Пресс-конференция Александра Гаврилова
18 сентября состоялось совещание в режиме видеоконференцсвязи под руководством первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по г. Москве, генерал-майора внутренней службы Гаврилова Александра Михайловича на тему: «Подведение итогов по обеспечению безопасности населения на водных объектах г. Москвы в летний период 2014 года и анализ статистики несчастных случаев на воде».
ВЕДУЩИЙ
Добрый день, коллеги! Мы начинаем работу. Напоминаю, что сегодня совещание на тему «Подведение итогов по обеспечению безопасности населения на водных объектах г. Москвы в летний период 2014 года. Анализ статистики несчастных случаев на воде». Участвуют: Гаврилов Александр Михайлович, первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по г. Москве, генерал-майор внутренней службы, Марьян Василий Степанович, начальник Государственного казенного учреждения г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах", Печенин Андрей Ильич, временно исполняющий обязанности заместителя руководителя территориального органа Главного Управления МЧС России по г. Москве. Так как совещание в онлайн-режиме, то сначала мы заслушаем доклады всех представителей, после вы сможете задать вопросы, особенно это будет интересно окружным СМИ потому, что здесь представители всех округов, поэтому будьте внимательны к той информации, которая прозвучит, спасибо!
А.М. ГАВРИЛОВ
Добрый день! Работаем в селекторном режиме. В административных округах представители префектур административных округов, а также взаимодействующие службы территориального уровня в течение пяти месяцев практически все городские службы, не только спасатели, но и подразделения полиции, а также бригады скорой медицинской помощи участвовали в обеспечении безопасности людей на водных объектах. Начиная с апреля месяца, префектурами административных округов совместно с балансодержателями была проведена большая работа по организации мест отдыха людей на водных объектах, предполагающая благоустройство территории, очистку дна, создание комфортных для людей условий для отдыха. Этим предприятиям предшествовала большая работа по организации безопасности: установка соответствующих знаков, предупреждающих о тех опасностях, которые возможны вблизи водоёма, установка соответствующих информационных щитов, позволивших жителям города своевременно осознать те опасности и риски, которым они могут подвергнуться вблизи водоема. А также были установлены информационные щиты, по которым жители нашего города сразу же могли связаться с экстренными службами нашего города, балансодержателями и собственниками водных объектов, которые отвечают за соответствующие организационные вопросы. В мае все органы исполнительной власти подтвердили готовность. Были созданы соответствующие комиссии, которые показали, что зоны отдыха с купанием, а также зоны отдыха без купания, определенные распорядительным документом Правительства Москвы, готовы к встрече жителей города накануне летнего периода. В дальнейшем нашу работу мы с вами строили по решению задач по обеспечению безопасности. Перед собой мы ставили определенную задачу, чтобы в этих вопросах были задействованы не отдельные службы, а взаимодействовали различные. Своевременно выявлялись проблемные вопросы в зонах отдыха, связанные с замусориванием берега и водной глади. Своевременно информировались городские службы, балансодержатели, те, кто непосредственно отвечают за уборку. Своевременно проводилась информационная работа по температурному режиму и погодным условиям, что было необходимо нам для того, чтобы сосредоточить те или иные силы в определенном количестве для обеспечения безопасности. Поэтому я хотел бы, чтобы в своих докладах: в докладе исполняющего обязанности начальника государственной инспекции по маломерным судам, начальника московской городской поисково-спасательной службы и представителя управлений по административным округам, вы подняли весь ход решения этих вопросов. Давайте внимательно послушаем начальников управлений и рассмотрим причины увеличения количества утонувших на территории округа, этот вопрос скрывать нет необходимости потому, что на примере данных административных округов мы могли бы сделать для себя непосредственные выводы. Кроме того в конце своего доклада я попросил бы начальников управлений по административным округам, проинформировать о той работе, которая начата вами совместно с префектурами административных округов, территориальными подразделениями, полицией, учреждениями, осуществляющими подготовку мест зимнего отдыха. Сегодня мы должны говорить об этих вопросах для того, чтобы подойти к ноябрю, середине декабря, когда город будет готовиться к праздникам, с уже подготовленными соответствующими зонами, разработанными нормативными документами, планами взаимодействия всех структур. Поэтому я хотел бы, что бы эти вопросы начальники управлений тоже осветили. Печенин Андрей Ильич расскажет о выполнении плана и о той статистике, которая его характеризует анализ происшествий на водных объектах. Пожалуйста.
