Информационный Центр Правительства Москвы
30 октября 2024, среда, 14:03
Пресс-конференции

Пресс-конференция Константина Тимофеева

22 августа состоялась пресс-конференция и. о. председателя Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Константина Петровича Тимофеева на тему: «Итоги деятельности Москомстройинвеста за полугодие 2013 года».

Пресс-конференция Константина Тимофеева

ВЕДУЩИЙ

Сегодня мы с вами встречаемся с исполняющим обязанности председателя Комитета города Москвы по обеспечению и реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства - Константином Петровичем Тимофеевым. Наш разговор пройдет по теме: «Итоги деятельности Мосстройинвеста за I полугодие 2013 года».

Я хочу предоставить слово Константину Петровичу. Хотелось бы попросить его заданную тему немного расширить. Константин Петрович достаточно часто выступает, проводит большое количество пресс-конференций. Поскольку Комитет создан в 2011 году, и было большое количество вопросов дано Комитету для решения по долевому строительству, по промзонам, по завершению объектов программы «народный гараж», то прошу Вас выступить на эту тему. Помимо цифр за первое полугодие и тех моментов, которые я сейчас назвал, Вам было поручено завершение контрактов, которые начинал Департамент инвестиционных программ. Если Вам не сложно, в выступлении раскройте данную тематику для того, чтобы у нас была целостная картина.

Спасибо.

К.П. ТИМОФЕЕВ

Спасибо, коллеги, за встречу. Действительно, неоднократно упоминалось, что перед Комитетом при создании было поставлено несколько задач. Первая задача – завершение контрактов Департамента инвестиционных программ. Вы помните, в конце 2006-2007 годов было очень много инвестиционных контрактов, так называемых инвестиционных проектов, которые были заключены Департаментом инвестиционных программ. Их было более 300. Когда у нас изменилось законодательство по земле, инвесторы не смогли получить землю по этим контрактам на жилье, под жилье, по разным причинам контракты остановились. Более пяти лет этими контрактам, к сожалению, не было уделено достаточное внимание. Деньги компенсировал так называемый целевой внебюджетный инвестиционный фонд. Это были инвестиционные взносы, инвесторы деньги заплатили, а проекты остановились. После этого, когда департамент ликвидировали, все передали Департаменту дорожно-мостового строительства, далее Департаменту строительства. Затем было принято абсолютно правильное решение - при создании нашего Комитета одной из главных задач стало завершение этих контрактов. Если их было раньше больше 300, то сейчас их осталось 71. По всем контрактам мы подготовили решение – по 7 оформили акт реализации, по 15 было принято решение расторгнуть контракты, 27 было продлено, остальные находятся в работе, либо в завершении. Немаловажно, что за эти полтора года было 600 тысяч квадратных метров недвижимости по этим контрактам введено, и у нас осталось еще ввести, по нашим подсчетам, около 1,5 миллиона квадратных метров недвижимости по этим инвестиционным контрактам. В основном это жилищное строительство.

Были заключены такие основные крупные инвестиционные контракты как Куркино, микрорайоны «А», «Б», «В», Первый микрорайон - это микрорайон комплексной застройки, так же Мичуринский проспект – это 5 и 6-ой кварталы в Раменках у нас так же ведется строительство, Филевский парк - комплексная застройка микрорайонов – 55 и 56, Левобережный микрорайон – 1 и 2.

Какие у нас были проблемы? Инвесторы, когда было их несколько, не могли между собой договориться. Например, Раменки, такой вот наиболее значительный и яркий показатель, когда несколько инвесторов не могли между собой договориться на протяжении трех лет. Контракт не финансировался. Более того, там была выделена городская доля, и городскую долю Правительство Москвы уже продало. И данная реализация была осуществлена физическим лицам, и они на протяжении пяти лет не могли эти квартиры получить. Есть такие же сложные проекты, где граждане заплатили деньги. Наконец-то начиная с прошлого года, мы начали оформлять им уже договоры собственности.

