Информационный Центр Правительства Москвы
19 сентября 2024, четверг, 21:33
Пресс-конференции

Пресс-конференция Исаака Калины

18 июня 2015 года состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования Калины Исаака Иосифовича на тему: «Уникальные образовательные возможности города Москвы»

Пресс-конференция Исаака Калины

ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования г. Москвы И.И Калины. Тема пресс-конференции: «Уникальные образовательные возможности г. Москвы».
В работе пресс-конференции принимают участие директор Центра педагогического мастерства Ященко И.В., директор Городского методического центра Лебедева М.В., директор лицея № 1560 Жданова И.Д., директор школы с углубленным изучением английского языка № 2033 Акулова И.А., председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности г. Москвы И.А. Мясникова.

И.И. КАЛИНА

Спасибо. Добрый день всем. Должен сказать, что у московских школьников, по сравнению с городами и селами РФ, в самом деле, уникальная образовательные возможности. Образовательными возможностями в данном случае я считаю весь город, все музеи, театры, издательства газет, журналов, студии телевидения, научные организации, ВУЗы - на территории Москвы находится 108 лучших ВУЗов страны. Свою задачу мы видим в запуске проектов, которые бы соединили нашего московского школьника с этими уникальными московскими возможностями. Напомню некоторые из них. Во-первых, развивается «предуниверсарий» или «профильное обучение в государственных образовательных организациях высшего образования». Сегодня уже почти 2000 московских старшеклассников учится в московских отделениях университетов. С этого года по решению Мэра, кроме 11 и 10 класса, это может делать и 9 класс. Финансирует это Правительство Москвы. Понятно, что огромный вклад вносят университеты. Поэтому, результаты ребят в «предуниверсариях» уже очень хорошие. По крайней мере, среди этих ребят мы знаем уже 6 «стобальников». Второй проект, который мы реализовали благодаря тому, что в Москве есть множество государственных, военных служб. В содружестве со всеми силовыми министерствами реализуется первый учебный год проект развития кадетского образования, кадетских классов в школах Москвы. 72 школы открыли в прошлом году такие классы. Мы все видели трансляцию на «Общественном телевидении» слета кадетских классов в Кремлевском дворце и парад на Поклонной горе, который посмотрело около 18 000 москвичей.
Следующий проект, который начнется с 1 сентября – медицинский класс в московской школе. Мы используем ресурс Московского медицинского университета им. Сеченова и уникальный ресурс московских клиник. Который включил в этот проект Департамент здравоохранения. Трудно просто сказать, что это делает Департамент. Это делает Департамент и еще огромное количество структур Москвы, которые самым активнейшим образом в этом участвуют.
Сегодня готов к запуску проект инженерных классов московских школ с использованием возможностей лучших технических ВУЗов Москвы и высокотехнологичных предприятий города.
Уже два года идет проект «Университетские субботы». Наряду с этим проектом реализуется проект «Профессиональная среда», где наши московские колледжи с их уникальной материальной и кадровой базой, открыты сегодня для московских школьников. В этом году мы договорились с московскими колледжами, что к этому проекту появится дополнение в виде технических кружков для школьников города.
Не могу обойти молчанием московскую олимпиаду «Музеи, парки и усадьбы». Мы тоже этот проект реализуем не одни, а вместе с Департаментом культуры. Сегодня этот проект охватил огромное количество детей.
Очень серьезная метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений». Особое значение она обрела в этом году, в год 70-летия Победы.
В этом году реализована новая метапредметная олимпиада «Московский учитель». Марианна Владимировна расскажет об это подробнее.
У нас есть еще один проект, который мы реализуем вместе с Департаментом строительства – это новый порядок введения в строй объектов новостроек. Сегодня мы заблаговременно зная планы строителей, сроки ввода, мы сегодня предлагаем близлежащим к этому вводимому зданию школам предложить свои проекты эффективного заполнения этого здания. Когда мы впервые обсуждали этот проект, я отнесся к нему с сомнением. Но потом оказалось, что несколько близлежащих школ воюют за этот объект, предлагая интереснейшие проекты, которые они реализуют в этой новостройке. В этом обсуждении участвуют жители этого района, где строится новая школа. Получился очень интересный, «боевой» проект, где идет очень серьезное обсуждение.
Я обозначил несколько проектов, которые создают возможность выхода наших московских школьников за стены школ для того, чтобы получать в уникальных возможностях Москвы уникальное по качеству образование.

М.В. ЛЕБЕДЕВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Я начну с проекта «Узнай Москву». Это совместный проект департаментов образования, культуры, информационных технологий и культурного наследия. Не только школы являются образовательным пространством. Весь город с его историей – это все образовательное пространство, которое должно стать школой для наших ребят. Мы понимаем город как школу. Чтобы ребята сами попробовали себя разработчиками этого просветительского сайта для жителей города Москвы, мы предложили для них конкурс, который проходил по двум номинациям: «Личность» и «Территория». Более 2500 работ сегодня загружено на сайт. Это учащиеся из 320 школ, которые представили свое видение территории, ее историю, судьбу, и рассказ-биографию о тех личностях, которыми знаменита Москва. К этому проекту присоединились дошкольники, и почти 400 московских семей создали 700 образовательных маршрутов для самых маленьких москвичей. Они встречались, активно обсуждали друг с другом эти проекты. Сегодня они размещены на нашем сайте, и каждая московская семья может в выходные или после работы отправиться со своими малышами по этому образовательному маршруту. В следующем году проект получит продолжение. Только вчера на совместном обсуждении было предложено в следующем году этот проект продолжить в номинации «События». Ребята с учителями и родителями могут выбрать любое событие из истории Москвы и описать его на сайте по имеющимся требованиям. Кстати, сайт «Узнай Москву» признан одним из лучших образовательных и просветительских сайтом Правительства Москвы.
Следующим проект, о котором хотелось бы сказать – это проект «Не прервется связь поколений». В год 70-летия Победы мы хотели, чтобы наши ребята не просто рассказали о ветеранах, сражениях. Мы хотели, чтобы эта олимпиада действительно стала метапредметной, чтобы ребята в своих сочинениях не только рассказали о человеке, но и написали, какое участие в жизни ветерана приняли они лично. Более 8000 работ было прислано на сайт проекта. Почти 400 ребят стали победителями и призерами этого проекта. Это трогательные истории, которые вы, наверное, уже читали в разных СМИ.
Интересным стал совместных с Иваном Валерьевичем проект «Московский учитель». 2500 московских учителей приняли в нем участие. 57 человек стали победителями и призерами. Сегодня мы пересматриваем вопрос развития такого профессионального движения, которое есть не только в Москве, но и в России, как конкурсы профессионального мастерства. Мы рассчитываем на то, что участие в метапредметной олимпиаде станет входным билетом на участие в проекте «Учитель года Москвы». У нас появится возможность увидеть самых публичных учителей среди наших самых талантливых педагогах. О том, как была устроена олимпиада, мне поможет рассказать. Иван Валерьевич.

