Информационный Центр Правительства Москвы
30 октября 2024, среда, 14:03
Пресс-конференции

Пресс-конференция Александры Александровой

30 сентября 2015 года состоялась пресс-конференция председателя Комитета общественных связей города Москвы Александровой Александры Борисовны на тему: «Субсидии правительства Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2015 году».

Пресс-конференция Александры Александровой

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, коллеги. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Субсидии правительства Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2015 году».
В пресс-конференции принимают участие Александрова Александра Борисовна, председатель Комитета общественных связей города Москвы, Соболев Игорь Святославович, заместитель председателя Комитета общественных связей города Москвы, Тополева-Солдунова Елена Андреевна, член Общественной палаты РФ, председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, Айгистов Александр Анатольевич, руководитель Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО), заместитель председателя Экспертного совета Общественной палаты города Москвы, Захарова Елена Александровна, исполнительный директор Межрегионального благотворительного общественного Фонда «Созидание», Новикова Анна Викторовна, директор Автономной некоммерческой организации Клуб семейной культуры «Искра», Стефанюк Елена Ивановна, исполнительный директор Некоммерческого фонда «Национальный фонд развития здравоохранения» и Мочалов Илья Валерьевич, председатель правления Региональной общественной организации «Московское объединение ландшафтных архитекторов».

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Коллеги, добрый день. Правительство Москвы запускает проект по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, работающим в Москве и предоставляющим свои проекты для жителей города. Мы хотели рассказать о новациях этого года.
Конкурс по предоставлению субсидий некоммерческим организациям существует в Москве 10 лет. Более 1000 организаций явились победителями этого конкурса. Только за последние 3 года Комитет общественных связей Правительства Москвы выделил на поддержку некоммерческих организаций более 500 млн рублей. Это значительная цифра, которая дает возможность этим организациям развиваться и соответствовать ожиданиям горожан. Хочу заметить, что эта цифра – одна из самых больших среди региональных конкурсов.
В этом году Комитету выделено 273 млн рублей. 99 млн рублей уже находятся под финансовыми обязательствами, предоставленными победителям-организациям в 2013 и 2014 году. Ранее мы предоставляли субсидии на долгосрочные проекты. Часть организаций продолжает получать субсидии от Правительства Москвы на очередной этап реализации проекта. 174 млн рублей – это остаток, который мы будем распределять в этом году. На данный момент подано 242 заявки. Это те заявки, который мы собирали раньше. Все они будут участвовать в конкурсе. Общий объем денег среди 242 заявок – 766 млн рублей. Амбиции некоммерческих организаций очень велики. Надеемся, что качество проектов будет им соответствовать. Оно будет оценено прежде всего жителями Москвы.
Подать заявку можно будет в период с 8 по 26 октября. Заявку может подать любая НКО, зарегистрированная в Москве. Правительство Москвы поддерживает организации, предоставляющие свои услуги для горожан Москвы.
В этом году мы ввели два новых направления. Их нам подсказали НКО в тот период, когда мы только готовили конкурс. Мы разделили группы заявок на две категории. Первая категория – малые НКО, часто, стартапы. Им предоставляется финансовая поддержка до 700 тысяч. Крупные организации, имеющие доказанную историю успеха, копилку добрых дел для граждан, могут получить финансовую поддержку Правительства Москвы до 5 млн рублей. Эта сумма должна быть реализована за 11 месяцев. В этом году мы сократили срок реализации проектов. Мы хотим, чтобы проекты были более адресными, компактными и содержательными.
