Информационный Центр Правительства Москвы
19 мая 2025, понедельник, 18:31
Пресс-конференции

Пресс-конференция Андрея Бесштанько

21 октября состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Владимировича на тему: «Социальное обслуживание в Москве: новые подходы, новые возможности».

Пресс-конференция Андрея Бесштанько

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, коллеги. Начинаем нашу работу. Сегодня у нас прямая линия с заместителем руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Бесштанько Андреем Владимировичем на тему: «Социальное обслуживание в Москве: новые подходы, новые возможности».

А.В. БЕСШТАНЬКО

Добрый день, уважаемые коллеги. Рад приветствовать вас в здании Департамента социальной защиты населения города Москвы. Несколько слов хотел бы сказать о заявленной теме, она очень логично встраивается в перспективу развития самой отрасли социального обслуживания. С 1 января 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», где одним из основных нововведений и новелл устанавливается, так называемый, принцип следования бюджетных средств за получателем конкретной социальной услуги. Впервые этим законом вводится право получателя социальной услуги выбрать поставщика услуг, которые он бы хотел получить стационарно либо в нестационарной форме, либо даже в форме адресной социальной помощи. Те инструменты, о которых я сегодня буду говорить, полностью укладываются в эту канву, поскольку мы человеку предоставляем право выбора. Он этот выбор делает, а бюджет соответствующую социальную услугу, исходя из правил, которые установлены в городе Москве, возмещает.
Итак, я хотел бы начать с первого инструмента, который мы начали реализовывать в рамках этого принципа, когда бюджетные средства идут не на финансирование смет бюджетных учреждений, а на финансирование социальных услуг - это электронный социальный сертификат в рамках адресной продовольственной помощи в городе Москве. В городе Москве в соответствии с законодательством помимо надомного обслуживания центров социального обслуживания, помимо стационарных социальных услуг, которые оказывают в домах-интернатах, предусмотрен серьёзный мощный блок адресной социальной помощи. Она заключается в предоставлении одежды и продовольствия семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или одиноко проживающим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И всегда эту помощь оказывали в, так называемой, натуральной форме. Все это выглядит как коробка, в которой находится определенный набор продуктов питания, и он предоставляется исходя из конкретной жизненной ситуации. Человек должен был получить этот набор в центре социального обслуживания.
В 2013 году мы начали эксперимент в Центральном округе, предоставляя адресную продовольственную помощь с использованием электронного сертификата через одну из крупных торговых сетей в городе Москве. Согласно эксперименту человек сначала приходит в центр социального обслуживания, где мы сначала проводим обследование его условий проживания, рассматриваем жизненную ситуацию и пытаемся понять, что у него случилось, почему у него сейчас нет денег, почему необходимо предоставить продовольственную помощь. После принятия положительного решения активируется социальная карта москвича, которая используется как инструмент учета предоставления продовольственной помощи, на нее перечисляется, я хотел бы обратить ваше внимание, 500 условных баллов, равных соответственно 1 балл=1 рубль, т.е это не денежные средства, которые перечисляются на карточку и человек с этой карточки их использует. Это условные баллы. После этого человек приходит в магазин, сам выбирает себе тот набор, который он считает нужным, кроме двух товарных групп, которые мы исключили: алкоголь и табак, и после этого получает эти товары. Если его сумма вышла за 500 баллов, он может за счет своих средств что-то докупить, но после этого мы получаем отчет от магазина и уже возмещаем этому магазину средства, которые он потратил, стоимость тех товаров, которые были поставлены в рамках данного проекта. Суть заключается в том, что здесь мы не ограничиваем человека в наборе того, что он считает необходимым и нужным для себя, для своей семьи в магазине приобрести.