И.В. ЯЩЕНКО

Эта олимпиада выросла «снизу». Много лет у нас по инициативе Ассоциации учителей математики проходила олимпиада учителей математики, в которой учителя сами решали задачи и сами для себя их составляли. Причем, иногда это были не математические задачи, но и педагогические ситуации. Развивая эту инициативу, по инициативе Департамента образования, в этом году прошла первая олимпиада «Московский учитель». Это был олимпиада по решению задач. Это получилось очень органичное дополнение к конкурсу «Учитель года», который очень важен с точки зрения презентации личности учителя. Из заданий, которые я бы хотел упомянуть, например, описать какой-то типичный миф из твоего предмета и как ты на уроке за это цепляешься, потому что известно, что на противоречии всегда очень хорошо вести образовательный процесс. Другое задание: использовали ли вы на своем уроке анекдот? Если нет, подумайте как бы вы могли воспользоваться, в какой ситуации на своем уроке. Конечно, кроме этих заданий, нужно было решать обычные задания, в т.ч., по математике и физике, химии и биологии. Причем, уровень и конкуренция были очень высокими.
Что касается олимпиад, уже 5 лет они проходят очень открыто. Поэтому, тяжело вам сообщить что-то новое. На сайте Департамента есть ссылку на ленту информации об олимпиадах.
Хотел бы вас призвать, призвать через СМИ родителей и ребят поверить в себя. Даже есть у вас что-то не получается, попробуйте. Не бывает такого, чтобы человек все 11 лет учится без сбоев. У нас столько возможностей попробовать в себя. Поверьте в себя, и успех к вам придет. Многообразие возможностей позволяет каждому найти, в чем он будет успешен. Все возможности вам доступны. Кстати, со следующего года, кроме традиционных английского, немецкого и французского, будет олимпиада по итальянскому, испанскому и китайскому языкам. В сентябре в каждой московской школе пройдет олимпиада по этим языкам. Уверен, в большинстве школ найдутся ребята, которые успешно выступят в этой олимпиаде, которые сами заинтересовались этим.
Уже упоминалась олимпиада «Музеи, парки и усадьбы». По инициативе, в т.ч., участников олимпиады, которые участвовали в этой олимпиаде в течение всего учебного года, нас просили не просто начать олимпиаду 1 сентября, а не прекращать ее на лето. Летом будут проходить летние конкурсы. На сайте олимпиады есть вся информация. Можно будет делать куклы для театральных спектаклей. Будет традиционный конкурс летних парков и т.д.
В преддверии олимпиадного сезона следующего года напомню, что у нас лежат все задания олимпиад прошлых лет на сайте, и, возможно, лето – то самое время, когда стоит их полистать, выбрать себе что-то интересное, и в промежутках между отдыхом посмотреть их. После школьного этапа для всех ребят, которые успешно на нем выступят, будет дистанционная система подготовки к следующему этапу. Мы постараемся дотянуться до каждого из 250 000 участников второго этапа с помощью дистанционной среды, чтобы можно было, не выходя из дома, посмотреть, проконсультироваться у самых лучших специалистов. Это дополнит уже сложившуюся среду очного общения. Здесь есть соответствующие курсы и для учителей.

И.А. МЯСНИКОВА

Расскажу о проекте «Родительский селектор». Это родительское собрание онлайн. С 5 ноября 2 раза в месяц… Оказалось, что желающих выступать на селекторе очень много, потому что раньше в Москве и в России не было площадки для общения с родителями. Наш первый селектор длился час. Обсуждали такие вопросы, как продленка, доп.образование. Эти вопросы тут же рождали другой вопрос: кто будет на них отвечать? Должен был ответить человек, который понятно расскажет об этом. Тогда пришла мысль, что отвечать должны те, у кого это получилось. В данном случае это были председатели управляющих советов, директора школ. На тот момент это били 3 председателя управляющих советов, у которых была совершенно разная продленка. Они об этом интересно рассказывали, и каждому из них можно было задать вопросы, попросить помощи, совета.
Школы новых технологий. Когда к нам стали приходить и рассказывать, какие конкурсы проходят для ребят. К нам приходит и центр педмастерства. Они рассказывают родителям, как готовить ребенка к олимпиадам.
К нам пришли из города: префекты, главы департаментов. Они рассказывали о том, что сейчас нужно городу. Родителям важно знать, востребована ли будет в будущем профессия ребенка. К нам присоединились и директора колледжей.
Взять тот же проект «Университетские субботы». Мы рассказываем о нем немножко по-другому, более подробно, призывая родителей понять, что это классный проект, который годится всем детям. То же самое «Профессиональная среда».
Большое внимание на селекторе мы уделяем детям с особыми возможностями развития. Ребенок теперь может прийти в любую школу. К этому должна быть готова не только школа, но и родители и дети. Детей воспитывают не только в школе. Детей воспитывают родители дома. Поэтому, родители должны понимать, когда такой ребенок приходит в школу, возможно, что ему понадобиться помощь. Поэтому, особую страничку мы завели именно для этих детей, и будем продолжать сотрудничество.
Третий урок физкультуры – почему–то всех родителей волнует эта тема. Считают, что это много. С самого начала к нам приходят федерации, и рассказывают о том, какие учебные программы есть и как можно занять этот третий урок физкультуры, сделать его полезным.
Конечно же, к нам приходят наши следственные органы, транспортная полиция, которая рассказывает родителям много интересного и полезного.
Мы начинаем свою работу в конце августа, и я понимаю, что желающий прийти на селектор уже очень много. Селектор длится 2 часа. Мы сделаем его меньше -1-1,5ч. Мы приглашаем на селектор всех желающих. У нас всегда много людей, которые присутствуют лично – полный зал. Теперь гораздо проще решать возникающие вопросы.

