Информационный Центр Правительства Москвы
15 июня 2024, суббота, 03:48
Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Лёвкина

24 сентября состоялась пресс-конференция руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Лёвкина Сергея Ивановича на тему: «Теория 4P в градостроительстве: для людей. For people».

Пресс-конференция Сергея Лёвкина

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, добрый день. Сегодня мы с вами встречаемся с руководителем Департамента градостроительной политики города Москвы Левкины Сергеем Ивановичем. Тема пресс-конференции: «Теория 4P в градостроительстве: для людей. For people».

С.И. ЛЕВКИН

Добрый день, уважаемые друзья. Мы решили использовать основную маркетинговую теорию, основанную на 4 координатах планирования – это Price, Promotion, PR, Place привязать к нашей градостроительной политике. Мы создаем товар в виде объектов, который надо рекламировать, показывать продвигать на рынке и для жителей. Все это делается для нашей цели – создания города, комфортного для жизни, как для жителей, так и для гостей нашей столицы. Программа наша сконцентрирована на самых актуальных потребностях жителей мегаполиса – это развитие транспортной системы, популяризация общественного транспорта, увеличение темпов строительства социально значимых объектов, обустройство исторического центра, повышение городской среды и создание общественных пространств. Нашим приоритетом является ликвидация некомфортного жилья.
У нас в программе градостроительной политики есть программа, посвященная развитию центральной части города. Она имеет 4 направления. По плану ввода объектов на 2014 году нас более миллиона квадратных метров план ввода. Это и жилье, и соцкультбыт, гостиница, парковочное пространство. Мы уже выполнили больше половины этого плана. Мо следуем указанию С.С. Собянина по разгрузке центра от офисных зданий, насыщению большим количеством социальных объектов, жильем, приведению в порядок памятников. Сегодня тенденция предыдущего развития преодолена. Офисных зданий строится меньше. Сегодня начинает преобладать жилье, гостиницы, реконструкция и приспособление объектов культурного наследия. Сегодня реально происходит бум за счет внебюджетных и бюджетных средств, потому что очень много зданий приводится в порядок.
Второе направление – нормативно-правовое регулирование. Здесь тоже происходят положительные изменения. Мы попросили Минстрой РФ передать нам полномочия в плане утверждения спецтех условий. 1/3 всех спецтех условий, выдаваемых Минстроем, приходится на Москву. Вопрос актуальный, он связан со сроками, скоростью и т.д. Подписано соглашение между С.С. Собяниным и М.А. Менем, Министром строительства о передаче таких полномочий.
Третье направление – это формирование внешнего облика центра. Гуляя мо центру Москвы видишь, что город действительно приводится в порядок – фасады зданий, тротуары, скверы и т.д. В этом году такой резкий скачок, в т.ч., по открытию пешеходных зон. Понимаешь, что это место, где хочется быть сегодня и сейчас с детьми, друзьями, родственниками.
У нас в этой программе были сформированы две очереди приведения в порядок – 57 первоочередных магистралей, потом, 29. С.С. Собяниным сформулирована задача благоустройства городских улиц и общественных пространств по всему городу на примере ЦАО. Выпущено постановление и разрабатывается подпрограмма «Моя улица», координатором которой будет Департамент капитального ремонта на 2015-2017 года. В формировании перечня этих улиц и предложений будет участвовать проект «Активный гражданин», который себя зарекомендовал.
Следующее направление по центру – создание парковочного пространства. По-разному в начале реализации к программе организации платной парковки. Ограничению транспорта в центре относились эксперты, граждане. Но эффект есть. Машины в центре стали двигаться быстрее. Все стало организованнее и системнее. Это мировая практика. Это эффективное средство для создания комфортной городской среды.
У нас в программе «Жилище» заложен ежегодный ввод объектов жилья – около 3 100 000, их которых около 600 000 за счет средств бюджета. Программа в этом году успешно реализуется. Мы ввели за прошедшее время почти 2 100 000 метров, из них 1 900 000 за счет инвесторов и 200 000 за счет бюджета. Из 600 000 квадратных метров бюджетного жилья больше 400 000 идет на завершение программы сноса 5-этажек первого периода индустриального строения. Бюджет активно подключился там, где инвесторы не смогли реализовать свои проекты. Сегодня мы движемся четко по плану, поставленному Сергеем Семеновичем – в 2016 году завершить снос таких 5-этажек. На сегодняшний день их осталось 245 из 1722 на начало этой программы.
