Пресс-конференция Александра Кибовского
1 октября состоялась пресс-конференция министра Правительства Москвы, руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Кибовского Александра Владимировича на тему: «Эксперты оценят заявки участников конкурса «Московская реставрация-2014».
ВЕДУЩИЙ
Добрый день, коллеги. Сегодня проходит заседание экспертной комиссии, эксперты которой оценят заявки участников конкурса «Московская реставрация-2014».
В пресс-конференции принимают участие Кибовский Александр Владимирович, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы, Кокорев Евгений Георгиевич, почетный реставратор города Москвы, руководитель Проектного бюро "АрКо", Лазарева Лариса Валерьяновна, руководитель "АРМ-Эстрейя", архитектор-реставратор высшей категории, аттестованный Минкультуры России эксперт, Маланичева Галина Ивановна, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
А.В. КИБОВСКИЙ
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы подводим творческий итог реставрационного сезона, хотя он еще не закончен. Работы идут, принимаются. Мне очень приятно сидеть в компании таких уважаемых лиц. Мы подведем итоги конкурса «Московская реставрация – 2014».
Вкратце этот конкурс учрежден Правительством Москвы, Мэром в целях стимулирования активности в области реставрации, в целях привлечения большего внимания к этому вопросу, выработке профессионального мнения и внимания к мнению профессионального сообщества к этому вопросу. Впервые конкурс прошел в 2011 году, и задачи, которые тогда были поставлены, выполнены. В 2011 году у нас было 43 номинанта, в 2012 – 53, сегодня 73 номинанта. Этот рост возник не просто так, а соотнесен с ростом реставрационных объемов, которые имеются у нас в городе. В начале у нас были опасения, сможем ли мы набрать в конкурс людей, будут ли достойные проекты, то сегодня у нас уже нет такого опасения. Это настоящий профессиональный конкурс, серьезнейшая борьба. Активно подтянулись частные инвесторы.
Если в 2013 году у нас общий итог составил 332 объекта, на которых велись работы, в т.ч. 95 объектов, которые переходили с 2012 года. Общий объем финансирования составил более 17 млрд рублей. На 198 памятниках работы были завешены. В этом году ведется работа на 448 объектах. На 57 объектах работы уже завершены, они уже сданы. Каждую неделю у нас идет очень активная приемка реставрационных работ. Мы выходим на очень серьезные параметры. Макроэкономическая ситуация очень непростая. Это сказывается на инвестировании, на частном секторе. Хотелось бы, чтобы как можно больше частный бизнес приходил в эту сферу. Мы выходим на цифры не хуже, чем в прошлом году. Работы сегодня мы увидим на нашей конкурсной программе. Есть хороший задел в проектировании. У нас сейчас 81 объект в проектировании и 42 объекта в натурных исследованиях – это отличный задел на следующий год. Темпы не снижаются.
По конкурсу напомню, что нашему сегодняшнему совещанию предшествовала экспертная оценка. Заявки собираются добровольным путем – подачей организаций, которые занимались реставрацией объектов. Эксперты выезжали, осматривали, соотносили свое мнение со специалистами Департамента, которые вели эти реставрационные работы, принимали по акту. Прежде чем попасть в номинацию, объект уже проходил экспертную оценку. Сегодня мы уже из числа этих объектов должны выбрать наиболее достойные, которые будут удостоены в этом году приза «Московская реставрация», который Мэр Москвы вручит в декабре, в торжественной обстановке, официально, как у нас это уже принято.
Нам очень приятно, что в этом активно участвовали наши почетные реставраторы. Всего у нас таких 5 человек в Москве, каждый из которых целая легенда.
У нас было поручения Сергея Семеновича сделать биографический сборник с биографиями этих почетных реставраторов. Но работать они все горазды, но что-то из них вытащить об их работе и деяниях невозможно. Напомню, что общий стаж работы этих людей составляет вкупе 225 лет реставрации, если сложить все их трудовые книжки вместе. Некоторые из них, что неудивительно, являются одними из номинантов в сегодняшнем нашем мероприятии.
С нами сегодня Галина Ивановна Маланичева. То, что мы делали в порядке дружеского взаимодействия, теперь официально установлено Министерством юстиции и вменено нам в правила, чтобы в приемках реставрационных работ привлекались представители общественных организаций. С Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры такое совместное соглашение о взаимодействии подписано. Эта работа уже ведется. В состав приемочных комиссий вы включаем представителей этого общества. Галина Ивановна и ее коллеги сегодня могут воочию убеждаться в качестве производимый работ и влиять на сам факт приемки таких работ. Напомню, что без официальной приемки работ объект не может быть включен в наш конкурс.
