Информационный Центр Правительства Москвы
24 июня 2024, понедельник, 14:19
Пресс-конференции

Пресс-конференция Антона Кульбачевского

25 мая 2015 года состоялась пресс-конференция руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского Антона Олеговича на тему: «День эколога – 2015. Летний отдых на природных территориях»

Пресс-конференция Антона Кульбачевского

ВЕДУЩИЙ

Сегодня мы проводим пресс-конференцию руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского Антона Олеговича на тему: «День эколога – 2015. Летний отдых на природных территориях».

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Коллеги, ни для кого не секрет, что 5 июня с 2007 года в РФ отмечается День эколога. Этот же день совпал с учрежденным ООН в 1972 году Международным днем охраны окружающей среды. В этом году мы сделали экологическую неделю: 1 июня – День защиты детей, и с 1 по 6 июня у нас намечена программа по популяризации, в том числе, экологического образа жизни. Подрастающее поколение – наша надежда. Какие-то экологические принципы мы должны доводить до наших детей.
4 июня, накануне Дня эколога, в 12:00 от памятника Ю. Долгорукому будет дан старт 5 экологического автопробега « Из прошлого в будущее». Это традиционный автопробег, мы его будем проводить уже в 5 раз. Он проводится совместно с ралли-клубом классических автомобилей. В нем принимают участие, помимо ретро-автомобилей, гибридные автомобили, современные автомобили с бензиновым, дизельным двигателями, электромобили. В этот раз он проходит «по городам и весям» ЦФО, центральной России. В этом году маршрут рассчитан на 3 дня – около 30 экипажей проедут по Московской, Ярославской и Владимирской областям и посетят Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль и Суздаль. Во всех этих городах будут остановки, где местные жители будут знакомиться и с ретро-автомобилями, с электромобилями. Как правило, в автопробег выезжает лаборатория Мосэкомониторинга. Мы делаем по пути следования экспресс-анализы топлива. Много интересных вещей происходит в течение этого автопробега. Финиш состоится 6 июня в 15:00 на территории ландшафтного заказника Теплый стан в зоне отдыха Тропарево, ул. Виноградова д.12, где будут проведены торжественные мероприятия в честь Дня эколога. Всех вас приглашаем. Можно приходить с семьями, детьми. Кроме того, в этом году нашему Департаменту исполняется 15 лет, и мы тоже будем отчитываться. Будут мастер-классы, соревнования, концертная программа, уличный театр, пройдет акция по раздельному сбору отходов. Те, кто приедет, смогут сдать батарейки, ртутные лампы и т.д. А 5 июня, в День эколога, состоится открытие Первого всероссийского детского экологического фестиваля. Основной девиз этого фестиваля: «Дети России за сохранение природы». Проводится он Министерством природных ресурсов и экологии, Росприроднадзором, нашим Департаментом и фондом «Природа» им. Вернадского. Это основные организаторы. Это всероссийское мероприятие, которое мы поддерживаем, и будем принимать в нем участие. Подробности можно найти на сайте «экодетство.рф».
На прошлой неделе в четверг, в ИТАР-ТАССе была пресс-конференция, презентация «Формулы Е». 6 июня в 16:00 пройдет гонка на электроболидах вокруг Кремля. Примут участие известные автогонщики. Впервые это мероприятие проходит в России. Надеюсь, оно станет традиционным. Это мероприятие показывает преимущество электротранспорта над двигателем внутреннего сгорания. Около 15 000 человек ожидается, включая иностранных гостей. Тоже всех вас приглашаем.
С 30 мая по 6 июня в рамках «Экологической недели» на всех наших ООПТ пройдут мероприятия, перечень есть на сайте ГБУ «Мосприрода», которые рассчитаны на детскую аудиторию.
В этом сезоне, который начинается с 1 июня на наших ООПТ, оборудовано порядка 300 пикниковых точек. В прошлом году их было около 200. В следующем году мы их количество максимум увеличим до 350. Так же, оборудованы 152 спортивные площадке (в прошлом году было на 22 меньше), детские площадки, 24 экскурсионных прогулочных маршрута, 10 веломаршрутов (в прошлом году – 7) – около 40 км протяженностью велодорожек на ООПТ. В этом году готовимся запустить велодорожку в Бирюлевском дендропарке, в Измайлово и в Битцевском лесу. Так же, на ООПТ будут работать 9 вольерных комплексов, 6 пчелиных пасек. Кстати, зачастую мы пчел содержим специально, т.к. они опыляют растения, а не просто в ознакомительных целях. Предусмотрены пункты проката инвентаря. Летом на ООПТ, на водных объектах можно будет лодки приобрести в аренду, спортивный инвентарь: самокаты, мячи, ролики, настольный теннис, велосипеды, сигвеи, электроскутеры, электросамокаты. Так же, катание на лошадях будет, где возможно, и верхом, и в каретах.
Сейчас мы с Роспотребнадзором принимаем зоны отдыха в сезонную эксплуатацию. Роспотребнадзор делает анализы воды, песка, грунта. На этот сезон определено 5 зон отдыха с купанием: оз. Черное в Зеленограде, Серебряный бор-2, Серебряный бор-3, зона отдыха Тропарево, оз. Белое в природно-историческом парке Косинский в Косино. Естественно, все зоны будут оборудованы кабинками для переодевания, душем, помещением для спасателей, зонтиками, шезлонгами, скамейками, игровым спортивным оборудованием. Зоны отдыха без купания: Кировская пойма, Строгинская пойма, Кузьминский пруд, Нижнелюблинский пруд, Дунькин пруд, Большой дворцовый пруд, Лебедянский пруд, Серебряно-виноградный пруд, Терлецкая дубрава, зона отдыха Битца, Борисовские пруды.
Роспотребнадзор на основе своих санитарных норм решает, где разрешено купаться, а где нет, а не Правительство Москвы.
Не смотря на то, что в школах заканчивается учеба, на природных территориях у нас работает 7 экологопросветительских центров. Недавно мы открыли в Кусково новый экоцентр. Они работают ежедневно и все желающие могут записаться на экскурсию либо просто посетить этот центр, чтобы почерпнуть для себя что-то новое. Более подробная информация есть на сайте ГБУ «Мосприроды».
Еще два знаковых мероприятия, которые летом мы будем проводить – это фестиваль «Крымские дары», который пройдет в парке Кузьминки-Люблино 12-14 июня на День независимости России. Он проводится совместно с республикой Крым. И экофест «Строгино» - наш традиционный фестиваль, который в конце июля проходит, в основном, в Строгинской пойме.
Вот то, что планируется летом сделать. Готов ответить на вопросы.

