Информационный Центр Правительства Москвы
27 июля 2024, суббота, 03:04
Пресс-конференции

Пресс-конференция Антона Кульбачевского и Натальи Климовой

5 августа 2015 года состоялась пресс-конференция руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского Антона Олеговича и руководителя государственного казенного учреждения (ГКУ) «Московский центр «Открытое Правительство» Климовой Натальи Павловны на тему: «Итоги краудсорсинг-проекта Правительства Москвы «Экологическая стратегия Москвы».

Пресс-конференция Антона Кульбачевского и Натальи Климовой

ВЕДУЩАЯ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию, посвященную подведению итогов краудсорсинг-проекта Правительства Москвы «Экологическая стратегия Москвы».
В пресс-конференции принимают участие: Кульбачевский Антон Олегович, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, Климова Наталья Павловна, руководитель Государственного казенного учреждения (ГКУ) г. Москвы «Московский центр «Открытое Правительство», Минин Александр Андреевич, руководитель научно-производственного объединения «Сохранение и развитие природного комплекса Москвы» НИиПИ Генплана Москвы, академик Российской экологической академии, Марьев Владимир Александрович, национальный эксперт Центра ЮНИДО в РФ, координатор проекта «Создание в России «Межрегионального центра по утилизации потенциально опасных и промышленных отходов» и Трофименко Константин Юрьевич, директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая Школа Экономики». Так же у нас сегодня участвуют активные жители, участвовавшие в проекте.

