучения. Дается возможность найти специальность и потом отслеживается сам факт трудоустройства. Ежегодно по этой программе порядка 700 человек проходит такое обучение. Это пользуется большой популярностью.
Женский деловой центр активно работает в рамках мероприятий по взаимодействию с работодателями. На следующей неделе будет такая специализированная ярмарка вакансий для женщин. Мы понимаем, что у безработицы в Москве, как и во всей стране, лицо женское. У нас 58% - это женщины, которые обращаются за поиском работы, либо имеют статус безработного, и только 42% - это мужчины.
ВЕДУЩАЯ
Можно составить портрет среднего безработного?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Средний возраст обращающегося – 41 год. 80% граждан, обращающихся за поиском работы – люди в возрасте от 25 до 45 лет. Из них высшее образование имеют порядка 70%. Длительно неработающих – более года, - порядка 10% от обратившихся.
Соотношение мужчин и женщин – это тенденция последних 10 лет. Женщины активнее обращаются за получением государственных услуг.
ВЕДУЩАЯ
Это позитивная характеристика или негативная – то, что обращаются в центр люди в активном возрасте? Они не могут сами найти работу?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Мы исходим из того, что сам по себе факт обращения в Центр занятости может свидетельствовать о кардинальных изменениях на рынке труда или о том, что госуслуги в центрах занятости можно получить качественно и эффективно. Мы исходим из того, что люди, обращаясь к нам в этом возрасте, получают серьезный информационной блок о деятельности занятости. Это следствие информационной работы. Мы не считаем, что чем больше пришло людей в Центр, тем лучше. Сейчас есть интерактивный портал поиска работы, который позволит искать работу из дома. Все вакансии есть в виде специальных приложений на смартфонах и планшетах.
Сейчас мы формируем новую услугу на Портале госуслуг в Москве по подбору необходимых вакансий и оказанию содействия в поиске работы.
Если к нам пришел человек, мы должны оказать ему весь спектр услуг: социальная адаптация, т.е. как разговаривать с работодателем, что написать в резюме, как себя «продать» на рынке труда.
ВЕДУЩАЯ
Есть ли какая-то статистика по обращению работодателей? Каких сотрудников они ищут? Это государственные структуры или частные организации?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Есть специальная госуслуга – подбор необходимый работников для работодателя. По сравнению с 2015 годом выросло количество работодателей, которые у нас размещают свои вакансии. 24% - это бюджетный сектор. 75% представлены не бюджетным сектор, из которого 3 основные позиции по отраслям – это строительство, ритейл и все, что связано с офисом, т.е. графа «управление недвижимостью и оказание прочих услуг». Это прачечная, ЖКХ, услуги компьютерные, IT-технологии и т.д. По бюджетному сектору – здравоохранение, соцзащита, культура и в меньшей степени образование.
Теперь работодатель, зарегистрировавшись в «Личном кабинете» Единого интерактивного портала Центра занятости может вакансии направить в электронном виде. Это позволит сделать услуги Центра занятости наиболее привлекательными. Сейчас это порядка 3600 работодателей у нас ежегодно заявляются. Думаю, что к концу года этот показатель увеличится благодаря этой новой электронной форме.
ВЕДУЩАЯ
Есть ли какая-то статистика по переводу в электронный вид, или какая-то динамика?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Пока что еще рано делать выводы. Интерактивный портал начал работать только с 1 сентября. В настоящее время за эти 4 рабочих дня мы зарегистрировали порядка 1500 посещений. С понедельника начались регистрации в «личных кабинетах». Позже у нас будет более подробная информация по работе портала.
ВЕДУЩАЯ
Что касается регистрации, прописки и всего остального, если человек работает, но он не прописан в Москве, он может получить услуги от Центра занятости?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Наши офисы трудоустройства оказывают подбор работы всем. Они обязаны это делать по федеральным государственным стандартам. Услуга по подбору вакансий оказывается всем гражданам РФ, обратившимся в офис трудоустройства. В этом особенность московского рынка труда и московских центров занятости.
Вопросы, связанные с профессиональным обучением, выплатами, пособиями по безработице – здесь нужная регистрация по месту жительства, т.е. в Москве.
Ежедневно в Москву приезжает более 4,5 млн человек и уезжает. Это и вузовская тематика. Ребята, которые приезжают учится, ищут работу в Москве. У нас есть отдельное направление работы с отделами трудоустройства в ВУЗах.
ВЕДУЩАЯ
Спасибо большое, Андрей Владимирович.
Пресс-конференция окончена.