О. ОГУЛА – «Труд»

Вы говорили об увеличении пикниковых зон. За счет чего это происходит, т.е. что было раньше в этих местах?
Нет ли в дальнейшем мысли в автопробеге оставить только полностью экологические автомобили?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Автопробег, формат которого был придуман нашим Департаментом 5 лет назад, он был первым в мире. У нас основная идея была показать, как развивалось автомобилестроение на протяжение более 100 лет. В прошлом году у нас на старте присутствовала карета 1910 года, электрическая карета. Их было выпущено 1000 штук. Концерн «Форд», который начал выпускать автомобили с бензиновым двигателем, он выкупил всю эту партию – 1000 карет, чтобы они не попали в руки к потребителям. Так что еще в 1910 году автостроитель мог быть уже направлен на электромобили, и не надо бы было добывать столько нефти. Поэтому, сейчас показать эту преемственность необходимо. Вот когда линейка электромобилей, которая используется в Москве, дойдет уже до 30 моделей, тогда будет целесообразно им между собой соревноваться. У нас пока что официально поставляется на российский рынок Mitsubishi I-MIEV. Есть еще полусертифицированные модели у автолюбителей. Самих автомобилей больше 100 на учете в Москве стоит. Из них 10 – это Mitsubishi I-MIEV, закупленные нашим Департаментом для инспекторов. Они инспектируют природоохранные территории.
Пока формат автопробега такой. Представляется возможность сравнить, сколько было потрачено бензина на такой машине 20 года, или на современном автомобиле и масса других интересных вещей. В любом случае, можно просто посидеть в карете 1910 года или в электромобиле 2015 года и посмотреть, как это работает. Ну и информация, которую мы собираем по пути следования, тоже может быть полезна для различных служб, в т.ч., органов исполнительной власти.
Что касается пикниковых точек, начали мы эту работу в 2012 году, поняв, что есть такая потребность в организованном проведении пикников в наших лесопарках, на территории ОППТ. Мы определили рекреационные зоны, в которых можно создавать такие точки, определили емкость наших территорий, и оказалось, что больше, чем 350 точек на территории Старой Москвы мы разместить не можем. Законодательство природоохраны нам позволяет сделать это только в таком объеме. Как только мы определили емкость, мы расписали по годам программу. Когда я пришел в Департамент, пикниковых точек было меньше 100. Каждый год по 50-60 мы начали наращивать. К 2016 году мы закончим, и больше 350 их не будет. Это цивилизованное место отдыха, оборудованное антивандальной мебелью, навесом от дождя, стационарным мангалом, иногда с электричеством, всегда с водой, пожарным стентом. Отдых контролируется нашими инспекторами, органами полиции. Если что-то нельзя предотвратить, нужно это возглавить. Информация, опять же, есть на сайте ГБУ «Мосприрода». Востребованность колоссальная. Ни одна пикниковая зона не простаивает даже в будние дни.

Л. АЛЕКСЮНАЙТЕ – «Вечерняя Москва»

Как увеличить поток туристов на ООПТ Новой Москвы? Планируются какие-то программы про их улучшению и привлечению туда большего количества москвичей? Потому что доехать туда проблематично, и все стараются отдыхать на ООПТ в рамках города.

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Прежде всего, нужно улучшить транспортную доступность присоединенных территорий. Сейчас это делается – открылась «Тропаревская», на очереди «Румянцево» и «Саларьево».
Как пример, есть под Обнинском в Калужской области этническая деревня. Туда из Москвы школьников на автобусах возят. Обычная этническая деревня, но, тем не менее, люди вкладываются в рекламу, и в т.ч., из Москвы едет колоссальный поток. Мэр нам поставил такую задачу, создать этот кластер в ТиНАО. Здесь нам предоставляются колоссальные возможности. Мы уже сделали 5 парков на ТиНАО, но они притягивают жителей близлежащих поселений, городов Троицк, Щербинка. Когда территория будет спланирована с градостроительной точки зрения, тогда мы поймем парковый потенциал. У нас уже есть инвесторы на некоторые виды парков. Нами ТиНАО уже хорошо дооценен, но активное освоение пока еще не началось. Но я надеюсь, что в 2016 году уже все «поедет», начнется работа. Пока идет подготовка.

И. ПАНАРИН – «Экоград»

На пресс-конференции, посвященной гонке на электроболидах, вы сказали о том, что «выделенки» могут быть предоставлены для электромобилей. Это вызвало определенный «бум», есть масса вопросов. Есть ли какие-то конкретные планы по этому поводу? Могут ли быть причислены к электромобилям гибридные автомобили для пользования «выделенками»? Есть ли какие-то сроки для введения этой инновации?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Я говорил, что такая мера возможна. Меня сразу упрекнули в том, почему же вы до сих пор этого не сделали. Объясню. Потому что пока только одна модель доступна московским потребителям. Мне кажется, это преждевременная мера сейчас создавать такие льготы. Нет дешевых электромобилей, есть только дорогой. Гибрид я не беру, это смешанная тема. Не уверен, что гибридам мы будем представлять какие-то преференции. Прогнозируется электромобильный бум с 2018 по 2020 год в Москве. Когда на рынке будет представлена вся линейка автомобилей, когда появится на них спрос, Москва создаст сеть электрозарядных станций, тогда можно будет вводить такие льготы. Мы 2-3 года поработаем над созданием электрозарядной инфраструктуры. В этом время мировые производители создадут весь полностью спектр от автобусов до грузовиков. Потому что сейчас на электричестве уже практически вся техника работает, есть даже самолеты и вертолеты. Скоро это войдет в нашу жизнь. Когда будет вся линейка понятна, и каждый москвич различной степени социального достатка сможет себе позволить этот электромобиль, тогда есть смысл вводить эти преференции. Сейчас это будет выглядеть как профанация. А сейчас скажут, что мы для 100 богачей с дорогущими автомобилями вводим преференции.

М. КАРАХОНЧЕВА – «Москва 24»

Хотелось бы узнать по поводу зон для купания – почему их 5? Будет ли увеличение, или еще просто не все прошли проверку?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Увеличение вряд ли будут. Роспотребнадзор делает анализы. В основном, находят не тяжелые металлы, а болезнетворные микробы, палочки – вот из-за чего в основном запрещено купаться. Потому что при попадании воды на кожу, если есть какая-то ранка, может возникнуть заболевание, либо вы просто глотнете ее. Это основные риски. Не мы это определяем. Определят они 10, будет 10.
Запрет на купание – мы обязаны людей предупредить, что Роспотребнадзор не рекомендует купаться в том или ином водоеме. За это нет штрафа или административной ответственности. Но каких-то серьезных обращений в медицинские службы ежегодно, или каких-то болезней, которые появляются за счет купания, такой статистики нет, т.е. случаи разовые – это не тенденции. Вот сейчас парки культуры и отдыха идут по пути бассейна, иногда делают даже в том водоеме, в котором нельзя купаться, т.е. он погружается в воду даже Москва-реки. Мне кажется, это тоже довольно-таки безопасное и нормальное решение.

С. БУРТ – «Москва. Северо-Запад»

Серебряный бор – можно купаться, а в Строгино – нельзя. Но ведь это один водоем, просто на разных сторонах.

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Не совсем так. Строгинская пойма – это, все-таки, остров. Если мы берем территорию Серебряного бора, там есть течение. Москва-река там втекает в город и там хорошая пропускная способность. В Строгинской пойме – там застой. Это карьер, и там структура дна для купания – одна из самых неприспособленных – сразу идет обрыв. Засыпать песком ее невозможно. В т.ч., по этому, и по анализам воды не рекомендовано купаться в Строгинской пойме.

ВЕДУЩИЙ

Когда мы видим стихийные места отдыха с мангалами, кого нам лучше проинформировать?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

В тех зонах, где можно было делать такие зоны, мы взяли «намоленные» места, куда уже москвичи протоптали дорожки: была несанкционированная пикниковая точка, мы сделали ее цивилизованной. Кроме того, с прошлого года у нас была введена дополнительная ответственность за разведение на озелененных территориях – это не только ООПТ, это и природные комплексы и другие зеленые территории. На ООПТ штраф составляет 5000, на другой зеленой территории – 4000. Это серьезная ответственность. Причем, протокол может составлять и наш инспектор, и полицейский, и ОАТИ, в зависимости от балансовой принадлежности территории. С 1 января 2014 года мы ввели ответственность не только за разведение открытого огня, но я за приготовление пищи на различных мангалах. Пищу можно готовить на открытом огне или мангале только на специально оборудованных точках. Все остальное запрещено законом. И если вы видите, и вас возмущает факт, и есть угроза возгорания лесного массива, то есть «горячая линия» Департамента, либо в МЧС пожаловаться – 911, либо вызвать наряд полиции, либо нашего инспектора, потому что у нас, особенно, в выходные, много патрулируют.

И. ПАНАРИН – «Экоград»

Теме погружных бассейнов уже более 5 лет. Все говорят о том, что необходимы такие погружные бассейны, которые были бы размещены на водоемах Москвы, и были бы в шаговой доступности. Ваш взгляд на перспективу развития этого вопроса, быть ли этой услуге платной?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Бассейн, даже если он только в сезон, стоит денег, как и его эксплуатация. Можно с катком аналогию провести. Делать совсем бесплатной процедуру, на мой взгляд, не надо. Другой вопрос, что она не всегда востребована, т.к. есть разные погодные условия и т.д. Основная нагрузка приходится на выходные дни. То, что эти бассейны можно бесплатно предоставлять социально незащищенным слоям населения бесплатно, это вполне реально. Может быть, для спортивных школ или секций. Но в часы, когда эта услуга особенно востребована, она должна быть платной. За бюджет все делать тоже не всегда правильно.

ВЕДУЩИЙ

21 мая было мероприятие, когда призывали отказаться от машин и на работу добраться на велосипедах. Департамент вообще достаточно большое количество таких акций делает. Как Вы считаете, эти акции, они вообще к чему-нибудь приводят, находят отклик в душе у города?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Вот я здесь родился, вырос, надеюсь, что до старости проживу. Мне эта акция, по крайней мере, когда я на велосипеде поехал, признаюсь, не часто это делаю, для меня город с каждой поездкой с новой стороны открывается.
Последний раз мы ездили по городу на велосипеде в детстве. Но когда сейчас едешь на велосипеде по городу, как мы ехали с С. Шулениным, грубо, из района Академической до Тверской я доехал, это даже в какой-то мере экстрим, адреналин. Понимаешь, что тебя как велосипедиста еще никто не воспринимает – пешеход обматерит, водитель обматерит, и вроде ты всем мешаешь в этом городе. Поэтому, обязательно призываю всех попробовать себя в этой шкуре, попробовать съездить не ради развлечения в парке покататься, а именно по делам или на работу, проверить на прочность, как эта система в городе выстраивается, тогда появляются мысли, становишься неравнодушным. Пока я ехал по Ленинскому, у меня куча мыслей родилась. Я сразу Ликсутову написал бумажку, а что же надо поменять, что сделать. Главное, чтобы у нас с жителями пошла обратная связь. Сейчас в Москве есть эта обратная связь, есть энтузиасты велодвижения, и их количество с каждым годом растет. Это именно люди, которые перемещаются на велосипеде постоянно, в т.ч., зимой. Есть пример – Копенгаген. Очень избитый, но показательный пример: за 30 лет люди довели цифру жителей, перемещающихся круглогодично на велосипеде до 40%. Если из наших 4 млн автомобилей, которые перемещаются по городу, 1,5 млн людей будет перемещаться на велосипедах, даже представить себе не могу. Во-первых, атмосфера города сразу будет чище, а во-вторых и город совсем по-другому откроется. Эти люди будут требовать от города, от властей условий. Тогда мы четко поймем, что велосипедист – это 100% участник дорожного движения, в т.ч., участник пешеходного движения, что так и есть. Мы в Москве быстро с «мертвой точки» этот вопрос не снимем. Постепенно создается система, структура. Здесь торопиться ни в коем случае не надо. Чем больше акций, которые мы проводим, тем больше людей, которые приобщаются к движению. А дальше могут быть различные причины, по которым человек будет выбирать велосипед, либо поездку на метро или автомобиль, в т.ч. это сознательность. Я на это тоже надеюсь.

Е. РУДНИЦКАЯ – «За Калужской заставой»

Известно ли расписание мероприятий на Дне эколога в ландшафтном заказнике Теплый стан? Когда будет производиться раздельный сбор мусора и сколько будет точек? Сколько будет мастер-классов, каким из них будет отдаваться приоритет, и когда они будут?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Это все известно. Вся эта информация есть на сайте Департамента, на сайте ГБУ «Мосприрода».

А. КУВШИНОВА – РИА «Новости»

Вопрос связан с летним отдыхом. Не повториться ли в Москве ситуация 2010 года, когда люди из Москвы бежали?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Гидрометцентр может предсказать точно погоду за неделю. Я не гидрометцентр и не Господь Бог, а обычный смертный человек, которому выпала честь работать экологом в этом городе. Такие прогнозы для меня делать сложно. Прогнозы высказывать рано. Сейчас метеорологи говорят, что холодное и дождливое будет лето, а значит, откуда засуха? Это не мои данные, а то, что я читаю каждый день. Думаю, что то, что произошло в 2010 году, не может повторяться каждые 4 года. Это неординарные погодные условия. Понятно, что они нас многому научили, многое показали. Единственное, могу всех заверить, что с 2010 года власти сделали все выводы, которые были возможны, провели все исследования, в т.ч., медицинскую статистику с точки зрения зеленых насаждений, какое влияние оказали на состояние наших зеленых насаждений засуха и ледяной дождь 2014 года. Разработан план взаимодействия органов исполнительной власти Москвы на период, когда наступает аномальная жара. У нас есть 3 степени опасности и все органы исполнительной власти четко знают, что им делать. Поэтому, даже если вдруг, не дай Бог, какая-то ситуация повториться, мы готовы и все городские службы готовы. Все знают, что им делать. По моим ощущениям, в этом году такого не будет.

И. БОРОВЕЦ - РИА «Московская область»

Ранее в СМИ появилась информация о том, что в ООПТ установят около 50 шлагбаумов, чтобы там не ездили машины. Как Вам кажется, этого будет достаточно, чтобы оградить эти зоны для доступа на автомобилях? Может, что-то еще планируется сделать в этом плане, чтобы как-то регулировать то, как эти зоны посещаются?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

По действующему законодательству у нас уже запрещен въезд на ООПТ. Это не первые ограждения, которые мы устанавливаем. 50 дополнительных мы установим потому, что у нас участились случаи навалов грунтов на ООПТ. Был в долине реки Сетунь случай, на Мневниках такая тенденция появилась. Я дал команду «Мосприроде» изучить эти участки и постараться максимально ограничить въезд. Если грузовик не сможет проехать, значит, он уже грунт не вывалит – такая логика. Мы просто увеличиваем количество этих ограждений, понимая, что есть проблема несанкционированных свалок и наваливания различных видов отходов на ООПТ. Эта проблема всегда существовала. Сейчас мы ее четко систематизируем. За счет этого мы увеличиваем количество заграждающих вещей, камеры везде будем вешать, чтобы можно было в режиме реального времени нарушителя выявить. Это не от хорошей жизни. В последние годы количество желающих свалить грунт, строительные отходы или отходы сноса на ООПТ, увеличилось. Мы на это реагируем так.

И. БОРОВЕЦ - РИА «Московская область»

А сколько камер появится?

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Сейчас еще трудно сказать. Но там, где это будет целесообразно, около 50-60 камер.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, на этом наша пресс-конференция закончена. Всем большое спасибо.