М.В. ЛЕБЕДЕВА

Мы хорошо понимаем, что многие родители являются классными, блестящими учителями для своих детей. Мы предлагаем сделать родительско-учительский или родительско-педагогический совет. Наши учителя, которые заинтересованы в этом, предложили несколько вариантов названия этого проекта. Например, «Семейный педсовет», «Педсовет для всех», «Советуем, решаем, делаем» и др. Они будут размешены на сайте «Мосметод.ру». Все родители могут принять участие в выборе названия для проекта. Конечно же, мы предложим вопросы для обсуждения на этом педагогическом совете, такие как: «Может ли урок быть интереснее, чем учебный фильм в интернете?», «Как сделать образование полезным для жизни ребят?», «Как научиться развивать ребенка, оценивать его развитие?» и многие другие. С нового учебного года мы планируем этот проект запустить.

И.Д. ЖДАНОВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы участвуем во всех проектах. Продолжается проект «Школа новых технологий». В прошлом году мы заняли призовое место и вошли в 20-ку победителей. В этом году мы продолжаем в рамках проекта «Школа реальных дел». Этот проект нашел свою реализацию не только среди школьников, но и среди дошкольников. Один из наших самых маленьких занял первое место со своим проектом. Дело живет и развивается.
В нашем лицее №1560 продолжается свой проект «Мотивирующая образовательная среда». Первый год стал для нас апробацией электронных учебников. На следующий год мы продолжаем этот проект. Чтобы это все работало, нужен интерес учеников, а здесь это, безусловно, есть.
В нашей школе реализуется проект «Москва – международная школа качества». Эта образовательная программа, адаптированная по программам международного бакалавриата.
Уже на сентябрь запланирован визит, чтобы нам сертифицироваться и иметь возможность выдавать ребятам сертификаты, чтобы дети стали конкурентоспособными на международном рынке образовательных услуг.
В нашей школе продолжает работу проект Департамента образования по развитию школьного самоуправления. Наш лицей – это ресурсная площадка для активных ребят, которые пробуют себя в управлении.
Отдельно хочу отметить профориентационную работу. Конечно, мы принимаем участи и в «Университетских субботах». В рамках этого проекта проходит конкурс на лучшую «Университетскую субботу», где учитывается и мнение родителей, которые приходят вместе с детьми, и мнение детей. В этом году победил Пироговский медицинский университет, и мнение детей совпало с мнением профессионального жюри.
В нашем лицее, совместно с Городским центром профессионального и карьерного роста, реализуется проект. Наши ребята становятся призерами и победителями разных олимпиад. Здесь реализуется введение в работу Интеллектуального кабинета школьника. Каждый ребенок имеет свой пароль, заходит и участвует в тестировании, анкетировании. Это помогает ребенку определиться со своей будущей профессией.
Этот год мы присматривались к проекту Департамент образования по введению профильных классов. Но оценив свои возможности, что с 1994 года наш лицей сотрудничает с Московским авиационным институтом, мы заявились на участие в этом проекте в ведении профильных инженерных классов. Наш лицей много сотрудничает и с Институтом космических исследований. Думаем, этот проект тоже нас порадует.
Мне кажется, что за активностью приходит и успех. Спасибо.