У нас есть 7 основных направлений. «Милосердие и забота» - проекты, связанные с помощью в преодолении трудных жизненных ситуаций. Вторая номинация – «Дети и молодежь Москвы». Это работа с детьми, с молодежью в разных областях (патриотическая, духовная и т.д.). Другая серьезная традиционная номинация – «Московское наследие» - сохранение культурного и исторического наследия Москвы. Любимая всеми НКО номинация – «Развитие добровольчества». Очень важная номинация – «Согласие и взаимодействие». Она связана с укреплением межнационального согласия, гражданского единства, профилактики экстремизма. Важна для всех нас номинация «Экология». Так же важная номинация – «Формирование общественного пространства «Наш город». Она связана с проектами в сфере урбанистики, повышения качества жизни в городе.
Одна из трех новых номинаций – «Развитие НКО». Нам важно, чтобы качество проектов, предоставляемых социально ориентированных НКО, повышалось, чтобы очевиден был результат. Чтобы эти проекты продолжались и были устойчивыми. Нам важно создавать технологии, паттерны поведения, которые помогут всему сообществу НКО развиваться стабильно, ярко и быть более эффективными.
Вторая новая номинация – «Партнерские проекты». НКО, у которых есть сильные партнеры, реализуют более сильные проекты с более устойчивыми результатами. Поэтому, мы будем поддерживать программы, у которых есть партнерские взаимоотношения. Это могут быть взаимоотношения между другими НКО. Нам важно, чтобы НКО взаимодействовали между собой.
Еще одна важная номинация – «Гражданские инициативы». Граждане и жители Москвы реализуют много добрых дел. Мы хотим дать этим конкретным гражданским инициативам возможность получить возможность реализации. Нам важно развивать гражданское общество.
Три этих новых номинаций помогут привлечь новый пул НКО.
Прежде всего, нам хочется поддерживать проекты, в которых бы мы смогли отрабатывать социальные технологии, в которых бы создавались технологии. Если создана хорошая методика работы с той или иной социальной группой, важно рассказать об этом другим НКО. Иногда важно не изобретать велосипед с нуля. Важно, чтобы опыт НКО был масштабирован, чтобы мы могли распространять его на более широкие категории граждан.
Мы просим НКО ориентироваться на предоставление конкретных измеряемых результатов. Это не просто. Мы будем вкладываться в это направление и будем учить, как показывать этот эффект. Этот аспект на конкурсе в оценке экспертов будет играть очень большую роль.
В этом году мы ввели в процедуру оценки конкурсную комиссию. Традиционно победителей выбирал экспертный совет. В этом году мы расширим наш экспертный совет. Но по результатам прошлого года эксперты предложили ввести конкурсную комиссию, потому что иногда та или иная НКО может набрать одинаковое количество баллов. Какое решение принять в такой ситуации? Конкурсная комиссия будет оставлять за собой право обсуждать, принимать финальное решение.
В этом году мы сделали ставку на открытость всех процедур конкурса. Мы просим вам рассказать об этом конкурсе как можно большему количеству потенциальных участников. Мы хотим соревнования, чтобы была конкуренция на получение субсидии Правительства Москвы.
Так же, мы сделали ставку на сервисность. Мы понимаем, что у НКО много вопросов: как заполнить заявку, на какие вопросы обратить внимание и т.д. Поэтому мы организовали существенную поддержку в Московском доме общественных организаций, который уже сейчас работает. Мы сделали сильную программу, которая связана с консалтингом для НКО по оформлению заявок, по предоставлению субсидий. Там есть определенные тематики, отдельные дни по конкретным направлениям. Наши сотрудники ждут НКО, чтобы рассказывать и показывать. Любой сервис, который необходим для НКО, будет нами предоставлен.
Напомню для наших будущих победителей, что проекты должны быть реализованы с 1 декабря 2015 года по 31 октября 2016 года. Ставка сделана на устойчивость проектов во времени, чтобы они не закончились вместе с финансированием, которое предоставляется в виде субсидии.
Важный акцент – адресность. Проанализировав 1000 заявок, с которыми работало Правительство Москвы в последние годы, мы ждем заявки, направленные на конкретные целевые аудитории.
Приветствовать будем кобрендинг – нам важно соединение.
Важна масштабируемость.
Игорь Святославович расскажет более подробно о том, кто у нас может получить субсидии.

