Пресс-конференция Исаака Калины
17 июля состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Калины Исаака Иосифовича на тему: «Новые возможности московского образования. Об итогах 2013/2014 учебного года и задачах на новый учебный год».

ВЕДУЩИЙ
Добрый день, коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: «Новые возможности московского образования. Об итогах 2013/2014 учебного года и задачах на новый учебный год».
Пресс-конференцию проводит Калина Исаак Иосифович, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы образования. Также в пресс-конференции принимают участие Мясникова Людмила Александровна, председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности, Тихонов Валерий Анатольевич, председатель межрайонного совета директоров образовательных организаций районов Марьино и Печатники, директор школы №1394, Ященко Иван Валерьевич, директор Центра педагогического мастерства Департамента образования города Москвы.
И.И. КАЛИНА
Рад видеть множество знакомых лиц. Мы часто встречаемся на мероприятиях в Департаменте. В Департаменте каждый четверг в 15 часов проходит пресс-конференция для журналистов.
Я обозначу темы и задачи, которые бы мне были интересны по итогам этого года, задачи на следующий год, а журналисты выберут из этих тем, какие для них являются интересными, и мы тогда ответим на вопросы.
Должен сказать, что мы впервые с 2013 года по поручению Мэра Сергея Семеновича Собянина, по согласованию с ним, перевели образовательные учреждения Москвы на формирование государственного задания не на календарный финансовый год, а на учебный год с 1 сентября по 31 августа. Для школ это крайне важно, потому что у них появляется возможность планировать все свои финансово затратные мероприятия, твердо зная весь бюджет на учебный год.
В этом году у нас появились органы государственно-общественного управления образованием на уровне межрайонных советов директоров школ.
В этом году в стандартном режиме работает электронная запись в первый класс, и мы готовы рассказать более подробно, что в этом году произошло.
В этом году завершается создание многопрофильных образовательных комплексов, больших школ с солидными возможностями. В Северо-западном округе и Зеленограде, которые первыми завершили эти мероприятия, сегодня наступает эпоха перехода к стабильности.
Мы готовы рассказать и о результатах ЕГЭ. Сегодня вице-премьер Правительства России Голодец О.Ю. проводила селектор на тему ЕГЭ со всеми субъектами РФ. Я очень рад, что предметом обсуждения были не баллы, которые получили выпускники, а сама процедура проведения ЕГЭ в 2014 году. Воспитательный, мотивирующий эффект ЕГЭ 2014 года гораздо важнее любых учебных результатов. Результаты были всегда, а такого мощнейшего, формирующего ответственную позицию фактора, раньше не было.
Можно вернуться к теме результативности участия московских школьников во Всероссийской олимпиаде школьников.
Наверняка есть вопросы по ставшему привычным московскому рейтингу школ и по пока не ставшему привычным общероссийскому рейтингу школ, в котором московские школы имеют очень высокие позиции.
Можем рассказать, какая будет грантовая поддержка школ, которые победят в 2014 году в рейтинге московских школ. Это тоже становится традицией.
В Москве по инициативе Мэра появилась новая награда, которую он озвучил на педагогическом совете в августе 2013 года. Были подготовлены все необходимые документы, проведены согласования. Сегодня в Москве введен новый почетный знак «Заслуженный учитель города Москвы». Мы надеемся, что уже на педсовете 2014 года удастся первых учителей, получающих это звание, наградить.
Правительство Москвы и Мэр Москвы в тот момент, когда из Федерального закона исчезло понятие о золотых и серебряных медалях выпускникам школ, приняли решение о введении московской медали за особые успехи в обучении. Награждение выпускников 2014 года этой медалью уже состоялось.
В этом году очень большая группа московских школ работали над внедрением эффективного учебного плана.
В этом году вышел на хороший уровень реализации Курчатовский проект, который начинался более года назад. Сегодня мы имеем уже 30 школ, оборудованных современным эффективным оборудованием.