И.А. АКУЛОВА
Мы являемся представителями той школы, которая, открывшись 7 лет назад, могли бы обратиться к Департаменту образования и попросить о пощаде, т.е. не судить нас строго сразу же. Но подобралась команда единомышленников, и мы поняли, что чем быстрее мы начнем использовать уникальные образовательные возможности Москвы, тем быстрее сможем достичь определенных результатов. 3 года назад у нас был только 1 победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Сейчас мы вошли в 2 проекта при НИУ ВШЭ. Первый проект - «Университетский школьный кластер», и второй проект – «Распределенный лицей». В этом году у нас был открыт социально-экономический профиль. На следующий год при НИУ ВШЭ 2 профиля, и этот проект курирует Департамент образования.
Теперь у нас 9 победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. 5 из побед по биологии и экологии, хотя школа с углубленным изучением английского языка. У нас 8 призеров и победителей на Московской олимпиаде школьников. Участие в проектах идет не ради участия, а ради результата, чтобы каждый ребенок мог получить доступное образование и не ехать за ним, допустим, в ЦАО (мы находимся на окраине города).
На следующий год мы планируем открыть медицинские классы.
Мы готовы предоставить каждому ребенку профильное образование по его выбору: иностранные языки, химия, биология, математика. Но в нашем межрайоне есть 2 кадетских класса, открытых в прошлом году по инициативе директоров и ветеранской общественности. У нас есть те, кто направил уже свою инициативу по вступлению в проект инженерных классов. Дети нашего межрайона смогут получить доступное, качественное образование, воспользовавшись такими уникальными возможностями.
Мы активно участвовали и в проекте «Музеи, парки и усадьбы». У нас есть победители и призеры. Чтобы стать победителем или призером, один из классов нашей школы посетил 30 музеев в году. Примерно раз в неделю класс осуществлял выход. Дети развивались, а не сидели дома.
Москва предоставляет для всех своих воспитанников все. 120 детей с особыми потребностями учатся в нашем комплексе. Переходя из дошкольной ступени в школьную, они продолжают учиться вместе с нами и участвовать во всех проектах. Например, 3 ребенка-инвалида у нас участвовали в проекте «Я узнаю Москву» и возможно займут призовые места. Итоги будут подводиться в сентябре.
Мы хотим пожелать всем нашим воспитанникам и ученикам успехов на экзаменах. Надеемся, что на следующий год мы будем участвовать во всех проектах, и в медицинском классе тоже. Спасибо.

Д. ШЕВЧЕНКО – «Йот»

Москва, безусловно, уникальные возможности для московских школьников. До недавнего времени она предоставляла хоть какие-то возможности учиться для детей мигрантов. В этом году я, как журналист, а так же общественные организации, получают информацию о том, что детей мигрантов не берут в школы и отчисляют их по причине отсутствия каких-либо документов. Это может быть регистрация, медицинская страховка. Такая ситуация является нонсенсом! Все эти годы дети мигрантов из Средней Азии, из Украины имели возможность учиться свободно. Их не выслеживали, не отчисляли, не выгоняли. У меня есть конкретный пример и конкретная история. Я прошу прокомментировать эту ситуацию.

И.И. КАЛИНА

Иван Валерьевич, это все ваша метапредметная олимпиада с легендами и мифами. Откуда журналисты научились изобретать миф, потом его обсуждать? Интересный метод, надо попробовать научиться. Коллеги, все дети школьного возраста, чья семья законно находится на территории Москвы, учатся в московских школах.

А. БОЯРИНОВА – «Вечерняя Москва»

Понимаю, что итог ЕГЭ пока еще рано обсуждать. Но, может быть, уже можно что-то сказать об успехах московских школьников?

И.И. КАЛИНА

Могу, но это не окончательные результаты. Могу сказать про ЕГЭ по русскому языку. Количество ребят, которые не смогли с первого раза сдать стабильно: в прошлом году 58 человек, в этом – 54 на весь город. Надеемся, что кто-то из них пересдаст в резервный день. Это их законное право. У нас в этом году более 10 000 против 8000 в прошлом году, набрали более 80 баллов по русскому. Свыше 90 баллов в этом году набрали 5700, в прошлом было 3400. 100 баллов в этом году по русскому имеет 601 ученик. В прошлом году таких было 324. Базовую математику на весь город провалило 868 человек – 2% от выпуска. Но у них есть резервный день 23 числа для пересдачи. Профильный уровень по математике: в прошлом году стобальников было 28, в этом – 31 человек; 90 баллов и более в прошлом году – 404, 468 – в этом; 80 и более 80 баллов серьезно выросло – в прошлом 1232, в этом 2118. Достаточно высокие стабильные результаты. Географию сдавало очень мало ребят. Результаты примерно на уровне прошлого года. Литературу в этом году выбрало на 600 детей больше, чем в прошлом году. В этом году литературу сдавало 4713 человек. 100 баллов набрал 41 выпускник. В прошлом году таких было 16. Более 90 баллов набрали 145, в прошлом году 75. Более 80 – примерно на том же уровне: 186 в этом, 162 в прошлом. Химию выбирает немного ребят. Ну, столько же, сколько и литературу. Сдали на уровне прошлого года, но снизилось количество стобальников. В прошлом году таких было 105 стобальников. В этом году – 57 человек. Для стобальников – 1% - это нормально. Обществознание с хорошими результатами: 17 стобальников против 12 в прошлом году, более 90 баллов – 452, в прошлом году было 277, и более 80 баллов – в этом году 1590, в прошлом 978. Это то, что известно. Они еще будут меняться, потому что есть апелляции, резервные дни. Полными данными мы будем располагать где-то через месяц. А сейчас тенденции, достаточно хорошие.

