Пресс-конференция Сергея Шогурова
18 сентября состоялась пресс-конференция руководителя Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Сергея Шогурова на тему: «Совершенствование системы контроля за использованием объектов недвижимости в городе Москве. Внедрение новых методов и технологий контроля в 2013 году».

ВЕДУЩИЙ
Сегодня мы с вами встречаемся и освещаем тему пресс-конференции: «Совершенствование системы контроля за использованием объектов недвижимости в городе Москве. Внедрение новых методов и технологий контроля в 2013 году».
Пресс-конференцию проводит Шогуров Сергей Юрьевич, начальник государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Гаман Максим Федорович, заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы.
Сергей Юрьевич, прошу Вас начать.
С.Ю. ШОГУРОВ
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы бы хотели сегодня рассказать о новых методах системы контроля и, самое главное, о системах контроля, связанных с выявлением незаконного строительства, незаконно размещенных на земельных участках объектов торговли и иных нарушений в области землепользования.
Инспекция не стоит на месте: мы совершенствуем свои методы и сегодня хотели бы остановиться на 4 основных, в разной степени готовности, уже либо внедренных, либо проходят пилотную эксплуатацию, либо будут внедряться в ближайшее время. Один из таких способов – это общегородская система видеонаблюдения. В этом году Госинспекция подключилась и начала в рамках пилотного проекта выявлять правонарушения в области землепользования с помощью видеокамер. Мы выбрали 1580 камер, которые размещены на территории Москвы. А также издали для себя внутренний регламент, по которому инспекторский состав сегодня обязан в течение недели обращаться к системе видеоконтроля с фиксацией подтверждения либо отсутствия правонарушения по тем видеокамерам, которые закреплены за ним. Инспектору больше нет необходимости ходить ногами по территории, необходимо лишь заглянуть и посмотреть. Если правонарушение есть, тогда он идет и фиксирует его на месте в установленном порядке. Хотим показать пример. 02.09.2013 было правонарушение на улице Красного Маяка, вл.2. 04.09.13 достаточно оперативно мы наладили взаимоотношения с местной префектурой уже начать демонтаж, и 9 сентября полностью объект демонтирован и ведутся работы по благоустройству. Плюсы системы в том, что она позволяет с рабочего места инспектора камерами управлять – поворачивать и так далее. Таким образом, охват территории широкий. Вот пример контроля за устранением правонарушения. Инспекторский состав выявил нарушение и за демонтажем наблюдает с рабочего места.
Следующий способ, на котором остановимся отдельно, – это мобильный инспектор. Суть его проста для реализации. Раньше инспекторскому составу для того, чтобы получить набор информации, чтобы начать административное производство, нужно было, возвращаясь на место, различными путями (запросом в административные органы и так далее) получать информацию. Проект совместно реализуется с Департаментом информационных технологий и уже запущен в опытную эксплуатацию. Планируется, что все инспектора в этом году будут оснащены мобильными планшетными гаджетами, на которых будет в слоях отображена вся информация, указывающая на законность размещения на территории того или иного объекта. Слои будут взяты из различных органов власти. Это сезонные кафе, объекты нежилого фонда, земельные участки, их границы и вид разрешенного использования (зачастую, инспектор на месте не понимает, где заканчивается граница, а в данном случае через «GPS» или «Глонасс», он видит размещение того или иного объекта) сценарные торговые объекты, которые есть в схеме размещения. Ну, и, соответственно, это оформленные договорные отношения с Департаментом городского имущества, когда объекты передаются по договорам аренды и согласованные департаментом договора субаренды. Зачастую, знаем, что есть вторичный рынок, и на таких объектах, сданных в аренду, паразитируют спекуляции такого характера, когда объекты пересдаются либо по более высокой цене, либо с нарушением целевого использования.
Преимущество этой системы в том, что у каждого инспектора будет возможность посмотреть и спланировать свой путь движения, так как начальник может поставить объемы, которые нужно обследовать, и, соответственно, трекинг, то есть, тот ли маршрут в том ли объеме инспектор покрыл в определенные сроки.
Следующий проект, у которого уже закончилась опытная эксплуатация, и мы его сейчас вводим, признав результаты достаточно высокими, – это система автоматической съемки панорам улиц Москвы с использованием автомобиля. Принцип тот же, что и на «Яндекс. Панорамы». Качественные характеристики съемки превышают значительно то, что есть на «Яндекс. Панорамы», и машина в день в состоянии покрыть порядка 120 км. Технология предельно проста: возвращаясь, машина скидывают информацию, в ночь происходит склейка всех панорам, а с утра инспекторский состав в состоянии осматривать объекты, не сходя с рабочего места. Мы смотрели с точки зрения эффективности и увеличения пропускной способности по обследованию территорий, и можем смело сказать, что эта машина поднимает ее в несколько раз. Преимущества – видеофиксация на конкретную дату, тот же трекинг – где проехала машина. Особенно это касается труднодоступных мест Москвы, когда инспекторскому составу приходится идти по одной стороне улицы, а возвращаться по другой. В данном случае такой необходимости нет – высокое качество съемки камерой.
Мы машину пригнали – она на площадке, здесь, где с ней можно будет ознакомиться. Это первый в Москве такой пилотный проект, который информирует граждан о том, что такой автомобиль в ближайшее время покроет практически все улицы и автомагистрали города. Если взять протяженность всех улиц Москвы – 74 000 или чуть больше, делим на 120, получаем, что порядка 1,5 месяца нужно для того, чтобы зафиксировать то или иное состояние города.
