Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция Владимира Ресина
14 апреля 2021, среда, 10:36

Пресс-конференции

04 июня 2014 Пресс-конференция Владимира Ресина

4 июня состоялась пресс-конференция депутата Госдумы РФ Владимира Ресина на тему: «43 федеральный закон: регулирование правоотношений в связи с присоединением к Москве новых территорий»

Пресс-конференция Владимира Ресина

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: «43 Федеральный закон: регулирование правоотношений в связи с присоединением к Москве новых территорий».
В пресс-конференции принимают участие: Ресин Владимир Иосифович, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Жидкин Владимир Федорович, руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы, Тимофеев Константин Петрович, председатель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.

В.И. РЕСИН

Я вас всех приветствую. Наша тема гораздо глубже, чем только этот закон. Она связана с основной задачей, которую В.В. Путин поставил перед всеми нами: 2016 году надо достичь 100 миллионов квадратных метров комфортного, доступного жилья в год. В 2013 году такого жилья построено около 70 миллионов квадратных метров. В ближайшие годы надо наращивать темпы и выходить на эту цифру, т.е. 25 миллионов нарастить или увеличить ввод жилья в полтора раза. Это глобальная модернизация строительной области в целом. Необходимо привлечение серьезных инвестиций. Значит, нужно создать благоприятный инвестиционный климат и систему перспективного комплексного градостроительного планирования. Первоочередная задача – формирование современного уровня инженерной и транспортной инфраструктуры на застраиваемых территориях. Над поставленными задачами работает и Правительство России, и Министерство строительства, Мэрия Москвы, руководство Московской области и другие регионы России.
На законодательном уровне наша задача состоит в формировании грамотной и эффективно работающей базы.
Согласно данным Росстата средняя стоимость строительства квадратного метра жилья в России в 2013 году составила 36,2 тысячи рублей. Эта цифра позволяет определить примерный объем инвестиций, привлеченных в жилищное строительство в 2013 году - 2 триллиона 512 миллиардов рублей. Перед Правительством Москвы поставлена государственная задача построить на присоединенной территории новый город с полуторамиллионным населением и миллионом рабочих мест. Для этого в апреле 2013 года был принят закон №43, представляющий Москве специальный порядок регулирования, предоставление прав на строительство и разрешительную документацию. Сегодня, оценивая первый год правоприменительной практики закона, мы можем сделать некоторые выводы. Самый главный фактор строительства – время. Основная часть временных затрат приводится на 1 фазу любого строительного проекта, оформление прав. Вне закона №43 этот выбор правового оформления и подготовки к освоению земельного участка занимает от 3 и более лет. Для изменения этого положения вещей наш закон определил жестко регламентированные административные процедуры и взаимодействие с частным партнером. Именно государственное частное партнерство является сегодня главным вектором правоотношений в градостроительстве. Это позволяет находить выгодные условия сотрудничества государству и частным собственникам, вовлекать в оборот все виды недвижимости, в т.ч. неосвоенные земельные участки и полузаброшенные производственные комплексы. Четко прописанные в законе условия и регламент обеспечивают согласование интересов всех сторон и сокращение времени на этапе оформления разрешительной документации для начала работ до 6-9 месяцев.
В рамках закона № 43 сформированы адресные перечни строительства. Инвестиционная программа Москвы до 2017 года утверждена Мэром и в ближайшее время будет опубликована. Все полномочия по резервированию, изъятию, формированию и оформлению земельных участков под строительство на территории Москвы переданы Москве и закреплены за Департаментом государственного имущества города. Принято совместное постановление Правительства Москвы об особенностях подготовки и утверждения документации по планировке территории. До 31 декабря 2015 года закон позволяет размещать объекты и резервировать участки без схем территориального планирования, которые находятся в разработке. Особое значение приобретает работа Градостроительной земельной комиссии, которой принимается решение по результатам переговоров и согласительных процедур. Так же ГЗК рассматриваются вопросы резервирования, изъятия земельных участков, изменение разрешенного вида и др. Работа ГЗК показала, что правообладатели и потенциальные застройщики сами выходят с инициативами по участию в комплексном освоении территорий.
Закон устанавливает очень жесткие сроки для выполнения госорганизацией кадастрового учета и регистрацией – 5 рабочих дней. Вышеперечисленное позволило сформировать эффективный работающий механизм согласительных процедур. За год практики не были в полной мере задействованы механизмы изъятия недвижимости и земельных участков с участием судов и других инстанций - это главный положительный итог.
Благодаря механизму договорных и согласительных процедур, предусмотренных в Законе, Правительство Москвы планирует половину требуемых инвестиций для преображения территорий Новой Москвы привлечь из внешних источников. Уже сегодня достигнута договоренность о строительстве 7,5 км метро и 9 км дорог за счет инвесторов. Другой пример – Саларьево, где собственники объединились для освоения принадлежащих им земель. Там предусмотрено строительство ТПУ и застройка прилегающих территорий. За счет средств инвесторов разрабатывается порядка 1000 гектар. Мои коллеги приведут и другие примеры, подтверждающие важность и практические результаты применения данного закона. Спасибо за внимание.

