Информационный Центр Правительства Москвы
30 октября 2024, среда, 14:04
Пресс-конференции

Пресс-конференция Геннадия Дегтева и Евгения Данчикова

14 августа состоялась пресс-конференция руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Дёгтева Геннадия Валентиновича и начальника Главного контрольного управления города Москвы Данчикова Евгения Александровича на тему: «Новации в сфере контроля госзакупок в связи с принятием закона о контрактной системе».

Пресс-конференция Геннадия Дегтева и Евгения Данчикова

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, коллеги. Сегодня мы встречаемся с Дёгтевым Геннадием Валентиновичем, руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике и Данчиковым Евгением Александровичем, начальником Главного контрольного управления города Москвы.
Тема нашей пресс-конференции: «Новации в сфере контроля госзакупок в связи с принятием закона о контрактной системе».

Г.В. ДЕГТЕВ

Уважаемые коллеги, добрый день. Мы решили провести совместную пресс-конференцию, чтобы сказать, какие результаты мы имеем за 7 месяцев применения закона о контрактной системе, какие результаты достигнуты, и какие перспективы ожидаем.
Много было споров в связи с переходом с ФЗ №94 на контрактную систему. Принятие закона о контрактной системе, на мой взгляд, имеет совершенно конкретные положительные эффекты для организации работы по эффективному использованию бюджетных средств. Этот закон предоставил возможность участникам рынка и представителям СМИ получить полную картину от момента планирования процедуры, до момента исполнения обязательство по заключенному договору. Общественный контроль серьезно повышен, и экспертные оценки размещаются для публичного доступа, несмотря на небольшой технологический провал, который был связан исключительно с техническими задачами по интеграции городской корпоративной системе, автоматизации торгов и общероссийским сайтом. Тем не менее, мы имеем ритмичную работу заказчиков. Пилотный проект, который был реализован, конкретно показывает, что проводился он не зря. Была высокая подготовка к переходу на новые требования законодательства и заказчики смогли корректно перестроиться для работы по новому законодательству. Мы рассчитываем, что до первого сентября будут размещены все потребности текущего бюджета. Дальше, мы начнем заниматься планированием на 2015 год, т.к. бюджет трехлетний. Бизнесу дадим сигнал, что можно смотреть закупки будущих периодов. Это достаточно серьезная новация.
Второй эффект связан с продолжением работы по определению и оценкам того, насколько конкретно определяются и назначаются начальные максимальные цены. Без этой цены невозможно оценить эффект на торгах. Планирование и экспертиза на этой стадии дает серьезный эффект по двум направлениям. Первое, это выражается в деньгах, потому что цены проходят межведомственное голосования с участием многих наших коллег. Второе, мы получаем на этом этапе дополнительную информацию для бизнеса, к чему ему нужно готовиться. Следующий этап – проведение процедур и экономические санкции.
Конкуренция на торгах по Москве на сегодняшний день имеет высокие показатели. Среднее количество поданных заявок в первом полугодии 2013 года составило 3,8, то в первом полугодии 2014 года 4,2.
Хочу отменить один нюанс – резкое снижение закупок у одного поставщика. Эффект этот имеет двойную природу. Сама конкуренция, либо бизнес, определяет, куда идти. Контрольные органы каждую процедуру заключения договора с единственным участником рассматривают на обоснованность заключения такого договора. Это серьезная вещь. Мы четко видим, что в городской системе по текущему году планка контрактов с единственным участником будет в районе 10%-11%.
Следующее, это создание контрактных служб. Мы имеем за счет закона четкую персонификацию ответственности. Каждая закупка сейчас имеет должностное лицо, которое за нее отвечает от ее возникновения до момента исполнения обязательства по ней. В городе принят специальный отдельный документ для того, чтобы в городской системе было 3 вида контрактных служб. Либо госзаказчик объединяет это на своем уровне, сохраняя текущие потребности у подведомственной сети, либо он формирует и может передать свои полномочия казенному учреждению, и тогда специализация казенного учреждения становится определенной, либо у главного распорядителя есть возможность по его решению передать полномочия по определению поставщика в Департамент по конкурентной политике с тем, чтобы снизить свои собственные издержки и организовывать этот процесс на городской площадке.
