Пресс-конференция Павла Гребцова
24 сентября состоялась пресс-конференция первого заместителя председателя Региональной энергетической комиссии города Москвы Гребцова Павла Владимировича на тему: «Шаги на пути публичности и прозрачности деятельности Региональной энергетической комиссии Москвы».

ВЕДУЩАЯ
Добрый день, коллеги. Сегодня состоится пресс-конференция первого заместителя председателя Региональной энергетической комиссии города Москвы Павла Владимировича Гребцова на тему: «Шаги на пути публичности и прозрачности деятельности Региональной энергетической комиссии Москвы».
П.В. ГРЕБЦОВ
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема нашей конференции выбрана не случайно, она является логическим продолжением той политики, которую сейчас проводит мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин, в части открытости Правительства Москвы и вовлечения москвичей в управление городом. Несколько слов хотел бы сказать про региональную энергетическую комиссию. Основной задачей РЭК Москвы является государственное регулирование цен тарифов в отраслях и естественных монополий. Для понимания масштабов регулирования: объем суммарной годовой выручки, которая подлежит регулированию около 400 млрд. рублей, количество регулируемых организаций около 240, объем инвестиций, капитальных вложений около 100 млрд. рублей. Несомненно, такие масштабы регулирования создают посыл необходимости открытости и прозрачности деятельности РЭК, как я уже сказал, это логическое продолжение политики, которую сейчас проводит город. Зачастую, мы слышали достаточно справедливую критику в адрес РЭК Москвы о закрытости принимаемых тарифных решений и о непонимании обществом, непонимание москвичами механизма формирования тарифов.
Как мы стали решать эту задачу? Прежде всего, мы пошли по пути, условно разбив весь процесс регулирования на два крупных блока, первый блок – это те материалы, та информация, которая поступает в РЭК от регулируемых организаций, это 240 компаний, действующих на территории города Москвы, второй блок – механизмы принятия решений РЭК Москвы. Остановлюсь на первом блоке, коротко скажу, что здесь нового. В этом году мы пошли на беспрецедентный шаг и на сайте РЭК Москвы опубликовали все тарифные заявки регулируемых организаций с достаточно подробной детализацией, т. е зайдя на сайт РЭК Москвы, вы можете воочию убедиться в отношении тех запросов, которые сформированы регулируемыми компаниями с детализацией и разбивкой по предполагаемым статьям затрат. Другой блок, это блок капитальных вложений и инвестиций. Зачастую, этот вопрос также вызывал большую полемику со стороны общественности, со стороны потребителей. Здесь тоже мы предприняли ряд шагов, мероприятий, и на сайте РЭК Москвы также мы разместили те предполагаемые инвестиционные программы, предполагаемые объемы и объекты капитальных вложений, которые планируют осуществить регулируемые организации. Это коротко об экономической информации, поступающей от регулируемых организаций.
Как далее для себя мы построили процесс рассмотрения заявок и работу в поле открытости и прозрачности РЭК? Одним из основных инструментов, который начал работать в этом году, есть соответствующий баннер на нашем сайте, стал Общественно- экспертный совет, созданный при Региональной энергетической комиссии. Что это за структура, что это за орган? Основной задачей Общественно-экспертного совета является осуществление общественного контроля над деятельностью Региональной энергетической комиссии. В состав экспертного совета входят ведущие представители научных институтов, представители крупных объединений предпринимателей и представители общественных организаций города Москвы. В рамках Общественно-экспертного совета мы уже обсуждаем, и предполагаем в дальнейшем обсуждать, как принимаемые нами тарифные решения, так и ключевые аспекты государственного регулирования цен и тарифов. Более того, механизм Общественно-экспертного совета позволяет нам получить как научный, так и практический срез логики наших действий.
