Пресс-конференция «Возвращение исторического облика центру Москвы: городские фонари»
15 сентября 2015 года состоялась пресс-конференция на тему: «Возвращение исторического облика центру Москвы: городские фонари».
ВЕДУЩИЙ
Добрый день, коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Ливинского Павла Анатольевича.
Тема пресс-конференции: «Возвращение исторического облика центру Москвы: городские фонари».
В пресс-конференции принимают участие Балабанов Михаил Иванович, первый заместитель руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы и Потапова Наталья Владимировна, директор Музея «Огни Москвы».
П.А. ЛИВИНСКИЙ
Добрый день, уважаемые коллеги.
Первые фонари появились в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоанновны о том, чтобы снабдить улицы Москвы масляными фонарями, чтобы было освещение в вечернее время. В 1863 году на смену масляным фонарям пришли керосиновые фонари. В 1865 году было принято решение по газовым фонарям. Вначале использовалось открытое пламя, а потом ему на смену пришла газокалильная сетка, что значительно увеличило яркость. Глобальная реконструкция света произошла в сталинское время.
Например, на Большой Татарской находится старая чугунная опора от газового фонаря конца 19 века. Таких опор по городу много и они выявляются до сих пор. Совместно с музеем «Огни Москвы», который вносит огромный вклад в работу по сохранению исторического наследия в части проектов, чертежей старых фонарей, их описания, содержания, оказывает большую помощь Департаменту и работает в этом плане на благо города. Совместно со специалистами музея мы проводим сегодня восстановительные работы.
Возвращаясь к сталинскому времени, тогда появились новые фонари. Например, фонари Минкуса, или на подходах к МГУ фонари архитектора Руднева. Величественные, большие, чугунные, они прекрасно вписываются в архитектуру города. Но особенно к началу 90-х гг., к сожалению. Световое хозяйство приходило в упадок. Чугунные старые конструкции приходили в негодность, и старое красивое литье заменялось пластиком, или стальными опорами. Но сегодня в рамках реализации программы «Моя улица» и последние несколько лет можно видеть, как в этой части город преображается. В рамках этого года сделаны улицы Мясницкая, Ордынка, Большая и Малая Бронная, Спиридоновка. Спиридоньевский переулок. Установка этих фонарей сопровождалась голосованием среди горожан. Где-то фонари стилизованы под старые, газовые фонари, где-то они гармонируют с сегодняшними строениями. Они действительно необычные – это не простая стальная опора со светильником. Можно сказать, что это реконструкция. Они опираются на те р и скрупулезно созданы по тем чертежам, которые были подобраны специалистами музея «Огни Москвы». Самое простое, когда, например, сохранилась чугунная опора и специалисты снимают мерки, делают слепки, используя «3D»-моделирование восстанавливают облик, чтобы отлить соответствующий фонарь. Там, где ничего не сохранилось, начинается работа с архивами, и тогда данные фонари получают свой облик на заводах, где производится чугунное литье. Это происходит не только в рамках новых фонарей на реконструированных улицах, в рамках программы «Моя улица». Можно увидеть работу в части восстановления цоколей по набережным Москвы - Кремлевская набережная, Софийская. Это красивое обрамление опор Большого каменного моста, Москворецкого моста, Бородинского моста. Литье, которое там можно увидеть имеет форму, принятую в начале 20 века. Это позволяет воссоздать город таким, каким это и задумывалось.
В рамках следующего года и последующих лет реализации программы там, где происходит реконструкция улицы, обязательно находит свое отражение реконструкция объектов наружного освещения.
Какие были фонари, и какие есть – с ними можно ознакомиться в музее «Огни Москвы» на Армянском переулке. Это очень интересный и посещаемый музей. Там можно увидеть всю историю освещения столицы.
Важно отметить, что то, что применяется сейчас – это энергосберегающие фонари. Воссоздается исторический облик, но электроэнергии они потребляют гораздо меньше, чем лампы накаливания. Сейчас используются и светодиодные светильники, и натрий высокого давления. Все они потребляют энергии значительно меньше, чем это было раньше.
О. ОГУЛА - «Труд»
Скажите, по поводу восстановления опор с какими трудностями вы столкнулись? Какие были сложности, может быть, по материалам? Из чего делают современные опоры? Спасибо.