Что произошло по Раменкам? Инвесторы – это Главмосстрой, это Липецкстрой, Главстрой, Моспромстрой, Моспромстройматериалы, ПИК достаточно долго не могли поделить – кто же должен заплатить, кто же все-таки должен все строить на Мичуринском проспекте, корпус 20 А, где граждане еще полтора года назад должны были получить квартиры. Тогда мы приняли решение. И полтора года назад городское акционерное общество Управление экспериментального строительства зашло в этот инвестиционный контракт и выкупило основные доли инвесторов. Там остался Главстрой, у которого были определенные сложности с финансированием. Наконец-то приняли решение о расторжении договора с этим подрядчиком. Дом, надеюсь, в этом году будет сдан и тоже придется ему помогать и брать под такой жесткий контроль, чтобы 20 А на Мичуринском был введен в этом году.

По Левобережному микрорайону 1 и 2 похожая ситуация. Контракт не реализовывался на протяжении последних трех-четырех лет. С Проммедиа, Промконсалтингом были суды, где городу эти инвесторы пытались предъявить большие суммы неустоек. В итоге этого не произошло. Затем мы поручили городскому инвестору Центринвесту выкупить доли и у Промконсалтинга, сейчас он там основной инвестор. По этому объекту 800 тысяч квадратных метров должно быть застроено, из которых половина - это бюджетное строительство и остальное инвестиционное строительство. Так же там школы, детский сад, дошкольное учреждение, объекты соцкультбыта. Мы планируем, что за ближайшие два года данный объем будет застроен. Это что касается программ бывшего Департамента инвестиционных программ.

Более того, мы взыскали за эти полтора года задолженности инвесторов – 850 миллионов рублей. Эти суммы инвесторы не платили в инвестиционные фонды. С инвесторами была проведена работа, и они эти суммы в бюджет города напрямую заплатили. И город так же получил свою долю по этим инвестиционным контрактам. Более того, если там было обязательство городом профинансировать от 1,5 до 5% строительства, то практически со всеми инвесторами была достигнута договоренность, что эту сумму город не финансирует. Инвестор достраивает это своими ресурсами, а городская доля, проданная в рамках этих 5%, будет городу предоставляться. И эта доля уже физическим лицам отходит. Такие основные проекты были завершены на Профсоюзной 64, 66, Ленинградская 25, Филевский парк.

И самое главное, что сейчас по всем инвестиционным контрактам приняли решения. Это что касается ДИПСа.

Спасибо.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Давайте мы тогда построим работу по системе вопрос-ответ.

Давайте про «народный гараж».

К.П. ТИМОФЕЕВ

«Народный гараж»? Программа «народный гараж» известна всем. Было принято четыре года назад решение об обеспечении граждан машино-местами. В принципе программа, как мы считаем, в то время была действительно актуальной. И, что самое важное, были предоставлены земельные участки. Земельные участки, как мы все знаем, были предоставлены как хорошие, так и проблемные – под перспективное строительство, под строительство жилых домов, транспорта и дорог. Сейчас эта программа пересмотрена, город выделил 8 миллиардов рублей полтора года назад на завершение, чтобы все граждане получили свои машино-места по цене 350 тысяч рублей. Кто заключил договор по такой цене, по такой цене гаражи и получит. Самое главное, что сейчас принято решение не тратить бюджетные деньги на строительство по данной программе. Будут привлекаться только внебюджетные источники. Те земельные участки, которые у дирекции имеются, будут достроены за счет средств инвесторов. Гаражи, которые еще не проданы, будут так же продаваться гражданам, но уже по рыночной цене, на условиях торгов и параллельно сдаваться в эксплуатацию, чтобы граждане могли по себестоимости получать эти гаражи, и эксплуатировать. Стоимость различная – от двух тысяч рублей до четырех тысяч рублей в месяц это плата за данные гаражи.

Более того, принято решение о перепрофилировании данной программы, где будет разрешено строительство от 15 до 30% сопутствующих функций – это коммерческие функции: мойки, сервисы, возможно офисные помещения, объекты, сопутствующие с обслуживанием машино-мест. И еще, что немаловажно, когда мы программу модернизировали, мы предусмотрели возможность участия гаражно-строительных кооперативов в программе. То есть тех ГСК, которые желают сами построить на местах своих ракушек свои объектов. Как всем известно, у многих граждан нет документов на гаражи, когда они в свое время получали еще 30-40 лет назад право устанавливать свои некапитальные объекты, это было с согласия граждан. Граждане могут объединиться и обратиться в дирекцию, и дирекция выступит техническим заказчиком. Земельный участок будет отведен на дирекцию. И по требованию граждан данные места будут построены, даже может быть здесь увеличение. Те места, которые будут излишние, будут проданы. А так граждане по себестоимости, плюс небольшие затраты за функции технического заказчика, получат эти машино-места, уже такие положительные примеры есть.