У нас все начиналось летом 2013 года, три летних месяца, когда 4 магазина в Центральном округе работали по этой схеме. С октября 2013 года в эту схему подключилось порядка 200 магазинов, и с января этого года еще дополнительно 400 магазинов подключилось. Сейчас в этом проекте участвует 680 магазинов. Для нас было очень важно обеспечить каждого из обратившихся граждан такой возможностью. Пока в проекте участвует одна сеть: "Пятерочки", "Перекресток", "Карусель". Со следующего года, я думаю, добавится еще одна сеть для того, чтобы обеспечить конкурентное начало в вопросах доступности. Несколько цифр назову: в этом году уже более 340000 человек участвовало в этой программе, мы уже возместили бизнесу порядка 171000000 рублей, которые раньше направлялись на закупки в натуральном виде, а теперь на возмещение стоимости товаров, которые приобретались. Для нас, конечно, было интересно сравнить, что люди приобретают, насколько отличается перечень, который мы предоставляли, от того перечня, который получается у них. Если на первоначальном этапе люди начинали немножко баловаться, и, мы говорили: «Какая трудная ситуация у человека, если он покупает кондитерские товары или шоколад?» Иногда считается, что шоколад нужно поесть, когда тебе плохо. На самом деле все это нивелировалось, и у нас получилась такая статистика: 24% мясная продукция и птица, 18% - овощи и фрукты, то что мы не могли обеспечивать в рамках долговременных поставок, 18% молоко и молочная продукция, 12% хлебобулочная продукция, 12% рыба и менее 10% крупа, мука, чай, макароны и прочие продукты.
Достаточно большой темп мы взяли в этом году, и, этот проект начинает развиваться. Если мы сейчас говорим об адресной социальной продовольственной помощи человеку, который потратил все деньги на лекарства или на помощь, связанную с проведением операций, то с ноября этого года мы начинаем работать через электронный социальный сертификат в виде социальной услуги «Поставки товаров длительного пользования» для ветеранов. В соответствии с социальной программой государства «Социальная поддержка населения в городе Москве» предусматривается такой вид социальной помощи, как приобретение товаров длительного бытового пользования для людей старшего возраста и для малообеспеченных многодетных семей. Мы начали с категории ветераны ВОВ, одна крупная сеть подключилась к этой программе. Хочу сказать, что мы открыты для всех сетей и по продовольственной помощи и по товарам длительного пользования. Суть в чем заключается: если раньше, например нужен был ветерану телевизор или холодильник или стиральная машина, мы в рамках контракта закупали какую-то определенную модель и предоставляли. Сейчас мы выделяем определенное количество условных баллов, равных стоимости. Телевизор – это 12500 рублей, холодильник – 10900 , стиральная машина – 10500 , человек может прийти в эту сеть по продажам бытовой техники и приобрести либо совершенно бесплатно в рамках объема начисленных баллов либо, доплатив какую-то сумму, если он хочет себе что-то дороже приобрести. Этот эксперимент мы начинаем в пилотном режиме в 4 округах, где наиболее представлена сеть этих магазинов, в ноябре в декабре. И массово начнем реализовывать в следующем году. Это второй шаг в реализации принципа, когда бюджетные деньги социального обслуживания идут не на финансирование социальных учреждений, а на финансирование конкретной социальной услуги, конкретного получателя.
Если говорить коротко о перспективах, то перспективы в реализации этого инструмента очень большие. Я вам сказал, что с 1 января 2015 года у получателя социальных услуг, есть право выбора поставщика социальных услуг. Конечно, это сейчас на этапе разработки, и мы будем очень внимательно вести реестр поставщиков социальных услуг для того, чтобы эти услуги качественно оказывались, чтобы туда не зашли просто люди с печатью и без обученного персонала, оборудования помещений необходимых. Но этот опыт, этот инструмент позволит нам обеспечить реализацию этого нововведения в законодательстве с 1 января 2015 года. У нас уже есть такие пилотные вещи, которые мы реализуем с 2012 года, а именно закупку стационарных услуг на рынке, когда мы не строим новые дома, а закупаем услуги по стационарному социальному обслуживанию, речь идет о домах-интернатах. Есть возможность в связи с этим перевести эти услуги из контрактного исполнения в режим исполнения электронного социального сертификата. Здесь уже появляется такая перспектива: человеку нравится в этом интернате, он живет, мы так фиксируем его нахождение, если не нравится, то он переезжает в другое место, это дает возможность конкурентную среду создавать, делать мы это будем очень осторожно потому, что даже в стационарном социальном обслуживании есть такое понятие как привыкание. Первые 3 месяца человек привыкает, и очень сложно ему будет куда-то из одного учреждения в другое переезжать, но, тем не менее, подчеркну, что этот опыт работы с электронными социальными сертификатами имеет очень большую перспективу в отношении социальных услуг иного рода стационарного и нестационарного, поэтому для нас это, безусловно, бесценный опыт. Я готов ответить на ваши вопросы, пожалуйста.