Вокруг темы субъектов малого предпринимательства много разговоров. Городская система предлагает малому бизнесу 100 млрд рублей на разных этапах. На общих основаниях мы оцениваем это почти в 20 млрд рублей, на специализированных процедурах, когда это исключительно малый бизнес, это около 30 млрд рублей. Есть очень серьезная форма субподряда, которая определена в законе в процентном отношении. Мы оцениваем это до 40 млрд рублей в городской системе. Портал поставщиков, малые закупки – это почти 15 млрд рублей. За прошедшее 7 месяцев это почти 10 млрд рублей денежных средств, доступных для потребностей малого бизнеса.
В законе общая норма – 15% от общего объема для субъектов малого предпринимательства. Нам кажется, что говорить о каком-то снижении возможности субъектов малого предпринимательства е приходится. Больше нужно говорить о специализации предметов закупок, которые для малого бизнеса представляют интерес. Вместе с коллегами из Департамента экономической политики и Главного контрольного управления мы как раз занимаемся вопросами стандартизации, чтобы у предприятий, которые планируют свою работу на перспективу, были четкие правила технических характеристик и требований, которые могут быть представлены в конкурсной документации. Стандартизации подлежит в денежном эквиваленте 80% городских закупок.
Есть 3 посыла для бизнеса: единые правила, невозможность для заказчиков включать завышенные или иные требования в структуру конкурсной документации и технические характеристики, и третье – сама стандартизация позволяет эффективно размещать потребности городских заказчиков. У нас есть перечень – это более 130 видов заказа. В первой очереди около 50. Это серьезная работа. Когда мы погружаем в информационную систему, мы отвечаем бизнесу на главный вопрос: какие правила в городской системе закупок. Эти правила состоят из процедур, основания и порядка определения начальных максимальных цен, и том, какие требования предъявляются на стандартные закупки к участникам. Это все существенно влияет на конкуренцию и развитие наших отношений.
По порталу поставщиков несколько слов. Это инструмент, который развивается с участием бизнеса. Главное, мы сделали 3 вещи. Это сам электронный магазин, когда совершаются сами закупки. Эта процедура на сегодняшний день доведена до уровня того, что это не только обоснование и возможность предоставления публичной оферты и заключения контракта, но и интеграция с системой банк-клиент, когда по этим договорам осуществляются электронные платежи. У бизнеса появилась возможность сопоставлять, какие оферты они предлагают по аналогичным товарам.
Вторая тема - с точки зрения заключения договоров на энергоресурсы важна возможность заключения договоров с монополистами.
Третья тема развития, когда бизнес сам предлагает, чтобы он на этой площадке заключал договора между собой. Это очень важный фактор доверия к инструменту, полю, в котором бизнес может эти сделки совершать. Мы хотим это направление вместе с нашими коллегами из Департамента информационных технологий развивать.
10 млрд сделок совершено на текущий момент. Почти 60% участников – это структуры бизнеса. Мы видим интересную тенденцию, что за счет открытости, прозрачности, возможности ведения диалога стали появляться производители из других регионов, которые реально могут конкурировать по цене, и количество представителей бизнеса Москвы, таким образом, сократилось на 6%, т.е. на 6% приросли за 7 месяцев этого года структуры иных регионов и Московской области. На начало работы их было чуть меньше 3%. Сейчас этот процент – почти 9%, что сопоставимо с Московской областью.
Закон о контрактной системе востребован. Он применяется со спецификой городского управления. На сегодняшний день есть следующие постулаты: ритмичность размещения заказов, значит планирование для бизнеса перспективных потребностей, оно реализовано. Эффективность закупок поддается общественному обсуждению, оценке и ведению диалога. Есть издержки по форме № 2. Но мы надеемся, что работа, которая сейчас ведется по стандартизации этих направлений, эта проблема будет изменена и возможности для вольготного толкования этого инструмента, который помещается в конкурсную документацию, сокращены. На сегодняшний день мы считаем, что информационное сопровождение закупок обладает признаками того, что городской заказ доступен. На сегодняшний день это бизнесом воспринимается как открытый диалог.
Мы там разместили сейчас около 350 млрд рублей, но не забываем, что есть закупки, которые размещаются по закону №223, порядка 400-500 млрд рублей, и есть корпоративные структуры, которые предлагают сопоставимые средства.

