Пресс-конференция Константина Тимофеева
20 ноября состоялась пресс-конференция председателя Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Константина Петровича Тимофеева на тему: «Новации в законодательстве о долевом строительстве».
ВЕДУЩИЙ
Добрый день.
Сегодня мы с вами встречаемся с Тимофеевым Константином Петровичем, председателем Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Тема нашей пресс-конференции: «Новации в законодательстве о долевом строительстве».
Константин Петрович, тема тяжелая, вопросов, наверное, будет много. Готовы выслушать Вас, чтобы Вы нам рассказали, с чем нам работать, с чем нам жить.
К.П. ТИМОФЕЕВ
Спасибо, коллеги. Почему мы такую тему и озвучиваем, потому что нам нужна ваша помощь в том, чтобы вы правильно донесли до населения, какие нововведения Правительство РФ (потому что у нас законодательство есть только федеральное) принимает для защиты граждан, которые вкладываются в инвестирование строительства. Понятно, что не у многих есть возможность приобрести готовое жилье сейчас. Многие участвуют в долевом строительстве, поэтому мы и хотим их защитить, чтобы не было обманутых граждан-соинвесторов, которых у нас в Москве около 5500 человек, а в РФ еще больше.
Что же, как законодатель, Российская Федерация сделала в 2013 году? Самое главное, мы Вам раздали презентации, для удобства пользуйтесь в работе. Самое главное, что, наконец, определили орган, который отвечает за регулирование и контроль над долевым строительством РФ – это Министерство экономического и социального развития. Раньше у нас было несколько структур, которые за это отвечали – Минфин, Министерство регионального развития, служба по финансовым рынкам. Наконец, 23 июля этого года Минэконом развития был определен как уполномоченный орган. Мы с ними говорим на одном языке. Многие наши предложения были учтены, когда поднимались вопросы по гарантиям.
Было поручение Президента, Путина Владимира Владимировича о том, что эту проблему нужно решить в ближайшие два года и о том, что нужно ввести единый критерий. Его мы так же ввели. Как Москва, в соответствии с этим законом, мы подготовили постановление Правительства, которое в ближайшее время будет вынесено к Сергею Семеновичу на утверждение, где мы выносим наше положение, как о Москомстройинвесте, структуры, которая ответственна в городе за решение проблем пострадавших граждан. В наше положение будут внесены соответствующие изменения, что мы привели законодательство и структуру Москвы в соответствие с Федеральным законом.
Мы ввели поправки во многие законы – и в градкодекс, и в закон о банкротстве, о регистрации прав и сделок, и, самое главное, закон 214 о долевом строительстве, и о взаимном страховании.
Если говорить о законе о банкротстве, то определена очередность, по которой пострадавший гражданин удовлетворяет свои требования в третью очередь, после причинения вреда жизни и здоровью и выплаты заработной платы, дальше идет выполнение обязательств перед пострадавшими гражданами. Есть еще один тонкий момент, когда мы ввели обязательную гарантию по застройщикам, чтобы они обеспечивали ввод жилых домов. Если вдруг эта гарантия исполняется и страховое общество, либо банк платит гражданину, тем самым они получают право требования к этому нерадивому застройщику, они становятся в 4 очередь, до граждан, перед которыми еще эти требования не удовлетворили. Эти законы приняли.
Так же, был принят закон о взаимном страховании, где было определена возможность создания общества взаимного страхования, страховой полис в котором будет являться одним из обязательных документов, при котором застройщик сможет продавать квартиры гражданам. Это требование вступает с 1 января 2014 года. Обязательно будет гарантия банка, либо полис страховой компании, либо страховой полис общества взаимного страхования.
В 214 закон были введены новации. Самое главное, что с 1 января при заключении договора долевого участия инвестор должен обязательно указать способ обеспечения своих обязательств перед гражданами, то есть, прописать, чем это гарантировано, приложить гарантии банка, страховой полис, либо полис общества взаимного страхования. Это обязательное условие, без которого не будет разрешение на строительство. Это значит, что не каждый банк и не каждое страховое общество сможет гарантировать завершение данного строительства. Если говорить о страховых компаниях. То здесь обязательно наличие лицензии, стаж работы на рынке не менее 5 лет – новая компания не может единожды возникнуть и сразу обеспечивать страхование по долевому строительству. Главное, что собственных средств должно быть не менее 400 млн рублей, и уставного капитала не менее 120 млн рублей, что касается страховых обществ. Так же, они не должны быть в предбанкротном состоянии, либо одной из процедур, которые подразумевает закон о банкротстве – либо наблюдение, либо конкурсное производство. Нет решений суда, либо исков, которые могли бы повлиять на банкротство страховой компании. Если говорить о банках, не каждый сможет дать эту гарантию. Он должен быть достаточно крупным. Уставной капитал по нашему мнению не очень высокий – 200 млн рублей, и собственные средства – 1 млрд рублей. Я не ошибусь, если скажу, что это порядка первых 200 российских банков, что достаточно много. К этой гарантии тоже нужно внимательно относиться. Самое главное, чтобы они не были сфальсифицированы, а такое тоже бывает, к сожалению. Если мы вернемся к обеспечению государственных заказов, увидим, что многие гарантии были выданы не должным образом, и пришлось их заменять, либо оставлять контракты. Далее, соблюдение обязательных нормативов финансовой устойчивости банка. Эти нормативы контролируются Центральным банком – сдаются ежедневные, еженедельные, ежеквартальная, годовая отчетность, подтвержденная аудитом российским. Самое главное, что банк не должен находиться в стадии оздоровления. Мы, к сожалению, не видим, что происходит с нашими банками. Недели не проходит, чтобы кого-то лицензии не лишили. Очень важно обращать внимание на контролирующий орган – Центральный банк. Он занимается контролем финансовой устойчивости российских банков.
По нашему мнению нормативы достаточно либеральные и мы будем предлагать их укрупнять, чтобы хотя бы банков 50 могли вступать в эту программу, но не слабые банки. У нас каждый инвестиционный проект по строительству – это минимум миллиард рублей. Есть проекты всем известные – это Южное Тушино и Фили-Давыдково, то, что связано с «Мираксом» было, с «ОСК» и другими копаниями – эти проекты на десятки миллиардов рублей. Поэтому, надо понимать, что проект на десятки млрд рублей ограничить капиталом банка в 1 млрд рублей, этого тоже будет не достаточно и мы будем выходить с этими предложениями. Первый шаг сделан и он очень важен.
В качестве нерадивых страховщиков можно привести историю с Южным Тушино, когда заключались договоры, и часть денег платилась в страховую компанию. Она называлась «Природа». Были написаны обязательства для компании, что этот объект будет построен. Но, как мы видим, нет ни этой компании, ни договоров, ни квартир. Правительство эту проблему сейчас решает.
Далее, мы модем принимать полис общества взаимного страхования. Для этого было создано при поддержке Министерства регионального развития общество взаимного страхования. В этом году избрали председателя, попечительский совет, подготавливается положение и инвесторы, которые строят, могут туда вступить. Вступительный взнос – 500 тысяч рублей. 30 – срок рассмотрения заявки на вступление. Предприятие, которое хочет вступить, должно быть финансово устойчивое. Это общество должно более внимательно относиться к финансовому состоянию и опыту развития, поэтому мы считаем, что такой полис будет даже более ценен, чем гарантии банка или страховой компании. Пока такая идея имеется и поддержана депутатами и федеральными структурами. Сейчас они разрабатывают собственные нормативы, потому что они не каждому свой полис давать будут. С 1 января они начнут свою деятельность и могут страховать застройщиков. Это будет лицензироваться Банком России, потому что лицензию они выдают на данный вид деятельности. Данные документы Общества уже поданы. Это общество должно быть прозрачным и публиковать результаты своей деятельности – устав, своих участников. Мы понимаем, что если кого-либо из инвесторов и девелоперов приняли в это общество, то они уже принимаются как достаточно финансово устойчивые на рынке. Критерии должны быть достаточно жесткие, чтобы иметь право вступить в это общество. Очень важно, что любой участник, который прекращает участие в Обществе, имеет право оттуда выйти, но это не освобождает его от ответственности, потому что ответственность там будет совместная с другими участниками, и необходимо выполнять свои обязательства, за которые члены общества отвечают всем своим имуществом. Поэтому, даже, если он вышел или Общество ликвидировалось, они по этим обязательствам будут отвечать. Поэтому, здесь они очень внимательно думают пи вступлении в Общество и выдаче полисов.
Что произошло в изменениях закона №127 – законе о банкротстве? Даже перед банкротством необходимо сказать о процедуре, о том, как происходят выплаты пострадавшим гражданам. При наступлении страхового случая есть определенный критерий. Когда гражданин понимается под пострадавшим, под обманутым дольщиком. Есть критерии, по которым он таковым не считается. При наступлении страхового случая он обращается в общество взаимного страхования, либо в страховую компанию, либо в банк, где получает инвестиционную выплату. Она может быть как меньше, так и больше той суммы, которую он заплатил. Это подразумевается в договоре, нужно внимательно читать договор долевого участия, который заключается. В этом договоре могут быть прописаны штрафы, или неустойки. По нашему пониманию штрафы и неустойки в первую очередь выплачиваться не будут. В первую очередь будут выплачиваться основные суммы, а штрафы и неустойки – это через судебный порядок. Но очередность все равно более ранняя, чем компенсация банком или страховым обществом, которые будут участвовать в банкротстве данного застройщика. Такой механизм был принят и в нем имеется свой защитный механизм.
Об очередности я уже сказал. В первую очередь это возмещение за счет имущества и денежных средств предприятия-банкрота, когда наносится вред жизни и здоровью (это не касается обманутых граждан, это общий термин), дальше, выплаты заработных плат, и в третью очередь оплата дольщикам. Это в том случае, если они не получили страховую выплату, или страховая выплата оказалась недостаточна. Например. Они получили основную сумму, а дополнительную сумму, штраф и неустойки, которые суд присудил, не получили, вот это как раз в третью очередь. И 4 выплата – выплата страховым компаниям и банкам. Мы поставили их 4-ми, чтобы защитить их интересы, и чтобы не появлялись дополнительные «воздушные кредиторы», которые наполняют конкурсную массу и после которых все и имущество уходило бы не в их пользу, а в пользу неизвестных кредиторов.
Какие изменения произошли в градостроительном комплексе. Самое важное, что не будет продлеваться и выдаваться новое разрешение на строительство без обязательств, которые подтверждены либо банком, либо страховым обществом, либо обществом взаимного страхования. Еще очень интересны критерии, по которым оценивают граждан. Кто пострадал, а кто нет, кто является инвестором, а кто является гражданином, пострадавшим, как обманутый дольщик. Ранее у нас были критерии, при которых признается обманутым дольщиком такие: если документы были выданы Москвой, либо инвестиционный контракт, либо, если Москва была в этом контракте стороной, как было в Южном Тушино, Фили-Давыдково, «Мираксу». Если гражданин приобретал одну квартиру и не более, потому что, если он покупал 1, 2 и более, то мы это понимаем как соинвестирование. Понятно, что здесь есть сложные моменты, когда кто-то продавал 3-комнатную квартиру, чтобы получить 2 однокомнатных, разъехаться, улучшить жилищные условия, либо, если родители супружеской паре хотели помочь. Квартиру разменяли. Но здесь, чтобы не было перекосов, мы жесткое решение приняли, что. все- таки одну квартиру и не более. Еще важно, чтобы гражданин был признан потерпевшим в рамках уголовного дела. Это нам нужно, чтобы все правовые механизмы были включены, чтобы органы следствия внимательно относились к нерадивым застройщикам и принимали все меры для сохранения активов и остановки дополнительных продаж. В том числе, двойных продаж. Но сейчас на федеральном уровне критерии достаточно определенные, их 9. Достаточно долго согласовывали их. Первое – прекращение или приостановка строительства на срок более 6 месяцев при наличии установленных в судебном порядке обязательств, то есть обязательно должно быть обращение в суд. Суд должен установить, что прошел этот 6-месячный срок и стройка не ведется. Далее, просрочка застройщиком более чем на 6 месяцев срока исполнения обязательств. Критерий спорный, но он принят. Это значит, что если в договоре долевого участия установлено 1 января, но стройка идет, и он не успел, то у гражданина есть право обращаться за признанием пострадавшим гражданином. Но мы понимаем, что есть некоторые объективные причины, что 6-месячный срок жесткий. Дома сдаются у нас с некоторым опозданием. Потому что, либо на стартовом этапе застройщик что-то не успел, дом построил, но не сформировал окончательную папку для сдачи в эксплуатацию, папку стройнадзора. Такое тоже бывает. Либо подключился по временной схеме непостоянной. Но здесь мы думаем, что граждане будут с пониманием относиться к инвесторам, которые дом построили и встречаются с гражданами, объясняют. Следующее – это несоответствие процессов строительства требованиям техрегламентов. Это, если есть расхождение в строительной документации, если есть большие претензии по качеству, именно конструктивные, которые влияют на безопасность, и если есть большие отклонения от проекта. Понятно, что если отклонения на 1-3 метра, это предусмотрено договором и проектной документацией. Ничего страшного в этом нет. Но если вместо жилого дома на 15 этажей построен жилой дом на 20, город не согласовывает это и никогда не согласует, если не было документации с начала. Далее, если произошла отмена, либо расторжение документов и договоров, подтверждающих основание владения пользования земельным участком. Это сложный момент, потому что есть инвестиционные контракты, когда гражданин заключал договор долевого участия, на этот момент уже были судебные споры либо между предыдущим покупателем, либо когда был заключен договор и срок истек, а инвестор ничего не реализовал, но производил продажи. Если договор такой оспорен, то мы оставили за собой возможность договор такой расторгнуть и гражданин не должен пострадать и он включается в этот реестр. Следующее, это когда гражданин заявил требование и признан потерпевшим по уголовному делу. Это как раз то, на чем мы настаивали. А так же, мы настаиваем на этом сейчас по тем объектам, которые имеем, проблемы получили до введения в действие этих критериев. Это, например, Щербинка, где мы настаиваем, чтобы граждане были признаны потерпевшими в рамках уголовных дел, это Троицк и Фили-Давыдково. Они должны получить документы от следствия, чтобы следствие внимательно изучило, подтвердило, самое главное, оплату данных договоров, правомерность заключения и только после этого они будут признаны потерпевшими. Следующее, это критерий установления в судебном порядке факта привлечения застройщиком, как раз, речь о двойных продажах, когда есть две или более сделки на 1 адрес. Если договор регистрируется в Федеральной регистрационной службе, то двойных продаж быть не может в принципе. Даже если есть попытка регистрации двойного договора, то это тоже один из критериев, по которому гражданин признается потерпевшим, если они купили одну и ту же квартиру. Понятно, что если застройщик находится в процедуре банкротства, это основное. Когда граждане так же признаются потерпевшими. Эти критерии все должны быть соблюдены.
Когда гражданин не имеет права просить защиты у государства? Тогда, когда это иностранный гражданин. Он вложил деньги с целью соинвестирования. Нет ни одной квартиры в Москве, которую бы мы предоставили в таком случае за счет бюджета. В том числе это относится и к гражданам СНГ. Еще не рассматриваем тех граждан, которые заключили любые договора на земле, не предусмотренной для строительства – промзоны, то есть, по сути, самострой. В случаях самостроя граждане не имеют права просить защиты. Только в рамках обычных арбитражных и уголовных дел, но никак не как пострадавшие граждане. Принципиальное различие здесь в том, что в рамках обычного гражданского дела они будут очередниками 5-й очереди, а в рамках дела как пострадавший гражданин – 3-й очереди. Это принципиальная разница. Потому что, как показывает практика, очередники 5-й очереди не получают ничего. Следующий критерий, если человек купил более одной квартиры, он не имеет защитить вторую и далее квартиры. Далее, те граждане, которые не предоставляют полный пакет документом и не подтверждают оплату и есть даже такие, которые пишут только заявление и к заявлению не прикладывают ничего, но говорят, что они пострадали. Иногда прикладывают сфальсифицированные документы. Если дом введем в эксплуатацию, объект передан гражданам, подписан акт приемки, проходит какое-то время и гражданин говорит, что фасад не того цвета, или нарушение они увидели только сейчас, в таком случае они тоже не являются участниками данной программы защиты. Они имеют право защитить себя только в рамках участия в обычном гражданском производстве, потому что комиссия принимала, там присутствовала и эксплуатирующая организация, все подписи были сделаны, эксплуатация уже на совести граждан, либо ТСЖ, либо, управляющей компании. Еще важно то, что подготовили предложение в закон №294 о проверках, которые мы делаем. Сейчас мы имеем право проверять один объект раз в 3 года. Это плановая проверка, которую мы должны согласовывать с органами прокуратуры. Сначала это делалось для того, чтобы развить так называемую бизнес-активность, чтобы бизнес никто не обижал. Прокуратура не согласовывает более частые проверки. Есть предложение сделать проверки ежегодными, потому что проблема социальная. Сейчас мы имеем право проверять либо, когда есть предписание прокурорское, либо когда уже возбуждено уголовное дело. Это сложно. Либо, имеем право проверять, если есть особенно массовое обращение граждан. Но это проверка документальная. Это значит, что мы запрашиваем документы, нам их предоставляют, если не предоставляют это символический штраф от 50 до 500 тысяч рублей. Далее, по каким-то костным признакам мы можем понимать, что документы достоверны. К сожалению, столкнулись с рядом застройщиков, которые откровенно фальшивые документы предоставляет. По таким документам мы обращаемся в органы прокуратуры, потому что есть известные адреса, где продано более 100 квартир, а застройщик пишет, что он продал всего лишь 7 квартир. И продает по предварительным договорам. Именно по таким объектам мы направляем документы в прокуратуру, чтобы было прокурорское предписание и здесь мы ходатайствуем, чтобы в следующем году было принято решение не менее чем раз в год проверять всех застройщиков, которые есть в Москве – это более 500 на старой и новой территории. На старой – 150, а на новой 350. Такое различие, потому что на вновь присоединенной территории у нас етсь небольшие многоквартирные дома, которые тоже попадают под закон о долевом участии. Всех мы проверили за 3 года. Около 100 млн штрафов выписали. Практически все штрафы оплачивают. Есть несколько судебных разбирательств и здесь наша задача не допустить новых проявлений заключения договоров не долевого участия. Кооперативы очень нас пугают. Мы вместе с правительством Московской области выносим поправочку, чтобы кооперативы были только с разрешением на строительство, с заключением договоров долевого участия и чтобы они были реальными, а не те, которые собирают деньги и через 3-4 компанию заключают договоры с инвестором, у которого есть документы на землю. Проект и документы на строительство.
Что касается документов, которые мы рассматриваем, как защищаем граждан. У нас есть адрес, который рассматриваем, всем известный – Народного Ополчения д. 33. Сначала там было 67 человек, когда мы принимали данный объект. После этого у нас было более 100 человек. Сейчас у нас есть по крайней мере более 500 заявлений, из которых, как нам кажется, около 300 сфальсифицированы. 60 документов мы проверили и передали в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел и для правовой оценки. Более точные цифры – 506 граждан обратилось по этому адресу и 300 комплектов имеют принципиальные замечания. 66 уже внимательно изучили и имеют признаки фальсификации. Признаки таковы: поддельные договоры, договоры с юридическими лицами, которых в принципе не было, договоры с гражданами СНГ, которые в принципе не могли бы купить квартиру за 5-10 млн рублей в одночасье. Проинформируем по результатам в следующем году. Такую большую работу мы провели, и нам кажется, что это будет большим шагом в защите граждан соинвесторов в долевом строительстве. Как мы неоднократно заявляли, гражданин может спокойно себя чувствовать только тогда, когда покупает квартиру в сданном доме, либо, когда он получает кредит в коммерческом банке на приобретение в долевом участии, тогда банк тоже помогает анализировать данные документы. Поэтому, самое важное, сначала анализировать самостоятельно застройщиков, смотрели наши сайты, где мы указываем компании. Которые мы проверяем, которые имеют право строить, имеют разрешение и только после этого решать, покупать квартиру или нет.
Важен ваш интерес и чтобы вы проводили разъяснительную работу с гражданами. Освещали эти вопросы, потому что, чем шире мы будем говорить об этом, тем меньше у нас будет пострадавших граждан-соинвесторов.
Спасибо. Если у вас есть вопросы, с удовольствием постараемся ответить.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Скажите, пожалуйста, как 1 января, с вступлением в силу этих поправок это будет выглядеть на практике? В том доме, который строится, и продажи уже идут, 1 января, если нет договора, можно продолжать продавать или нет?
К.П. ТИМОФЕЕВ
У него есть действующее разрешение на строительство? Если есть, то можно; если оно истекло, то при продлении они обязаны предоставить данный договор.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Хорошо, значит те, кто купил до 1 января не попадают под защиту? А после 1 января попадают?
К.П. ТИМОФЕЕВ
По критериям они все попадают. Это значит, что в процедуре банкротства они будут третьими. Под гарантию – нет, потому что этой гарантии в принципе не было. Она будет выпущена только тогда, когда застройщик обратиться за продлением или разрешением на строительство. Но понятно, если застройщик ответственный, он может сам гарантию оформить и это только приветствуется. Если застройщик оформит гарантию, то они будут под дополнительной зашитой.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
И второй вопрос. Скажите, пожалуйста, понятно, что коммерческое страхование страховой компании – это практически нереально, потому что большинство высоко оценивает риски и закладывают в стоимость страховки примерно 20% стоимости квартиры. Соответственно, выдавая свои полисы, наверное, будет оценивать стоимость этой страховки меньше. Насколько меньше и насколько по Вашей личной оценке, насколько резко она сможет заработать после 1 января, чтобы максимальное количество строек охватить?
К.П. ТИМОФЕЕВ
Все застройщики (порядка 90%) строят свои объекты на заемные деньги, потому что они стартуют с банковского привлечения. Банки дают кредиты под обеспечение в виде залога или под обеспечение в виде квартир, тем самым часть квартир регистрируя. Поэтому, банки – первые, кто заинтересован в строительстве этих объектов, потому что они уже и деньги вложили и будущий проект рассматривают. Поэтому, как нам кажется, банки откликнуться первыми и будут давать гарантии. Гарантии стоят от 2% до 7%, потому что, если кредит сейчас стоит от 10% до 16%, то если прибавить еще стоимость банковской гарантии, достаточно дорогой получится заемный капитал. Поэтому, банки, одновременно и кредиторы и гаранты будут эту сумму складывать и понижать. Поэтому в 2%-3% они должны уложиться. Что касается страховых обществ, то здесь та же самая ситуация, потому что многие страховые общества являются структурами финансово-промышленных страховых групп. Поэтому, здесь взаимная финансовая расчетливость. Если рассматривать крупные страховые компании, то страховые полисы их достаточно серьезные и будут приниматься. Мы понимаем, что мы уже озвучили критерии, достаточно символические, когда страховое общество может выдать страховой полис. Одна из наших рекомендаций, когда граждане покупают квартиры, обращать внимание, какой банк и какое страховое общество выдало гарантию. Если банк на слуху, нет предписаний Банка России, если страховое общество вызывает доверие, то да, нужно принимать решение.
Что касается общества взаимного страхования, то это достаточно сложный инструмент. Создается для того, чтобы было понимание для понижения стоимости данного страхового полиса. Здесь очень важно, по каким критериям само общество сформирует уровень доверия. Как нам кажется, не должно быть широкого распространения и выдачи полисов страховых аналогичных выдаче лицензий саморегулируемых организаций, когда мы видим на рекламных щитах, что любое разрешение на самое высотное строительство выдается за одну неделю. Здесь мы надеемся, что Центральный банк, как регулятор, если такое будет происходить, остановит деятельность данного общества. Поэтому, очень важно, чтобы общество внимательно давало свои полисы, тем более, что есть такая взаимная ответственность участников. Если страховое общество обычно отвечает собственным капиталом, то общество взаимного страхования отвечает имуществом участников этого общества.
Нам кажется, первый шаг сделан.
Е. ЛЫКОВА – «РИА Новости»
Хотела спросить по поводу Вашего предложения. Вы сказали, что будете предлагать укрупнять нормативы с тем, чтобы сейчас 200 банков могут выдавать гарантию. Во-первых, кому вы будете предлагать это ? Во-вторых, какие критерии вы хотите записать?
К.П. ТИМОФЕЕВ
Это поправка в Федеральный закон будет по требованиям, предъявляемым к банкам. Посмотрим опыт наш, как мы будем работать с 1 января, какие банки будут выдавать гарантию. Если это действительно будет ряд серьезных банков, то нас ситуация устроит. Но если пойдет вал дешевых гарантий от небольших банков, которые никогда не занимались кредитованием, девелопментом, то это очень опасно. По результатам 2014 года будем смотреть и все эти выгодные гарантии предлагать.
Е. ЛЫКОВА – «РИА Новости»
Но объем уставного капитала, собственных средств…
К.П. ТИМОФЕЕВ
Понимаете, я уже озвучил средние стоимости проектов инвестиционных. На первоначальном этапе привлекается до 30% капитала в какой-то проект. Если проект 5-миллиардный, то первоначально – это 1,5 миллиарда. Далее, дольщики равномерно платят свои деньги, но они должны получать соответствующее обеспечение.
Т. СМИРНОВА – «РБК ТВ»
Есть ли у Вас какие-то представления, о том, какие застройщики могут уйти? То есть, не будут покупать гарантию или страховку. Это, наверное, больше касается Новой Москвы, мелких компаний?
К.П. ТИМОФЕЕВ
Мы не думаем, что кто-то уйдет с рынка. Мы думаем, что многие откажутся от реализации малорентабельных проектов. С другой стороны нам кажется, что в Москве и Московской области запас по рентабельности жилья колоссальный. Поэтому, удорожание в 2% при фиксации сегодняшней цены – это уже прибыльно. Мы не чувствуем, что кто-то будет уходить с рынка, чем потратят свои 2% прибыли на дополнительное обеспечение и все.
Ю. ИГНАТЬЕВА – «Московская перспектива»
Скажите, пожалуйста, после уточнения критериев отнесения к обманутым дольщикам, видимо, предстоит в отношении тех людей, которые сейчас находятся в вашем списке, мощная ревизия? Как изменится количественно перечень? Фактически, критерии таковы, что список тех людей, за которых Правительство Москвы будет брать ответственность, будет ничтожным, или я ошибаюсь?
К.П. ТИМОФЕЕВ
Подковыристый вопрос. Да, Вы правы. По критериям, если брать наших 5 000 граждан, у которых есть проблемы, то если эти критерии жестко рассматривать, то там будет меньше полутысячи. Но Правительство на то и Правительство, что оно занимается каждым гражданином. Даже если он не попал под эти критерии, не получил компенсацию, ни путем оплаты по гарантии, ни путем оплаты по банкротству, все равно Правительство будет этими людьми заниматься, работать с нерадивыми инвесторами, с инвестиционными проектами, которые не получилось реализовать. Сейчас это и происходит – приходится в ручную работать за многих инвесторов, водить их по Правительству, подготавливать для них документы, давать поручение энергоснабжающим организациям, за них работу делать. Все равно ручной режим остается, с каждым гражданином будем заниматься. Они будут чувствовать нашу поддержку, но она будет «ручная», а не та, которую дает закон. Потому что по закону они могут прийти, получить деньги и все понятно. А если они каким-то образом сами стали заложниками этой ситуации, то мы будем ими заниматься. Но мы думаем, что не все смогут получить свои квартиры, как практика сейчас и показывает. Если гражданин под наши критерии не попадает, мы ему отказываем. Но мы продолжаем работать с инвесторами.
А. МЕЛЕШЕНКО – «Российская газета»
Вы сказали, что сейчас в Москве, в старых границах и в новых, более 5000 дольщиков. В этом году как-то сократилось их количество? Идет строительство? Грубо говоря, когда у нас не останется дольщиков?
К.П. ТИМОФЕЕВ
Мы берем для себя двухлетний ориентир. Количество значительно сократилось, если не брать дольщиков для статистики по вновь присоединенным территориям, то к концу следующего года их не осталось бы в принципе. Мы получили дополнительно около 3000 по вновь присоединяемым территориям. За этот год более 1000 мы решили вопросов по долгостроям, по поводу обеспечения жилья, которое обещали. Поэтому, берем двухлетний ориентир, и системная проблема за это время будет решена.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Я хотела у Вас уточнить по поводу проверок. Вы сказали, что сейчас имеете право проверить один раз в 3 года. Вы проверяете юридических лиц, или объекты? Если юридические лица Вы проверяете один раз, то как вам удается проверить все, что Вы считаете нужным?
К.П. ТИМОФЕЕВ
Мы проверяем один раз в три года по согласованию с прокуратурой. Мы должны изначально представить перечень адресов, застройщиков, которых мы хотим проверить, и прокуратура это согласовывает. В принципе, она согласовывает всех. Это так называемые плановые проверки. Внепланово мы можем проверить только по дополнительному обращению граждан, если они пишут, что с ними хотят заключить такой договор, или застройщик не выполнил свои обязательства, мы внепланово можем его проверить. Но такая проверка документальная. Плановая – это проверка с выездом на место, с получением всех счетов, с выпиской по кассе, и другие документы, которые мы можем сверить с данными. Здесь уже застройщик не может ничего сфальсифицировать, потому что есть два источника. По документальным проверкам по жалобам граждан такое возможно. Я уже говорил, что есть некоторые, кто пытается этим злоупотребить. Это уже в мерах прокурорского взаимодействия.
Мы можем проверить, если мы им выписали предписание об устранении данных нарушений и установили срок, за который они либо не доложились, либо не исполнили это предписание. Тогда мы можем сделать повторную проверку. Других полномочий, к сожалению нет, поэтому нам их нужно расширять.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Скажите, а когда Вы будете вносить эти предложения?
К.П. ТИМОФЕЕВ
Мы уже их внесли и рассматриваем. Здесь нас поддерживают и коллеги из Московской области. Но мы думаем, что это будет уже в следующем году.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Скажите, пожалуйста, а из этих 5000 дольщиков, которые пострадали, у Вас нет такой статистики, сколько компаний явно были жуликами, а сколько по объективным причинам не выполнили свои условия, ошиблись и так далее? Как Вы отслеживаете тех людей, которые уже организовывали такие компании и обманывали людей, потом повторно не организовывали компании с целью получения средств?
К.П. ТИМОФЕЕВ
Когда Комитет был создан, около 3 лет назад, мы разграничили те объекты по признакам: объекты-долгострои, у которых есть объективные причины (финансовый кризис, проблема с коммуникациями по энергетике или воде и другие), далее, категория, которая тоже долгострой, но по которой были проблемы с инвестиционными контрактами, по правоустановочным документам, и та категория, о которой Вы спрашиваете - мошенники. Есть такая статистика у нас. Мошенников было порядка 35%, если брать из общего количество, я имею в виду по контрактам. По гражданам, то тут у нас чемпион, если считать с Южным Тушино, то уже за 85% переваливает, потому что они пострадали в результате мошеннических действий, уже суд это квалифицировал. Если Южное Тушино не брать, тогда 65%-70% инвесторов оказались не по умыслу, а по объективности, в том, что дома не вовремя построили. Но с такими как раз легче всего работать. Вместе мы эти дома достраиваем. Даже такие сложные объекты, как, например, в том году на Пилюгина, и по Глаголева проблемы решили, Кировоградская, объект тоже будет достроен, с Министерством обороны тоже сложные объекты будут достроены. Буквально на прошлой неделе мы с Росреестром, с Федеральным имуществом, с Министерством обороны совещание проводили. После нашего с вами диалога сегодня тоже будет совещание с Министерством обороны, эти объекты мы тоже завершаем. То есть, есть, с кем работать. А мошенников было около 30%.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, если у вас больше нет вопросов, тогда я благодарю Константина Петровича за его работу, за нашу встречу. Желаем успехов, и чтобы у нас не было дольщиков.