М.И. БАЛАБАНОВ
Основная трудность была – начать. Внешний вид опор, цоколей, которые на них одеты, кронштейны, которые на них висят, действительно, утратили свой первоначальный вид. Главное было – правильно определиться с источником финансирования. Мы пришли к выводу, что эта программа может финансироваться в рамках капитального ремонта и восстановления опор, которые находятся на балансе города. Вторая задача была – определиться, где это делать. Не все в России могут сделать такое качественное литье с такими параметрами. Мы нашли несколько заводов, которые такое литье могут делать, и отобрали на конкурсной основе из них лучшие. Третья задача была – подобрать литье, которое наиболее соответствовало тому, что было установлено в 30-х гг. Это три основных проблемы, которые мы решали пи реализации такой целевой задачи.
О. Огула - «Труд»
Где изготавливают опоры?
М.И. БАЛАБАНОВ
Это несколько литейных предприятий, которые находятся, в основном, на Урале.
И. ОГИЛЬКО – «Российская газета»
Сейчас на Ленинградском проспекте идет реконструкция в рамках «Моя улица», и там внизу фонари отделываются пластиком. Это часть возврата или это совершенно другая программа? Будут ли на других улицах и мостах города меняться фонари в дальнейшем, кроме программы «Моя улица»?
М.И. БАЛАБАНОВ
На опорах наружного освещения там действительно сейчас устанавливаются пластиковые цоколи. Но в проекте именно чугунный цоколь или «юбка», как их называют. Они сейчас изготавливаются, а пока их заменяют пластиковые конструкции. В дальнейшем и Ленинградский проспект, и шоссе будут иметь величественный и красивый облик с чугунным литьем. Чугун и в обслуживании лучше, и при зимних морозах, когда требуется уборка снега, пластик легко повреждается. Чугун это спокойно выдерживает.
А. БОЙЦОВА – Сайт префектуры ВАО
У меня подобный вопрос, только касаемо улиц до Щелковского шоссе и Стромынки. Что там делается в этом плане?
П.А. ЛИВИНСКИЙ
В рамках программы «Моя улица» все вылетные магистрали должны быть оборудованы чугунными цоколями. Это большой объем литья, который даже эти несколько заводов обеспечить не могут, поскольку счет идет на тысячи штук. Производительность у них такая, что они в течение 40 дней делают партию в 200 штук – максимум, что могут сделать оба завода. Для того, чтобы обеспечить своевременность выполнения работ, принято решение ставить временно пластиковые цоколя, которые по мере поступления будут заменены на чугунные.
Вы можете посмотреть пример Мытной улицы. Там в полном объеме сделана работа – идеальная ситуация, как она и задумана в проекте. Там стоят чугунные цоколя, красивые кронштейны, плафоны, и все это уже работает, хотя улица еще не сдана. То же самое сейчас делается на Серпуховской улице, Павловской. Практически все улицы, которые вошли в программу, постепенно, по мере поступления оборудования, будут так перевооружаться.
А. СЕВЕРИН – «Вечерняя Москва»
Павел Анатольевич, расскажите, пожалуйста, что было сделано на ВДНХ? Там же очень много светильников устанавливали.
П.А. ЛИВИНСКИЙ
На ВДНХ проводилась такая же работа по реставрации, как на мостах Москвы и набережных. Там очень интересно: рядом с фонтаном «Каменный цветок» использовались очень красивые конструкции, колонны наружного освещения, которые в 30-е годы были выполнены трестом «Мосгортрест». Они разрабатывались в Мастерской внешнего оформления г. Москвы. Но в 90-е гг. многие элементы были утеряны, часть опор была демонтирована из-за ветхости. Это происходило до тех пор, пока в прошлом году при масштабной реконструкции не были полностью восстановлены эти колонны, опоры. Дополнительно утраченные 9 опор так же были восстановлены. Это тоже чугунное красивое литье по проектам и образцам тех колонн, которые были там исторически установлены.
Е. ВОЛОДИНА – «Мой район»
Наталья Владимировна, с каких исторических фонарей делались эскизы современных фонарей?
Павел Анатольевич, звонят читатели и жалуются, что в разных районах Москвы, например, в Ясенево и в Отрадном, очень сильно упала освещенность дворов. С чем это связано?
Н.В. ПОТАПОВА
Можно брать за образцы исторические фонари, начиная с газовых. Потому что их стали делать из чугуна. Восстанавливать масляные и керосиновые фонари нецелесообразно, потому что они были на деревянных столбах.