Хотим показать примеры выявления: 08.08.2013 на Каширском шоссе отдельно стоящее здание машина зафиксировала. В дальнейшем контроль за демонтажем осуществляется непосредственно через систему видеоконтроля. Тренд наш предельно простой – мы оптимизируем деятельность инспекторов, даем им инструменты, которые позволяют им эффективнее выявлять нарушения в области пользования недвижимостью в городе Москве. Основная задача этой машины – это выявлять сезонные летние кафе, которые стоят вне схемы, что зачастую мешает проходу граждан, стоят на улично-дорожной сети. Или летние кафе, которые стоят с превышением по площади, когда город разрешает построить 50 квадратных метров, а стоят по 400. Это и тот периметр, который сегодня не будет охвачен системой видеоконтроля, это незаконные парковки (как правило, они платные) и самовольное строительство.
Отдельно хотим рассказать про удобные общегородские сервисы. Непосредственно в июне 2013 года на нашем сайте заработал сервис «Пожаловаться на недобросовестного арендатора», «Сообщить о незаконной постройке». До этого эти сервисы работали на сайте Департамента городского имущества. Эти же сервисы в перспективе останутся, но перейдут на портал «Наш город». Концепция общегородская заключается в том, что любой житель, который хочет пожаловаться на проблему или бездействие чиновников, он должен обращаться в одно место. Так же на этом портале «Наш город» заработал сервис «Летние кафе», который тоже с точки зрения Госинспекции позволяет сегодня оперативно получать жалобы жителей и граждан для соответствующей реакции со стороны контрольных органов.
Если брать статистику, то за 8 месяцев 2013 года Госинспекцией по недвижимости рассмотрено более 1800 обращений граждан. При этом, если сравнивать с 2012 годом, то количество обращений граждан увеличилось практически в два с половиной раза. При этом 25% таких обращений приходят сегодня в электронном виде через те сервисы, о которых я рассказал. Мы попытались проанализировать, посмотреть, каким образом сегодня эти жалобы можно структурировать, и 70%-80% жалоб связаны с вопросами землепользования, а оставшиеся в смешенном порядке по объектам нежилого фонда. При этом удивительный факт с точки зрения жалоб, которые поступают в электронном виде, - практически 70%-80% подтверждаются по факту нарушения. То есть продвинутые пользователи в области электронных технологий, интернета, имея городские ресурсы, в состоянии сегодня посмотреть в разделах, в схемах размещения летних кафе и дать экспертную оценку с высокой степенью вероятности о том, что объект находится вне схемы. Количество электронных сообщений у нас растет. ¼ часть всех обращений – это обращения в электронном виде. По сравнению с 2012 годом количество их в 4 раза возросло. Самые активные жители у нас в городе – это ЦАО, Север, Восток и Запад. При этом Центр со значительным отрывом пишет и жалуется больше и по существу.
Следующий способ выявления с высокой степенью готовности, который мы готовы презентовать, – это способ выявления с помощью аэрофотосъемки. В городе есть архивы, которые ведутся с 2001 года. Это аэрофотосъемки Москвы по слоям. Проанализировав и наложив один год на другой, мы можем с высокой степенью вероятности сказать, что приросло в течение года. Прошу слайд следующий включить. Вот 2011 год, Пятницкая, вл. 36/15, стр. 1. Аэрофотосъемка подтверждает отсутствие на данном участке строения, и аэрофотосъемка следующего года, показывающая, что зафиксирован факт самовольного строительства. При этом разрешительные документы город не выдавал, земельно-правовые отношения на строительство не оформлял, как следствие – никаких документов для основания строительного объекта нет. Аналогичный пример – Декабристов, д. 13. Объект недвижимости в 2011 году – вот эта пристройка к основному зданию. В 2012 году видно, что начата реконструкция. При этом она с разрешительными документами на реконструкцию фасада. Фактически, в 2013 году под крышей стоит с увеличенными площадными характеристиками совсем другое строение.
Планируем, что в этом году сделаем срез между двумя годами, получим некий объем информации. Контролировать мы сможем, по нашему мнению, все, что прирастает к зданиям с высоты по площадным характеристикам, уже начиная с более 1 метра. Это лишь тот объем информации, который нам позволит сделать срез по городу. В дальнейшем будет индивидуальный подход к каждому зданию и сооружению. Технология дальше проста – это рассмотрение на комиссии по самовольному строительству и признание самовольно построенным или нет.
Я бы хотел еще раз отдельно остановиться на показательной деятельности Госинспекции в этом году с прогнозами на 2013 год. Оптимизировав инспекторскую деятельность, у инспекторов появилось больше возможностей выявлять и пропускать через анализ больший объем площадных характеристик по земле. Мы для себя прогнозировали конец 2013 года, исходя из того, что увеличение по отношению к 2012 году будет проходить в разрезе от 20%-45%. При этом сегодня, учитывая налаженное взаимодействие между госорганами города Москвы, в первую очередь, с территориальными органами, префектурами, Госинспекция немножко поменяла формат. Мы говорим о том, что у нас контроль идет за устранением выявленных нарушений, то есть, неформально взаимодействуя с префектурами, мы добиваемся устранения того объекта, который расположен незаконно. Мы можем уже сказать, что есть улучшения по устранению выявленных нарушений и надеемся, что эта тенденция будет продолжаться. Спасибо.
Максим Федорович, может быть, Вы продолжите?
М.Ф. ГАМАН
Коллеги, добрый день. В развитии тех тем, которые сейчас осветил Сергей Юрьевич, я бы хотел затронуть один из аспектов, с которым сталкивается Департамент городского имущества.
Всем известно, что Департамент городского имущества занимается в том числе вопросами, связанными с предоставлением объектов недвижимости. При этом в рамках проводимых инвентаризаций или процедур, связанных с приватизацией или выставлением на торги, заключением договоров аренды, мы, зачастую, стали сталкиваться со случаями незаконного занятия объектов недвижимости, находящихся в собственности города теми или иными лицами без необходимых подтверждающих документов.