Всего у нас в жюри по конкурсу входят 15 человек. Состав жюри опубликован. Но, чиновник в этом жюри только один – это я. Я возглавляю комиссию. Все остальное – люди, представляющие реставрацию во всех ее ипостасях. В данном случае это полностью профессиональная награда, без всяких лоббистских моментов.
Сегодня у нас будет рассматриваться 28 объектов культурного наследия, таких самых серьезных, которые уже сделаны, из которых нам предстоит выбрать порядка 12 объектов, потому что больше нам не позволяют правила проведения конкурса. Отобрав их, отдельно по каждому объекту будет рассмотрено, кого и за что награждать, потому что по одному объекту может быть несколько номинантов: за качество проекта, за качество работ, за организацию работ.
А.В. КИБОВСКИЙ
Коллеги, и таких у нас 18 заявок. 448 объектов в работе, из которых 325 в производственном цикле и 57 уже завершены. Здесь самые топовые объекты. «Центрсоюз» - это вообще единственная постройка Корбюзье, где он является именно автором. Померанцевая оранжерея… Нужно понимать, мы его сделали предметом программы квадратный метр за 1 рубль. В этом доме чего только не было. Фактически, это была криминальная точка всего района. Сколько жителей нам и в префектуру отписались, чтобы это ликвидировали. Некоторые даже говорили, снесите вы эти развалины, потому что там и наркоманы, и бомжи, и всякие криминальные элементы, дети-старшеклассники там пропадают. А история нашей каланчи вообще особенная. У нас только две каланчи сохранилось – где сейчас Музей МВД и которая на Сокольнической пожарной части. Мы постепенно их восстанавливаем. Очень рады слышать, что Хамовническая каланча сделана. Интересно, что когда по Хамовникам ходил, спрашивал людей, они уверены, что она всегда такая была! Еще какое-то время люди будут полностью уверены, что так было всегда. Поэтому важно, чтобы мы отмечали труд реставраторов и помнили о том, какие усилия прилагаются, чтобы это сделать.
Мы выпускаем издание «Москва, которая есть». Сейчас будем третью книгу делать, 2 уже издали. Там мы показываем, как было 5-10 лет назад, и в каком сегодня состоянии находятся объекты. Ничто само собой не сохраняется. Те же самые каланчи или московские колокольни, которые все повзрывали, посносили в 1941 году, чтобы бороться с немецкой авиацией. Многие восстановили, но какие-то еще нет.
Бутырская колокольня – перед вами автор воссоздания этого проекта. Но люди, проходя по Бутырскому валу, уверены, что она была всегда. Хотя еще недавно ее не было – она была снесена до нижнего яруса.
В чем отличие реставрации от нового строительства? Мы воссоздаем утраченную среду. Поскольку, она изначально была гармоничной, что воссоздавая ее, люди настолько быстро к ней привыкают, что полностью уверены, что так было всегда. Пусть так и будет. Но наша с вами задача отдать должное тем людям, которые эту гармоничную среду восстанавливают из небытия. Даже по этим 3 роликам вы можете оценить диапазон и сложность работ. Мне трудно сказать, что было проще: воссоздать кладку 18 века в Померанцевой оранжерее, либо добиться того, чтобы в существующем административном здании законсервировать лифтовую группу. Мы же должны отмечать не только труд непосредственно реставраторов, но и тех лиц и организаций, которые выступили организаторами этого всего. Если Росстат пошел на то, чтобы эти исторические лифты законсервировать, значит, они должны были компенсировать это где-то в другом месте, т.е., пойти по линии не удобства, а сохранения исторического наследия. К сожалению, имея опыт работы с административными учреждениями, особенно, в 90-е годы, когда шли эти ремонты… что такое разобрать эти стройки между ногами – историческими опорами, которые являются фирменным стилем Ле Корбюзье? Это значит лишиться полезных площадей. А что значит для госучреждения лишиться полезных площадей? Ужасно сложно реставратору справляться с такими проблемами. Здесь нужна огромная работа. Именно с этим сегодня здесь мы имеем дело.
Сегодня мы вышли на такой уровень качественной реставрации, что можем позволить себе отбирать лучшее из лучших.
