Пресс-конференция Василия Жукова
27 ноября состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Жукова Василия Николаевича на тему: «Москва готова к переходу на контрактную систему?».

ВЕДУЩИЙ
Добрый день.Сегодня мы с вами встречаемся с Даниловым Алексеем Леонтьевичем, заместителем руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике и Жуковым Василием Николаевичем, заместителем руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике.Мы постараемся вам рассказать о готовности Москвы к переходу на контрактную систему.Тема сложная. Надеемся, что вы на должном уровне проинформируете москвичей.
В.Н. ЖУКОВ
Коллеги, задача наша с вами в том, чтобы после этого круглого стола мы с вами разговаривали на одном языке и понимали все одинаково.
Тема глобальная и большая. Если начать с конца, могу сказать, что Москва готова к переходу на контрактную систему. Что это такое и к чему нужно готовиться я сейчас и расскажу.
Начать стоит с того, что нового появляется в контрактной системе в отличии от того, что сейчас есть. Все видят, что есть 94 Федеральный закон, который регулирует небольшой кусочек всего цикла размещения заказов. Сейчас закон на федеральном уровне говорит только о том, как мы должны провести процедуру и как ее проконтролирует контроллер. Всегда возникает вопрос «зачем это покупают?» и « что с этим в итоге стало?», то есть, как это дошло до потребителя. Новый закон и пытается ответить на эти вопросы, обязывая заказчиков публиковать свои планы закупок с обоснованием, для чего это нужно и для чего именно это нужно, с последующим исполнением контрактов, не только со стороны контроллера-субъекта, но и еще отдельного мониторинга и аудита со стороны Счетной палаты. Глобальные изменения системы в первую очередь затронуло изменения подхода к процедуре, как таковой. Сейчас закон будет регулировать полный цикл размещения заказа.
Все говорят, что с 1 января закон вступит в силу и все поменяется. Это не совсем так. Глобальные изменения требуют времени, соответственно, закон предусматривает ряд переходных периодов. До 2017 года поэтапно будут вступать в силу те или иные, предусмотренные законодательством изменения. Основные вступят в силу со следующего года. Ряд вещей, таких как планирование, обоснование закупок, новая информационная система, классификатор товаров работ и услуг – это все появится только к 2017 году. Об это подробнее чуть позже, пока что пройдемся по изменениям в структуре.
Закон на федеральном уровне обязывает заказчиков осуществлять планирование закупок и размещать эту информацию на сайте.
Например, за 3 года вперед мы должны будем запланировать закупку конкретных вещей с конкретными параметрами, определенного объема на определенную сумму. То есть, мы должны будем сказать, что через 3 года мы купим 25 пачек бумаги и у нас на это есть столько –то денег. По закону уже на этом этапе мы должны обосновать, зачем на это нужно, то есть ответить на два вопроса: «зачем мы это покупаем?» и «почему». В первом случае будет формальность, так как закон предусматривает только 2 варианта ответа – в рамках утвержденной госпрограммы, либо для исполнения своих функций. Ответ на первый вопрос нужен, чтобы определить, целевая закупка или не целевая. Если Департамент здравоохранения вдруг решит купить самолет, то он не сможет обосновать это своей функцией или рамками госпрограммы. Это ограничитель для заказчика, чтобы он не закупал то, что ему не свойственно. Второй вопрос – почему мы покупаем именно это? Если мы говорим о бумаге, то почему именно с такими характеристиками. Закон на это заказчику дает палочку-выручалочку – нормирование. Оно появилось в законе благодаря Навальному, который в Госдуме, когда закон еще готовился, говорил о том, что надо установить запрет на закупку класса «люкс» и роскоши. Его извечная тема – дорогие автомобили. Появилась статья, говорящая о запрете на закупку товаров роскоши и «люкс», но, к сожалению, законодательных таких понятий нет. То, что для одних роскошь, для других – минимальные потребности, райдеры. Пример: когда к нам приезжают международные делегации, они в райдере пишут, что их из аэропорта должны забрать минимум на «Ауди А8», хотя я бы спокойно и на «фокусе» доехал. Я, конечно, утрирую, но суть именно в этом. Теперь, так как невозможно было сказать, что такое «люкс», а что такое «роскошь», законодатель сделал по-другому. Он написал норматив, который будет устанавливать требование к качественным характеристикам товара, который позволит заказчику исполнить возложенные на него обязанности, но, при этом, товар не будет излишних характеристик.
Закон предусматривает 3 варианта нормирования – по количеству, качеству, цене. Утрируя, каждый госслужащий пишет ручку. Нормируя по количеству, госслужащему полагается 2 ручки в год. Если такой норматив установлен, и заказчик будет закупать на 10 госслужащих 20 ручек, то к нему никаких претензий не будет. По ряду позиций такие нормативы уже есть. Например, ремонт дороги должен проходить не реже раза в три года. Понятно, что когда дорогу ремонтируют раз в месяц – такого происходить не должно. Поэтому, будут устанавливаться нормативы по количеству.
Нормативы по качеству – тоже просто. Опять-таки, утрирую, продолжая про ту же руку. Ведущему специалисту полагается одноразовая ручка, главному специалисту – многоразовая шариковая, консультанту – гелиевая, а министру – с золотым пером. На самом деле, коллеги из Минэко, которые закон готовили, говорили, что у них в ведомстве такой норматив уже есть. У них четко расписано по канцелярии, какой номенклатуре должностей какие вещи полагаются.
Нормирование по цене – тоже просто. Ручка не должна стоить больше, допустим, 10 рублей. Таким образом, будет определяться начальная цена контракта.