В начале 20 века в Москве существовало несколько видов фонарей: простые газовые, газокалильные, выполненные в стиле модерн. Причем, они были немножко разные – чуть-чуть отличается деталь кронштейна. Только на Мясницкой был такой завиток в стиле модерн и сейчас его повторили. К сожалению, полностью колонну не удалось восстановить, исходя из современных условий. Изначально она была газовая, и переделать ее под электрическую, чтобы она соответствовала техническим условиям, гораздо сложнее. Были фонари с элегантными колоннами начала 20 века для электрических ламп накаливания 1912 года. Такие фонари сейчас восстановили на Малой Бронной улице. Они практически полностью соответствуют историческому облику. Простые газовые фонари стоят в Успенском переулке. Даже на территории Кремля есть несколько струнных колонн, которые стоят рядом с Царь-пушкой и Царь-колоколом – такие памятники из истории освещения. Думаю, в будущем их можно будет повторить. Дальше идет сталинское литье, которое соответствовало сталинской архитектуре.
Образцов немного, но они были созданы для Москвы и соответствуют нашей архитектуре. Можно по одному фонарю точно установить Москва это, Петербург, или какой-то европейский город, потому что даже у этих мелких деталей есть свой стиль. Для нас, музейных сотрудников, очень важно, чтобы в городе сохранялись такие исторические детали.
Про Отрадное могу тоже ответить – я живу в этом районе. Мне кажется, освещенность не снизилась.
П.А. ЛИВИНСКИЙ
По освещенности, коллеги, нужно знать конкретный адрес, где этот двор. Мы организуем выезд лаборатории. Есть правила освещенности, они общие для всех. Если это магистральная дорога – 30 люкс уровень освещенности. Если это квартальный проезд. То там достаточно 20. Если это пешеходная зона – это 5 люкс.
Когда мы говорим про исторический облик фонарей, надо понимать, что это не только опора, красивый ажурный фонарь. Это так же способ подачи туда самой электрической энергии.
Очень хорошо видна разница на новых пешеходных зонах. Там легко дышится, как будто бы там чего-то нет – там не этой сверху нависающей паутины проводов. Потому что сейчас делая реконструкцию, устанавливая новые опоры наружного освещения, делается кабельная канализация – это решения, колодцы, ПНД-трубы, которые позволяют протянуть все необходимые коммуникации, как под освещение, так и под необходимые слабые токи – интернет, связь, диспетчеризация лифтов и т.д. Эта паутина всегда портит вид и облик. Плюс, настроить правильно освещенность, подобрать правильно свет. Для всего эти характеристика разные. Где-то может быть, теплый белый, где-то холодный белый, где-то теплый желтый – романтичная обстановка. Все эти параметры в комплексной программе – это и есть наружное освещение Москвы. Это огромное хозяйство: больше 260 000 опор наружного освещения и полмиллиона светильников. Оно очень красиво смотрится даже из космоса. Мы отдельную работу проводили, говорили о том, что Москва – такое светящееся яркое пятно, если смотреть снимки из космоса. Качество освещения Москву улучшается объективно. Можно взглянуть на снимок Москвы из космоса 2010 года и 2015 года и сравнить.
М.И. БАЛАБАНОВ
Могу точно сказать, что за последние 3 года в Москве уровень освещенности вырос в разы. По программе, которая была утверждена Мэром – «Светлый двор», - мы реализовали в 14433 дворах дополнительные устройства освещения. В т.ч., в Ясенево, в Отрадном. Это вся Москва. У нас было около 400 000 светоточек в Москве 3 года назад, а сейчас стало 540 000 – на 140 000 светоточек мы приросли. У нас сегодня практически нет неосвещенных территорий.
ВЕДУЩИЙ
Павел Анатольевич, почему никто не заметил, что у стен Кремля темно?