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Уважаемые коллеги, рад вас приветствовать. Сегодня мы подводим итоги краудсорсинг-проекта, который был организован «Открытым Правительством» и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды. Мы обсуждали экологическую стратегию Москвы до 20130 г. Это доктринальный документ, ближе к научному. Перед нами стояла задача сверить наши представления с мнением наших жителей. Выставляя такой серьезный документ на обсуждение с жителями, мы рисковали. Но полученные результаты показали острый интерес участников проекта к теме, готовность горожан обсуждать эту тему, делиться идеями.
На мой взгляд, проект получился. Нам кажется, состоялся интересный, не скучный и равноправный диалог между Департаментом, экспертным сообществом и населением. Собранные в рамах проекта идеи, поддержанные большинством участников проекта, будут учтены в доработке проекта Экологической стратегии Москвы до 2030 г.
Обсуждение велось по 6 основным направлениям природоохранной сферы: атмосферный воздух, охрана вод, зеленый фонд, отходы, шум и вредное воздействие, экологическое просвещение.
Зеленый фонд – наиболее обширное направление, в котором обсуждались не только вопросы озеленения города, но и сохранение биоразнообразия, охраны почв и животного мира.
По всем направлениям экспертами просчитывались реалистические показатели улучшения состояния окружающей среды, такие, как увеличение площади ООПТ, увеличение площади озелененных территорий за счет реорганизации промзон, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха к 2030 г. на 30% на территориях вблизи автотрасс, и на 20% на жилых территориях. Так же это снижение выбросов парниковых газов, повышение класса качества воды поверхностных водных объектов города, сокращение территорий города, находящихся в зонах шумового дискомфорта, на 10%, и общее снижение уровня шума от 5 до 10 децибел, а так же снижение отходов, подлежащих захоронению, на 35% при направлении соответствующей доли раздельно собранных, отсортированных отходов на вторичную переработку.
Обсуждение проекта Стратегии проходило в летний период. Всем понятно, что сезон отпуском. Не смотря на это, достаточно большое количество горожан приняли участие в обсуждении нашего проекта. На площадке проекта зарегистрировалось более 4700 человек от 16 до 87 лет. Женщин чуть больше, чем мужчин. Распределение участников по округам примерно одинаковое. Менее активны были жители Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского административных округов.
Только 15% участников – это было профессиональное сообщество. 85% - это неравнодушные к вопросам окружающей среды жители Москвы, которые не являлись профильными специалистами.
Вначале участникам была предоставлена возможность ознакомиться с основными тезисами, которые они могли обсудить и задать вопросы экспертам.
Среди экспертов 32 человека мы пригласили участвовать, и только 6 – это специалисты нашего Департамента. Остальные – это авторитетные эксперты из ведущих научных организаций, вузовской науки, профильных институтов. Например, М.Я. Блинкин - самый авторитетный в области атмосферного воздуха, Л.Б. Волкова и Б.Л. Самойлов по разделу «Зеленый фонд». Для нас ценно, что мы подготовили проект Стратегии совместно с нашими экспертами. Пользуясь случаем, хочу выразить им благодарность за неравнодушное и бескорыстное отношение к проекту. Они уважительно и подробно отвечали на вопросы, затратили много личного времени, ведь проект проходил 2 недели, а первые 7-10 дней вопросы к экспертам сыпались непрерывно.
Многие участники давали предложения сразу по нескольким предложенным направлениям, поэтому мы получили более 10 000 комментариев, вопросов и предложений. Это очень большой объем.
После этапа «Вопросы-ответы» жителям было предложено сформулировать, что бы они сделали в городе, если бы от них зависело, какой должна быть Москва в будущем, в 2030 году. Количество предложений по всем направлениям составило более 5000. После отсева из них повторяющихся предложений на финальный этап проекта вышли 1339 предложений, дополнительных мероприятий, базовых мероприятий, которые уже обсуждены с экспертами и вошли в Стратегию, условно названных уникальными.
По атмосферному воздуху результаты для нас оказались неожиданными. Все знают, что основной источник загрязнения в крупных мегаполисах – это транспорт. На сегодняшний день известно около 100 различных схем ограничения въезда автотранспорта в более чем 400 городах мира. Порядка 90% городов вводит ограничение движения автотранспорта не только в целях улучшения дорожного движения, но и в целях улучшения качества атмосферного воздуха. Все же для нас было неожиданно, что «красной нитью» через темы атмосферного воздуха и шума проходили предложения участников ограничить движение автотранспорта по городу, причем, достаточно радикальные. Предлагались механизмы ограничения от запрета въезда автотранспорта на различные территории города, в зависимости от экологического класса, до предложений сузить проезжую часть улиц в центральной части города, сделать их доступными для проезда только общественного транспорта. Так же участники проекта, как и специалистов, понимают, что введение таких жестких мер невозможно без интенсивного развития общественного транспорта. Предлагали ввести преференции тем, кто готов отказаться от использования личного транспорта. Например, выдавать по льготной ставке кредиты и сделать бесплатны проезд в общественном транспорте при предоставлении, предъявлении паспорта транспортного средства. Так же, предложение создать пешеходные зоны поддержало от 80% до 90% участников.
Всего по направлению «Атмосферный воздух» было подано 1163 предложения, из которых 69 по результатам голосований будут включены в стратегию и еще 79 переданы на рассмотрение экспертов.
Среди мероприятий, которые должны быть выполнены в первоочередном порядке, участники проекта выделили меры по ограничению автотранспорта с перевесом 79%- 88% против 10% и 14%.
По теме «Шум и вредное воздействие» люди больше всего возмущались шумом единичных автомобилей или мотоциклов с измененной системой шумоглушения, особенно, в ночное время. В приоритетах, обозначенных участниками ограничение шума в ночное время, строительство шумозащитных экранов, ужесточение контроля со стороны полиции за соблюдением требований к уровню шума, транспортных средств в транспортном потоке, создание эффективного мониторинга уровней электромагнитного излучения и прозрачной системы размещения источников электромагнитного излучения на территории города, а так же улучшение качества и долговечности дорожных покрытий.
Среди предложений выделяются меры по совершенствованию системы информирования населения о факторах, вызывающих шум и иные вредные воздействия и борьбы с ними. Всего на этапе генерации дополнительных мероприятий поступило 706 предложений от участников. Из них 191 выбрано как уникальное.
В направлении «Зеленый фонд» среди других предложений лидировало предложение по максимальному озеленению всех территорий города. Это увеличение количества деревьев и кустарников – приоритетное направление нашей экологической политики. Участники предлагали различные мероприятия по озеленению городских территорий. Поступали и радикальные предложения. Например, озеленение улиц за счет сокращения проезжей части. При озеленении мы уделяем большое внимание совершенствованию приживаемости посадок.
Очень горячо обсуждались вопросы содержания городских озелененных территорий. На «Активном гражданине» сейчас обсуждается вопрос покоса газонов во дворах. Специалисты говорят о необходимости ограничения городских территорий с искусственно созданными газонами в пользу сохранения естественного травяного покрова и разнотравья. До 90% людей поддерживают эти мероприятия.
Важная тема – отходы. До этого бытовало мнение, что москвичи не готовы к раздельному сбору отходов. Может быть, нам попалась такая сознательная публика, которая была единодушна в части необходимости организации в городе раздельного сбора отходов, а так же создание пунктов сбора вторичных ресурсов.
В приоритетах, обозначенных участниками внедрение системы раздельного сбора отходов в шаговой доступности, сбор различных токсичных, вредных отходов, отработанных ламп, батареек, аккумуляторов, информирование различных групп населения о правильном обращении с отходами и многое другое.
Предложение по раздельному сбору мы приняли как социальный заказ.
Всего было подано 1183 предложения, из которых для финального голосования отобрано 243.
По теме «Охрана вод» поднимаются вопросы по ужесточению контроля и штрафов за замусоривание акваторий и водных объектов водоохранных зон. Были предложения за ограничение свободного доступа к водной полосе. Были высказаны предложения по экологической составляющей при проведении работ по восстановлению водоемов. В основном, это замена механических способов на различные другие, инновационные. Ряд вопросов показал, что в Стратегию необходимо включить разделы по питьевой воде. Всего было подано 614 предложений, из них 167 уникальных.
«Экологическое образование и просвещение» - одно из наших основных направлений. Здесь поступило 874 предложения, из которых 149 были признаны уникальными. В ряду приоритетных аспектов, по мнению участников, интеграция компонентов экологического образования и просвещения, развитие просветительской инфраструктуры, сети экологических информационных центров, экологически познавательных троп, разработка электронного, цифрового, просветительского контента, доступного в интернете и для мобильных устройств.
Сейчас эксперты внимательно изучают результаты краудсорсинг-проекта. При доработке Экологической стратегии все предложения будут учтены и определена приоритетность их реализации. Кроме обсуждения мероприятий в рамках данного проекта был проведен дополнительный опрос участников по темам «территории, которые, по мнению жителей, загрязнены и требуют реабилитации», «что могут сделать жители для реализации Экологической стратегии», «опыт решения схожих экологических проблем в других мегаполисах, с которыми жители знакомы и считают необходимым распространить в нашем городе».
Участники проекта предложили учесть международный опыт крупных городов по реализации экологических мероприятий в США, Германии, Великобритании, Дании, Испании, Бразилии, Китае, Японии и других странах, а так же проводимых российскими городами Тольятти, Калининград, Сочи.
Хочу сказать большое спасибо всем 5000 москвичам, который приняли участие в нашем обсуждении. Думаю, если стратегия будет принята, и мы учтем все выявленные замечания, это будет поистине народный документ, который обсужден уже практически на всех уровнях.
Мы отобрали около 100 предложений, что готовы сделать сами жители ради улучшения экологической ситуации. Среди них самые главные – это покупать машины с двигателями малой мощности, соблюдать дома шумовой режим, не включать громко музыку, убирать за собакой, следить и бороться с нарушителями, поджигающими поля и леса, выбрасывать мусор только в урны, разделять отходы, ходить в магазин с сумкой на колесиках, всегда иметь с собой многоразовую сумку, чтобы не пользоваться пластиковой упаковкой, использовать бумагу с двух сторон, отказаться от покупки новых гаджетов и техники при исправности уже имеющихся, обучить соседей сортировке бытовых отходов, не курить и воспитывать своего ребенка и других детей в таком же направлении и собственными примером, не сорить, не загрязнять, не шуметь, заботиться о животных, которым нужна помощь, быть чутким к природе и беречь ее.
Если бы хотя бы 30% жителей нашего города выполняли бы эти правила, жизнь в городе с экологической точки зрения стала бы намного краше и лучше.
Главный вывод, который мы сделали в рамках этого проект, что люди нас слышат, им интересна наша тема.