Возможно, для вас это не секрет, но такие нормативы тоже устанавливаются. Например, департамент экономике по ряду работ уже установил норматив. В Ульяновске новый губернатор уже издал указ, в котором установил запрет на покупку автомобиля дороже 750 тысяч рублей. Это тоже нормирование, по цене. Соответственно, когда заказчики в эти рамки будут по падать, к ним вопросов быть не должно. Но, как только они закупают что-то сверх норматива, они должны будут в этом плане обосновать, зачем им это нужно. Здесь появляется дополнительный контроль. Все будет публиковаться на сайте, куда каждый из вас сможет зайти, почитать обоснование и направить в соответствующий контролирующий орган свою претензию. Еще до момента публикации уже могут быть приняты меры административного воздействия по внесению изменений в ту или иную процедуру.
С годовым планом все еще интереснее. В годовом плане каждый заказчик должен будет повесить сведения о том, какие требования к участникам он установит по лицензиям, допускам и так далее. Должен будет обосновать начальную цену конечного продукта. С моей точки зрения это не совсем корректно. Возьмем пресловутую гречку, которая зависит от урожая, то дешевеет, то дорожает. Если мы обоснует за год цену вперед на основании данных этого года. То мы рискуем в следующем году получить цену, не соответствующую действующим реалиям. То, что сейчас в законе написано, какие-то комментарии Минэко к этому еще появятся и мы еще будем этим отдельно заниматься.
По всем сведениям, которые есть в годовом плане любой может обратиться в общественные органы за мерами реагирования. Если вы видите, что ан закупку карандашей нужна лицензия ФСБ на работу с гостайнами, то, наверное, заказчик переборщил. Но это можно уже поправить до публикации процедуры. И соответствующие изменения будут внесены по решению контроллера.
Сейчас есть ряд процедур, на основании которых выбирают поставщика, подрядчика, или исполнителя – конкурс, аукцион, запрос котировок.
На конкурсе определяют победителя по ряду характеристик – цене, срокам, качеству, квалификации. На аукционе победитель тот, кто дал лучшую цену. Аукцион идет вживую, когда электронном виде на сайте кто-то нажимает кнопку и дает предложение. Котировка – это упрощенная процедура до 500 000 тысяч, когда участник разово дает свое предложение по цене в закрытом конверте, т.е. я что-то хочу купить, объявляю цену, и все приходят с конвертом, в котором уже есть цена. Я вскрываю конверт и у кого цена лучше, тот и победил.
Когда писался закон о контрактной системе, все говорили о том, что появятся новые процедуры, гибкие, которые помогут заказчику лучше выбирать исполнителя. Они появились, и их 3, но пользоваться ими будут далеко не все. Появился конкурс с ограниченным участием, появился двухэтапный конкурс и запрос-предложение.
Конкурс с ограниченным участием – это конкурс, где будет предквалификация, где к участникам торгов можно будет устанавливать дополнительные требования о наличии у них в штате людей, финансовых ресурсов, производственных мощностей и так далее. На эту процедуру смогут прийти только те компании, которые уже давно на рынке работают и имеют набор соответствующих характеристик. Но перечень таких процедур будет ограничен. Их можно будет проводить только по тем предметам, которые определит Правительство РФ. Сейчас в проекте документов, который есть, таких предметов не так много – стройка, атомная энергетика и, по существу, все.
Двухэтапный конкурс должен помочь заказчику определиться с тем, что он хочет сделать. Например, ремонт в кабинете, но не знаю, что лучше сделать – поклеить обои, положить плитку и т.д? Я могу объявить двухэтапный конкурс, где на первом этапе придут все участники и расскажут, что здесь лучше сделать. Соответственно, по результатам первого этапа я определюсь и на втором этапе сформирую техническое задание и все участники дадут мне итоговое предложение по этому техническому заданию. Процедура интересная, но для большинства заказчиков не сильно актуальная, потому что все знают, чего хотят. Эта процедура в помощь тем, кто закупает наукоемкие вещи – проекты, НИРы, ОКРы, где есть вопросы, что именно делать, и как правильно сформировать ТЗ.
Запрос-предложение – это упрощенная процедура, которой пользуются сейчас в корпоративном секторе, где тоже нужно проводить торги, но не написано в какой форме. Там этот вид закупок наиболее часто используется. Он короткий – 7 дней. предусматривает оценку по любым критериям, плюс, возможность переторжки, даже когда определен победитель, все участникам предлагается еще раз подать заявки с улучшенными вложениями. Но такой вид закупки, в основном, будет использоваться для закупки за рубежом, для лечения, посольств, международных спортивных игр. Поэтому, таким видом закупок мало когда будут пользоваться заказчики.
Есть две нюанса, о которых стоит знать. Первый – в 94 законе летом появилась возможность расторжения в одностороннем порядке с недобросовестным исполнителем. Если такое расторжение произошло, то заказчик для ускорения выбора на доработку соответствующих работ может провести запрос-предложение. Это частный случай, потому что у нас пока не так много случаев расторжения в одностороннем порядке.
Стоит знать, хотя, я надеюсь, в этой части закон скоро поменяется, на запросе-предложении каждый заказчик обязан закупать электроэнергию. Минэк считает, что рынок продажи электроэнергии конкурентный, где разные компании могут электроэнергию закупать и вам, как заказчику продавать. Но в той формулировке, в которой вписано сейчас, это не корректно. Написано, что мы должны закупать электроэнергию у гарантирующего поставщика – это Мосэнергосбыт. Беда в том, что в законе написано, что в границах одного гарантирующего поставщика другого быть не может. В итоге не понятно, как проводить процедуру, потому что прийти на нее может только один – он и есть гарантирующий поставщик и запрос-предложение превращается в процедуру для одного участника. А Мосэнергосбыт и сейчас заключает со всеми контракты и ему не интересно бегать на сайт, смотреть, кто же с этой процедуры к нему придет.