Буквально сегодня у нас было заседание Государственной земельной комиссии, в половине первого. Было принято решение по Арбату, там граждане обратились с пожеланием построить на своей дворовой территории гараж подземно-наземный. Было принято решение, что ГСК будет напрямую отведен участок, и данное ГСК построит гараж. Такие примеры есть, поэтому сегодня ГСК тоже могут обращаться и строить. Но когда мы видим, что это гараж многотысячный, есть гаражи на 500, 1000, 1500, на 2000 машино-мест, то здесь конечно нужно чтобы Правительство курировало данный проект, чтобы не получить обманутых граждан еще и по строительству гаражей. Поэтому здесь очень важно чтобы земля и техзаказ был у дирекции гаражного строительства. Это касается программы народного гаража.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Давайте мы еще остановимся на теме инвесторов. Основное название вашего Комитета начинается со слов: «реализация инвестиционных проектов». Какой инвестор сейчас? Какие проекты сейчас ведут? Что Вы видели в 2013 году в I полугодии, есть какие-то отличия? Ваши взаимоотношения с этим сообществом? Поскольку город это социальная составляющая, а инвестор это коммерческая составляющая, на эту тему расскажите, пожалуйста.

К.П. ТИМОФЕЕВ

У нас есть положительные итоги. В это полугодие 3 163 000 квадратных метров недвижимости было введено за счет средств инвесторов. Это 160 объектов, из которых 62 – это жилые дома на 1 700 000 квадратных метров, это три дошкольных учреждения, одна школа, 6 объектов здравоохранения, 5 объектов культуры и 1 объект физкультуры и спорта. У нас есть такой объект на Мытной, тоже всем известный, – это Алтыр. Сегодня по нему принято решение продлить инвестиционный контракт, поэтому ввод будет увеличен, и в этом году инвестор должен этот объект достроить.

Важно то, что с инвесторами ведется системная работа, выстроенная в рамках Градостроительно-земельной комиссии и в рамках Клуба инвесторов. Тоже я об этом поподробнее расскажу. Создан Клуб инвесторов из таких инвесторов-миллионщиков. Так мы называем тех, у кого либо в девелопменте, либо в управлении, либо в проектах - объекты недвижимости более чем миллион квадратных метров.

Краткие итоги Градостроительно-земельной комиссии. Все вы знаете, что такая комиссия создана под руководством мэра города Сергея Семеновича. Еженедельно проводятся заседания. Сегодня она тоже состоялась, было рассмотрено очень много вопросов. Важно, что сейчас все обращения инвесторов рассматриваются в течение 30 дней. Это и градостроительные планы, это и обращения за изменением цели. Ранее, до работы земельной комиссии, в 2009 году, 2010 году, в самом начале работы комиссии инвесторы ждали порядка шести месяцев, это было по разным причинам. По причинам не подготовки документов со стороны инвестора, по причинам длительной работы органов исполнительной власти, по причине неполучения заключения. Сейчас работа выстроена системно и это у нас занимает 30 дней. Если есть какое-то превышение сроков, то это только с той точки зрения чтобы помочь инвестору и, не отказать сразу, а внимательно рассмотреть проблемный вопрос. Инвестор городу очень нужен, но мы не можем бесхозно относиться к земельным участкам, когда они не застроены. Хуже всего, когда они находятся в «незавершенке» и в «незавершенке» опасной, когда есть объекты долгостроя 5-ти, 8-ми, 10-ти лет в страшном состоянии, нам важно чтобы эти объекты завершались.

На земельной комиссии было принято 8 тысяч решений – это достаточно много, работа идет очень напряжено, имеется две рабочие группы. Рабочие группы Андрея Владимировича Шарова и Марата Шакирзяновича Хуснуллина – по завершению инвестиционных контрактов и по граддеятельности. Из этих 8 тысяч решений: по граддеятельности - 4600 решений, по изменению цели и по договорам аренды решений земельных участков - 1200 решений, по инвестиционным контрактам – 1700 решений.

По инвестиционным контрактам. Мы завершили 68 инвестиционных контрактов, расторгли - 448, продлили – 445, завершили актами - 408. В этом году мы рассмотрели полторы тысячи вопросов, только на Градостроительно-земельной комиссии.

