Информационный Центр Правительства Москвы
01 декабря 2023, пятница, 05:53
Пресс-конференции

Пресс-конференция Максима Решетникова и Андрея Бочкарева

26 сентября состоялась пресс-конференция на тему: «Об адресной инвестиционной программе Правительства Москвы».

Пресс-конференция Максима Решетникова и Андрея Бочкарева

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, друзья! Мы начинаем нашу работу.

Сегодня мы с вами встречаемся на одном из первых брифингов в нашем центре Правительства Москвы после избрания мэра и назначения новых руководителей нашего правительства.

Выражаю благодарность за то, что нашли время и пришли к нам сегодня Решетников Максим Геннадьевич, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы, и Бочкарёв Андрей Юрьевич, руководитель Департамента строительства города Москвы. Учитывая тот спектр вопросов, за который отвечают наши уважаемые члены президиума, сегодня мы работаем в рамках одной темы: «Об Адресной инвестиционной программе правительства Москвы».

Здесь присутствуют пресс-службы, которые готовы принять ваши вопросы.

Пожалуйста, Максим Геннадьевич.

М.Г. РЕШЕТНИКОВ

Добрый день, уважаемые коллеги. Не так давно Правительство Москвы утвердило инвестиционную программу на ближайшие годы. Этот документ, в первую очередь, финансовый. Он определяет тот объем средств, который выделен на 2014 год и уже доведен главными распорядителями средств. Основной из них – Департамент строительства.

Документ и определяет цифры на плановую перспективу – 2015-2016 годы. Сама по себе инвестиционная программа, будучи взята за основу, не может дать все ответы, например, по объемам строительства тех или иных объектов. Именно поэтому вместе с Адресной инвестиционной программой в составе проекта бюджета были рассмотрены и утверждены паспорта основных программ города Москвы, где содержаться необходимые для этого цифры. Чтобы избежать неправильных интерпретаций, мы сегодня готовы вам предоставить информацию не только по финансам, но и по конкретным натуральным показателям: что будет сделано на эти деньги и что город реально получит.

На выходе вам будут розданы такие таблицы, где собраны вопросы результативности, а именно: на какие показатели по строительству объектов, дорог, их протяженности, мы выйдем в результате этой инвестиционной программы. 

Позвольте, я начну с того, что озвучу основные цифры. При этом в качестве базы для сравнения возьму объем городских инвестиций, который город осуществил в 2011-2012 годах, и ту оценку, которую мы имеем в 2013 году по освоению средств.

Общий объем средств, который мы инвестировали за прошедшую трехлетку, составил 984 млрд рублей. Программа на 2014 -2016 годы предполагает объем вложений в размере 1 триллион 129 млрд рублей. Таким образом, объем инвестиций в инфраструктуру, экономику города увеличится на 15%.

Отдельно подчеркиваю, что с точки зрения общей ситуации с доходами бюджета, 2011-2013 год были крайне благоприятными. Условия по 2014-2015 году жестче, но, не смотря на это, а так же на относительно скромные темпы прироста дохода в бюджет, город находит возможность инвестировать столь существенные средства. 

Позвольте, я пройдусь по основным направлениям финансирования и остановлюсь на приоритетах.

Главный реципиент бюджетных инвестиций – это развитие транспортной системы. Предполагается, что объем вложений в этом направлении увеличится на 20%. Это не будет фронтальное увеличение инвестиций по всем направлениям. В первую очередь увеличится объем средств, которые мы вкладываем в развитие метрополитена. Если за прошедшую трехлетку мы вложили более 250 млрд рублей и построили 25 км новых линий, то в ближайшую трехлетку мы вложим почти 450 млрд рублей. Темп прироста составит более 75% и более, чем в два раза увеличится ввод новых линий, будет построено станций: предполагается к вводу 11 метро, 11 депо.

Одновременно с этим будет закуплен подвижной состав, но схема его закупки изменится, поэтому объем средств, потраченный на это, будет взят не из бюджета, а будут привлечены частные инвестиции, а затем в течение длительного времени метрополитен при дальнейшей поддержке бюджета будет эти вагоны оплачивать – это так называемый «контракт жизненного цикла».

Следующее направление – развитее городского наземного транспорта. Здесь новация в том, что достаточно большой объем средств предусмотрен для развития трамвайных линий. Если в прошедшие три года мы вложили в это 3 млрд рублей, то в ближайшую трехлетку предполагается вложить более 13 млрд рублей. Планируется строительство 3-х новых линий на Северо-Востоке, Востоке и Юге города.