А.НОВИКОВА - ИА «Москва»

Какие будут условия для получения адресной помощи? Какой обхват человек вы планируете?

А.В. БЕСШТАНЬКО

Это один из самых острых моментов, когда закон бюджетного планирования заставляет прогнозировать количество трудных жизненных ситуаций в Москве. У нас примерно такой порядок цифр. Начнем с оснований для того, чтобы ризнать его нуждающимся. Во-первых, здесь мы смотрим, безусловно по доходам. То есть, если человек получает жилищные субсидии, у него есть справка из центра жилищной субсидии, это единственный документ, который подтверждает, его доходы ниже прожиточного минимума, в данном случае это уже трудная жизненная ситуация, и мы, безусловно, человеку помогаем. Но есть случаи, когда мы видим подтверждающие документы – траты на лекарства, операции, поездка на похороны, сопоставляем это с его доходами, и в исключительном порядке комиссионно принимаем решение.
По поводу ветеранов ВОВ, здесь сложнее. Уровень пенсионного обеспечения ветеранов ВОВ приближается к 40 000 рублей. Это средняя по Москве пенсия. Здесь мы будем осторожно исходить из того, нуждается ли в этом ветеран.
В этом году у нас в пилоте через сертификат товары длительного пользования на 16 млн рублей, а на следующий год это порядка 100 млн рублей по Москве.

И. ОГИЛЬКО – «Российская газета»

В связи с подорожанием цен планируется индексация?

А.В. БЕСШТАНЬКО

Мы внимательно отслеживаем динамику ценообразования той сети, которая сейчас работает. Она сдерживающая и понятная. У нас есть право увеличивать объем баллов. Но пока, насколько нас уверяют наши коллеги из Департамента торговли и услуг, а они отслеживают все сети, достаточных оснований для повышения объема, 500 баллов, пока нет. Но возможность пересмотра есть.

А.О. БОЯРИНОВА - «Вечерняя Москва»

Андрей Владимирович, по ценам хотела уточнить, баллы – эквивалент рубля?

А.В. БЕСШТАНЬКО

Вы сейчас задаете вопрос по товарам длительного пользования? Принцип: один балл – один рубль. 500 – в отношении продовольствия, 12500 баллов – это телевизор, 10900 – холодильник, и стиральная машина 10500. Это тоже больной вопрос. Будем договариваться на условиях подписания договора о субсидиях. Рынок товаров длительного пользования еще более зависим от курса доллара и евро. Мы внимательно следим за сетью, которая к нам подключилась. Они обещают не делать никаких резких разворотов, учитывая социальную направленность этого проекта. Мы открыты в отношении всех сетей, но обратилась только одна – «Медиа Маркт». Остальные 3-4 крупных игрока, им пока не до этого.
Но чем больше у нас будет игроков, тем лучше, тем больше будет внутренняя конкуренция на ценовом диапазоне.
По округам, «Медиа Маркт» есть везде. Наиболее он представлен в северо-востоке, где «Золотой Вавилон», в Бибирево, ближе к центру. Пилот этого года мы начинаем с 4 округов, где представлены эти магазины. В остальных округах в массовом порядке начнем работать со следующего года – это центр, юг, юго-восток, юг-запад.

М. САВЕЛЬЕВА - «Новые округа»

Получается, житель нового московского округа, чтобы купить продукты по социальному сертификату, должен ехать в Москву?