Э. ШАФИГУЛЛИН – «Зеленоград сегодня»

Я смотрел сайт Вашего проекта. Там был один из вопросов: « что Вы готовы сделать для реализации Стратегии?». Вы сейчас перечислили, что ходить с сумкой на колесиках и покупать машины с двигателями малой мощности. Один из основных ответов участников был, что «я готов это пиарить в соцсетях» и прочая моральная поддержка. Из предложений, которые поступили, была предложена какая-то реальная, практическая идея? Например, взять тот же мониторинг выбросов вредных веществ предприятиями. Может, кто-то пришел с проектом, конструкцией какого-нибудь устройства, которое может определять содержание этих вредных выбросов и дополнительно написал приложение, которое на андроид-устройства поставлены?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Мы в Департаменте ведем банк проектов, в т.ч., инновационных, которые можно применить в сфере экологии. Поэтому, у нас в Департаменте объем информации колоссальный. Проводя этот краудсорсинг-проект, мы не подразумевали, что нам кто-то предложит какие-то конкретные решения, потому что 2 недели – короткий срок. Но в ходе своей текущей работы мы на такие предложения реагируем, их собираем. Если они применимы в городе, мы пытаемся всячески стимулировать их применение. Очень много изобретений мы применяем еще с 80-х годов, еще старой советской научной школы. Но они все еще актуальны для экологии и очень неплохо работают и себя показывают. Но сказать, что мы получили конкретные чертежи, чтобы идти и ставить датчик на предприятие, то нет, потому что такая задача не стояла.
Как пример их нашего банка - методы по биологической очистке водных объектов. Это очистка при помощи специальных бактерий, которые поедают загрязняющие вещества и потом уходят в нейтральную среду, какие-то умирают, какие-то существуют. Это для нас одна из актуальных тем, потому что механический способ убивает всю флору.

Э. ШАФИГУЛЛИН – «Зеленоград сегодня»

В Зеленограде у нас Школьное озеро, которое все обещают почистить.

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

В этом году Школьное озеро объявлено зоной отдыха с купанием по качеству воды.

Э. ШАФИГУЛЛИН – «Зеленоград сегодня»

Да, но там с дном не могут решить. У Вас есть какая-то информация по этому поводу?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Да, дно в любом случае будет чиститься, но щадящим методом. Т.е. вода не будет спускаться, не будет ремонтироваться чаша озера. Я не могу Вам сейчас сроки сказать.

ВЕДУЩАЯ

Наталья Павловна, проект по природопользованию – это не первый краудсорсинг-проект. Как бы Вы могли его оценить и сравнить с другими проектами? В чем его особенность?