Всегда всех интересует общественное обсуждение закупок. Сейчас на официальном сайте любая закупка стоимостью свыше миллиарда должна проходить общественное обсуждение. То есть, как только он опубликовалась, в разделе форума появляется отдельная ветка, где каждый желающий может что-то написать по этой закупке. Например, что он прочитал ТЗ и считает его по таким-то позициям некорректным, или что начальная цена некорректно сформирована по ряду позиций. Заказчик обязан на это отреагировать – разместить ответ и, если он посчитает, что замечание стоящее, то должен внести изменения в документацию. Если возникают разногласия, вносить или нет, то организуется очное обсуждение, пригласив всех к себе и по его результатам принять решение. На практике мало процедур, которые отменяются из-за того. что в рамках общественного обсуждения появляются какие-то недочеты. Это логично, так как мы, как граждане, слабо разбираемся в некоторых технологиях, и сказать, в чем некорректность ТЗ не можем. Вместе с тем есть ряд общественных организаций, которые этим занимаются профессионально. Эти организации пишут качественные запросы, по результатам которых заказчику приходится корректировать документацию, чтобы она соответствовала действующему законодательству. У меня одна только ситуация. Когда отменили одну процедуру из –за того, что люди повлияли. Собирались построить эстакаду и местные жители стали говорить, что публичных слушаний по этому вопросу не проходило. Когда такая информация поступила, мы ее проверили, и процедура была отменена. Так граждане могут повлиять на ту или иную процедуру. В Москве по отношению к федеральному этот процесс даже ужесточен. Все закупки стоимостью свыше 500 млн подлежат обязательному обсуждению. На сайте нашего Департамента есть отдельный форум, где каждый желающий может оставить свой комментарий по процедурам стоимостью свыше 500 млн.
В новом законе написано, что общественно обсуждение может начинаться с этапа планирования, т.е., не когда опубликована сформированная процедура, а за 3 года, за год вперед общественно обсуждение может начинаться. Для того, чтобы сделать это по правилам, Минэк должен нам соответствующий документ разработать. Он сейчас готовится и мы поймем, каким образом это обсуждение будет проходить на этапе планирования.
Портал поставщиков – чисто московская задумка. У нас есть отдельный сайт, на котором каждый желающий предприниматель может зарегистрироваться и повесить информацию о своих товарах и услугах и их цене. Закон предусматривает право без проведения торгов осуществлять закупки стоимостью до 100 000 всем заказчикам, и до 400 000 учреждениям культуры. Образовательным и т.д. Закон не устанавливает процедуру, как это делать. Из-за этого возникал ряд нестыковок, когда одну и ту же продукцию закупали по разным ценам. У нас в городе решили, что необходимо навести порядок, потому что в среднем порядка 8-9 млрд в год в Москве тратится. Был разработан функционал – портал поставщиков. Сейчас там зарегистрировано предложений больше, чем на «Яндекс.Маркете». Более того, по ряду позиций цены дешевле. Московские заказчики с 1 ноября этого года обязаны заключать такие контракты только через этот портал. На сайте фиксируется, по какой цене заключен контракт. Если предложение, по которому заключается контракт, имеет цену выше среднего, это является основанием на дополнительную проверку заключаемого контракта.
Тема контрактной системы очень обширная. Есть ряд информационных ресурсов, которые помогают с этой темой ознакомиться, например «regulations.gov.ru», где все ведомственные документы публикуются, и распоряжения Правительства. Все. Что сейчас готовит Минэк в рамках закона, на этом сайте есть. «Азбука госзаказов» - отдельный специализированный сайт, который занимается контрактной системой. Он создан при поддержке и Минэк, и ФАСа, и Госдумы. Это некая общественная организация, целью которой является внедрение контрактной системы на территории всей страны и они оказывают всем заказчикам методическую помощь.
Минэк активно выступает с комментариями этого закона и проводит ряд семинаров. Сами по себе они платные, по 15-20 тысяч, и все их записывают и выкладывают на «youtube». Таких ссылок куча.
Москва – один из пилотных регионов в РФ, который начал переходить на контрактную систему раньше закона – с 2011 года. Поэтому, 80% того, что есть в законе, мы реализовали у себя. Не смогли реализовать лишь то, что требует законодательного регулирования на уровне РФ, например, одностороннее расторжение контракта. У нас ведется 3-летнее, годовое планирование. 2/3 того, что я говорил, в этих планах есть. Если сейчас каждый ползает по отдельному заказчику и в «ворде» или «икселе» пытается найти то, что ему нужно, то у нас все это автоматизировано. На том же портале поставщиков есть поисковик. Вы можете зайти, банально забить предмет, который вас интересует, и вам выскочат не только те процедуры, который объявлены, но и те, которые запланированы. У нас есть отдельное обоснование закупок, многоуровневая система согласования. В зависимости от цены, от 3 млн до 100, ни одна процедура не может быть опубликована, если нет согласования главного распорядителя бюджетных средств, т.е. Департамента. Все, что свыше 100 млн не могут опубликовать до того, как межведомственная рабочая группа, в которую входит заместитель мэра, Департамент финансов, экономики и контроллер федеральный, т.е. мы к таким процедурам приглашаем антимонопольную службу, чтобы она дала заключение по документации. Если там есть проблемы, мы их устраняем еще до публикации. На заседаниях этой группы дается обоснование закупки, нужна она или нет, и сколько это стоит. Например, у нас был один заказчик, который хотел строить парковки на понтонах, на Москве-реке. Просил на это 200 млн. Это не самая обоснованная закупка, которую рабочая группа не пропустила. Это как раз в рамках обоснования потребности.
У нас сейчас готовятся, а в ряде случаев уже утверждены, типовые ТЗ на определенные предметы закупок. То есть, у нас установлено, что если мы закупаем уборку дворовой территории, то требования должны быть именно такие, а не другие. Когда мы это утвердили, мы понимаем, что каждая управа, префектура использует именно это ТЗ. Все потенциальные участники понимают все точно так же, что в каждой префектуре, управе будут одни и те же правила, и им нужно готовить одну и ту же документацию. Это упрощает работу потенциальным участникам и нам.