А.В. БЕСШТАНЬКО

У вас есть 6 магазинов. Сама транспортная схема новой Москвы, и у нас больше люди пользуются этой услугой юго-западнее, там, конечно же, инфраструктура крупных сетей развита не так, как нам хотелось бы. Мы сейчас направили обращение по одному производителю, по одной сети, которые активно в Новой Москве представлены, чтобы их подключить. К сожалению, темп не поспевает. Этим вопросом активно занимаются наши коллеги из Департамента торговли и услуг, развивают эту сеть. Мы им помогаем. В ближайший год выравнится это положение.

ВЕДУЩИЙ

Андрей Владимирович, есть же какая-то статистика по тому, какая категория граждан наиболее часто пользуется этими услугами?

А.В. БЕСШТАНЬКО

Пенсионеры без льготных категорий – это 40%. Это, как правило, те, кто в части материальных вопросов, наименее защищены. Далее, 30% - инвалиды 1 группы, 20% - труженики тыла и 10% - иные категории. Многодетные семьи составляют около 5%. Чем меньше уровень материального обеспечения, тем больше представителей этой группы в круге участников проекта.
Мы не делали какой-то фильтр с требованием какой-то категории. Мы исходим из жизненной ситуации человека.

ВЕДУЩИЙ

Так как большинство потребителей – пожилые люди, которые редко пользуются интернетом, как они получают информацию о возможности потребления социальной услуги?

А.В. БЕСШТАНЬКО

Тяжелый вопрос. Было бы идеально, и мы над этим работаем, и реализуем эту возможность с 2016 года, когда по смс-сообщению можно будет сообщать об активации социальной карты. Но сейчас информирование о том, что баллы активированы на социальной карте москвича, проводятся телефонным звонком службы сопровождения этого проекта в территориальном центре социального обслуживания. Мы человеку говорим, что необходимо обязательно прийти в магазин и выбрать набор продуктов питания, который ему необходим. Учитывая трудные жизненные ситуации, когда срок сжатый, у нас предел, когда человек обращается в ЦСО и до активации карты сведен к минимуму. Сначала это было 14 дней, а теперь порядка 5 рабочих дней. Многие сначала думали, что это деньги. Еще раз подчеркну, что это условные баллы, которые трансформируются в продукты питания.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Я хотела бы еще одно пояснение. Вы привели пример про выбор стационарного социального обслуживания. Расскажите подробнее.

А.В. БЕСШТАНЬКО

Мы начнем с этого. Здесь есть конкретика. У нас есть действующие госконтракты. Мы сейчас людям просто предложим… Живет сейчас 100 человек в частных домах, они довольны. Это выгодно бюджету – на 25% дешевле содержание в среднем обходится при том же уровне обслуживания, услуг. Мы этим людям предложим воспользоваться их электронными сертификатами, оформить их как находящихся там по их решению в рамках применения технологии электронного сертификата. Не совсем жизненная ситуация… Мы ведь людей направляем в стационар по госконтракту, а госконтракт нужно разыгрывать каждый год. Побеждает Его Величество Конкуренция, которую мы уважаем, безусловно. Мы говорим: «Иван Иванович, собирай вещи и переезжай в другой интернат». Надо менять эту систему. Она переходная и временная. Человек должен сам определять. Ему нравится там жить, он свою ЭСМ активирует и бюджет возмещает услуги. Ему не нравится жить, родственники его перевозят в другой интернат, частный или государственный.
Опять же, возникает вопрос контроля. Сейчас мы работаем над требованиями к реестру поставщиков социальных услуг. В отношении магазинов, которые предоставляют услуги в виде адресной социальной помощи, мы требования предъявляем и по ассортиментному перечню, и по техническим возможностям. А здесь еще более тонкая грань. Здесь социальные услуги при непосредственном контакте человека с человеком (медицинские услуги, услуги питания, организации быта и т.д.). Здесь требования к бизнесу, который будет участвовать в этой программе, должны быть более высокими. Это и профстандарты, обучение персонала, необходимое оборудование, материально-техническая база.

