Информационный Центр Правительства Москвы
27 декабря 2024, пятница, 01:44
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Открытый конкурс в резерв на позиции глав управ и их заместителей»

21 мая в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция на тему: «Открытый конкурс в резерв на позиции глав управ и их заместителей»

Пресс-конференция «Открытый конкурс в резерв на позиции глав управ и их заместителей»

ВЕДУЩИЙ

Пресс-конференцию проводит Шуленин Вячеслав Вячеславович, руководитель Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Александрова Александра Борисовна, начальник Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы, Волков Олег Александрович, префект Юго-Западного административного округа города Москвы и Мишаков Александр Сергеевич, глава управы Красносельского района города Москвы.

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Спасибо, что пришли.

Наш открытый конкурс глав управ – это хорошо зарекомендовавшая себя практика. Мы его проводим не первый год. Мы решили в этом году расширить конкурс - сделать его открытым и в отношении подбора заместителей глав управ. Есть новшества, которые мы в этом году будем реализовывать в этом проекте. Мы запустили наш конкурс 13 мая и уже можем поделиться предварительными заключениями. Мы хотим, чтобы как можно больше кандидатов узнали об этом конкурсе, чтобы каждый кандидат, соответствующий заявленным требованиям, откликнулся.

О том, почему мы проводим открытый конкурс, подробнее расскажет мой коллега В.В. Шуленин.

В.В. ШУЛЕНИН

Я бы хотел начать с сухой статистики. На сегодняшний день у нас имеется порядка 16 вакансий. Еще 5 человек в ближайшее время у нас достигают пенсионного возраста. Так же в этом году еще 5 человек должны будут попасть в ротацию, потому что, вы знаете, что Мэром было принято решение, что главой управы человек может работать только 7 лет. После этого он либо уходит с должности главы управы, или идет на повышение в более крупный район или на вышестоящую должность. Получается, текущая потребность этого года – 25 человек. В среднем, у нас в год стабильно возникает эта цифра - 25 глав управ, что составляет 20% от общего числа глав, у нас меняется. Этот конкурс – уникальная возможность проявить себя. Люди, попавшие в конкурс, назначались не только на должность глав управ. У нас есть назначения и на зам.префектов, есть люди, которые становились депутатами Госдумы (например, Белых. А.В., которая представляет в Госдуме Москву). Конкурс открыл большие карьерные перспективы для многих других участников конкурса. Мы обговорили, в т.ч., с префектами, что лучше набрать резерв человек в 50, чтобы из них уже выбирать. Теперь практика конкурса распространяется и на замов глав управ – мы попробуем порядка 100 глав управ включить в резерв, чтобы это были более подготовленные люди, которые в дальнейшем могли бы рассматриваться и на должность глав управ.

Глава управы – это ключевая должность, которая обеспечивает непосредственное взаимодействие органов власти с населением. Это важная ступень в карьере молодого или немолодого чиновника. На сегодняшний день у нас из 11 префектов 7 работали главами управ. 

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Это как раз ответ на вопрос, какая карьера, которая может ожидать глав управы. Если проанализировать карьеру тех, кто работал главами управ, и достигли в Правительстве Москвы значимых должностей, мы увидим, что они работали «на земле», в управах в той или иной должности. Часто они перемещаются не только в территориальных органах исполнительной власти. Иногда они переходят и в функциональные органы исполнительной власти. Часть людей, которая работала главами управ, работает у Вячеслава Вячеславовича и в других функциональных органах власти Правительства Москвы.

В.В. ШУЛЕНИН

Олег Александрович, кстати, тоже работал Главой управы Обручевского района долгое время. Это такой хороший пример.