И.С. СОБОЛЕВ

Здравствуйте, уважаемые коллеги, уважаемые представители прессы. Мы сегодня презентуем иной дизайн конкурса субсидий по сравнению с ранее существовавшим. В течение июля-августа мы намеренно консультировались с НКО, провели обсуждения, на которых услышали мнение НКО о том, каким им хотелось бы видеть этот конкурс. Мы попытались эти предложения соединить с теми, которые были у нас и этот результат вы теперь можете увидеть. Но некоторые из предложений НКО будут реализованы при проведении конкурса 2016 года.
Мы обратились персонально к каждой НКО, которые подавали заявки еще в марте и провели с ними две встречи 18 и 21 сентября. На эти встречи пришли порядка 80 организаций. Остальные записались на встречи, которые проводятся, начиная со вчерашнего дня. Мы не рассказывали им о процедуре подачи заявок на нынешний этап конкурса, а обсуждали с ними варианты их действий: либо отозвать заявку и подать новую, откорректированную, либо добавить только пакет документов, ничего не меняя в заявке. Большинство организаций выбрало первый вариант.
В 2016 году изменения в процедуре конкурса будут важными для совсем молодых организаций. Чтобы получить поддержку в виде субсидии города, НКО должна продемонстрировать опыт работы в течение 1 года и подтвердить, что в течение этого года члены НКО работали по направлению, на которое она подает заявку на этот конкурс.
В этом году НКО, которые могут подать заявку на конкурс – это зарегистрированные НКО, которые стоят на налоговом учете в Москве и являются налогоплательщиками города.
В следующем году мы найдем механизм, который позволит поддерживать стартапы.
Одна организация подает только одну заявку. Средства, которые будут предоставлены в рамках субсидии, должны быть потрачены на реализацию проекта в период с декабря по октябрь 2016 года. Мы намеренно даем срок по октябрь, потому что планируем провести следующий конкурс в конце весны-начале лета, чтобы те организации, которые покажут хорошие результаты, смогли претендовать на продолжение своего проекта, если снова пройдут конкурсный отбор.
Не могут финансироваться такие расходы как деятельность, приносящая доход. Не может быть оказание финансовой помощи и платных услуг. Предоставленные средства должны быть потрачены именно этой НКО. Не могут проводиться какие-то крупные исследовательские проекты за счет средств городской субсидии. Производство товаров и услуг в рамках выполнения госзаказа Москвы тоже не может финансироваться за счет средств городской субсидии.
Мы хотели бы видеть в НКО города через несколько лет таких сильных, зрелых поставщиков социальных услуг, чтобы они могли получать государственных заказ на эти услуги. Но, конечно, мы не можем поддерживать одними и теми же средствами – государственным заказом и субсидиями – одну и ту же работу. Поэтому, производство товаров, выполнение работ, оказание услуг – это отдельная история, которая постепенно становится доступной многим НКО, способным демонстрировать хорошие результаты и качественные услуги. Мы надеемся, что за счет получения субсидии число таких НКО будет расти и попадать в реестр поставщиков социальных услуг.
Чтобы получить субсидию и поддержку Правительства города на реализацию проектов нужно подготовить заявку в установленные сроки, подать ее, пройти оценку и дождаться решения и заключить договор.
Комитет общественных связей поставил себе задачу провести все этапы конкурса в этом году и подвести его итоги в течение ноября до 22 числа, чтобы организации-победители могли уже в этом году получить первые средства – субсидии. Мы пошли на 70%-е авансирование, т.к. срок проекта небольшой. Ранее мы предоставляли 50% субсидии при заключении договора.
Подготовка заявок НКО сейчас ведется. С 8 числа мы начинаем принимать эти заявки в Московском доме общественных организаций, где создан сервисный центр по приему заявок. Мы обращаемся с просьбой к НКО не оттягивать все до последнего дня, хотя с другой стороны понимаем, что так редко бывает. В этом году мы очень сократили для себя сроки проверки заявок: вместо 2-х недель мы обязуемся проверить все заявки за 4 дня и опубликуем 30 октября списки допущенных и передадим в экспертный совет для оценки.
Те заявки, сумма запрашиваемых средств по которым менее 700 000 рублей, по-прежнему будут оцениваться тремя экспертами, как и в прошлые годы. Заявки, сумма запрашиваемых средств по которым более 700 000 до 5 млн рублей, теперь будут оцениваться пятью экспертами.
На втором этапе – с 13 по 22 ноября – начнет работу конкурсная комиссия. Она берет за основу средние баллы, выставленные экспертами. При необходимости, если член комиссии сочтет, что оценка, выставленная каким-то экспертом, нуждается в пересмотре, конкурсная комиссия рассмотрит этот проект детальнее. Она имеет возможность по тем же критериям, которым работали эксперты первого этапа конкурса, провести дополнительную оценку. Она может сравнивать качество заявок различных организаций. Если члены конкурсной комиссии сочтут необходимым, они могут в пределах 20% от этой средней оценки экспертом первого этапа либо уменьшить, либо увеличить сумму баллов или размер рекомендованной субсидии. Затем конкурсная комиссия распределяет все, претендующие на субсидию заявки по рангу, по баллам. Те из них, кто попадает в общий объем предоставленных субсидий, который в этом году составляет 174 млн рублей, могут получить финансирование. Кроме того, в этом году у конкурсной комиссии получилось дополнительное право установить минимальный размер баллов, ниже которого организация финансирование не получит. Это сделано, чтобы повысить качество заявок и проектов, которые будут реализованы за счет средств городского бюджета.
Теперь, вместо 30 дней, мы беремся заключить договора за 14 дней. За 7 дней до середины декабря мы планируем перечислить все средства, которые будут предоставлены победителям конкурсного отбора.
Вчера состоялась первая консультация из списка запланированных на ближайшие 4 недели. 3 раза в неделю у нас проходят консультации в Московском доме общественных организаций. Они распределены по темам, направлениям. График есть на сайте Комитета общественных связей, на сайте Дома общественны организаций.
На вчерашней консультации было 37 организаций и более 400 участников уже заранее записались на последующие организации. Это только за 5 дней записалось более 400 человек. Сейчас мы продолжаем информировать НКО города о нашем конкурсе. Мы рассчитываем, что потом желающих пройти через эти консультации, будет более существенным, чем в прошлые годы.