Л.В. ЛАЗАРЕВА
Уважаемые коллеги, дамы и господа, чиновники и практикующие архитекторы. Лично для меня сегодня один из самых больших праздников в нашей реставрационной жизни, потому что наши объекты реставрации – это не просто многоэтажный дом, который очень важно построить хорошо, удобно, красиво. Все объекты реставрации – это всегда маленький или большой бриллиант с оправой или без оправы в исторической среде города. Я проработала 40 лет в реставрации и имею право сказать, что лучше профессии нет. Если мне приходиться общаться со студентами, говорю, что перед нами, реставраторами, огромная ответственность в том, чтобы мы не потеряли эту связь поколений, смогли передать тот опыт бриллиантового дела, которым мы занимаемся. Наш сегодняшний конкурс является праздником души, совести, чести любого реставратора и Правительства Москвы, благодаря которому мы можем что-то сделать в реставрации с поддержкой нашего правительства, поддержкой лично А.В. Кибовского.
Я поздравляю всех с этим большим чудесным днем. Он праздничный и трудный, как всякая подготовка к празднику. Нам необходимо перед всей Москвой отчитаться, какие из этих 28 объектов будут лучшие. Это очень большая ответственность. Опыт прежних конкурсов, выполненных под руководством Александра Владимировича, говорит о хорошем. Объекты прошлых лет засияли и о них все знают, пишут, а поколению молодому, которое учится, есть на что посмотреть. Трудность нашей реставрации последних лет в том, что сроки уменьшились. Если в 1974 году мы с Витей Коршуновым начинали работать в мастерской, у нас на всю мастерскую было 3 объекта реставрации, которые мы делали по 6-10 лет. Сейчас сроки реставрации – бывает даже один год. Смотря какой объект. Поэтому, решения нужно принимать очень быстро и разумно.
Сейчас прошло время летних отпусков. Я стараюсь по возможности ездить много, и не на море, а посмотреть, как же реставрируют в других странах и у нас на окраинах России. Меня радует результата нашей, прежде всего, московской реставрации. Вернувшись из Барселоны в этом году, где такой художественный сгусток интересных объектов, я смотрела, как же идет реставрация, и я опечалена. Как бы ни критиковали нас, московских реставраторов, у нас результат лучше. Мы больше соблюдаем законы и нормы и сочетание реставрационных объектов с новыми реконструктивными. Наши законы больше оберегают наше историческое и художественное наследие. Я в очередной раз увидела, что московская реставрация, с помощью вас, дорогие реставраторы и уважаемые чиновники, впереди планеты всей. Мы строже относимся к исторической среде, друг другу и методике реставрации. Поэтому, и конкурс у нас такой трудный, потому что у нас множество моментов, по которым мы будем судить. Методика реставрации – это точка отсчета. При одной методике можно показать историю здания от 17-18 века, а по другой методике надо показать только его значительное художественное будущее в конце 19 века. Наша с вами задача быстро и ответственно, научно и методически, выбрать ту методику, которая будет более интересна, важна и будет в какой-то мере давать возможность заказчику пользоваться этим объектом. Без пользы сухая научная реставрация на бумаге не имеет ни материального, ни социального подкрепления.
Нас есть, и будет что показать. Спасибо.
Г.И. МАЛАНИЧЕВА
Поскольку я председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в какой-то степени владею информацией о ситуации с реставрацией памятников в нашей стране. На протяжении очень многих лет мы слышим, что происходи с сохранением памятников истории и культуры. Говорят специалисты о падении уровня качества реставрационных работ, что есть проблемы с подготовкой кадров, что денег не достаточно, что федеральный бюджет выделяет очень мало средств на первоочередные уникальные объекты, что даже памятники ЮНЕСКО, находящиеся за пределами Москвы, подчас находятся в плачевном состоянии. Не очень давно состоялся Первый съезд реставраторов России, где еще раз была обрисована эта плачевная картина.
В это время Департамент культурного наследия и Правительство Москвы решают эти проблемы, проблемы увеличения поиска средств на финансирование реставрационных работ, проводят значительную работу по подготовке реставрационных кадров, открытии колледжей, которые готовят специалистов разных реставрационных профессий. Используются средства не только бюджета, но и инвесторов. В Москве ведется огромная работа в тех направлениях, о которых плачут многие российские реставраторы, о том, что утрачен престиж профессии реставратора, что невыгодно и не престижно быть реставратором. В Москве это не так. Здесь труд наших замечательных реставраторов высоко оценен. Решение о присвоении звания «Почетный реставратор», ежегодные конкурсы «Московская реставрация», говорят об этом очень красноречиво. То, что сделано за последние годы, те люди, которые это делают, об этом надо говорить.
Сейчас Всероссийское общество охраны памятников и культуры тоже осуществляет проекты Департамента культурного наследия по популяризации объектов культурного наследия - известный многим проект «Выход в город». Мы каждый год, каждый этап, ищем что-то новое. Это не просто экскурсии. Сейчас я очень рада, что мы будем приводить на объекты, например, которые сегодня будут признаны лучшими. На объектах, которые будут лауреатами конкурса отреставрированы, появятся таблички, а мы будем приводить туда участников проекта «Выход в город» и рассказывать не только о прекрасной реставрации, но и будем говорить об истории этого памятника и тех людях, которые сделали очень многое, чтобы этот объект был возвращен нам, москвичам, истории.
Огромная благодарность все реставраторам и той политике, которая сейчас осуществляется. При такой политики наш более научный реставрационный подход должен побелить в сохранении объектов культурного наследия над проблемами только реконструкции, как это делается, к сожалению, в ряде регионов РФ.
В заключение хотелось сказать о Росстате. Мы уже проводим там экскурсии в течение года. Отношение руководства Росстата действительно уникальное. Они очень многое сделали по сохранению этого памятника, приведению его в тот вид, в котором он сейчас находится.
Е.Г. КОКОРЕВ
Александр Владимирович, от нашей пятерки почетных реставраторов мы хотим выйти с инициативой. Поскольку наша работа зависит от профессионализма и самоотверженности тех людей, с которыми мы работаем, а иногда попадаются уникальные специалисты, мы хотели бы от почетных реставраторов какой-то приз учредить и просим поддержать нашу инициативу. Мы постараемся что-то придумать на эту тему.
А.В. КИБОВСКИЙ
Идея хорошая, о чем разговор. Никто нам не мешает. Тогда, чтобы это был персонифицированный приз в отношении людей, которые потенциально могли бы потом пополнить ваши ряды. Сейчас вас 5 человек, но, думаю, у нас есть достойные представители, которые бы могли расширить этот список.
Е.Г. КОКОРЕВ
Мы бы хотели конкретно художникам, реставраторам за профессиональные достижения в практической области. И организации можно награждать, которые отличились…
А.В. КИБОВСКИЙ
Нет, организации мы будем награждать через наш общий конкурс. А это будет приз персонально от вашей пятерки. Думаю, это очень хорошо. Давайте продумаем все это. Давайте только вы будете оценивать не за все предыдущие заслуги, а за достижения в текущем моменте, поскольку конкурс у нас периодический. Давайте наших почтенных ветеранов в рамках конкурса «Почетный реставратор города Москва», а тех, кто практикует, давайте по вашему мнению учредим такую номинацию и будем таким образом поступать. Спасибо за предложение, Евгений Георгиевич.
Р. ДЗКУЯ - «Российский строительный комплекс»
Было бы логично тогда создать Ассоциацию почетных реставраторов города Москвы и от ее имени вручать награды. Спасибо.
А.В. КИБОВСКИЙ
Они и так уже 25 лет дружат между собой. У нас есть, в т.ч., за этим столом, эксперты, аттестованные Минкультуры. Они такую ассоциации создали. Их уже по стране около 50. Пока 5 человек, мы можем пока без ассоциации, подождать. По закону, чтобы была ассоциация, нужно 10 членов. Давайте дождемся этого числа. Но все эти коллеги входят в наш Научно-методический совет, и экспертные группы. Пока давайте ограничимся консолидирующим началом во главе с Д.Н. Кульчинским, почетным реставратором №1, а дальше поглядим.
Тогда вручаем от вас приз, и вы все 5 будете подписывать, чтобы было понятно, что вы все пятеро за этого человека поручились. Так и поступим.
С. КОЗЛОВ – «Все о мире строительства»
Когда общаешься со специалистами, хочется услышать цифры. Вы говорили, что сейчас выбраны лучшими 28 проектов. Сколько всего в этом году отреставрировано объектов исторической застройки? В каком состоянии сейчас находится Москва – сколько еще объектов исторической застройки предполагается отреставрировать? Какие планы на будущее по реставрации, сколько в каком году? Когда, в принципе, Москва будет отреставрирована полностью?
А.В. КИБОВСКИЙ
Когда она будет полностью отреставрирована, такие прогнозы говорить трудно. Напомню, что у нас в городе памятники находятся в федеральной собственности, частной, региональной. Поэтому, чтобы вся Москва была отреставрирована, нужно, чтобы все вместе нашли соответствующие средства и это сделали.
У нас сейчас, сегодня в работе 448 объектов. Для справки, на территории города расположено около 5000 объектов культурного наследия. Из них только половина – это здания, строения. Есть у нас исторический некрополь, скульптуры. В районе 2500-3000 – это здания, объекты капитального строительства.
Понятно, что не все памятники находятся в плохом состоянии. Но, тем не менее, за последние 3 года мы на 10% снизили число аварийных памятников. Сейчас мы находимся в диапазоне 15%, т.е. мы уже вышли за уровень многих европейских городов и столиц, а если брать мегаполисы, то мы гораздо лучше многих так называемых развитых мегаполисов Европы.
