Информационный Центр Правительства Москвы
29 апреля 2025, вторник, 08:31
Пресс-конференции

Пресс-конференция Анастасии Раковой

21 мая состоялась пресс-конференция заместителя Мэра Москвы, руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Раковой Анастасии Владимировны на тему: «Электронная система вовлечения москвичей в управление городом».

Пресс-конференция Анастасии Раковой

ВЕДУЩАЯ

Добрый день, коллеги. Сегодня Анастасия Владимировна Ракова, заместитель Мэра Москвы, руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы представит вам уникальный проект: «Электронная система вовлечения москвичей в управление городом». Аналогов у этого проекта ни в каких городах мира нет.
В работе пресс-конференции так же примет участие Ермолаев Артём Валерьевич, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы.

А.В. РАКОВА

Добрый день, коллеги. Если вы зарегистрированы на портале госуслуг, то, наверное, получали письма от Мэра Москвы, которые явились основой для разработки этого проекта.
С первых дней работы в Мэрии Москвы Сергей Семенович поставил задачу максимально вовлекать население в управление города. Это встречное движение. Москвичи – одни из самых активных жителей нашей страны. Они готовы принимать в жизни города самое активное участие. Мы, как Правительство Москвы, понимаем, что без включения населения в процесс управления, мы не можем добиться максимальной эффективности наших решений. Мы хотим построить комфортный город. Комфорт конкретных людей – это то, что они выбирают для себя сами. В Москве наладить контакт с каждым достаточно сложно. Развивая формы взаимодействия с населением, мы сделали упор на электронные коммуникации. Во-первых, это означает массовость, ведь с помощью электронной почты можно достучаться до 2/3 москвичей. Второе – это привлечение активных жителей нашего города. Третье – комфорт для всех. Всеми этими средствами можно воспользоваться где угодно – хоть с дивана, хоть в общественном транспорте. Четвертое – это открытость.
Начинали мы вовлечение населения в управление городом через контроль за чиновниками при оказании элементарных услуг - содержание дома, двора и т.д., через жалобы. На сегодняшний день мы имеем 260 000 пользователей москвичей, 11 000 сообщений в неделю, что в 2,5 раза больше, чем жалоб, которые приходят в Мэрию Москвы в бумаге. Мы имеем 200 000 уже решенных проблем, начиная от таких мелких проблем, как яма во дворе, до крупных – приостановка незаконного строительства. Сняты десятки тысяч незаконных рекламных конструкций. Все это благодаря контролю горожан. Но это только одна сторона медали. Мы всегда хотели создать такой инструмент, который позволил бы населению принять участие в базовых управленческих решениях: строить или не строить, принимать запретительные меры и т.д. Причем, на уровне не только городского масштаба, но и на локальном уровне двора. Мы потратили больше года для создания таких технологических сервисов. Сегодня я хотела бы представить 2 проекта, позволяющих нам вовлечь большинство населения Москвы в принятие управленческих решений. Первая тема, на которой я бы хотела остановиться – это краудсорсинг. В данном случае это когда ограниченное число участников обсуждает важную тему какого-то городского, и на старте обсуждения проекта нет однозначного решения. Особенность краудсорсинга заключается в том, что он предполагает ограниченное число участников. Требуется детальное погружение в тему, которое предполагает большие временные инвестиции. Не все смогут сидеть в течение месяца по 2 часа в день. Там необходимо самому дать решение, дать оценку решению, которое предлагают коллеги, дискутировать. Поэтому, краудсорсинговые проекты по численности в Москве небольшие – до 10 000 человек. А мы бы хотели, чтобы в проекте принимало участие большинство населения. Поэтому мы впервые в стране запустили краудсорсинговую площадку, как постоянно действующую, провели пробный краудсорсинговый проект, получили хорошие результаты. Первый проект мы проводили на тему: «Как дальше развивать портал «Наш город»: на какие еще темы вы хотите жаловаться и как еще дополнительно контролировать чиновников?». Мы получили около 60 дополнительных проблемных тем, которые будут в течение полугода размещены на Портале, и получили новые формы контроля за работой чиновников.
На сегодняшний день мы запустили второй проект – обсуждение развития сети общественного транспорта. У нас более 8000 зарегистрировавшихся участников. Следующий проект, который мы будем обсуждать – развитие МФЦ. И так каждая отрасль городского хозяйства по самым острым темам будет обсуждать и рассматривать варианты решения проблем на этом портале. Но это только узкий пласт жителей города. Но у нас очень много управленческих решений, которые каждый орган государственной власти должен ежедневно принимать, не сложных, которые имеют ограниченное количество вариантов: строить- не строить, что строить, как благоустраивать парк и другие. Здесь не требуется никаких специальных познаний, чтоб принять управленческое решение. Поэтому, мы поняли, что нам необходим еще один сервис, который бы позволял миллионам граждан принять участие в этом проекте. Сергей Семенович убеждал нас в том, что население хочет участвовать в таких проектах. Он выступил инициатором предвестника этого продукта и лично отправил несколько писем пользователям портала госуслуг, в которых спросил их, хотят ли они участвовать в управлении города, какую тему считают приоритетной и предложил даже конкретные темы, по которым граждане уже голосовали. Четверть миллиона москвичей сказали: «Мы хотим участвовать в управлении городом». Тогда мы задали два конкретных вопроса – о реконструкции Триумфальной площади и переименования ВВЦ в ВДНХ. Мы получили потрясающий результат – проголосовало 300 000. На основании этого голосования мы приняли управленческое решение. Тогда мы решили создать сервис «Активный гражданин», который бы представлял собой систему электронных референдумов и опросов. Мы можем вынесли на обсуждение вопрос, который имеет несколько вариантов решений. Тот вариант, за который проголосуют москвичи, и будет реализован органами государственной власти. Это позволить существенно улучшить качество принимаемых нами решений и вовлечь население в процесс управления города, сделать их реально сопричастными судьбе города.