П.А. ЛИВИНСКИЙ
Александровский сад, территория, прилегающая к Кремлю, улицы, прилегающие к Кремлю, там так же программа реализовывалась и реализуется. Можно посмотреть, какие красивые опоры в Александровском саду, как красиво освещена панорама Иверские ворота – Исторический музей, как красиво на Красной площади в ночное время. Кремлевская набережная, опять же. На Доме Пашкова была реализована архитектурно-художественная подсветка. Вообще, в целом, там освещение ровно такое, какое требует архитектурный облик города. Это было реализовано в 2013 году, 2014, 2015 гг. на сегодняшний день у нас архитектурно-художественной подсветкой оборудовано более 1000 зданий, которые были сделаны по городскому заказу. Такое же количество зданий, подсветка на них, выполнена непосредственно инвесторами, которые строят объекты строительные. Это комплексная работа – от центра до окраин города. Вылетные магистрали обустраиваются архитектурно-художественной подсветкой: Варшавское, Каширское шоссе, Проспект Мира, Ленинградский проспект.
Н.В. ПОТАПОВА
Что касается Кремля, то исторически в советское время Кремль вообще практически не освещали. Это специально делалось, и устраивались только праздничные иллюминации.
Недавно к нам обращались реставраторы, которые работают в Кремле. Тоже хотят восстановить исторические фонари по старым чертежам.
ВЕДУЩИЙ
Не могли бы вы назвать производителей оборудования, которые занимаются освещением Москвы?
П.А. ЛИВИНСКИЙ
Мы все закупки проводим на конкурсе и рекламировать кого-то не будем. У нас открыто участие для всех, кто заявляет свои пожелания участвовать в конкурсах. Но мы четко выставляем технические требования, которые должны быть соблюдены. Это является основой всех конкурсных процедур. Любое отклонение – и заявка не принимается.
Все заявки проходят оценку. В первую очередь, это должно быть отечественное оборудование. Второе – соответствовать нормам и требованиям, которые существуют в Москве. Наши параметры освещенности значительно превышают минимальные стандарты, которые есть.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
У меня вопрос к Павлу Анатольевичу. Скажите, пожалуйста, к какому времени планируется завершить работу хотя бы в центре Москвы по тем улицам, которые Вы обозначили? Спасибо.
П.А. ЛИВИНСКИЙ
На сегодняшний момент перечисленные пешеходные зоны, там уже реализованы работа. Это Мясницкая улица, вокруг здания Детского Мира пешеходная зона, Кузнецкий мост, Пушечная улица, Ордынка, от Никитских ворот, Большая и Малая Бронная, прилегающие к ним переулки, Большая и Малая Никитская - везде полностью мероприятия выполнены.
На сегодняшний момент ведутся работы по вылетным магистралям. Там, где идут работы по благоустройству улиц, там же на сегодняшний момент производятся подключение, расключение опор наружного освещения, перекладываются воздушные линии в кабельную канализацию. По мере реализации мероприятий по этим улицам там будет включаться новое освещение.
Е. РУДНИЦКАЯ – «За Калужской заставой»
Скажите, пожалуйста, с какими проблемами пришлось столкнуться для реализации такой масштабной программы по освещению центра города?
П.А. ЛИВИНСКИЙ
Первое – это мобилизация ресурсов, трудовых бригад. Программа большая. Объем технического надзора огромный. Те силы, которые есть, эксплуатационные, они работали в усиленном графике. Но раз сделано - значит, справились.
Если говорить о проблемах, то, как таковых их не было, которые бы затрудняли производство работ. Потому что работы были спланированы заранее. К ним были готовы. Бригады обучены. Везде работают профессионалы. Все происходит в штатном режиме. И спасибо москвичам за понимание.
ВЕДУЩИЙ
Воспользуюсь случаем поговорить с директором такого музея. Раз в Москве есть такой, во всех крупных городах есть такие музеи?
Н.В. ПОТАПОВА
Нашему музею в этом году исполнилось уже 35 лет. В мире музеев уличного освещения практически нет. Есть музей под открытым небом в Берлине, где просто в парке стоит большое количество исторических фонарей. У нас музей находится внутри здания. Мы рассказываем об истории уличного освещения Москвы. Москва – город, который часто менялся, перестраивался, где прошло много реконструкций. И так получилось, что в нашем городе старинных фонарей сохранилось не очень много. Буквально, на площадке перед музеем можно увидеть только несколько исторических колонн. У нас больше источников света – ламп, светильников, - уже 20 века.
