Пресс-конференция Андрея Бесштанько
8 октября состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Андрея Владимировича Бесштанько на тему: «Современные формы работы с бездомными гражданами и лицами, занимающимися бродяжничеством».

ВЕДУЩАЯ
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы начинаем нашу пресс – конференцию на тему: «Современные формы работы с бездомными гражданами и лицами, занимающимися бродяжничеством – мобильная служба «Социальный патруль». В работе пресс-конференции принимает участие заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Андрей Владимирович Бесштанько, а так же Андрей Владимирович Пентюхов, заведующий сектором по социальной помощи бездомным гражданам.
Предоставляю слово Андрею Владимировичу.
А.В. БЕСШТАНЬКО
Спасибо. Хотел бы всех поприветствовать в здании Департамента социальной защиты населения города Москвы, органа исполнительной власти, ответственного за социальную поддержку лиц, оказавшихся без определенного места жительства.
Очень серьезное направление в работе департамента – это работа с бездомными гражданами. Прежде чем огласить сухие цифры, я бы хотел привести данные ежегодного социологического опроса, который мы проводим среди людей, оказавшихся на улице, чтобы понять, что представляет собой московский бездомный, кто он, и именно от этих характеристик «плясать», отталкиваться в работе Департамента социальной защиты города Москвы. Буквально 14 небольших вопросов дают характеристику человеку, оказавшемуся в этой необычной трудной жизненной ситуации.
По возрастным характеристикам 65%-68% - это люди до 20 до 45 лет. Ежегодно нижняя планка медленно сползает вниз, то есть, категория московского бездомного начинает молодеть.
Пол: 82% - это мужчины, 18% - женщины. Тенденция последних трех лет показывает, что процент женской составляющей медленно увеличивается.
Наличие паспорта: 18% паспорт имеют, 82% не имеют.
Нахождение в социальной среде, то есть, насколько эти люди отвергнуты обществом, семьей. По данным 2013 года, (летом самый пиковый показатель по бродяжничеству) 54% - это люди, которые имеют живых родителей, братьев или сестер, детей. Из них половина имеет представление о связях с ними. Порядка 40% - это те, кто не имеет информации ни о родственниках, ни о бывших супругах, то есть, полностью находится вне семейного общения.
Образование: подавляющее большинство – 91% - это люди с неполным, либо полным средним, либо со средним специальным образованием. Высшее образование – порядка 5%. Остаток – это люди, которые имеют несколько классов образования. К сожалению, эти цифры о нескольких классах образования так же постепенно растут. Не уменьшается цифра показателей по образовательному уровню людей, оказавшихся бездомными.
Вопрос: «есть/нет жилья»: здесь 44% - это те, кто имеет жилье, 56% - не имеют жилье. Мы постоянно интересуемся, почему живут на улице. Получаются интересные цифры. Тех, кому это по-настоящему нравится, стабильно 12,5%-13% на протяжении последних двух лет. 32% приехали на заработки из другого региона. Эта цифра растет. Семейные конфликты/развод – 25%. Этот показатель так же растет. Другие причины – различные жизненные ситуации, которые приводить не буду. Итак, «приехал на работу», развод или семейный конфликт или просто нравится жить на улице, каких 13%.
По поводу того, насколько бездомность является социальным явлением или криминогенным, вопрос о судимости. За последние два года мы не фиксируем роста количества судимых среди тех, кто обращается к нам за помощью. 22% судимость имеют, 78% - не имеют.
Интересные данные по последней прописке, то есть, какую часть московских бездомных составляют коренные москвичи. На 2013 год ситуация такова, что Москва – это порядка 9%, Московская область – 8%. Субъекты Российской Федерации – эта цифра очень серьезно растет. Каждый год к ней прибавляется 1,5%-2% - это другие субъекты РФ. Размах огромный – от Камчатки до Калининграда. СНГ – только 16%. Этот показатель тоже медленно растет. Такая тенденция, что бездомных в Москве из СНГ или других субъектов РФ все больше. Показатели Москвы и области либо на одном уровне последние два года, либо не изменяются.
Очень серьезный вопрос, который возникает – это состояние здоровья. Ситуация опасная для того, чтобы люди находились в городской среде обитания – это туберкулез. Различные формы туберкулеза обнаружены у 4% лиц, которые прошли через систему социальной адаптации в соответствующих учреждениях. Порядка 95% - не выявлено никаких форм, но 0,1% являются переносчиками в опасной форме. Это гипотетически опасно как минимум для 20 людей, находящихся рядом. Это очень настораживает. Позиция по туберкулезу на 0,1% растет каждый год.
«А на что живешь?» - спрашиваем мы этого человека.
Источник существования: попрошайничество – 17%. Этот показатель не меняется за последние 3 года. В лидерах по источнику существования временная работа на рынках, в торговых центрах, «с коммунальщиками», как они выражаются, либо сбор посуды или всего что сдается – 15% людей занимаются этим сбором.
«А от государства что нужно» - задаем вопрос мы этим людям, для того, чтобы понять, в правильном ли направлении движемся. Здесь ситуация очень стабильная с точки зрения того, что не пользуется спросом и то, что особо этим людям не нужно, и это в течение 3 лет повторяется всегда. Казалось бы, деньги! – только 3% нужны. Прописка – чуть меньше 1% стабильно. Кстати, мы опрашиваем примерно около 700 человек. Это достаточно репрезентативно. О цифрах я скажу дальше.
4 позиции стабильно пользуются спросом, забирая по 20% - питание, ночлег, стирка, санобработка.
Когда начинаем разбираться, буквально с каждым человеком с помощью психологической службы центра социальной адаптации, кто же виноват в ситуации, что человек оказался на улице, получаем интересные ответы людей на вопрос, мучавший российскую интеллигенцию и нас, как представителей социальных служб, призванных помочь, на вопрос «Кто виноват?». Личную вину признали 24%, что отвержены обществом, семьей – 21%, что судьба такая – 11%. Треть респондентов ответили очень интересно – что время такое.
Интересный барометр, который мы постоянно замеряем и выстраиваем свою работу, что проблема бездомности – это больше проблема социальная и это вопрос о том, как вы себя чувствуете, как к вам относятся окружающие люди. В 2012 году, как и 2013 безразличие чувствуют 45% людей, сочувствие – 21% (в прошлом году было меньше – 15%), брезгливость – 14%, желание помочь – 13% (в прошлом году было порядка 9%).
Последний вопрос №14, о планах на жизнь. Интересные ответы получены: «Ничего менять не хочу» - стабильно 20% на протяжении 3 лет. «Хочу связаться с родственниками, ищу их поддержки, помощи» - 10%. «Хочу найти постоянную работу» - 33% (в прошлом году было 38%. Прослеживается тенденция уменьшения числа людей, желающих найти постоянную работу). 33% хотят найти семью.
У нас в социальном патруле 17 человек – это люди, которые были бездомными и получили работу в центре социальной адаптации, работают непосредственно в службе.
Вот таких 14 небольших штрихов к портрету московского бездомного. Отталкиваясь от них хочу сказать, что для сегодняшней ситуации, когда материально-техническая база социальной адаптации значительно лучше, если последние 10 лет назад первичная задача стояла в том, чтобы сохранить жизнь этим людям… Приведу пример: в 2002 году 1230 человек – это был пиковый показатель, гибли на улицах Москвы от обморожения. В настоящее время, нам каждая жизнь дорога, эта цифра меньше практически в 10 раз. Сейчас улучшение материально-технической базы, когда мы будем применять практики не только развоза по стационарно-коечной сети, а сейчас уже октябрь, когда уже 85% площадей в ночлежках, то есть отделениях ночного пребывания, практически заполнены. 1477 коек развернуто по Москве для ночного пребывания и они, конечно же, достаточно перегружены в осенне-зимний период. Мы работаем над расширением коечной сети, чтобы комфортнее проводить каждый зимний период. Для нас начинаются сложные дни, и напряжение нарастает с каждым падением градуса, потому что оно дает увеличение людей, обращающихся за помощью и, прежде всего, за ночлегом.
Работая с людьми на улице мы, безусловно, используем опыт некоммерческих организаций, взаимодействуем с ними. В настоящее время при Департаменте социальной защиты создан координационный совет по взаимодействию с некоммерческими организациями, занимающимися социальной адаптацией лиц без определенного места жительства. Уже было первое заседание. Мы нашли точки взаимодействия по организации помощи, предоставлению питания, обогрева, медицинской помощи в стационарных точках, например, на площади трех вокзалов. Курский вокзал у нас задействован, весь Центральный округ, потому что, если задать 15 вопрос, о котором я не сказал. « где московский бездомный прежде всего находится?», я думаю, что буду прав, сказав, что Центральный округ – лидер по нахождению, особенно в теплый период года. Здесь система работы заключается в том, что мы взаимодействуем с некоммерческими организациями, не ждем, когда люди придут в учреждение сами, а используя технологию социального патруля по информации граждан, или правоохранительных органов, выходим на место и оказываем им услуги. Я назову лишь несколько цифр. За 2013 год – это порядка 13 000 человек, которые получили различного рода услуги в центре социальной адаптации. У нас существует 7 территориальных центра в Москве, и они функционируют в круглосуточном режиме. Особенность заключается в том, что в этом году значительно увеличат в том числе, количество автомобилей социального патруля, периодичность совместных мероприятий с органами внутренних дел, метрополитеном. Мы получили серьезный рост от количества услуг, которые были оказаны – если сравнить с 2012 годом, то у нас количество этих людей увеличилось. Если мы 10 лет назад пытались просто спасти им жизнь и обеспечить приличные медицинские услуги, то сейчас поставлена задача их социализации. Это очень сложный процесс. Я вам сказал, что количество людей, которые хотят получить работу, снижается. Тех, кто хочет что-то изменить в своей жизни, их количество в течение 5 лет не меняется. Здесь, безусловно, очень важно взаимодействие с общественными организациями, работа с населением, муниципалитетом, работа с причиной возникновения бездомности. Мы еще не затронули тему латентной бездомности, когда люди не имеют документов, живут где-то у родственников. Все эти моменты требуют комплексного подхода и будут реализованы в рамках новой редакции соответствующего раздела государственной программы «социальная поддержка москвичей до 2016 года».
В целом, на все мероприятия ежегодно городской бюджет тратит порядка 125-130 миллионов в год. Имеются в виду содержание учреждений и мероприятия совместно с органами внутренних дел, народными дружинами. Вопрос в эффективности, в согласии людей участвовать в социальной адаптации. Каждый человек, прибывающий к нам, мы предлагаем ему заключить договор о социальной реабилитации. 10% из лиц. Которых мы принимаем на ночлег, подписывают его. Правило следующее: в момент перехода на зимнее время мы принимаем человека на места ночного пребывания в независимости от состояния здоровья или наличия документов, но мы всегда предлагаем этому человеку заключить соглашение по ресоциализации. Это тот самый социальный контракт, о котором мы говорим уже год. Но соглашаются на него всего 10%. Думаю, настало время осмыслить это социальное явление и понять, чего в этом больше – криминогенного или социального, где должны быть императивные начала, в том числе, связанные с административной ответственностью и введением режимных учреждений. В настоящее время мы работу ведем, прежде всего, в рамках изменения действующего федерального законодательства. Ведь в чем еще основная глубинная причина российской бездомности и это отмечается и в крупных исследованиях, которые были проведены в Санкт-Петербурге в 2006-2009 году, и международные исследователи в России. Помимо социальных причин, касающихся распада семейных связей, помимо фактора урбанистики крупного города, 50% причин – это существующая система законодательная, которая привязывает наличие социальных связей, возможность реализации прав гражданина с институтом, так называемой регистрации, с пропиской. Без регистрации по месту жительства вы не получите пенсионное удостоверение, у вас будут сложности с медицинским страхованием, а человеку без полиса и места жительства оказывается только скорая и неотложная помощь. Сам факт постановки на учет, на улучшение жилищных условий по нашему законодательству связан с местом жительства. Существуют и другие проблемы, которые необходимо в законодательном порядке снимать – то же самое оформление паспорта. Для его оформления нужно платить государственную пошлину, которая никаких льгот для лиц без определенного места жительства не предусматривает. Никаких специальных режимов, которые бы предусматривали эту регистрацию, нет. Правоприменительная практика идет очень медленно, не смотря на то, что Конституционный суд совершенно четко уже раза два или три Федеральному законодателю об этом сказал. За рубежом вся конституционная система не завязана на адресе места жительства, а завязана на удостоверении личности и ситуация с бездомностью более проста. С иностранным опытом мы тоже активно работаем, в том числе, с отделением дневного пребывания, которое организовано в Люблино. В 2005 году они были открыты при взаимодействии с иностранными организациями, объединенными в федерацию, работающими с бездомными. За рубежом практика интересная. Там иначе подходят к категории, но многие вещи аналогичны Москве, в том числе, проблема информирования, продвижения этих услуг. Люди, находящиеся на улице, (это мы с компьютерами) они выключаются из всех социальных связей. Проблема информирования самая серьезная сегодня в практике социальных служб. Например, мобильные автобусы для ночлега, это практика, которая широко используется в Берлине и Германии в целом, сеть ночлежек в западных странах пропорционально населению этих городов и в несколько большем количеством, чем в Москве. Есть интересная вещь, например, с метро. В информационных материалах, которые вам распространены, есть информация о специальной профилактике людей, которые находятся без определенного места жительства в метро. В некоторых странах, например в Италии, они выделяют определенные станции метро, где можно переночевать. В России такая практика не выделяется, но есть формы непосредственной помощи, выезда людям в места массового скопления этих граждан, на транспортных узлах, о которых я говорил. На сегодняшний момент это очень серьезный аспект социальной политики столицы, который требует внимания. Настало время серьезно работать с правовым инструментарием этой деятельности, потому что добровольных начал в этом направлении предостаточно. Мы должны серьезно проанализировать эту ситуацию совместно с некоммерческими организациями, что мы сейчас и делаем, для того, чтобы подготовить ряд законодательных инициатив. Об этом средствам массовой информации мы уже говорили, подготовлен проект Федерального закона «о противодействии бродяжничеству и социальной адаптации лиц без определенного места жительства и их реабилитации», который проходит сейчас согласование. Этот законопроект направлен на комплекс мер, которые бы позволили этим людям изменить свою жизнь, сделать шаг навстречу нормальной жизни.
Мы провели интересное исследование. Это 16-й интересный момент. Когда происходит точка невозврата с улицы? Если в течение этого срока с человеком ничего не происходит либо на личностном уровне, либо социальная служба не срабатывает, очень сложно его увести назад. Это один год. Люди, которые находятся в этом состоянии более года. Их вернуть назад бывает крайне сложно. Здесь эта работа, связанная с тем, чтобы человека направить на поиск выхода из ситуации, она очень важна. Трудоустройство, возможность приобрести недорогое жилье, вернуть человека в привычный образ жизни – это крайне сложные и важные задачи, которые стоят перед социальной службой Москвы. В рамках этого законопроекта выстраивается система, где четко прописывается порядок обязательной регистрации для лиц, которые занимаются бродяжничеством, и уведомительной регистрации для бездомных. И вот лишь как нарушение обязательного порядка для лиц, занимающихся бродяжничеством, во втором законопроекте, который вносит изменения в сопутствующие законодательные акты, мы предлагаем рассмотреть возможность практики недавнего советского прошлого и действующего в Белоруссии, а именно, создание специализированных учреждений, нахождение в которых не без принудительного начала будет способствовать ресоциализации этих лиц. Не скрою, при первом обсуждении этого законопроекта с нашими партнерами из некоммерческих организаций были высказаны диаметрально противоположные суждения. Некоторые поддерживали эти вещи, некоторые считали это покушением на основы государственно-правового строя гражданского общества, некоторые нас обвиняли в том, что мы грубо попираем основы социальной политики. На наш взгляд, само обсуждение и поиски выхода из этой ситуации послужат очень серьезным импульсом для того, чтобы каждый из нас не отводил в сторону глаза от этих людей, а задумывался, как этот человек оказался в такой ситуации, смог бы я сам оказаться в такой ситуации, чтобы я делал, если бы оказался.
Проблема бездомности очень многогранная и сложная, о ней говорить сложно долго, поэтому, я бы хотел ответить на ваши вопросы. Если не смогу ответить, мой коллега поможет.
С.В. ИШКОВ – «Московская правда»
Хотел бы уточнить, а сколько среди московских бездомных в процентном соотношении людей пожилого возраста, пенсионного. Кто это, москвичи или приезжие?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Да, как я сказал, 65% - это лица в возрасте от 20 до 45 лет. Пенсионного возраста, то есть старше 55 лет для женщин и порядка 60 для мужчин, то здесь интересная вещь. Порядка 20%-23% - это люди, которые находятся в пенсионном или предпенсионном возрасте. Демографическая пропорция в Москве – это люди именно в этом диапазоне. Для этой категории у нас существует отдельное направление деятельности – это работа с бездомными пожилыми гражданами. Отделение находится в ЦСО «Филимонки» Московской области, а сейчас Новой Москвы. Там постоянно находятся порядка 350 человек. Этих людей забирают с улицы в 95%. Только 5% пытаются как-то самостоятельно жизнеустроиться. Мы их потом переводим в дома-интернаты психоневрологического профиля, либо общего профиля по Москве.
А.В. ПЕНТЮХОВ
Немножко конкретизирую. По возрастам, если брать категорию людей пенсионного возраста, которые прибывают на улицах, там совсем немного, процентов 6%-7%. Пока человек молодой, он остается жить на улице. Как только возникают проблемы со здоровьем или немощностью, тогда он приходит в центр социальной адаптации. Вот уже в центре социальной адаптации процент пенсионеров значительно выше, тех, кто не может самостоятельно работать.
Э. КАЧКАЕВА – «Вечерняя Москва»
Расскажите, все-таки, поподробнее о законопроекте. В чем Ваша позиция? У человека должна быть регистрация или нет?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Мы не торопимся с внесением этого законопроекта, потому что он, безусловно, достаточно затратен для других регионов субъектов Российской Федерации. Во-вторых, он действительно меняет сам подход к организации работы в отношении тех людей, которые не хотят, не желают что-то изменять в своей жизни. Еще раз повторюсь, что речь идет о введении обязательной регистрации, по смыслу законопроекта, в ФМС, но пока есть и другие варианты. Обязательная регистрация вводится для лиц, которые систематически занимаются бродяжничеством. Камень преткновения – это определение бродяжничества. В законопроекте мы его определили как совокупность действий, бездействий физических лиц, нарушающих права иных граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, охрану здоровья, противоречащих понятиям общественной нравственности, выражающихся в проживании и пребывании данных лиц в разных местах нежилых помещений и без определенных занятий, сопровождающихся нахождением в общественных местах в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и противоречащем требованиям личной гигиены. Мы достаточно четко сужаем это понятие. Мы не говорим, что человек, который постоянно слоняется на улице и находится в опрятном виде – это человек, который подлежит этой обязательной регистрации. Само понятие нахождения в данном состоянии уже образует административное правонарушение. Исходя из этих лиц, мы предлагаем ввести так называемый институт обязательной регистрации. И только нарушение этого института влечет за собой после рассмотрения судом по смыслу первого законопроекта, в рамках судебной процедуры, учитывая обстоятельства, согласен ли человек подписать соглашение о социальной реабилитации, или нет, решение о помещении в специализированное учреждение, которое существует и успешно функционирует в республике Беларусь, и, кстати, существовали до недавнего времени в Советском Союзе. Пока, еще раз говорю, это только предложение, идея, которая, на наш взгляд, сможет ситуацию изменить, поскольку у нас есть определенные опасения в части эффективности работы, а именно по ресоциализации, желании найти работу, цифры не меняются. Лицо московского бездомного, оно… в общем, с трудом уже можно понять. Что это московский бездомный. Москва, как губка, впитывает в себя все вопросы, связанные с этой социальной исключенностью с территории России, с предельных государств. Поэтому, в этом суть этих законопроектов и в настоящее время они находятся на стадии согласования. Мы получили согласование и замечание и предложения от органов внутренних дел, от ФМС, от органов здравоохранения, от некоммерческих организаций. На ближайшем координационном совете будем их обсуждать, 10 октября, вместе с общественниками нашими. Только после всех согласований соответствующий проект и постановление Московской городской думы будет внесение в законодательный орган столицы и уже там будет рассмотрение на комитетах. После этого законопроект должен пройти экспертизу в Правительство РФ и только после того наступит рассмотрение в Государственной думе, как мы надеемся.
А.В. ПЕНТЮХОВ
Если можно, добавлю еще по законопроектам, чтобы у вас выработалось четкое представление, какие же механизмы все-таки предлагаются. Речь ни в коем случае не идет об обязательной регистрации бездомных. Речь идет только о бродягах, то есть тех, кто живет на улице и занимается бродяжничеством. А как раз для бездомных граждан, у которых паспорт не имеет регистрации по месту жительства, которые хотели бы вести нормальный образ жизни, но, в силу сложившейся законодательной практики, не могут реализовать ряд своих прав, предлагается ввести добровольный вид регистрационного учета, и внести поправки во все законы, где записано «по месту жительства», дополнить словами «а для бездомного гражданина по месту регистрационного учета». То есть, человек, который хочет вести нормальную жизнь, может добровольно обратиться в органы регистрационного учета и получить свидетельство о регистрации бездомного гражданина и так же реализовать свои права, как и любой гражданин имеющий место жительства. Это существенный момент, потому что уже были, сожалению, публикации в СМИ, когда в заголовках было что-то вроде «Бездомных будут сажать в тюрьму!». Никаким образом не идет реи об ответственности за бродяжничество или бездомность, а ответственность только за нарушение специального регистрационного учета лиц, занимающихся бродяжничеством. Именно, речь идет о бродягах.
А. НЕМИРОВА – «Новые Известия»
По этому поводу хотела задать вопрос. Какая предполагается ответственность? Какая-то уже есть, административные штрафы?
А.В. БЕСШТАНЬКО
В соответствии с законопроектом №2 «о внесении изменений в соответствующие законодательные акты», а именно, в Кодекс административных правонарушений. Речь идет именно о процедуре административного производства. В Кодекс вводится вид административного наказания в виде содержания в специальных учреждений.
А.В. ПЕНТЮХОВ
Можно, более четко скажу. За первичное наказание допустимо до 60 дней. Если человек привлекается к административной ответственности повторно, до одного года. Но были такие вопросы, о том, как Москва справится с таким потоком. Предполагается введение Механизма, который существовал в Москве до 2002 года – это приемники-распределители в правоохранительных органах. Если гражданин, бродяга выявлен на территории Москвы, первично он доставляется в приемник-распределитель правоохранительных органов. Там выясняется последнее его место жительства. Он на основании уже судебного решения этапируется в приемник –распределитель того региона, откуда он приехал и там уже помещается в спецучреждение, где он будет отбывать эту меру административной ответственности. В этом спецучреждении с ним будут проводить работу и наркологи, и психологи. Ни о каких уголовных процедурах речи не идет.
А. НЕМИРОВА – «Новые Известия»
То есть, исключительно о спецучреждениях. А какие-то новые будут построены?
А.В. ПЕНТЮХОВ
Допустим, по Москве абсолютно беззатратно можно перепрофилировать одно из центральных заведений. По регионам, затратно.
А.В. БЕСШТАНЬКО
Поэтому, мы не торопимся. Этот законопроект будет направлен и в регионы для улучшения региональной практики.
И. СОЛОНЦОВ – «Экоград»
Судя по вашему выступлению и текстам, которые мы получили, конечно, хорошая работа делается. Но возникает два концептуальных вопроса. Я не увидел здесь сотрудничества ни с советом муфтиев России, ни с Российской Православной церковью, ни с кем, чтобы вы могли совершать какие-то действия с ними совместно. Это первый момент. Второе, вопрос такой. Москва не одна занимается этой проблемой. В Европе тоже занимаются этим вопросом. Как вы думаете на счет того, чтобы их опыт как-то освоить? Например, в Париже есть конституционное право граждан на посещение столицы страны, в России так же, может быть, если им просто хочется погулять по центру города. И так каждый день. Во Франции что делают, когда наступает вечер, вывозят всех в пригород на автобусе, где есть все необходимое, проводится санобработка, а утром – назад в центр города.
А.В. БЕСШТАНЬКО
Да, в том числе, французский опыт, он полезен.
Что касается взаимодействия с религиозными организациями, которые действуют на территории Москвы. У нас очень плотные взаимодействия, как с Русской Православной церковью, так и с другими концессиями. Мы готовы предоставить по этому вопросу информацию. Приведу один пример. Сопредседателем Совета по взаимодействию с некоммерческими организациями является Илья Кусков, руководитель социальной службы бездомным гражданам Русской Православной церкви. И совместные проекты наши реализуются, в том числе по привлечению волонтеров для информирования людей, находящихся в местах скопления граждан, на вокзалах, на площади трех вокзалов. У нас постоянная точка взаимодействия с РПЦ. С другими конфессиями так же ведется эта работа, может быть, не в таком интенсивном виде.
Что касается опыта Франции, безусловно, французы – большие оригиналы. Действительно, иногда задумаешься, это или гениально, или просто. Дело в том, что закрепленное в конституции Франции право каждого француза, я Вам как специалист по конституционному праву зарубежных стран могу сказать, оно родилось в 18 веке из действующей преамбулы. Действительно, каждый француз имеет право находиться в Париже. Это признано судом Франции. У нас же, я об этом сказал, конституционное право свободы передвижения, глушили в течение практически 70 лет или пропиской, или отсутствием паспортом у сельских жителей. Действительно, давайте себе на секунду представим такой опрос, есть ли у гражданина РФ конституционное право приехать в столицу? Я убежден, результаты будут очень интересные, особенно, если айпи-адреса будут промониторины в отношении столичных пользователей. Как ответят на этот вопрос представители других регионов, об этом можно только гадать. Поэтому здесь опыт зарубежных стран в части приближения всей совокупности социальных услуг мы применяли, применяем и будем применять. Что касается организованного, условно говоря, своза людей без определенного места жительства, или людей, которые постоянно хотят находиться в не каких либо жизненных ориентиров в Москве, над этим надо подумать и рассчитать все социальные последствия.
А.В. ПЕНТЮХОВ
По поводу увоза немножко дополню. Мы с французами сотрудничаем на протяжении последних 8 лет. Ни один раз в Париже был, общался с бездомными, посещал социальные учреждения для бездомных. Обрисую картину, которую сам наблюдал. Вечер, около храма приезжает микроавтобус, раздает продукты быстрого приготовления, по-нашему, «доширак» быстро заваривает. Люди что-то перекусили и подходят длинные автобусы, как у нас их называют, «икарусы», набегает толпа ( для меня загадкой осталось, как они составляют списки) бездомных клиентов этого автобуса. Человек из автобуса начинает выкрикивать фамилии. Если в толпе есть тот, кого он назвал, он проходит в автобус. С учетом языкового барьера удалось поговорить только с болгарами. Что они мне рассказали. Их с вечера загружают в автобус, вывозят в ближайший пригород, где стоят большие ангары, рассчитанные на сотни человек каждый, им предоставляют туалетные принадлежности, но в 6 утра их оттуда выпроваживают. Никто их дальше никуда не отвозит. Это просто непосредственно передаю то, что сам увидел, услышал про французский опыт. Если сравнивать наш опыт и зарубежный, проблема заключается в том, что у наших бродяг и, скажем, у французских бродяг разный генезис происхождения, того. Почему они оказались на улице. Европейские бездомные, это, чаще всего, люди, которые утратили работу и не имеют возможности арендовать жилью и в результате постепенной нисходящей социальной мобильности люди оказываются на улице. Наши же, к сожалению, клиенты, это жертвы алкоголизма и деградации личности, поэтому, люди спиваются и оказываются на улице, не способные сами себя обеспечить. У нас разные подходы, но, в целом, мы используем их опыт. В первую очередь, как уже Андрей Владимирович сказал, это организация дневных центров, потому что там очень широкая сеть дневных центров пребывания бездомный. Плюс, мы уже параллельным путем идем, создание и функционирование мобильных служб социальной помощи для бездомных, социальный патруль, который работает на улице.
Еще один момент, очень часто задают вопрос: « а как же нарушение прав человека на свободу передвижения, выбор места жительства, свободы пребывания на территории Российской Федерации?». Обращаю внимание на европейскую конвенцию 50-го года, которая ратифицирована и Российской Федерацией. Статья 5 пункт «Е» гласит: «допускается содержание под стражей душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг». Это прямое указание на то, что в соответствии с законом допускается содержание под стражей бродяг.
А.В. БЕСШТАНЬКО
Это как раз тот случай, когда мы говорим, что европейский способ реализации прав намного гуманнее, чем российский – ничего подобного. В 50-м году они это напечатали на белой бумаге и достаточно жестко реализовывали до последнего времени. Мы же в законопроектах, о которых мы говорим, предлагаем ввести социально ориентированный вид административного наказания в части помещения в специальные социальные специализированные учреждение, а не места временного заключения, для социальной адаптации этих лиц в рамках исключительно административных процедур.
Д. БУРЛАКОВА – «Московский Комсомолец»
Скажите, есть ли какая-то динамика количества бродяг и бездомных в Москве? Увеличивается их численность, или уменьшается?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Хотел бы ответ на этот вопрос разделить на две части.
Первая: официальной статистики даже по переписи населения 2010 года нет. Нужно понимать, о каких цифрах идет речь. В работе центра социальной адаптации мы видим цифры по людям, к которым пришли мы. Мы пытаемся увеличить количество людей, которые сами пришли к нам с помощью информированности об этих услугах путем информирования, проведения технологии выезда. Мы не просто сидим и ждем, повесив где-то объявление: «приезжайте к нам в Люблино, там все замечательно и Вам там окажут помощь». Мы исходим из цифр, что рассчитывая увеличение охвата работ, охвата социальными услугами количество лиц, находящихся в состоянии бездомности в столице незначительно, но растет с каждым годом за счет пребывания людей из других регионов Российской Федерации и частично из сопредельных с Россией стран. Если говорить о цифрах конкретных, то до конца года, я думаю, охват по услугам у нас составит порядка 20 000 человек, но это только видимая верхушка айсберга. Мы считаем, что цифра латентных бездомных как минимум в два раза больше. Это те люди, которые не на улице, имеют временный заработок, но которые мгновенно при наличии отсутствия заработка мгновенно теряют средства к существованию и оказываются а улице. Поэтому, сейчас работая над новой редакцией ведомственной программы мы отдельные направления выделим по профилактике этих явлений уже на базе работы социальных служб, в том числе, в рамках взаимодействия с ФМС. Мы здесь получаем обратную связь, не смотря на то, что административный регламент Федеральной миграционной службы очень жесткий – они не видят социальной составляющей в принципе. Это очень важно. Слава богу, за последние 2-3 года ситуация очень изменилась и в рамках взаимодействия с ФМС и с органами внутренних дел.
А.В. ПЕНТЮХОВ
На улице, во время переписи населения было переписано 6067 человек.
А.В. БЕСШТАНЬКО
Это данные переписи за октябрь 2010 года.
И. СОЛОНЦОВ – «Экоград»
Один вопрос, исходя из того, что вы сказали, возникает. Можно попробовать понять вашу концепцию работы как «вывоз в одну сторону». У нее есть и плюсы и минусы. Но, может быть, тогда более экономически эффективно вывозить электричками, вместе с МВД и не просто из Москвы, но и из Московской области, например, в Тверскую, потому что так дешевле?
А.В. БЕСШТАНЬКО
Вы знаете, мне кажется, подобного рода вопросы в Москве к 2018 году будут задаваться все чаще. Учитывая опыт Казани и Москвы 80-го года. На мой взгляд, нужно очень осторожно и взвешенно относиться к этому. Все-таки конструкцию 101 км никто никогда не вернет и мы об этом не говорим. Что касается транспортных формы, безусловно, использовать любые формы транспорта можно, но мы не должны забывать о москвичах и жителях Подмосковья, которые пользуются этим транспортом каждый день. Безусловно, это особая социальная группа и мы должны очень внимательно относиться и к правам людей, которые постоянно пользуются этим транспортом. Наиболее безопасно с точки зрения любых эксцессов использовать транспорт автомобильный, но, на мой взгляд, это не самый главный сейчас вопрос. Главное сейчас – следить за динамикой движения. По кругу ли движется человек? Мы его снова находим в пешеходной зоне в Центральном округе, в неподобающем состоянии, он в луже лежит, у него все замечательно, ничего в жизни своей он не хочет менять. И может быть, действительно, нужно несколько таких кругов сделать, чтобы получить результат.
Сколько лет я уже занимаюсь этой проблемой, с 2006 года, понимаю, что если хоть немножечко сбавить эту работу, на первый взгляд, не дающую эффект, ситуация с каждым годом будет меняться катастрофически. Цель государства сейчас - это предоставить возможность изменить свой жизненный вектор. А от человека зависит как минимум половина всего, что нужно, чтобы он хотел уйти с улицы.
Я искренне вас благодарю, за то, что пришли на эту пресс-конференцию, потому что для нас внимание СМИ к этой не очень приглядной, но интересной теме очень дорого. Мы вам искренне желаем найти творческую искру в изложении сегодняшней пресс-конференции. Спасибо.
ВЕДУЩАЯ
Спасибо большое. Конференция окончена.