Пресс-конференция Исаака Калины
18 декабря состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Иосифовича Калины на тему: «Город, семья, школа. Воспитать ответственного гражданина».

ВЕДУЩИЙ
Добрый день.
Тема нашей пресс-конференции: «Город, семья, школа. Воспитать ответственного гражданина».
Сегодня у нас в гостях Калина Исаак Иосифович, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы. Традиционно он пригласил людей, которые каждый день занимаются образованием. Это Минько Нина Григорьевна, руководитель Центра образовательной политики Московского городского Дома учителя, Молев Антон Ильич, начальник Южного окружного управления образования, Ярославская Ольга Владимировна, директор школы №1298 и Дробышева Татьяна Ивановна, директор школы № 138.
Исаак Иосифович, спасибо Вам за представительный президиум. Вам слово.
И.И. КАЛИНА
Спасибо. Добрый день. Со многими из коллег мы не первый раз встречаемся, но чаще обсуждаем конкретные действие, и реже цель этих действий. Понятно, что цель, о которой в серьез стоит говорить – это то, какими растут москвичи, сегодняшние школьники, какими они будут горожанами, гражданами. Это, в самом деле, главная цель системы образования. Наивно было бы считать, что это зависит только от школы. Конечно, и от среды, и от семьи. Не менее опасно считать, что от школы это не зависит. Следовательно, то, какими растут наши молодые москвичи, зависит от того, какова сама московская школа, появляются ли у московской школы те качества, которые мы хотим видеть у школьников. Надеюсь, что не мне одному хочется, чтобы среди этих качеств была ответственная грамотная свобода. Все изменения, которые сегодня инициируются в системе образования, своей целью имеют развитие именно этого, в первую очередь, качества и у наших московских школ, и, следовательно, создание условий для развития такого качества у школьников наших московских. Удается ли это сегодня, в какой мере удается формирование этого качества у московских школ. Надеюсь, мои коллеги, более реалистично, чем я, расскажут об этом.
М. ЛИМУТКИНА – «Московский Комсомолец»
Два вопроса, если позволите. Первый: сохраняется ли сегодня у московских родителей или учеников понятие «брендовой» школы, или совершился перелом, и люди, в основном, идут в школу «во дворе»?
Второй вопрос: у Департамента образования была интереснейшая инициатива защитить московского учителя от непонятно откуда берущегося вала бюрократических бумаг. Я знаю, что на сайте есть возможность пожаловаться. Расскажите, пожалуйста, о плодах этой работы.
Спасибо.
Н.Г. МИНЬКО
Добрый день, уважаемые коллеги. Тот самый, который проработал 25 лет начальником окружного управления и, возможно, переход из одной эпохи в другую, он, как раз, для таких, как я, со стажем, может быть, более ярко выражен. Если к 2010 году мы подошли в Москве к тому, когда москвич, родитель, живет в микрорайоне, смотрит во двор и видит красивейшее здание школы, но пустое здание, это и означало, что родители выбрали другие школы, чтобы не ходить в эту. Прошло 3 года. Те самые школы. Которые к началу 2010 года практически опустели, тогда, когда родители отдавали детей в лицеи, гимназии с уклоном, с этно и так далее. В некоторых школах не более 100 человек оставалось. Понятно, что и демографическая ситуация добавилась. Сегодня же все здания наполнены. Они переданы в состав крупного образовательного комплекса, многофункционального, многоуровнего, многопрофильного, и так далее. Если сегодня любой образовательный комплекс может сделать то, что сделала «брендовая» школа, тогда вопрос о качестве педагогического состава тоже решен.
О. В. ЯРОСЛАВСКАЯ
На вторую часть вопроса себе позволю ответить я. Это по поводу отчетности педагогов. Здесь, наверное, надо сказать в целом о системе отчетности электронного документооборота. Нельзя выхватить только отчетность педагогов. Мы говорим в целом об отчетности школы перед окружными управлениями образования, перед Департаментом. Дело в том, что открытая система образования предполагает открытость во всем. Эта система включает в себя электронную отчетность, которая формируется автоматически. Мы заполняем четкие таблицы, которые дают нам только статистику. Практически к нулю сведены отчеты школы перед окружными управлениями образования. Есть только статистика. Все финансовые, даже контролирующие органы, ведут работу анализируя наши закупки, статистику через электронный документооборот. Внутри каждой школы существует локальная интернет-сеть. Каждая школа, во всяком случае, могу сказать, про свою школу, у нас локальная сеть с 2006 года. Весь перечень отчетности учителей закреплен документально в циклограмме, и ничего больше. Есть какие-то рабочие моменты, отчеты по питанию, которые нужны ежемесячно, это сохраняется. Но ничего нового мы не придумываем. Педагог на год свою циклограмму распределяет. Никакого вала нет.