А.И.ПЕЧЕНИН
Уважаемые коллеги, напомню, что основными документами, регламентирующими требования по обеспечению безопасности для водного объекта города Москвы, являются: Постановление Правительства Москвы «Об утверждении Положения о зонах отдыха в городе Москве», Распоряжение Правительства Москвы «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах и в местах массового отдыха в городе Москве» и «Правила пользования водными объектами», а также «Правила охраны жизни людей на водных объектах города Москвы», утвержденные Постановлением Правительства Москвы №702-ПП. Водную систему города образуют более 1000 различных водных объектов, разнообразных по своим навигационным возможностям и расположенных в 11 административных округах. Распоряжением Правительства Москвы № 2-РП «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах и в местах массового отдыха в городе Москве» на территории города определены 11 зон отдыха с купанием в 6 административных округах, 35 зон отдыха без купания в 9 административных округах и 50 мест массового отдыха на водных объектах в 6 административных округах, из них 3 места массового отдыха на территории Троицкого и Новомосковского округов города, которые включены в перечень в этом году. Всего 96 мест отдыха, что составляет менее 10% от общего количества объектов, расположенных в городе, в том числе пляжей менее 1%. В течение последних 10 лет, количество зон отдыха с купанием остается неизменным, это всего лишь 11-13 пляжей, а количество зон отдыха без купания уменьшилось практически в 2 раза, с 58 до 35. В связи с этим в этом сезоне 2014 года Главным управлением МЧС России по городу Москве была проведена инвентаризация мест фактического массового отдыха населения, расположенных на территории города. В результате проведенной работы уточнено фактическое использование существующих мест массового отдыха и дополнительно выявлено 52 традиционных места отдыха на водных объектах, которые не вошли в перечень, утвержденный распоряжением Правительством Москвы. Нами были подготовлены и направлены в органы исполнительной власти города предложения по включению указанных мест в соответствующий перечень. После предварительного согласования с префектурами принято решение включить в проект распорядительного документа Правительства Москвы дополнительный перечень, состоящий из одной зоны отдыха с купанием, 15 зон отдыха без купания, 16 мест массового отдыха. Работа по утверждению этого проекта ведется. Главным управлением МЧС России по городу Москве к обеспечению безопасности людей на водных объектах привлекаются силы и средства подразделения ГИМС, поисково-спасательные формирования ГКУ «МГПСС», поисково-спасательные отряды пожарно-спасательного центра и расчеты пожарных частей, а также общественные организации. Ежедневно на водных объектах города Москвы в летнем сезоне обеспечивали безопасность людей более 410 спасателей и сотрудников ГИМС с использованием более 100 различных плавательных средств. Осуществляли дежурство свыше 100 добровольных спасателей ведомственных и общественных спасательных постов. На период выходных дней разрабатывались планы обеспечения безопасности людей на водных объектах города, в соответствии с которыми в особо жаркий период группировка спасательных сил и средств увеличивалась более чем в 2 раза. Инспекторами-спасателями проведено более 30000 патрулирований по обеспечению безопасности людей, в ходе которых выполнено более 80000 профилактических мероприятий. Значительные усилия инспекторского состава ГИМС и спасателей направлялись на обеспечение безопасности проведения более 250 социально-значимых мероприятий на водных объектах города Москвы, спортивно-массовых, культурно-развлекательных и других. Указанные меры позволили в летнем сезоне не допустить гибели людей, связанной с эксплуатацией малых судов. Мероприятия, предусмотренные планом по обеспечению безопасности людей на водных объектах города, в целом выполнены. В Главном управлении 23го апреля было проведено совещание с представителями органов местной власти, заинтересованными и взаимодействующими организациях по постановке задач по обеспечению безопасности на водных объектах города на период купального сезона. В установленные сроки на пляжах и зонах отдыха с купанием было организовано проведение водолазного обследования и очистка дна водных объектов, а также проведен комплекс санитарно-эпидемиологических мероприятии, организован контроль за установкой в зонах отдыха и местах массового отдыха знаков безопасности
и информационных щитов, укомплектованность которыми составила 100%. Следует отметить, что такой показатель достигнут в этом году впервые. В летнем сезоне этого года функционировало 12 пляжей, ИЗ НИХ 3 ВЕДОМСТВЕННЫХ, 9 ГОРОДСКИХ. перед началом купального сезона пляжи прошли техническое освидетельствование инспекторами ГИМС и были допущены к эксплуатации. На реконструкции находилось 2 городских пляжа: Тропарево в Юго-Западном округе и озеро Школьное в Зеленоградском округе. При этом на данных пляжах люди продолжали купаться. На озере Тропарево утонул 1 человек, на озере Школьное спасено 2 человека в том числе 1 ребенок.
В ходе купального сезона ряд пляжей и зон отдыха с купанием неоднократно закрывались по требованию Роспотребнадзора из-за несоответствия качества воды предъявленным нормам. В ходе летней кампании получили контроль за подготовкой и использованием баз стоянок для маломерных судов и лодочно-прокатных станций. Количество проведенных технических освидетельствований этих объектов составило 65, из них допущено к эксплуатации только 60. Не допущены 5 объектов. [Не понятно 12:47 - 12:52] Основной причиной не допуска к эксплуатации является несоответствие требованиям предъявляемым правилами пользования водными объектами в городе Москве к базам для стоянки маломерных судов. Ряд этих объектов не проходили техническое освидетельствование по причине нахождения на реконструкции или отсутствия требуемых документов. Главным управлением МЧС России по городу Москве обеспечен контроль над выполнением физическими и юридическими лицами требований и правил охраны жизни людей на водных объектах. Инспекторами ГИМС на водоемах города было проведено 418 рейдов и патрулирований из 250 совместно со спасателями и другими контролирующими организациями. В ходе данных мероприятий было возбуждено 407 дел об административных правонарушениях. В 20 случаях к административной ответственности привлекались должностные лица баз стоянок маломерных судов и лодочно-прокатных станций. Было обеспечено проведение вечерних и в ночное время совместных патрулирований спасателей МГПСС и сотрудников полиции в зонах ответственности поисково-спасательных станций. По данным, представленным из административных округов города Москвы сотрудниками полиции составлено около 200 протоколов по статье 3.6 КоАП г.Москвы за нарушения правил охраны жизни людей на воде. Однако при этом на основании Федерального закона России №247-ФЗ сотрудники ОВД не имеют права составлять протоколы по КоАП города Москвы, в соответствии с чем было издано распоряжение начальника Главного управления МВД России по городу Москве. И хотелось бы уточнить, насколько эти данные соответствуют действительности. Ежегодно с началом летнего сезона по заявкам префектур административных округов в учебно-методическом центре МЧС города Москвы организуется обучение спасателей ведомственных и общественно-спасательных постов. Всего в этом году было обучено и аттестовано 45 человек. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации ПР-447 продолжена работа по организации и привлечении к работе по обеспечению безопасности людей на воде членов общественных организаций ВДПО, в ходе которой в местах массового отдыха было создано 43 общественных спасательных поста, с дежурством на них 184 спасателей. Разработаны маршруты патрулирования для специально подготовленных добровольных пожарных ВДПО, а также спасателей Студенческого корпуса спасателей, Добровольной народной дружины и казачьих организаций. В местах массового отдыха и на пляжах функционировало 15 ведомственных и спасательных постов. Общая численность общественных спасателей составила более 750 человек.