Важно, что большая подготовка ведется и на рабочих группах, там рассматривается в три раза больше вопросов. Только 3000 вопросов мы рассмотрели на рабочей группе по граддеятельности - это зона ответственности мэра Хуснуллина. Основные вопросы, рассматриваемые на рабочей группе, это ГПЗУ – порядка 600 вопросов, это договора аренды – 1600, решения по инвестиционным контрактам, которые требуют градпроработки – 45. Потом мы эти решения отправляем на рабочую группу Андрея Владимировича, где принимаются решения либо сохранить инвестиционный контракт, либо расторгнуть. До конца года у нас сформирован жесткий план, есть повестка, инвестор знает, когда его вопрос будет рассмотрен. Так 804 вопроса будут рассмотрены до конца года. Из этих 804 вопросов: около 100 текущих инвестиционных, где есть обращения инвесторов, остальные - системные вопросы, это транспортно-пересадочные узлы, это проекты планировок, это отраслевые схемы, это подготовка участков на аукционы.

Важно, что работа сейчас без задержек проводиться. Когда инвестор обращается, он имеет право зарегистрироваться в личном кабинете. Зарегистрировавшись в личном кабинете, инвесторы могут смотреть за реализацией проекта, где, на какой стадии находиться их инвестиционный проект. Личный кабинет действует, там проекту присваивается статус и инвестор может наблюдать, когда вопрос будет в повестке, когда он будет на рабочей группе, когда он будет на Градостроительно-земельной комиссии. Такая работа у нас выстроена со всеми инвесторами.

Расскажу о Клубе инвесторов. Сергей Семенович два месяца назад собрал всех системных инвесторов, их у нас 25, и было принято решение о создании так называемого «Инвестиционного совета». Но инвесторы сами себя назвали – Клуб инвесторов Москвы. Буквально вчера вечером состоялось очередное заседание Клуба инвесторов, где они определили исполнительного технического директора и определили протоколистов, офис, смету на свою работу. С начала формирования клуба было проведено уже более 10 заседаний рабочей группы. Что важно ля нас? Инвесторы сами выступают с инициативой, нанимают специалистов – это и архитекторов, дизайнеров, планировщиков, юристов, чтобы помочь в первую очередь себе, и нам, в том числе, решить основные вопросы. Вчера было обсуждено несколько важных вопросов, в том числе и вопрос об ускорении процедур по дорожной карте строительства. Все вы знаете, что мы подготовили дорожную карту. Это такая линейная процедура, когда от момента принятия решения, до момента ввода в эксплуатацию расписаны все процедуры, все процедуры, зависящие от Правительства, зависящие от инвестора. Эти процедуры занимали раньше от трех до шести лет. Мы подготовили и приняли очень много решений по сокращению административных процедур. Это и подготовка госуслуг в электронном виде, и ГПЗУ, и разрешение на строительство, и градорегламент, и подготовка вопросов у главного архитектора. Также инвесторы предложили оптимизировать СНиПы по маломобильным группам населения, по пожарным нормам и по необходимости строительства объектов ГО и ЧС. В рамках инвестиционных контрактов, когда строится неэксплуатируемый объект гражданской обороны, это большое обременение и нормативы по защитным сооружениям для инвестора.

Мы так же в ближайшее время подготовим справки средней нормы и в дальнейшем будем их корректировать. Это нормы по обеспеченности парковок. Всем известно,
что во всем мире в расчетах отталкиваются от дорожно-уличной сети и только после этого ведется расчет по машино-местам, которые возможно разместить в данном объекте. У нас же наоборот есть норматив по обеспеченности машино-местами, каждого объекта по квартирам, по офисам. Мы приняли решение, что этот норматив будем сокращать. Это значит, что если в ЦАО по нормативам на жилой объект разрешено полторы машины на квартиру, то мы будем сокращать до полмашины, может быть 0,8, исходя из коэффициентов. Надо понимать, что должна быть автобусная доступность, доступность такси и другого общественного транспорта. Мы понимаем, что в ЦАО невозможно выкопать подвал на несколько этажей и разместить машино-места, и даже если мы их разместим - улицы эти машины не пропустят. Мы готовы идти на сокращение нормативов.