Т. И. ДРОБЫШЕВА
Позволю себе продолжить данный вопрос. Системы электронных журналов и дневников, которые мы имеем на сегодняшний момент, очень хорошо позволяют нам оптимизировать ту самую документацию, о которой идет речь. Там практически автоматически формируется огромное количество отчетов. Мы способны составлять абсолютно любые рейтинги – по школам, по классам. Все это сокращает время. Если вы обратитесь к сайту Департамента образования, к той рубрике, которая просит учителей обращаться, если отчетность в школе вдруг становится большой, то на сегодняшний момент там нет ни одного обращения. Вероятно, потому что оптимизация той информации на сегодняшний момент на лицо.
А.И. МОЛЕВ
По поводу первой части вопроса, который касался «брендовых» школ, важно отметить принципиальный момент. Одна из проблем, которую испытывала и отчасти продолжает испытывать современная школа – ситуация определенной закрытости. Еще недавно под «брендовыми» школами подразумевалось условное понятие «элитарность», то есть «не для всех». Современная ситуация создания многофункциональных комплексов, помимо прочих своих плюсов, предполагает возможность получить разноплановое образование для каждого ребенка – и учеба в гимназическом классе, или в классе с профессионально-техническим уклоном. При этом нет ощущения, что существует разделения. Все учатся в этом большом комплексе и выбираем то, что нам по силам, то, что нам интересно, а школа готова это предоставить. Социализирующая функция школы в данном случае становится ключевой. Мы живем в многомерном мегаполисе. В школе должно быть так же. Мы не должны быть разделены какими-то условными барьерами.
Спасибо.
И.И. КАЛИНА
В порядке справки на вопрос Марины. Я не буду использовать термин «брендовая». Я бы сказал «вызывающая доверие населения». Просто сегодня таких школ становится все больше и больше. Был конкурс федерального масштаба, в котором было отобрано 500 лучших школ России. Так хочется сказать, что московские школы там заняли меньше мест, чем мне хотелось бы, потому что я считаю, что все 500 должны быть московские. Но, судя по реакции моих коллег, все равно, до неприличия много – 89 московских школ вошли в 500 лучших школ России. Это в несколько раз больше, чем те, кто остался на втором месте, включая Санкт-Петербург, Татарстан и другие. Поэтому, растет доверие к московским школам. Если вы сегодня посмотрите ТОП-400 за 2013 год, в рейтинге. То там школы, которые вызывают у населения уважение и доверие. Думаю, что «брендовые», как вы их называете, были, есть и будут, но количество вызывающих доверие у москвичей школ растет.
По поводу второго вопроса, мы даже объявили, что принимаем анонимные от учителей, что там с них спрашивают в школе. Было несколько материалов, но они в основном, не от учителей, а от администрации школы. От учителей практически ни одного обращения, по которому можно бы было работать, у нас нет. Мы бы очень хотели получить анонимно четкие вещи, чтобы посмотреть, кто придумывает лишнюю работу для московского учителя.
Раньше всегда жаловались, что когда учитель выходил на аттестацию, надо было собрать материалы почти как на диссертацию. Сегодня эта ситуация оптимизирована. Все результаты работы учителя, школы, благодаря Московскому регистру качества образования нам известны, они все есть в базе, то мы вообще ничего с учителя, кроме заявления, сегодня не просим. Он должен просто написать заявление, что он хочет, чтобы его аттестовали на высшую, или первую категорию. Более того, все 400 школ, которые своими результатами подтвердили, что они надежные школы, плюс 145 школ, у которых очень высокая динамика за последние годы, этим школам Департамент делегировал право присвоения своим учителям высшей и первой категории. 545 школ сами внутри школы решают, а Департамент только подписывает указ о том, что этим учителям присвоена первая или высшая категории. Мы будем очень благодарны, если любой учитель анонимно передаст тот запрос, который он вынужден выполнять по требованию администрации школы, чтобы мы проверили, имела ли право администрация школы требовать этот ответ. Спасибо.