Мы уверено ежегодно строим не менее 40 детских садов, 20 школ, 25 объектов здравоохранения и 20 объектов спорта. От года к году динамика ввода социальных объектов увеличивается. Мы реагируем на потребности и демографические изменения. Если вчера детский сад был в приоритете, то сегодня эта тема достаточно успешно выправлена. Следующий демографический виток – когда дети из детского сада пойдут в школу. Сейчас на повестке строительство школ. Практически 50 на 50, что инверторы активно участвуют в строительстве социальных объектов. Это связано и с земельными аукционами. За 2013-2014 годы Москва провела 111 земельных аукционов, на которых 12 объектов было выставлено по программе «Детский сад, школа и поликлиника». Это направление будет развиваться, потому что невозможно только за счет бюджета реализовать все потребности такого города. Москва стимулирует таких инвесторов. Есть программа оплаты за одно место инвестору, если он не только построил, но и потом продолжает его эксплуатировать как социальный объект. Это очень перспективное важно и нужное направление.
Еще одна тема – жилье, типовые серии, отличие от того, что происходит в мире в плане строительства жилья. Второй год очень активно, и за все 4 предыдущих года, изменились основополагающие нормативные документы в части пожарной безопасности (ФЗ №123), доступности маломобильных групп в жилые объекты, энергоэффективности (ФЗ о предельных нормах энергопотребления жилых объектов). Мы поставили себе задачу сделать новые типовые проекты жилых домов, детских садов, школ, которые бы соответствовали перечисленным нормативам, экономически целесообразному набору помещений в этих объектах, и цветовой выразительности объектов. Сегодня у нас есть набор типовых социальных объектов, которые мы передали сначала Минрегиону, а теперь Минстрою, Соцкультбыта и жилья, которые должны войти в реестр типовых объектов для повторного применения – это 48 объектов. Типовой проект, прошедший экспертизу, позволяет заказчику на стадии проектирования производить только привязку объекта к земле и техусловиям, а сам объект уже не требует прохождения экспертизы. В цене – это минус 40%, и в 3 раза сокращает сроки. Скорость – это и деньги.
Мы имеем набор типовых проектов индустриальных серий ДСК-1, ДСК-2, ДСК-3, СУ-155, и другие. Они имели простые параметры, не всегда выразительные. Мэр поставил задачу в ближайшие 2 года пересмотреть подход к типовым сериям жилых домов, сделать их вариативными. Они должны иметь возможность замыкаться в квартал, иметь разноэтажность, архитектурность, выразительную цветовую гамму. Пока даже не по типовым сериям, но по цвету и размещению происходят изменения. Завтра будет научно-технический совет, на котором мы обсудим с экспертами, производителями, архитектурным сообществом все эти темы, чтобы двигаться более эффективно.
Промзоны – еще один аспект, важный для города. Это почти 20 000 гектар, т.е. 17% территории Старой Москвы – это колоссальный потенциал для развития города. Это не очень комфортная среда. Это сложное направление. Много правообладателей, как правило, различных прав на землю (аренда, собственность, краткосрочная аренда). Каждый собственник или пользователь имущества имеет разнонаправленные интересы. Один хочет развить свою территорию, другой хочет в маленьком здании сдавать аренду. Проблема связана именно с этим. Понимая это, мы вышли с инициативой на Минстрой. Сейчас мы совместно с ГУ ВШЭ, крупными инвесторами подготовили Федеральный закон, изменение в Градостроительный кодекс, об особом статусе промзон и способах их реорганизации. На федеральном уровне возникнет нормативно-правовое регулирование, позволяющее активнее вовлекать в реорганизацию такие территории, и появится ответственность как местных органов, так и собственников имущества и земельных участков, которые там расположены. Надеюсь, до конца года мы сформулируем окончательный пилот этого закона, и начнем двигаться дальше.
Среди крупных проектов вы знаете ЗИЛ – инвесторы вышли на площадки. Одновременно город строит транспортную и инженерную инфраструктуру. В этом году планируется закончить строительство дворца «Легенды хоккея».
Завод «Серп и молот» тоже большой проект. Сегодня по этому объекту прошло очередное рабочее заседания. Мы координируем эту работу. Так же, это производственные зоны «Царицыно», «Царицыно-2», «Ленина», «Перово», «Вершинино», «Верхние котлы» и многое другое. Это те, которые находятся в стадии реализации. Остальные промзоны требуют особого внимания.
Мировая практика даже более длительная в плане подхода. Завод по выпуску автомобилей «Рено», который находился в Париже, чтобы эту территорию реорганизовать, Парижу понадобилось 20 лет. Искали подходы, как вывести, куда, как договориться с собственниками.