Н.П. КЛИМОВА

Мы проведи уже 7 краудсорсинг-проектов. Каждый проект, он какой-то новый. Потому что это новые эксперты, другие жители. Хотя у нас уже сформировалась группа людей, которые ходят из проекта в проект, им это очень интересно.
Это был не самый многочисленный проект. Потому что это, во-первых, летний период, а во-вторых, тема достаточно специфическая. Самым многочисленным у нас был проект по здравоохранению, в котором приняло участие 58 000 жителей. Но в среднем, на проект приходит порядка 5-7 тысяч людей.
Эксперты, которые участвовали в этом проекте, подробно отвечали жителям на вопросы. На площадке была очень конструктивная атмосфера. По уровню напряжения это был самый спокойный проект.
Чем хороши краудсорсинг-проекты? То, что лежит на поверхности иногда не видно там, где решаются вопросы в кабинетном режиме. Если каждый из нас будет учить своего ребенка уважительно относиться к городу и выбрасывать мусор туда, куда нужно, если мы будем убирать за своими домашними питомцами и понимать, что наш дом – это не только квартира, но и город в целом, это очень важно. И вопрос о том, что именно вы будете делать для реализации Стратегии, задавался именно поэтому. Здесь сложных решений быть не может.
Наши проекты проходят от 2 недель до 1 месяца. Любой житель, кто не успел зарегистрироваться, может зайти и наблюдать за ходом проекта. Затем, у нас наступает период генерации предложений, и другие участники их не видят. Тут наступает огромная работа экспертов. Что такое 5000? Предложений? При этом очень ограничен срок – 3-4 дня эксперты сидят и с утра до ночи вычитывают эти предложения. Они могут быть абсолютно схожи. Потом эксперты отбирают уникальные и выставляют их на общее голосование, когда люди начинают читать предложения и голосовать. Затем, мы вывешиваем итоги.
Надо отметить, что доверие к краудсорсинг-проектам возрастает с каждым новым проектом. Этому есть объективная причина: все решения, которые принимаются жителями на площадке, потом формализуются в планы, которые мы вывешиваем публично. Мы всегда гарантируем, что мы вывешиваем планы на ближайшие год-два. Там уже вывешены работы, которые будут проводиться в сфере здравоохранение по поликлиникам на 2015-2016 гг. Более того, потом мы отчитываемся о реализации. Это то, что люди видят. Это гарантированная реализация предложений, которые поступили в ходе краудсорсинг-проектов.
В ближайшее время мы вывесим план на ближайшие пару лет, где будут указаны конкретные сроки на реализацию мероприятий.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Какой проект следующий?

Н.П. КЛИМОВА

Я пока не хотела бы анонсировать. У нас происходит сбор проектов. Команда должна отдохнуть. У нас нет ограничения по времени и площадка открыта 24 часа в сутки. Где-то в течение месяца мы разместим анонс на «crowd.mos.ru». Следите.

Н. ПОКРОВСКАЯ – «Московская правда»

Антон Олегович, Вы сказали, что одна из задач была сверить мнение жителей с мнением экспертом о стратегии. На Ваш взгляд, по итогам проекта, они схожи? В чем они отличаются?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Конечно, не всегда мнения жителей совпадали с мнением экспертов. Обсуждения по всем направлениям были на очень профессиональном уровне. Процентов 60% были созвучны с предложениями Правительства Москвы и экспертного сообщества. Проект привлек неравнодушных людей, которые осознанно понимают проблему и предлагают выходы.

Т. ЩЕРБАКОВА – Окружные газеты СВАО, ВАО, ЮВАО

Я участвовала в краудсорсинге и видела полный объем всех предложений, а так же в качестве редактора. Я столкнулась с тем, что к нам недавно обратилась фирма «Хартия», известная по госконтракту. Работает в 2 округах – СВАО и Восток. Из их материалов я поняла, что они реализуют почти 70% предложений жителей, которые звучали по раздельному сбору отходов: сетчатые контейнеры, постоянно работающие пункты приема вторсырья, куда можно зайти приличному человеку, где это не на помойке стоит. У них есть четкие договора по переработке. Они столкнулись с тем, что когда они обращаются со своей информацией с просьбой разместить в газетах, даже таких, как у нас, окружных, районных, то эту информацию воспринимают у них как рекламу. А они на госконтракте. Получается, они делают все, а жители об этом ничего не знают. Делают они это уже 2 года. Конкретно по этой компании, будет ли в ближайшее время принято решение, но уже на уровне исполнительной власти, об обязательности информирования и причислении подобной информации к разряду социальной рекламы, чтобы это было единым правилом хотя бы для всех окружных газет? Они говорят, что реализуется у них все это менее, чем на 50%, т.к. люди просто не знают.