Далее, что интересно. Клуб инвесторов вчера подготовил свои предложения по поправкам в закон и в постановление Правительства - об изменении платы за целевое использование земельного участка. Проанализировав, мы выяснили, что если инвестор хочет строить гостиницу и подает документы на изменение цели под гостиницу оплата значительно выше, чем, если бы он обратился с изменением цели по жилье. Стоимость кадастра сейчас очень высокая, и инвестору невыгодно строить гостиницу. Возникает два варианта – либо он гостиницу не строит, либо он начинает хитрить и строить апартаменты. Мы хотим эти нормативы пересмотреть, с точки зрения уменьшения кадастра, такие предложения инвестор тоже подготовит. Так же инвесторы высказывали предложения - не брать плату за подземное пространство, если поземное пространство только паркинг, либо некоммерческая часть. Сейчас же что получается? Когда мы даем градостроительный план земельного участка, мы учитываем наземную часть, и плотность считается по наземной части, когда мы берем плату за землю, подземная часть берется в полном объеме. Здесь тоже очень важно чтобы инвесторы не хитрили, а как показывает практика это, к сожалению, бывает часто. Когда инвестор получает ГПЗУ, мы исходим, к примеру, из плотности 35 метров на торговлю по наземной части. Когда объект в 35 тысяч метров будет построен на земле, инвестор построит под землей еще 15 тысяч, эти 15 тысяч получатся под торговлю. Это такие объекты как Ашаны, как продуктовые магазины, они все на минус первом, минус втором уровне. Так инвесторы за подземную часть не платили, а мы ее не брали в нормативы плотностей, а затем получали такие сложные торговые центры.

Так же Клуб инвесторов вчера при подготовке совещания у мэра, а мы его планируем провести по графику мэра в ноябре месяце, озвучил несколько пилотных проектов по промзонам. Каждому инвестору мы поручили пилотный проект. Они их разрабатывают и вынесут. Самое главное, что здесь уже будут так называемые схемы, по которым они данные промзоны возьмут в работу. Они готовы сделать концепцию развития промзон за свои ресурсы, не тратя бюджетных денег. Понятно, что на это будет затрачено несколько миллионов. Инвесторы на это идут, понимая, что кроме них это никто не сделает. После этого они эту концепцию утвердят. Далее им же будет поручена разработка проектов-планировок и вполне вероятно, что эти инвесторы будут основными интересантами по разработке данных проектов. Мы в ноябре месяце мэру города такие проекты уже предоставим.

Еще мы готовы инвесторам открывать инвестиционные ресурсы. Так называемые ресурсы, по которым город подготовил программные продукты и информационные базы данных. Это базы данных по земле, базы данных по информационным порталам. У нас есть система городская, где есть доступ только для органов исполнительной власти. Там есть вся информация о градостроительстве, о текущем статусе, о земле, о собственности, об имуществе, о градограничениях. И мы готовы инвесторам часть данного ресурса предоставлять. Это нужно, в первую очередь, им самим, чтобы они сами по своим участкам, где они правообладатели, имели право и возможность посмотреть существующие ограничения и все существующие возможности. Чтобы они уже сами проводили экспресс оценки, тогда элементарные вопросы уже могут быть сняты. Когда инвесторы заходят на этот портал и смотрят свой земельный участок, они уже знают, что если там есть санзона, то они либо могут уменьшать объем, либо корректировать его. Если есть плотность, они знают - какая она, если видят, что там есть подземные коммуникации, то тоже это обременение, и сразу видно - разумен этот проект или нет, можно оперативно и грамотно принимать решения. Такие встречи мы проводим, ряд инвесторов высказал в этом заинтересованность. Я думаю, что в ближайшее время, по определенным договорам, чтобы была конфиденциальность, чтобы они этот ресурс не раскрывали, мы сможем эту информацию им предоставлять. Мы так же предлагаем им делиться этой информацией и, если инвестор готов, чтобы эта информация была в общем доступе, пожалуйста, другие инвесторы тоже могут смотреть. Видеть, что инвестор разумно строит, социально ответственен, строит не только объекты коммерческие, но и жилые, социальные, физкультурные и общественные.

Вот такую большую работу мы провели. И, что очень важно, Клуб инвесторов не закрыт, любой инвестор может обратиться туда со своими проблемами. Мы договорились, что этот клуб не будет лоббированием интересов каждого инвестора. Это не будет такой поток, когда они со своими вопросами будут приходить, и в рамках этого клуба задавать вопросы, и лоббировать свой частный инвестиционный проект, это будет делаться в рамках существующих государственных услуг.

Это, что касается клуба инвесторов.