Каждый из вопросов, которые я называю, могли бы стать темой отдельной пресс-конференции или даже выездных пресс-туров в школы.
Этот учебный год стал первым годом функционирования в Москве так называемых Предуниверсариев, т.е. школ старшей ступени при университетах. Практика себя положительно зарекомендовала и будет расширяться.
Говоря об эффективном учебном плане, слишком просто было бы говорить о том, что сумели перейти на пятидневку. Это немного не так. Дети теперь имеют возможность именно учиться, используя культурное пространство города, а не отсиживаться в субботу на недостаточно полезных уроках. Такие мероприятия, как «Университетские субботы», «Профессиональная среда», «Урок в Москве» и Олимпиада «Музеи и парки, усадьбы Москвы» и Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений». Московские школы активно осваивают город, как образовательное пространство. Это невозможно без введения эффективного учебного плана.
В этом году нами апробирована и работает новая система назначения руководителей государственных школ. Департамент, имея полное право, как учредитель, самостоятельно решать вопросы о назначении, в этом годы вышел на профессиональное сообщество. Сегодня кандидаты в директора школ, кроме того, что они проходят положенную по закону государственную аттестацию, они еще проходят защиту своих программ, проектов, собеседование проходят через Совет по подготовке решений о назначении директоров. Это очень авторитетный Совет. Мы кандидатов в директора, прошедших успешное собседование на Совете, не принимаем самостоятельное решение о назначении, а несколько кандидатур направляется в управляющий совет школ, которые успешно зарекомендовали себя, как результативные. Каждый совет школы выбирает из предлагаемых кандидатур того человека, которого они нам предлагают назначить директором, и мы оформляем это приказом по Департаменту.
Работа Совета оказалась эффективной, и я благодарен членам Совета. Думаю, что вновь назначенные директора школ – это замечательные профессионалы с большим будущим в качестве директоров школ.
Можно вернуться к теме результативности участия московских школьников во Всероссийской олимпиаде школьников.
К. КОНЮХОВА – «Комсомольская правда»
У меня два вопроса. Первый к Исааку Иосифовичу, а второй к Ивану Валерьевичу.
ЕГЭ писали очень жестко. Были камеры наблюдения. По апелляции тоже возникало множество вопросов. Для московских школьников это хорошо или плохо? Говорят, мы наконец-то увидели реальный уровень наших школ. А раньше в Москве мы его не видели?
И.И. КАЛИНА
Можно я не буду комментировать, кто и что говорит?
Москва на протяжение последних 3 лет настойчиво и аккуратно старается не только узнать, но и показать всем реальную ситуацию в каждом образовательном учреждении. Все это началось с лишения аккредитации одной из московских школ. Явление было уникальным для всей России. Когда оказалось, что там крайне низкие результаты всех диагностик, то не стали замалчивать эту историю. Она обсуждалась у Мэра Москвы. Активно в обсуждение включалась Вице-мэр Ольга Юрьевна Голодец, включалась профессиональная общественность, директорский корпус лучших школ. Все это было очень тщательно обсуждены и было принято решение о лишении аккредитации. Этот случай запустил серьезный механизм прекращения имитации качества. Система образования – очень инерционна. Это хорошо и сложно. Моментально изменения не происходят. Дети учатся 11 лет и невозможно в последний год что-то изменить. Для этого требуется серьезный период. Московское образование к самому жесткому ЕГЭ, который теперь по всей стране прошелся, было готово. Не смотря на то, что пока окончательных итогов ЕГЭ по стране нет, можно уже сказать точно об одной тенденции. Мы взяли себе 3 точки отсечения баллов ЕГЭ: 190, 220 и 250 по трем предметам. 190 – это округление 63, умноженных на 3. 63 – потому что Минобразования когда-то установила порог эффективности московских и санкт-петербургских ВУЗов в 63 балла по предмету. Если ВУЗ принимает абитуриентов с баллами меньше 63, то он считается неэффективным. Следующая точка отсечения – 220 баллов, которую мы использовали при присуждении медалей. Это 73, умноженное на 3. 73 балла по всем предметам во времена, когда еще была шкала перевода, это была твердая 5. Она начиналась с 71 балла. Это можно считать отличник по 3 предметам, которые он сдал. Третий барьер – 250 баллов. Это дает возможность поступления на самые топовые специальности в ВУЗы. Не смотря на то, что выпускники Москвы составляют примерно 7,6% от всех выпускников в России, в когорте высокобальников, тех, кто набрал 190, наших точно будет не меньше 11%. От тех, кто набирает 220, будет не менее 14%, а тех, кто набирает 250, будет не менее 18%. Цифры будут плавать чуть-чуть, но, в основном, порог такой. Так как конкурс поступления в ВУЗ идет на уровне 190, 220, 250, очевидно, что московские выпускники в этом году имеют хорошее преимущество перед выпускниками других городов.