Главным управлением 5 июля на поисково-спасательной станции «Строгино» проведен городской смотр-конкурс на лучший общественный спасательный пост, в котором приняло участие 10 команд из 10 административных округов. В проводимых соревнованиях не принимала участие команда от Зеленоградского административного округа в связи с тем, что в округе общественные спасательные посты не созданы. Особенностью смотра-конкурса для этого года явилось привлечение к участию в нем нее только ВДПО спасателей других общественных организаций, осуществляющих обеспечение безопасности людей на водоёмах города такие как: Московское отделение всероссийской молодежной организации «Студенческий спасательный корпус», Студенческий спасательный отряд Юго-Западного округа. Комиссией определены команды-победители, которые награждены кубками и грантами Главного управления МЧС России по городу Москве. Первое место заняла команда САО, второе – команда Центрального округа, третье – команда Северо-Восточного округа.
За купальный сезон 2014 года общественными спасателями спасено и оказана первая помощь 37 людям, сделано около 1000 предупреждений, проведено свыше 500 профилактических бесед и информирований населения о мерах безопасности и правилах поведения на воде. В течение купального сезона инспекторами ГИМС осуществлялись проверки функционирования общественных спасательных постов, и, оказывалась методическая помощь общественным спасателям. Необходимо отметить, что участие общественных спасателей в обеспечении безопасности населения на водных объектах города в этом году было весьма высоким. По результатам работы общественных спасателей лучше всего показали себя Восточный, Центральный, Троицкий и Новомосковский округа, хуже всех себя показал Зеленоградский округ, где работа с общественными спасателями вообще не проводилась. Основными недостатками при контроле явилось отсутствие спасателей в местах дежурств, выявленных в ходе проверок инспекторами ГИМС и префектурами административных округов города, наличие неисправных спасательных средств на постах, а также не предоставление в установленном порядке в Главное управление МЧС по Москве информации о спасенных людях и проведенной работе.
В ходе летней кампании организованы выступления и публикации в СМИ по вопросам профилактики несчастных случаев и охраны жизни людей на водных объектах, а также безопасной эксплуатации маломерных судов. Кроме того на сайтах ряда Управ существует рубрика «Безопасность и правопорядок», в которой размещаются материалы по правилам безопасности в летние и зимние периоды на водоеме. С 1 июня по 1 июля 2014 года в Москве проводился месячник по безопасности поведения на водных объектах. В целом вся работа по обеспечению безопасности позволила снизить динамику количества несчастных случаев и гибели людей на водных объектах по сравнению с прошлым годом.
Статистика несчастных случаев за купальный сезон показывает, что в 2014 году произошло 150 происшествий на водоемах города, что на 21 % больше чем в прошлом. Погибло 37 человек, спасено 121. Основными причинами несчастных случаев на воде по-прежнему остаются купание в запрещенных местах и купание в состоянии алкогольного опьянения. Практически все случаи гибели людей на водоёмах произошли в местах, где купание запрещено, это более 96% случаев. В зонах отдыха с купанием и на пляже утонуло 2 человека, т.е. порядка 3% . Анализ гибели показывает, что среди погибших 44% находились в состоянии алкогольного опьянения. В 25% случаев гибель произошла в вечернее и ночное время. 17% утонувших являлись гражданами Средней Азии, приехавшими на заработки в Москву, у которых отсутствовали навыки поведения на воде. Наибольшее количество утонувших в Северо-Западном округе – 17 человек и в Южном административном округе - 11 человек, что превысило показатели прошлого в 1,7 раза и 2,7 раза соответственно. При этом на территории Северо-Западного округа находятся всего 2 зоны отдыха с купанием, а на территории ЮАО – ни одной. В летнее время зоны отдыха с купанием города Москвы посещают примерно 6000-8000 горожан ежедневно, в выходные и праздники число отдыхающих увеличивается до 10000-15000 человек. В жаркие дни имеются зоны отдыха с купанием, которые не могут удовлетворить потребностей жителей, вследствие этого для купания используются неподготовленные водоёмы. имеют место случаи гибели людей имеют место в основном на водоемах, где купание запрещено. Неблагоприятные погодные условия и массовое использование жителями и гостями столицы не приспособленными водоемами способствуют возникновению происшествий. Как видно на слайде даже присутствие профессионального спасателя ГКУ «МГПСС» не всегда достаточно для того, чтобы предотвратить гибель людей. Как пример Борисовские пруды находятся на территории районов Орехово-Борисово Северное, и Москворечье-Сабурово и на границе района Братеево, где количество отдыхающих достигает 3000 человек. А в воде находится несколько сотен. Этот объект является традиционным местом массового купания населения, однако Распоряжением Правительства Москвы №2-РП он отнесен к категории зоны отдыха без купания. Самый большой пруд в Москве условно разделен на 3 части, площадь пруда составляет практически 80 га, длина береговой линии почти 7 км, естественно, что одного спасательного катера объективно не хватает для того, чтобы взять под контроль всю акваторию водоема, учитывая особенности береговой линии. На подавляющей части водоемов, являющихся местами традиционного массового купания и массового отдыха населения и при этом запрещенных для купания, безопасность людей на воде, к сожалению, не всегда обеспечена, спасательных постов нет.