Понятно, что не все решения могут выноситься на такие электронные голосования. Есть большое количество вопросов, которые органы государственной власти должны решать самостоятельно. Для этого их избирали. Но все вопросы, которые можно обсудить в таком формате, мы будет системно в такой формат выносить.
Этот проект – достаточно простое приложение для мобильного телефона, смартфона, на платформе «IOS» и «Android». Мы стартуем именно с мобильных приложений, потому что они сегодня самыми быстрыми темпами развиваются. В Москве уровень проникновения мобильного интернета по данным «Яндекса» 49%. Пользуются мобильными приложениями самые активные заинтересованные граждане. Но мы не собираемся на этом останавливаться. В ближайшее время мы запустим сайт для стационарных компьютеров и будем смотреть, как развивать другие формы для тех, кто не пользуется интернетом.
Вы скачиваете это приложение, идентифицируетесь по номеру мобильного телефона. Дальше, заполняете профиль, в котором указываете ФИО, пол, возраст, адрес места жительства, и начинаете получать для голосования различные вопросы. Тут же возникает вопрос, как бороться с «накрутками». Здесь идентификация через мобильный телефон сильно затрудняет эту деятельность, поэтому, это маловероятно. В этот проект откликнулось большое количество горожан. Только по предварительной регистрации есть уже 140 000 человек. Попытка купить 1000 sim-карт погоду не сделает.
Мы планируем проводить опросы городские, окружного и районного значения, и опросы, которые могут доходить до уровня двора и конкретного дома. Все решения, принимаемые горожанами, будут реализовываться. Это не пиаровский и не социологический проект, чтобы просто спросить, что думает население. Это именно предварительное обсуждение с населением вариантов решения, которые мы готовы в последующем реализовать. По реконструкции Триумфальной площади приняли решение, которое предложили москвичи, ВВЦ переименовали в ВДНХ, и в дальнейшем мы будем четко контролировать, чтобы те решения, за которые проголосовали москвичи, реализовывались в том виде, в каком за них проголосовали.
Мы хотим, чтобы эти два инструмента стали постоянным обязательным этапом принятия любых управленческих решений. У каждого отраслевого органа госвласти, у департаментов, есть план работы на полгода, который разбирается на кварталы и по месяцам. Они понимают, какие управленческие решения им надо принять. У них есть понимание диапазона вариантности решения той или иной проблемы. Они готовят свои списки этих решений и обсуждают либо в краудсорсинге, если у них нет готового решения, либо в «Активном гражданине». Все это они приносят в Аппарат, где создано специальная проектная команда, которая сидит и все эти вопросы еще раз просматривает и смотрит, надо или нет, какие ресурсы необходимы для реализации любого из имеющихся вариантов. После этого уже сбитый план смотрит Мэр Москвы и окончательно утверждает. Таким образом, мы будем работать постоянно в системном режиме. Эти два проекта – не разовые. Они – постоянные элементы управления, как проект «Наш город».
Первая тема, которую уже заявлял Мэр Москвы – вопрос озеленения своего двора в рамках программы «Миллион деревьев». Те дома, жители который проголосуют в большинстве, чтобы в их дворе высадили деревья, те будут обеспечены необходимым посадочным материалом в сентябре, в рамках проекта «Миллион деревьев». Причем, у них будет широкий диапазон выбора, что бы они хотели посадить.
Следующая тема – в каком времени москвичам больше всего хотелось бы жить. Это тема, актуальная в стране, и каждый Субъект РФ сейчас выясняет для себя. Управленческое решение, сразу предупреждаю, не наше, но результаты опроса, который мы проведем, мы коллегам нашим скажем.
Дальше, в летний период, актуальными становятся вопросы, связанные с уличной торговлей, ее форматами, и мы соответствующий опросник предлагаем.
Следующее направление - конкретная работа в парке «Митино», т.е., что бы жители хотели видеть в этом парке, с точки зрения удобных для себя услуг и сервисов.
Для того, чтобы увеличить число пользователей этими проектами, чтобы сделать общение регулярным, мы вводим систему мотиваций и бонусов за участие в опросах и голосованиях, которые потом можно будет обменять на определенные услуги, которые оказываются городом, либо на приятные незначительные мелочи. Вы участвуете в опросе, набираете определенное количество баллов, фиксируетесь, как активный гражданин. При этом вы можете получить либо билеты в театр, либо музей, либо карту «Тройка», либо паковочный час, либо сервис в одном из парков, будь то катание на велосипедах или лодках, или какие-то стандартные полезные мелочи: кружки, майки, футболки и т.д. Это будет не основной мотивацией, но игровым моментом, который позволит включить в процесс как можно больше москвичей, учитывая, что это не просто игра, а работа. Любая работа должна быть оплачена.
Могу ответить на вопросы.