В.Ф. ЖИДКИН

Добрый день. Спасибо за участие в сегодняшней пресс-конференции. Закон №43 был принят в кратчайшие сроки. Хочется сказать спасибо Госдуме и Совету Федерации за оперативную работу над этим законом совместно с Правительством Москвы. На примерах прокомментирую, насколько он важен. Наш Департамент на данном этапе является заказчиком и строит уже 3 участка дорог: от Калужского до Киевского шоссе в районе Саларьево, от Киевского до Боровского шоссе в районе Рассказовки, от Коммунарки до Южного Бутова. На этих участках для расширения дорог мы вынуждены изымать земельные участки, которые принадлежат различным собственникам. Данный закон нам позволил в короткие сроки совместно с собственниками земельных участков определить возможность изъятия. Эта работа по 2 участкам дорог полностью завершена и мы приступаем к данной процедуре на промежутке дороги от Коммунарки до Южного Бутова. Ни одного обращения в суд от собственников земельных участков не было за этот период. Это характеристика того, насколько профессионально и грамотно было подготовлен Федеральный закон №43. Надеюсь, в дальнейшем он будет нам так же полезен и необходим при строительстве инженерных коммуникаций и дорог.
До 2035 года, как уже говорил Владимир Иосифович, население Новой Москвы составит 1,5 миллионов человек. По поводу миллиона рабочих мест – он составит до 67% занятости всего населения Новой Москвы. Основные принципы развития новых территорий – это полицентричность, комфортная экологическая среда обитания, места приложения труда в шаговой доступности (сегодня в каждой комплексной застройке предусматриваются рабочие места нескольких видов занятости), сохранения экологического каркаса, приоритет мало- и среднеэтажной жилой застройки, сбалансированное развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. На новой территории 12 точек роста. Все они дают сбалансированный одновременный экономический рост всем территориям Новой Москвы. Они расположены вдоль основных транспортных магистралей. По поводу объема инвестиций, то до 2035 года общая сумма затрат составит более 7 триллионов рублей. Мы разложили эту сумму по основным направлениям – это недвижимость, транспортная и инженерная инфраструктура, социальные объекты. Большая часть средств предполагается за счет внебюджетных источников, в т.ч., на социальную инфраструктуру и на объекты транспортного и инженерного назначения.
На слайде вы видите развитие скоростного неуличного транспорта, который предусматривает развитие Киевского и Курского направлений железной дороги, строительство 4 веток метро, строительство трамвая. Далее, по поводу строительства дорог вы видите дороги первой категории, Калужское шоссе, поперечные связи, ЦКАД. В целом, планируется построить более 600 км дорог на Новой территории и провести реконструкцию такого же количества уже существующих дорог, как на двух участках дорог, которые мы сегодня строим: от Киевского до Калужского шоссе и от Киевского до Боровского. Они были двухполосные. Сейчас мы завершаем реконструкцию. Дороги становятся четырех полосными, с тротуарами, выездными карманами, что позволяет увеличить количество общественного транспорта на данных участках. Следующие два слайда показывают развитие инженерных инфраструктур: основные магистральные сети энергоснабжения и строительство генераций под выработку тепла. Система энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения сегодня полностью проработана. Нет сомнений в том, что данная территория будет полностью обеспечена всеми ресурсами. Схема согласована с ресурсоснабжающими организациями. Мы продолжаем разработку этих схем с более точной привязкой строительства основных магистралей и объектов инженерного назначения, что позволит нам предусмотреть в составе территориальной схемы коридоры для строительства инженерных коммуникации и площадки под головные объекты инженерного назначения. Для того, чтобы территория сбалансировано развивалась, необходимо создать рабочие места с той структурой, которая бы максимально обеспечила жителей Новой Москвы работой, тем самым снизить трафик транспортна переезда в историческую Москву. Для этого с Мэром Москвы Сергеем Семеновичем согласована разработка программы создания мест приложения труда. На слайде вы видите таблицу предварительных расчетов по видам деятельности количества рабочих мест для создания на новой территории. Для нас крайне важно определить не только точное распределение рабочих мест по видам деятельности, но и их размещение на новой территории. При разработке проектов планировок на новой территории после разработки данной программы мы четко сможем определить, где какие рабочие места необходимо создавать, чтобы сбалансировать эту структуру.
Как я уже говорил, практически вся территория Новой Москвы находятся в частных руках, поэтому ФЗ №43 нам крайне необходим. Без него этот город было бы практически невозможно построить. Спасибо за внимание.