Тема эта не новая, и каждый собственник страдает от таких правонарушений, тем более, когда собственностей достаточное количество. При этом, проанализировав эти случаи и их причины, мы выработали следующую технологию. Первоначально, при выявлении таких правонарушений, есть всем известные процедуры – обращение в суд, соответственно, защита имущественных интересов города, принятие решения суда и его исполнительное производство.
Все мы знаем, что судебные процедуры часто занимают минимум 6 месяцев, а то и до года, при том, что незаконные пользователи достаточно знают о возможности нашего законодательства затянуть процесс, не основательно обжаловать то или иное решение. Мы в этих ситуациях доходили практически до года, когда незаконный пользователь продолжал пользоваться данным помещением, на текущий момент не оплачивал соответствующие арендные платежи.
Были случаи, когда мы оспаривали, понуждая такого недобросовестного пользователя к выселению. Наиболее ухищренные пользователи использовали возможности замены юридических лиц в этих помещениях, и судебные процедуры начинались по-новому. Поэтому, проанализировав законодательство, которое позволяет собственнику, а город Москва является таким же собственником, как и любое другое юридическое лицо, имея право на защиту своих интересов, мы для себя определили новый подход, связанный с возвращением объектов недвижимости от таких незаконных пользователей.
Связан этот подход с тем, что в подавляющем большинстве случаев договорные отношения с предыдущими арендаторами позволяют односторонний отказ в случае наличия нарушений такого договора во внесудебном порядке. Используя эту процедуру не привлекая судебные инстанции, мы возвращаем данные объекты в собственность города.
Могу сразу сказать, что при проведении этой процедуры мы не всегда сталкиваемся с пониманием данных незаконных пользователей. У нас эту группу можно разделить на две части: там, где договорные отношения присутствовали и по тем или иным причинам расторгнуты и вторая группа – там, где пользователи используют данное помещение абсолютно без правоустанавливающих документов. Практика, которую мы внедрили с апреля этого месяца, дала первые результаты, которые подтверждают, что, по сути, выбрано правильное направление.
С апреля по текущую дату, то есть, за 5 месяцев, освободили 163 помещения, находящихся в незаконном пользовании. В рамках исполнительного производства (до перехода к новой процедуре) мы освободили 23 объекта. 23 – это в судебном порядке и 163 – во внесудебном. В этой части мы перешли именно к такой процедуре, чтобы ни у кого не было сомнений, что данная процедура будет доведена до конца в отношении каждого объекта. В настоящее время у нас в департаменте запущена масштабная инвентаризация всех условно-свободных помещений – порядка 5800 таких объектов, которые инвентаризируются и по вопросу законного использования.
По итогам, в случае выявления такого присутствия, мы реализуем данные мероприятия. Общая статистика показывает, что в 10% случаев незаконное использование подтверждается, и у нас до конца года в этом направлении есть, чем заниматься. Еще раз подчеркну разницу в понимании сроков: судебный порядок – это порядка года, внесудебный – максимум 3-4 недели. При этом мы иногда слышим в свой адрес упреки в том, что данная процедура все-таки не соответствует законодательству.
При этом обращу внимание на то, что все помещения, которые мы освободили в таком порядке внесудебном, ни одни из пользователей в судебном порядке не оспорены. Наверное, все-таки, это подтверждает, что с юридической точки зрения действия департамента полностью обоснованы. Так же, в развитие темы Сергея Юрьевича, хотя мы и проводим свои инвентаризационные обследования, тем не менее, мы всегда благодарны различным источникам за поступление информации о возможном незаконном использовании городской собственности.
У нас с конца августа запущен портал «Наш город», который обобщает в себе ряд направлений, в том числе, и рубрикатор, связанный с незаконной арендой. За этот неполный месяц мы таких 33 обращения получили. Плюсом является и наша некая стимуляция – дается всего 8 рабочих дней на рассмотрение такого сигнала и, соответственно, наши действия по принятию решения, обоснованности и осуществлению мер по освобождению таких объектов. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, пожалуйста, Ваши вопросы.
О. НАБАТНИКОВА - «РИА Новости»
Добрый день. У меня сразу несколько уточняющих вопросов к Сергею Юрьевичу по его выступлению. По поводу использования видеонаблюдения. Вот эти 1580 камер, какой процент территории Москвы они покрывают?
С.Ю. ШОГУРОВ
Площадную характеристику я Вам сейчас не скажу, сколько это по площади. Камеры носят характер поворотный, угол поворота и место расположения камер влияют на зону охвата.
О. НАБАТНИКОВА - «РИА Новости»
Я, условно говоря, чтобы дать представление людям. Вы говорили о том, что меньше приходится ногами ходить. Насколько меньше?
С.Ю. ШОГУРОВ
Это та площадь, которую покрывают видеокамеры. Учитывая то, что инспектор должен покрывать всю территорию, которую он курирует, я имею в виду районное отделение, то зона охвата камер будет разная, потому что район району рознь. Если пытаться сформулировать, какое количество, то я думаю, что раз в 15-20 инспектору придется ходить меньше по тем площадным характеристикам, которые он может курировать с помощью видеокамер.
О. НАБАТНИКОВА - «РИА Новости»
А экономию времени инспектора Вы можете оценить?