К. КОНЮХОВА – «Комсомольская правда»
Вчера, на заседании Общественного совета при Минобрнауки очень остро обсуждался вопрос с сочинением в выпускных классах. В том числе, думали, что же делать. Может быть, как и требует Президент, сделать сочинение в 11 классе выпускным итоговым экзаменом, ЕГЭ по русскому перенести на 9 класс. Эксперты сошлись во мнении, что Москва поспешила с вводом сочинений в 10 классе, потому что, как они выразились, среди года менять правила игры не очень корректно по отношению к ученикам и учителям. Есть опасение, что учителя-словесники могут просто уйти из школы, потому что слишком большая нагрузка на них ложится, по сравнению с теми же географами, потому что на них ложиться и подготовка к ЕГЭ, и к сочинению.
А.И. МОЛЕВ
Много вопросов сразу прозвучало. Давайте разделим. Готовить к ЕГЭ по литературе приходится по статистике существенно меньшему количеству учителей, чем по русскому языку. Во-вторых, я слабо себе представляю, что учителя при современных условиях захотят уйти из школы. У нас есть конкурс на практически все позиции по учительским должностям. Что касается решения реализовать эту задачу на уровне 10 класса, то это наиболее логично и безболезненно. 10 класс – не выпускной. Ситуация, когда бы мы реализовали это в выпускном классе, не представляя определенного опыта, могла бы гипотетически натолкнуться на те трудности, о которых вы говорите. Реализуя эту задачу на уровне 10 класса, мы даем возможность приобрести необходимый опыт и учителям литературы, и ученикам, да и вообще системе в целом. В данном случае это попытка решить задачу с минимальными рисками.
Т. И. ДРОБЫШЕВА
Вы знаете, мне, как практику, действующему директору, хотелось бы выступить относительно учителей русского языка и литературы. Безусловно, они загружены возможно больше, чем учитель географии. Но то, о чем вы говорите, что это станет неожиданностью, изменяться правила игры, это не совсем верно, ведь в образовательной программе, в 10 классе, и любом другом, дети пишут сочинение. Это есть в учебном плане. Поэтому, написание итогового сочинения мне не кажется изменением правила игры. А потом, очень хочется сказать о сочинении. Достаточно долго работая в школе, имея большой опыт проверки написанных детьми сочинений еще до введения ЕГЭ, я сожалею об одном серьезном моменте. Многие директора на выпускном вечере читали цитаты из сочинений детей, когда мы вручали детям аттестаты и прочее. Это были глубочайшие мысли, гражданская позиция. Это не только списанные откуда-то сочинения. Это достаточно серьезные рассуждения. Мне кажется, а сегодняшний момент этих рассуждений не хватает и сочинение – это та самая форма, которая в том числе, воспитывает гражданскую позицию.
И.И. КАЛИНА
Прошу прощения у Ксении за то, что не смогу прокомментировать то, что она говорила. Я могу комментировать только первоисточники, а не пересказ, что было бы не корректно ни по отношению к экспертам, ни оп отношению к Ксении. Я могу сказать только одно. У нас есть наши эксперты – это наши московские учителя. Именно московские учителя русского языка и литературы первыми выступили с предложением, что одно из 6 сочинений, которые традиционно в течение года пишут 10-классники провести в форме Единого городского сочинения, естественно, по очень многообразным темам. Сегодня наши специалисты, подчеркиваю, реальные учителя русского языка и литературы, и других предметов, потому что учителя говорят, что сочинение не обязательно должно быть полностью по литературе. Оно может быть межпредметным. Они сегодня разрабатывают порядок проведения такого сочинения в 10 классе. Если в 2015 году будет выполнено поручение Президента, а я более чем уверен, что оно будет выполнено, то наши московские 10-классники, будучи в 2015 году 11-классниками, просто будут уже психологически и организационно более подготовлены к новой форме итоговой аттестации, как это и записано в поручении. Поэтому, мы не можем поспешить, потому что мы не спешим. Мы просто делаем то, что всегда московские учителя русского и литературы делали. В московских школах сочинение писалось, пишется и будет писаться. Вывести одно из этих 6 сочинений, которые пишут в 10 классе в статус городского, промежуточной аттестации за 10 класс, это никакой дополнительной нагрузкой не является, а формой подготовки к будущему статусу сочинения, который в 2015 году мы уже получим, судя по обсуждению в Министерстве.
М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»
У меня два вопроса. Исходя из темы пресс-конференции, мы говорим о том, что одна из задач школы- воспитание ответственного гражданина. Каким образом можно померить, справилась школа со своей задачей, или нет? Каким образом это будет отслеживаться? Второй вопрос в связи с этим. Если Департамент проводит рейтинг школ, выстраивая их в ТОП-300, ТОП-400, то воспитание ответственного гражданина будет мериться в этом рейтинге?
Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Коллеги, есть цели разного порядка. Понятно, что цель, объявленная в заголовке – это цель самого высокого порядка. Под нее выстраиваются все остальные, вполне измеряемые цели. Воспитание – это и есть результат хорошего обучения. Если воспитание трудно, как Вы говорите, чем-то измерить, то обучение легче измерить. Есть все механизмы для этого. Эти результаты, показатели, входят в рейтинг. Более того, сегодня, кроме показателей чисто учебных, прорабатывается нашими экспертами возможность в 2015 году включить в показатели рейтинга других, более трудно измеряемых показателей, таких, как социализация, результаты профориентации школьников и т.д. не хочу сейчас озвучивать весь список, потому что он находится в работе экспертов. Журналистам мы одну из пресс-конференций в Департаменте сделаем с экспертами, которые эти показатели разрабатывают. То, что удается или не удастся, а я уверен, что московской школе удастся, я думаю, мы будем ощущать по тому, как комфортно нам всем будет жить в этом городе. Потому что все мы живем среди выпускников, в основном, московских школ. Жили, живем, и жить будем. Если жить будет комфортно, это будет означать, что свою лепту вносит московская школа, формируя новые, нужные москвичам качества.
О. В. ЯРОСЛАВСКАЯ
Я бы хотела добавить, что в соответствии с новыми образовательными стандартами, ГОСами, на первом месте стоит личностное развитие ребенка. Хочу вам напомнить, о том, что предметные успехи детей стоят лишь на 3 месте. Раньше, в традиционной форме нашего обучения, все было наоборот. Сейчас, когда мы практически все перешли на новые федеральные стандарты, эта задача пронизывает всю школу и нам уже нельзя отделить предметный результат от личностного результат ребенка, от его социализации. Например, что происходит у нас в школе. У нас разработана система оценивания социальной активности ребенка. Это очень тяжело мерить, это надо придумывать. Но уверена, что не только наша школа в этом преуспевает. Каждая школа в рамках своей специализации это делает. Под специализацией я подразумеваю социум, который окружает школу, у которого есть свой запрос. Район Куркино, по результатам социальных исследований – это только 1/3, где проживают москвичи. Остальные – это люди приезжие, из всей России, не только Подмосковья. Отражается ли это на социальной задаче школы, на работе по воспитанию лидера, по воспитанию гражданина, москвича? Конечно. Если мы не будем это учитывать, то мы социальный заказ не исполним. Измерять это сложно. У нас, например, есть дневник, который называется «Лестница успешного человека». Кому интересно, могу подробнее лично рассказать.
И.И. КАЛИНА
Есть одна вполне измеряемая вещь. Могу сказать, что с большим уважением отношусь к тому, что за эти 3 года значимо выросли результаты московской школы в ЕГЭ, в олимпиадах. Но с еще большим уважением отношусь к тому, что, не смотря на то, что количество несовершеннолетних в Москве за эти 3 года прибавилось, количество правонарушений, которые фиксирует Министерство внутренних дел, к счастью, в 2013 году намного ниже, чем в 2010. Поэтому, будем надеяться, что в 2018 оно будет намного ниже, чем в 2013. Спасибо.
В.Н. МОЛОДЦОВА – «Учительская газета»
Исаак Иосифович, у меня два вопроса. Один очень маленький, второй чуть побольше. Я надеюсь, Вы на него ответите, потому что один раз Вы от него уже увильнули.
Первый вопрос такой: известно, что устойчивее всего предмет держится на 3 точках. Оценивая уходящий год, какие 3 события Вы лично считаете победой, или Вы ими гордитесь, тем, что сделано в московском образовании?
Второй вопрос в том, каким Вы видите следующий год, что Вы планируете? Потому что мы идем широким фронтом. Наверняка, у Вас есть такие точки, до которых московское образование в следующем году обязательно дойдет. Во всяком случае, хотелось бы, чтобы оно до этих точек дошло. Каким будет следующий год?
И.И. КАЛИНА
Если три, то я бы вернулся к эти трем терминам – ответственность, свобода и грамотность, как характеристика московской школы. Мне кажется, что московские школы очень значимо продвинулись в понимании своей свободы, что школы все больше продвигаются в направлении грамотности управления школами, что растет чувство собственной ответственности школы за свои результаты. Есть свобода выбора решения, есть необходимый для принятия решения уровень управленческой грамотности, есть понимание того, что с последствиями своего решения школе придется жить.
Если говорит о 2014 году, то главная задача – это развитие управленческих команд. Мы все понимаем, что, если созданы условия для ответственной, грамотной свободы, то нужны во главе школ управленческие команды, которые будут соответствовать этому уровню ответственности, грамотности, свободы. Более того, мы пытаемся в решение этой задачи включить и общество через управляющие советы, через депутатские структуры. Надеюсь, что всем вместе нам удастся эту задачу решить.
А.И. МОЛЕВ
Хотел бы добавить на конкретном примере. Как было сказано, я чуть больше 3 месяцев работаю в Южном округе. Среди приятного, позитивного, с чем я столкнулся, среди тех ярких начинаний, которые складывают традицию образования Южного округа, я взаимодействую тесно с крупным образовательным комплексом, который включает себя 11 зданий, с мощным коллективом. По сути дела, понимая ответственность перед таким большим контингентом учащихся и стоящими за ними родителями, было отличающееся своей новизной решение по созданию некоей «диспетчерской службы» при этом комплексе, которая прямо на месте позволяет решать вопросы оперативного реагирования на сложные технические ситуации, которые возникают при управлении таким крупным комплексом. Это было абсолютно самостоятельно решение администрации, которое свидетельствует о том, что предоставленная свобода понимается не как необходимость действовать в указанном направлении, а как проявление ответственного творчества. Мне кажется, этот опыт должен быть рассмотрен как важный пример. Спасибо.
О. В. ЯРОСЛАВСКАЯ
Но здесь нужно помнить о том, что государство нам дает все инструменты для того, чтобы наша свободная ответственность, как школ, была реализована в полном объеме. ФЗ №273 прорывной для решения этой задачи, 83 о бюджетном, и закон №44, который вступает в силу с 1 января. Так совпало, что 3 закона, которые отдают ответственность школам и государство от нас этого ждет.
Т. И. ДРОБЫШЕВА
То, что ставится, как огромнейшая задача на следующий учебный год – формирование управляющей команды – это достаточно серьезная задача. Мы уже сейчас начинаем ее решать. Получив серьезную свободу, понимая ответственность, мы понимаем, что специалисты, которые работали в школе раньше, что нужно менять управленческую команду не в плане, может быть, людей, а в плане управленческих решений. Допустим, практически во многих школах появились финансисты, потому что управлять финансово-экономическими ресурсами, которые даны школе, не возможно в плане заместителя директора по экономической, или еще какой-то деятельности. Сейчас необходимы школе грамотные юристы, потому что взаимоотношения, которые сейчас строятся между участниками образовательного процесса, требуют юридически грамотных людей. Очень важно то, что уже не директор школы, а другой специалист должен заниматься кадровой политикой. Самое важное – это грамотные кадры. Мы имеем на сегодняшний момент право выбирать повышение квалификации своих учителей, куда их отправлять обучаться, что нужно и школе, и им самим. Поэтому, мы рассматриваем этот вопрос о том, какой специалист будет кадрами заниматься. Большое спасибо.
Н.Г. МИНЬКО
Позволила бы еще 4 точку опоры по итогам 2013 года. Та степень открытости московского образования, которая с 2013 годом имеет быть названа, имеет место. И дело даже не в наших электронных журналах и дневниках, а в том, что любой родитель или учитель видят достижения школы по ученикам, по педагогическим коллективам, мы открыты на всю страну более.
Что касается той задачи, которую ставит Исаак Иосифович, в ее решении уже дорога топчется. Несколько недель назад на базе Городского педагогического университета мы уже провели конференцию, где думали, как готовить управленческие команды для того, чтобы двигаться дальше.
С. ВОЛКОВА - «Комсомольская правда»
Исаак Иосифович, Вы вскользь сказали о работе управляющих советов и Вашей недавней инициативе о том, что муниципальные кандидаты будут согласовывать кандидатуры руководителей школы. Вы могли бы подробнее сказать, для чего Вам понадобилось привлекать муниципальных депутатов, и что Вы ждете от этого? Как Вы оцениваете работу управляющих советов за последний год?
И.И. КАЛИНА
Скорее, управляющие советы должны оценивать работу Департамента, а не наоборот. Могу только быть благодарен людям, которые бескорыстно находят время серьезно относиться к своим обязанностям членов управляющих советов. Пользуясь возможностью, поблагодарю всех членов советов московских школ и пожелаю, чтобы в 2014 году их работа тоже была успешной.
По поводу согласования кандидатур директоров. Существует жесткая процедура назначения директора школы. Им может быть человек, прошедшей соответствующую государственную аттестацию. Вчера мы впервые в открытом доступе посмотрели заседание аттестационной комиссии Департамента, где кандидаты в директора проходят завершающий этап своей аттестации. У них проверяются теоретические знания. Они проходят серьезное собеседование с членами аттестационной комиссии, кто-то успешно, кто-то нет. Аттестационная комиссия принимает решение аттестовать человека, как соответствующего требованиям директора школы. После этого, если в какой-то школе появляется вакансия, то Департамент, или окружное управление из числа лиц, имеющих госаттестацию, предлагают кандидатуры Совету, который называется «Совет по подготовке решений о назначении директора». Как правило, этих кандидатур не менее 3. Совет обязан выбрать не менее 2 (может всех пропустить). Все, прошедшие совет моим письмом направляются, и вот здесь есть развилка, или в Управляющий совет школы, если школа своими результатами доказала, что она вносит вклад в обеспечение массового образования, то есть, входить в ТОП-400. Тогда я обращаюсь к Управляющему совету этой школы и говорю, что мы направляем вам 3 кандидатуры, подскажите, кого из этих кандидатов вы хотите видеть в качестве директора своей школы. Дальше, мы получаем ответ от Управляющего совета, в котором он рекомендует нам назначить конкретного кандидата из предложенных. Он может сказать, что ни одну из них не согласен видеть в качестве директора. Это очень серьезное заседание, на котором кандидаты выступают со своими программами, отвечают на вопросы, доказывают свою способность развивать данную школу. Там, где результаты ненадежные, или нет пока значимых, мы считаем, что не в праве обращаться к Управляющему совету такой школы, поскольку ему нужно еще много сделать, вместе с администрацией, для того, чтобы соответствовать московским требованиям. Тогда я пишу письмо в муниципальное собрание депутатов с просьбой через их государственно–общественные структуры управления, или комиссию, совет по образованию, рассмотреть предложенные кандидатуры.
В районе Марьино провели такое обсуждение. Мы направляли туда 3 кандидатуры. Обсуждение было очень требовательным. Мы получили предложение муниципального собрания назначить одного из этих кандидатов на должность директора. Приказ подготовлен и этот человек будет назначен. Так как все 3 кандидатуры, которые мы предлагали, прошли всю систему отбора в самом Департаменте, то любая из них нас устраивает, и уже Управляющий совет или совет при муниципальном собрании нам подсказывают, кого бы из этих нескольких кандидатур они считают наиболее подходящим для этой школы. Люди, не получившие поддержку в данном Управляющем совете, сохраняют возможность претендовать на должность директора в другой школе. Хочу сказать, я рад, что все больше специальность «директор школы» воспринимается как специальность по управлению образовательным учреждением, а не как специальность по управлению школой №999, и больше никакой другой. Спасибо.
А. МИЛОВАНОВА – «Вечерняя Москва»
Если мы заговорили об итогах года, назовите, пожалуйста, промежуточные итоги двух ваших проектов – «университетские субботы» и «профессиональная среда». Они только стартовали, но уже сыграли роль, может быть, в профориентации школьников? Спасибо.
Т. И. ДРОБЫШЕВА
Чрезвычайно интересные проекты. Я больше буду говорить о проекте «Университетские субботы», который позволяет старшеклассникам решать вопросы профориентации, а работникам школы иначе построить образовательный проект. «Университетские субботы» решают один из моментов эффективного учебного плана. Не только внутри школы мы можем проводить с детьми можем лабораторные работы, или читать лекцию известного профессора. Все это может проходить на базе института. На сегодняшний момент очень большой выбор того, куда можно пойти. Присоединяются и родители. Тем самым, в учебном плане мы снимаем вопросы с прохождением той или иной темы, потому что фактически ребенок это получил на «Университетской субботе». Уровень, который демонстрируют университетские преподаватели, оборудование, лаборатории - это уникальная возможность. В Москве нельзя этим не пользоваться. В этом я вижу колоссальное положительное воздействие «Университетских суббот».
О. В. ЯРОСЛАВСКАЯ
Хочу добавить, что сейчас в рамках сотрудничества с ВУЗами в нашей школе, например, реанимировано такое направление, как УПК (Учебно-производственный комбинат). Это как раз для класса с физико-математическим уклоном. Дети ездят на базу в ВУЗ, который не так далеко от нас находится – это МАИ, и получают специализацию программиста, «станки с программным управлением». Это не обязательно, а только по желанию родителей и детей. Но, тем не менее, это очень востребовано. Более того, там 50 на 50 участвуют и мальчики, и девочки. Конечно, новый закон об образовании предполагает сетевое взаимодействие, которое включает в себя не только школу-ВУЗ, но и школу-колледж-ВУЗ. Если на это смотреть с точки зрения индивидуальной траектории ребенка, как гражданина, то этот спектр расширен, и мы этим пользуемся. Но каждая школа самостоятельна в этом выборе.
И.И. КАЛИНА
Мне показалось очень интересным то, что на университетские субботы стали ходить не только школьники. Там очень много взрослых. Причем, и родители с детьми, что великолепно, потому что в субботу дети должны принадлежать родителям, а родители детям. Это семейный день. Но он может быть одновременно и образовательным. Поэтому, «Университетская суббота» очень хорошо выполняет эту задачу.
Ю. ГОДОВИКОВА – «Москва Медиа»
У меня дополнение к этому вопросу. Знаю, что всего несколько ВУЗов участвуют в этой программе. Какие сейчас участвуют в ней, и какие хотят в 2014 году примкнуть?
И.И. КАЛИНА
Более 20 ВУЗов там сейчас. Уверен, что ректоры ВУЗов – народ умный. Они сообразили, что для них это не нагрузка, а великолепный инструмент позиционирования своего ВУЗа в обществе. Завтра будет совет ректоров, и мы эту тему обсудим. У нас нет пока проблемы, что у нас не хватает ВУЗов, участвующих в «Университетских субботах». Нам важно сохранить интерес, уровень качества этих «суббот», интерес к ним москвичей.
Т. НИКИТИНА – «Первоклассные родители»
Ответственного гражданина нужно воспитывать с детства. Очень интересно, что нового предусмотрено для младшей школы в 2014 году? Расскажите что-то про младшую школу. Потому что все время говорим про более старших детей, про ЕГЭ.
И.И. КАЛИНА
Признаюсь, что я не могу делить на младшую и старшую школы. Думаю, что цели и задачи всегда общие, но инструменты на каждом уровне свои. Директора расскажут.
О. В. ЯРОСЛАВСКАЯ
Безусловно, тоже не делим. Мы сейчас все пережили историю с соединением в комплексы, присоединили дошкольное отделение. Очень много про это было споров и разговоров. Здесь сразу поднимается вопрос об ответственном родительстве, когда родитель выбирает детский сад, потом идет история перехода в первый класс – это всегда проблематично для родителя. Если родитель отдал ребенка в 3 года, уже понимая, в какую школу он его отдает, мало того, это решение на 15 лет, он отдает ребенка в одну философию, одну миссию. У каждой школы своя философия. Она не отличается от общей, но все равно своя. Очень важно, что делается в дошкольном отделении школы. Дошкольники становятся лицом школы, а «началка» – это уже продолжение. Мы уже не с начальной начинаем, а с 3 лет работаем. Начальная школа, безусловно, образовательный базис. Это тот фундамент, на который встанет все остальное. Отношение директоров к «началке», не могу сказать, что мы все свои силы бросаем на ЕГЭ. ЕГЭ – всего лишь результат того, что мы начинаем с 3 лет. Мы выстраиваем стройную систему. Очень много внимания уделяется дошкольному отделению. С начальной школой все понятно, а как все распределить, как написать программу преемственности, чтобы это был плавный переход по программам, чтобы среда была отлично развита. Мы можем получить, что школа дизайнерски сделана, детские проекты реализуются, а дошкольное отделение в старом здании. Мы не можем допустить, чтобы этот контраст был велик, и по высшей планке.
Т. И. ДРОБЫШЕВА
Мне очень приятно, что здесь есть представители этого журнала, потому что наши школьные педагоги сотрудничают с ним. Если говорить о начальной школе, о том, что в ней может быть нового, то впервые мы вводили наши федеральные стандарты именно в начальной школе. Конечно же, это был скачок. Педагоги, овладев серьезными предметными знаниями, в том числе, овладели самым главном – деятельностным подходом. На сегодняшний момент потрясающе интересные уроки проходят в начальной школе. Это формирование особой среды. Обращаю внимание, что самые активные родители – родители начальной школы. Здесь мы должны делать на них упор, чтобы потом мы не упустили того желания помогать школе, сотрудничать с ней.
Спасибо.
М. ЛИМУТКИНА – «Московский Комсомолец»
Начался разговор о сетевом взаимодействии. Есть ли в Москве прецеденты о взаимодействии на одном уровне, не школа-ВУЗ, а школа-школа? Например, ребенок учится в одной школе, а физику или географию случает в другой. Спасибо.
И.И. КАЛИНА
К счастью, есть. К сожалению, очень редко пока. Примеры есть, что мальчик учится в школе и учителя этой школы ему посоветовали математику осваивать в другой. Договорились с той школой, где математика углубленно изучается, и мальчик математику осваивает в той школе. Есть соглашение между учреждениями. Практика, к сожалению, пока очень редкая. Но уверен, что постепенно она будет. Хотя, надеюсь, что большой потребности в ней не будет, потому что сегодня большинство московских школ, став большими, солидным многопрофильными учреждениями имеют возможность предоставить необходимый уровень и профиль каждому школьнику. Вы правы в своем вопросе, что, если бы школы оставались малокомплектными, им бы пришлось организовывать сетевое взаимодействие, что гораздо сложнее организационно, чем решение этой задачи в крупном комплексе.
Н.Г. МИНЬКО
Я бы чуть по-другому предложил всем взглянуть на этот вопрос. Здесь гораздо интереснее смотреть на ситуацию с точки зрения инициативы школ не в смысле недостаточности возможности для предоставления образования, а в другом ключе, что у нас есть традиции и практики, которыми мы готовы поделиться. И вот здесь есть опыт. Существуют разного рода межшкольные мероприятия. Это своего рода межшкольные конференции, где и школьники, и учителя работают над исследованием локальных тем, дополнительно к основному образованию. В рамках этих тем дается возможность решать задачи повышенного уровня, где речь идет о совместных проектах, которые осуществляются учащимися разных школ. Ученики имеют возможность общения с другими школами и учителя могут узнавать о тенденциях. Это реализовывается в пределах возможности свободного времени школ, в том числе, в рамках освобожденный суббот. Это приветствуется и дает позитивный эффект. Спасибо.
Н.Г. МИНЬКО
Я начала с истории час назад. Мы не предполагали, что начнется с 2010 года в Москве, в образовании. Завершая 2007, 2008, мы имели в московских школах одного учителя русского языка, где не было уже контингента детей, одного учителя математики, и вот тогда потребность возникла. Мы дали возможность каждой школе на одной из территорий города выбрать свою сильную сторону и предложить ее ученикам, потому что нельзя было уже в школе оставаться детям в рамках одного учителя русского, учителя математики. Сегодня методическое объединение в комплексы – это 15 учителей русского языка, 15 учителей математики. В соседнюю школу за этим уже невелика потребность идти.
И.И. КАЛИНА
Когда-то на Ленинградке висела очень любопытная растяжка. До сих пор не могу выяснить, кто ее повесил. Она была гениальная: «В объединении наших возможностей - наша сила». Сначала мы определили, у кого какие возможности, теперь они объединились, и надеюсь, в этом сила.
Коллеги, я очень благодарен за все вопросы. Должен заметить, что вопросы декабря 2013 года совершенно другого спектра и другого направления, чем вопросы. Которые нас задавали журналисты в декабре 2010 года. Из этого можно сделать вывод, что задачи, актуальные для 2010 года решены. Но ведь жизнь, как урок математики – наградой за решение одной задачи всегда является право решать следующую, более сложную задачу. Уверен, что у московских школ, московских учителей, московских родителей и вообще нашего города есть все возможности решать и более сложные задачи. Спасибо вам за взаимодействие. Надеюсь, что оно будет только развиваться. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Исаак Иосифович, спасибо за Ваши слова, за присутствие, за интересный президиум. Хотелось бы поблагодарить Вашу пресс-службу за оперативность, за материалы, цифры. Спасибо большое.