Объем строительства автомобильных дорог и улично-дорожной сети запланирован в том же объеме, в котором эти расходы имеем с 2011 года. Важно, что линейное сравнение двух цифр не совсем правильное, потому что из программы 2013-2014 года из текущего бюджета были перенесены локальные мероприятия на улично-дорожной сети. Если раньше все уширения, заездные карманы и так далее финансировали за счет Адресной инвестиционной программы, то сейчас мы это перенесли в текущий бюджет.

Это связано с тем, что далеко не всегда эти мероприятия требуют разработки проектно-сметной документации в объеме, как это требуется для строительства и реконструкции дорог, далеко не всегда нужно прохождение длительной экспертизы. Чтобы ускорить эти процессы, эти средства перенесены в текущие расходы. Так же сделано с еще рядом расходов, например, созданием интеллектуальной транспортной системы. Средства на нее так же перенесены в бюджет. 

Кратко остановлюсь на иных существенных изменениях. Главное из них – это трехкратный рост предполагаемых инвестиций в развитие здравоохранения. Основным реципиентом здесь будет направление, связанное с развитием поликлиник. Это направление увеличивается с 3,7 млрд рублей до более чем 20 млрд рублей.

В соответствии с недавно заявленной программой по развитию амбулаторно-поликлинической сети предполагается в ближайшие годы ввести 23 поликлиники более чем на 10 000 посещений в смену. Здесь, как и по другим направлениям, мы активно добиваемся подключения внебюджетных источников финансирования. С учетом существенного изменения в тарифах в сфере медицинского страхования мы надеемся, что эта сфера будет все более и более привлекательной и для частных вложений. Большое увеличение предусматривается на развитие стационарной помощи – увеличение объемов трехкратное.

По развитию образования планируется приоритет перенести с интенсивного развития детских садиков (это не значит, что их не будет строиться, просто будут строиться в чуть меньшем объеме). Так же мы активно развиваем вопросы, связанные с передачей частным инвесторам, сдачей в аренду садиков, которые не используются должным образом с тем, чтобы привлечь туда инвесторов и организовать новые места.

В ближайшие годы приоритет будет состоять в строительстве школ и блоков начальных классов. Это направление увеличивается на 12% и общий общем вложений составит 16,5 млрд рублей.

Безусловно, всех москвичей волнует вопрос жилищного строительства. На ближайшую трехлетку объем жилищного строительства увеличивается на 2% по сравнению с последними 3 годами, когда мы значимо нарастили это направление расходов и теперь наша задача удержать этот объем на том же уровне. Чуть в большую сторону увеличиваются показатели по площади вводимого жилья – рост в пределах 1-2%.

Все это по факту значит, что на ближайшую трехлетку мы не планируем никакой индексации средней стоимости строительства одного квадратного метра жилья. Это значит, что нам предстоит еще жестче работать с нашими подрядчиками и еще жестче контролировать процесс ценообразования. 

Развитие коммунальной инженерной инфраструктуры – это одно из самых пострадавших направлений с токи зрения инвестиций. За прошедшие 3 года объем финансирования составил 106 млрд рублей, а сейчас мы вкладываем 64 млрд рублей.

Никакого негативного влияния на надежность снабжения коммунальными услугами города не будет. В последние годы мы ведем серьезную работу по анализу инвестиционных программ коммунальных предприятий и по максимальному отражению в них тех объектов, которые нужны для экономики города. Мы установили по ряду направлений тарифы на подключение к сетям. У нас был тариф на подключение к электрическим сетям.

В прошлом году введен тариф по теплу, в этом вводим на подключение к воде и канализации. Все это формирует источник для развития коммунальной инфраструктуры. Мы будем жестко контролировать, чтобы эти средства шли на развитие города и на обеспечение надежного снабжения городских объектов. Поэтому здесь уместно сказать, что мы замещаем бюджетные инвестиции инвестициями естественных монополий, ужесточаем ценообразование и тем самым гарантируем, что все необходимые объекты будут построены в должные сроки с должным качеством. 

Увеличивается объем инвестирования по направлению культуры Москвы. Предполагается 16% рост объемов финансирования. Много объектов у нас стоит на ввод.