В 2012 году мы стали проводить исследовательский музейный проект «Фонари Москвы». Нам захотелось узнать, что сохранилось в нашем городе. В принципе, во многом этот проект стал началом этой работы. Мы сделали каталог с помощью москвичей, которые нам писали, звонили и сообщали где и на какой улице сохранился старый фонарь. Нам часто приходилось бороться с дворниками. Мы иногда выезжали как Скорая помощь, и просили там не пилить, не спиливать в чугун какую-то старую колонну. И нам удалось создать такой каталог, который мы представили в результате реализованного проекта. И было удивительно, что нас услышал Департамент топливно-энергетического хозяйства и начал работу по восстановлению фонарей. Для нас очень важно даже не сколько фонарей восстановлено на мостах, набережных. Для нас важно, что 4 исторических фонаря 30-х гг. 2- века у больницы Пирогова были отреставрированы. В разных местах города они не стоят на балансе, такие бесхозные опоры, которые часто со временем утрачиваются. Были замечательные опоры на станции Каланчевская, которые были установлены там к коронации Николая II в 1896 году. Когда Михаил Иванович увидел репортаж про них, выразил желание их отреставрировать. Но, к сожалению, буквально через день, когда мы поехали на станцию, их там уже не оказалось. Но с помощью Департамента к концу этого же дня мы их нашли на дороге к свалке, но в распиленном состоянии. Сейчас они лежат у нас перед музеем. Для нас это важно, потому что это исторические формы. У нас есть какие-то чертежи, а какие-то образцы сохранились. Точно такие же фонари стояли раньше на Красной площади, на территории Кремля. Это действительно было очень красивое дореволюционное литье. Сейчас можно их восстановить даже по этим распиленным фрагментам.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Наталья Владимировна, пару лет назад, по-моему, или, может, в прошлом году, был озвучен проект, сделать что-то вроде Рощи фонарей на Площади Революции. К Вам обращались авторы этого проекта?
Н.В. ПОТАПОВА
Да. Там проект изначально назывался «Музей фонарей на Площади Революции». Поэтому знакомые мне позвонили и спросили: «это выделаете этот проект?». Поэтому, мы о нем узнали и со стороны музея мы вели длительную борьбу против этого проекта. Потому что Театральная площадь или Площадь революции даже в советское время представляли единый архитектурный ансамбль и сейчас представляют. И на мой взгляд, этот проект, в котором предполагалось, кроме 3 рядов фонарей, поставленных на расстоянии 5 метров друг от друга еще огромное количество световых точек, не будучи светотехником, я понимала, что это будет такое световое загрязнение. Хочется, и я к Михаилу Ивановичу периодически обращаюсь, чтобы там восстановить сталинские опоры высокие, чтобы восстановить световое единство за счет этих высоких опор.
М.И. БАЛАБАНОВ
Хотел бы обратиться к тем, кто пишет и общается с нашим населением посредством СМИ. Проведите какую-то разъяснительную работу о том, чтобы люди обращали внимание на тех, кто наносит граффити на наши цоколя и на наши опоры. Недавний пример – Большой каменный мост. Стоят красивые новые наши цоколи квадратные, идеально выкрашены. Какая-то сволочь, по-другому не назвать, берет и все эти цоколя разрисовывает какими-то непонятными знаками. Порядка 15-20 таких красивых цоколей становятся сразу изуродованными. Те, кто наносит такой вред нашему городу, к ним нельзя быть равнодушным. Если кто-то из наших жителей видит, что такое происходит – сигнализируйте как-то! Вызывайте полицию или нам хотя бы сообщите. Может быть, номер машины вы увидели или еще что-то. Мы же это все делаем вместе с вами и хотим, чтобы город был красивым.
Второе – у нас многие занимаются какими-то фотографиями, делают «селфи» на наших опорах, пытаются где-то на них зацепиться, отламывают эти кронштейны и прочее. Я прошу, если у вас есть такая возможность, обратитесь к жителям с просьбой не наносить вред тому, что делается в городе, а беречь это все.
Чтобы этот цоколь очистить требуется, по крайней мере, неделя. Нужно краску эту аккуратно снять, потому что закрасить это невозможно, наложить еще один слой краски. Но у этой конструкции будет уже совсем другой вид. Сейчас полностью снимается, грунтуется заново и заново красится. Ущерб колоссальный с точки зрения того, сколько тратится на эксплуатацию, на то, чтобы восстановить это все. Это большие деньги.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Мы постараемся донести. Спасибо вам за вашу работу. Коллеги, спасибо за вопросы. Пресс-конференция закончена.