В законе на этапе исполнения появляются дополнительные требования, ведомственный контроль, контроль со стороны органа внутреннего финансового контроля. Опять-таки, у нас в ряде структур это есть. У крупных ГРБСов созданы службы ведомственного контроля, ведущие оценку. Есть независимый московский контроллер, который подчиняется напрямую мэру и с которым договориться в ряде случаев сложнее, чем с ФАСом.
Есть проблема с единственным поставщиком, что многие делают документацию под своего поставщика и только он может прийти. У нас с сентября этого года введено дополнительное требование: как только на торги пришел только один участник, контракт просто так заключаться не может. Контролирующий орган должен провести проверку обоснованности документации на предмет выявления дополнительных требований, не позволивших прийти остальным участникам. Если они выявлены, он дает предписание провести процедуру заново с внесением изменений в техническую часть, или в любую другую. На федеральном уровне в новом 44 законе, предусмотрено то же самое.
Закон предусматривает профессионализацию людей, которые обеспечивают размещение заказа. Это должны быть люди с соответствующим образованием. С 2016 года без этого образования никто не сможет занимать должность, связанную с размещением этого заказа. Закон предусматривает включение в состав в комиссию как минимум, половины людей, которые имеют образование по направлению в рамках госзаказа. В Москве эти нормы введены еще 3 года назад. У нас в 67 Постановлении написано, что в составе комиссии минимум половина должна иметь соответствующее повышение квалификации. По персоналу у нас есть ряд дополнительных критериев, которые закон еще не вводит. Например, у нас все, кто занимаются госзаказом, проходят полиграф. Это вещь добровольная, можно отказаться, но отказываются редко. Те, кто занимаются госзаказом, проходят Центр оценки, который проверяет компетентность человека. К людям, которые у нас занимаются размещением, к ним наши требования выше даже тех, которые должны с 1 января появиться. В этой части мы тоже готовы.
Чтобы закон взлетел, нужно, чтобы Правительство РФ приняли порядка 50 подзаконных актов. Есть план, который в мае утверждался Медведевым, потом в августе переутверждался, почти 40 документов должны быть приняты в этом году для того, чтобы система начала работать. На сегодняшний день принято 17.
Насколько я знаю, в аппарате Правительства сейчас много документов на подписи, т.е. уже отработанных, согласованны, но официально пока не опубликованы. Проблемы могут возникнуть по подзаконным актам, хотя в этой части федералы будут очень ответственны и все выпустят.
Могут возникнуть проблемы с информационной системой. В законе есть ряд вещей, которые оцениваются положительно, которые вводились для борьбы с недобросовестными участниками-поставщиками, но теперь возникает вопрос, как быстро они смогут это реализовать. Пример: для того, чтобы заключить контракт, каждый победитель должен представить обеспечение по контракту. Это либо денежные средства, либо банковская гарантия. На практике очень много банковских гарантий подделывают. В любом поисковике можете забить «поддельные банковские гарантии», и вам всплывут последние несколько уголовных дел, которые МВД-шники возбуждали, когда этажом выше банка сидит группа людей и от лица этого банка штампует гарантии. Такие проблемы есть. Есть банки, которые нельзя просто перепроверить. Например, сейчас московские заказчики сталкиваются с проблемой предоставления гарантий из республик Северного Кавказа. Там банка есть, на сайте ЦБ висит, но проверить, выдавал он ее или нет, не возможно. Эту пирамиду переворачивают. Теперь не заказчик будет бегать за банком, а наоборот. Теперь банк, выдавший гарантию, обязан внести ее в официальный реестр, который будет на сайте. Заказчик заключает контракт только после того, как гарантия будет в реестре. Предполагается, что ненадлежащих банковских гарантий больше не будет – просто возможности такой не появится. Все будет только на сайте, и подтверждаться будет официально. В настоящее время, к сожалению, реестра такой еще не сделали. С 1 января он уже должен быть, все банки должны там зарегистрироваться и начать там вешать какие- то средства.
До нового закона вопрос, должны ли аренду размещать по госзаказу, был спорный. Даже контролеры и те, кто занимается разъяснениями, не мог четко на этот вопрос дать ответ. Например, Минэк в 2007 году дал на это 2 абсолютно противоположных ответа. Писал, что это 94, потом, через 5 месяцев, что это не 94 и можно заключать договор аренды без торгов. До сегодняшнего времени есть два разъяснения: и да, и нет. В новом законе написали четко, что вся аренда попадет под действие нового закона. Чтобы заказчик что-то взял в аренду нужно по-любому провести торги. С моей точки зрения это не корректно по ряду вещей. У нас есть Мосрентген за МКАДом. Это завод с повышенной опасностью .Наши органы, которые отвечают за безопасность, снимают с территории Мосрентгена в аренду помещения для реализации пожарного депо. Если вдруг на заводе что-то случилось, наши органы быстро отреагировали и, соответственно, быстро все потушили. Если мы будем проводить торги на аренду, то не очень понятно, где еще нам предложат депо, то есть, как мы будем определять, в каких границах мы готовы взять помещение для депо. Если мы готовы взять в пределах округа, то кто от Садового кольца поедет ко МКАДу тушить пожар. Не логично. У нас только один стадион для спортсменов по конкретным видам деятельности. Мы не сможем просто так заключить договор, чтобы там спортсмены тренировались. Мы должны будет провести торги, на которые знаем, что придет только один стадион. И таких ситуаций очень много, особенно, с органами власти. Мы все с вами привыкли ходить по разным госорганам – в ЗАГС, Управу и т.д. На территории Новой Москвы у Москвы своей собственности нет, а открыть новый ЗАГС мы должны. Соответственно, мы должны взять в аренду помещение. Вот мы его взяли, а через год закончился договор аренды и мы должны провести новый. Соответственно, все привыкли ходить по одному адресу, а через год придется по другому, потому что на торгах победит кто-то еще. Это тоже не логично. Органы власти должны всегда находиться на одном месте. Если у них нет помещений, и они не могут их купить, то можно же хотя бы разрешить арендовать одни и те же. Есть ряд нюансов, но хотя бы какие-то исключения появятся.
