Информационный Центр Правительства Москвы
18 мая 2025, воскресенье, 10:29
Пресс-конференции

Пресс-конференция Исаака Калины

17 декабря 2015 года состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Калины Исаака Иосифовича на тему: «Открытое пространство – современная система образования Москвы»

Пресс-конференция Исаака Калины
Важное:

11 сентября в столице заработал московский образовательный интернет – телеканал

Во всех образовательных организациях Москвы был внедрен проект «Школа новых технологий»

В столице подано более 72 тыс. заявлений на зачисление учеников в первые классы

Москва получила 583 диплома во Всероссийской олимпиаде школьников

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, коллеги. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Открытое пространство – современная система образования Москвы».
В пресс-конференции принимают участие Калина Исаак Иосифович, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы, Добряков Александр Анатольевич, директор Московского центра технологической модернизации образования, Бутырская Маргарита Афанасьевна, директор гимназии № 1532, Май Татьяна Николаевна, директор школы № 1987, Родионов Валерий Александрович, директор гимназии № 1562 имени Артема Боровика и Мясникова Людмила Александровна, председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы.

И.И. КАЛИНА

Добрый день, уважаемые коллеги. Открытость московского образования сегодня держится на современных технологиях. Поэтому, прошу Добрякова Александра Анатольевича, как руководителя нашей городской организации, обеспечивающей всю технологическую поддержку не только Департаменту, но и всем нашим школам, рассказать о технологических способах обеспечения открытости московского образования.

А.А. ДОБРЯКОВ

Всю совокупность инструментов и механизмов можно назвать двумя словами – «Открытый департамент». Главным инструментом «Открытого департамента» является сайт Департамента образования Москвы, на котором имеются точки входа во все информационные сервисы и проекты, о которых пойдет речь, а также тех, о которых мы сегодня не поговорим.
Официальный сайт также является точкой коммуникации с участниками образовательного процесса. Там можно задать вопросы, получить ответы, посмотреть ранее задаваемые вопросы.
Другим важным инструментом является портал видеотрансляций Департамента образования. Вход на него тоже находится на сайте Департамента. На данном портале располагаются ссылки на значительное количество тематических открытых трансляций, которые проводит Департамент образования. Они идут в прямом эфире, затем выкладываются в записи. Приглашаю всех посмотреть сегодня селектор Департамента образования, который начнется в 16:30, как и всегда, и будет впрямую транслироваться. В ходе трансляции можно задать вопрос.
Среди посетителей данного ресурса не только москвичи, но и пользователи из других стран. Т.е. люди даже в отпусках продолжают интересоваться, что же происходит на ресурсе.
11 сентября заработал Московский образовательный интернет-телеканал – «mosobr.tv». Можно зайти на него с сайта Департамента или с сайта любой школы. Приглашаю всех быть зрителями, а при желании участниками, потому что здесь есть обратная форма, и каждый может делать свои предложения и быть автором передач.
Очень интересный проект – сайте фестиваля «Эстафета межрайонных советов» - «Наши общие возможности – наши общие результаты». На сайт (estafeta.mcko.ru) тоже можно зайти с сайта Департамента. Там зрители увидеть видеозаписи о том, как проходят фестивали, и проголосовать за понравившийся ролик. Каждую неделю появляются новые ролики.
Кстати, через сайт Департамента можно связываться со всеми представителями системы, в т.ч. там есть контакты всех директоров межрайонных советов и т.д.
Есть интересный ресурс поиска образовательных учреждений, позволяющий найти школу по программе, адресу и т.д.
Все сайты Департамента являются частью большой системы Правительства Москвы, частью официального портала «mos.ru», где можно узнать дополнительную информацию об образовании Москвы, посмотреть, как записать ребенка в школу, как узнать результаты ЕГЭ и т.д. все эти сервисы обеспечиваются порталом госуслуг Москвы, где можно получить конкретные услуги.
На сайте Департамента находятся ссылки на «Активного гражданина» и краудсорсинговый проект Правительства Москвы. Таким образом, инструменты, которые обеспечивают открытость системы образования, тесно связаны с инструментами, обеспечивающими открытость города в целом.
Спасибо за внимание.