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Мы уже занимаемся информированием населения. Мы в июле вывесили актуальную схему по раздельному сбору отходов. Там и пункты приема вторсырья, и где можно разделять отходы, где стоят контейнеры. Мы указываем адреса объектов переработки, т.е. куда эти отходы поступают и где они перерабатываются. Констатируем, что еще в 2011 году у нас не было, к сожалению, этой индустрии вторичной переработки, и мы не торопились с раздельным сбором. Это постепенный процесс. Он не внедряется в таком крупном мегаполисе за год-два. Сейчас 10% в среднем мы перерабатываем. Через 15 лет это будет 30-35% минимум. Это вполне реалистично.
Что касается конкретной фирмы, социальной рекламы, я вас услышал. Мы обязательно с комплексом городского хозяйства обсудим этот вопрос. Думаю, это вполне реально делать за бюджет, чтобы наши господрядчики на это деньги не тратили. Повторюсь, эта работа только в самом начале. По мере роста граждан, которые участвуют в раздельном сборе, информационное сопровождение будет только усиливаться по всем округам.

Не представилась - Icmos.ru

Как Вы считаете, что нужно сделать в городе для усиления контроля за зелеными насаждениями?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

У нас ежегодно этот контроль усиливается. Прежде всего, это включение общественного механизма. У нас 90 инспекторов в нашем Управлении экологического контроля. Если их разбросать на все округа, получится 6-7 человек на округ. И они работают в круглосуточном режиме. Они хорошо оснащены технически, но не всегда могут отреагировать в режиме реального времени. Тема ухода за зелеными насаждениями повсеместная. Есть специфика в разных округах. Самое главное – это информированность и обратная связь.

Е. ГРИЩЕНКО

Существует база данных – Реестр зеленых насаждений. Он создается на основе портов учетных участков. Я занимаюсь придомовыми территориями. Это территории 3 категории. Там было такое предложение, и это было мое предложение, и его приняли – раскрыть информацию из Реестра зеленых насаждений по паспортам учетных участков хотя бы по придомовым территориям. Например, у меня по собственному двору по паспорту информация о нем не соответствует действительности. Сейчас либо фирмы, которые проводят эти обследования, не имеют биологов или ботаников соответствующей квалификации, либо просто сотрудники этой организации относятся недобросовестно, либо возможна какая-то коррупционная составляющая между балансодержателем и подрядной организацией.
Второе мое предложение было, которое тоже вошло – это ежегодная актуализация паспортов участков по зеленым насаждениям.

Н.П. КЛИМОВА

У нас в учреждении еще и портал «Наш город». На нем есть возможность пожаловаться на ненадлежащее содержание зеленых насаждений. Это лучшая такая контрольная проверка. Что касается паспортов, это как база данных. В органах власти какие-то время ими просто никто не занимался. Мы когда открывали портал «Наш город» и каждый раз поднимали эти базы, актуализировали их. Сейчас у нас базы все более становятся на поток, когда происходит одномоментная актуализация. Мы уже можем спокойно открывать на портале работы по дворам, которые делаются в этом году, с планами, с датами. Сейчас мы готовим открытие работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах. Это онлайн-информация. Паспорта – это то же самое. Проблема актуализация всех баз данных и паспортов дворовых территорий…Балансодержатель должен после проведения благоустройства каждый раз обновлять эти данные. Бумажный паспорт – это куча согласований. Его год надо делать. А за год уже снова посадили, убрали и ремонтировали. Поэтому сейчас, с прошлого года, мы переходим на электронные паспорта дворовых территорий, соединяем базы, чтобы при обновлении Реестра, обновлялся и паспорт.

Е. ГРИЩЕНКО

Я с Вами здесь согласна. По поводу зеленых насаждений мы имеем такую ситуацию, что жалоба на портал «Наш город», выставление штрафов, которые выставляют административные комиссии управ и префектур, они, зачастую, на порядок ниже, чем штрафы, которые выносятся отделом экологического контроля Департамента природопользования – КоАП г. Москвы, раздел №4.

ВЕДУЩАЯ

Вопрос Константину Юрьевичу по поводу ограничения въезда транспорта на отдельные территории. Как жители к этому отнеслись? Какие были предложения в этом вопросе?

К.Ю. ТРОФИМЕНКО

Действительно, это было неожиданно, но более 80% жителей поддержали эту инициативу. Это целиком и полностью в логике развития современных транспортных систем городов. Сейчас сложно найти любой крупный европейский город, где нет подобных зон. Вопрос именно в реализации этого механизма. Понятно, что наибольшую нагрузку испытывает центр города. Но здесь не нужно допускать радикальных шагов. Необходимо идти последовательно. В свое время мы под руководством М. Блинкина проводили такую оценку возможности внедрения ограничения въезда по экологическому классу для Департамента природопользования. Вообще после 2020 года количество автопарка, соответствующего стандартам «Евро-4» и «Евро-5» будет доминировать в городе, потому что все новые автомобили этим стандартам соответствуют. И за счет естественного изменения парка, утилизации старых автомобилей, покупки новых, в этом плане ситуация улучшится. Уже сейчас «Евро-4» и «Евро-5» составляют более 50% в парке города. Начинать с «Евро-1» и «Евро-2» нужно, особенно, для густонаселенной территории. Они действительно весьма сильно мешают жизни и здоровью других людей.