Есть такая вещь – Реестр недобросовестных поставщиков, куда вносятся сведения о тех, кто уклонился от заключения контракта, или исполнял его не надлежащим образом. Сейчас в реестр попадают юридические лица. Это на руку ряду недобросовестных участников, которые таким образом могут зарегистрировать на себя несколько юр.лиц. Одно попало в реестр и я в следующий раз выхожу с новым и меня никто не может остановить. Сейчас в законе написано, что в Реестр будут попадать не только юр.лица, но и учредители, и генеральные директора. Но встает вопрос по большим компаниям. Пример: есть какая-то холдинговая компания, утрируя, Газпром. Есть у Газпрома какая-то дочка ООО «Сургут. Уборка домов», и она где-нибудь в Сургуте не исполнила контракт на 200 000. Она попадет в Реестр недобросовестных и вместе с ней туда попадет Газпром, как учредитель. Есть ряд позиций, которые в законе написаны во благо заказчика, но как они будут реализовываться. Большой вопрос. Банальный пример: сейчас в законе определены преференции для ряда организации, например, для организаций инвалидов. Написано, что если участвует организация инвалидов, которую утвердило Правительство, она автоматом имеет преимущество 15% о цене, если заказчик такие преференции устанавливает. Так как это право заказчика, этим правом мало кто пользуется. В новом законе написано, что это обязанность. Как только это становится обязанностью, каждый заказчик будет устанавливать преференции для таких организаций. С одной стороны это правильно, так как такие организации поддерживать нужно. С другой стороны никто не мешает мне взять в штат еще 5 инвалидов, обозваться организацией инвалидов и ходить на такие торги, получая 15% преимущество. Так мы создаем возможность для нового вида рейдеров, которые будут эти торги срывать. Таких ситуаций много. Тот же самый СМП. У нас в законе написано, что 10% заказа мы должны разместить среди СНП. Мы вроде как стимулируем и поддерживаем малый бизнес. Но по данным ФАС за все это время в РФ больше 4% СНП не было никогда. В Москве процент дотягивает до 10%, и то, не всегда. Законодатель порядок поменял вообще и сказал, что теперь это не 10%, а 15%, но не только на спецторгах. Какова процедура сейчас для СНП: объявляются торги, на которые могут прийти только субъект малого предпринимательства и они между собой конкурируют. По новым правилам в 15% считаться будут не только спецторги, но и у заказчика появляется право простому победителю в проект-контракт вписать обязанность привлечь субъект малого предпринимательства, то есть, навязать субподрядчика. Это объем тоже будет считаться как объем, который размешен среди СНП. Так 15% сделать будет не очень сложно, но вопрос: поможет ли это стимулировать малый бизнес? Если я выиграл контракт, и должен разместить что-то среди СНП, я позову своего друга и заключу контракт с ним, либо открою еще одну «Ооошку» и с нею заключу контракт. Но это не совсем будет стимулировать малый бизнес. По факту ряд позиций, которые нам закон дает, действительно во благо. Сейчас основная проблема заказчика – этап исполнения контракта, когда находится недобросовестный и с ним невозможно расторгнуть контракт, кроме как через суд. История: Департамент физкультуры московский готовил к спартакиаде команду. Для того чтобы туда поехать, нужно было пошить форму. Он провел торги на пошив формы. Победил участник, заключен контракт в декабре, а на спартакиаду едем в феврале. Дальше, победитель приходит к заказчику и говорит, что ничего шить не будет, пока не дадите 2 млн. По контракту, если что-то не сделано следуют штрафные санкции, а человека в Департаменте уволят с работы, потому что ничего не будет сделано к спартакиаде. Это вопиющий случай и он действительно был. Госзаказчик обратился в правоохранительные органы, и вымогателя потом взяли, но факт остается фактом. Есть участники, которые начинают рассказывать, что они просто сорвут процедуру, за что заказчик будет отвечать головой. Сейчас он не может этот контракт просто так расторгнуть и заключить с кем-то добросовестным. Новый закон эти вещи кардинально меняет – обеспечение по контракту, одностороннее расторжение, антидемпинговые меры – это все в законе в плюс. Плюс сама система, которая показывает не только результат торгов, а результат закупки. Т.е., теперь будут говорить, что закупка прошла удачно, если закупка дошла до конечного потребителя и этим пользуются. Пример: мы можем купить томографы с 40% снижением. Все скажут, мы молодцы, и сэкономили 40% бюджетных средств. Но если эти томографы поставят на склад и люди ими пользоваться не будут, то результат такой закупки 0,0%. В рамках новой системы будет учитываться, как эти томографы дошли до больницы и пользуются ли люди ими, или нет. Это принципиальная разница.
Коллеги, появились вопросы?
А. ЗОЛОТОВ – «Московские торги»
У меня такой вопрос. Вы говорили про аудитора, который при мэре работает. Кто это, Московская счетная палата?
В.Н. ЖУКОВ
Аудит – это Московская счетная палата, но в законе появляется много новых контроллеров. Если сейчас есть контроллер только за процедурой, т.е. ФАС или Главконтроль, который следит, правильно ли составлена документация, правильно ли осуществили допуск, то теперь контроллеров становится больше. Появляется внутренний финансовый контроль – это субъектовый орган, который будет смотреть, как планируются и как исполняются закупки. Появляются новые полномочия у казначейства. Коллеги из регионов жалуются, что заказчики умудряются заключать контракты без денег, а потом ничего не платят. У нас в Москве такого сейчас уже нет, потому что у нас контракт заключается только при наличии лимитов и это проверяет автоматизированная система. В законе, чтобы таких вопросов не было на федеральном уровне, вводят полномочия казначейства, которое будет делать то же самое, т.е. проверять план на соответствие выделенным лимитам.