Второй блок вопросов, который, в рамках проводимой нами политики открытости и прозрачности, также нашел отражение на нашем сайте, это вопросы непосредственно связанные с принятием РЭК Москвы решениями. Что нового появилось на нашем сайте? Это прежде всего экспертное заключение в отношении того или иного тарифного решения с подробным описанием сути вопроса, логики регулятора и проектом тарифного решения. Все решения Региональной энергетической комиссии публикуются в официальных СМИ и также на сайте РЭК Москвы. Более того, коллеги, одно из ключевых направлений деятельности по достижению информационной открытости – создание удобного сайта. И в этой части мы рассчитываем на обратную реакцию от москвичей, от профессионального сообщества через определенные механизмы, которые мы сформировали в рамках нашего информационного сайта. Среди них электронная приёмная, действующая в разрезе нашего сайта, и созданная горячая линия, которая оперативно готова ответить на интересующие москвичей вопросы, и вкладка «Открытая трибуна», которая приглашает к отрытому обсуждению тех или иных вопросов в сфере государственного регулирования. Наша политика не некий статичный механизм, это динамично развивающаяся среда. Мы открыты для обсуждения, открыты для модернизации, улучшения качества нашей работы в этой сфере, и, конечно же, мы ориентированы на потребителя наших услуг, на москвичей, прежде всего и также на профессиональное сообщество.
В заключение хочу сказать, что основным фактором, основным критерием для РЭК Москвы для политики информационной открытости является удобство москвичей, удобство пользователей. Хочу сказать, что работа в сфере открытого диалога с обществом находится на постоянном контроле заместителя мэра Москвы Сергуниной Натальи Алексеевны, что обеспечивает определенный драйв для дальнейшего развития этих сфер. Предвосхищая ваши вопросы, скажу, что тарифное регулирование не вопрос одного месяца, в рамках тарифного регулирования работа РЭК ведется в течение всего года. Начинается она с формирования сводных прогнозных балансов по различным ресурсам: электрической и тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению. Далее происходит рассмотрение, согласование и утверждение инвестиционных программ регулируемых организаций. Кульминацией этого процесса является утверждение тарифов. В своей работе мы руководствуемся параметрами социально-экономического развития города, материалами налоговой, статистической и бухгалтерской отчетности регулируемых организаций, а также перспективными планами развития Москвы. Спасибо, коллеги, я готов ответить на ваши вопросы, если таковые имеются.
ВЕДУЩАЯ
Я задам вопрос, который пришел нам на горячую линию. Известно, что при РЭК создан и работает Общественный совет. Как он действует? Какие задачи решает? Как можно обратиться в этот совет для решения проблем?
П.В. ГРЕБЦОВ
Спасибо за вопрос. В своем выступлении я коротко затронул эту тематику. Но начну с такого посыла: государственное регулирование тарифов – это всегда определенный конфликт. И задача регулятора найти взвешенный баланс интересов, как регулируемых организаций, так и потребителя. Основной функцией Общественно-экспертного совета при РЭК является оценка достижения регулятором этого баланса, поэтому у нас получился такой представительский состав, как я уже сказал, это ведущие российские институты, крупнейшие объединения предпринимателей и общественные организации. Такой формат формирования Общественного совета и такой представительный состав участников позволяет нам говорить о взвешенности тех решений, которые будут им приниматься. Общественный совет функционирует пока на площадке РЭК. Можно обратиться в Общественно-экспертный совет, используя сайт РЭК, там есть его вкладка. Письменное обращение будет также рассмотрено. В рамках Общественно-экспертного совета у нас работают постоянно действующие рабочие группы по направлениям. Направления сформированы по отраслям: электроэнергетика, тепловая энергетика, водоснабжение, водоотведение, инвестиционная и контрольно-правовая деятельность, которую реализует РЭК Москвы. Обращение будет рассмотрено Общественным советом, если оно потребует очного заседания, то оно будет на него вынесено, и по нему будет сформировано решение. Пока это работает следующим образом: обращения в Общественный совет систематизируются по проблемам, обсуждаются в составе совета и формируется ответ по тому или иному вопросу.