О.А. ВОЛКОВ

Добрый день, друзья. Эта тема для меня очень важная. Глава управы – это топ-менеджер, ключевое звено в системе управления Москвы, на котором лежит огромная ответственность и покоится вся управленческая пирамида. Прежде всего, функции Главы управы – это те вопросы, с которыми мы повседневно сталкиваемся – ЖКХ, управление и эксплуатация жилого фонда, благоустройство, уборка территорий, социальная политика в широком смысле, организация торговли на территории, взаимодействие с жителями, общественными организациями, депутатским корпусом и все экономические вопросы, связанные с этой деятельностью. Глава управы отвечает за все, что происходит у него в районе. Хороший Глава управы – это тот, кто с этой формулировкой живет и по этому принципу организует работу своего коллектива. Требования жителей нашего города не будут сильно отличаться от того, что мы с вами сейчас обсуждаем. Кадровая служба округа проводила небольшой вопрос по поводу того, Что думают по этому поводу москвичи, жители ЮЗАО. Основные требования достаточно интересны. Процитирую: «Отстаивать интересы и потребности жителей района, помогать жителям в управлении районом, в соответствии с требованиями закона и указаниями, которые формирует Мэр Москвы, Правительство Москвы». Таким образом, работа по формированию кадрового резерва – это не только замечательный карьерный путь, но это еще и прямой ответ на запрос нашего московского сообщества на существование фигуры Главы управы, которая является основой системы управления в нашем городе и выполняет важнейшую функцию удовлетворения повседневных потребностей москвичей. 

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Когда мы объявляли этот конкурс несколько лет назад и спрашивали наших кандидатов, зачем они идут работать Главой управы, они говорили: «Я иду выполнять требование Мэра, Префекта…». Года 3-4 назад ни один Глава управы или кандидат не говорил нам: «Я иду выполнять требование жителей района». Сейчас акценты сменяются. Мы все существуем для того, чтобы обслуживать потребности жителей. Когда мы отбираем кандидатов, мы делаем на этом акцент. Мы ищем людей, которые умеют разговаривать с жителями, умеют понять потребности жителей.

Олег Александрович, пока мы 2 года проводили этот конкурс, мы искали кандидатов на должность Главы управы. Но оказалось, что большое количество кандидатов боялись занимать должность Главы управы. Префекты, так же, не всегда были готовы брать людей со стороны внешнего рынка на должность Главы управы, потому что ответственность высока. Житель не хочет, чтобы Глава управы на нем экспериментировал. Поэтому, части кандидатов мы отказывали. Сейчас мы хотим набрать людей на должность заместителей Главы управы. Насколько эта практика, как заказчику этого проекта, представляется полезной? Это плюс или минус?

О.А. ВОЛКОВ

Мне кажется, это движение в абсолютно правильном направлении. Я очень благодарен вам за то, что сегодня именно таким образом изменен подход в кадровой политике. Глава управы управляет колоссальным по сложности и объему организмом. Это требует колоссальной компетенции в различных сферах деятельности и, прежде всего, компетенций, которые связаны конкретно с этой местностью. Это такой «гений места». Поэтому, конечно, здорово, когда Глава управы вырастает из заместителя, когда он идет по району, а у нас много таких глав управ, и с ним здороваются люди, говорят с ним. Он решает каждый день задачи, которые перед ним ставит не только Мэр и Правительство Москвы, но и жители того или иного района. Это логичный и правильный шаг. 

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

У нас всегда была дискуссия с коллегами, откуда к нам могут приходить главы управ и заместители? В прошлом и позапрошлом году мы делали конкурсы максимально открытым. Мы задействовали все сферы экономики. Мы задействовали людей из бизнеса, больших корпораций, малого бизнеса, подведомственных сетей Правительства Москвы, из депутатского корпуса и из наших. У меня пока нет идеального ответа, где же живут главы управ, кандидаты или заместители. Олег Александрович, ваш опыт префекта: ваши самые эффективные главы управ, откуда они должны к вам прийти? Куда нам нужно обратиться сейчас в процессе поиска?

О.А. ВОЛКОВ

У меня есть статистика по прошлому конкурсу в кадровый резерв, который проводил Департамент госслужбы и кадров. От 50% до 60% назначенцев – это люди, выросшие в системе – «карьерные чиновники», которые выросли на госслужбе. Около трети – люди из бизнеса или управленцы-хозяйственники, в т.ч., управленцы госпредприятий. Примерно 10-15% - люди, которые приходят из муниципальной службы или общественных объединений. Самые успешные из них, те, кто профессиональны и нацелены на удовлетворение потребностей москвичей. Откуда они пришли в данном случае не так уж важно.