С. ВОЛКОВА – «Комсомольская правда»

Анастасия Владимировна, правильно ли я поняла, что инициатором проекта был Мэр, или на него так повлияли встречи с активными гражданами?
Что делать тем, кто хочет участвовать в работе «Активного гражданина», но пока не имеет смартфона?

А.В. РАКОВА

Инициатором был Мэр. В течение года он мне рассказывал, что в такие форматы надо выходить и первый сознательно вышел в такой формат, обращаясь к населению через свои письма. Результаты показали необходимость постоянной платформы.
По поводу второго вопроса, с чего-то стартовать надо. На сегодняшний день 50% населения мы охватываем через смартфоны. В ближайшее время будет сайт, где будет 8 млн человек. На сегодняшний день мы продумываем другие форматы, которые бы позволяли людям, не пользующимся интернетом, участвовать в таких голосованиях.. У нас создается развитая сеть МФЦ, которые будут в каждом районе. В 90 районах, на 2/3 территорий города они уже есть. Они активно взаимодействуют с населением, в т.ч., которое не пользуется интернетом. В ближайшее время мы поработаем механику, как доводить информацию до граждан и как создавать им условия, чтобы они могли проголосовать, не пользуясь интернетом лично.

О. АГУЛА – «Труд»

Какой прогноз по количеству участников вы ожидаете? Если инициатива понравится горожанам и их будет большое количество, не боитесь, что это обрушит базы и будет слишком много пожеланий, и вы не справитесь с объемом работы? Спасибо.

А.В. РАКОВА

Не буду давать прогнозы. Наша мечта, чтобы все жители Москвы пользовались этим сервисом. Мы изначально технически делаем так, чтобы все, кто пользуется интернетом, могли воспользоваться этим инструментом. Чем больше москвичей участвует в таких электронных голосованиях, тем более выверенные управленческие решения мы принимаем, тем больше они устраивают горожан.

А.А. ГАНИНА – «Интернет-портал префектуры ВАО»

У меня, например, 3 мобильных телефона. Значит ли это, что мой голос тройной?
Будет ли на референдумы выноситься принятие градостроительных решений, т.е., будет ли как-то перекликаться с публичными слушаниями?

А.В. РАКОВА

Вы же заполняете профиль, где есть ФИО. Если вы хотите, чтобы вам приходило на один телефон, заполните в профиле один мобильный телефон и скажете фамилию. Если вы почему-то хотите расстроиться, то расстраивайтесь. Пока что с этим ничего сделать не можем. Но ваши 3 голоса в масштабе 100 000 погоды не сделают.
Все сферы городского хозяйства будут отбирать вопросы для таких референдумов. Градостроительный комплекс – не исключение.

ВЕДУЩАЯ

Правда ли, что каждый пользователь сможет голосовать за 3 района?

А.В. РАКОВА

На сегодняшний день у нас 2 района, по которым гражданин может принимать участие в голосовании. В ближайшее время мы сделаем 3. Дальше, будем смотреть, как развивается проект. Многие вещи мы не запускаем на старте, потому что хотим понять, как пойдет проект.