С. НАМ - «Объединенная редакция газет Южного округа. На Варшавке»

Насколько вы оцениваете доступность и простоту процедуры на получение тем или иным гражданином социальной помощи, разовой, либо для некоторой категории? Не думаете ли вы усовершенствовать систему, чтобы было еще доступнее, в шаговой доступности?

А.В. БЕСШТАНЬКО

Вопрос, связанный с доступностью, один из актуальнейших вопросов, которые люди задают самой системе. Мы не можем, с одной стороны, допустить отсутствие принципа адресности, чтобы человеку помогать в конкретной жизненной ситуации. С другой стороны мы не должны скатиться на уровень бюрократизма, когда только по бумажкам вопросы решаются. В отношении территориальных центров социального обслуживания в следующем году мы будем работать над принципом экстерриториальности, когда человек обращается не только по месту своего жительства, а мог обратиться в любой территориальный центр ЦСО, плюс, теперь это требование закона – свое заявление он может подать в электронном виде. Пока у нас тяжеловато это идет. У нас примерно 5%-7% вообще обслуживаемых говорят хотя бы на «Вы» с интернетом. Хотя каждый год армия людей, которые пользуются компьютерам, планшетами у нас в территориальных центрах растет. Конечно же, эта возможность подать заявление в электронном виде, в МФЦ, а у нас уже практически весь объем по выплатам перешел в МФЦ. Теперь настала очередь социального обслуживания. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы уменьшать количество документов, которые требуются при поступлении человека в учреждение. Мы сократили его в 2 раза для стационарного учреждения и сейчас работаем над тем, чтобы те же справки по линии жилищных субсидий, справки по доходам, которые мы получаем через районные учреждения социальной защиты, уже мы автоматически получали, а они с человека требовали эти документы. Здесь эта технология адресного социального сертификата заставляет нас думать в этом направлении и совершенствовать нашу работу. Спасибо.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

А можете назвать хотя бы поселения, в которых находятся эти 6 магазинов?

А.В. БЕСШТАНЬКО

Московский, Троицкое и еще парочка, я уточню. Буквально через 30 минут дадим информацию.

ВЕДУЩИЙ

Вопрос по поводу включения граждан в категорию нуждающихся, вы упомянули комиссию. С какой периодичностью она собирается? Как рассматривается включение? Каковы параметры?

А.В. БЕСШТАНЬКО

Комиссия по определению нуждаемости формируется в каждом территориальном ЦСО. В нее входят не только сотрудники соцзащиты территориальных центров, но и представители ветеранских организаций. Во-первых, вопрос нуждаемости рассматривается по заявлению гражданина. Пересматривается вопрос нуждаемости, теперь это нормативное закрепление в порядке, установленном Постановлением №215 Правительства Москвы, ежегодно.
Что касается адресной социальной помощи, это делается исключительно в заявительном порядке. Мы на этой комиссии рассматриваем конкретную жизненную ситуацию. Случаев очень много. Они не охватываются только наличием справки от жилищной субсидии, что у человека доходы достаточно низкие. Мы в каждой ситуации разбираемся. С 1 января 2015 года перечень оснований для нуждаемости четко определен в федеральном законе. Он достаточно широкий: от насилия в семье до безработицы.
Повторюсь, мы не превращаем адресную социальную помощь в регулярную меру социальной поддержки. Иначе мы можем превратить все это в формальные вещи, которые не будут способствовать эффективному использованию бюджетных средств и решению вопросов граждан.

А.О. БОЯРИНОВА - «Вечерняя Москва»

Но комиссия собирается ежегодно?

А.В. БЕСШТАНЬКО

По мере необходимости. Могут собираться каждый день. Когда у нас этот проект начинался, они каждый вечер рассматривали заявления и работали ежедневно.

ВЕДУЩИЙ

Они окружного масштаба?

А.В. БЕСШТАНЬКО

Районного.

ВЕДУЩИЙ

Поблагодарим Андрея Владимировича. Спасибо большое. Спасибо, коллеги.

А.В. БЕСШТАНЬКО

Спасибо.