Е.А. ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА

Коллеги, я хочу всех поздравить и сказать, что здорово, что конкурс продолжается и не снижается финансирование в эти непростые экономически времена. Важно, что нововведения, которые появились, были предложены в результате консультаций с НКО и экспертами в сфере НКО. Эти новации соответствуют последним трендам и запросам москвичей. Правильно, что разделили на две группы: на маленькие НКО и крупные, потому что им трудно конкурировать.
Измерение результатов проектов – важная тема, потому что, раздавая средства НКО Правительство Москвы хочет быть уверено, что они будут потрачены целевым образом и от них будет получен эффект. При этом сложность этой задачи обусловлена еще и тем, что это особенно трудно для социальной сферы, где результаты могут быть отложенными.
Мне кажется, при оценке результата нужно сопоставлять вложенные ресурсы и полученный результат, с результатами других аналогичных проектов, проводимых другими НКО или какими-то учреждениями. Нужно формировать свои группы показателей для определенных категорий проекта, потому что универсальных показателях для всех проектов здесь нет. Такие наработки уже есть. Есть и НКО, которые специализируются на оценке эффективности.
Правильным мне кажется появление новых номинаций. Организаций в Москве много, но даже те, кто работает в одной сфере зачастую, даже не знают о существовании друг друга. Номинация «партнерские проекты» будет для них стимулом к консолидации, содействовать повышению эффективности их деятельности и расходовании средств.
Основная цель всей этой поддержке – сделать так, чтобы нам, москвичам, жилось лучше, чтобы город развивался. Некоммерческие организации должны привлекать к себе как можно больше граждан. Хотя Москва сегодня на первом месте по уровню доверия граждан к деятельности НКО и вовлеченности граждан, тем не менее, не все так благополучно. Проблема недоверия, невовлеченности все еще существует. Здесь огромную роль могли бы сыграть СМИ.

А.А. АЙГИСТОВ

Хотел бы сказать, что для меня сегодня был микрошок. Я знал, что какие-то нововведения будут, но я не ожидал, что так много инноваций, которые были инициированы на летних встречах с представителями НКО, будут осуществлены. Пусть даже некоторые вещи осуществлены не в полной мере, но их зачатки уже есть. Для меня это свежий ветер перемен.
Мне очень понравилось, что будет работать конкурсная комиссия. И я бы не умалял здесь роль Комитета общественных связей. Это государственный конкурс и представители государстве в нем должны участвовать, а их голос в какой-то мере должен быть решающим.
О номинациях, связанных с партнерскими проектами, скажу, что это зачатки того, что существует в Европе. Может быть, в будущем это будет отдельный грантовый конкурс, отдельная субсидия, когда НКО выступает «застрельщиком» и гарантом выполнения гранта, привлекая еще там 10 других организаций, у которых, может быть, и нет юридического лица. В будущем, мне кажется, нужно и информационные технологии здесь активно привлекать, сделать «Личный кабинет заявителя», прикрутить туда электронную подпись.
В будущем стоит проанализировать и агрегировать такой хороший опыт Департамента культуры, когда предлагалось использовать краудфандинговую платформу, когда, например, какая-то НКО для своего проекта собрала деньги, а Департамент культуры эту сумму удвоил, чтобы проект успешно состоялся.
Мне кажется, сейчас большая проблема с паспортизацией, сертификацией социальных услуг. Новый закон в этом году принят. Там тоже очень много вопросов. Может быть, сделать отдельный конкурс. А может быть, в этом конкурсе НКО смогут не просто предоставить какой-то проект, а описать эту социальную услугу, показать, как она реализуется, сделать ее сертификацию, паспортизацию.
У всех нас проблема с государственными закупками – не участвуют так, как нужно НКО, на уровне малого и среднего бизнеса, не используют эти 15% преференций. Мне кажется, или в рамках субсидий, или в рамках отдельного конкурса, или стоит обсудить как с помощью такой субсидии гасить проценты кредитные, которые потребуются НКО для участия в конкурсе. Может быть, вообще кредиты организовать. Может быть, на уровне Дома общественных организаций выдавать эти деньги взаймы, или договориться с каким-то банком. В эту сторону будем думать в будущем.
Для меня те решения, которые уже приняты и оформлены в документе Правительства Москвы, они революционные. Я предлагаю итоги самих конкурсных процедур представить 9 декабря в рамках съезда НКО России на Всероссийской конференции «Госгрант».

Е.А. ЗАХАРОВА

Мы работаем давно – 15 лет нашему фонду «Созидание». Основная наша тема – это добровольчество, вовлечение молодых добровольцев в деятельность НКО и волонтерскую деятельность.
Мы участвовали в предыдущих конкурсах и иногда выигрывали. Мы, как фонд, в свое время тоже проводили конкурсы, раздавали деньги. Экспертная и оценочная составляющая у нас тоже есть. Мне кажется, самое главное в проекте – это не кто и как будет его организовывать, а что будет дальше. Написать можно все прекрасно и представить прекрасный проект, но реализация хромает. Многие организации не видят этого продолжения. Важно увидеть это при подаче заявок.
Мы проводили на московском и российском уровнях мы проводили конкурс «Доброволец года». И мы говорим, что нам не нужно ни признания, ни бумаг, мы это делаем потому что хотим делать. Но есть многие молодые люди, которые с удовольствием получили бы и грамоту. Это тоже хорошо, потому что концепция дополнительного образования уже внедряется повсеместно и большое количество ВУЗов по России уже засчитывают в качестве дополнительных баллов участие в добровольческой деятельности и присваивает за это от 1 до 10 баллов.
Мы много лет делали «Добровольца года». Когда мы в самом начале в 2000-2002 году говорили о добровольчестве, это не было популярно как сейчас. Это были единичные вещи, о которых знали. После олимпиады в Сочи широко заговорили о волонтерстве. Прессе отдельное спасибо за сюжеты о добровольцах. Сейчас на федеральном уровне «Добровольца года» делает государство. Государство разработало конкурс, объявило его – Федеральное агентство по делам молодежи, ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей». В Москве ГБУ «Мосволонтер» проводит конкурс «Доброволец года». Чудесно. То, что мы хотели, мы этим донесли. Дело живет – это самое главное. В первую очередь, государство должно признавать, что волонтеры и добровольцы – это важное дело, что они не делают работу другого, а наоборот, привносят новое. Часто волонтеры представляют и рассказывают о введении новых услуг. Они поднимают проблемы, которые существуют внутри общества. Все мы знаем фонд «Старость в радость».
По поводу конкурса, хочу про показатели сказать. Очень не люблю, когда организация пишет, что они обучат столько-то людей и ставят это в показатели. А дальше что? Даже маленький проект в 11 месяцев позволяет, чтобы тех, кого они обучили, они смогли применить это дело на практике, т.е. показать, кому от этого стало лучше. Потому что обучение ради обучения – это не проект, не работа.
В свое время много веков назад люди не чистили зубы. Но кто-то придумал зубную щетку и сейчас ни у кого не возникает вопроса о чистке зубов – это часть культуры, быта. Мне кажется то, к чему мы должны стремиться – чтобы добровольчество тоже стало частью культуры, быта, чтобы ни у кого не возникало вопроса, куда пойти, зачем это делать. Просто потому что я человек и мне не безразлично, что происходит вокруг.

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Тема волонтерства очень важна, и мы выделили ее в отдельную площадку для обсуждения на Гражданском форуме Общественной палаты г. Москвы. Гражданский форум уже работает и несколько обсуждений уже проведены. Приглашаю к обсуждению.
Я прошу Анну Новикову поделиться опытом, как может НКО тиражировать опыт. Организация, которую возглавляет Анна, реализует очень интересный проект «Двор моей мечты».

А.В. НОВИКОВА

Здравствуйте. Наш проект «Двор моей мечты» - это идея с 2007 года. Мы 2 раза подавали на конкурс, выигрывали его. Нас поддерживали небольшими субсидиями. Только в 2013 году мы набрались смелости и подали сразу на 3 года – с 2013 по 2015 гг. Мы захотели охватить несколько районов. Участвовало 3 округа Москвы. Начинали мы со своего района Восточного Дегунино. У нас уже была практика, поэтому команду и участников в проект мы собрали быстро. Двор – это такая маленькая семья. Вовлечение пошло через родителей. Родители, как правило, думают не о себе, а о детях, и через детей подключаются. Площадкой выбрали свой клуб, но потом провели выставки, анкетирование среди семей, родителей. После этого дети пошли в школы, рассказали там и несколько школ нас пригласили. И в рамках своего района мы вышли на школы. Например, Гимназия №1592 для второго класса нашу программу взяли как проектную деятельность. Так потихонечку пошло. Дальше, в первый год это было 60 человек от 6 до 14 лет плюс их родители. Все они были задействованы. Потом нас пригласили в МФЦ, и мы стал транслировать там свой опыт. Мы стали приходить в библиотеки, стали задействовать все пространство, которое есть в районе. Дети очень активно творили. Получались очень интересные площадки, модели, рисунки. Мы делали выставки. Таким образом мы закончили 2013 год. Опыт собрали, написали методичку. Кроме того, наша организация участвует в Совете молодых семей г. Москвы. Наш клуб – родоначальник. Таким образом, у нас были контакты НКО, друзья в разных районах. Мы с ними поговорили, поделились своим опытом, знаниями, организацией процесса. В 2014-2015 году у нас уже было 5 районов в 3 округах. Мы делали межрайонные выставки, поездки, занятия, мастер-классы, экскурсии. Все это мы проводили с помощью 6 организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.

Е.И. СТЕФАНЮК

Я представляю «Национальный фонд развития здравоохранения» и одно из наших ведущих направлений – проект «Донорство крови». По нашей инициативе на площадке Общественной палаты РФ создали координационный центр по донорству крови, где постарались объединить некоммерческие организации, представителей станции переливания крови, представителей инициативных групп ВУЗов, чтобы справится с проблемой нехватки донорской крови, которая была у нас еще несколько лет назад. Но сейчас появились абсолютно другие задачи, которые нужно решать. В таком мегаполисе как Москва потребность в донорской крови, в компонентах, будет всегда. Нужно привлекать наибольшее количество доноров. Кровь нужна постоянно. Станции переливания крови работают в плановом порядке и им нужна и донорская кровь, и донорские компоненты, та же плазма, которая длительный срок хранится на карантине и может использоваться только через 6 месяцев. Сейчас важно говорить о развитии регулярного донорства крови, а не только о первичном донорстве. Важно, чтобы доноры возвращалась. Тем более сейчас созданы прекрасные условия на станциях переливания крови. К сожалению, в Москве очень мало организаций, которые бы профильно занимались именно донорством крови. Нашей задачей в рамках нашего проекты было создание на базе ВУЗов инициативных групп, которые смогут подготовить организаторов донорского движения, которые будут активными помощниками для станций переливания крови.
У нас много планов, много идей. Мы обязательно будем участвовать в вашем конкурсе. Хочется пожелать всем участникам успехов.
Что касается предложений, было бы здорово создать на портале календарь мероприятий, чтобы организации, которые реализуют проекты, могли бы выкладывать свои анонсы и т.д., чтобы они могли участвовать и привлекать свои проекты, добавлять их. Это было бы полезно.
Для вовлечения жителей города нужно важный упор делать на социальную рекламу. Она касается и донорства крови, и добровольчества, и почти всех проектов. Очень бы хотелось, чтобы ее стало больше. Было бы здорово, если бы у НКО была возможность на льготных условиях те идеи и проекты, которые есть, в формате социальной рекламы были бы представлены в городе.

И.В. МОЧАЛОВ

Качество среды – это то, о чем сейчас говорится на всех уровнях. Правительство Москвы сейчас проводит колоссальную работу по программам «Мой двор», «Моя улица», создание должности главного садовника. Как Московское объединение ландшафтных архитекторов мы существуем очень давно. История уходит корнями в середину 20 века. Но проект, с которым мы пришли в Правительство Москвы за поддержкой, очень узконаправленный. Наша целевая аудитория – это молодежь. Проект направлен на повышение сознания молодежи о том, что такое мой город, моя улица, мой парк. Зная, понимая, рассказывая, может быть не сильно профессиональным языком… Мы выпустили в рамках этого проекта простой ролик «Я хочу стать ландшафтным архитектором», где доступно на примерах показана работа ландшафтного архитектора со средой обитания, начиная от своего собственного двора, школьного двора или городской территории. Мои коллеги и я пошли в школы Москвы и рассказывали на открытых уроках школьникам о работах, которые делают ландшафтные архитекторы в Москве в рамках этих городских программ и т.д.
Еще очень интересное направления в рамках этого Молодежного ландшафтного форума – издание литературы, которая в коммерческом плане совершенно невозможна, потому что она коммерчески не востребована. Это вторая книга «Ландшафт человека», которую мы издали в конце прошлого года и распространяли в этом году. Она получила колоссальную поддержку в т.ч., Департаментом образования г. Москвы. Многие школы ЦАО и других округов получили это издание. Этот 7000-й тираж разошелся влет. Мы работаем над тем, чтобы издать второе издание этой книги. Вы спрашиваете, где конкретные результаты – вот они. Еще один момент, где мы применяем масштабируемость нашего опыта – это работа в рамках Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре. Она состоится в ноябре. Пользуясь случаем хотел бы сказать, что с 17 по 21 ноября будет это большое мероприятие в Москве, где Молодежный ландшафтный форум пройдет в 3 огромных мероприятиях: студенческий конкурс, конкурс инсталляций и сам форум, где молодежь, студенты и школьники старших классов обсудят проблемы окружающей среды. Тем самым осознание данной проблематики для молодого жителя города станет понятным и доступным. Наш опыт по этому московскому проекту получил очень хорошее продолжение в этом году, когда в Санкт-Петербурге в июне прошло огромное международное мероприятие – Всемирный конгресс ландшафтных архитекторов. В рамках этого конгресса, используя наш опыт, мои коллеги и коллеги из Санкт-Петербурга, мы провели международные студенческие молодежные форумы. Так идея, родившаяся у нас в Москве, получила распространение и на Санкт-Петербург, и на Россию, а благодаря тому, что это был международный конгресс, эти семена стали прорастать во многих странах мира. Коллеги из-за рубежа так же были рады услышать о нашем опыте и используют его в своих странах.
Вопросы, которые здесь поднимали мои коллеги о взаимодействии со СМИ и по поводу социальной рекламы, для нас очень важны. Мы приглашаем на все наши мероприятия, в т.ч., на национальную премию, и представителей СМИ, и представителей масс-медиа. Но, к сожалению, для нас это большая трудность. Естественно, мы используем и социальные медиа, сайты. Но не идет почему-то у нас эта работа и здесь бы ваша помощь была очень актуальна.

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Спасибо. По социальной рекламе – это очень важная задача. Мы будем уделять этому внимание и возможно придумаем даже специальный проект, конкурс с возможностью получить эту социальную рекламу на выходе.
Вот такие НКО существуют в Москве. Вот такие у них проекты. Вот эксперты, которые будут оценивать проекты, которые мы ожидаем на конкурс. В целом, мы представили информацию в полном объеме. Если есть какие-то вопросы, готовы на них ответить.

Н. ПОКРОВСКАЯ – «Московская правда»

У меня вопрос к Елене Андреевне. Я очень хорошо знаю работу НКО, работала в некоторых из них. Задам вопрос о доверии с точки зрения обывателя. С точки зрения обывателя НКО осуществляет волонтерскую деятельность и бескорыстно. Александра Борисовна говорила, что приоритет будет отдаваться проектам с адресной помощью. Объясните, а на что тогда НКО, которая работает добровольно, на бескорыстных началах, нужна субсидия в 700 000 рублей.

Е.А. ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА

Спасибо. Этот вопрос есть не только у обывателей, но и у вполне уважаемых государственных людей. Надо доносить до всех, что организации бывают разные. Есть абсолютно волонтерские организации, которым не нужны никакие субсидии. Есть другие организации, которые работают профессионально. Например, помогают детям с аутизмом. Им нужно помещение для работы, которое редко, когда бесплатно можно получить. Им нужны специалисты, которые будут изо дня в день работать с этими детьми. Часть таких людей можно найти, которые будут приходить раз в неделю на час в свободное время и с ними заниматься. Но этим детям регулярно нужно внимание и помощь. Наивно рассчитывать, что- кто-то будет готов бесплатно с утра до вечера с этими детьми заниматься. Таким людям нужно платить зарплату, на которую нужно находить средства.
Кроме того, организации могут быть даже незарегистрированными. Согласно законодательству, общественное объединение может существовать без образования юридического лица. Со временем, я думаю, все поймут прекрасно эту ситуацию, как Правительство Москвы понимает и делает специальную номинацию – развитие самих НКО. А чтобы развивать нужны специалисты, профессионалы. Если они не будут конкурентоспособны на рынке, чему они научат других? Есть часть деятельности НКО, на которую нужно финансирование.

Е. КИСЛАЯ – «РИА Новости»

Вы сказали, что 3 новых номинации. А как-то увеличивается финансирование, или остается прежним, как в прошлые годы?

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

В Москве самое высокое финансирование и выделение субсидий НКО по стране. Кроме того, мы на 23 млн в этом году увеличили объем финансирования по сравнению с прошлым годом.

И.С. СОБОЛЕВ

Это средства Департамента культуры на новые творческие молодежные проекты. Если сравнить по годам объем субсидий, выделенный Комитетом общественных связей, то в 2013 году на этом конкурсе 2-3-летних проектов предоставлялись средства в размере 200 млн рублей. В 2014 году НКО продолжали реализовывать проекты, с которыми они победили в 2013 г. тоже в объеме 200 млн рублей. В этом году - 273 млн рублей, из которых 100 млн уже получили организации, которые продолжают проекты 2013-2014 гг., и 174 млн., которые мы выносим на конкурс.

О. ОГУЛА – «Труд»

Если на примере прошлого года, наблюдается дефицит проектов или их больше, чем возможностей? Есть ли какой-то перегиб по идеям? Может они в какую-то одну сторону, большинство?

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Спасибо за вопрос. Мы, конечно, анализируем проекты и аудиторию, которые вызывают наибольшее внимание. Конечно, всегда есть конкурс. Это значительное финансирование и московские организации, безусловно, ожидают этот конкурс и требовательно относятся к условиям и инфраструктуре, которую создает Правительство Москвы. Поэтому мы и внесли изменения.
Прошлый год был особенный, связанный с 70-летием Победы в Великой отечественной войне. В прошлом году было очень много проектов, связанных с поддержкой ветеранов, вовлечении молодежи в патриотическую активность.
Номинации, которые мы ввели в этом году, мы ввели, чтобы расширить аудиторию. Понятно, что каждый год имеет свою специфику. В прошлом году поддерживали проекты, связанные с патриотической направленностью. Есть традиционная детская тематика. Ожидаем, что в этом годе несколько поменяется аудитория, появятся новые проекты.
Мы вместе с Общественной палатой сделали интересное упражнение. Эти номинации, которые представили на конкурс, мы попросили Общественную палату экспертно оценить, что более важно по их мнению.
Игорь, может быть, Вы коротко прокомментируете, какие результаты мы получили?