Л.А. МЯСНИКОВА

У московской родительской общественности есть то, чего, наверное, нет ни у кого: «Родительский селектор», который проходит 2 раза в месяц, где мы можем быть откровенны друг с другом. Там мы делимся новостями, отвечаем на волнующие вопросы родителей. На «Родительский селектор» мы приглашаем всех. Мы рассказываем о том, как лучше и где найти ответы. Ответы всегда можно найти у себя в школе и своего директора.
У нас есть свой сайт. У нас уже около 600 подписчиков. Там можно найти анонс следующего селектора, задать вопрос. Есть страничка «В контакте» и на «Фейсбуке».
У нас есть мечта- мы мечтаем о своей газете, или хотя бы о вкладыше в газету. У нас есть всеми любимая «Учительская газета», при помощи которой мы хотим выпустить электронный вариант нашей газеты. 

М.А. БУТЫРСКАЯ

Здравствуйте. Действительно, с Порталом работаем каждый день.
У нас в наших зданиях везде есть плазменные панели, созданы мини-кинотеатры. Есть возможность транслировать этот Портал и для учащихся, и для родителей.
Пространство современного московского образования не только открытое, но еще и очень удобное.
Я работаю директором 5 лет. Раньше, когда у меня спрашивал, не учатся мои дети, я с гордостью говорила, что в лицее при «Бауманке». Сейчас все изменилось. Не называют конкретное учреждение, а говорят: в кадетском классе, или на физико-математическом направлении и т.д. новая система позволяет получить рядом с домом все то, что раньше можно было получить в 2-3 специализированных местах. И это здорово. Теперь норма, что в каждой школе есть все, чтобы удовлетворить запросы потребителей.
Да, школа входит в 170 школ, награжденных грантом Мэра по качеству образования, но это естественно. Есть победители всероссийских, московских олимпиад, но это есть везде.
В нашем комплексе обучается 65 детей-инвалидов. Дети показывают очень хорошие результаты. 213 баллов один из наших учеников показал в этом году. Он может поступить во многие ВУЗы. создана среда, есть дистанционное обучение. Используются открытые порталы. Во многих школах есть профильные классы, кадетские, и т.д. Это теперь есть в каждой школе.
Дополнительное образование большое и громадное. Ресурсы, которые есть в каждой школе, мы успешно используем. Это открытая система и на портале госуслуг любой родитель, ребенок которого не посещает детские сады, выстроить свою программу на базе любой школы: какие направления, что и каким образом может получать ребенок. Каждая школа только определяет свою миссию образования. Наша миссия в том, что каждый наш ребенок сегодня должен получить те знания, умения и навыки, которые ему пригодятся в жизни, чтобы стать успешным, конкурентно способным и реализованным.
Профили есть во всякой школе. Мы немножко поменяли систему. Раньше она была – «школа – ВУЗ». Теперь мы взяли систему: «школа – предприятие - ВУЗ – предприятие». Потому что благодаря предприятиям, с которыми мы сотрудничаем, наши выпускники поступают в ВУЗЫ и после ВУЗов имеют конкретную работу.
Вся эта информация открыта для родителей.
Я председатель межрайонного совета «Теплый стан- Коньково». Используя наши социокультурные ресурсы, мы можем более адресно дать жителям наших районов уникальные возможности, которые также есть в открытом доступе.
С помощью анкетирования мы узнали, что у нас есть дети, 2-3 человека в каждом комплексе, для которых можно создать такие условия, чтобы они во второй половине дня могли, не уходя из школы, получить то, что им пригодиться в будущем.
В июне была встреча с жителями района. Создана дорожная карта. Она есть на всех открытых порталах, на всех сайтах. Любой родитель может пройти по ссылкам. И вместе со своим ребенком подобрать индивидуальный маршрут. Эта система работает.
Поверьте, московское современное образование открыто, адресно и очень удобно.