Е.А. ДАНЧИКОВ

Добрый день, уважаемые коллеги. Расскажу о контроле работы контрактной системы.
В первую очередь внедрение этого закона дало нам комплексный подход. В предыдущем законе №94 основной упор в контроле был сориентирован на осуществление процедуры проведения закупок, тогда как закон о контрактной системе дал нам возможность иначе подойти к этому вопросу. Мы можем контролировать и оценивать эффективность каждой процедуры с момента, как она только планируется и до момента реализации. Мы на сегодняшний день полноценно видим всю цепочку, в т.ч. видим, насколько эффективно расходуются бюджетные средства. Организационно-управленческая структура, принятая в 2012 году мэром Москвы с целью объединения контрольных органов, которые ранее отдельно осуществляли контроль за закупками и расходованием бюджетных средств, в единый орган, который сейчас называется Главконтроль, на сегодняшний день позволяет нам осуществлять единый комплексный подход в проведении проверок, принимать оперативные решения и единообразно квалифицировать нарушения, допускаемые заказчиками Москвы.
В первую очередь, мы развиваем предварительный контроль. Его главная составляющая – работа с экспертизой проектно-нормативных актов, работа по контролю обоснованности цен, которые при планировании закупки определяет заказчик, это контроль за установлением типовых требований к закупкам, т.е. работа по стандартизации и работа по контролю за соблюдением стандартов.
В 2012 году на этапе предварительного контроля было рассмотрено более 2500 обращений и обработано материалов, то в 2013 году это уже 4500. В 2014 году мы планируем выйти на уровень более 5000 обращений и проработки материалов.
В 2012 году заказчики Москвы допустили более 4000 нарушений, в 2013 году их было в 2 раза меньше. В 2014 году эта тенденция сохраняется. На сегодняшний день мы зафиксировали порядка 900 нарушений, допущенных заказчиками Москвы.
Типовые нарушения, допускаемые заказчиками – это нарушение выбора способа размещения заказа, единственный поставщик, нарушение при направлении сведений на официальный сайт, т.е. вопрос прозрачности процедуры и публикации в открытых источниках документов, и нарушение порядка проведения процедуры. Прослеживается тенденция, что нарушения, связанные с единственным поставщиком, нами оцениваются в 8% по факту. В прошлом году это было порядка 21%. В этом году наибольшее количество наблюдается по порядку проведения процедуры. Это связано с переходным периодом от ФЗ№94 на ФЗ№44, который для заказчиков ввел новые требования по процедуре, и многие из них еще не до конца квалифицированны и допускают много ошибок в документации. На наш взгляд, во втором полугодии эта картина должна улучшиться.
Картина нарушителей кардинально не меняется. В первую очередь, это жилищно-коммунальный комплекс и префектуры, управы, предприятия, которые в этой сфере работают. На втором месте социальная сфера, т.к. у них 80% учреждений от всех учреждений Москвы. На третье место в этом году вышли учреждения физической культуры и спорта.
В дальнейшем развитии нашей работы мы видим, в первую очередь, переход к рискоориентированному планированию. Мы не в состоянии силами нашего подразделения охватить всех заказчиков Москвы и в сплошном порядке осуществлять за ними постоянный контроль. В первую очередь мы будем концентрироваться на более проблемных точках, и проводить совместную работу с коллегами из тендерного комитета и комплекса экономической политики этих системных проблем и недопущению в принципе нарушений.
Следующая важная составляющая нашей совместной работы – стандартизация госзакупок. Это позволит нам полностью исключить некоторые факты нарушений. Зачастую, много нарушений с заказчиками Москвы допускается в подготовке некачественной документации, излишним требованиям, путаницы в описании критериев проведения процедуры. Это может делаться и намеренно. Работа по стандартизации позволит эти случаи исключить из практики.
Следующий важный документ – автоматизация контрольной деятельности. Здесь речь идет о взаимосвязи со следующим нашим пунктом – ведомственным контролем. На сегодняшний день в силу ФЗ №44 работаем над созданием органов ведомственного контроля в сфере закупок. Таким образом, каждый орган исполнительной власти Москвы будет в своей структуре создавать контрольные органы, которые будут осуществлять контроль за своей подведомственной сетью. Мы своей задачей видим подготовку для них стандартов работы, процедуры и помочь с обучением, правильной квалификацией, чтобы у нас был единый подход в контрольной работе. Автоматизация в этой работе позволит нам наладить эффективную координацию и обмен в этом направлении.
Спасибо за внимание.

С. ИШКОВ – «Московская правда»

За счет чего произошло резкое снижение закупок у единственного участника? Изменилась процедура согласования таких торгов?

Е.А. ДАНЧИКОВ

Процедура согласования в принципе не изменилась и по технологии осталась той же, какой и была: подача нам соответствующего запроса, рассмотрение нами в сроки, установленные законодательством, этого запроса и отказ, либо согласование. Но, во-первых, на сегодняшний день с введением ФЗ№44 мы рассматриваем теперь все процедуры, от закупок малого объема (100 000 - 200 000 рублей) до крупных закупок, чего не было в ФЗ№ 94. Если навскидку сказать, в 2013 году таких обращений обработали около 500. На сегодняшний день у нас уже более 2000 обращений, с которыми мы работаем. Там, где это необоснованные закупки, мы отказываем коллегам, и они проводят конкурентную процедуру. Этот механизм контроля и позволил, в т.ч., исключить много фактов необоснованного заключения контрактов у единственного поставщика.

Ж. АВЯЗОВА – «Московская перспектива»

Изменился ли сам порядок осуществления контрольной деятельности Главного контрольного управления? Насколько помогает он противодействовать предварительному сговору на торгах? Спасибо.

Е.А. ДАНЧИКОВ

Порядок не изменился. Мы сами подходы к проведению контроля не меняем. Мы только их совершенствуем, делаем более эффективными, создаем дополнительный инструментарий. С введением ФЗ№44 у нас появилось больше возможностей для контроля не только процедуры, но и всего закупочного цикла. Здесь мы видим наибольшую эффективность. Это нам позволит полностью проследить весь процесс и не допустить ни на одном этапе каких-либо злоупотреблений.

Г.В. ДЕГТЕВ

Мы считаем, что у нас качественно изменился вопрос на стадии обоснования цены и требования. Каждый заказчик предоставляет пояснительную записку. В ней мы смотрим, какие источники денег, какая потребность, почему она возникает, как она будет реализовываться, какой адресный перечень. За счет внедрения контрактной системы мы постарались защитить заказчика. Потому что, может быть, у него не хватает каких-то профессиональных навыков. Мы все потребности, которые приходят к нам на рассмотрение Межведомственной рабочей группы, смотрим. Например, если проводится капитальный ремонт, мы обязательно приглашаем специалистов Департамента капитального ремонта. Они дают официальное заключение, как и за сколько должны эти работы выполняться.
По поводу сговора понятно, что заказчик хотел такую процедуру провести, и будет пытаться это сделать, но мы четко понимаем, что если эта процедура находится в публичном пространстве, у нас есть возможность на нее реагировать. Мы в текущем году направили порядка 200 с лишним электронных аукционов в Федеральную антимонопольную службу, т.к. это их компетенция, из-за не совсем корректно проведенной процедуры электронных аукционов. По 119 аукционам коллеги приняли решение о наложении оборотных штрафов от 10% до 50% от стоимости сделки, которая оспаривалась, на более чем 109 участников конкурсных процедур.
Мы должны последовательно давать сигнал бизнесу, что мы занимаемся нормативным регулированием. Мы предлагаем правила поведения, но и вы, как бизнес, должны реагировать, если есть издержки.
Оценка со стороны ФАС важный сигнал, что, если на компанию наложен оборотный штраф, это же информация о том, сможет или нет работать данная организация. С сожалением констатирую, что реестр недобросовестных поставщиков не стал действенным инструментом. В этом году порядка 64 организаций было внесено в него. Мы хотим развивать только публичную оценку и сигналы бизнесу, что мы будем делать все, чтобы не было возможности недобросовестного поведения при осуществлении закупки. Обращаемся к бизнесу, чтобы и он создавал атмосферу нетерпимости к такому поведению. Это деловая репутация. Теперь вопрос деловой репутации будет касаться не только крупных корпораций, но и среднего и малого бизнеса.

В. БОВАЕВА – «Тверская, 13»

Евгений Александрович, после принятия ФЗ№44 у глав контроля прибавились полномочия. Справляются ли ваши сотрудники с возросшими обязанностями?

Е.А. ДАНЧИКОВ

Справляются. Мы не ставим нашей задачей охватить все. Мы создаем механизмы эффективного контроля, чтобы любым штатом сотрудников можно было достаточно в полном объеме эффективно исполнять полномочия, которыми нас наделил ФЗ №44. Это и автоматизированная система, и создание системы ведомственного контроля, которая позволит вертикаль контрольной работы опустить на уровень органов исполнительной власти и совместными усилиями с этими контрольными подразделениями органов исполнительной власти Москвы, осуществлять эффективный контроль. Мы в рамках наших полномочий будем, в т.ч., оценивать работу этих контрольных органов. Если они показывают хороший результат, т.е. закупки осуществляются эффективно, экономно и прозрачно, то это и будет положительным эффектом для города.

Е. МАЗАЕВА – «Информационный центр Правительства Москвы»

В связи с введением санкций актуальной становится проблема развития собственного производства. Предусмотрены ли в системе закупок какие-нибудь меры поддержки для отечественного производителя? Спасибо.