С.Ю. ШОГУРОВ
Мы можем взять условно 5 км в час – это средняя скорость человека, но я думаю, что это будет не правильно и не верно. В этих 5 км есть и визуальный осмотр и еще получение информации, связанной с определением признаков законности размещения, то есть то, что касается функционала «мобильный инспектор». Поэтому, само КПД будет тяжело спрогнозировать или, по крайней мере, мы сможем назвать КПД, когда поймем, насколько эффективно пользуются… Наша задача в итоге не понять, какие площадные характеристики мы перекрываем, а дать возможность сказать городу о том, что площади, которые мы перехватываем с помощью видеокамер находятся под пристальным контролем и время реакции Госинспекции и префектур достаточно быстрое. В нашем прогнозе – не больше недели. Если раньше мы сталкивались с тем, что к какой-то станции метрополитена привозили палатку, ставили ее, а мы выходили, актировали и ее сносили, но через пару дней она появлялась вновь с другой вывеской и продавцом, то сегодня раз в день зашел и посмотрел на видеокамеру и с высокой степенью вероятности уже будет экономически невыгодным тащить эту палатку туда, поскольку время на ее демонтаж будет достаточно коротким.
О. НАБАТНИКОВА - «РИА Новости»
Вы сказали, что для инспекторов будут закуплены планшетники. А сколько планшетников планируется закупить?
С.Ю. ШОГУРОВ
Проект совместно с ДИТом - 150 планшетных компьютеров.
О. НАБАТНИКОВА - «РИА Новости»
А это будут «айпады» или какие-то другие? И сколько денег вы планируете потратить на это?
С.Ю. ШОГУРОВ
По брендам я вас сейчас не сориентирую. Вопрос больше к Департаменту информационных технологий, потому что они являются тем органом в Москве, который ведает всем «железом». Безусловно, конкурсная процедура должна показать, кто выиграет. Это будет до конца года.
О. НАБАТНИКОВА - «РИА Новости»
Последний уточняющий вопрос по поводу автомобиля. Он пока один? Планируется ли закупать еще?
С.Ю. ШОГУРОВ
Он пока один. Как я говорил, мы запускаем его в опытную эксплуатацию. Обязательно будем стремиться к допуску к нашей информации других органов власти, которые так же могут подчеркнуть для себя многое. Это и Департамент торговли, префектуры и так далее. Если мы поймем, что пилотный проект покажет, что это эффективно, то будем наращивать. Пока такого в планах нет.
Е. МАМОНОВА – «Московская перспектива»
Сергей Юрьевич, к Вам вопрос. В пресс-релизе указана сумма – 92 млн рублей – столько штрафом наложено на нарушителей. Не могли бы Вы сказать, сколько из них взыскано и куда идут эти деньги? На злостных нарушителей направлены материалы в органы прокуратуры. Кто считается злостным нарушителем?
С.Ю. ШОГУРОВ
Давайте по порядку. 92 млн – это сегодня начислено. Собрали мы порядка 68 млн. ПО нашему мнению, собираемость достаточно высокая, но мы работаем над этим еще с точки зрения сбора штрафов в добровольном порядке. Зачастую, административный штраф, который накладывается, правонарушители не оплачивают в течение двух месяцев, пытаются уйти, оспорить в судебном порядке, дабы доказать свою правоту. То, что касается взаимоотношений с прокуратурой, то мы обмениваемся информацией. У нас есть обязанность писать в прокуратуру писать о тех нарушениях, по которым нет факта устранения. То есть, Госинспекция при выявлении актирует, возбуждает административное производство, в подтверждение накладывает штраф и выдает предписание с целью устранения правонарушения. Оплата штрафа –это лишь одна часть работы с нарушителем. Самое главное – факт устранения нарушения. Потому что, очевидно, что штрафы, которые есть в городе, не могут носить компенсационный характер, потому что они достаточно небольшие. В случае, если нарушитель не выполняет предписание Госинспекции, то по таким случаям пишется обращение в прокуратуру. В дальнейшем мы это с контроля не снимаем, так же с периодикой, которая положена по законодательству, выписываем предписания с целью устранения правонарушения. Предписания мы сегодня выписываем только в рамках проверок, то есть когда юридическое лицо включено в план проверок, который согласован с прокуратурой: включили на следующий год, выявили, выдали предписание на устранение. Если мы проводим обследование на территории, без контакта с пользователем, фиксируем, вызываем к себе на рассмотрение и предписание на устранение нарушения уже не выдается, только компенсационный штраф.
Е. ЕГОРОВА – «Московский Комсомолец»
У нас введена зона платной парковки в пределах Бульварного кольца. Однако там находятся здания, при которых раньше размещались парковки – Министерство, Госдума и прочие. Интересно, ведете ли вы работу по выявлению таких парковок? Какие вообще парковки могут находиться законно, (например, парковка у Госдумы – законна?) и сколько было выявлено, как ведется работа? Вы им запретительные документы рассылаете? Как ведется администрирование парковочного пространства в свете режимного плана?
С.Ю. ШОГУРОВ
Частично наш вопрос. Если земельный участок выделен и у него есть вид разрешенного использования под парковку, юридическое лицо платит за это деньги городу в виде договора аренды земельного участка, то таким образом, такая парковка легитимна.
Совершенно недавно был комичный случай: житель города Москвы в рамках обращения граждан пришел на прием, опоздав, сетовал на то, что невозможно припарковаться в центре и то совершенно случайно ему удалось припарковаться недалеко от Маросейки на удобной платной парковке. Он, сам не подозревая этого, дал повод Госинспекции посмотреть, и мы обнаружили платную парковку практически недалеко от нашего здания, причем она достаточно стихийной была. Поэтому, платные парковки только в местах разрешенных, все остальные платные парковки организованы Департаментом транспорта. Департамент городского имущества расскажет Вам, за кем закрепили эти земельные участки, кому их передали. Есть учреждения, которые легитимно собирают плату за предоставление услуг по парковке. Вопрос больше лежит в плоскости Департамента транспорта Москвы. Мы лишь фиксируем те моменты, где платные парковки вне схемы, вне договорных отношений по земле находятся незаконно, там, где с людей взимают незаконные деньги, в том числе.