ВЕДУЩАЯ

Владимир Александрович, по поводу отходов, как жители оценивали информированность? Какие были уникальные предложения?

В.А. МАРЬЕВ

Вопросы, которые задавались жителями, и позиция, которая была высказана жителями во время дискуссии с нашими экспертами, показала очень интересную вещь. Нас интересовало, может ли быть реализован раздельный сбор отходов, потому что это одна из основных ипостасей экологической стратегии. Люди готовы к тому, чтобы раздельный сбор проводился. Они это полностью поддерживают. Людей интересует, чтобы было понятно, куда вести вторичные ресурсы. Потому что отходы становятся мусором, когда они смешаны с органическими отходами. Люди хорошо помнят, как еще в советские годы были варианты разделения на органические отходы и сухие отходы. Поэтому, говорить об уникальности предложений стоит в другом ключе. Интересно было, что жители, не специалисты в области экологии, говорили о том, что мало того, чтобы вторичные ресурсы были выделены, нужно, чтобы они дальше пошли на переработку. Потому что к огромному сожалению, жители видят, как ими тщательно разделенные отходы сваливаются в одну кучу и вывозятся на свалку. Людей интересовала вся эта цепочка. Мы как эксперты показывали, что сейчас ведется огромная работа по организации, отработке концепции сбора и переработки отходов. Сейчас решается вопрос о пилотном проекте в Москве по сбору электронных отходов. Есть предложения по сбору отработанной техники на территории торговых центров. Это практика не только зарубежных стран, это практика Белоруссии, в которой уже с 2012 года работает закон в новом его виде. В конце 2014 года у нас в РФ был принят новый закон об отходах.
Были, конечно, очень интересные предложения, которые вызывали у нас улыбку как у технических специалистов, но мы понимаем, что люди болеют за дело и хотят сделать все, чтобы Москва была современным городом, соответствующим тому, что происходит в других странах.
Одно из предложений в части отходов было по поводу актуализации карты расположения мест сбора отдельных видов отходов и обязательная просветительская работа для жителей, куда можно сдавать отработанные батарейки, лампочки и просвещение по поводу того, насколько их опасно сваливать с одни и те же контейнеры.

А.А. МИНИН

Озеленение – острая тема. Это застройка, это конфликтные ситуации. Но работа пошла очень конструктивно. Были, конечно, острые высказывания, но в целом предложения граждан были очень интересные. Многие из них пересекаются с тем, чем занимается и Департамент, и наш Институт. Были предложения по организации биокоридоров, экодоков через МКАД, развитии системы озелененных территорий по всему городу. Это пересекается с тем, что делает сейчас Департамент по экологическому каркасу Москвы. Понимание есть и у общества, и у властей города о том, как дальше жить городу. Проект очень интересный, полезный. Надеюсь, что большинство предложений будет учтено в Стратегии.

И. ПАНАРИН – «Экоград»

От лица редакции журнала, экспертного сообщества журнала хотелось бы поблагодарить и поздравить Антона Олеговича и Наталью Павловну с тем, что сделан колоссальный социально-инженерный проект в области экологии.
Подразумевается ли в Экологической стратегии решение вопросов, которые вы уже обозначали, а именно решение проблемы очистки питьевой воды для Новой Москвы. И второй вопрос о вводе платной парковке в Жулебино.

К.Ю. ТРОФИМЕНКО

Если мы говорим о платных парковках, то это, в первую очередь, инструмент управления спросом на тех территориях, где наблюдается повышенная конкуренция людей за пространство. Даже не людей, а их транспортных средств. Это однозначно в центре, где сосредоточено 60% рабочих мест, это Москва- Сити, где это очень ярко выражено. В Жулебино это локальная вещь, связанная с открытием станции метро. Эту нужно делать не введением платных парковок в жилых домах, а строительством перехватывающих парковок, причем, бесплатных, по крайней мере, для тех, кто будет пользоваться этим метро. Это общепризнанный мировой опыт – на окраинах города строится громаднейшая перехватывающая парковка на несколько тысяч автомобилей, и все, у кого есть билет метро, пользуются ей бесплатно и едут в центр на рейсовом транспорте. Вот, что можно для Жулебино предложить.
Очень актуальная тема – закрытие возможности для парковки грузовиков в жилых дворах. Это звучало как одно из предложений. Это должно быть достаточно жестко прекращено.