По аудиту Счетная палата будет смотреть вообще все: как заказчик закупает, как контроллер контролирует и т.д. Аудит будет давать сведения о том, как система работает.
Закон о контрактной системе вообще появился следующим образом. Аудитор счетной палаты пришел к Президенту, и сказал, что у нас все плохо. У нас из 6 триллионов рублей госзаказа 1 триллион воруют (на самом деле они это на выставке госзаказа повторяют, единственное, мне непонятно, где тогда уголовное дело). Президент дал поручение подготовить новую систему, потому что аудитор сказал, что в США и Франции контрактная система – супер. При подготовке закона попутно проходило у Премьера совещание, в 2011 году, где оценивали итоги бюджета. Там получилась очень интересная, но не красивая. Сначала премьер спросил, как у нас освоен бюджет. Ему отвечают, что хорошо, на 90%. Он спрашивает, а могло быть больше? А товарищи из Минфина отвечают, что они этого не знают, так как это процедура закупок, и они не знают, сколько их было. Знает Минэк. Минэк говорит, что все хорошо, что провели 100 000 процедур, закупили. Вопрос: а 100 000 – это хорошо? Может, их должно было быть 200 000? Минэк говорит, что не знает, сколько должно, что есть нюанс, ведь есть отмененные процедуры. Вопрос: сколько отменили? Это контролирует ФАС. Вопрос к ФАСу: сколько отменили? Отвечает ФАС, что поступило 40 000 жалоб, 20 обоснованных. Выдали предписание, все, как надо. Опять вопрос, хорошо это или плохо, сколько должно было быть жалоб, кто-то наказан по результатам? ФАС говорит, что они только штрафуют, а о наказанных или нет знает Прокуратура. Вопрос к Прокуратуре. Она говорит, что 1000 уголовных дел возбудили, 600 человек посадили. Опять вопрос, это нормально, или посадить надо было 2000? И так они Премьера по кругу два раза пустили, после чего Премьер сказал, что должен быть один орган, который будет всем управлять, все знать. Понятно, что в него из всех вас должен кто-то войти. Тогда 3 месяца шло обсуждение создания нового ведомства под Минэком, которое будет этим всем заниматься. Оно из закона вылетело по причине такой, что пока закон дописывали, прошли выборы президента, стали назначать новое правительство, и Набиуллина, чтобы уйти с высоко поднятой головой, со всеми выполненными поручениями, сдала в Думу тот проект закона, который был согласован всеми. В нем как раз и попробовали сделать так, чтобы Счетная палата видела всех, кто может за что-то ответить. Есть ряд нюансов. Теперь будем смотреть, как все эти органы между собой будут взаимодействовать.
Е. КАЛИНИН – «Московская перспектива»
На мой вопрос Вы уже частично ответили. Скажите, пожалуйста, функции у заказчика часто маленькие организации выполняют. В виду того, что это не их постоянная работа, они выполняют свои обязанности со множеством ошибок. Согласно закону аутсорсинга, как будет складываться подобная ситуация с тем, что эти организации не будут допускать ошибок и брать взятки? Как это будет определяться? Спасибо.
В.Н. ЖУКОВ
Здесь есть несколько нюансов. Первое -это как раз вопрос профессионализации. Тек контрактные службы, о которых я говорил, создаются ровно для этого. Предусмотрена централизация закупок, которой все будут заниматься. Конечно, маленькие организации не должны самостоятельно заниматься закупками. Это позиция ряда наших руководителей. Стоит вопрос централизованных закупок профессионалами для ряда подведомственных организаций. Сейчас есть закупки малого объема – 100 – 400 тысяч, без торгов, есть запросы котировок, которые до 500 тысяч в квартал можно заключать. Но есть такое понятие - одноименные товары, работы и услуги. Есть номенклатура и по ней можно раз в квартал совершить закупку на 100 тысяч, по другой на 500 тысяч. У нас из 6 000 заказчиков больше 4 000 закрываются ровно этими суммами. Закон подход сейчас меняет. Теперь он устанавливает процент от плана графика таких закупок. Утрируя, есть организация, у которой миллион рублей в год. 10 контрактов по 100 000 она может закрыть и успокоиться. С Нового года 5% от плана графика должны быть 100-тысячники, 10% - котировки, все остальное – торги. У нас сейчас новая проблема в том, что появится много новых заказчиков, которые никогда не публиковались, не готовили документацию, но должны будут проводит процедуры. Этот вопрос как раз решается централизацией, когда за всех них будет ответственный орган проводить эти процедуры, и документацию, и ТЗ. На это наша система и нацелена. Исключить типовые ошибки можно типовыми документами. У нас типовые ТЗ по ряду направлений разрабатываются. За автоматизацию всего процесса наши контроллеры. Они хотят, чтобы система дошла до такого уровня, когда заказчик бы просто приходил и говорил: мне нужно 100 единиц того-то, вписывал их, а система бы уже сама все типовые документы схлопывала и у вас была готовая документация. По ряду позиций так можно сделать. Понятно, что на наукоемкие вещи типовых ТЗ никогда не будет. Но 80% бюджета – это то, что мы делаем из года в год, одно и то же – чистим улицы, ремонтируем дороги и так далее. Это все типизируется. Этим Департамент экономики и занимается.
М. ГЕРАСИМОВА – «Аргументы и факты»
Общественный контроль изменится ли как-то? Если люди захотят узнать, что и в каких объемах закупает город, как это можно будет сделать?