В. ИВАНОВ – журнал «Градостроительство»

Сергей Иванович, Москва во многих районах разрезана железными дорогами и районы обособленны. Много говориться о постройке переездов, переходов через эти железные дороги, чтобы решить проблему разъединения районов. Что делается и что намечается?

С.И. ЛЕВКИН

Из крупных проектов в Москве, от которых зависит ее градостроительное развитие: проект МКЖД. Это не только строительство дополнительных путей для обеспечения пассажирского движения наземным метро. Это наземное метро, которое должно появиться в 2015 году, даст колоссальный толчок развитию территорий. В советское и постсоветское время МКЖД была дорогой для доставки грузов в Москву. Там располагались производственно-строительные комплексы, плодоовощные базы, предприятия крупные. Там, где транспорт, там происходит развитие. В рамках программы, которая рассматривается как первый этап пассажирского движения, будет разрабатываться проект планировки, который учтет то, о чем вы говорите. Сегодня в программе по бюджету города находится строительство 8 переходов над МКЖД, которые требуют расширения, реконструкции и т.д. Все остальное в рамках развития будет предусмотрено. Это не 1-2 года, а перспектива на десятилетия.

В. ИВАНОВ – журнал «Градостроительство»

А какие при этом взаимоотношения с ЖД?

С.И. ЛЕВКИН

У нас есть программа московского развития транспортного узла, участники которой Минтранс, Росавтодор, РЖД, Московская область и Москва. Такой совет прошел в прошлый четверг под руководством Министра с участием губернаторов, всех органов власти и т.д. У нас скоординированная позиция. Имеется программа, где все действия увязаны по срокам и деньгам. В Москве создан отдельный Координационный совет, который возглавляет Хуснуллин и Морозов, первый вице-президент РЖД, который координирует все эти нюансы. У нас есть согласованная позиция. При возникновении проблемы мы всегда чувствуем поддержку Федерального Правительства. Была проблема с МКЖД – тут же Д.А. Медведев выделил дополнительные средства для решения остановочных пунктов на МКЖД.

C. КОЗЛОВ – «Все о мире строительства»

Транспортную проблему создает не только разделение железными дорогами, но и Москвой-рекой. Неделю назад подведен первый итог конкурса по Москве-реке. Какие мосты будут строиться через реку, чтобы объединить районы, как она вообще планирует обустраиваться в разрезе конкурса и не в разрезе?

С.И. ЛЕВКИН


А. ДЕРЯБИНА – «РБК-daily»

В каком состоянии сейчас находится промзона «Южный порт». Удалось ли собственникам до чего-то договориться? Потому что планы по строительству были запланированы на 2014 год.

С.И. ЛЕВКИН

Понятно и ясно, что нужно делать, но вопрос пока что находится в проработке и уточнении параметров и интересов. Главное, чтобы было удобно и комфортно для жителя, чтобы инвестор или собственник чувствовал, что есть договоренность. Конечно, при этом должны учитываться интересы города.

О. КАЛИНКИНА – «Портал префектуры ВАО»

Есть ли какая-то конкретика по нескольким промзонам в ВАО?

С.И. ЛЕВКИН

Если вы дадите нам письменно вопросы о конкретных промзонах, я готов ответить. По промзоне «Руднево», например, Сергей Семенович проводил выездное совещание по этой промзоне и «Некрасовке». Дано поручение рассмотреть часть промзоны «Руднево» под ее развитие. Это развитие должно быть комплексным, с учетом потребностей районе в инфраструктурных объектах. Там нет задачи строить дополнительные мусоросжигательные мощности. «Эколог» туда выводиться не будет, его просто закроют.