Т. ЩЕРБАКОВА – «СВАО «Звездный бульвар»

Хотелось бы уточнить, на каком уровне будет приниматься решение по каждому двору в программе «Миллион деревьев», чтобы не вышло, что граждане увидят, что их двор включен в программу, а потом выясниться на уровне района, что там нет возможности из-за подземных коммуникаций или других сложностей высадить даже минимум деревьев?

А.В. РАКОВА

Технологически система будет выглядеть так. Те дома, жители которых проголосуют, группируются в список, который мы сразу не публикуем, а выходим на территорию, и смотрим, что там можно посадить: деревья, кустарники, или цветы, учитывая сложные подземные коммуникации, разговариваем по этому вопросу с жителями, а потом уже вывешиваем соответствующий перечень домов. Кустарники, в принципе, сажать можно везде. Там большой набор кустарников предполагается.

Ж.С. АВЯЗОВА – «Московская перспектива»

Эти проекты – действительно чисто московский креатив, или вы нашли что-то подобное в мире?
Референдум – это лучшая форма для волеизъявления. Но исторически они не всегда воплощаются в жизнь. Будет ли какой-то порядок узаконивания, по которому это будет воплощено?

А.В. РАКОВА

Не без гордости скажу, что это уникальный проект в мире. Ни одна страна и ни один город не имеют такого сервиса и не вводят такую постоянно работающую систему - 5-7 голосований или опросов в неделю. Это постоянный элемент управления. Нигде нет таких аналогов, как и аналогов портала «Наш город». Мы на самой передовой.
По поводу второго вопроса мы проект сейчас будем реализовывать, смотреть, как он идет, а потом уже законодательно его закреплять. Если проект пойдет хорошо, через 1-1,5 года можно уже встраивать обобщенные критерии, которые выносятся на голосование, вносить это в регламенты, как обязательное условия, прописывать жесткие сроки и т.д., как мы сделали с порталом «Наш город». В этом году был принят закон об общественном контроле, который четко прописал все механизмы, по которым работает портал «Наш город», как обязательные для исполнительной власти. Думаю, здесь мы пойдем по такой же схеме, но сначала апробируем на практике.

В. ЧУЧКО – «Cnews»

Правильно ли я понял, что сейчас не существует однозначного идентификатора у пользователей этого приложения? Появится ли он в перспективе?
Будет ли храниться история голосования в привязке к субъектам голосования?

А.В. РАКОВА

Мы будем работать над этой темой и в ближайшее время найдем вариант решения.
На ваш вопрос подробнее сейчас ответит Артём Валерьевич.

А.В. ЕРМОЛАЕВ

Идентификация будет вестись через городскую мобильную платформу, т.е. основным идентификатором будет являться пара: сотовый телефон – ФИО. В дальнейшем, в зависимости от того, как пойдет проект, будем усложнять. Девушка говорила о 3 телефонах. Она все-таки одно лицо, потому что номер телефона и фамилия-отчество будут перепроверяться.
По второму вопросу такой цели не стоит. У нас нет задачи хранить.

А.В. РАКОВА

Результаты голосования будут опубликованы в разделе «Новости» в этом приложении. Мы обязательно будем сообщать об этом в СМИ и Интернете. Решение, которое победило, по времени реализации в жизнь будет по времени растянуто – это же управленческий процесс. Мы будем вводит соответствующие сервисы в виде смс- сообщений или электронных сообщений, о том, что вот вам соответствующий нормативный акт по решению, о котором вы голосовали, вот документ, который подтверждает, что это сделано именно так. У меня есть целое контрольное управление, которое этим занимается.

Г.Н. ТИНЬКОВА – газета «Измайлово»

Могут ли сами жители инициировать вынесение каких-либо вопросов на всеобщее обсуждение, в т.ч. по локальным территориям. Например, недавно в Измайлово в здании бывшего Дома культуры 1951 года постройки, частник, которому оно сейчас принадлежит, открыл сельскохозяйственный рынок. Явно есть противоречие интересов общественного мнения и частного.

А.В. РАКОВА

На сегодняшний день мы будем обсуждать там общие управленческие решения, в первую очередь, исходя из очередности вопросов, которые принимают органы госвласти. Пока у нас нет инициативе снизу. Не исключено, что в будущем мы будем такие инициативы делать. Для этого существует федеральный проект «Российская общественная инициатива».
Надо понимать, что мы будем обсуждать там управленческие решения, которые находятся в компетенции органов госвласти. Частные вопросы, связанные с недобросовестным поведением частного собственника – это вопросы уголовные или административные.