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

А надо ли нам смотреть молодых на должность заместителя Главы управы? Нужно ли молодежи подавать на этот конкурс? Либо нам нужны умудренные опытом зрелые управленцы?

О.А. ВОЛКОВ

Мы очень хотели бы видеть молодых, талантливых управленцев. Сегодня это соответствует запросу московского сообщества. Это одна из целей конкурса.

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Для Вас молодой зам. Главы управы – это сколько лет?

О.А. ВОЛКОВ

У нас есть заместители Главы управы в возрасте 25-26 лет. Это скорее исключение, но до 30 лет – это молодой заместитель Главы управы, вполне соответствующий общему представлению.

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Мы проводили этот конкурс в 2012, 2013 и 2014 гг. По результатам этого конкурса у нас в кадровый резерв включено 124 человека. Из них 52% получили назначения – это хороший результат. Для нас очень важна идея этой «скамейки запасных». Мы должны знать людей, и должны при появлении вакансий не бегать по рынку и тратить время, а знать, кто может завтра приступить к этой должности.

20% претендентов в прошлых годах – это были женщины, и 80% - мужчины. В реальности, Глав управ мужчин еще больше. По практике это мужская позиция но есть 20% женщин, которые эффективны как главы управ. Поэтому, женщин также приглашаем участвовать в конкурсе.

Мы планируем набрать 50 человек набрать в резерв на должность глав управ и 100 – на должность заместителей.

10% людей уходят от нас или мы с ними расстаемся, потому что их результат работы на должности Главы управы нас не устраивает. Это объективный факт с точки зрения тренда работы любой организации – это всегда так. Это тоже обеспечивает нас необходимостью искать новых людей.

Обобщая то, что сказали мои коллеги, мы портрет кандидата формируем в основных компетенциях. Первое: кандидат должен быть профессионалом, знать основные сферы деятельности – это ЖКХ, «социалка», благоустройство, взаимодействие с населением, муниципальными депутатами, торговля и услуги. Эти сферы кандидат своим предыдущим опытом должен покрывать. У него должен быть успешный опыт работы в этих сфера. Принципиально важна управленческая роль. Управленческий опыт должен быть и у кандидата на заместителя и у кандидата на Главу управы. Принципиальна третья характеристика – это клиентоориентированность. Глава управы, заместитель, они должны понимать потребности жителей, разговаривать на одном языке, искать компромиссы. Эта характеристика не всегда удается людям, пришедшим из бизнеса. Важной характеристикой мы считаем ориентацию на результат. Глава управы – это не человек процесса, который ходит по району и смотрит, что произошло, и не делает никаких выводов. Глава управы – это всегда работа на результат. Вы хотите, чтобы ваш двор был убран, чтобы к 8 утра каждый день был убран подъезд, чтобы была детская площадка и площадка для выгула собак – это все те конкретные результаты, которые обеспечивает Глава управы. Еще одна важная характеристика, очень сложная – правосознание. Для нас это принципиально, чтобы Глава управы всегда оставался в правовом поле. Мы жестки в отношении оценки этой компетенции. Кандидат на должность Главы управы при назначении проходит полиграф. Если все другие компетенции у него будут развиты хорошо, а полиграф покажет проблемы, мы откажем этому человеку в должности. Последняя характеристика – это коммуникабельность. Все, что делает Глава управы, заместитель, связано с коммуникациями. Это и партнерские организации, и некоммерческие общественные организации, и жители, которые требуют эффективных развитых средств коммуникации. Нельзя заставить сделать что-то жителя. Нужно уметь договориться, объяснить, согласовать политику разных социальных групп, соседей по одному дому, увязать это с программами, которые реализует Правительство Москвы. Это всегда переговорный процесс, который очень важен для Главы управы. Вот такого кандидата мы ищем. Мы выстраиваем некую бальную шкалу, и уже префектам даем отчеты на этих кандидатов и, безусловно, уже Префект принимает решение, будет ли он брать на работу этого Главу или нет.

С 13 мая по 5 июня у нас проходит самый активный этап – мы принимаем заявки на конкурс. Любой человек, который считает, что он может занять эту должность, заходит на сайт «Talant.mos.ru», и заполняет заявку, где он рассказывает о своем опыте. Это короткая заявка. У каждого человека есть резюме, которое он заполняет в электронном виде. Здесь же он пишет короткое эссе о своих достижениях. Так же, мы просим кандидатом снять короткое видео-интервью с коротким названием «Путь к сердцу жителя». Нам очень хочется, чтобы человек представил себя в роли Главу управы конкретного района, и рассказал, что конкретно полезного он может сделать для своего района, и сделать это в качестве видео-презентации. Это базовая заявка, которую отправляет каждый человек. Интересно, что только за неделю мы получили 500 таких заявок. Интерес к нашему конкурсу большой. Прежде всего, он связан с тем, что мы расширили профиль и разрешили присылать заявки на должность заместителей глав управ, что, как нам кажется, придало ряду кандидатов смелость. Отобранных на основании заявок кандидатов мы пригласим на второй этап конкурса, который будет проходить с 8 июня по 3 июля. Это классический для нас этап отбора, который называется «Центр оценки». Его будет проводить Московский городской университет управления. Это целый день оценки кандидата. Кандидат приходит с утра, заполняет тест, принимает участие в групповых дискуссиях, проходит индивидуальное собеседование. Его оценивают по разным параметрам – тем компетенциям, которые я уже называла. Заключительный этап конкурса будет проходить с 6 по 17 июля. Его очень любят наши кандидаты. Финалисты будут решать кейсы. Мы их не придумывали, а взяли их с портала «Наш город». Это реальные жизненные ситуации, с которыми люди обращались к главам управ. Мы знаем реальный результат и как решить этот кейс, т.к. каждый из них был решен, т.е. мы знаем правильные ответы. Наши кандидаты не будут знать правильные ответы, но попробуют решить эти ситуации.

В результате 3-х этапов мы отберем кандидатов в будущие главы управ и заместителей.

Глава управы – это человек, которого постоянно оценивают. У нас есть специальный, уже известный вам рейтинг эффективности глав управ. Именно жители помогают оценивать деятельность Главы управы на портале «Наш город». Именно оценка жителей влияет на премиальную часть Главы управы: он может получить 15% премии или вообще лишиться ее. Это хороший результат, потому что мы понимаем, кто эффективен, а кто нет. Тяжелая работа Главы управы действительно такова, но мы помогаем. Ни один Префект не бросит нового Главу управы. Он будет ему помогать. У нас существует в Правительстве Москвы великолепная программа обучения глав управ. Мы всегда дотягиваем наших глав управ до определенного уровня. Эта программа включает адаптацию Главы управы к новой должности, ряд тренингов и обучающих программ, помогающих быть более эффективным. Часто люди, которые приходят на эту должность, не обладают навыком публичных выступлений. Таким навыкам мы обучаем. Есть тренинг «Как проводить публичные слушания и встречи с населением». У нас есть великолепная программа стажировки. Лучших мы отправляем на стажировки в страны, которые мы считаем похожими на нас с точки зрения ведения городского хозяйства.

Удивительно, что в этот раз к нам идут женщины – 27% уже подало свои заявки и 73% мужчин. На должность заместителя Главы управы сейчас уже 56% заявок и 44% на Главу управы. 30% людей – это люди с хорошим управленческим потенциалом. 36% - люди с управленческим потенциалом среднего звена и 30% - специалисты, эксперты, у которых нет управленческого опыта, но мы все равно будем их рассматривать, потому что Правительству Москвы нужны талантливые люди.

На этой неделе у нас стартовал проект стажировки для молодых людей, которые будут проходить практику в Правительстве Москвы.

К нам приходят люди из разных областей. 36% - это госслужба Москвы. Это хорошо. Мы, как организация, верим, что внутри нас работает много сильных управленцев. Мы заинтересованы в ротации. 37% пришли из бизнеса и общественных организаций. Часть пришла к нам из федеральных госслужащих и региональных органов исполнительной власти. Региональные люди готовы на переезд, хотят попробовать себя. Будем смотреть и их. 13% пришло из подведомственных организаций Правительства Москвы. Сейчас конкурс открыт. Любые люди могут приходить.

Попрошу Александра Мишакова рассказать о своей работе. Вот Глава управы. Люди должны быть вот такими. Вы тоже проходили наш Центр оценки. 

А.С. МИШАКОВ

Действительно, я проходил Центр оценки. Это был полный день до позднего вечера. Тестирование состояло из нескольких этапов: деловые игры, интервью, тестирование, опросы, решение математических задач. Хотел бы выделить сложность. Прохождение этих этапов всегда сложно дается в условиях ограниченного времени. Легко и интересно находить коммуникации с коллегами даже в трудных ситуациях, особенно, с учетом, что эти ситуации взяты из жизни. Если в условиях оценочных мероприятий удается положительно решать те или иные задачи, модно считать, что и в практической плоскости, работая «на земле» Главой управы это будет получаться.

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

А какую сложную задачу вы решаете сегодня как Глава Красносельского района?

А.С. МИШАКОВ

В работе Главы управы нет мелочей. Например, сегодня мы преступили к реализации программы «Моя улица». В рамках решения этой задачи необходимо было решить несколько масштабных вопросов. Необходимо было учитывать многокомпонентную структуру управления в городе. Это когда одна служба заказчика отвечает за дороги, другой департамент отвечает за капитальный ремонт домов, третья служба заказчика за «капиталку» и санитарное содержание дворовых территорий. Глава управы должен отталкиваться от пожеланий жителей, потому что для них ремонт – это, в первую очередь, неудобства, потому что бытовые городски – это всегда запах краски и шум. Компромиссное решение с жителями и эффективное межведомственное взаимодействие позволяет конструктивно решать вопросы. Нужно находить такое решение, устраивающее жителей, чтобы процесс ремонта дворов и дорог осуществлялся непрерывно. 

В. САВЕЛЬЕВ – «Новые округа»

Этот резерв охватывает кандидатов глав поселений ТиНАО?

В.В. ШУЛЕНИН

Нет. Там главы поселений у нас выборные. Мы не можем вмешиваться в этот вопрос. Это органы местного самоуправления, которые не входят в систему госорганов. У них свои процедуры по законодательству. 

С. НАМ – «Московская правда, Южные горизонты»

Я знаю, что этот конкурс очень популярен. Но общаясь с главами управ напрямую, я неоднократно сталкивался с их высказываниями по поводу того, что у них очень мало полномочий. Они сравнивают с 2000-ми гг., когда и у глав управ, и у замов было больше полномочий. Сейчас все себе забрали либо префектуры, либо департаменты. Это так?

В.В. ШУЛЕНИН

Постоянно идет процесс перераспределения полномочий. На сегодняшний день объем полномочий, которые есть у глав управ, вполне достаточный, чтобы обеспечивать поддержание необходимого благоустройства, содержания коммунального хозяйства. В рамках сегодняшней пресс-конференции развивать эту тему смысла нет. Мы может отдельно подготовиться. Если вы посмотрите на критерии оценки глав районов, то там есть 4 показателя - это ЖКХ, строительство, торговая сфера и работа с населением и взаимодействие с органами местного самоуправления. Там более 20 показателей, что свидетельствует о том, что есть большое количество полномочий и ответственности именно управ перед жителями по тем или иным направлениям.

А. МОСИНА – «Сокольники и весь ВАО»

Сейчас критерии несколько усовершенствованы, их несколько дополнили? Как так получалось раньше, что, проходя какие-то этапы, должности глав управ занимали люди, которые не всегда соответствовали этим должностям по квалификации и т.д.? Исключает ли это новый подход к подбору кандидатов на глав управ? Спасибо.

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Портрет и компетенции, которые я назвала, уже используются нами 3 года. Мы оцениваем эти компетенции постоянно. Это абсолютно нормальная история, когда вы отбираете человека, и есть часть людей, которые при любом результате отбора не сможет справиться с задачей. У нас процент таких людей не очень большой. Глава управы – это очень сложная задача. У тебя должен быть постоянный поток энергии и драйва. Это люди, которые работают 24 часа 7 дней в неделю. Не все выдерживают. Это не означает, что мы отобрали кандидатов по неправильным критериям. Мотивации людей меняются. Люди могут уставать от какой-то работы.

Олег Александрович , почему некоторые главы управ не справляются и уходят?

О.А. ВОЛКОВ

Это живой процесс, обычный, нормальный. Это должно быть твоим призванием. Часто нужно сначала попробовать, чтобы понять. Признаем честно, что сегодняшняя система отбора дает очень хорошие результаты. Мы заведомо не видим случайных людей, которые попадают на эту работу. С другой стороны, есть серьезные вещи, которые очень важны для этой работы. Например, правосознание оценить очень сложно. Сложно оценить мотивированность. Даже ты сам можешь не знать, достаточно ли у тебя мотивации. Это сложная ткань - это жизнь.

И. ОГИЛЬКО – «Российская газета»

Можно уточнить, до 2012 года откуда брали глав управ? Уточните цифру по поводу нынешнего кадрового резерва. Сколько там человек – 124, я правильно поняла?

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Все правильно.

До 2012 года мне, как начальнику управления кадров, было вообще легко - префекты брали. Это и сейчас обязанность префектов – искать себе глав управ, заместителей, формировать команду. Каждый из них использовал разные технологии. Обычно, это была часть круга, в которой работал руководитель, та сеть контактов. Раньше тоже существовали резервы, но у каждого руководителя органа власти они были свои отдельные. Был префект, и если он понимал кадровую индустрию, он давал задание искать людей и формировать команду запасных. Если префект не считал это нужным, то он этого и не делал, поэтому общего резерва, по сути, не существовало. И когда мы запустили этот конкурс, мы как раз рассчитывали на то, что создадим сквозной резерв, которым смогут пользоваться все. Это будет база данных, куда может зайти любой префект или глава управы, и могут подобрать себе людей. Хотя в итоге подбирает каждый конкретный руководитель под себя. И не забывайте, у нас потребность была ниже. У нас не было правила, которое принял Сергей Собянин о 7 лет ротации. У нас кандидаты на должность главы управы могли сидеть сколько угодно лет. Были люди, которые сидели по 10-15 лет на должности Главы управы. Наша жизнь заставляет нас сейчас реализовывать такие проекты.

В. ОГАНЕСЯН – «Вечерняя Москва»

Почему именно 7 лет? Чем это обусловлено?

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Мы долго думали над этой цифрой. Мы посчитали, когда человек сможет показать результат, когда масштабные проекты, которые мы реализовываем в рамках округа, района, смогут быть очевидными для жителей. Мы хотим, чтобы Глава района ходил по своему району и замечал важные моменты. Мы считаем, что после 7 лет он так сильно привыкает к району, что «острота взора» меняется. Мы смотрели статистику нахождения глав управ в должности и выстроили траекторию успеха. Мы смотрели, где у человека пик успеха. 7 лет – тот срок, когда хорошо бы его поменять и дать ему новую сферу деятельности.

А.С. МИШАКОВ

Действительно, с условиях многокомпонентной системы управления решение не всех задач зависит только от Главы управы. Есть определенная плановость в решении масштабных задач. Один вопрос – это минутное дело, как, например, поставить урну. Другой вопрос – это запланировать благоустройство дворовых территорий, что одномоментно на территории всего районе невозможно. Поэтому необходимо несколько лет, чтобы изучить потребность, провести мониторинг запросов жителей уже спланировать и в течение 7 лет уже выполнить определенный цикл. А ведь есть не только дворовые территории, но и дороги, социальная политика и т.д. 5 лет здесь было бы недостаточно и 7 лет - оптимальный период, когда можно показать, что выполнено, потому что решение каждой задачи имеет определенную законченность. 7 лет позволяют показать законченность программных вопросов, которые решают главу управ. 

ВЕДУЩИЙ

Александра Борисовна, наверное, все вопросы заданы. Спасибо вам за интересный рассказ. Мы, как СМИ, обязаны помогать и поддерживать ту работу, которую вы начали. Спасибо за интересный рассказ, спасибо Вячеславу Вячеславовичу за это направление. 

ВЕДУЩИЙ

Александра Борисовна, наверное, все вопросы заданы. Спасибо вам за интересный рассказ. Мы, как СМИ, обязаны помогать и поддерживать ту работу, которую вы начали. Спасибо за интересный рассказ, спасибо Вячеславу Вячеславовичу за это направление. 

А.Б. АЛЕКСАНДРОВА

Спасибо, коллеги.