Для примера представляю, как оборудованы места массового отдыха, официально запрещенные для купания, обращаю внимание, в районе Беляево и Березовый проезд в городе Подольске Московской области на реке Паха. Устанавливается небольшой пункт в виде ракушки, где дежурят спасатели, имущество все укладывается в этот пункт. На подавляющей части водоема в периоды массового выхода людей дежурят общественные спасатели и обеспечивают таким образом безопасность людей.
С учетом вышесказанного, предлагается при подготовке к новому купальному сезону 2015 года в целях обеспечения безопасности населения в местах традиционного массового купания организовать внештатный спасательные посты для дежурства спасателей в дневное и вечернее время в летний период. Создавать альтернативные места купания по образу уже существующих бассейнов в местах, где по объективным причинам невозможно создание традиционных зон отдыха с купанием. И дополнительно оборудовать места купания, где это позволяют условия. Доклад закончен, благодарю за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.
А.М. ГАВРИЛОВ
Вы сравниваете показатели по происшествиям и по количеству погибших в этом году с аналогичным периодом в прошлом, но мы знаем, что количество происшествий, количество утонувших на воде зависит, прежде всего от того, каким выдалось лето, насколько температурный режим соответствовал норме, был выше нормы, и, как долго держится устойчиво жаркая погода. По сравнению с аналогичным периодом в прошлом году это лето было жарче, чем предыдущее?
А.И.ПЕЧЕНИН
Да, это лето было жарче, чем прошлое.
А.М. ГАВРИЛОВ
Количественные показатели по происшествиям и гибели ниже?
А.И.ПЕЧЕНИН
Да, благодаря, проведенной работе.
А.М. ГАВРИЛОВ
Какому году, примерно, соответствует это лето? Засушливому 2010?
А.И.ПЕЧЕНИН
Нет, с засушливым 2010 годом будет некорректно сравнивать. Он побил все возможные показатели.
А.М. ГАВРИЛОВ
Какому году? Я не хочу из вас сейчас тянуть эту цифру, проведите сравнительный анализ с тем годом, когда был похожие погодные условия, для того, чтобы можно было определить на каких водных объектах стало меньше, а на каких стало. больше погибших. Посмотрите, в каких они находятся административных округах, кто является балансодержателем и собственником. Сколько там было выставлено ведомственных постов, как было организовано реагирование и подготовка пляжа и места купания. Вот о чем надо говорить.
А.М. ГАВРИЛОВ
Я предлагаю, Василий Степанович, вам следующее слово, которое было заявлено в плане несколько позже, но в виду того, что основной фронт работ в качестве профилактики проводит ваша служба, «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах», тогда информируйте, как осуществлялась подготовка к сезону отдыха и насколько эффективно были выполнены мероприятия.
В.С.МАРЬЯН
Товарищ генерал, уважаемые коллеги, в целом мероприятия, определенные планом в части, касающейся «Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах» выполнены. Я хотел бы акцентировать ваше внимание на то, что особенности летнего сезона 2014 года существенно скорректировали работу наших спасателей по обеспечению безопасности людей на водных объектах города Москвы. Фактически массовый отдых населения на водных объектах, в том числе для купания, начался 20 мая и продолжался до конца мая, если говорить о формальном начале 1 июня. Люди действуют в соответствии со сложившимися погодными условиями, поэтому массовый приток москвичей и гостей столицы нами зафиксирован Главным управлением МЧС России по городу Москве с 20 мая. Отсюда будет вестись соответствующий отчет. Количество жарких дней, которым соответсвует, согласно Постановлению Правительства Москвы № 702, температура воздуха +25 и выше, превысило показания последних 5 лет. В 2010 году 59 дней наши спасатели дежурили в режиме повышенной готовности, в 2014 году наши спасатели дежурили 60 дней. Мы не сравниваем максимальные значения, в этом году они несколько ниже, но в активном режиме наши спасатели, весь гарнизон пожарной охраны принимал участие в обеспечении безопасности людей на водных объектах города Москвы, работал больше, чем в 2010 году. Это необходимо иметь в виду. Кроме того, практически во всех зонах отдыха количество отдыхающих в этих условиях в несколько раз превышали нормативные условия их вместимости: от 4 с лишним раз в зоне отдыха "Серебряный бор-3" в СВАО, до 8 раз в ЗАО на Мещерском пруду. Разве можно это сбрасывать со счетов? Нельзя, это существенно осложняло работу. Число отдыхающих на водных объектах в зонах ответственности станций, а именно о них я буду говорить, доходило до 50000 человек одномоментно, в период с 27 июля по 3 августа. Причем суммарно за купальный сезон на 19 часов с 1 июня по 31 августа, по нашим подсчетам в зонах ответственности поисково-спасательных станций, а это 23 объекта из 400 , находилось более 882000 человек, в том числе около 110000 находилось в воде. С учетом прихода и ухода людей можно умножать это количество минимум в полтора раза. Мы озвучили число на 19 часов. Но люди приходили и уходили до 19 и после 19. Такая нагрузка пришлась на места ответственности поисково-спасательных станций, причем распределение нагрузки в зонах отдыха административных кругов неоднозначно. Наибольшее число отдыхающих мы зарегистрировали на водных объектах Северо-Западного, Восточного, Западного и Северного административных округов. В эти дни дежурная служба поисково-спасательных формирований переводилась на усиленный режим дежурства с увеличением количества спасателей в смене до 4 человек. Это предел возможностей спасателей Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах. Общее количество спасателей нашей службы в сутки на водных объектах Москвы составляло 118 человек, в том числе до 70 водолазов.