В.Н. ЖУКОВ
Сделать это легко и можно и сейчас. Информационные ресурсы, о которых я говорил, действуют у нас давно. Любую планируемую процедуру вы можете найти на портале поставщиков. У нас есть ряд порталов, таких как «dom.mos.ru», «gorod.mos.ru», их в один ресурс сбили – «datа.mos.ru», где по объектам на карте можно посмотреть, какие контракты на это заключены, кто, что делает. У нас есть такая штука, как «budget.mos.ru»где в инфографике все доступно и красиво. Можно посмотреть на какие затраты сколько денег из бюджета уходит. Сам общественный контроль, само обсуждение, то, что закон предусматривает новый, у меня возникает ряд опасений, как госслужащего. Потому что закон дает общественным организациям право практически тотально контролировать заказчика, писать запросы по любым вопросам о ходе исполнения закупки, обжаловать действия заказчика в целях защиты неопределенного круга лиц, ФАС и так далее. Полномочий у общественного контроля много, но ряд вещей, которые им сейчас дают, эта информация и так есть на сайте. Предполагается создание единой информационной системы, где будут выкладываться вещи, о которых вы спрашиваете. Если будет заключен контракт, то по результатам исполнения на сайте должен быть повешен отсканированный образ акта выполненных работ, или, если работа не выполнена, то по каким причинам. Все эти сведения будут появляться на сайте. Что у меня вызывает опасения, то, что общественной организацией может быть кто угодно. Если у меня нет лицевых счетов, я могу даже нигде не регистрироваться. Могу себя обозвать Общественной организацией любителей граненых стаканов и писать любому госзаказчику запросы, то происходит у него с тем или иным контрактом. А есть заказчики, у которых 5000 контрактов. Я напишу 5000 запросов и попрошу ответить. Завтра еще 5000 пришлю и послезавтра. И заказчик будет отвечать. Не очень логично, если на сайте вся эта информация есть. Может быть, я меркантильный, но у меня вопрос: общественные организации, осуществляя контроль, за счет чего они живут? Чтобы что-то делать, а люди действительно весь день чем-то занимаются, они же должны какую-то зарплату получать? Они же что-то едят, одевают. Кто им платит зарплату? Общественная организация? Тогда откуда у нее деньги? Здесь такая система, что появятся организации, которые не захотят светиться сами, и обратятся в общественную организацию, чтобы та «публичила» процедуры. Вот не успеваю я подать заявку куда-то, мне нужно, чтобы процедура продлилась. Я иду в общественную организацию, та идее в ФАС и подает какую-то жалобу. Процесс затягивается.
Я за то, чтобы у нас появилось гражданское общество, сознательные люди, которые будут действительно какие-то вещи контролировать и давать замечание. Но то, что есть сейчас, это скорее… Может быть я не прав, и идут пожертвования из фондов со всей России, и все чисто, но у меня это вызывает большой вопрос.
Г. САРЖЕВСКАЯ – «Первое антикоррупционное СМИ»
Я хотела узнать, насколько часто бывает ситуация, когда на конкурс приходит всего одна компания, или когда заказчик работает много лет только с одним поставщиком? Насколько вообще сложно компании попасть на конкурс?
В.Н. ЖУКОВ
Я статистику корректно выдать не смогу. Если на официальном сайте возьмете, то написано, что 50% контрактов заключается с единственным участником. Он раскладывается на несколько вариантов – один пришел, один допущен, изначально единственный по закону (например, энергоснабжение). Что сайт включает в эти 50% я сказать не могу. У нас в городе около 18%-19% торгов с единственным участником, когда пришел один, или остался один. Это в разы меньше, чем на федеральном уровне. Задача мэра, которую он ежегодно ставит, этот процент сокращать. И он у нас действительно сокращается.
Что касается заявки на конкурс, заявку подать может кто угодно. Ее примут, и ее будут рассматривать. Другой вопрос, что, если у вас электронный аукцион, здесь победа зависит только от вас – торгуетесь до того момента, до которого готовы. На конкурсе, помимо цены, есть другие критерии – качество, цена, сроки и т.д. Ряд критериев оценивается математически, но есть вещи, когда оценивается что- то субъективно. Например, Вы – преподаватель английского языка, и коллега Ваш – тоже. Вы оба ко мне пришли, у вас есть высшее образование, вы оба по 10 лет преподаете английский, у Вас – Оксфорд, у него – Кембридж. Кого из вас мне выбрать? Мы стараемся в критериях оценки свести к минимуму субъективизм, а оценивать оп опыту, по технике, по тому, что характеризует вашу возможность выполнить контракт. Но есть вещи вкусовые, и здесь все будет зависеть от члена комиссии.
По критериям оценки молодым фирмам будет сложнее. Например, если у меня критерий оценки – опыт, а у вас его нет. Уже на этой разнице можно погореть. Но конкурс нужен для отбора квалифицированных.
Типовые закупки, стандартные, изначально уходят на аукцион, и есть аукционный перечень. Если можно воду закупать на аукционе, то любой поставщик, хоть вчера они создались, может прийти и попробовать поучаствовать.
9 числа у нас будет международная конференция по противодействию коррупции, на которой планируется онлайн провести несколько таких аукционов, показать порядок, простоту, доступность. Приходите к нам.
А.Л. ДАНИЛОВ
Пару слов добавлю к этому вопросу, с Вашего позволения. Обратите внимание, Василий Николаевич назвал две цифры - 50% и 18%. Понятно, что чтобы с такими цифрами отличаться от федеральных, это говорит о проделанной работе. Где возникает коррупция? Там, где чиновник может принимать решение. Чтобы он не мог принимать решение, ему нужно дать инструкцию, по которой действует либо так, либо так. В 21 веке инструкции должны быть электронными, чтобы их можно было найти в интернете. Чтобы сократить этот процент торгов с единственным участником мы сделали типовую конкурсную документацию. Во-первых, мы сделали так, чтобы чиновник не мог менять что-то в документах и следовал только своим инструкциям. Первое решение задачки с единственным поставщиком – это типизация документов.
Я занимаюсь IT, поэтому все эти документы зашиты в документацию, которую заказчик формирует в электронном виде.