К.П. ТИМОФЕЕВ

Уважаемые коллеги, применение данного закона – очень важный вопрос, в частности, для инвестиционного строительства. В Законе определен упрощенный порядок освоения земли для строительства федеральных, региональных объектов и объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Мы его применили шире в плане строительства ТПУ и реконструкции промышленно-коммунальных зон, которые находятся не только на новой территории, но и в Старой Москве. С одной стороны Закон дал дополнительные возможности, а с другой стороны поставил ограничения по времени – упрощенный порядок действует до конца 2015 года. Значит, до конца 2015 года мы должны определить границы зон влияния, зон размещения планируемых под изъятие объектов. Это ТПУ, дороги, социальные объекты - поликлиники, больницы, детские сады, школы, а так же реконструкция больших территорий, к которым мы тоже применяем, когда определяем границы и возможность изъятия в связи с этим законом. На Градостроительноземельной комиссии таких решений мы уже приняли более 20. Это ТПУ, которые мы определили под границы зон размещения, определив параметры будущей инвестиционной застройки – это более 2 миллионов квадратных метров. Это ТПУ «Автозаводская», «Ботанический сад», «Дмитровская», «ЗИЛ», «Кунцевская», «Лужники», «Петровско-Разумовская», «Новокосино», «Саларьево». Инвесторы не идут в суды, потому что после принятия решения об изъятии само изъятие наступает, и нам не принципиально, согласился инвестор или нет, все равно можно изымать. А суд может продолжаться сколько угодно по вопросам компенсации, соглашению по цене. 255 ТПУ, в т.ч., с применением этого закона, мы определили границы зоны влияния, границы зоны размещения. Теперь нам нет нужды ждать применения и разработки документов территориального планирования. Нет необходимости разрабатывать проект планировки и утверждать его, ждать утверждения территориальных схем и других документов, нет необходимости ждать принятия правил землепользования застройки. Данный механизм может быть применен сейчас. А если речь идет о размещении значимых объектов, нет необходимости проводить публичное слушание, что ускоряет строительство объектов.
Готов ответить на ваши вопросы.

ВЕДУЩИЙ

Владимир Иосифович, спасибо, что пришли. Мои коллеги сформулировали такой вопрос: известно, что при принятии любого закона почти всегда есть различные группы, лоббирующие тот или иной интерес. Учитывая, что Владимира Иосифовича Ресина знают в России все крупные бизнесмены и люди, которые когда-либо строили или имеют землю, приходили ли к вам инвесторы и крупные собственники земель на новых территориях и пытались как-то повернуть закон в своих интересах?

В.И. РЕСИН

Явных действий не было со стороны крупных инвесторов, застройщиков. Люди понимают. Каждый из тех, кто этим бизнесом занимаются, думал, как достичь конечного результата. Когда я встречался с людьми и когда мои коллеги встречались, Н.Н. Гончар участвовал во внесении этого Закона, то такого не было. Было лоббирование со стороны оппозиции, т.е. тех, кто иногда ищет завоевания дешевого авторитета, что мы силой заставляем и люди останутся без денег за свое имущество. Но я, когда вносил этот закон, подходил с позиции государства. Чтобы подходить с такой позиции, нельзя не подходить с позиции бизнеса. Поэтому, если вы обратили внимание, в Законе обусловлено не изъятие земли, как делали большевики, а выкуп по рыночной цене. Это большая разница. Оценщик устанавливает цены и т.д. Этот подход позволил нам иметь то, что мы имеем – ни одного дела в суде нет.

ВЕДУЩИЙ

Опыт Сочи помог в разработке этого проекта?

В.И. РЕСИН

Конечно! И Сочи, и Дальний Восток, и другие. За свои 20 лет работы в Москве насмотрелся этих вещей так, что был сыт по горло. Например, когда Ленинградский проспект реконструировали, в районе Динамо стоял временный маленький ювелирный магазинчик, не оформленный по-настоящему, гроша ломаного не стоящий. Не смотря на все уговоры владельца, на два года были откинуты сроки строительства в тот момент, когда все задыхались на этой «Ленинградке» по движению. Таких случаев было много. К сожалению, часто люди заранее плати большие деньги, чтобы узнать, где и когда в Москве что будет строиться, особенно метро, крупные комплексы, магистрали, и любыми путями на этом зарабатывали, стараясь приобрести эту землю, а потом застройщику ее по собственной цене продать. Сочи особенно подстегнул, когда сроки были сжаты и так далее.

А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»

Скажите, пожалуйста, со сколькими собственниками вам уже пришлось иметь дело, договариваться по новому закону? Какие компенсации они получили? Спасибо.

В.Ф. ЖИДКИН

Уже говорил, что мы в течение прошлого и начала этого года построили 2 частка дорог протяженностью 8 км. Всего было 25 собственников. Участки небольшие. Учитывая, что это реконструкция, а не новое строительство, общая сумма затрат составила около 700 миллионов рублей на компенсацию, выкуп. Стоимость компенсации рыночная. Она происходить после оценки независимым оценщиком, который определяет рыночную стоимость земельного участка. На строительстве участка от Коммунарки до Южного Бутова 17 собственников земельных участков. При этом одна часть дороги реконструируется, а другая часть строится заново и проходит по свободной территории, по полям, собственниками которых являются компании «Масштаб» и «ПИК».

А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»

А эти 25 собственников – это частные лица или представители бизнеса?

В.Ф. ЖИДКИН

Частные лица и представители бизнеса. Больше представителей бизнеса.

М. РЫЧАГОВ – «Интерфакс»

По дороге Коммунарка – Южное Бутово, сколько планируется компенсировать, какие затраты на компенсацию.

В.Ф. ЖИДКИН

Общая сумма компенсации – около 800 миллионов рублей. Но этот участок дороги вполовину строится заново, поэтому приходится согласовывать передачу от инвесторов большую территорию в разы, чем на строительстве дорог на участке от Киевского до Калужского шоссе и от Калужского до Боровского шоссе.

Т.Г. СМИРНОВА – «РБК ТВ»

Во сколько обошлась стоимость одной «сотки» по компенсации? Вы по кадастровой стоимости оценивали? Она иногда даже дороже рыночной бывает. Какие примерно объемы компенсации или изъятия планируются в течение ближайших 5 лет?

В.Ф. ЖИДКИН

Трудно определить на несколько лет вперед объемы компенсации, учитывая, что сегодня большое количество инвесторов готовы передать свои земельные участки под строительство инженерной инфраструктуры за цену, которая является ниже рыночной, учитывая, что капитализация их земельных участков будет возрастать. Они сами готовят предложения по предоставлению своих земельных участков под строительство транспортной, инженерной инфраструктуры, так как прохождение дорог и коммуникаций улучшает капитализацию их земельных участков.
Стоимость «сотки» сильно отличается в зависимости от месторасположения участки, удаленности от МКАДа, назначения участка. Средняя цена – до 300 000 рублей за «сотку».

С. ИШКОВ – «Московская правда»

Значительную часть территории Новой Москвы занимают дома индивидуального жилого строительства. Как будут учтены интересы хозяев этих домов? Спасибо.

В.Ф. ЖИДКИН

Сейчас проектирование дорог и инженерных коммуникаций предусматривается по свободным от застройки земельным участкам. На Калужском шоссе под изъятие предусматривается всего 3 жилых частных дома. Что касается жилых домов, их снос будет компенсирован по рыночной стоимости.

В.И. РЕСИН

В начале 60-х годов по указанию Никиты Сергеевича Хрущева на Преображенской площади был снесен храм. Все винят Хрущева, а винить надо строителей, проектировщиков, тех, кто спроектировал трассу метро, чтобы снести храм. Сейчас стратегия Мэра и его команды в том, чтобы не принимать любую трассу, а принимать трассу с наименьшими затратами, наименьшим сносом, наименьшими неудобствами. Такой подход позволил моим коллегам сегодня избежать многих пустых затрат и войны с теми, чьи интересы затрагивали.

К.П. ТИМОФЕЕВ

Если идет изъятие жилого объекта и это жилье единственное у гражданина, то в законе предусматривается предоставление равноценного жилья. Тут опасаться нечего.

В. БОВАЕВА – «Тверская, 13»

Константин Петрович, вы сказали, что уже определена стратегия строительства на новых территориях. Где будет наиболее массовое строительство и где появятся новые предприятия?

К.П. ТИМОФЕЕВ

По территории Владимир Федорович в презентации показывал точки роста. Мы определили развитие ТПУ и промышленно-коммунальных зон.

В.Ф. ЖИДКИН

Посмотрите на 3 слайд. Вот основные точки роста. Первая точка роста – Административно-деловой центр. Там планируется построить более 3 миллионов квадратных метров недвижимости, рядом с Коммунаркой. На данную территорию планировалось перевести часть федеральных структур. Вторая точка роста рядом с МКАДом – Мамыри-Саларьево, где в этом году будет построено 2 станции метро, «Румянцево» и «Саларьево». Здесь, в основном, рабочие места. Только «Индиго-парк» строит сегодня около 50 мелких предприятий по производству различной продукции. Там же торговля и офисные центры, объекты другого назначения. Следующая точка роста – Троицк. Это инновационный научный центр. Мы предполагаем на данной территории размещать предприятия именно этого назначения. Точка роста в районе аэропорта «Внуково». Там будет все, что сбалансирует эту территорию в части экономического развития. 5 точка роста находится в районе ЦКАДа. Эта дорога планируется в этом году к строительству и Росавтодор данный участок дороги строит на территории Новой Москвы. Там предполагается построить объекты логистического направления. Например, в 10 точке роста, которая расположена дальше от исторической Москвы будет развитие агропромышленного назначения. Пока это только планы. Решения по данным точкам роста нет, но там уже есть действующее сельхозпроизводство. Надо будет просто его развивать с точки зрения аграрной промышленности. 6 точка роста находится в районе Бекасово. Сегодня там уже сформирован крупный железнодорожный узел. На данной территории целесообразно разместить логистический центр. У нас уже есть договоренность с французской компанией. Они планируют там построить бизнес-платформу, где будет расположено около 10 000 резидентов компаний Азии и Европы. Там любой бизнесмен может подписать договор или контракт на поставку продукции и тут же приобрести какое-то количество продукции, размещенной на складах этой бизнес-платформы. Данные предприятия будут являться градообразующими.

С. ВОЛКОВА – «Комсомольская правда»

Владимир Федорович, понятно, что вы сейчас вы ведете переговоры с собственниками земли. Какие дороги в этом году точно будут достроены, реконструированы и запущены, и ими можно будет пользоваться? Спасибо.

В.Ф. ЖИДКИН

Дорога в районе Мамыри-Саларьево будет построена в июле этого года. Мы ее открываем. Дорога в районе Рассказовки от киевского шоссе до Боровского шоссе будет построена в июле текущего года. Дорога от Коммунарки до Южного Бутова будет построена в июне будущего года. Важный участок дороги от Троицка до Киевского шоссе мы начинаем строить. Она протяженностью 9 км, и будет построена летом будущего года. При этом идет проектирование еще 10 участков дорог на новой территории. В основном, это поперечные связи между основными радиальными направлениями – Киевское, Боровское и Калужское шоссе.

ВЕДУЩИЙ

Владимир Иосифович, какие принципы градостроительства присутствуют в Москве последние 2 года? Принципиальные подходы остались те же, или появляется что-то новое у ваших воспитанников? Спасибо.

В.И. РЕСИН

Хороший вопрос. Принцип умного-дурака, что умный учится на ошибках других, а дурак свои повторяет. Главное, что мне сейчас нравится, и к чему мы по объективным причинам не сумели прийти раньше, это то, что сегодня все начинается с инфраструктуры. Главное внимание от первого лица строительства, заканчивая территориальными органами – это дороги, метро, социальная инфраструктура, рабочие места. Мы, и до нас понастроили много. Мы вынуждены были это делать – Теплый стан, Ясенево и другие места – это спальные районы. Сегодня это исключено. Это главное, на мой взгляд, первое, что отличает. Второе, то, что бюджет расписан по наиболее нужным для города позициям. Первые три года уже дали свой результат, не говоря о рейтинге Мэра. Люди поверили, что он сказал, значит, сделает. Все это позволило в кратчайшие сроки многие трудные вопросы начать решать. Например, карманы, локальные вопросы по дорогам, дополнительные переходы, решение вопросы со стоянками и другое. И мы видим резкое улучшение движения в центре города. Сначала все обеспечивается для комфортности проживания и пребывания человека, а затем строить жилье, где он будет жить, или жилье делать так, чтобы к моменту заселения, уже была вся эта комфортность – это главное, что сегодня достигается, и чего не могли достичь 50-60 лет.

Е. БЫЧКОВА – «Аргументы и факты»

Утверждение схем территориального планирования несколько затянулось. Правильно я понимаю, что в связи с этим не пришлось переносить планы строительства крупных объектов в точках роста? Или какие-то сроки пришлось сдвинуть?

В.Ф. ЖИДКИН

Утверждение затянулось, но схема уже разработана. В составе схемы есть транспортных и инженерных каркас. Что касается строительства крупных объектов, их строительство продолжается, и намеченный в текущем году план будет выполнен. Мы построим 2,5 миллионов квадратных метра недвижимости. Что очень важно, в составе этого объема будут построены рабочие места – не менее 40 000 мест на территории Новой Москвы. 1 июля. когда исполнится 2 года, как новая территория присоединилась, мы вводим в эксплуатацию современный бизнес-центр, который строит сегодня чешская компания «PPF» в районе Румянцево, где строится метро. Мы открываем 200 000 квадратных метров нового современного бизнес-центра.
Строится и жилье, и объекты недвижимости, а так же объекты социального назначения. В этом году будет введено не менее 10 детских садов, 4 поликлиники мы уже открыли, еще 2 в этом году открываем и начинаем строить в сентябре - октябре около 30 объектов социального назначения за счет бюджета Москвы: 4 крупные поликлиники, одну больницу, школы, детские сады, и т.д. Надеемся, что в ближайшие два года мы решим проблему мест полностью, хотя ее почти уже нет. Все остальные крупные объекты жилого назначения, где инвесторы сами строят школы, детские сады, сегодня полностью скорректированы графики строительства с тем, чтобы они не опаздывали за строительством жилья. Мы ведем контроль за строительством объектов социального назначения.

Е. МАМОНОВА – «Московская перспектива»

Прозвучала цифра, что на развитие новых территорий планируется потратить более 7 триллионов рублей, причем основная часть из внебюджетных источников. Что может побудить предпринимателя вкладывать деньги не в строительство выгодной недвижимости, а в инфраструктурные объекты? Как планируют московские власти стимулировать предпринимателей?

В.Ф. ЖИДКИН

На конкретном примере: компания «Мортон» планирует построить объект комплексной застройки в районе «Середнево». Половина данной территории будет застраиваться коммерческой недвижимостью, объектами нежилого назначение, создание рабочих месть, и объекты жилья. Они строят полностью всю социальную инфраструктуру – школы, сады, поликлиники. Кроме этого компания планирует построить участок дороги в 8км стоимостью 9 млрд рублей. Транспортная инфраструктур улучшает капитализацию застраиваемых территорий. Они не хотели бы строить эту дорогу, но развивать территорию нужно совместно. Не только город должен тратить бюджетные деньги объекты социального назначения, на дороги, инженерию. Ни один бюджет не вынесет такой нагрузки. Инвесторы это понимают и готовы вкладывать свои средства.
Стоимость квадратного метра сегодня составляет до 100 000 рублей. Себестоимость квадратного метра от 60 000 до 70 000 рублей, когда он строит не только жилье, но и детские сады. Так почему не потратить еще часть этой маржи, а она составляет более 1000 долларов с квадратного метра, на строительство объектов транспортной инфраструктуры. Инвесторы с пониманием к этому относятся и вкладывают средства в строительства дорог. Во всем мире так.

Т. ЧЕРЕДНИКОВА – «Московский Комсомолец»

Расскажите о Калужском шоссе? Была информация, что трасса пошла в обход основной и старое Калужское шоссе станет главной улицей. Как там происходил выкуп земель? По ЦКАДу расскажите, как строится первый участок.