Ж. АВЯЗОВА – «Московская перспектива»

Зачем Москве нужны особые полномочия для ведения реестра типовых проектов?
И второй вопрос: порой красивые здания портят ужасные ограждения, заборы. Какими вы их видите?

С.И. ЛЕВКИН

Пока не сформировался, не утвержден Федеральный реестр, т.е. все регионы должны сдать по определенной методике типовые проекты в Минстрой. Пока этот Реестр не будет сведен после сдачи всеми регионами типовых проектов, и не утвержден на федеральном уровне, мы, согласно законодательству, не можем их использовать для повторного применения. У нас адресная программа на следующий год – 40 детских садов, 19 школ, 28 объектов здравоохранения, 22 физкультуры. Вместо того, чтобы сокращать по срокам и деньгами затраты города, мы продолжаем имеющийся у нас типовой проект, но не внесенный в Федеральный реестр, проводить конкурс на проектирование детского сада по такому-то адресу. Разработчик, Проектный институт, должен спроектировать детский сад, который уже имеется, а мы не можем заплатить меньше, потому что возникает юридическая проблема, привязать, отдать в экспертизу. Экспертиза должна провести всю экспертизу проекта, включая здание и привязку, и выдать заключение. Это сроки. Мы говорим, коллеги, у нас большой объем строительства объектов, имеющих типовую разработку. Дайте нам эти полномочия, и мы будем это делать быстрее. Наверное, не очень нравится, что Москва пытается постоянно стать уникальной. То мы Метро забрали на себя, а это Федеральная экспертиза должна была быть. Но такой объем метро никто не строит. Оно нужно только Москве. Мы знаем, как это быстро сделать, разбить на этапы. Но мы реально уникальный город. Санкт-Петербург с моей точки зрения, тоже уникальный город.
Все это сверх важно. Надеюсь, мы найдем понимание и эту задачу решим.
Вы знаете, что на федеральном уровне утверждено законом постановление Правительства об исчерпывающем перечне процедур, которые необходимы при строительстве жилых объектов. Это 146 процедур. Я лично доказывал Д.Н. Козыко, что нам нужно к этим процедурам еще 10 процедур, которые для Москвы сверх важны. То же самое в части типовых проектов. Нам нужно быстро реагировать на вызовы, иначе мы как Правительство, будем смотреться очень некрасиво.
Про заборы. Не знаю, про какие заборы вы говорите. Все это устанавливается проектом. Может быть, вы видели какой-то забор, который вам не понравился. Если это жилые территории, то они не должны ограждаться. Если это какие-то общественные здания, для этого есть нормативы и решение архитектора. На уровне города существует архитектурно-градостроительное решение, которое рассматривается на Архитектурном совете, который возглавляет С.О. Кузнецов, Главный архитектор. Туда входят лучшие эксперты, которые выбраны самим Советом. Может быть, это история из прошлого, реализованная сейчас? Тогда плохо.

В. МИРОНОВ – «РБК Недвижимость»

Проект повторного применения, еще в законодательстве не прописано такое понятие. Оно интерпретируется по-разному. Минстрой говорит, в первую очередь, об объектах социальной инфраструктуры, инженерных объектах. Те 48 проектов, которые передали Минстрою, относятся к старым сериям, «КП», «44-Т»? А мы будем разрабатывать свои, новые?

С.И. ЛЕВКИН

Минстрою мы отдали, касаясь «социалки», те проекты, которые были разработаны нашим Департаментом за последние 3 года. Они соответствуют всем нормативам, имеют более актуальный набор помещений, соответствуют энергоэффективности и т.д. что касается жилья, мы в Департаменте в прошлом году закончили разработку двух домов социального жилья с правильным набором квартир по нормативам для переселения, предоставления определенным категориям граждан по ФЗ. Сделали это так, что они не привязаны ни к какому ДСК. Любой производитель, имеющий вариативность изготовления форм («магнитная опалубка»), может заходить. Проблема существует в том, что сейчас мы привязываем серии, чтобы быстрее строить, особенно, по программе 5-этажек, что де-юре не совсем правильно.
Подчеркиваю, они приведены в соответствие с ФЗ №123 по пожарной безопасности, в соответствие с потребностями маломобильных групп, с Федеральным нормативом по энергоэффективности. Мы все 2 года ДСК заставляли привести в соответствие с энергоэффективностью. Это большие затраты для ДСК, но мы этого добились.
В Постановлении Правительства действительно исчезло понятие типового проекта. При повторном применении этого же объекта, его все равно нужно привязывать и проектировать по-новому. Типовой проект, он унифицированный, уникальный, потом штампуется по любым территориям, где он привязывается. Типовой проект исчез и из перечня документов, которые предоставляет экспертиза, такое понятие тоже исчезло. В этом проблема с экспертизой, в т.ч., нашей. Решить ее поможет Федеральный реестр.

В. МИРОНОВ – «РБК Недвижимость»

Если у нас будет типовая проектная документация повторного применения. Мы ее сможем применять в Москве, как на Воробьевых горах, так и где-нибудь в пойме Москвы-реки. Но там же разные условия.

С.И. ЛЕВКИН

Это для массового строительства. Безусловно, Воробьевы горы потребуют индивидуального строительства. Это будет обычный индивидуальный проект, который встроится в городскую среду, в архитектурный облик. Это будет решение нашего Архитектурного совета.
Московский регион – это вторая климатическая зона, и наши проекты разработаны по требованиям СНИПов для этой зоны.

ВЕДУЩИЙ

За последние 3 месяца в Москве возросли цены на аренду жилья. Много говорилось о «Доходных домах», которые будет строить Правительство Москвы. В планах Департамента градостроительной политики политика развития этой темы будет присутствовать? Город будет владельцем? В отношении некоторых промзон рассматривается такая тема?

С.И. ЛЕВКИН

Я не романтик, а оптимист. Но у меня есть мечта, что в Москве начнет расти рынок арендного жилья. Первая часть реализуется – это легализация арендного жилья. Этим занимается Департамент экономической политики достаточно успешно. Москвичи, очень многие, имеют не одну квартиру, и их доход, в т.ч., связан со сдачей в аренду. Но в большинстве своем она была скрытая. Это было некомфортно и для тех, кто снимает квартиру, т.к. нет зафиксированного договора, правильно юридически оформленного, и находящегося на контроле. С другой стороны и город недополучал доходы. Сейчас работа идет. Она не быстрая и кропотливая. Ей занимается М.Г. Решетников со своими коллегами. Я считаю, что важный момент – это строительство арендного жилья. Во всем мире, в Европе, человек не привязан к конкретному дому от первого дня своей жизни до конца жизни. За счет этого создается мобильность населения. Не у всех у нас получается, а в большинстве не получается, чтобы ты начал трудовую деятельность в 21 год живя в Ясенево, и всю жизнь туда ездишь по проторенной дорожке. Это я про себя говорю. Когда хочешь что-то поменять, начинаешь по городу перемещаться. Ментальность российского человека такова, что нужно обязательно иметь свой дом, квартиру, и никуда больше не двигаться. Во всем мире по-другому. Думаю, что молодое поколение поймет, что к какому-то возрасту надо куда-то привязаться, но пока ты молод и развиваешь карьеру, нужно куда-то перемещаться. Для этого нужно создать условия и строительство арендного жилья в этом смысле очень важное направление. Решить транспортную проблему за счет только строительства дорог и развязок не возможно. Нужно и другими инструментами пользоваться – это приближение места работы к месту жительства. У меня мечта, чтобы мы реорганизовали промзоны, сохранив высокоэффективные рабочие места, где это возможно, чтобы мы обеспечил транспортную инфраструктуру, строили дополнительные рабочие места, социальную инфраструктуру и жилье, но жилье должно представлять микс - проданное инвесторами, куда вселятся люди, и арендное. Для этого нужно создать законодательный и экономический инструмент. На федеральном уровне внесены изменения в Жилищный и Земельный кодекс в части арендного жилья. Сейчас мы нарабатываем, как это начать применять на практике. В экономической части это гораздо сложнее. Проекты на продажу – это 2-3 года, возврат денег у инвестора, а проекты аренды – это 10 и больше лет. При этом надо, чтобы аренда была не 50 000-60 000 за квадратный метр, а чтобы она была удобной для молодого человека, скажем, в пределах 15 000 в месяц, что сопоставимо с зарплатой и другими расходами. Тема сверх важная. Я надеюсь, что у нас начнется движение в этом смысле.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо, коллеги, Сергей Иванович.