Е. БЫЧКОВА – «Аргументы и факты»

Чтобы стать активным гражданином мобильного телефона не достаточно и нужно в профиле указывать свой адрес?
Вы сказал про два района. Что вы имеете в виду?

А.В. РАКОВА

Достаточно.

А.В. ЕРМОЛАЕВ

По поводу районов, как правило, москвича волнуют две темы – там, где он живет и там, где он работает. Сейчас по поручению Анастасии Владимировны мы смотрим возможность включения третьего района.

А.В. РАКОВА

Например, человек прописан в одном районе, а живет в другом. Эта проблема актуальна только для нашего города страны.

В. ГУРОВИЧ – «Трибуна»

Рассматривали ли вы ситуацию, что, если результаты референдума будут противоречить решениям больших московских чиновников, или даже Мэру Москвы, или, если количество проголосовавших за тот или иной вопрос примерно пополам разойдется, как будет в такой ситуации приниматься решение?

А.В. РАКОВА

Правительство Москвы – это мы. Сергей Семенович лично утверждает перечень вопросов, который выносится на голосования, и варианты ответов. Такое исключено. Мы здравые люди и выносим на голосование те варианты решения, которые можем реализовать. В р, если голоса будут 50 на 50 мы будем принимать решение самостоятельно, потому что мы априори должны их принять. Для этого нам платят зарплату.

С.В. РЕДИКУЛЬЦЕВ - «Вести-Москва»

Москвичами вы считаете всех людей, которые проживают в Москве, или тех, у которых в паспорте штампик стоит?

А.В. РАКОВА

Все, кто проживает в Москве в независимости от наличия прописки.

А. БОЧИНИН – «ИТАР-ТАСС»

Насколько затратен для города данный проект?

А.В. РАКОВА

Он для города абсолютно не затратный. Приложение стоит стандартно, как и любое приложение мобильное. За выносимые вопросы и их последующую реализацию нам платят зарплату. Без этого проекта нам бы его тоже платили. Бонусы, которые будут получать граждане, связаны с услугами, которые предоставляют наши бюджетные учреждения. Мы и так выделяем квоты и по билетам и все остальное.

О. ПОЛЫНСКАЯ – «На западе Москвы»

Существует ли какая-то правовая основа для проведения подобных референдумов? Могут ли быть опротестованы в суде решения таких референдумов обиженными людьми, которые не смогли по той или иной причине принять участие в голосовании?

А.В. РАКОВА

На сегодняшний день никакой правовой основы нет и не нужно, потому что мы и так, как органы власти компетентны принимать любое решение по обсуждаемым вопросам. Наша обязанность это решение принять. Вариант в том, какое решение принять. Есть диапазон решений. В этом диапазоне лучше принять решение, которое поддержит большинство. Правовых оснований для оспаривания быть просто не может. Это дополнительная опция.

О. ПОЛЫНСКАЯ – «На Западе Москвы»

Как будут оповещаться жители дома о том, что решается судьба их двора?

А.В. ЕРМОЛАЕВ

Вопросов будет 3 уровня – общегородские, отраслевые и районные. В профиле пользователя приложения, а в дальнейшем, и портала, указано 2 района, которые его интересуют. Автоматически он будет получать уведомление на мобильное приложение, либо в личный кабинет Портала о том, что вопрос по его району поступил.

А.В. РАКОВА

На начальной стадии, конечно, тот, кто не поленился, должен пойти к своим соседям и замотивировать их бесплатно скачать приложение и проголосовать за озеленение своего двора. Это и элемент для того, чтобы увеличить количество пользователей. Мы дадим соответствующую рекламу. Мы надеемся, что вы нам поможете, и расскажете москвичам об этой инициативе и сами зарегистрируетесь.

Т. БЕКБУЛАТОВА - «Коммерсантъ»

Мы обсуждаем электронный референдум. Но у нас есть и законодательный референдум, который проводится на территории. Но, как мы знаем, из-за высоких барьеров, в т.ч. и в Москве, эти референдумы практически не проводятся. Не собираются ли московские власти выступить с предложением эти барьеры снизить?

А.В. РАКОВА

Я бы не сказала, что существуют барьеры. Существуют обязательные процедуры, без соблюдения которых решение будет просто не легитимно. Установлением правил проведения референдума занимается Федеральное законодательство. На мой взгляд, все логично. Если за решение не проголосовало более половины, мы не можем его реализовывать. Там последствия совершенно другие, чем здесь. Здесь в конечном итоге решение принимает власть, и власть выносит вопрос на обсуждение. Там другой порядок. Это не имеет никакого отношения к официальным референдумам.

А.В. РАКОВА

Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо.