Информационный Центр Правительства Москвы
15 января 2025, среда, 12:58
Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Лёвкин

1 июня 2015 года состоялась пресс-конференция руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Лёвкина Сергея Ивановича на тему: «Снижение административных барьеров в сфере строительства. Позиция Москвы в рейтингах».

Пресс-конференция Сергея Лёвкин

ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Снижение административных барьеров в сфере строительства. Позиция Москвы в рейтингах».
Пресс-конференцию проводит руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Лёвкин Сергей Иванович.

С.И. ЛЁВКИН

Добрый день, уважаемые друзья. В 2013 году все исполнительные органы власти Москвы, в т.ч., входящие в комплекс градостроительной политики и строительства, приступили к реализации мероприятий по переходу на предоставление госуслуг в сфере строительства в электронный вид. Москва стала первой в РФ, сумевшей перейти на предоставление госуслуг в электронном виде в сфере строительства. Необходимость перевода госуслуг в электронный вид была обусловлена несколькими факторами. Во-первых, это возможность получения услуги из любой точки местонахождения, без привязки к своему рабочему месту. Второе – нет необходимости посещать госорган для получения той или иной госуслуги. Третье – прозрачность - на любом этапе получения госуслуги можно посмотреть, что с ним происходит. Не маловажно для самой системы снижение коррупционных рисков, т.к. у вас нет непосредственного контакта с чиновником, который предоставляет госуслугу.
Органы государственной власти тоже получают преимущества при переводе госуслуг в электронный вид. Прежде всего, это сокращение сроков обработки необходимых документов за счет автоматизации и регламентации процесса. Второе – это сокращение трудозатрат. Немаловажно создание электронной базы всех документов, которые за время предоставления госуслуг попадают в базовый регистр той или иной электронной системы, как Градкомплекса, так и Москвы в целом. Конечно же, это возможность отследить соблюдение регламентированных по каждой процедуре сроков не только заказчиками и исполнителями, но и органами, которые контролируют.
Мы выстроили новую систему взаимодействия бизнеса и власти, чиновников и процедур. Это взаимодействие выстроено через личный кабинет, где можно оставить любые пожелания, жалобы или предложения. Через кабинет, где можно оставить любые пожелания или жалобы, через кабинет застройщика на сайтах департаментов всех органов власти и на порталах Стройкомплекса, а так же через Горячую линию. Краеугольным в созданной системе электронного взаимодействия является созданный в городе базовый регистр информации, в котором находится вся информация, в т.ч. в сфере строительства: от земли, ГПЗУ, АГР и всех остальных стадий. Там хранится все, что прошло процедуры, под своим номером, на своей «полочке».
На сегодняшний день Стройкомплексом предоставляется 14 госуслуг, из которых 12 доступны в электронном виде. 3 услуги из них предоставляются только в электронном виде: выдача разрешения на строительство, выдача решения на ввод, согласование дизайн-проекта размещения вывесок. 9 госуслуг предоставляются как в электронном виде, так и в бумажном, кому как удобно – это экспертиза, ЗОС, ГПЗУ, АГР и т.д. Не переведены в электронный вид 2 услуги – выдача решения о перемещении отходов строительства и сноса, в т.ч., грунтов и проверка достоверности определения сметной стоимости. Сейчас по ним ведется работа по переводу.
Правительство приняло решение обеспечить переход на предоставление юридическим лицам ряда услуг в электронный вид. Так, с 1 июля 2015 г – это заключение о соответствии. Кроме того, мы планируем сократить срок его выдачи с 10 до 5 дней. И подача извещения о начале строительства и подача извещения об окончании строительства. С 1 января 2016 года перейдем на электронный вид для ГПЗУ, подготовка и подача и изменения в ГПЗУ, подготовка выдачи свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения, и оформление паспорта колористического решения по фасадам.
Если в 2013 году по итогам всего 12% заявок было подано в электронном виде, то в 2014 году – 37%, а за 2015 год – 75%. Это показывает достаточную осведомленность, которую мы получили за счет 135 специализированных обучающих семинаров, на которые мы приглашали инвесторов-застройщиков, и пошагово, по методикам, объясняли что и как нужно делать, почему это выгодно и для чего это нужно. Оказалось, что персонал, который занимается теми или иными процедурами, очень много накручивал, рассказывал, что им мешает вовремя не исполнять свои обязанности, что пришли к чиновнику, отдали документы, а тот их задерживает и т.д. Когда это все перевели в электронный вид и установили срок в 10 дней, например, на выдачу решения на строительство, если руководитель проекта приходит к своему руководителю и говорит: «мне не выдают», нужно просто зайти в личный документ и посмотреть, в чем дело. Оказалось, не приложили один необходимый документ, и из-за этого произошло смещение сроков. И тогда вина на менеджере компании, а не чиновнике.
Конечно, мы понимаем, что сразу не получиться 100% наполнения заявок в электронном виде, потому что каждый год появляются новые компании, которые составят небольшой процент тех, кто не готов, т.к. отсутствует цифровая подпись, либо еще по какой-то причине не готов переходить на электронный вид. Наша задача в том, что не насильно, а методом убеждения, максимально вовлечь сообщество в получение госуслуг в электронном виде. Мы видим колоссальный эффект. Осталось в этом убедить инвестиционно-строительное сообщество. Видно, что они сегодня это понимают.
Второе направление – это работа с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства. В 2014 году в апреле постановлением Правительства был утвержден исчерпывающий перечень процедур, которые необходимо пройти заказчику и застройщику с точки зрения всего инвестиционно-строительного цикла при строительстве жилья. Была утверждена 141 процедура, которая состояла из 2 разделов. Первое – те процедуры, которые были установлены на федеральном уровне, второе – те, которые были установлены н региональном уровне, и согласованы с Правительством РФ, чтобы попасть в этот перечень. На территории Москвы – это 8 процедур. Мы попросили, и федеральное Правительство включило их в перечень. Это, начиная от АГР, которого не было в российском законодательстве. Москва без архитектурно-градостроительного решения может потерять и архитектурную выразительность, и привлекательность, и вообще стать непонятно чем с точки зрения архитектуры. Поэтому, мы убедили, что такой документ для Москвы должен быть. Это так же порубочный билет – у нас каждое дерево на учете, и мы хотим понимать, что это процесс не хаотичный, а абсолютно управляемый, направленный на то, что даже если есть вырубка, будет сделана компенсация в нужном месте и нужном объеме зеленых насаждений. Важные моменты, которые мы отстояли – это перемещения отходов строительства, в т.ч., грунтов. Невозможно Москве не регламентировать вывоз от сноса и сборки, отрывки котлованов, чтобы подрядная организация что хотела, то и делала. Сегодня эта стройная система функционирует, и вы не видите того, что было 25 лет назад, когда появлялись кучи мусора в промзонах, либо отвалы грунта в котлованах. Сегодня все это регламентировано с отчетной информацией.
Этот исчерпывающий перечень не установил ни одной дополнительной процедуры. Все, что раньше было необходимо делать застройщику, сегодня прописано этим перечнем. Ни один участвующий в сфере градостроительного строительства орган госвласти не имеет права требовать другого документа. Это облегчает работу застройщикам. Подчеркну, что в зависимости от ситуации, места нахождения объектов, этот перечень может быть и меньше. Мы, получив этот перечень, должны свои 8 процедур регламентировать и сделать все, чтобы полностью их перевести в последующие годы в электронный вид. На часть процедур из этих 8 приняты постановления Правительства. Это формирование и ведение сводного плана инженерных сетей, предоставление заключения о соответствии проектной документации соответствия этому плану и проведения контрольно-геодезической съемки и передаче исполнительной документации. Остальные процедуры сейчас в работы и мы хотим до начала следующего года закончить эту работу по регламентации и утверждению их постановлением. Тогда каждая процедура будет иметь своего исполнителя, свой срок и регламент прохождения. В процессе регламентации процедур выявляются избыточные требования. Мы все ведем через Единый базовый регистр, и дополнительная информация от заявителя не будет требоваться. Пока они приносят весь пакет документов, который требуется для прохождения процедуры. В дальнейшем мы постараемся прийти к тому, чтобы этот перечень документов был минимальный, а где-то даже один в виде только заявки.
Следующее направление – это позиция Москвы в международных рейтингах. Это очень важно и интересно. Сегодня весь мир в развитии своих стран, мегаполисов, городов, ориентируется на известные рейтинговые агентства, которые завоевали свой «статус кво» с точки зрения объективности. Это дает возможность привлекать, в т.ч, международные инвестиции в такие города. Мы должны понимать, где Москва находится с точки зрения мировых рейтингов. Ярким примером такого рейтинга является рейтинг Всемирного банка ведения бизнеса. Нас он касается в части показателя получения разрешения на строительство. В течение долгого времени он показывал, что Москве требуется прохождение неимоверного количества процедур, времени и денег, чтобы выполнить строительство эталонного объекта. Под эталонным объектом понимается склад площадью до 1500 квадратных метров, которому требуется подключение по 3 сетям: вода, водоотведение и телефонная сеть. Он не находится ни в каких охранных зонах, по нему уже получена рабочая документация, прошедшая экспертизу, земельный участок уже предоставлен. Если бы это был более крупный объект, который нужно бы было подключить к теплу, электроснабжению, на него бы еще не было проекта и экспертизы, тогда бы он попал в перечень приблизительно 141 процедуры. Проблема, которая возникала при работе Всемирного банка, а он работает удаленно с респондентами, в том, что они, например, разговаривали с респондентами из Москвы или Санкт-Петербурга, а те им отвечали: «У нас знаете сколько процедур!», но они забывали сказать, что такое эталонный объект. И нас поставили на задворки всей истории. Когда мы в рамках указов Президента начали работать со Всемирным банком, мы увидели, что в методологии зашито много непонятного, в вопросах допускаются вольности. Мы начали работать, и количество процедур сократили с 42 до 21 и переместились с 189 на 156 место. При этом мы в доказательной базе показали, что мы еще меньше имеем процедур, меньше количество дней на прохождение этих процедур, и еще меньше денег надо, чтобы эти процедуры пройти. Опять же, методика банка построена не на позиции органов власти, и доказательства в виде нормативных документов для них менее значимы, т.к. они ориентируются на респондентов. Поэтому, мы провели кампанию по информированию потенциальных респондентов. Недавно Всемирный банк приезжал в Москву, и у нас была встреча. Сейчас идет оценка России по 2 городам: Москва и Санкт-Петербург. Мы проводили специальные выезды в Мосгорстройнадзор, Мосгосэкспертизу, где они сумели задать вопросы рядовым работникам. Надеемся, что эта скрупулёзная работа приведет к положительному результату, и мы займем нужное и положенное место в этом рейтинге. Для нас это важно и имиджево.
Еще с прошлого года на федеральном уровне принято решение проводить национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах РФ. Он проводится Правительством, совместно с Агентством стратегических инициатив. Кстати, в «Doing business» мы тоже работаем вместе с Агентством стратегических инициатив под руководством Минэкономразвития и сегодняшнего Министерства строительства. Просто, учитывая, что это делается на поле Москвы, мы все нюансы стараемся учесть и довести через федеральные структуры, которые нам очень активно помогают. Отдельное спасибо за это Минстрою и Минэкономразвитию.
Пилотная апробация национального рейтинга в 2014 году прошла в 21 регионе, начиная от Калужской области, Татарстан, Костромская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Челябинская, Хабаровский край, Москва и еще несколько. И Москва в этом рейтинге не очень хорошее место заняла. Но мы уверены, что это не наше место и мы находимся в другой ситуации. Опять же говорю о направлении получения разрешения на строительство, поскольку в этом рейтинге есть разные направления, в т.ч., связанные с градостроительной сферой. В 2015 году этим рейтингом будет охвачена вся территория страны. Результаты рейтинга будут объявлены на Санкт-петербуржском экономическом форуме в июне. Мы провели определенную работу, в т.ч., с агентством Стратегических инициатив, показали, что реально требуется для строительства не эталонного, а модельного объекта – это жилой дом. Показали, какие процедуры мы проходим, а какие не проходим.
Следующие рейтинги – это международный рейтинг, который охватывает градостроительную сферу не с точки зрения разрешения на строительство, а вообще, что происходит в субъекте с точки зрения градостроительного развития. В рейтинге Pricewaterhouse Coopers от Москвы до Сан-Паулу, Москва входит в первую тройку по 8 индикаторам и 41 показателю, которые установлены в этом рейтинге. Мы заметно укрепили свои позиции. Мы заняли второе место после Пекина. По 3 индикаторам и 16 показателям Москва занимает 1 место – это количество широкополосного доступа в Интернет, устойчивое развитие окружающей среды, площадь общественных парков, доля населения с высшим образованием, охват сети общественного транспорта и покупательная способность. В 2014 году по нашей просьбе Pricewaterhouse к Московскому урбанфоруму провел дополнительные исследования по сравнению Москвы с 11 крупнейшими мегаполисами мира, такими как Берлин, Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, Гонконг, Сеул, Пекин, Шанхай, Токио, Сан-Паулу, Мехико, по 16 показателям, отражающим конкретно градостроительную деятельность. Мы вошли в тройку лидеров по плотности сети рейсового транспорта, доступности парковки в центральном деловом районе и объема ввода в эксплуатацию улично-дорожной сети. Москва входит в тройку лидеров по динамике, показывающей из года в год прирост – это суммарная площадь введенных здания на душу населения, суммарный объем инвестиций в основной капитал, объем инвестиций в объекты капитального строительства на душу населения и общая жилая площадь, приходящаяся на одного жителя, коэффициент доступности приобретения жилья и общая торговая площадь на душу населения.

ВЕДУЩИЙ

Вы начали нам рассказывать про национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. Я не совсем понимаю, каким образом выбирались региона для построение рейтинга? Костромская область, Москва - инвестиционный климат и привлекательность у них различные. В чем принцип оценивания?

С.И. ЛЁВКИН

Наша часть этого рейтинга - это получение разрешения на строительство. Там есть другие составляющие инвестиционного рейтинга. Но я говорю только об этом. Основополагающий принцип в части разрешения на строительство исключает географические, климатические и другие особенности. Модельным объектом является жилой дом. В РФ установлен исчерпывающий перечень из 141 процедуры, требующийся для жилищного строительства. Каждых субъект доказывает, что у них для строительства модельного объекта требуется меньше времени, меньше документов и меньше процедур. На наш взгляд, другие субъекты не совсем корректно сказали, что у них этих процедур нет, тем самым, подняв свою позицию. Когда субъект говорит, что эту процедуру не надо делать, а она есть в исчерпывающем перечне, то он не может ее не заставить проходить, иначе это нарушение федерального законодательства! Это уже не наша задача, а задача тех, кто проводит этот рейтинг. Мы хотим, чтобы он был объективным. Учитывая, что мы перешли в электронный вид, где все процедуры регламентированы, и такие же, как у всех, мы не можем быть ниже 20-тки. Мы должны быть в первой 10-ке среди всех наших субъектов. 

Т. ПОГОРЕЛЬЦЕВА – «Недвижимость и цены»

Если раньше разрешение на строительство получали компании в течение года и даже дольше, то сейчас, за какой период можно получить разрешение на строительство? Вот эта 141 процедура, сколько на это уходит времени?

С.И. ЛЁВКИН

Происходит путаница, когда инвестора, девелопер говорят, что, например, целых два года ходил за разрешением на строительство, это не из то оперы. Чтобы прийти за разрешением на строительство, нужно пройти только часть процедур, о которых вы говорите. Само получение регламентировано 10 сутками. Если вы пришли в Мосгорстройнадзор с оформленной землей, проектной документацией, прошедшей госэкспертизу, для чего у вас должно быть получено ГПЗУ, то подав эти документы, вообще, только заявку, т.к. все остальное Москомстройнадзор возьмет в базовом регистре, и ГПЗУ тоже там увидит и т.д. Что происходит порой? Застройщики, нарушая все правила и нормы, имея ГПЗУ, думали, сейчас я построю не 5, а 6 этажей, не 2500 квадратных метров, а 2535 квадратных метров, а потом я уговорю как-нибудь. И потом приходили, и им не могли выдать разрешение на строительство, потому что экспертиза не соответствует ГПЗУ, а они уже даже в стройку вошли, не имея решение, а потом жалуются на чиновников. Если застройщики все делают верно, то от земли до начала строительства, в зависимости от объекта, может проходить не больше года. Потому что стадия проекта, прошедшего экспертизу, имея землю и ГПЗУ, позволяет выйти на решение на строительство.

С. КОЗЛОВ – «ВОМС»

Как Вы относитесь к рейтингу строительных компаний, работающих в Москве с точки зрения их рейтингования для предэкспертизы для госзаказов?

С.И. ЛЁВКИН

Положительно. Сегодня нет специального рейтинга. Он выстраивается в головах у нас - чиновников, в головах жителей, покупателей или арендаторов недвижимости, которую та или иная компания, в головах кредитных организаций, в головах работников, которые работают в этих компаниях. Все вместе без всякого рейтинга показывает пул социально ответственных, устойчивых компаний, выполняющих условия договора. Мы контролируем, и видим, где заработная плата у сотрудников задерживается, а где нет. По конкурсам «Лучший бытовой городок» мы видим. ДСК -1 всегда занимает первое место. Ничего не меняется! Они хотят, чтобы у них в городке рабочий жил комфортно и безопасно. По отчетам ФНС по Москве мы видим, какие компании задерживают выплаты налогов, а кто задерживает, какие объемы платежей и т.д. По жалобам на Горячие линии на компании, которые строят, и появляются недостатки: протекает шов, благоустройство плохое и т.д. Все это в совокупности дает основания составить свой собственный рейтинг, что эти компании хорошие, эти неплохие, а эти попали в поле зрения комиссии по налогам и выплате заработной платы и т.д. Этот рейтинг неформальный, но у нас в голове есть.

О. ЩЕГОЛЕВА – ИД «Зеленоград, 41»

Не могли бы Вы соотнести в цифрах строительство жилого фонда в Москве и производственных предприятий?

С.И. ЛЁВКИН

Из 8,653 млн квадратных метров 3, 2 млн – жилье. Все остальное – это объекты гражданского и промышленного назначения. Это спорт, медицина, образование, культура, административные здания, офисные, МФЦ, часто включающие ТЦ, офисы, апартаменты и т.д. Что касается производственных зданий, их не очень много. К ним можно отнести объекты гаражного назначения. Связано это с тем, что колоссальный объем промышленной недвижимости был построен в советское время. И порой идет не строительство нового, а переоборудование или реконструкция этих производственных помещений под новое высокотехнологичное, экологичное и менее затратное производство. Конечно, оно требует совсем другой площади. У нас как букет расцветает серия технопарков, которые Мэр периодически посещает, раз в квартал точно. Это тоже производство, только оно иного уровня, качества и направления. Мы сталь не льем, чугун не варим на Серпе и молоте, как это был раньше. Каждому производству свое место, и производство все-таки остается в приоритетах с точки зрения развития Москвы.

А. МАСТРЕНКОВ - сайт Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы

Сергей Иванович, Вы сказали, что из 14 услуг, которые предоставляет Стройкомплекс, 12 уже в электронном виде, и 2 вы готовите. Когда оставшиеся 2 будут переведены и эти 2 оставшиеся?

С.И. ЛЁВКИН

Первая – это достоверность, а вторая – отходы. Отходы мы хотим до конца этого года, а достоверность в первом полугодии 2016 года.

ВЕДУЩИЙ

Плановая работа, которой вы занимались несколько лет, привела к тому, что естественный инвестиционный климат и количество людей, которые могут строить в Москве, значительно увеличилось. Вы расширили это пространство бизнеса. Но, как я понимаю, в политике, которую ведет Всемирный банк, социальная ответственность не играет существенной роли. Каких вы результатов ожидаете, какие позиции в рейтинге, учитывая, что у нас социальность в городе занимает первое место, мы работаем для человека, а Всемирный банк отдает приоритет другим принципам?

С.И. ЛЁВКИН

Вы очень важный аспект в рейтинговании заметили? Можно было, когда говорим об исчерпывающем перечне, спросить, зачем вы мучаете, чего вы там боритесь за то, за это. А я лично был у Д.Н. Козака, когда Минстрой нам отказал. Я поехал доказывать на большом уважаемом совете комиссии, что мы не можем отказаться от этих процедур, в т.ч., потому что Москва – это не просто город, а очень сложный живой организм. Помните, сваю заколотили, она попала в метро. Я об этом напомнил. Говорю: «Дмитрий Николаевич, Вы в Сочи реализовывали успешно громаднейший проект. Помните, с чего начиналась стройка?». Он говорит: Помню – в заповедниках появлялась куча свалок и мусора». Потому что не было регламентировано. Не все процедуры являются барьером. Они являются организующим началом для качественного, социально ответственного проведения работ. Да, мы со Всемирным банком не собираемся исключать что-то, чтобы быть лучше в рейтинге. Мы будем продолжать выполнять то, что для города будет безопасным и важным, не смотря на то, что эти процедуры будут влиять на рейтинг. Если мы по итогам 2014 года, были на 21 процедуре, то реально, нормативно, мы имеем возможность оставить только 9. Из 239 дней, которые к 21 процедуре были привязаны, сегодня доказательно имеем базу, что это всего 99 дней. Осталось это услышать от респондентов, которые опрашиваются банком. Естественно, мы снижаем на какой-то процент от стоимости для проведения этих процедур. Там цифры и раньше были небольшие, и сейчас еще уменьшились.

А. МАСТРЕНКОВ - сайт Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы

Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, о формировании сводного плана подземных коммуникаций? Готов ли он на сегодня? В чем его преимущество? Зачем он нужен инвесторам?

С.И. ЛЁВКИН

На самом деле Москва в этой части уникальный город. Спасибо нашим отцам и дедам, которые в нужный момент приняли нужное мудрое решение, что такой город как Москва, не может развиваться безопасно без наличия всего, что находится под землей, в актуальном состоянии, в четкой привязке ко всем отметкам, как высотным, топографическим, геодезическим. Это показало свою правоту на протяжение всех последний лет. Куда бы мы не приходим строить в Москве, это всегда паутинка различный видов инженерных сооружений – либо вода, канализация, тепло, электросети, слабые токи, телефоны, телевидение, специальные кабельные системы федеральных служб. Сегодня мы имеем актуализированную онлайн-картинку, и при начала проектирования строительства. Геотрест обеспечивает абсолютное обеспечение застройщиков всей необходимой информацией. Она хранится в закрытой секретной части как часть взаимосвязанной системы. А как наличие конкретного места размещения тех или иных сетей, эта часть не секретная. Она выдается заказчику. Проектировщики это учитывают для последующего выноса и обеспечения безопасного расстояния с точки зрения нормативов для эксплуатации такого вида сетей. Сегодня эта процедура вошла в исчерпывающий перечень. Раньше она была просто установлена в Москве. Она имеет свой регламент, стоимость и единственного исполнителя – ГУП «Мосгоргеотрест», который относится к Москомархитектуре.

ВЕДУЩИЙ

Меня интересует сам путеводитель. У нас люди любят потрогать, полистать. Тем более, вы говорите, что это еще и в электронном виде будет представлено. Не было такого еще? Это впервые?

С.И. ЛЁВКИН

Не было. Это впервые. Мы за текущую работу начинаем привыкать. А реально эти вещи прорывные и инновационные. Существуют справочные информационные системы, такие как «Гарант» или «Консультант +» и т.д., где заложены все законодательные, нормативно-технические акты, которые выпускаются в РФ по разным направлениям. Конечно, когда мы говорим о перечне необходимых процедур для получения разрешения на строительство, его нужно прочитать, но для этого нужно поднять 10 различных нормативных документов, чтобы составить для себя картинку. Мы хотим и будем через свою внутреннюю дорожную карту это воплощать, чтобы в этих системах появилась простота: какая процедур, ссылка, кем она заложена, каким законодательным нормативным актом регионального или федерального уровня она установлена. Люди заходят в одно место, нажимают, например, «Разрешение на строительство», и видят весь объем информации, на понятном нормативном языке, и со ссылками, чтобы нажав на них, можно было «провалиться» тот документ, который существует в этой информационной базе. Этот упростит, упорядочит. Пока что только специалисты могут потратить на это время. Простые исполнители до этого не доходят и просто начинают придумывать и что-либо говорить, а не формулировать это нормативной лексикой.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, первую часть нашего мероприятия мы завершаем. Спасибо, Сергей Иванович за позитивные дела Департамента, за открытость. Журналистам спасибо за пресс-конференцию, за ваши вопросы.

С.И. ЛЕВКИН

Всем большое спасибо.