В наиболее тяжелые выходные дни, в течение 3 недель июля-августа этого года 30 работников управления нашей службы привлекались для оказания помощи дежурным сменам поисково-спасательных станций. К их чести стоит отметить, что в период их дежурства на станциях не зарегистрировано ни одного происшествия с гибелью людей. Бросили последний наш резерв, управленцев, в обязанности которых не входит охрана жизни людей. Мы были вынуждены это делать. Опыт показал, что периодически нужно так делать. И наши управленцы понимают эту задачу и принимают ее совершенно искренне.
На фоне этой непростой обстановки в зонах ответственности поисково-спасательных станций в летний период зарегистрировано 117 происшествий, в которых 116 человек спасены, к сожалению, 9 человек утонули. Наибольшее число происшествий с гибелью людей зарегистрировано в выходные дни с 16 до 24 часов и вне зон отдыха. Наши станции стоят и в зонах отдыха, и вне зон отдыха. Все несчастные случаи на воде произошли в местах, запрещенных для купания, 56% утонувших находились в состоянии алкогольного опьянения. Несмотря на большое количество осложняющих факторов, директивно наши спасатели акцентировали внимание на 3 группы риска, которые мы выделили: дети и подростки, гости из центральноазиатского региона и других республик РФ и неумеренно пьющие отдыхающие. Вне зоны ответственности станции утонуло 76% людей. 96% от общего числа спасенных были спасены Московской городской поисково-спасательной службой. 8 из них спасены с применением реанимационных технологий. Проводили реанимационные процедуры на станциях Борисовская в ЮАО, Татарово и Карамышев– СЗАО, Косино и Терлецкая – ВАО, Кузьминки – ЮВАО, Левобережная-Академическая – САО. Оказана первая помощь 212 людям.
Отдельно хочу осветить происшествия с гибелью и происшествия с подростками. Эта тема должна оставаться в поле зрения всех служб, организующих и осуществляющих охрану безопасности людей на водных объектах. Статистику даю с начала года. На сегодня спасены 15 подростков, в купальном сезоне – 10. В СЗАО – 4 случая спасения, в ВАО- 2 случая спасения, в ЮВАО и Зеленоградском – по 1 случаю спасения и в ЗАО – 2.
Сюда же следует отнести 3 случая спасения: 23го мая в Зеленоградском округе на озере Школьном, в Северном округе на Химкинском водохранилище, 26 мая на Борисовских прудах. Причем в ЮАО на Борисовских прудах 26 мая и 8 июня были применены реанимационные технологии. Детьми и подростками мы считаем людей от 6 до 16 лет.
В купальном сезоне зарегистрировано 3 случая с гибелью подростков. В Зеленоградском округе 1 июня в Большом городском пруду, 1 июля в СЗАО, в ЮЗАО 3 подростка 16 лет, потеряли. До тех пор, пока мы регистрируем тяжелые случаи, ресурс наш не реализован полностью. Задача сложная, но закрывать глаза на нее не следует. Одной из основных задач по исполнению плана мероприятий по обеспечению безопасности водных объектов в соответствии с 2-РП, является участие наших спасателей в подготовке зон отдыха для купального сезона. С учетом погодных условий водолазы провели на две недели раньше срока в период с 4 по 18 апреля первичное обследование дна водоемов. Представляется необходимым более эффективно организовывать эту работу на пляжах САО.
Во исполнение пунктов 24 и 29 плана проведены порядка 1700 занятий детьми по правилам поведения на воде и оказанию первой помощи в 312 учебных заведениях города, порядка 1700 занятий, 19 на базе наших поисковых станций. Мы провели 5 показных занятий по вопросам безопасности на воде в Новомосковском и Троицком административном округах, в которых приняли участие более 300 человек. Представлена экспозиция на тему безопасности на водных объектах, организованы практические занятия с детьми 1 июня 2014 года. Я имею в виду нашу экспозицию в Московском городском дворце детского и юношеского в рамках проведения Международного дня защиты детей. В июне проведем месячник безопасности на водных объектах, в рамках которого осуществлено 292 целевых рейда, в результате которых было выявлено 650 детей и подростков, которые находились у воды и в воде без присмотра взрослых. Дети и подростки были удалены из воды подальше от нее к береговой полосе.
Одна из составляющих профилактической работы – это пропаганда культуры отдыха на воде с использованием СМИ. В летнем сезоне наши работники более 50 раз участвовали в этом направлении. 3 июля на станции Левобережная был организован выездной семинар-совещание с руководителями и сотрудниками пресс-службы и информационным подразделением ГУ МЧС по г. Москве. 16 августа был проведен пресс-тур по Москве-реке с 13 представителями СМИ по вопросам организации и практического обеспечения безопасности на водных объектах Москвы. Всего за летний период 2014 года нашими спасателями было проведено более 80 000 таких мероприятий, и 218 выездов на обеспечение общегородских, окружных и районных мероприятий, наиболее масштабным из которых является соревнования по гребле на каноэ в Крылатском. В течение 11 дней участвовали все 22 поисково-спасательных станции. Практически все спасатели, свободные от дежурства, выходила на усиление и обеспечение общегородских и других мероприятий.
На 16 выявленных в этом сезоне потенциально опасных водоемах Москвы, которые являются неотъемлемыми составными частями гарнизона пожарной охраны Москвы, было осуществлено патрулирование подвижными спасательными постами, поисково-спасательным водолазным отрядом и подвижными спасательными постами станции Рублево-Мещерское. Всего 12 выездов, из которых 5 случаев на территории объектов Новой Москвы. Дополнительно в особо жаркий период в местах массового отдыха осуществлялось информирование населения о правилах поведения на водных объектах с использованием автомобильных средств. Таких совершено 32 выезда.
Впервые в этом году было экспериментально организовано совместное патрулирование спасателями МГПСС с кинологами, общественниками из региональной кинологической общественной организации, руководители которой принимают участие в работе нашего совещания для поиска и спасения людей с применением собак-спасателей на поисково-спасательных станциях в зонах ответственности Строгино, Рублево, Кировское, за что спасатели нашей службы весьма признательны.
Одним из основных показателей нашей работы является реакция москвичей и гостей столицы на все, что происходит в зоне действия спасателей. Отзывы отдыхающих о нашей работе самые позитивные. Перспективы применения водолазно-спасательных автомобилей, подвижных спасательных постов и собак–спасателей были положительно отмечены Министром МЧС РФ 23 августа, во время его рабочей поездки на поисково-спасательную станцию «Левобережная.
Обеспечение безопасности на водных объектах Москвы осуществляется во взаимодействии с силами полиции, народными дружинами, медицинским персоналом. В ходе летнего периода проводились совместные патрулирования с полицией и дружинами ежедневно с 18 до 22 часов и с 9 до 22 по выходным и праздничным дням. А так же совместное патрулирование спасателей с полицией в вечернее время в зонах ответственности станций. На наш взгляд эта работа в купальном сезоне проводилась в зоне отдыха поисково-спасательной станции Кировское в СЗАО. К сожалению, там зафиксированы 3 происшествия с гибелью людей. Положительно отмечена работа народных дружин в ЮАО. Суммарно 91 наряд полиции и народных дружин отработали. Привлекалось около 135 человек.
Если говорить о взаимодействии с общественно-спасательными постами, лучшая работа отмечена в ЮВАО и ВАО. Было выставлено 29 нарядов численностью 46 человек. Хорошо отработали общественники.
По результатам смотра конкурса на лучший спасательный поста, который проведен на базе нашей поисково-спасательной станции Строгино 5 июля, лучшими признаны посты САО, ЦАО, СВАО.
Организацию дежурств медицинского персонала в летний период 2014 года можно признать хорошей, за исключением работы в зоне отдыха с купанием Борисовские пруды.
На этапе подготовки в ходе летнего периода 2014 года спасателями МГПСС осуществляли мониторинг водных объектов с целью проверки наличия информационных щитов и знаков безопасности. 100% укомплектовано знаками безопасности. В соответствии с выходом нового распоряжения Правительства Москвы №322 по Новой Москве разработана схема установки дополнительно 11 знаков безопасности в Новомосковском, Троицком административных округах.
МГПСС активно внедряет инновационные технологии для совершенствования своей работы.
В августе 2014 года на Научно-техническом совете ГУ МЧС РФ по Москве и Управлении гражданской защиты успешно прошла экспертизу выполненная МГПСС научно-практическая работа о применении инновационных информационно управляющих технологий в водно-спасательном деле. Эта работа примет участие в октябре этого года в конкурсе МЧС РФ на соискание премии за научно-технические разработки.
На наш взгляд, следует энергично внедрять и развивать автоматизированную систему теленаблюдения за водными объектами, которая применялась в купальном сезоне этого года в зонах ответственности поисково-спасательных станций Академическое в САО, Крымский мост в ЦАО, Кузьминки и Текстильщики в ЮВАО, и Пансионат в Зеленоградском административном округе. Основной функцией этой системы является автоматизированное обнаружение людей в зонах ответственности, запрещенных для купания и выдача сигналов. С нами на прямой связи находится станция Кузьминки. Готовы продемонстрировать.
СТАНЦИЯ КУЗЬМИНКИ
Докладывает начальник отдела организации поисково-спасательных водолазных работ МГПСС на водных объектах. 18 сентября в 14 часов 53 минуты в акватории Шибаевского пруда в зоне ответственности поисково-спасательной станции Кузьминки перевернулась лодка. Человек оказался в воде и просит о помощи.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (система оповещения)
Внимание! Человек в воде! Человек в воде!
СТАНЦИЯ КУЗЬМИНКИ
Нахождение человека в воде выявлено системой интеллектуального видеонаблюдения. При этом на экране загорается красный квадрат и подается звуковой сигнал о происшествии. Старший дежурный смены поисково-спасательной станции объявил спасательную тревогу и в 14 часов 56 минут к месту происшествия выплыла дежурная смена станции, осуществлявшая плановое патрулирование своей зоны ответственности. Пострадавшего подали спасательный круг, подняли на борт лодки, где ему оказана первая помощь. На берегу пострадавший будет передан бригаде Скорой помощи и, при необходимости, родственникам.
Уважаемые товарищи, разрешите напомнить вам нормативные данные по спасению человека на воде: до 1 минуты дается спасателям на получение информации, принятию решения на спасение и выход по тревоге к месту происшествия. До 2 минут спасателям дается на прибытие к месту происшествия в зоне ответственности поисково-спасательной станции. До 3 минут дается на поиск пострадавшего в квадрате 10 на 10 метров на глубине до 6 метров при скорости течения до полуметра в секунду с видимостью в толще воды не менее 1 метра. Итого, 6 минут на поиск и поднятие пострадавшего и последующих реанимационных действий с передачей Скорой медицинской помощи.
В.С. МАРЬЯН
Спасибо, Владимир Николаевич. Доклад закончен.
А.М. ГАВРИЛОВ
Спасибо. Показатели, которые вы отмечали, позволят нам в следующем году при планировании мероприятий скорректировать количество профилактических мероприятий в тех местах, где было зафиксировано наибольшее количество происшествий с утоплением и гибелью людей. Так же, мы сможем скорректировать временные показатели и количество служб, привлекаемых на эти места. Предыдущий докладчик говорил: «одна лодка». Одна лодка – это недостаточно. У нас достаточно лодок и катеров, а умение распределять их своевременно на те, или иные участки, это уже наша с вами задача.
Давайте кратко послушаем два административных округа, СЗАО и ЮАО.
СЗАО
Хочу доложить, что основное внимание на текущий год было уделено добровольцам, к которые были представлены сотрудниками объектов потребительского рынка и услуг, осуществляющими свою деятельность в непосредственной близости от береговой зоны. Это 4 объекта, такие как «Чайхана» и другие. Задачу перед потребительскими рынками ставил префект. С ними было проведено совещание, на котором были решено, что, раз люди получают какую-то прибыль от того, что они работают в зонах отдыха, то они обязаны создать добровольные посты и организовать патрулирование береговых зон совместно с нашими сотрудниками. В этой работе участвовали инспектора Мосприроды от СЗАО (20 сотрудников), работники охраны, осуществляющие свою деятельность в парковых зонах (Северное Тушино и Бабушкинский – 25 человек), добровольцы от упав районов. В текущем году мы привлекли к этой работе добровольную пожарную команду. Личный состав дежурил в форме – бейсболки, футболки, шорты. Выставлялись спаренные посты на все выходные и праздничные дни. Это зоны отдыха Строгино, Живописная, Серебряный бор, Кировская пойма, с учетом их наибольшей опасности. Общее руководство было возложено на заместителей глав управ. Графики из дежурства передавались нам в Управление. От каждой управы, совместно с замом главы управы, дежурила оперативная группа из 4 человек, которая объезжала береговую зону и мониторила ситуацию в течение целого дня.
Проверки, которые проводило головное управление, показали эффективность этой работы. Замечаний по организации службы в выходные дни к Управлению не было.
А.М. ГАВРИЛОВ
Сколько человек погибли на водных объектах в СЗАО по сравнению с прошлым годом?
СЗАО
Товарищ генерал, у нас 11 человека погибших. В 2010 году у нас погибло около 70 человек.
А.М. ГАВРИЛОВ
На каких водоемах?
СЗАО
На водоемах Серебряный бор, Кировская пойма и Строгино.
А.М. ГАВРИЛОВ
Что изменилось по сравнению с прошлым периодом в этих зонах отдыха?
СЗАО
В Строгино началась работа по переходу зоны отдыха без купания в зону отдыха с купанием. Совместно с МГПСС, с начальником, с префектом была обследована зона отдыха, подготовлен проект, проведено общественное слушание в районе Строгино. В настоящее время подготовка зоны отдыха с купанием завершается. Производится оценка береговой линии и дна. На следующий год данная зона отдыха будет приведена в соответствие с нормами зоны отдыха с купанием.
По зоне отдыха парк Северное Тушино, то в парке администрацией установлена ванна. Она выполнена из пластика и позволяет осуществлять купание населению.
А.М. ГАВРИЛОВ
Спасибо. Интересно решение. Когда мы будем готовить Мэру Москвы докладную об организации работ, докладывая о том, что в ЮЗАО плюс 7 происшествий, вы посмотрите те места, где произошло увеличение по количеству утопления людей. Посмотрите, кто является балансодержателем, собственником, кто отвечает за вопрос, связанный с организацией безопасности в данной зоне отдыха. Покажите этих предпринимателей. Перенос зоны отдыха в одну или другу категорию не снизит количество людей, традиционно отдыхающих в этой зоне.
ЮАО
В Южном округе зарегистрировано 31 происшествие на водных объектах, что в 1,9 раз больше, чем в 2013 году, когда было 16 происшествий. При этом погибло 11 человек, что 2,8 раз больше, чем в прошлом году – в 2013 погибло 4 человека.
В этом году мы определили совместно с префектурой 16 водных объектов, на которых сосредоточили основные усилия. Каждые выходные и праздничные дни на эти объекты от 30 до 40 добровольных пожарных. Тем не менее, утонуло 5 человек по Борисовским прудам, хотя сил и средств там было достаточно. Тонули, в основном, по причине нетрезвого состояния. 2 случая – гости столицы.
Никогда у нас не было происшествий в Чертаново Северном, где у нас есть декоративный пруд. В этом году проведена очистка этого пруда и поставлен забор по периметру. Решили таким образом ограничить число купающихся в пруду. На следующий год планируем выйти с предложением в префектуру об организации 3 добровольных постов за счет проката лодок и катамаранов, т.е. разрешить в 3 местах прокат с установлением этих постов.
А.М. ГАВРИЛОВ
Вы отмечаете Борисовские пруды. Корректируйте работу. Посмотрите по планирующим документам, сколько должно было работать представителей МЧС, полиции и других. Посмотрите, сколько было привлечено соответствующих добровольцев, кто был заявлен для организации дежурства на этих объектах. Посмотрите, сколько было составлено протоколов об административных правонарушениях на физических лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Тогда вы найдете ответы, почему в районе Борисовских прудов произошло увеличение – плюс 5 человек погибло. Я хотел бы, чтобы эти вопросы стали предметом обсуждение не только на совещаниях в подразделениях МЧС, но и на совещаниях президиума. Спасибо.
Коллеги, как я и говорил в самом начале, у нас практически все городские службы активно участвовали в работе, связанной непосредственно с подготовкой зон отдыха и обеспечением безопасности, с выставлением сил и своевременным реагированием на негативные факторы, которые раскрывались в процессе прохождения купального сезона.
Роспотребнадзор, Махронов
Махронов
Управлением Роспотребнадзора проводились мероприятия на всех зонах купания, которые были определены. Основной упор был сделан на зоны с разрешенным купанием. По нашим данным таких зон было 11 с купанием и 35 без купания. Основными нарушениями на этих территориях были нарушения по организации отдыха, в смысле некачественно определены места, не везде работали мобильные туалеты, что приводило к антисанитарному состоянию, выявлены нарушения по организации торговли некачественной продукцией с истекшим сроком реализации. Нарушений много, все перечислять не буду.
Некоторые зоны с купанием были закрыты для купания из-за некачественного состояния самой воды. Спасибо.
А.М. ГАВРИЛОВ
Спасибо. Круговых Евгений Анатольевич, Департамент здравоохранения города Москвы.
Е.А. КРУГОВЫХ
Основное количество пострадавших с летальным исходом мы отмечали в районах, которые не входили в зону ответственности поисково-спасательных станций. На водоемах с санкционированным купанием и на зонах отдыха с несанкционированным купанием таких случаев был минимум.
А.М. ГАВРИЛОВ
Хорошо, спасибо. Евгений Анатольевич, у меня вопрос такого плана. Проходит какая-то реформа или изменение режимов работы бригад Скорой медицинской помощи при организации дежурства на сегодняшний день. Это так?
Е.А. КРУГОВЫХ
Совершенно верно. В связи с тем, что Скорая помощь перешла на обязательное медицинское страхование графу дежурства полностью исключили из оплаты. Поэтому, в этом году бы обеспечивали бригадами Скорой помощи, выставляя их на дежурство, практически за бесплатно. В следующем году этот вопрос надо будет решать.
А.М. ГАВРИЛОВ
Верно. Об этом нужно говорить сегодня и учитывать это в докладе Мэру Москвы. Если переходим на новую форму финансирования, нужно привлекать бюджетное и внебюджетное финансирование, если таковое возможно. Обратим на это внимание при организации нашей работы в следующем году. Спасибо.
Вадим Сергеевич, Восточный округ, пожалуйста.
ВАДИМ СЕРГЕЕВИЧ, ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ
Еще раз добрый день всем участникам совещания. В докладе Андрея Ильича и по нашим данным были перечислены зоны отдыха, вернее, объекты, которым планируется присваиваться статус как зонам с купанием или без купания. Мы посмотрели, есть две зоны, которые планируется включить в состав зон с купанием. Но эти зоны не относятся к зоне ответственности префектуры, как имущественно-правового статуса. Это зона «Красный пруд», которая относится к ООПТ и зона отдыха «Протонов радуга», эти места относятся к Департаменту культуры. Небольшая просьба направить эти материалы в соответствующие городские ведомства, чтобы они планировали финансирование по оборудования этих зон в следующем году, т.к. спрос будет с префектур, а эти зоны к ним не относятся.
А.М. ГАВРИЛОВ
Никто, по-моему, и не требует финансирования от префектур. В целом, предполагаете менять категорию прудов?
ВАДИМ СЕРГЕЕВИЧ, ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ
Предложения, по которым я высказался в выступлении, поданы в виде проекта распорядительного документа в Правительство Москвы. Они уже прошли предварительное согласования с префектурами административных округов.
А.М. ГАВРИЛОВ
Хорошо. Предлагаю завершать пресс-конференцию.
Прошу наши взаимодействующие структуры, а так же представителей организаций, органов исполнительной власти, участвующих в этой работе, в течение 4 дней свои предложения направить в ГУ МЧС РФ по городу Москве, независимо, представлялись они по ведомственной подчиненности или нет в вышестоящие инстанции, чтобы мы могли учесть в составе выводов и предложений руководству города решение тех или иных проблемных вопросов по тем аналитическим материалам, которые мы сегодня рассмотрели. Предлагаю через 10 дней направить председателю Комиссии по чрезвычайным ситуациям, заместителю Мэра Москвы в Правительство Москвы Бирюкову П.П. для дальнейшего доклада Мэру Москвы информационно-аналитические материалы по прохождению купального сезона, в которых предлагаю сформировать позицию о том, что те мероприятия, которые были запланированы в городе, и проходили в течение летнего купального сезона и в течение года, признать достаточными. Хотел бы отметить и буду предлагать Председателю Комиссии по Чрезвычайным ситуациям, устойчивое и позитивное взаимодействие все служб при прохождении купального сезона.
Я отмечал в своем докладе, что есть необходимость говорить подробно о конкретных местах, где наблюдаются нарушения, где люди тонут или получают травмы. Эти места должны быть в составе доклада, чтобы по ним была возможность принимать конкретные меры с привлечением в административной ответственности, в т.ч., должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, которые допустили соответствующие нарушения. Кроме того, я считаю необходимым в следующем году, а так же в период прохождения зимнего периода и подготовки мест массового отдыха, активизировать нашу информационную работу в СМИ и беседах с жителями об опасных местах Москвы, чтобы у жителей была альтернатива, где проводить безопасный отдых, где созданы соответствующие площадки для отдыха. Я бы не только составил «черный список» мест, где люди получают травмы, но и отметил бы зоны отдыха образцового содержания с доведением соответствующей информации через СМИ городского уровня. Давайте отметим эти вопросы в составе доклада руководству города Москвы и учтем их при организации зимнего отдыха. Спасибо, завершено.