М.Ф. ГАМАН
Сергей Юрьевич о чем говорит, что для размещения того или иного вида деятельности, в том числе, для размещения парковки, основным подтверждающим документам является договор аренды земельного участка с соответствующим видом разрешенного использования. Соответственно, в городе есть 2 таких направления. Когда город администрирует платные парковки, находящиеся в улично-дорожной сети, всем известные 50 рублей, и когда земельные участки взяты под аренду с таким видом. Принадлежат они разным организациям, в основном, если это на каком-то праве объект недвижимости и территория рядом располагает к формированию того или иного земельного участка, который, на самом деле, уже сформирован, с таким видом, то такой собственник и обращается за соответствующим договором аренды. Я думаю, что и у Госдумы и других субъектов есть соответствующее правоустанавливающие документы.
О. НАБАТНИКОВА - «РИА Новости»
Можно в продолжение этой темы. Я так представляю, что самовольная организация платной парковки попадает под ограничение: «самовольное ограничение мест общего пользования». Я правильно понимаю?
С.Ю. ШОГУРОВ
В зависимости от места, где расположена парковка. Если у Вас земельный участок состоит в договорных отношениях с городом. Вы взяли его в аренду с определенны видом разрешенного пользования и взяли под дальнейшее строительство, предположим, магазина. Предположим, Вы этот земельный участок заасфальтировали и превратили в платную парковку, то это тоже нарушение – нарушение вида разрешенного использования земельного участка. Выделялся он под одни цели, и платите Вы под одни цели, а фактическая эксплуатация другая. Если речь идет о местах общественного пользования, когда стихийные парковки есть, а земельные участки не разграничены, не представлялись в аренду, и просто где-то в жилой зоне заасфальтировали, поставили забор, шлагбаум и будку и взимают деньги за парковку – это самовольное занятие земельного участка. Можно по-разному трактовать, с точки зрения того, как это организовано в городе, вариативность большая.
О. НАБАТНИКОВА - «РИА Новости»
То есть, если посмотреть на вашу разбивку нарушений в области пользования землей, то у вас она идет на незаконное использование земельных участков и самовольное ограничение. Из этого всего нельзя вычленить, сколько процентов приходится на организацию незаконных парковок.
С.Ю. ШОГУРОВ
Такая статистика у нас есть, но сегодня мы ее не можем озвучить.
М. САМГИНА – «Сити ФМ»
Хотела уточнить. К примеру, если я решила организовать такую незаконную парковку, каков будет штраф.
С.Ю. ШОГУРОВ
Я думаю, что Ваш вопрос пересекается с вопросом о том, будут ли вноситься изменения в Кодекс об административных правонарушениях Москвы. Мы об этом вскользь сказали сегодня, что штрафы, которые в городе есть, по нашему мнению, не носят компенсационный характер. По своим стоимостным характеристикам они позволяют заниматься бизнесом путем незаконного завладения земельным участком, потому что штраф за самовольное – 80 000 рублей. Понятно, что в случае, если вы решили организовать незаконную парковку, у вас практически минимальные затраты, связанные с ограждением, охраной так далее. Я попрошу Тимура Эдуардовича ответить на этот вопрос в контексте с нашими планами.
Т.Э. ЗЕЛЬДИЧ
Добрый день, коллеги. Я Зельдич Тимур Эдуардович, первый замначальника Госинспекции. То, что касается суммы штрафов, мы бы хотели поделиться с вами нашим мнением, чтобы вы донесли его по поводу ситуации, которая складывается со штрафами. Вся система административного производства построена таким образом сейчас, чтобы, с одной стороны, административное производство имело все возможности для гражданина или юрлица оспорить внесенное представление, а с другой стороны, если факт правонарушения доказан, чтобы оно закончилось штрафными санкциями. При этом размер таких санкций сейчас, на наш взгляд, далек от понимания экономики в ряде случаев. Если вы знаете, каким образом захватить участок в 1000 квадратных метров под парковку в ЦАО, то штраф в несколько десятков тысяч рублей – это ваша выручка за полдня. Наше мнение таково, что давно назрели поправки в Административный кодекс правонарушений Москвы, которые должны ужесточать не столько размер штрафов, сколько, чтобы те нарушители, которые сознательно идут на нарушение, понимали, что наказание неминуемо не только с точки зрения штрафов, но и того, что мы добьемся ликвидации этой парковки. Надеюсь, в том числе, и с помощью жителей. А, во-вторых, за каждое повторное неисполнение или подобное наказание требований по ликвидации такой парковки размер штрафов будет сравним с потенциальным доходом такого нарушителя.
Мы находимся в диалоге с Московской городской думой, с Комитетом по землепользованию, с Департаментом финансов Москвы, безусловно, с нашими коллегами из Департамента имущества, и в ближайшее время, надеюсь, что до конца года мы представим наше предложение и от имени Госинспекции, и Департамента имущества. В части своей дадут предложение и коллеги из других департаментов. Мы готовы понять, что если кто-то что-то нарушил, чтобы данный штраф не явился поводом для прекращения условно говоря, маленького частного бизнеса, но, тем не менее, чтобы он понимал, что повторное нарушение, либо не исполнение, приведет уже у абсолютно серьезному штрафу. Мы с инспекцией будем добиваться того, чтобы этот штраф был заплачен, при помощи судебных приставов и наших коллег из других органов власти.
М. САМГИНА – «Сити ФМ»
А если я установлю палатку?
Т.Э. ЗЕЛЬДИЧ
Рядом с парковкой? Я Вас запомнил.
Нарушение примерно одного и того же рода. Если вы устанавливаете объект на земельном участке и прав на размещение на этом участке нет, вы заплатите точно такой же штраф. Это еще одна проблема нашего Кодекса административного производства. То есть, вы заплатите за один квадратный метр или за тысячу одну и ту же сумму. Не поймите только неправильно, что можно поставить не одну палатку, а сразу 500, а штраф будет таким же, тут уже другие механизмы. Кроме этого мы находимся в диалоге с нашими правоохранительными органами, и опыт прошлых лет показывает, что их понимание ситуации точно так же сдвигается. Мы понимаем так, что захват помещений и участков, которые принадлежат Москве – это есть нелегальный бизнес. Донесите это своим читателям, мы точно понимаем, что мы, являясь Госинспекцией по контролю за использованием объектов, не просто хотим добиться оплаты штрафов, а мы хотим добиться того, чтобы у людей даже не возникало желания нарушать законы. Особенно в части использования государственного имущества. В этом смысле, если мы поймем, что кто-то захочет поставить палатку на одно и то же место, он будет с точки зрения закона безупречно оплачивать штрафы, мы это будем рассматривать в плоскости правоохранительных органов. Мы будем налагать штрафы, будем добиваться оплаты и сноса палатки, но дальше уже наши коллеги из правоохранительных органов будут разбираться с таким способом ведение бизнеса под названием «лучше я заплачу штраф, но буду регулярно нарушать». Спасибо.
Я. МАЕВСКАЯ – «Московская правда»
Вопрос к Сергею Юрьевичу. Насколько быстро идет реакция на незаконное строительство? Я могу вспомнить навскидку несколько случаев, когда бдительные граждане сообщали о незаконной постройке уже на стадии фундамента, но пока суд да дело, постройка не только возникала, но и начинала во всю функционировать и потом еще долго тянули дело со сносом после предписания.
С.Ю. ШОГУРОВ
В итоге объект все-таки снесли и признали самовольно построенным? Чем закончилась история?
Я. МАЕВСКАЯ – «Московская правда»
Я знаю одно историческое здание на Красноказарменной, где незаконная пристройка до сих пор стоит. Там было 3 построено. 2 снесли, одну нет.
С.Ю. ШОГУРОВ
Наверное, каких-то шаблонных вариантов не бывает. Каждый случай требует отдельного рассмотрения, в зависимости от оформленных прав. Зачастую, когда житель фиксирует по его мнению самовольное строительство на стадии фундамента, оно уже может быть оформлено как объект незавершенного строительства. На него будет уже оформлено право собственности и у города фактически должны быть все основания для того, чтобы снести. Таким образом, в префектурах есть некий механизм по выявлению таких объектов. Если брать этот год по настоящее время, Госинспекция выявила порядка 200 объектов, которые отнесли к самовольному строительству, которые прошли через префектурские комиссии и признаны самовольным строительством. Это объекты, начиная от мелких магазинчиков, шиномонтажей, прочих небольших построек с признаками капитальности, которые стоят на фундаменте. С различной вариативностью с точки зрения земельно-имущественных прав, поэтому реакция города на то, что выявляется, с точки зрения демонтажа по времени не такая быстрая, как хотелось бы. Префектуре нужно обратиться в суд, оспорить, пройти все судебные инстанции и после этого, раньше провести конкурс на организацию, которая будет демонтировать, а в настоящее время такие полномочия отдали ГБУ «Автомобильные дороги», которая подведомственна префектурам, то есть, выйти и снести.
Из примеров: Благовещенский переулок, который выходит на Тверскую улицу, всем известные там стояли магазинчики и салон связи. Все это демонтировали энное количество времени, потому что нужно было найти силы, ресурсы, которые это снесут. Как правило, незаконно построенные строения, их пользователи не горят желанием нести затраты, связанные с их демонтажем. Это ложится на плечи города, если не было судебного решения, которое обязывало непосредственно организацию сноса возложить на незаконного пользователя.
Я. МАЕВСКАЯ – «Московская правда»
Максим Федорович сказал, что в случае аренды есть вариант быстрого внесудебного решения вопроса. В случае сноса незаконной постройки должен быть долгий судебный путь?
С.Ю. ШОГУРОВ
При наличии оформленных земельно-правовых отношений – да, при их отсутствии это тот же самый легкий демонтаж, когда префектуры с подведомственными силами выходят и демонтируют. Как правило, вступают в диалог и, если находят понимание, объект демонтируется организацией, либо при отсутствии понимания со стороны незаконного пользователя, демонтируется силами префектуры. Скорость мы вам показывали только что на примерах. Мы выбирали не самые лучшие, а объективные. Откровенно хочу сказать, что скорость реакции префектур на демонтаж объектов, которые находятся вне схемы, по которым нет земельно-правовых отношений, оформленного права собственности, сегодня составляет полторы-две недели. Для Москвы, я считаю, этот показатель достаточно высокий.
Т.Э. ЗЕЛЬДИЧ
Могу добавить по поводу демонтажа. Этим летом и осенью мы набрали достаточно хорошие темпы в части выявления объектов незаконных, в том числе, самостроев, и, в том числе, итогом которых является демонтаж. Наш рекорд составляет 5 дней с момента выявления объекта. Объект на Авиамоторной был выявлен 8 августа, а 13 августа его уже не было.
У нас есть демонтажи и тысячи квадратных метров. В Восточном округе под демонтаж пошел объект в 3 тысячи квадратных метров. Я хотел бы пот еще на то обратить внимание. Пользователи этих объектов понесли определенные затраты на создание этих объектов. Это места, в которых они получают прибыть и расставаться с таким бизнесом для них морально тяжело. Поэтому, они придумывают всяческие способы, чтобы избежать такого демонтажа.
Придумываются хитрые судебные тяжбы, подключаются различные общественные организации, за некоторые объекты просят такие общественно значимые персоны, что даже удивляешься. Поэтому, нужно понимать, что каждый объект уникален.
Как Сергей Юрьевич сказал, объект на Благовещенском не могли больше месяца демонтировать, потому что прямо над эти объектом прошла газовая труба, которая снабжает рядом стоящий 9-этажный жилой дом. Я почти уверен, что этот объект специально создавался таким образом, чтобы накрыть газовую трубу, чтобы при попытке демонтажа город уперся в протесты жителей. Это нужно понимать и не обвинять городские службы в нежелании или отсутствии инструментов.
Тем не менее, город хочет освободиться от этих лишних объектов, потому что городские службы и власти города уверены, что когда люди, которые хотят вести бизнес на незаконных основаниях, такой бизнес рождает криминал. Лучше его вычищать в самом своем зародыше, чтобы он не развивался в сложные коррупционные формы. Напоминаю, что Черкизовский рынок когда-то начинался с 2 цехов пошива одежды, а потом там появился еще рынок. А потом известная история с контрабандой в миллиарды долларов.
Лучше маленькие объекты самостроя в самом зародыше от них избавляться, чем давать им вырасти. Я тоже хотел бы, чтобы вы это понимали, когда видите, что какой-то объект не сразу сносится по каким-то причинам. Спасибо.
О. НАБАТНИКОВА - «РИА Новости»
Хочу утонить то, что Тимур Эдуардович говорил относительно работы по поправкам в КоАП Москвы. Если я Вас правильно поняла, то Вы сталкиваетесь с двумя основными проблемами, что штраф за нарушение в один квадратный метр и в тысячу одинаковы, и что штрафы за первичное и повторное нарушение тоже одинаковые. Работа, которая ведется, ведется в отношении того, чтобы существенно увеличить штрафы за повторное нарушение или каким образом вообще готовятся поправки?
Т.Э. ЗЕЛЬДИЧ
Совершенно правильное замечание. Во-первых, мы хотели бы значительно увеличить штрафы за повторное нарушение, во-вторых, есть маленькая деталь - в Административном кодексе в нескольких статьях предусмотрены повышения штрафа за повторные нарушения. Мы бы хотели эту практику распространить на все имущество Москвы - и на земельные правонарушения, и на правонарушения, связанные с помещениями, чтобы рецидив для нарушителя оборачивался значительным финансовым наказанием. Повторяю, наша задача поставить такой размер штрафа, чтобы он стимулировал не нарушать, чем пытаться сопоставить – дешевле повторно нарушить или как-то еще. Мы хотим, чтобы весь город жил по закону и в нормальных спокойных взаимоотношениях. Так всем будет спокойнее.
О. НАБАТНИКОВА - «РИА Новости»
То есть, штрафы и за первичные правонарушения могут вырасти?
Т.Э. ЗЕЛЬДИЧ
По некоторым статьям – да. Например, есть статьи, по которым первичный штраф составляет 3000 рублей. У нас, по моему, в одном парке незаконное кафе заняло под полгектара. Как Вы считаете, такой штраф в серьез кого-то будет стимулировать не нарушать?
Или у нас есть случаи, когда находятся незаконные пользователи помещений в ЦАО на первой линии домов. Площадь там 300 или 500 квадратных метров. Мы знаем коммерческие ставки аренды. Ну что там штраф в 10 или 20 тысяч рублей может стимулировать их не заниматься такого рода бизнесом? Конечно, нет. Поэтому, мы бы не хотели говорить о том, что мы поднимаем планку первичных штрафов, но, тем не менее, мы бы хотели совместно с другими органами власти, Мосгордумой, общественными организациями, и с «Опорой России» и с «Деловой Россией» этот вопрос обсудить. Мы понимаем, что есть нарушители поневоле и примем это во внимание, когда будем формировать свои предложения в Мосгордуму.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, напоминаю, что на площадке перед мэрией автомобиль установлен и можете посмотреть, вам покажут, как он функционирует. Мне бы хотелось задать вопрос. Мы много говорим о совершенствовании системы контроля, об ее инструментарии говорим, автомобиле, камерах. Меня интересует человеческий фактор. Инспектор, который ходит, кто он по образованию? Это профессия? Очень важен этот человек, который остается один на один с фактически преступником. Откуда люди к вам приходят на работу? По какому принципу вы их берете?
С.Ю. ШОГУРОВ
Берем, как и положено по законодательству, через конкурсную процедуру. Но если сегодня сделать срез, то нет такой профессии «контроллер земельного имущества». Это разноплановые и по характеру, и по образованию, и по предыдущей карьере люди. Текучесть кадров у нас, как и во всех инспекциях, высокая. Человек либо готов ловить, разбираться, выявлять, доказывать свою позицию, либо отступает и ищет себе работу в другом месте. Выделить, наверное, можем только военных. Я сам кадровый офицер, немного послужил. Когда люди, высоко дисциплинированные, им легче удается прижиться в этой профессии. Единственное, мы повышаем квалификацию в московских институтах. Есть специальная программа земельно- имущественная, которая позволяет дать определенный набор знаний, навыков, позволяющих выходить на территорию. Широко внедряем принцип наставничества, когда молодой только нанятый инспектор прикрепляется к более опытному, и они с ним ходят по территории. Профессия инспектора настолько творческая и такое количество факторов существует, показывающих, законная постройка или нет, что мы сами с Тимуром Эдуардовичем ездим по территории, и даже посмотрев на кирпичную кладку можно сказать, что эти два метра приросли здесь позже или нет. По штукатурке можно понять, когда она появилась. Из общения с жителями можно понять, интернет, исторические справки, фотографии – одного шаблона определение нет. Это, безусловно, опыт и дух наставничества, который мы пытаемся привить с точки зрения методологии и того, как мы хотим, чтобы инспекторский состав ходил и смотрел. То есть, если раньше был принцип – адресный ориентир и конкретное задание, то сегодня то, что мы вам демонстрировали с трекингом, с системой «Мобильный офис», - эту путь инспектора мимо нарушений, мимо которых он не должен проходить. Инспектор инспектору рознь. Один прошелся по центру и нашел одно нарушение, другой увидел больше количество нарушений. Мы не говорим об эффективности инспектора. Ситуации могут быть разные, разная частота территории, но, тем не менее, осознание того, что мимо правонарушения проходить нельзя, того, что инспектор – это человек, который должен творчески подходить, искать возможности доказать – этот факт сегодня присутствует.