В.Ф. ЖИДКИН

ЦКАД пока не строится. Что касается Калужского шоссе, начало строительства, 8 км, в сентябре текущего года. Госзаказчиком является Департамент строительства. Этот участок пройдет по существующей сегодняшней трассе. Утвержден проект планировки второго участка от поселка Сосенский до ЦКАДа. Почти вся дорога пройдет по существующей трассе, единственное, будет обход в районе Троицка. При этом проектируется дублер Калужского шоссе. Проект планировки этой дороги разрабатывается. Калужское шоссе пройдет почти полностью по существующей трассе, в обход Троицка и еще двух населенных пунктов, чтобы не было сноса объектов недвижимости.

А. МАСТРЕНКОВ – портал stroi.mos.ru

Константин Петрович, есть ли вообще интерес у инвесторов к ТПУ? Насколько он большой? Не пугают ли их сложности с публичными слушаниями, объемами строительства?

К.П. ТИМОФЕЕВ

У нас есть 2 типа заинтересованных инвесторов. Первые – это те, кто имеет недвижимость около этих транспортно-пересадочных узлов. Это те инвесторы, которые хотят развивать свою территорию. С принятием этого закона мы увеличили данные границы, чтобы эта территория развивалась комплексно вместе с городскими структурами, Мосинжпроект, РЖД, метро. Вместе мы будем развивать данную территорию. Здесь инвесторы играют активную роль, вплоть до того, что хотят за свои деньги построить линейные объекты и платформу, даже небольшой вокзал. Саларьево – это такой положительный пример. Так же Ботанический сад, где за свои деньги инвесторы готовы построить ТПУ. Второй тип инвесторов готовы вложить деньги в строительство, но не имеют недвижимости или земли рядом с ТПУ. После поездки Сергея Семеновича в Китай было несколько таких предложений от китайских инвесторов. Они готовы вкладываться в ТПУ, финансировать их и получать квадратные метры недвижимости, в т.ч., вкладывать и в линии метро между ТПУ. Поэтому, активность большая и несколько таких проектов мы инвесторам уже предлагаем.

М. РЫЧАГОВ – «Интерфакс»

Константин Петрович, клуб инвесторов разработал законопроект о развитии промзон и вовлечении их в оборот, однако Мэр отклонил этот проект. Почему и что с ним будет дальше?

К.П. ТИМОФЕЕВ

Наверное, вас интересует, будет ли изъятие на этих территориях, и будем ли мы их совмещать. Да, такая инициатива не нашла поддержку. Нашла поддержку инициатива стимулирования собственников земельных участков путем увеличения кадастровой стоимости, путем проверки использования данной территории административными инспекциями, если это не целевое использование. Механизм в ФЗ №43 присутствует, и данные территории мы можем резервировать в упрощенном порядке, не предполагая точечную застройку. Положение закона мы уже применяем к промзонам и резервируем территорию, и не рассматриваем точечную застройку, когда инвестор хочет на данной территории построить торговый центр, не беря во внимание транспортную развязку. Инициатива пока такова, что под промышленные объекты не будет предполагаться изъятие, но будет предполагаться резервирование и стимулирование через экономические механизмы.

ВЕДУЩИЙ

Владимир Иосифович является советником Патриарха Всея Руси по вопросам строительства и курирует большую программу. Бизнес найдет свое место, а вопросы духовности? Будет ли место для храмов на новых территориях? Как эта работа организована? Спасибо.

В.И. РЕСИН

Они уже есть. Не дожидаясь этой программы, еще когда Владимир Федорович был моим коллегой и занимался строительством в Московской области, уже тогда раньше нас началось строительство храмов. В Серпухове и других местах они уже построены. В этом году в Троицке ко Дню города силами нашей новой префектуры и силами Владыки Саввы, и СУ-155 будет закончено строительство храма. Кроме этого строится еще 3 храма в области. Готовят целую программу. Задача, которую Патриарх поставил: в ближайшее десятилетие 100-150 храмов будет построено.

В.Ф. ЖИДКИН

Принятие законов, подобных ФЗ №43, крайне необходимо для таких городов, как Москва. Еще раз хотелось бы порадоваться, что у нас в стране была такая работа проведена. Закон был принят и позволяет нам сегодня развивать территорию комплексно и сбалансировано. Это одно из самых грамотнейших и своевременных решений для развития Москвы.
Всего доброго.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо большое.