В.А. РОДИОНОВ

Добрый день. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что предназначенная для всех жителей открытая система, она в первую очередь предназначена для наших родителей, для тех чьи дети уже обучаются, и для тех. Кто еще подбирает то, что они хотели бы получить для своих детей.
Наше учреждение существует уже 15 год и раньше количество посетителей, родителей в школы для решения своих вопросов, было значительно больше. Мы всегда были открыты для приема и разговора. Двери директора и его заместителя не закрывали никогда. Мы вместе с родителями всегда находили решения. Сегодня все иначе. Им не приходится задавать много вопросов. Вся система информации позволяет четко определиться с тем, что они хотят и что могут получить. Кроме того, мы перешли на общение через электронные системы: «Вопрос к директору», или пожелания, которые нам присылаются.
Много лет у нас существует такая форма, как День открытых дверей, когда в большом зале находятся все наши педагоги, и родитель может подойти к любому из них и обсудить важные вопросы. Сегодня с каждым разом желающих очной встречи все меньше, потому что они уже получают максимально возможную информацию и через электронный журнал, и через систему электронного общения с педагогами.
Вся информационная система сегодня является фактором мотивации для всех. Очень открыты и понятны результаты ребенка для мамы и папы. Каждый родитель может оценить среду, созданную в школе. Все это детализирует оценку. Хотят ли родители языкового обучения? Хотят ли они, чтобы ребенок во второй половине дня мог заниматься спортом? Это формирует общественное мнение. Сегодня наши образовательные комплексы – это еще и социальные комплексы, которые решают общественные задачи. 

Т.Н. МАЙ

Добрый день. Сегодня школа стала престижной, доступной, прозрачной, и родители стали доверять школам в шаговой доступности. Они понимают, что система стала единой от дошкольного образования до ВУЗа.
Благодаря реформам Правительства Москвы и Департамента образования школа сегодня имеет в своей структуре 3 дошкольный отделения (в частности, моя школа) и две школы, численностью 1700 обучающихся и воспитанников. С 2010 года мы вступили в проект «Универсальная электронная карта». Он был создан Правительством Москвы, Департаментом образования и Департаментом информационных технологий. Реализация проекта прошла успешна и на сегодняшний день «Универсальная электронная карта» - проход и питание, - имеет каждая школа. В первую очередь учитывается безналичный расчет питания и проход в учреждение, когда родитель получает смс-оповещение о том, когда ребенок вошел и вышел из школы.
Был внедрен проект «Школа новых технологий» во всех образовательных организациях. Данный проект реализовал все информационные возможности, которые только возможны. В первую очередь, это общение с родителями и преподавателями посредством видеоконференций, видеосвязи; это и видеокамеры по периметру связи и внутри помещений. Так же, это и единый документооборот. Ресурсы, которыми теперь владеет школа, способствует тому, что все участники образовательного процесса – родители, учащиеся и преподаватели, оценили преимущество прозрачности. Электронные карты, электронные дневники тоже можно увидеть на образовательном ресурсе.

А. ЗЮЗЯЕВ – «Комсомольская правда»

Л.А. Мясникова говорила о «Родительском селекторе». Какие вопросы чаще всего интересуют родителей?

Л.А. МЯСНИКОВА

По мере того, как начинается учеба у детей с 1 сентября, вопросы меняются. Сейчас, например, вопрос лыж интересует. До этого был вопрос «продленки». Это сезонные вопросы. Глобальных вопросов сейчас уже нет.
В среду, на очередном родительском селекторе, у нас был вопрос по лыжам, вопрос по инклюзивному образованию и по независимой экспертизе. Родители спрашивали, как ее заказать. На этот вопрос нам отвечал Центр качества образования. 

Е. ВОРОНОВА – «Аргументы и факты»

Сейчас в Москве много внимания уделяется образованию детей-инвалидов. А сами школы уделяют внимание инвалидам? 