И.С. СОБОЛЕВ

Вчера мы на Совете Общественной палаты Москвы докладывали результаты этого опроса среди членов Общественной палаты. Одной из приятных оценок Общественной палаты Москвы было то, что 3 новых направления получили высокие баллы. Несколько неожиданным лично для меня было то, что традиционно ожидаемые баллы по направлениям «Милосердие и забота», «Дети и молодежь Москвы», члены Общественной палаты не поставили им высоких оценок. Мы потом обсуждали это с НКО, как же так произошло. Да потому что по этим направлениям больше всего и выигрывало НКО. Больше всего средств именно на эти направления всегда выделялось. У экспертов есть ощущение, что нужно двигаться дальше, повышать способность сектора НКО развиваться в новых направлениях, привлекая новые инициативы московских граждан. Чтобы совместно делать новые проекты. Высокие баллы получили направления, связанные с вовлечением молодежи в предпринимательскую деятельность, а так же направление, связанное с образовательными проектами для молодых людей.

А. МОСИНА – «Сокольники и весь ВАО»

Предполагается ли в дальнейшем какая-то отчетность от организаций, которые выиграли субсидию? В случае неудачно реализованных проектов, какая судьба ждет эти проекты, эти организации? Будет ли анализироваться такое положение дел?

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Спасибо. Это то, что мы хотим изменить в этом году. Мы хотим находится с организациями, которым выдадим субсидии, в постоянном контакте. Мы не хотим, чтобы они получили деньги и исчезли на 11 месяцев. Мы хотим, чтобы они говорили о результатах, о проблемах. Мы хотим поддерживать. Нам важно помогать организациям искать партнеров. Мы будем проводить постоянное взаимодействие, дискуссии, мастер-классы в Комитете общественных связей, в нашей подведомственной сети, в Доме общественных организаций.

И.С. СОБОЛЕВ

Если по отчетности, то все организации представляют ежеквартальную финансовую отчетность о потраченных средствах городского бюджета и ежеквартальную отчетность о внесенных собственных средствах, использованных для реализации этого проекта. Во-вторых, организации представляют отчет о реализованных мероприятиях. Он предоставляется дважды. Промежуточный отчет представляется по реализации половины проекта, и финальный отчет по окончанию реализации проекта с презентацией результатов проекта. Это традиционная практика. При этом в следующем году мы усилим оценку эффективности проектов. В 2014 году мы проводили такую оценку и некоторые из проектов, не прошедшие эту оценку, в результате переговоров с НКО-получателями субсидий, убедились сами, что в том объеме, на который они заявились, в 2014 и 2015 не смогут реализовать свой проект. После такой оценки у нескольких организаций были субсидии прекращены. Т.е. 2013 год они реализовали, а на 2014 и 2015 гг. договора прекратились, и субсидия им не выделялась далее. В 2016 году мы начнем проводить оценку эффективности не позже весны, по ходу реализации проектов.

А.В. НИЦУРА – «Open Economy»

Скажите, пожалуйста, планируется ли в будущем упрощение перечня документов, которые необходимо подавать для получения субсидии? В частности, отказаться от требования бухгалтерской отчетности или копии отчета организации, которая предоставляется Минюст, которая не требуется при оформлении заявки, например, на получение грантов Президента для НКО, т.е. приведение региональных требований в соответствие с федеральными. Спасибо.

И.С. СОБОЛЕВ

Не сказал бы, что это федеральные требования. Это отдельные грантооператоры предъявляют такие требования к заявителю.
У нас есть такое правило, по которому организация, подтвердив оборот по своим счетам за последние 2 года или менее, претендует на субсидию, которая в 5 раз превышает прежние обороты НКО. Мы не будем отказываться от этого правила, потому что, чтобы крупную субсидию предоставить организации, мы должны с вами были уверены, что у организации есть опыт оперирования средствами хотя бы в размере пятой части от субсидии, на которую она претендует. Это первое. И второе, по поводу сокращения документов. Если мы с вами внимательно прочтем Постановление Правительства от 14 сентября, 2 документа, которые в 2016 году мы не будем просить от организации – это выписка из Налоговой инспекции и с Реестра, поскольку эти документы могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия. В этом году мы этого не делаем только потому, что у нас очень сжатые сроки. Мы не успели бы их запросить.

ВЕДУЩАЯ

Хочу поблагодарить Александру Борисовну за инициативу провести эту пресс-конференцию. Спасибо всем участникам за конструктивный рассказ. Всем большое спасибо.