Г.В. ДЕГТЕВ

Нормы поддержки отечественного производителя предусмотрены федеральным регулированием. Минэкономразвития каждый год принимает правовой акт и подписывает преференции для отечественных производителей. Это погружается в саму конкурсную документацию.
Я бы разделил этот вопрос на два. Первое, мы должны быть защищены в той части, что заключенные договора будут полностью исполнены. И второе, по поручению Мэра мы сейчас эту работу хотим переформатировать, это замещение определенных видов продукции или товаров на инновационную продукцию. С одной стороны, у нас есть поручение, когда заказчики должны стимулировать приобретение инновационной продукции. Получается, закупок почти на 20 млрд заключены с условиями, что в них есть инновационная продукция. С другой стороны, есть реестр, который нужно развивать, что такое эта инновационная продукция. Мы договорились с нашими коллегами из Департамента науки и промышленной политики и защиты субъектов малого предпринимательства, что они нам дают перечень предприятий, у которых есть товары, которые могут быть отнесены к инновационным, и должны будем его синхронизировать с тем, чтобы посмотреть, может ли он быть использован в системе городского заказа.
Стимулирование заключения договоров с тем, чтобы такие изделия появлялись – это одно направления. Денежные средства для этого есть и учитываются отдельно. Второе –это то, что бизнесу сейчас предлагается выделит именно те группы товаров, которые производятся на территории РФ и предложить их так, чтобы они попали в систему городского заказа. Это очень важная задача, которую мы сейчас должны решить.

Н. МАЛЫШЕВА – «Портал Префектуры Восточного округа»

На аукционах есть предельно высокая цена, которую участники снижают. Идет ли контроль за тем, насколько можно снизить цену, чтобы соотношение «цена-качество» было нормальным?

Г.В. ДЕГТЕВ

В норме закона контрактной системе есть статья по антидемпингу. Если ценовое предложение снижено больше, чем на 25%, то есть две нормы. Есть двойное обеспечение и возможность, чтобы он представил обоснование, как он за эти средства полагает заказ выполнить, который описан в ТЗ. Мы четко видим, что коллеги идут от цены 24,95% или 24,99%, стараются в зону 25% не переходить. Но, по сути, это вопрос, который я чуть раньше обозначил, как деловая репутация. Мы четко видим, что компании, которые имеют свою деловую репутацию по качеству исполнения обязательства, на электронных торгах дают реальную цену. Сейчас есть возможность в рейтинге, который образуется по итогам электронного аукциона, заказчику посмотреть, будет ли он заключать договор, если цена необоснованно снижена. Реальная цена, которую дают люди, участвующие в торгах на длительной основе, всегда в районе 10%-15%. Это цена, при которой не меняется качество.

Е.А. ДАНЧИКОВ

Не надо забывать, что у нас в самой системе закупок есть эффективный инструментарий. Если ты осознано пошел на снижение и предложил эту цену, то у нас сейчас во всех контрактах содержится норма об одностороннем расторжении, если заказчик видит, что исполнитель недобросовестно осуществляет свои обязательства. Причем, это может быть сделано на любом этапе. Мы этот процесс с момента заключения контракта тоже контролируем. Предусмотрены обязательные штрафные санкции. Причины, по которым исполнитель предложил такие цены, могут быть разные. Он может эффективно и качественно выполнить эту работу, но, при этом мы совместно с заказчиком этот процесс контролируем. Санкции, которые могут быть применены к недобросовестному исполнителю, достаточно ощутимы.

Г.В. ДЕГТЕВ

Коллеги, мы пытались сделать несколько мероприятий, которые позволили бы вам в деталях понять, что такое контрактная система, какие возможности для вас, как людей, которые публично несут информацию, можно было бы сделать. Мы проводили тогда встречу у нас в Департаменте по конкурентной политике. Я попросил коллег в Университете управления сделать небольшой курс. Сегодня встречался еще с коллегами, которые готовы сделать несколько таких курсов. Есть такая востребованность? Не буду пытать. Если у вас есть к этому интерес, я еще раз хотел бы обратиться, что мы готовы на базе Городского университета управления сделать встречи, формат можем определить, для представителей СМИ по специализации контрактной системы и тем разделам, которые для вас представляют интерес. Если вам интересно, прошу обратиться в пресс-службу к Татьяне Евгеньевне. Спасибо.

Е.А. ДАНЧИКОВ

Спасибо, коллеги.