М.А. БУТЫРСКАЯ

Как я говорила, в моем комплексе 65 инвалидов. У нас есть структурное подразделение – это детский сад, где очень много детей с ОВЗ, ЗПР, проблемами со зрением, логопедия, и есть начальная школа, потому что такую работу нужно продолжать. Мы изначально были заинтересованы, потому что социализация инвалидов и детей, которые с ними учатся – это очень важно. Когда удалось внедрить такие вещи в своем комплексе, я поняла, что это происходит.
Буквально в этом году в рейтинг введены определенные показатели. Если на каждого ребенка идет финансирование 120 тыс. руб., то за ребенка-инвалида мы получаем 360 тыс. руб. мы строим систему так, чтобы отработать эти деньги. Наши воспитатели и учителя заинтересованы не только морально, но и материально, потому что в расчет ученико-часа, дето-часа, входит специальная доплата за детей-инвалидов.
В наш первый класс пришли 2 ребенка-инвалида. Их мама входит в Общественную палату. Ее удивило, что детей приняли так хорошо. Проблема в том, что это не освещается. Никто не знает про финансирование, про материальное и моральное стимулирование. Это очень сильно поражает. 

В. МОЛОДОВА – «Учительская газета»

В нашем гимне есть слова «Моя столица – моя Москва». Министр образования Ливанов сказал, что по образовательному пути Москвы пройдет вся Россия. Но не вся Россия не знает об этом и некоторые даже не хотят, чтобы узнала. Например, нашу газету не пустили на пленум Общероссийского профсоюза образования.
Исаак Иосифович, в московском образовании есть 3 пункта, которые есть в Москве, но их нет в остальной России.
Когда говорят про открытое информационное пространство, хорошо бы еще выяснить, сколько в Москве людей имеют технику, могут выходить в интернет и смотрят это. 

И.И. КАЛИНА

Я не могу утверждать, что чего-то нет в России.
Мои коллеги из регионов больше всего интересуются трансляцией аттестации директоров школ и кандидатов в директора. Они высоко ценят этот ресурс и восхищаются мужеством директоров, готовых к такой публичности.
В последнее время часто обсуждается тема межрайонных советов директоров, как профессионально-общественного управления. Сегодня на город, в котором почти 1,5 млн обучающихся осталось 100 чиновников Департамента. Такого соотношения нет ни в одном субъекте Федерации. Это уникальная цифра. Сегодня мы гораздо больше опираемся на общественно-профессиональное управление. Это тоже вызывает большой интерес.
После того, как Москва забрала 583 диплома на Всероссийской олимпиаде. Эти дипломы распределены по 181 школе. Т.е. почти каждая московская школа готовит сегодня победителей олимпиад. У нас 96% школ имеют призеров региональных олимпиад.
Вот эти три пункта вызывают наибольший интерес у коллег. 

А. ПАШКОВА – «Информационный центр Правительства Москвы»

Скажите, пожалуйста, каким, по вашему мнению, должен быть современный учитель?

В.А. РОДИОНОВ

Это человек, который должен формировать у ребенка желание учиться.
Ребенок живет в информационном поле, где его важно научить искать. Педагог должен формировать у ребенка навыки самообразования, развития, способности учиться всю жизнь, уметь контактировать с окружающими. Его роль – заинтересовать, увлечь, помочь ребенку определиться с направлением и умением повседневно обучаться.
Поэтому, сегодня педагогический состав непрерывно обучается и повышает квалификацию.

Л.А. МЯСНИКОВА

Учитель должен быть мотивированным и любящим свою профессию и детей. Если учитель мотивирован, то и дети будут мотивированы. 

«На западе Москвы», «Наша версия»

У меня вопрос по одаренным детям. Несколько комплексов, которые входят в ТОП-20 московских школ, в минувшем году открыли начальную школу. Каковы результаты этого эксперимента и будет ли расширятся эта тенденция? Например, в школе «Интеллектуал», в этом году набирают всего 15 человек в 1 класс.

И.И. КАЛИНА

Вы считаете, что есть неодаренные маленькие дети? Я таких не знаю. Поэтому, не вижу предмета обсуждения. Все дети – одаренные. Это во взрослом возрасты иногда мы умудряемся растерять свою природную одаренность в разных областях одаренность есть у каждого маленького ребенка. Наша задача не ставить штампы, а находит эту одаренность, ту область, где ребенок имеет большие способности, и помочь развить их. Этим занимается любая московская школа.

А. СКВОРЦОВ – «Большая Москва»

Если родители подали 3 заявления в одну школу, но переехали, а срок закончился, а другие заявок уже не принимают. Как людям быть в такой ситуации?

В.А. РОДИОНОВ

Сама процедура сегодня организована в электронном виде, информация открыта. У родителей есть право записаться как в базовую школу, т.е. ближайшую к месту проживания, а параллельно система позволяет записаться в любую школу Москвы. Поэтому, традиционно идет сперва зачисление детей по базовому списку, а затем уже по дополнительному.
Например, в прошлом году учреждение набрало 200 с лишним детей, среди которых 130 по базовому списку и более 80 по дополнительному. 

М.А. БУТЫРСКАЯ

В этом году есть еще одно новшество. Сейчас для жителей домов была одна единственная гимназия №1532. Сейчас в поле попало 3 комплекса: прекрасная гимназия№ 1507, замечательная школа №1101 и это все по основному списку. Можно выбрать любую школу, даже приступить к выбору 31 августа. если он сделал это за месяц до учебного года, но потом до него не дозвонились или не связались по какой-то причине, он подает новое заявление и опять же попадает. 

И.И. КАЛИНА

Назову цифру на сию минуту. По городу подано заявлений 72 319, зачислено в школы 51 278 первоклассников, из которых 48 788 зачислены простым переводом из дошкольной группы в первый класс.

И. ОВЧИННИКОВА – ИА «Москва»

Исаак Иосифович, Вы говорили об успехах московских школьников на Всероссийской олимпиаде. Остались ли какие-то проблемные области, над которыми еще стоит поработать?
Вы не рассказали. Как выступили на международных олимпиадах московские школьники.
И еще опрос по поводу рейтинга. В этом году появилось несколько новых критериев. На следующий год планируются новые критерии ввести?

И.И. КАЛИНА

Любая область, где мы забрали не 100% дипломов для нас остается перспективной.
Я бы не хотел на международных олимпиадах, где выступает сборная страны, делить по регионам. Могу только сказать, что московские школьники составляют около 30 % сборной страны и такую же долю в завоёванных сборной медалях.
Рейтинг, я думаю, будет меняться всегда, совершенствоваться. Сегодня мы смогли грамотно учесть результативность работы с детьми-инвалидами, профилактическую работу по предупреждению правонарушений.
Есть темы, которые Москве нужно развивать опережающими темпами, в частности, научное образование.
Московские семьи больше ориентировались раньше на экономику, юриспруденцию, финансы. Сегодня мир вступает в технологический уклад, требующий глубоких естественнонаучных знаний. Возможно, мы будем предлагать отдельные номинации по научно-техническому творчеству, предметам естественно-научного цикла, чтобы повысить мотивацию по изучению этих областей. 

А. БАРИНОВА – «Вечерняя Москва»

Последний рейтинг лучших школ России присвоил московской школе только 3 место. Какие навыки, подходы к образованию из других регионов Москва хотела бы себе позаимствовать и как это будет реализовываться? Какие регионы в этом смысле наиболее вам симпатичны?

И.И. КАЛИНА

Московские школы в рейтинге лучших школ России заняли 139 мест из 500. Следующий регион, у него 20 школ в этом перечне. Если посчитать учеников, которые учатся в 139 школах Москвы, то боюсь, что это будет столько, сколько в этих субъектах вообще учеников. Поэтому, у нас никогда в эти 5 лет не было тупиковой задачи создать 2-3 школы, чтобы собрать в них все городские ресурсы и выиграть какой-то турнир. Москве важно массовое качественное образование, и она создает такие условия.
У субъектов всегда есть чему учиться. Мы сейчас начали проработку программы партнерских отношений школ Москвы со школами Северного Кавказа, у которых есть серьезный опыт установления нормальных межнациональных, межконфессиональных отношений. Для Москвы это очень важно поучиться искусству консолидации разных людей. 

О. КУМАНОВ – «Пионерская правда»

Каким Вам видится будущее Всероссийского движения школьников в Москве? Появятся ли в школах вожатые? Будут ли снова специально готовить таких людей в ВУЗах?

И.И. КАЛИНА

У меня вопрос к директорам: что, у кого-то нет вожатых?

М.А. БУТЫРСКАЯ

В наших комплексах созданы все условия. Есть громажное количество объединений по разным направлениям. Причем, идеология совершенно разная: «русичи», «экологи», «патриоты России» и т.д. И кто же, как не вожатые, организуют, заводят эти движения?
Воспользуйтесь открытым пространством Департамента образования, и вы найдете там эту информацию. 

С. ЖУКОВ – «Российская газета»

Стоит ли ожидать школьникам и их родителям в будущем году новых сервисом и информационных ресурсов в области образования?

А.А. ДОБРЯКОВ

Технологии активно развиваются, вслед за ними и наши сервисы. Все больше используются технологии видео-конференцсвязи для обеспечения проведения родительских собраний и взаимодействия между педагогами, администрацией и родителями.
Думаю, что эта тенденция и дальше будет усиливаться, и сервисы, связанные с коммуникациями, будут все шире проникать. 

С. ЖУКОВ – «Российская газета»

Исаак Иосифович, по итогам прошлого года у московских детей стали популярными занятия живописью, рисунком и игра на фортепиано. Что дети предпочитают в этом году? Где лучше заниматься детям дополнительными занятиями, в школе, или в специализированных центрах?
Можно предварительно подвести итоги, что удалось, а что нет в этом году?

И.И. КАЛИНА

На второй вопрос говорю, что мы живем учебными годами, и результаты обсудим на июльской конференции.
Где лучше заниматься детям? Везде, где интересно. Москва – уникальный город. У нас огромное количество детей занимается при ВУЗах. Спортом занимаются в спортобществах. У нас удивительные музеи в городе.
Вчера, на Совете ректоров, мы с удивлением открыли, что есть замечательные университетские музеи, и теперь мы включаем их в работу.
Мы стараемся вести учет дополнительных занятий, потому что мы уверены, что дополнительные занятие любого ребенка тесно связаны с основной программой, которую он осваивает в школе.
Мы сегодня нашли неплохое решение. У нас колледжи имеют замечательную материально-техническую базу. Мы дали финансовую возможность московским колледжам открыть кружки технического творчества для детей из школ. Тем самым мы одним решением создали 53 современных станции юных техников. Там уже 23 000 ребят записалось в эти технические кружки.
Задача №1 в дополнительном образовании у нас – это технические кружки и туризм. Потому что туризм в мегаполисе сложнее организовать, чем в сельской местности, но это тоже важная задача.
Задача Департамента – помочь московским возможностям дойти до каждого ученика. Поэтому, у нас на каждом селекторе выступают то директор музея, то руководители ВУЗов, и все раскрывают свои возможности.

В. МОЛОДОВА – «Учительская газета»

У меня вопрос о вашей личной жизни, Исаак Иосифович. Вы в последнее время то с медиками встречаетесь, то с ФСБ, то в метро встречаетесь. Это желание рассказать о системе образования широкому кругу? Или же здесь еще одна цель – получить управленческие подсказки, рецепты, которые нужны для развития образования?
Все, что мы на пресс-конференции сегодня услышали, в принципе, усердный журналист это знает. Но я думаю, что Вы уже сейчас планируете какие-то новшества на следующий год. Какие управленческие решения для Вас кажутся оптимальными, и Вы бы хотели, чтобы они были в московском образовании? 

И.И. КАЛИНА

Маргарита Афанасьевна сегодня сказала: «удивить нечем». Мы же не цирк, где каждый сезон нужен новый трюк. Мы рады, что нам удивить нечем. Это признак стабильности и мастерства. Мы постараемся и в новом учебном году никого ничем не удивлять. Идет хороший процесс саморазвития системы. У системы огромный потенциал и новые механизмы мотивации, финансирования этот потенциал стимулируют. Сегодня наша задача не мешать развиваться московским школам. Поэтому у нас осталось так мал чиновников. У школы сегодня проснулся огромный внутренний потенциал саморазвития. А зачем ФСБ и т.д. Наверное, есть задача рассказать, но это задача № 23. Первая задача – это услышать. Услышать от людей, которые от тебя никак не зависят, которые хотят и могут все свои вопросы, предложения и идеи.
Образование – в самом деле дело народное. Встречи с людьми, которые не работают в Департаменте, поможет напитаться новыми предложениями о том, что же еще москвичи хотят от системы образования. 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо коллеги, пресс-конференция окончена.