Из 448 объектов 57 уже сданы по этому году, 81 – разработка проектной документации, 42 – научно-исследовательские натурные обследования и не посредственно в работе у нас 268 объектов, у которых в этом году производственный цикл идет в полном объеме.
Капитализацию мы посчитаем в финале, но, думаю, она будет на уровне 18 млрд. по городу – это и федеральные, и региональные деньги. Важно, что мы сохранили почти половину этих средств, благодаря частному инвестированию.
У нас другая проблема – не хватает профессиональных рук, чтобы это делать.
Евгений Георгиевич сейчас ведет 4 объекта – это колоссальная нагрузка! Что значит, вести? Это сложнейшие объекты, где срок сдачи – 2-3 года. Это интенсив каждый день. Обычно, 1-2 объекта – это достаточно.
Сокращение сроков реставрации не наносит ущерб качеству реставрации. Мы за этим тщательно следим. Очень важно, в т.ч., через такие премии, тех, кто соблюдает требования, а не превращает это в какой-то ремонт. Напомню, что в этом году приняты очень серьезные поправки в Положение о лицензировании реставрационной деятельности. Москва к этому прилагала максимальные усилия. Нарушение указанных там требований ведет к тому, что лицензия может быть отобрана у организации. Например, если инспектор фиксирует на объекте «сотрудника», который не имеет профессионального допуска к этой работе (система допусков сильно развита еще в советское время), то это является грубым нарушением и может являться основанием остановки всех работ и ставить вопрос об отзыве лицензии у этой организации. Поэтому, с одной стороны мы видим большой прирост объема, но надо серьезно проконтролировать освоение этих огромных денег, чтобы это не свалилось в какую-то поточную систему.
Что касается перспектив, когда я говорю, что у нас более 100 объектов в проектировании, исследовании, это означает, что есть хороший задел на следующий год. Сроки производственного цикла сократились серьезным образом. Почему Госпитальная смогла за год сделать реставрационные работы? – проект уже был. Им повезло, проектная документация была уже готова, когда еще она разрабатывалась давно. Это никуда не пропадает, есть огромный архив нашего Департамента. Есть много документации, которая ждет своего часа, своего инвестора и реставратора. Залогом успешной работы является качественное проектирование и качественный надзор. Когда мы будем сегодня давать награды, у нас почти на каждом проекте награждаемым будет являться, в первую очередь, проектировщик и лицо, которое занималось авторским надзором, и во вторую очередь организация, которая это качество обеспечила.
Когда Галина Ивановна говорит, что это лучшая профессия, я с ней могу согласиться. Я сам с 1988 года в реставрационной сфере работаю, руками работаю. У меня все специальности есть, какие можно – и штукатур, и маляр, только сварщиком не стал. То, что эта работа интересная, это я вам гарантирую.
Дмитрий Николаевич Кульчинский, почетный реставратор Москвы №1 – ему 87 лет, он до сих пор в строю. Он до сих пор практикующий реставратор, потому что из этой профессии невозможно уйти. Если ты Профессионал, ты в этой профессии, как Папа Римский, пожизненно. Связь времен прервать невозможно.
У нас впереди интереснейшая работа по храмам Зарядья. Все храмы Зарядья по указанию Сергей Семеновича буду отреставрированы. Работы уже начались. Английский двор уже реставрируется. Когда мы закончим, это свяжется с парком. Не будет этой застройки гостинечно-высотной. Это будет один из лучших архитектурных видов не только Москвы, все страны. Это встанет в один ряд с картинками «Площадь Кремля», «Василий Блаженный».
Огромной у нас задел по объектам гражданской архитектуры. У нас басманная часть в реставрацию входит. Там будет восстановлена еще одна каланча. Финансирует это все не только город, но и РФ, частные инвесторы. Программа у нас большая. Городские программы, понятно, все в адресно-инвестиционной программе, есть в нашей программе «Культура Москвы», через которую мы ведем финансирование. Обращаю внимание, что до 2011 года такой программы не было. Это Сергеем Семеновичем было принято волевое решение, и появилась специальная 5-летняя реставрационная программа с понятным финансированием, прогнозом, которая позволяет нам понимать, где у нас какие ресурсы, и когда и что мы сможем сделать. Можно долго и много об этом говорить. Цифры, которые я называю, являются хорошим заделом на будущее. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Александр Владимирович, спасибо, что об этом говорите и еще больше делаете.
А.В. КИБОВСКИЙ
Спасибо, коллеги. Не прощаемся.