ВЕДУЩАЯ
Какие основные, 3 или 4 проблемы, можно выделить? Какие из них чаще всего звучат в рамках обсуждений совета?
П.В. ГРЕБЦОВ
Основной вопрос – это инвестиционная деятельность регулируемых организаций, необходимость и достаточность тех инвестиций, тех капитальных вложений, которые планируются регулируемой организацией и формируют потребность города. Второй ключевой аспект – это формирование предложений для федеральных органов исполнительной власти по модернизации действующего законодательства в сфере тарифного регулирования. В рамках Общественно-экспертного совета был обсужден ряд проектов нормативно-правовых актов, подготовлено мнение совета, и, насколько мне известно, это мнение легло в основу постановлений Правительства России, которые сейчас на федеральном уровне рассматриваются. Мы надеемся, что они будут приняты.
Еще одной ключевой задачей, которую предстоит решить Общественно-экспертному совету, является рассмотрение проекта тарифного решения и выдача рекомендаций регулятору в части тарифного регулирования на 2015 год, а в случае долгосрочного регулирования, на долгосрочный период. Вот три крупных блока вопросов.
И. ОГИЛЬКО - «Российская газета»
В следующем году, какое повышение тарифов ждать москвичам и на что?
П.В. ГРЕБЦОВ
Коллеги, начну с того, что обуславливает изменение тарифов. Ни для кого не секрет, что инфляционный процесс ведет к удорожанию цен на товары народного потребления и ведет к определенному изменению тарифов. Но наша политика здесь такова, что за базу в рамках тарифного регулирования мы принимаем параметры социально-экономического развития города с учетом анализа потребности монополии, дабы избежать недостатка финансирования ремонтных предприятий, инвестиционных расходов. В рамках текущего процесса анализа мы можем сказать, что мы не видим существенных факторов, которые могли бы повлиять на рост тарифов сверх параметров социально-экономического развития города, поэтому кардинальных новшеств не будет, надеюсь, что регулирование пройдет в штатном режиме и никаких всплесков мы не ожидаем.
И.Д. ЕГОРОВ - «Экоград»
Правильно ли я понял, что в утверждаемые тарифы вкладываются затраты на производство коммунальных ресурсов со стороны ресурсоснабжающих организаций плюс их инвестиционная деятельность?
П.В. ГРЕБЦОВ
Совершенно верно. Структура затрат регулируемой организации ничем не отличается от любой другой коммерческой организации, поэтому в структуру затрат содержатся их операционные издержки, связанные с реализацией и осуществлением текущего вида деятельности, также присутствуют амортизационные отчисления для простого воспроизводства и инвестиционные средства для расширенного воспроизводства. Город растет, увеличивается и становится более «качественным», что выдвигает новые требования к ресурсоснабжающим организациям, обеспечению качества жизни москвичей, поэтому инвестиционные процессы учитываются в тарифах инвестиционных организаций.
С.В. ИШКОВ - «Московская правда»
В пресс-релизе говорится, что на сайте будет рубрика «Тарифная аналитика», сможет ли обычный пользователь понять, откуда берутся цифры в его квитке?
П.В. ГРЕБЦОВ
Хотел бы немного вас поправить: эта рубрика уже есть, она уже действует. Если у вас есть такая брошюра, она представляет одно из направлений действий нашей аналитики, в ней достаточно подробно на примере 2013 года расписана и структура цены и объемы регулирования, порядок ее формирования. Если человек немножко подкован в вопросах экономики, конечно, он сможет разобраться. Но мы не планируем забросать пользователя большим количеством цифр, нет. Мы хотели бы, что бы наш сайт, наша открытость была, не только доступна, но и была понятна. И в этой части мы продолжаем работу по различным аспектам и надеемся на обратную реакцию москвичей: что и где нам нужно подправить, чтобы мы были понятнее для горожан.
О.В. ОЛЕЙНИКОВА - «На Западе Москвы»
В пресс-релизе написано, что у вас тарифы иногда пересматриваются в сторону уменьшения. Какие есть механизмы регулирования организаций, ведь, очевидно, что они заинтересованы в высоких тарифах.
П.В. ГРЕБЦОВ
Совершенно верно. Проблема регулирования заключается в том, что идеальная цена для потребителя, утрируя, 0, идеальная цена для поставщика – это бесконечность. Роль регулятора – достижение некого баланса и взвешенного подхода.
Несколько слов скажу про те тарифы, которые мы регулируем, потом отвечу на ваш вопрос. РЭК регулирует тарифы, например, в структуре электрической энергии – тарифы на передачу, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, в сфере теплоснабжения – тариф производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, в режиме котельной, тарифы на транспортировку тепловой энергии и далее.
Самый яркий пример по снижению валовой выручки регулируемых организаций был в 2012 году, когда у отдельных сетевых компаний снижение валового выручки составило 98%. Такое бывает, да. И, самое интересное, что компания с заключением регулятора согласилась. Какие механизмы? Основным инструментарием регулятора является налоговая, статистическая и бухгалтерская отчетность регулируемых организаций, и мониторинг целевого использования денежных средств, включенных в структуру валовой выручки регулируемой организации. В рамках действующего законодательства в случае выявления необоснованных расходов, либо нецелевого использования денежных средств регулятор предпринимает все меры к исключению подобных расходов в следующем периоде регулирования. Соответственно в рамках нашей контрольной функции, мониторинга применения тарифов, бухгалтерской отчетности компании мы делаем выводы и корректируем тариф той или организации в сторону уменьшения.
ВЕДУЩАЯ
Как бы вы оценили уровень роста тарифов в Москве в сравнении с другими городами? Как Москва выглядит на фоне других российских городов?
П.В. ГРЕБЦОВ
Москва уникальна по своей инфраструктуре. Если мы говорим про электрические сети, то электрические сети Москвы одни из крупнейших и самых развитых в Европе. Если мы говорим про сферу теплоснабжения, то степень надежности такова, что я не могу ее ни с чем сравнить. То же самое с газоснабжением. Если мы говорим про водоснабжение, то качество московской воды одно из лучших не только в России, но и в Европе. Естественно, такие высокие параметры, такие высокие стандарты инфраструктуры несут в себе определенное бремя по содержанию. Если сравнивать Москву с другими городами России, то получится, что она находится где-то посередине: по отдельным тарифам, возможно, чуть повыше, по отдельным - чуть пониже. Но, эти показатели будут не совсем сравнимые между собой, поэтому по качеству инфраструктуры мы конкурируем с другими финансовыми центрами, другими мировыми столицами, но при этом, обеспечивая это качество, мы говорим о приемлемой цене за это качество. С этой стороны мы смотримся гораздо выгоднее по сравнению с другими международными финансовыми центрами. Хочу подчеркнуть, что система надежности коммунальной сферы Москвы - лучшая в России и одна из лучших в Европе.
ВЕДУЩАЯ
В прошлом году была популярна тема введения социальной нормы потребления, какова ситуация с этой темой сегодня?
П.В. ГРЕБЦОВ
Да, действительно в ряде Постановлений Правительства России была предусмотрена опция введения социальной нормы потребления в части электроэнергии и планировалась дальнейшая трансляция на другие ресурсы. Мэр Москвы, Сергей Семёнович Собянин, занял жесткую позицию по этому вопросу, и, проработав эти проблемы с федеральными коллегами, мы приняли решение о не введении социальной нормы потребления в Москве. Ведь по большому счету, объём электропотребления, прежде всего, характеризует качество жизни. Не так давно мне попалась определенная статистика на глаза, если мы говорим о среднедушевом потреблении электроэнергии населением, то в Европе это показатель в районе 2000 кВт на человека, в среднем по России он чуть меньше 1000 кВт, в Москве, примерно, 1500-1600 кВт. Мы бы не хотели заменять фискальные подходы введением социальной нормы потребления. Хотя не секрет, что в рамках Правительства России поручение такое осталось, федеральные власти оценивают возможность её введения, но для Москвы мы пока не рассматриваем такую возможность. И вводить социальную норму потребления не планируем.
ВЕДУЩАЯ
Что такое «технологическое присоединение»? Расскажите о новшествах в этой сфере.
П.В. ГРЕБЦОВ
Технологическое присоединение – это доступ к инфраструктуре. Например, если я построил дом, мне его нужно подключить к системе электроснабжения, системе теплоснабжения, системам водоснабжения и водоотведения. В рамках действующего законодательства предусмотрено установление платы за услуги подобного рода.
Что здесь нового? Во-первых, мы, впервые в прошлом году, начали регулировать и регламентировать деятельность по физическому присоединению в сфере водоснабжения и водоотведения, раньше это го не было. По предварительному анализу результатов, введение регламентаций этого вида деятельности улучшила ситуацию, связанную с доступом к этой инфраструктуре, повысила обоснованность тех капитальных вложений, которые предполагает регулируемая организация для потребителя в рамках его технологического присоединения.
Но, наверное, самый актуальный вопрос, который очень часто звучал, технологическое присоединение к электрическим сетям. И здесь, еще несколько лет назад ситуация была достаточно критичная в том плане, что и сроки технологического присоединения и стоимость его вызывала у потребителя недоумение. Какие изменения произошли здесь? Прежде всего, сокращение сроков технологического присоединения, этот процесс стал более регламентированным. Например, если говорить о временном лаге технологического присоединения малого предпринимателя с технологической мощностью до 150 кВт, то сроки сократились в 2 раза, с 9 месяцев, как было до принятия нами определенных действий, до 4,5-5 месяцев. Достаточно обширно сейчас реализуется история, связанная с льготным технологическим присоединением, прежде всего это касается малого бизнеса. При присоединении до 15 кВт, стоимость присоединения электроэнергии составит 550 рублей. Это посыл в части развития малого бизнеса в городе.
Также мы более основательно и, изменив определенным образом методологическую базу, подходим к формированию стоимости технологического присоединения. Средний объем снижения стоимости тех. присоединения от заявленной регулируемой организации порядка 30-40%. Мы занимаемся оптимизацией технического решения, оптимизацией сметной стоимости, мы контролируем практически весь процесс ценообразования и применение этой цены в пользу потребителя. Но ключевыми аспектами в этом направлении деятельности для нас является упрощение процедур технологического присоединения и оптимизации его стоимости.
ВЕДУЩАЯ
Вы говорите, что малый бизнес присоединяется по льготным тарифам, какие еще отрасли пользуются льготами?
П.В. ГРЕБЦОВ
Основной критерий льготы – объём присоединяемой нагрузки. Если присоединяемая нагрузка до 15 кВт, то цена подключения будет 550 рублей. Сейчас планируется расширение пороговых значений до 150 кВт, здесь также будет применена льготная ставка, скорее всего это будут те же 550 рублей вне зависимости от формы собственности потребителя, который осуществляет деятельность по присоединению, но мы все прекрасно понимаем, что в эти параметры попадают представители малого и среднего бизнеса.
ВЕДУЩАЯ
Осуществляет ли РЭК проверки в сфере транспорта? Если проверки проходят, то какие нарушения выявляются? И может ли РЭК наказывать недобросовестные компании?
П.В. ГРЕБЦОВ
В рамках компетенции РЭК находится контрольная функция, мы проводим, как ежегодные, так и плановые проверки. Но, если говорить о специфике нарушений, то чаще всего встречается неправильное применение цен на тарифы. В процессе контрольных мероприятий оценивается эффективность использования денежных средств со стороны регулируемых организаций. Проверяется целевое назначение тех или иных расходов, если по итогам проверки мы выявляем не целевое расходование средств, то это служит основанием для снижения тарифа в следующем периоде регулирования. Но это не есть административное наказание. В данной сфере мы руководствуемся Кодексом об административных нарушениях, соответственно те санкции, которые мы можем применить: наложение штрафа, включая оборотный штраф, достаточно существенного размера, и, меры административного воздействия на должностных лиц, вплоть до дисквалификации должностного лица, допустившего то или иное нарушение. Следует отметить, что нам не хотелось быть неким «гаишником в кустах», мы уделяем большое внимание предупреждению этих правонарушений. Наша задача не найти нарушение, а сделать все от нас зависящее, что бы это нарушение не состоялось, и здесь мы делаем большой уклон на разъяснительную работу, на информационные письма, на разъяснение позиций регулятора. Мы хотели бы здесь обладать функцией предупреждения правонарушений. Я считаю, что определенная динамика в этой области у нас уже есть, об этом свидетельствует количество нарушений, которые мы выявляем. Рачительность регулируемых организаций существенно повысилась, и у нашего контрольного подразделения становится все меньше и меньше работы в этой области.
ВЕДУЩАЯ
Каковы критерии и размеры штрафа?
П.В. ГРЕБЦОВ
Минимальный штраф 100000 рублей за малозначительное нарушение, максимальный штраф – оборотный штраф от регулируемого вида деятельности, он составляет весь оборот, полученный компанией вследствие незаконных действий.
ВЕДУЩАЯ
Есть ли статистика по штрафам?
П.В. ГРЕБЦОВ
Общее количество наложенных РЭК штрафов порядка 60 случаев. Я здесь пытаюсь исключить дублирование, когда в рамках проверки одной компании по разным направлениям выявляются нарушения, если говорить о сумме, то объем штрафов приблизительно30-40 млн. рублей. В результате контрольных мероприятий мы выявляем нецелевое использование денежных средств, и, согласно действующему законодательству, эти денежные средства изымаются в следующий регулируемый период. Это действие нельзя назвать штрафом потому, что оно не попадает в классификацию Кодекса об административных нарушениях, но является мерой воздействия на регулируемую организацию, поскольку денежные средства у нее все равно будут изъяты. Однако основная наша функция не наложить штраф, а сделать все, чтобы этого нарушения не было в будущем.
М.В.ХАИМОВА - «Аргументы и факты»
Вы сказали, что: «Для поставщиков самый хороший тариф – это бесконечность». Расскажите, как происходит у вас общение с ними? Пытается ли кто-то надавить, выжать свои интересы? Насколько жестко вы с ними разговариваете? Все ли законопослушные?
П.В. ГРЕБЦОВ
Законопослушные все, иначе они бы не работали. Любое регулирование – это конфликт интересов, у менеджмента регулируемых организаций стоит задача обосновать как можно большее количество издержек, задача регулятора – количество издержек снизить. Существует цивилизованный правовой механизм оспаривания решения регулятора. Первая плоскость – судебная, вторая – досудебное рассмотрение разногласий в рамках Федеральной службы по тарифам. По итогам регулирования прошлого года есть ряд компаний, которые не были согласны с решением регулятора, в установленном порядке они обратились в суд или Федеральную службу по тарифам. Мы свое решение в судах на первых инстанциях отстояли и доказали обоснованность наших позиций.
К.А. МОГУТИН - ИА «Москва»
В 2013 году вышел запрет на закупку Мосводоканалом реагента для очистки воды из-за опасения роста тарифов на холодную воду. Ввиду этого будет ли Мосводоканал искать альтернативные возможности очистки воды?
П.В. ГРЕБЦОВ
Региональная комиссия не менеджмент какой-то компании, мы не формируем управленческую отчетность и управленческий учет, мы не пытаемся собой подменить собственника компании либо менеджмент компании. Мы – зеркало той экономической, которая сложилась в организации. Если московский УФАС усмотрел какие-то нарушения в действиях Мосводоканала, компания обязана либо это решение оспорить, либо предпринять все зависящие от нее действия по его выполнению. При оценке затрат мы используем различные методы экономического анализа, в том числе метод сравнения аналогов. И если у нас возникает вопрос относительно той или иной статьи затрат, того или иного компонента тарифа, то методом сравнения структуры аналогов мы выбираем наименьшее значение, иногда это является спором нашим с регулируемой организацией. Но подобного рода решения нашей позиции не должны отражаться на тарифе и тарифном решении регулятора.
ВЕДУЩАЯ
Каким образом комиссия контролирует и корректирует тарифы регулируемых организаций, на что делаются упоры? Учитываются ли жалобы на перебои, колебания напряжения, другие нарушения? Насколько качество работы влияет решение РЭК?
П.В. ГРЕБЦОВ
У нас существуют показатели надежности и качества услуг, за невыполнение этих показателей организация штрафуется, причем объем этих штрафов может достигать 3% от их валовой годовой выручки. Качество услуги - это ограничение или прекращение подачи электроэнергии, нарушение договора энергоснабжения, качество энергии в том числе. В случае выявления таких нарушений регулятор оценивает их и принимает решения об ограничении валовой годовой выручки. Москва характеризуется высокой степенью надежности и качества услуг коммунальной сферы. Мы уделяем особое внимание рачительности проведения ремонтных кампаний со стороны регулируемых организаций, отслеживаем сюжеты капитальных вложений. У регулятора существуют механизмы воздействия в случае невыполнения тех или иных условий, как в части инвестиций, так и в части надежности услуг, это и КоАП, и корректировка валовой выручки, это и аналог штрафа в виде 3% от годовой выручки организации.
ВЕДУЩАЯ
Есть ли способы снизить тарифы в Москве? И, если есть, то какие?
П.В. ГРЕБЦОВ
Снижением тарифа мы занимаемся постоянно, коллеги. Ведь по большому счёту, как правильно отметили ваши коллеги, где та золотая середина, как достичь того компромисса? И в условиях, когда компании увеличивают свои издержки вполне по объективным причинам: вследствие инфляционных процессов, развития компании, каких-то социальных аспектов, связанных с отраслевыми тарифными соглашениями. Давайте не будем забывать, что большое количество москвичей работают в этих организациях, ну например, насколько я помню, в той же компании МАЭСК, крупнейшей сетевой компании работают порядка 20 000 человек. Москвичи, это люди которые, также формируют социально-экономическое развитие города. И, поэтому, одним из основных путей стабилизации темпов роста тарифа, а мы сейчас переходим даже к динамике ниже уровня инфляции, это собственная работа компании над снижением издержек, это заинтересованность собственников в повышении эффективности работы своей компании. Поскольку административно порезать можно любые статьи затрат, но пока собственник компании, пока менеджмент компании не будет заинтересован в интенсивном развитии своей компании и снижении издержек, то одними административными способами мы здесь не ограничимся. Не скрою, что сейчас Правительством Москвы предпринимается ряд таких мер, ряд шагов по формированию экономических стимулов для регулируемых организаций. Их эффективность я пока не готов оценить, поскольку мы их сейчас ещё обсуждаем, но итогом этого должен стать именно взвешенный подход со стороны компаний к формированию своих тарифных заявок и взвешенные темпы изменения тарифов.
ВЕДУЩАЯ
Спасибо. Я думаю, если вопросов больше нет, мы поблагодарим Павла Владимировича за предоставленную нам информацию. Спасибо.
П.В. ГРЕБЦОВ
Спасибо коллеги.