По направлению спорта Москвы идет кратное увеличение финансирования. Прирост составляет 177%. Этот объем средств можно разделить на 2 части. Большой срез запланирован на подготовку к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. В то же время большой объем средств предусмотрен на строительство отдельных ФОКов, объектов детско-юношеского спорта, футбольных полей и иных объектов.

Следующее направление, которое несколько пострадало, – это программа стимулирования экономической активности. Если за последние годы мы вложили более 19 млрд, то в ближайшие годы планируется вложить чуть более 3 млрд средств. Здесь важно сказать, что мы завершаем крупные инвестиции в развитие особой экономической зоны Зеленограда.

С другой стороны, в прошлом году мы активно инвестировали в инфраструктуру городской среды, территорию инновационного развития, технопарки. В настоящее время объем созданных там активов позволяет в дальнейшем развиваться этим структурам самостоятельно. Более того, мы им предоставили в прошлом году достаточно большой объем налоговых льгот и облегчили экономику этих проектов. Туда активно идет привлечение частных инвесторов.

Исходя из этого развитие города, структурная перестройка, должна идти не по линии больших бюджетных инвестиций, а инвестировать в первую очередь должен частный капитал.

Достаточно существенный объем финансирования предусмотрен на строительство административных объектов. В первую очередь это правоохранительная деятельность. Предполагается в ближайшие три года построить 5 зданий районных отделов внутренних дел, особенно в тех районах, которые активно застраиваются. Дополнительно будет осуществлено проектирование еще ряда зданий, и дальше мы уже будем вместе с федеральными органами власти искать дополнительные источники финансирования для этого.

Из основных моментов это все. У нас остается определенный резерв того, что касается 2015 и 2016 года по бюджетным инвестициям, которые пока в программе предусмотрены как резерв, которые в случае изменения программы предусмотрены к освоению. Мы с Андреем Юрьевичем над ней работали все лето, и много было споров, в том числе с нашими коллегами, но в целом Адресную инвестиционную программу необходимо признать, с нашей точки зрения, сбалансированным документом, который позволит все основные вопросы развития города нам на ближайшие три года обеспечить.

Спасибо.

А.Ю. БОЧКАРЁВ

Добрый день, коллеги. Я немного добавлю к словам, которые сказал Максим Геннадьевич. Один из самых главных аспектов, как он уже сказал, в том, что Адресная инвестиционная программа является один из составных документов, которым Правительство любого субъекта пользуется для реализации тех задач, которые стоят перед руководством того или иного региона.

Это в большей степени симбиоз финансового и производственного документа. Это не единственный инструментарий, которым мы пользуемся. Не всегда там можно найти все ответы на возникающие у интересующихся людей вопросы. Я бы хотел остановиться на блоке, который является основным направлением работы всех подразделений Правительства Москвы.

Безусловно, главная задача строительного комплекса под руководством Марата Хуснуллина (он сейчас в отпуске находится) и Департамента строительства, как основного заказчика – это решение транспортной проблемы Москвы. Про метро уже рассказали, но необходимо пару слов сказать о строительстве дорог. Дело в том, что в начале 2011 года, когда мы планировали трехлетний бюджет, мы многие проекты закладывали по предельным стоимостям, бюджетам, которые возможно нам понадобятся для решения данных задач.

По мере разработки проектной документации, по мере уточнения технических решений мы видели серьезную экономию денежных средств, которая нам позволяет достичь существенного роста физических объемов строительства и реконструкции улично-дорожной сети в Москве. При этом это происходит за меньшие деньги, чем было запланировано. Еще раз, когда мы планировали какой-то проект, например, Тверскую заставу, 11 млрд рублей был предварительный бюджет.

Сейчас мы говорим о бюджете в 7 млрд, когда мы уже, пройдя Госэкспертизу, понимаем, что это будут средства, которые город потратит, и не больше. А скорее всего меньше, потому что во время проведения торгов мы добиваемся снижения стоимости, и контрактная цифра будет гораздо меньше. Поэтому нет необходимости закладывать в Адресно-инвестиционную программу те средства, которые мы планировали заложить в 2012, 2013 и 2014 годах.

Тот документ, который вам дадут сотрудники Максима Геннадьевича, покажет финансовую составляющую инвестиций в строительство дорог, а мы показываем сокращенно, что мы даем в плане физических объемов. При этом надо отметить одну важную вещь. Последовательность реализации проектов мы вынуждены менять. Это связано, в первую очередь, с взаимным влиянием всех программ, которые реализует Москва в части транспортной задачи – строительство метро, дорог, транспортно-пересадочных узлов, радиальных линий железной дороги, которые требуют от нас коррективы в календарные сроки начала того или иного объекта. В частности, например, Ленинский проспект.

В связи с расширением метро на территории Новой Москвы, строительством нового транспортно-пересадочного узла на юге Москвы – Саларьево, существенно изменяется интенсивность движения автомобильного транспорта по Ленинскому проспекту, и мы вынуждены вносить коррективы в объемы работ, которые были запланированы по реконструкции Ленинского проспекта. Поэтому, было принято решение сдвинуть начало реализации за 2014 год.

После введения новой линии метро, понимания потоков транспорта в центр города, будут введены технические изменения, которые приведут к экономии денежных средств, уменьшению объемов требуемых работ, следовательно, потребует корректив и Адресно-инвестиционная программа. Вторым таким же объектом являются, предположим, работы на Волгоградском проспекте.

Если вы знаете, мы в этом году завершили работы по двум магистралям – Каширское шоссе и Варшавское шоссе. Целый ряд факторов, которые мы рассмотрели, и будем учитывать при строительстве следующих объектов – это взаимное влияние строительных работ на двух магистралях и строительство объектов в других направлениях транспортной составляющей.

По Волгоградскому проспекту мы завершаем работы в этом году, запускаем линию «Жулебино – Лермонтовский проспект - Выхино». Таким образом, существенно разгружаем движение по Рязанскому и Волгоградскому проспектам. В 2014 году нами запланировано, и мы все делаем, чтобы запустить новый транспортно-пересадочный узел и новую станцию метро, которая соединится с Жулебино – это Котельники, которая так же повлияет на перехват транспорта на Волгоградском проспекте.

Посредством завершения работ на улице Полубоярова и реконструкции нашей развязки на Волгоградском проспекте, мы видим, что потребуется корректировка технических решений реконструкции Волгоградского проспекта в части его уменьшения, что приведет к экономии денежных средств. Это позитивный тренд - тактическое смещение сроков начала тех или иных работ и корректировка технических решений, который в итоге приведет к созданию эффективной дорожной сети в тех параметрах, которые возможны.

Вы знаете, мы вылетные магистрали не можем бесконечно расширять или реконструировать бесконечно. Мы получаем более эффективную и интегрированную работу всех видов транспорта. Неплохой пример – это ввод линии «Новокосино», который привел как минимум к 40% разгрузке улично-дорожной сети в Новогиреево. Такие колоссальные взаимовлияния наших объектов приводят к эффекту синергии, который нам позволяет транспортные задачи решать быстрее, экономнее и качественнее.

Строительство дорог – важное направление работ Правительства Москвы, важнейшая составляющая Адресно-инвестиционной программы, которая иллюстрирует расширение строительных объемов наряду со снижением, минимум на 20% по разным направлениям, стоимости строительства и сокращении в 2-3 раза продолжительности строительства. Если сравнивать с предыдущими годами, то рост составляет, минимум 2-5 раз по сравнению с предыдущими годами.

В этой связи, как сказал Максим Геннадьевич, я еще хотел бы подтвердить, что благодаря тому, что мы имеем возможность экономить средства и перебрасывать их на решение задач не только в транспортной сфере, мы считаем, что наша Адресно-инвестиционная программа сбалансирована. При этом мы все параметры государственных программ по всем направлениям реализуем в поставленные нормативные сроки. Тактически начало строительства и ввода каких-то объектов могут меняться.

В целом, мы задачи выполняем в полном объеме и даже наращиваем темпы по тем направлениям, которые, может быть, либо не имели возможности, либо их важность открылась нам в последние годы. Вот что хотелось бы отметить. Ну, а про метро и все остальное, думаю, что вы очень подробно знаете. Наверное, что-то мы успеем прокомментировать.

ВЕДУЩИЙ

Я вас благодарю за этот рассказ. Наверное, мы успеем некоторые вопросы задать.

О. КОШЕЛЕВА – «Труд»

Вы рассказали о схеме приобретения подвижного состава для метро путем частных инвестиций. Чем это вызвано? Почему не бюджетные деньги, а частные? Будут ли они в необходимом объеме обеспечены? Спасибо.