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Это проблема всех периферийных районов. Жулебино – показательный пример. Там идет основная пересадка потока из Московской области на метрополитен. В рамках реализации программы по ТПУ на всех конечных станциях будут сделаны ТПУ. Они уже спроектированы и начались работы. Через 2-3 года мы получим перехватывающие паркинги, и поток с области будет задерживаться на этих парковках. Областные жители тоже понимают, что ехать в центр от Жулебино он будет 2 часа. Поэтому, этот процесс можно как-то систематизировать на ближайшие 2-3 года, в т.ч., введением платной паковки. Это предложение самих жителей Жулебино. В этом смысле введение ограничений по автотранспорту поддерживается 90% москвичей.
Что касается качества питьевой воды, особенно, в ТиНАО, то такие предложения высказывались. Мы в Стратегии написали, что к 2030 г. на территории ТиНАО, где проблема с питьевыми источниками водоснабжения не решена, у нас есть только подземные источники, качество воды в которых не очень хорошее, и количество вызывает сомнения. Поэтому, это осознанная необходимость. Спасибо жителям, которые такие предложения внесли. Такое решение приняли. В любом случае, водопровод, качественная вода, которая поступает на Старую Москву, в будущем будет поступать и на Новую. Ни одно новое строительство без подвода нормальных коммуникаций осуществляться на территории ТиНАО не будет. Наше мнение здесь созвучно с мнением жителей.

ВЕДУЩАЯ

Вопрос по поводу создания пешеходных зон в центре, озеленения. Поддерживали ли жители эту инициативу?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Поддерживали, даже в трех разделах: «атмосферный воздух»… Потому что пешеходная зона – это, в т.ч., косвенная ограничительная мера. Когда мы создаем пешеходные зоны, ограничиваем движение автотранспорта по некоторым улицам города, четко понимаем, что там уже автомобиль парковаться не может и пропускная способность улицы уменьшается. Еще в комплексе с платной парковкой приводит к осознанному выбору автолюбителя ехать в центр на общественном транспорте. Так же, эта тема затрагивалась в разделе «шумовое воздействие». Жители города озабочены постоянным движением по своим улицам, а создание пешеходной зоны на улице уменьшит этот шум. Третье – это «зеленый фонд». Через создание пешеходных зон, в т.ч., улучшится озеленение их улиц. Мы над этим работаем. При помощи контейнерного озеленения мы в ближайшее время будем озеленять улицы, пешеходные зоны, особенно, в центральной части города.

А. КУРИЛОВ – «Интерфакс»

Много радикальных предложений жители города высказали. Какова вероятность, что они в итоге попадут в Экологическую стратегию? Это первый вопрос. И второй вопрос, что с финансами? Я так понимаю, это довольно затратный проект в будущем. Насколько большие средства нужны будут для его реализации?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Когда мы разрабатывали стратегию, мы источники финансирования и их объем приблизительно оценивали. Сейчас практически по каждому направлению у нас существуют госпрограммы. Каких-то дополнительных средств, кроме предусмотренных в городских программах, не потребуется. Мы не осуществляем нагрузку на бюджет. Мы все делаем постепенно, в течение 15 лет. Если сейчас все зависит от уровня научно-технического прогресса, думаю, что в течение 15 лет появятся более дешевые, простые технологии, которые приведут к удешевлению реализации данной стратегии.
Нельзя забывать, что сознание людей не стоит на месте. Один из наших разделов – экологическое просвещение. Мы этим разделом «бьём» по умам москвичей. Если бы кто-нибудь в 2009 году предположил, что в центре будет платная парковка, его бы подняли на вилы и засмеяли. Но прошло всего лишь 5 лет и уже люди адекватно и нормально оценивают этот шаг и видят его результаты, а мы как экологи данными экомониторинга подтверждаем, что даже в центральной части города за счет реализации комплекса мер транспортной политики, есть положительный результат.
Мы-то готовы к радикальным предложениям в Правительстве Москвы. Думаю, что лет через 5 те меры, которые сейчас кажутся агрессивными, будут совершенно спокойно ложиться на нашу с вами психологию. В этом тоже есть смысл краудсорсинг-проекта. Здесь без социальной рекламы, обратной связи, экологического просвещения наших граждан… Чем сознательнее становится человек, тем он становится более толерантным к каким-то радикальным движениям.

Н.П. КЛИМОВА

Стратегия – это документ-видение. Это не конкретный, не детальный план. Это видение, каким мы видим Москвы к 2030 году.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

У меня вопрос по поводу утилизации батареек. Что уже сделано по проекту? Что будет сделано?