Переверну ваш вопрос, не буду говорить, хорошо это для московских школьников, или нет. Это хорошо для всех добросовестных учеников. Наконец-то нет шанса обойти добросовестного ученика недобросовестному, который за двое суток до ЕГЭ узнал точные варианты, заучил их наизусть, радостно обнаружил, что у него вариант совпадает, заполнил ответы и побежал с высокими баллами. В этом году такой возможности не было ни у одного бездельника. Я рад, что среди московских выпускников таких оказалось больше, чем в среднем по России.
К. КОНЮХОВА – «Комсомольская правда»
Вчера глава Рособрнадзора предложил провести мониторинг качества московских школ. Я так понимаю, московские школы к нему готовы? Это наподобие мониторинга эффективности ВУЗов?
И.И. КАЛИНА
Мы живем в очень тесном взаимодействии с Рособрнадзором. Я очень рад, что в этом году под руководством Министерства и Рособрнадзора по всей стране получился такой ЕГЭ, благодаря чему добросовестные московские школьники явно выиграли. Мы обратились в Рособрнадзор с просьбой разрешить Москве, как еще нескольким субъектам РФ, создать центр круглогодичного мониторинга качества образования под эгидой Рособрнадзора, который позволит не только раз в году во время ЕГЭ узнать настоящий уровень знаний, но и в течение всего года. К этому мы точно готовы, потому что все годы прекрасно работает Московский центр качества образования. У нас жестко проходят олимпиады предметные. Уверен, что московские школы, школьники и учителя, все более спокойно относятся к тому, что объективность – очень важная вещь по жизни.
М. ЛИМУТКИНА – «Московский комсомолец»
В развитие темы ЕГЭ. Можете сравнить показатели ЕГЭ с прошлым годом?
И.И. КАЛИНА
Несмотря на то, что количество высокобальников в прошлом году было больше, чем в этом, доля в этом году больше, потому что во всех субъектах федерации их стало меньше, т.к. пропали высокие баллы, полученные путем заучивания ответов за двое суток до экзамена. К счастью в Москве это снижение намного меньше, чем в других субъектах РФ.
М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»
Вы обозначили одну из тем – завершение создания многопрофильных образовательных комплексов. С какими цифрами мы подходим к концу года? По сравнению с прошлым годом, насколько успешнее по мониторингам, или независимым диагностикам, или по ЕГЭ пришли более крупные школы, чем когда они были более мелкими? Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Если говорить о цифрах, то в этом году мы начнем учебный год, и у нас будет всего порядка 800 школ. Если говорить о диагностике, вы плохо учитываете, что ученик учится не два последних месяца, а он учиться 11 лет в маленькой, и, приписывать все успехи большой школе, было бы натянуто, но у нас есть очень интересная статистика. Мы приглашали директоров школ, у которых не в 11, а в 9 классе на ОГ была большая доля ребят, которые не сдали в 9 классе ОГ. Это плохо, но это не трагедия, т.к. 9 класс- не 11. Мы решили, тем не менее, с каждой школой разобраться, может быть чем-то помочь, что-то в школе изменить, чтобы не было таких провалов. Я пригласил вместе с директорами школ всех начальников округов. Глядя в зал, очень удивился, что одного начальника округа нет в зале. По привычке попросил разобраться, почему начальника округа нет. А мне говорят, что его школ нет в этом списке. Это был Северо-Западный округ, который первым еще в 2012 год завершил реорганизационные процессы практически. Это мне кажется некий показатель.
Главное, что со временем результаты будут подтягиваться к лучшему.
М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»
Как вы думаете, сколько для этого понадобится времени: 2 года, 5 лет?
И.И. КАЛИНА
Вообще, считается, что какие-либо организационно-структурные преобразования в системе образования дают результат где-то через 8-12 лет. Надеюсь, что мы с вами обнаружим их раньше.
В.А. ТИХОНОВ
Я бы хотел проиллюстрировать примером про олимпиады. Когда мы проводили анализ итогов олимпиад, мы проанализировали, какие школы новые в списке тех школ, у которых есть победители и призеры, в том числе, заключительного этапа. В этом году у нас резко выросло количество победителей: 123 победителя и 368 призеров. Почти полуторакратный рост по сравнению с прошлым годом по победителям. Особенно приятно, что расширилось количество школ и предметов, по которым есть победители. Мы сравнивали сумму олимпиадных успехов тех школ, которые объединились. Например, один из комплексов, который сейчас №1579, у них в 2010 году было 3 диплома по 3 предметам на уровне города, в 2011 году было 2 диплома по одному предмету, в 2012 году 3 диплома по 3 предметам, когда они уже объединились, и в 2013 году - 14 дипломов по 10 предметам, 2014 год – 23 диплома по 9 предметам, в т.ч. 2 предметам на финале заключительного этапа. Возникает мощный синергетический эффект, когда у школы много возможностей и по реализации тех учителей, которые уже были в школе и ребята могут по разным предметам получать более качественное образование. Школа стала гораздо более мощным игроком, ей проще выстраивать взаимоотношения с ВУЗами. Это яркий пример, и таких примеров много
В. МОЛОДЦОВА – «Учительская газета»
Исаак Иосифович, горькие события последнего дня заставили многих подумать о том, что сильно нужны профессионалы, потому что в том же метро один из тех, кого обвиняют в случившемся, глубокий пенсионер, которому на смену должны прийти молодые, умные, хорошо подготовленные. В этом смысле, что готова система образования, в т.ч. профессионального дать городу? Что с нашими колледжами? Насколько они отвечают на потребности города?
В любом городе всегда была практика, когда детей, которые заканчивали 7-8 класс, и, по мнению школы, плохо учились, она их отправляла в ПТУ. ПТУ сейчас нет, но есть колледж, который принимает после 9 класса. Что будет с этими детьми после 7-8 класса, от которых школа хочет избавиться?
И.И. КАЛИНА
Вообще я считаю, что во всех пединститутах 1 сентября 1 курса должно начинаться с изучения знаменитого рассказа «Филипок». Когда вы говорите, что школа от кого-то хочет избавиться, мне хочется спросить: вы уверены, что это школа, педагогическое учреждение? Это все равно, что после аварии тяжелораненых повезли к врачам, а они говорят: это такой сложный случай, мы не будем рисковать. И отказались бы принять, оперировать. Страшно то, что вы произносите. Страшно само словосочетание, что школа хочет избавиться от ученика. Миссия школы – это ученики. Я рад, что сегодня все меньше и меньше школ в Москве заявляют подобные позиции. Надеюсь, что эти позиции со временем уйдут совсем. Другое дело, что система образования обязана предоставить семье, ученику возможность выбора образовательной программы, которая ему более интересна. Для этого в городе расширяется система профильного и предпрофильного обучения. Наши колледжи с замечательными профессионалами-педагогами тоже включаются в эту систему. Мы же сейчас практически переходить на систему приема по направлениям предприятий. Предприятие – заказчик для колледжей. Но много ребят, которые имеют «умные руки», тяготеют к техническому образованию. Я согласен, что далеко не каждая общеобразовательная школа может реализовать такую потребность ученика. Поэтому мы обратились к колледжам. Те из них, кто докажет свою способность реализовывать профильные и предпрофильные программы углубленного изучения предметов, связанных с современными технологиями, Департамент откроет им возможность и выделит госзадание на открытие 8-9, как предпрофильных и 10-11 как профильных общеобразовательных классов. Это школа в составе колледжа, но профильная, с углубленным изучением предметов, связанных с современными технологиями. Прием в эти классы будет такой же, как и в любой профильный класс – по диагностикам, проявлению интереса учеником к предметам. Не думаю, что вообще стоит обсуждать тему, что кто-то от кого-то хочет избавиться. Даже наш рейтинг сделан так, что ни один троечник этот рейтинг снизить школе не может. Мы не провоцируем школу ни одним пунктом рейтинга, чтобы она избавлялась от кого-то. Наша задача – обеспечить широкий спектр выбора семье и ученикам различных профилей. Профиль, связанный с технологиями – очень важный профиль, и в колледже больше возможностей для реализации этого профиля.
Вчера мы встречались с руководством Московского строительного университета, который на проспекте Мира. Мы договорились, что этот университет начнет в Северо-восточном сначала округе реализацию идеи инженерных классов. Пока не на базе университета, а просто профильные классы в школах этого округа, которые получат возможности использовать изумительнейший лабораторный ресурс строительного университета, ресурс преподавателей этого университета для открытия инженерных классов. Так же, как мы в этом году открываем 70 кадетских классов по городу, думаю, что за этот учебный год мы подготовимся к открытию какого-то количества инженерных классов, в т.ч. на базе колледжей.
В. МОЛОДЦОВА – «Учительская газета»
Валерий Анатольевич. Мы с вами встречались в первый раз, когда вас избрали на совете, созданном в муниципальном районе. Часто приходится говорить, что хорошие директора уходят, и приходит неизвестно кто. Но вот вас избрали из 3 кандидатов. И как дальше все сложилось у избранного директора в новом комплексе?
В.А. ТИХОНОВ
Действительно совсем недавно мне пришлось пройти эту замечательную процедуру. Работаем. Новое учреждение, новый директор, поэтому очень много планов приходится реализовывать, которые были озвучены на наших советах. Очень интересная работа, не новая для меня. Я не молодой директор – стаж работы 10 лет. Но, поскольку это новая система и новое учреждение, очень интересно.
Т. ВОЛОШКО – «Первоклассные родители»
Вопрос о начальной школе, которая, как известно, фундамент всего здания. В ходе мониторингов зачастую выясняется, что ребенок справляется с заданиями повышенной сложности, но не выполняет базовых заданий. С чем это связано? Чем можно объяснить? Неспособностью усвоить конкретным ребенком предлагаемого материала? Выгоранием, которое ребенок испытывает к моменту написания работы? Или это недоработка данной школы?
И.В. ЯЩЕНКО
Действительно, это зависит и от ступени образования, т.е. класса, и от ребенка. Приведу пример. Мы проанализировали результаты ЕГЭ наших олимпиадников. Они подтвердили свои результаты по профильному или смежному предметам. Но интересно, что большинство получили результаты за 90, но 100-бальников среди них мало. Например, ребята, которые только что вернулись с Международной математической олимпиады, и получили там серебряные медали, они сделали ошибки в тестовой части «Б» по математике. У них чисто решенная часть «С». Иногда это происходит из-за недостаточной мотивации у ребенка. За этим часто стоит и вопрос психологического настроя на работу. Все цели наших олимпиад, диагностических работ – это возможность показать себя и понять, что получается, а что нет. Мы даем эти вещи увидеть и правильно спланировать свою дальнейшую учебу и карьеру. С этими детьми нужно работать по-разному.
И.И. КАЛИНА
Иван Валерьевич, вас можно понять так, что победители олимпиад плохо сдали ЕГЭ – это не так. Среди победителей 16 100-бальников, и от 90 до 100 – почти все уложились. Но я согласен, как говорится: «мелкие недостатки великого произведения – это уступка автора будущим критикам». Наверное, у все-таки нас растут великие авторы.
А.А. ИЛЬИН – «Трибуна»
Первый вопрос на счет пятидневной недели. Понятно, что большинству родителей это выгодно, потому что больше времени можно проводить с детьми. Но есть родители, которые работают в выходные дни. Для них что можно будет предложить? Продленку по выходным?
Второй вопрос в том, что большинство родителей не выбирают, где могут быть профильные классы, а в своем районе ищут школу для первоклашек. На ваш взгляд, как эта тенденция отражается на качестве образования? Спасибо.
Л.А. МЯСНИКОВА
По поводу пятидневной недели, я за нее. Большинство родителей за этот год говорят, что жизнь у них стала гораздо интереснее. Я не говорю о тех родителях, которые работают, а о тех, которые стали посещать музеи и «Университетские субботы». Советую сходить. Это интеллектуальных отдых для всей семьи, начиная от бабушек и дедушек, заканчивая младшими детьми, смотря какой институт или университет вы выберете. Отдых получается другой. Часто начинается с того, что родители ведут в тот институт, который они заканчивали, и пытаются своим детям рассказать, как было в их время. Заканчивается тем, что дети предлагают, куда бы хотелось пойти им, и оказывается, что это тоже очень интересно. Вот вам суббота, которая занята от начала до конца. Про олимпиаду «Музеи, парки и усадьбы» я вообще молчу. Это заразило всех и теперь уже никто не хочет смотреть в Интернете. Все считают лучшим подарком книгу о Москве, потому что все ходят и собирают баллы. Посещение музея – это уже не просто так, а чтобы помочь своему ребенку они считают эти баллы, обращаются на сайт олимпиады. Я считаю, что на данный момент лучше проводить время с детьми. Но, если работа, то в наших комплексах есть Управляющий совет, который решает, что если есть потребность у родителей в продленке или чтобы дети куда-то выезжали, то это не вопрос – решить у себя в комплексе эти проблемы.
В.А. ТИХОНОВ
Школа никогда не была закрыта в выходные дни. Мы работали и в субботу и воскресенье. Сейчас в составе комплексов представляется широчайшая возможность. У нас сейчас в составе каждого комплекса существует система дополнительного образования – кружки, студии и т.д. Практически в каждой школе существуют музеи, которые всегда открыты для посещения детьми вместе с родителями.
Если родители нуждаются в пребывании детей в образовательной организации в выходные дни, мы всегда готовы предоставить им эти дополнительные услуги, как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. Поэтому, и в субботу и в воскресенье школа открыта. Наши дети никогда не останутся без внимания.
И.В. ЯЩЕНКО
Упоминалась олимпиада «Музеи, парки, усадьбы». Хотел бы обратить ваше внимание, что по многочисленным просьбам участников, а так же тому, что была большая пресса по окончанию олимпиады, у нас было очень большое количество обращений тех, кто эту олимпиаду пропустил, прозевал. По этим просьбам Олимпиада объявила летние конкурсы, которые сейчас идут. Среди них есть конкурс «Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка», в котором фотографируют живность, которую они где-то видят. Мы уже договорились с МГУ и осенью мы запустим олимпиаду «Кто живет в Москве», на которой специалисты биологического факультета МГУ будут отвечать через интернет на вопросы, если сами не разобрались, кто живет. Идет конкурс по истории улиц Москвы, видеоролик, идет конкурс «Нарисуй усадьбу». Есть конкурс «В гостях хорошо, а дома лучше», где ребята, которые разъехались сейчас из Москвы, ищут парные объекты, т.е. аналогии чему есть в Москве. Потом, с сентября начнется Всероссийская олимпиада школьников «Школьных этап». В прошлом году в ней приняла участие половина ребят 5-11 классов. Потом начнется Московская олимпиада школьников. Олимпиады проходят по выходным. Спектр дополнительных занятий огромен, и во многие из них включены семьи. Даже в нашей олимпиаде «Турнир Ломоносова» для 11-классников в этом году будет семейный конкурс.
И.И. КАЛИНА
По поводу того, что родители стали приводить детей в школу рядом с домом. В этом году около 70% учеников пришли в первый класс в своем микрорайоне. Из 30% много, где люди зарегистрированы в одном микрорайоне, а реально живут в другом. Поэтому, из них тоже большинство пришли в школу в своем микрорайоне. В этом году у нас 23 000 первоклассников просто перешли из дошкольного отделения в школьное в своей школе, что хорошо говорит и о дошкольном отделении и о самой школе. В следующем рейтинге в 2015 году мы показатель количества дошкольников заменим на более качественный показатель – количество первоклассников, принятых переводом из дошкольного отделения. Это прекрасная характеристика качественного взаимодействия между дошкольным и школьным отделениями.
Вообще, не человек должен бегать по городу за качественным образованием, а качественное образование должно прийти к месту жительства человека. Для этого и возникают большие многопрофильные школы, где можно обеспечить качественное образование по всему спектру предметов. Школа должна предоставить семье возможность выбора. Для этого все и делается. Вам вопрос уже в какой-то мере характеризует ситуацию.
М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»
Хотела уточнить по поводу грантов. Сохранится ли система поощрения лучших школ на уровне этого года, т.е. это будет 40 школ? Вы сказали, что в начале учебного года мы подойдем к ситуации, когда останется 800 школ, то не окажется ли, что каждая вторая школа получит грант?
И.И. КАЛИНА
Грант получает не 400. 400 – это объявленные места в рейтинге. У всех остальных 401 место. По рейтингу учебных результатов награждается грантами Мэра всего 170 школ, т.е. 20% всех школ Москвы. Это 20 первой степени, 50 второй, и 100 третьей степени. Кроме того 50 образовательных учреждений награждаются грантом по 2 млн за создание социокультурной среды. Там в первую очередь учитывается работа с инвалидами, со сложными детьми, т.е. та работа, которая не может в одночасье вывести школу в топ рейтинга, но работа крайне важная, нужная.
М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»
Т.е. цифра в 170 останется и суммы тоже в том же объеме?
И.И. КАЛИНА
Да, суммы очень значительные. Когда с коллегами из других субъектов обсуждаем и говорим, какие гранты получают школы Москвы, то ко мне отношение по-моему портится.
О. ВИХРОВА – «Вечерняя Москва»
Выдвигаются ли какие-то дополнительные требования к ученикам, которые выбирают для себя в качестве старшей ступени поступление в Предуниверсарий? Получают ли они какие-то привилегии при поступлении в эти ВУЗы?
И.И. КАЛИНА
Никто никаких привилегий при поступлении никому не дает. Они должны наравне со всеми сдать вступительные экзамены, т.е. ЕГЭ.
При поступлении в Предуниверсарий университет имеет право провести диагностику, собеседование, контрольные работы, чтобы понять, стоит ли человеку тратить следующие два года на обучение именно в этом профиле, или лучше подсказать, что человек зря потратит два года, т.е. это не его, чтобы он выбрал другое. Да, есть диагностика при поступлении. Ничего, кроме школьной программы за 9 классов университет не проверяет. Это право всех профильных классов. Сегодня и Валерий Анатольевич будет проводить диагностику при наборе в профильный класс, и колледж при наборе тоже будет ее проводить.
Например я всегда был категорическим противником диагностик при поступлении в первый класс, потому что человек ничего не должен никому поступая в первый класс. В 9 классе он уже отучился и должен продемонстрировать результат своего учебного труда, чтобы все вместе, учителя и он и семья могли понять, в каком направлении ему дальше двигаться. К тому же, не забывайте, что город финансирует Предуниверсарии. ВУЗы тоже вкладываются, но город на них выделяет субсидию. Есть целый пакет критериев, по которому Департамент взаимодействует с этими ВУЗами, контролирует это дело, они отчитываются на специальной комиссии о результатах. Это специализированная часть образования города.