М. НАЙДЕН – «Квадрат»
К Сергею Юрьевичу вопрос по захламлению земель. Скажите, по любым фактам свалок можно к вам обращаться, или есть подведомственные разграничения?
С.Ю. ШОГУРОВ
По любым.
М. НАЙДЕН – «Квадрат»
То есть, даже если в парке?
С.Ю. ШОГУРОВ
За исключением федеральных земель, по всем остальным, даже тем, которые находятся по договорам аренды, особенно то, что касается промзон. Оттуда мусор вывести стоит денег. Коллеги начинают складировать мусор на земельном участке и не вывозят до тех пор, пока не возбуждается административное производство. Тут можно смотреть через призму экономики – дешевле будет вывозить мусор, чем складировать его на участке с иным видом разрешенного использования.
А. МОИСЕЕНКО – «Мой район»
Вопрос к тому, кто решится ответить. Сейчас модно использовать волонтерское движение во всяческих областях. А не планируете ли вы как-то привлекать к своей деятельности москвичей, устраивать им мастер-классы, поощрять, выдавать какие-то удостоверения общественных инспекторов?
С.Ю. ШОГУРОВ
Безусловно, мы между собой этот вопрос обсуждаем. Есть активные граждане, которым небезразлична судьба района или какого-то места, которые сообщают о правонарушениях и добиваются, самое главное. У нас количество писем, как я уже сказал, значительно увеличилось – это ответная реакция органов власти Москвы на те жалобы, которые идут по электронке – 70%. У нас на сайте есть рубрика, где мы описываем те или иные правонарушения. Мы не делаем ссылку, что мы получили эти жалобы по электронной почте от Ивана Ивановича, но результаты он может посмотреть на сайте. В единичных случаях есть такие люди, которым можно было бы выдать такие удостоверения. Официально мы их не привлекаем, но благодарны за информацию, которую они приносят. Нитью через весь доклад хочу сказать, что в принципе, через всю Москву вот так вот ногами обойти, через видеокамеру посмотреть невозможно. Тем более, с учетом присоединенной Москвы, которая в 2,5 раза больше по габаритам, где по магистралям и незаконное строительство и свалки – это все задача для Госинспекции, префектур и других органов власти. Так что волонтеров в мысли держим, но пока не пробовали соорганизовать. Если получится, было бы здорово.
Т.Э. ЗЕЛЬДИЧ
Поскольку парки и ООПТ находятся в моем ведении, я бы предложил бы через Ваше издание попробовать сделать какой-нибудь пробный проект. Думаю, Сергей Юрьевич готов какое-то волонтерское движение, так или иначе связанное с охраной природы и с созданием общественно значимых зон отдыха, готовы взять группы, тренировать их, разъяснять нормы законодательства и попробовать обойти одну такую природно-историческую зону. Я бы с удовольствием попробовал это сделать. Это интересно. Потому что инспекторский состав у нас ограничен по количеству. В основном, это мужчины.
Поймите правильно, когда парк составляет несколько десятков гектар ни один, ни два инспектора его не обойдут. Тут мы будем благодарны за любою помощь общественных организаций и частных лиц. У нас есть прекрасный пример в Северо-Западном округе – Троице-Лыково, когда жители нам оказали существенную помощь в разборе ситуации, связанной со свалкой на территории. Мы, безусловно, рассчитываем на помощь муниципалитетов.
Мы благодарны за разную информацию, за организованный канал информации. Мы с удовольствием бы пообщались с депутатами, которые представляют интересы жителей. Надеемся, что жители сами заинтересованы в наведении порядка хотя бы в своих районах, там, где можно погулять с детьми, заниматься спортом.
В Восточном округе пример Серебряновиноградных прудов. Когда по закону все было хорошо, и береговая линия этих прудов находилась в арендных отношениях у двух юрлиц. Но наша проверка показала, что те юрлица, которые должны были создать зону отдыха для жителей, не сделали вообще ничего. Как только там появились люди в форме, мамы с колясками нас облепили, что наконец-то мы появились. Мы даже удивляемся, что же вы молчите? Если у вас есть проблема, загаженный пруд, захламленная территория, придите, объединитесь.
Мы с удовольствием такие контакты будем поддерживать. И даже готовы, повторю, какой-нибудь группе основы законодательства разъяснить, поделиться информацией, видео и фотосъемками. Не все жители понимают правовой статус земель, и мы тоже готовы этим поделиться, для того, чтобы жить в городе было комфортнее. Тут только инспекторы не справятся. Мы будем признательны за такую помощь.
ВЕДУЩИЙ
Я Вас попрошу, газета «Мой район», довести эту информацию до руководства. Насколько я понимаю, вы бесплатно распространяетесь по всем районам? Тираж большой и руководство знает, с кем связаться по этой теме и мы можем с удовольствием помочь и привлечь.
Коллеги, на этом благодарю вас за участие и инициативу. Спасибо.