А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»

Можно ли сейчас уже говорить о том, какие специальности выбирают выпускники, куда поступают?

И.И. КАЛИНА

В сессию ЕГЭ 2015 года у меня есть одно приятное обстоятельство – это то, что на 1500 увеличилось количество детей, по сравнению с прошлым годом, которые выбрали сдавать физику. Это очень хороший шаг. Это означает, что эти ребята планируют поступать в ВУЗы, связанные с инженерными профессиями. Что выбрали, мы узнаем только в середине августа, потому что у ребят есть право сдавать документы сразу в несколько ВУЗов, на несколько специальностей.

ВЕДУЩИЙ

За последние несколько лет престиж профессии сильно возрос. Все выпускники, которые в этом году закончат московские ВУЗы, будут востребованы в школах? Или сейчас такая конкуренция, что нужно сильно подучиться, чтобы попасть в московскую школу?

И.И. КАЛИНА

Такой хороший вопрос. Даже не хочется его портить ответом. Если я скажу, что конкуренция высочайшая, вы мне зададите вопрос, зачем же ребята учатся в педвузе. А они учатся для того, чтобы участвовать в этой конкуренции. Я и не считаю, что должно быть 100% попадание каждого выпускника сразу на рабочее место. Он должен знать, что он должен учиться так хорошо, что он должен выигрывать конкуренцию за учительское место, потому что это основа обеспечения качества. Все, кто хорошо учился, смогут участвовать в конкуренции за иногда освобождающиеся рабочие места и становиться учителями московских школ.

О. НЕМТЫШКИНА - журнал «Столица Москва»

В прошлом году были сформированы учебно-производственные подразделения и колледжи разделились на 7 учебно-производственных подразделений. Насколько результативны на сегодняшний день такие объединения? Насколько они способствуют развитию рабочих специальностей?

И.И. КАЛИНА

О результативности еще рано говорить. Но один результат точно есть. Крупные структуры Москвы, которым нужны рабочие кадры, сегодня вышли на контакт с этими учебно-производственными подразделениями. Сегодня сфера коммунального хозяйства нам дала заявку на 18000 рабочих мест. Надеюсь, мы сумеем подготовить так наших студентов колледжей, чтобы их приняла эта система. Там сейчас и заработная плата вполне приличная, и технологии там применяются приличные, требующие хороших выпускников.

К. ЧЕРВЕНКО – «Московский учитель»

Как вам кажется, с чем связан такой скачок результатов московских школьников? Вы сказали о результатах ЕГЭ, но если посмотреть на график Всероссийской олимпиады, то за последние два года это какой-то невиданный скачок результатов.

И.И. КАЛИНА

Это как посмотреть. Да, у нас в этом году 181 школа вырастила призеров или победителей Всероссийской олимпиады. Но при этом посчитайте , сколько московских школ до сих пор не вырастили ни одного победителя или призера Всероссийской олимпиады? А где же, как не в московских школах, расти этим победителям? У нас впереди намного больше задач, чем уже решенных.
Раньше у нас было меньше победителей и призеров Всероссийской олимпиады, чем у Санкт-Петербурга, Московской области, Челябинска и Татарстана. Следующими за нами идут эти 4 региона. Между прочим, на территории этих 4 субъектов проживает 19 млн человек.
У нас в Москве уникальные возможности, поэтому результаты у нас должны быть еще более уникальные, чем вам это сегодня кажется.

Е. СЛЮСАРЬ – «Москва Северо-запад»

Будет ли в следующем учебном году вновь подниматься вопрос о едином графике каникул для московских школ?