В.А. МАРЬЕВ

Пилотный проект, по всей видимости, начнет свою работу с 1 января 2016 года, одновременно с вопросами, которые связаны с лицензированием сбора, потому что с 1 января 2016 года сбор отходов – это будет лицензируемая деятельность. Мы сейчас все готовим, чтобы это могло готовить. Самое главное было не просто собрать батарейки, такие подходы уже были. Не было самого основного – куда это вести? Было накопление в ЖКХ, Дарвиновском музее, еще где-то. В рамках пилотного проекта планируется создание нормальной логистически выверенной цепочки сбора, и куда все это дело будет поступать.
В проекте речь идет о всей электронной технике.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Вопрос к эксперту по озеленению. Неоднократно поднималась тема о том, чтобы запретить собирать и сжигать осенью листву с газонов, потому что она нужна для удобрения этих газонов. С этим есть какие-то подвижки. Будут осенью собирать листву или нет?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Мы проводили опрос на портале «Активный гражданин», чтобы предоставить жителям право самим решать. У нас есть правило содержания зеленых насаждений - Постановление Правительства №743, где четко прописано кто и что должен делать. То, что листва убирается только в отдельных случаях – это уже ни для кого не секрет. Что она не должна сжигаться, это тоже. Есть территории, с которых она должна вывозиться – это дорожно-тропиночная сеть, детские площадки, автотрассы. На всех остальных территориях листва должна сгребаться либо под деревья, либо должна быть специально отведенные места наподобие компостных ям, чтобы она перегнивала. Но не всегда выполняется то, что написано. Здесь вопрос больше о контроле за соблюдением подрядчиками Постановления №743. Сейчас из-за того, чтоб ы переходим к ГБУ «Жилищник» и у нас будет одно юр.лицо на управу, с которого можно будет требовать. На портале «Наш город» этот вопрос тоже выносится на осенний период. Мы в любом случае будем мониторить, получать информацию от жителей, чтобы принимать ряд мер. Но мы должны понимать, что ГБУ «Жилищник» из бюджета финансируется, и поступила 1000 жалоб, наложили штрафы – таким образом, мы перекладываем деньги из бюджета в бюджет, за счет чего ухудшается качество обслуживание территории. В этом случае мы тоже с жителями сейчас находимся в диалоге и пытаемся либо должностных лиц наказывать, что тоже не всегда целесообразно, потому что получается, на месяц пришел директор, получил 3 штрафа и ушел по дисквалификации. В этом смысле проблема есть и мы ее активно с общественностью обсуждаем, и естественно, ведем просветительскую работу не только с населением, но и с работниками ЖКХ, разъясняя им правила и объясняя им логику этих правил, почему мы так делаем.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Мне сказали, что теперь в штатном расписании ГБУ «Жилищник» заместитель генерального директора по благоустройству, он теперь еще и главный садовник. Это предполагает какие-то элементы экологического просвещения? Там будут как-то обучать человека?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Конечно.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

И вы говорите, максимально озеленить территорию, биоразнообразие. Сейчас вроде теплее становится. Планируется какие-то южные растения завозить и в Москве высаживать?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Вы знаете, много планов. Мы сейчас переходим от однолетних цветочных клумб к массивам, состоящим из многолетних. Просто с применением многолетних растений, если ты создаешь массив, композицию и ухаживаешь за ней, она уже нагрузку на бюджет на протяжение нескольких лет уменьшается.
Что касается южных растений, климатические условия, северный мегаполис… Сейчас лето у нас прохладное, и не все южные растения бы прижились. Нынешний год показывает, что говорить о том, что климат меняется в сторону потепления, преждевременно, что есть исключения. Какие-то кипарисы, баобабы, пальмы, могут появиться, но в рамках эксклюзива. Основная тенденция – создание зеленых массивов из хвойников в различных частях города, в т.ч., по программе «Моя улица». Другой вопрос, что хвойники из-за загазованности атмосферы не всегда хорошо приживаются. Может быть, нужно будет какие-то стрессоустойчивые породы выводить.

А.А. МИНИН

На счет климата, мы знаем, что за последние 100 лет температура в Москве поднялась на 4 градуса. Увеличилась экстремальность климата. По условиям, мы находимся в лесостепи. По поводу южных растений, вполне допустимо обдумать такие вещи. Понятно, что из-за московских условий состояние насаждений на 50% ослабленное. Поэтому, важно и породный состав выдерживать. Важно проводить грамотную политику ухода за насаждениями. Здесь все в комплексе должно решаться. Устойчивое развитие города в первую очередь базируется на экологическом каркасе, на зелени.

Е. ГРИЩЕНКО

Можно я и задам вопрос и отвечу. Были ли со стороны жителей предложения передать в распоряжения организациям, объединяющим собственников жилья, дворовые территории с целью их благоустройства?
Ответ следующий. Да, это не только дома ТСЖ, ЖСК, ЖК, а так же дома, где есть советы домов или инициативные группы. В идеале дом плюс двор должны стать единым домовладением, где жители, с моей точки зрения, должны сами решать, где должна быть детская или спортплощадка, и какая именно, где посадить кусты, или поставить клумбы, или возродить многовидовой травяной покров, а не газон, который в городских условиях требует больших затрат со всех точек зрения. Сейчас все упирается в отсутствие финансирования. Причем, лично я убеждена в том, что экономия бюджета на благоустройство будет существенная, если этим займутся жители, в отличие от текущей ситуации, когда всем этим занимаются структуры ЖКХ и благоустройства. Дворы наконец перестанут выглядеть как под копирку.

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

С главным садовником поддерживаю, потому что это будет человек с образованием. Помимо знаний о зеленых насаждениях, он должен обладать таким ландшафтным видением, чтобы видеть вокруг себя какую-то картинку.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Действующего замдиректора уволят?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Не знаю. Скорее всего, введут дополнительную должность.

ВЕДУЩАЯ

Коллеги, всем спасибо. До свидания.