М.Г. РЕШЕТНИКОВ

Да, коллеги, у нас была развилка. Либо мы должны были отвлекать достаточно большой объем средств на приобретение подвижного состава, и в ближайшие 3 года нам пришлось бы от 90 до 100 млрд на эти цели направить. Очевидно, что такое разовое существенное изъятие средств внутри Адресно-инвестиционной программы заставило бы нас серьезно резать другие задачи, например, социалку или дороги. Город на это идти не готов и не может, поэтому мэром была поставлена задача: найти другие способы финансирования подвижного состава.

В результате такой способ есть и в мировой практике опробован – это «контракты жизненного цикла», когда по большому счету мы на очень долгий период растягиваем оплату этих вагонов тому частному инвестору, который в это разово вкладывается и потом предоставляет их в пользование. Более того, мы используем не чисто финансовую схему, когда кто-то вложил деньги и нам эти вагоны передали, и мы бы с рассрочкой платили.

Мы делаем смешанную схему, когда тот, кто вкладывает эти деньги, приобретает этот состав, вступают в особый альянс с производителем этих вагонов и их еще и обслуживает. Это нам позволяет уже на этапе большой закупки получить существенную скидку, а с другой стороны мотивирует производителя вагонов так их производить, чтобы затраты на обслуживание были минимизированы.

Это крайне эффективный экономический механизм, который позволяет нам экономить достаточно большой объем средств в экономике метрополитена и, главное, сосредоточиться крупным предприятиям на перевозке пассажиров, их безопасности, а не думать бесконечно о том, как, когда и какими силами проводить ремонт вагонов. Отныне об этом будет думать тот, кто нам их будет предоставлять, а мы будем платить только за их использование.

С.ВОЛКОВА – «Комсомольская правда»

Максим Геннадьевич, Вы так позитивно рассказали про увеличение объемов строительства практически по всем направлениям. Я думаю, что многих москвичей порадуют новости по социальной части о строительстве поликлиник.

Хотелось бы узнать, будет ли дополняться эта программа по строительству поликлиник, поскольку их сейчас не хватает, и это все видят, а по соцпрогнозу до 2016 года у нас пенсионеров еще больше будет, к моменту окончания этой программы. Не исключено, что их опять будет не хватать и город просто не успеет за темпами роста этой части населения.

М.Г. РЕШЕТНИКОВ

Те 23 поликлиники на 10 000 посещений – это вводные объекты. Создается достаточно большой задел по 2017-2018 годам. Там программа значительно шире и 23 объектами не исчерпывается. Надо понимать, что есть определенные сложности и с подбором участков. В определенных случаях затраты на перенос коммуникаций составляют большие суммы. Мы сейчас смотрим, каким еще образом можно осуществить этот вопрос, начиная и от аренды помещений, частных инвесторов, чтобы они инвестировали и сами приспосабливали и по тарифам ОМС, то есть, бесплатно для москвичей, предоставляли эти услуги.

Мы планируем, что для этого и тариф ОМС будет расти. Здесь активно продвигается программа «Доктор рядом», где предусмотрено оказание ряда услуг в рамках ОМС. Мы используем все доступные инструменты и придумываем новые для того, чтобы в кратчайшие сроки этот вопрос по поликлиникам закрыть.

В целом, если говорить об этой Адресно-инвестиционной программе и ее отличиях от того, что было раньше, то она получилась более концентрированной на городских приоритетах – транспорт, социалка, жилье. Все, что может делать бизнес, везде, куда можно привлечь его, все это было нами использовано и позволило путем замещения бюджетных инвестиций на частные направить бюджетные средства на решение разных задач, в особенности транспорта.

А.Ю. БОЧКАРЁВ

Я бы хотел еще подчеркнуть, что строительство поликлиник, их количество и место размещения – это компромисс между тем, что и где необходимо построить и того, можно ли там разместить данный объект.

К сожалению, к нам обращаются депутаты и члены муниципальных собраний и Департамент здравоохранения, что в некоторых районах физически отсутствуют свободные площадки для размещения таких объектов. Поэтому, приходится делать маневр и, используя внебюджетные инвестиции, размещать объекты не только в новых зданиях, а с помощью некапитального строительства.

Л.В. ПРОЦЕНКО – «Российская газета»

Вы сказали, что строительство детских садиков будет уменьшено, поскольку до этого их строилось много. Но, в принципе, свободных мест нет и сейчас. Меня интересует, насколько будет уменьшено и как это сопоставимо с демографическим прогнозом на ближайшее время, поскольку прирост рождаемости снова ожидается?

М.Г. РЕШЕТНИКОВ

Чтобы избежать неправильных трактовок, действительно, по дошкольным сооружениям за бюджет мы построили чуть больше 110 объектов, значит, сейчас там 60 объектов. Формально идет снижение. Надо четко сказать, что мы параллельно с этим наращиваем строительство блоков начальных классов, а во многом эти объекты являются взаимозаменяемыми, они более вместительны, чем просто здания отдельного садика. Это раз.

Второе: мы активно вовлекаем частный бизнес. У нас уже около 20 объектов предлагается, активно еще готовятся и на земельном аукционе участки. Плюс очень жесткая позиция у нас и в инвестиционных контрактах, и все, что там написано, инвестор просто обязан сделать. Поэтому общий объем строительства детских садиков в городе снижен не будет. Тем самым мы вопросы, которые есть, будем закрывать.

Но, подчеркну, это не значит, что мы разом решим проблему в отдельных точках. Мы знаем с вами – Куркино, Ходынка, по новым территориям есть вопросы, там в опережающем порядке и Департамент образования давит, так что нужно искать любые возможности. Правительство Москвы на это работает. Все мы ищем эти возможности и везде, где вопрос остро стоит, его решим.

ВЕДУЩИЙ

У вас остается 10 минут, чтобы перейти дорогу. Выберете, пожалуйста, последний вопрос.

Ю. КОЛОГОРЦЕВ – «Интерфакс»

Максим Геннадьевич, Адресно-инвестиционная программа не может никак без финансов. С уходом Веры Чистовой ходит слух о том, что Департамент финансов соединят с Вашим департаментом. Так ли это? Если нет, то кто может возглавить Департамент финансов?

ВЕДУЩИЙ

Тема нашей пресс–конференции об Адресно-инвестиционной программе Правительства Москвы. Я в начале просил, я понимаю, Интерфакс – уважаемое издание, но давайте все слухи и предположения прокомментируем после пресс-конференции.

Я выражаю признательность, за то, что, не смотря не отсутствие времени Максим Геннадьевич и Андрей Юрьевич пришли к нам.

Еще один последний вопрос могу дать.

Т. ЧЕРЕДНИКОВА – «Московский Комсомолец»

Скажите, пожалуйста, когда версталась программа по развитию улично-дорожной сети, нам обещали, что мы почувствуем какой-то эффект. Минуло 3 года, а Москва по-прежнему задыхается в пробках. Сейчас мы видим, что окончание строительства некоторых магистралей отодвигается на 2017-2018 года. Когда по прогнозам московских властей мы почувствуем реальный эффект от огромных средств, вложенных в развитие дорожной инфраструктуры?

А.Ю. БОЧКАРЁВ

Думаю, что все жители Москвы, которые проживают в тех районах, где мы сдаем объекты дорожные, уже ощутили реальное улучшение ситуации. Например, Варшавка. Очень много коллег и сотрудников живет в этом районе. Все говорят, что уже виден результат тех инвестиций, которые были вложены в Варшавское, Каширское шоссе, в движение по Мичуринскому проспекту, в запуск Алабяно-Балтийского тоннеля. Также с самого первого дня Сергей Семенович Собянин заявлял, что решение транспортной проблемы – это не только строительство дорог, это и развитие общественного транспорта, развитие инфраструктуры общественного транспорта,развитие метрополитена. Безусловно, с каждым новым объектом ситуация не кардинально, но меняется. Думаю, через 3-5 лет будут видны результаты комплексных задач, которые мы решаем.

М.Г. РЕШЕТНИКОВ

Коллеги, понимаю, что на все вопросы сейчас мы не ответим. Большая просьба – вот это Адресно-инвестиционная программа. Найдите время, ознакомьтесь. Не такой сложный документ. Просто иногда обидно становится, что выхватили, не разобрались и начинается вал иногда обидных для нас вопросов. В этом, наверное, и наша вина. Может быть, мы мало общаемся, мало объясняем. Мы на выходе постараемся снабдить вас более понятными материалами. Задавайте вопросы нашим пресс-службам. Мы всегда будем стараться максимально готовить понятный материал для вас и москвичей. Мы готовы отвечать на все вопросы, которые будут возникать.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, спасибо.