М. СУГРИНА – «На Западе Москвы»
Сколько уже первоклашек зарегистрировались в первые классы, если есть такая статистика? Что ждет нас в связи с началом учебного года? Будут ли открыты какие-то детские «уголки радости», т.е. детские сады в Москве?
И.И. КАЛИНА
У нас сейчас зарегистрировано чуть более 90 000 кандидатов в первые классы. Принято практически 90 000, т.е. 99.5% из подавших заявки уже приняты в первые классы. Набор практически завершен.
По поводу дошкольных отделений школ, мы практически завершили прием в дошкольные отделения. Все юные жители Москвы возрастом старше 3 лет, которые хотели получить место в дошкольных отделениях, его получили. Во многих районах нам удалось дать места в дошкольных отделениях детям в возрасте от 2,5 до 3 лет. Абсолютно предоставлены места детям-инвалидам, детям инвалидов, детям из многодетных семей жителей Москвы. Сейчас мест практически нет. 3 года назад в Москве в дошкольных отделениях было около 280 000 юных жителей столицы, а сейчас у нас 420 000. Чудес в этом мире не бывает. Место для дошкольника из воздуха не рождается. 140 000 – это огромный рост, половина от того, что было. Строительство продолжается. Большая его часть сегодня сосредоточена на территории Новой Москвы. Думаю, что по плану у нас 2014 году 36 зданий для дошкольников, и к 1 января строители все свои планы выполнят.
А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»
У меня вопрос по поводу Предуниверсариев. Поступают ли какие-то новые предложения от ВУЗов? Какие это ВУЗы? Сколько их? Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Сейчас идут переговоры с ВУЗами. В этом году мы расширяем те ВУЗы, которые есть. Они объявятся в октябре-ноябре. Думаю, что еще на 5 ВУЗов мы дадим согласие. Желающих много, но мы не очень торопимся давать это согласие, потому что не очень хотелось бы дезориентировать московских старшеклассников. Если уж Предуниверсарий открывался, то открывался при ведущих ВУЗах страны. Ведущие ВУЗы страны недостатка в абитуриентах не испытывают. Те, которые испытывают недостаток и готовы открыть Предуниверсарий, те нам не интересны. Поэтому, мы очень благодарны ГУ ВШЭ, что этот ВУЗ первый очень активно вошел в этот процесс, что сегодня, кроме Предуниверсария есть распределенный лицей при ГУ ВШЭ, когда классы в некоторых школах взяты по патронаж ВШЭ. Преподаватели ВУЗов проводят занятия, помогают учителям школ. Сейчас проблема в том, чтобы мы не ошиблись в выборе ВУЗа, которому мы даем согласие.
Вчера строительный университет твердо сказал, что в 2015 году они откроют Предуниверсарий. Национальный исследовательский университет, очень востребованный.
В. МОЛОДЦОВА – «Учительская газета»
Вы все так фундаментально рассказываете. Вы мужчина строгий, основательный. Скажите, какая-то мечта в образовании у вас есть?
И.И. КАЛИНА
Я отвечу, наверное, слишком тяжеловесно и основательно. У меня простая мечта. Я очень хочу, чтобы обсуждая образование, перестали обсуждать темы: сколько времени учимся, где учимся, в лицее, гимназии, школе? Чтобы все общество обсуждало всего два вопроса – чему учимся и для чего учимся. То, что эти два вопроса не являются предшествующими всем остальным, нас всех дезориентирует и уводит от сущности. Нам всем не хватает времени, поэтому мы часто обсуждаем явления, а не сущности. Я уверен, что в образовании сущность отвечает на два вопроса: чему учимся и для чего учимся. Все остальное – это явление. У меня мечта, чтобы в следующий раз, когда я приду на пресс-конференцию, мы с вами смогли обсуждать образовательные сущности. Спасибо.
ВЕДУЩАЯ
На этой философской ноте мы попрощаемся до следующей встречи. Спасибо, коллеги, до свидания.