Во-вторых, чтобы нельзя было кого-то отклонить на конкурсе и оставить одного, нужно добиться того, чтобы приходило много участников. Поэтому, вторая задачка – это приглашение на торги как можно больше участников. Это можно сделать с помощью гласности, обсуждений, популяризации ресурсов и так далее. Мы применили нестандартный подход, в других регионах его нет. Мы сделали портал поставщика. Его основное ядро – электронный магазин государственный, куда приходят государственные заказчики и покупают по открытым офертам товар у поставщиков. На сегодняшний день там зарегистрировано 11,5 тысяч поставщиков. За месяц приросло количество на тысячу. Они получили возможность представлять свои товары и их продавать, а мы получили возможность обратной связи. Мы знаем, кто, что продает и когда у нас возникают большие торги, мы им отправляем приглашение. Они смотрят и за счет этого количество участников торгов растет. И возможность оставить только одного участника пропадает. Это один из примеров того, как мы можем действовать, чтобы избежать ситуаций, о которых Вы говорите.
В.Н. ЖУКОВ
Действительно, у нас много вещей делается для того, чтобы минимизировать возможность заказчика что-то там подкрутить. В частности, предмет-контракт. Многие, чтобы пришел один поставщик, приходят к тому, что процедуре дают название, понятное только для одного. Например, охрану начинают называть обеспечением безопасности какого-то имущества. У нас только транспортные услуги могут называться «Аренда автомобиля с водителем», либо «услуги автотранспорта» и так далее. Мы эту вещь сейчас тоже типизируем. Большое количество участников – один из критериев оценки. Но, к сожалению, есть вещи, когда либо нет второго в принципе, либо остальным не интересно приходить на процедуру. Простой пример: вагоны метро. У нас новые вагоны метро штампует только Мытищинский завод, больше производителей нет. Любой иностранный поставщик, чтобы продать нам вагоны, должен будет их через таможню повести, за счет чего вырастет цена, и он по такой цене не сможет реализовать. Поэтому, есть ряд процедур, куда обоснованно приходит один и с этим ничего нельзя сделать. Если кто-то этот рынок разовьет, то большое спасибо. Но потребитель этих товаров один –метрополитен. За одного потребителя конкурировать мало кто откажется.
Есть процедуры, когда мы на этапе согласования настолько корректируем документацию,
что многим участникам рынка становится не интересно. Например, у нас была закупка мед.техники. По предложениям участников рынка получилась начальная цена почти в 100 млн. У нас когда прошла экспертиза цены, сказали, что это очень дорого, и в реале цена 85 млн. Мы со 100 млн оставили 85. Многим участникам стало не интересно. У них была рентабельность, но небольшая. Им не интересно получать 5% прибыли. Пришла одна компания, которая готова была это сделать. Здесь тоже вопрос в формировании цены. Если заказчик изначально начинает рассчитывать цену исходя из рыночных, то участникам рынка не интересно приходить на цену ниже рыночных. Он то же самое спокойно продаст, а здесь ему нужно прийти, заявку подготовить и так далее. Нужно понимать, насколько корректно сформирована документация и насколько это объективно интересно всем. Есть процедуры на дозакупку лекарственных средств. Там интересно взять большую партию, отгрузить на склад и получить деньги. А у нас процедура, каждые полгода привозить в каждую аптеку такое-то количество лекарств, чтобы они там были. Людям тоже не интересно кататься полгода. Здесь, опять –таки, вопрос интереса, выгоды. Мы анализируем каждую процедуру, смотрим, что это за единственный и откуда он взялся. Наша система позволяет сделать выгрузку и раскладку по предмету и мы смотрим.
С. ИШКОВ – «Московская правда»
Можно как-то спрогнозировать на ближайшие год-два, учитывая ваши усилия и изменения в федеральном законодательстве, насколько может эта цифра, эти 18%, измениться? Продолжая аналогия с историей, которую Вы рассказали, 18% - это хорошо или плохо? На фоне Федерации хорошо, но для Москвы, насколько должна опуститься эта цифра, и должна ли?
В.Н. ЖУКОВ
К сожалению, настолько статистикой я оперировать не могу. Мэр давал указание, чуть ли не 10% к следующему году. А насколько это реально сейчас наши аналитики смотрят. Базово задача вытащить все процедуры, где был единственный, и понять, в чем проблема. Еще раз повторяю, что есть вещи, где в принципе нельзя второго найти. Беда в том, что каждый начинает статистикой оперировать по-своему. Я могу брать по количеству процедур, а могу брать по сумме. У нашего Департамента, например, есть одна процедура, «Ленинградку» когда ремонтировали, почти на 30 млрд. Процедура одна – на 30 млрд. Пришел один. Процедура у нас одна, а по сумме – от 100 млрд 30 – это уже 30%. Здесь вопрос в том, кто какие цифры выдает и куда, и от чего мы хотим избавиться, чтобы по сумме был единственный, или по количеству? Задача все это оптимизировать, но пока аналитики не выдали раскладку.
А.Л. ДАНИЛОВ
Потом, сами понимаете, сейчас поменяются правила игры, будет 44 закон и, конечно, надо наработать практику.
В.Н. ЖУКОВ
Заказчики теперь знают, что как только у них остался один, или пришел один, они пойдут в контролирующий орган. Понятно, что это мало кому интересно. Начнется профанация, каждый участник начнет с собой тащить второго, чтобы их было двое. Единственного будет меньше, но по факту конкуренции никакой. Такая же проблема с приватизацией, где в законе написано, что, если на торги пришел один, то процедура признается несостоявшейся и контракт не заключается. Поэтому, если кто-то хочет что-то купить, например, помещение, он всегда берет с собой друга, чтобы они пришли вдвоем, и он смог это купить. Так же получается и здесь.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, мы заканчиваем. Я выражаю благодарность Алексею Леонтьевичу и Василию Николаевичу за этот рассказ. Спасибо всем.