И.И. КАЛИНА

Вопрос решен двукратным голосованием жителей Москвы. Мэр дал согласие на два графика, из которых школы выбирают. Нет никакой необходимости это менять.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

В последнее время, я так замечаю, вы полюбили генералов. Стали появляться генералы в образовательных учреждениях Москвы. Что это значит? Исчерпан резерв педагогов, которых могли бы назначать, или управленцев на должности? Не все генералы, которые приходят, хорошо вписываются. Мы знаем это по жалобам, которые получает газета, это школа №20, где директором стал очень уважаемый человек и очень известный в определенных кругах, но коллектив не может с ним сработаться и жалобы идут постоянно. Может быть, генералы не очень вписываются в образовательную среду Москвы?
Второй вопрос. Вы недавно подписали вопрос приказ об объединении МИОО, МИРО и Центра Неменского. По сути дела, МИРО исчезает как центр практической педагогической науки. Почему Вы сразу не решили вопрос об объединении Городского педуниверситета, МИОО, МИРО и создания такого крупного научного образовательного учреждения?

И.И. КАЛИНА

Что касается генералов, я думаю, что проблема не односторонняя. Не каждый генерал готов учитывать избыточную самостоятельность членов наших коллективов. Не каждый наш коллектив готов работать как единая команда, к чему привыкли в армии люди. Уверен, что появление очень небольшого числа генералов, как вы их называете, в нашей системе (есть и полковник, недавно прошел кадровый совет) – это очень хорошее вкрапление в нашу систему, чтобы они нам помогли понять значимость командной работы, умения подчинить свои личные цели и задачи общим задачам. И согласен, далеко не каждый генерал, даже командовавший целой дивизией, может с успехом руководить нашим образовательным учреждением. К этому надо относиться очень внимательно с обеих сторон.
Что касается включения МИРО в состав МИОО, я бы не использовал термин «уничтожение». Я бы использовал термин «интеграция возможностей». МИОО был долгие годы монополистом на повышение квалификации учителей, то сегодня мы деньги на повышение квалификации отдали школам и предоставили им право выбирать, где они проходят повышение квалификации, мы постепенно должны отказаться от того, что все повышение квалификации в МИОО. Скорее, оно сейчас разойдется по очень многим ВУЗам города, и это очень хорошо. А МИОО становится координирующей площадкой для выработки новых идей, проектов в системе образования. Уверен, что коллектив Московского института развития образования очень необходим такому центру, который, в первую очередь, сегодня займется развитием управленческих команд в городе, а без того, что наработано в МИРО я не очень себе представляю такой центр. Поэтому, уверен, объединение очень полезно для московских школ.
Что касается дальнейшего объединения с педвузом, не уверен, что сейчас есть смысл педвуз, который расширяет спектр своей работы не только для системы образования, ведь сегодня у него появились заказы от Департамента социальной защиты, от Департамента культуры и ряда других. Сегодня педвузу нужно решить несколько задач. Первое – это переход от только программ специалитета к реализации магистерских программ. Это очень сложная задача. И второе – понять, что наш педвуз готовит кадры для города, а не только для школ города. Решат эти задачи, будем думать дальше.

М. САВЕЛЬЕВА – «Москва Центр»

У меня вопрос относительно инженерных и медицинских классов. Можно ли сказать, что школа какого-то округа более активна, или же они распределились равномерно по округам Москвы? Коснулось ли это новшество наших присоединенных территорий?

И.И. КАЛИНА

В последнее время мы как-то не делим на округа и т.д. У нас даже школы, подготовившие призеров и победителей олимпиад, на удивление равномерно распределяются на карте города. Прогнозирую, что вошли все основные территории, и не может быть такого, чтобы какая-то территория осталась в стороне.
Мы должны сказать отдельное спасибо Департаменту информационных технологий, который нам предоставил уникальные возможности для реализации наших проектов. У нас сегодня 37 председателей межрайонных советов включены с обратной видеосвязью в работу с Департаментом, и с родителями. Кстати, Совет ветеранов города тоже присоединился к этому технологическому решению.
Сегодня у нас информация моментально доходит до каждой школы и каждого межрайонного совета. Поэтому, они участвуют во всех наших проектах.

С. ЖУКОВ – «Российская газета»

Вы сказали, что заявки на открытие инженерных классов подали 80 школ, а на открытие медицинских 61. Означает ли это, что именно столько будет открыто классов в новом учебном году?

И.И. КАЛИНА

Когда мы говорим, «заявки поданы» - это значит «заявки приняты», значит, они уже прошли определенный отбор. Главным из требований является то, что я бы назвал «тройственным союзом». Все заявки, участвующие в проектах, в обязательном порядке включают активное участие и отрасли в лице какого-то предприятия, и ВУЗы соответствующего профиля. Заявки приняты. Теперь вопрос стоит о том, есть ли среди школьников необходимое количество учеников для открытия классов. Те, чьи заявки приняты, получили право комплектовать такие классы.

С. ЖУКОВ – «Российская газета»

К уже существующим 72-м кадетским классам с нового учебного года будут открыты новые, или на этом остановимся?

И.И. КАЛИНА

Кто же нам даст остановиться? Во-первых, эти ребята переходят в 8-й класс, а школы набирают 7-й, т.е. у нас уже двукратное увеличение учеников кадетских классов. Есть еще несколько школ, которые очень расстроились, сто их в прошлом году в проект не взяли. Они очень серьезно готовились, и комиссия сейчас кому-то еще разрешила. Будет небольшое добавление школ. Эти школы равномерно распределены по территории города. Поэтому, если ребята хотят, они могут перейти из своей школы в кадетский класс другой школы.

Д. ТЮКОВА – «Мослента»

Вы сегодня сказали про предстоящую олимпиаду по итальянскому языку на всероссийском уровне, но этот язык не входит в число предметов для ЕГЭ. В связи с этим вопрос: насколько среди московских школьников популярны предметы, которые они потом не могут реализовать на ЕГЭ?

И.В. ЯЩЕНКО

У нас на Всероссийской олимпиаде школьников был 21 предмет. Сейчас добавляются во Всероссийскую олимпиаду школьников итальянский, испанский и китайский, а в ЕГЭ проходит по 10 предметам. Есть довольно много предметов, которые не входят в ЕГЭ, тем не менее, они все более популярны среди московских школьников. Мы отмечаем интерес к астрономии, экологии. Здесь очень важно, что мы сотрудничаем с профильными ВУЗами, например, с почвенным факультетом МГУ и с профильным департаментом Правительства Москвы, который тоже дает темы проектов, и ребята в это активно включаются. Пошел интерес к ОБЖ. Очень важно, чтобы возможности ребят не были ограничены только тем, что востребовано на ЕГЭ. Здорово, что у нас учатся не для ЕГЭ, а для себя.

И.И. КАЛИНА

Вчера мы с группой директоров обсуждали возможный следующий наш проект. Когда возникали школы с углубленным изучением английского языка, по сути дела, углубленное изучение английского языка становилось для многих профессией. Сегодня знание английского языка становится базовым требованием для любой профессии. В то же время, знание японского языка или хинди и т.д. – это может быть очень конкурентной профессией для человек. Мы бы хотели сегодня попробовать в наших школах начать изучение не очень привычных для Москвы языков. Это точно не для ЕГЭ. Никогда не будет ЕГЭ по всем языкам мира. Но люди учатся в самом деле не для ЕГЭ, а для себя.

А. БОЯРИНОВА – «Вечерняя Москва»

Я была недавно на клубе директоров и меня очень удивило количество иностранных заимствований, которые они употребляют: вместо общения они говорили «коммуницировать», вместо управления временем «тайм-менеджмент», вместо библиотеки «пул книг». Какой-то фантастический набор. Понятно, что русский язык полон заимствований. В то же время наш Президент В.В. Путин высказал пожелание, что нужно ограничивать число новых заимствований. Как Вы относитесь к этим заимствованиям? Может быть, у Вас тоже есть пожелания к директорам?

И.И. КАЛИНА

Коллеги, мы разговариваем полтора часа. Я пытаюсь вспомнить, какое не общепризнанное слово я употребил. По–моему, это было «минимально», слово из математики.
Посмотрите в архиве запись аттестации директоров, которую вел Г.А. АлимовИ вот, кандидат в директора аттестуемый несколько раз употребил какое-то слово. Гайяр Таерович ласково попросил: « А теперь расскажите всем, что означает термин, который Вы употребили». На этом аттестация этого кандидата закончилась. Зачастую, согласен с вами, люди употребляют термины, которые где-то услышали, но объяснить это не могут. Вот это страшно, бессмысленная замена известных всем терминов на какие-то новые. Я рад, что и мои заместители стараются быть понятными всем. Спасибо.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, большое спасибо всем. Я благодарю Исаака Иосифовича за возможность так открыто поговорить о проблемах образования в городе. Мы всегда Вам рады.