ВЕДУЩИЙ

Уточняющий вопрос. Раньше была Ассоциация инвесторов Москвы – она закончила свое существование? Клуб инвесторов – это новый клуб или симбиоз?

К.П. ТИМОФЕЕВ

Ассоциация инвесторов Москвы – это общественная организация, она действует на основании заявлений, на основании уплаты членских взносов. Это общественные организации, и мы с ними проводим работу. Но Ассоциация инвесторов Москвы очень разношерстная. И нам очень важно чтобы, в том, что касалось социнвесторов, работа не строилась путем лоббирования интересов каждого инвестора, путем рассмотрения каждым своего индивидуального инвестиционного вопроса. Важно, чтобы была помощь городу, в том числе в решении таких глобальных вопросов, как реконструкция промзон, как реконструкция застроенных кварталов. В том числе было поручение Клубу инвесторов рассмотреть возможность участия в проекте «Москва-река». Что касается промзон, было поручение нашему комитету выступить органом исполнительной власти, куда инвесторы будут быстро обращаться со своими предложениями по реконструкции промышленных зон. Что касается других общественных организаций, то эта работа ведется, но активная работа идет только от клуба инвесторов пока что. Действительно, живая работа началась.

ВЕДУЩИЙ

Вторая часть названия Вашего Комитета – это контроль в области долевого строительства. Тема очень важная. За последние 2 года стали меньше писать газеты об обманутых дольщиках, значит, Комитет включился в работу и много что сделал. Москва расширилась за счет новых территорий. Оттуда получили новые посылы или нет?

К.П. ТИМОФЕЕВ

Проблема пострадавших граждан существует около 10 лет. С того времени, когда инвесторы стали строить с привлечением денег населения. С вводом и принятием 214 закона проблема стала формализованной. Если раньше граждане были обычными соинвесторами, то сейчас они под защитой закона. Когда Комитет начал свою работу 5410 граждан были в рамках пострадавших по объектам долгостроя. Где-то было просто мошенничество, а где-то была вина и Правительства или органа исполнительной власти. Мы понимаем, что это было в границах старой Москвы. Сейчас в этих границах – 2246 человек. Получается, что 3164 семьи получили свое жилье, и эти проблемы были решены. Это и каждый человек, и инициативные группы. Было очень много проведено встреч, работ, и проблемы их были решены. 2373 человека, помимо 2246, появились на новых территориях. Старая территория – проблемы там у нас остались. Это Южное Тушино, Народного Ополчения, Фабрициуса, Кировоградская, Малыгина. Есть еще один объект – улица Кременчугская, это ФЦСР и Фили Давыдково, 1-2 корпус. По новым территориям – это Щербинка. Самая большая проблема – это «Брут Эстейт», то, что сейчас «Мортон» с ними занимается. Троицк, Текстильщики, тоже известная проблема. Итого 2373 пострадавших человека.

Важно, что работу мы начали системно. Проводим проверки по каждому адресу и начали работу по взысканию штрафов. 33 000 000 взыскано штрафов. Здесь очень важно, чтобы инвестор понимал, что он ответственен перед гражданами, что он обязательно будет наказан, если будет срывать эти объекты. 122 постановления вынесено. В этом полугодии мы провели 53 проверки, из которых 26 были проведены с органами прокуратуры.

Мы проводим плановые проверки с органами прокуратуры, потому что если есть нарушение, где есть опасения, что объект будет проблемным, то тут же возбуждается уголовное дело и прокуратура в рамках уголовного судопроизводства не допускает или старается не допустить появления обманутых граждан.

Важно, что в этом году мы завершаем по основной массе граждан, по которым Сергей Семенович Собянин обещал предоставить ключи – это Южное Тушино, Народного Ополчения, «Энергостройкомплекс», 11 Микрорайон, Некрасовка, улица Вяземская – мы предоставляем им ключи.

Мы уже подготовили регламент. За предоставление жилья отвечает группа «Леро». В прошлом месяце началось предоставление ключей. Мы уже одобрили 146 комплектов по улице Вяземская. Буквально, вчера было одобрено еще несколько объектов. 618 квартир на Вяземской будет предоставлено гражданам. Это и однокомнатные, и двухкомнатные и часть трехкомнатных. Строится объект по улице Народного Ополчения и по завершению строительства все граждане смогут получить свои квартиры, как и обещал мэр города. По улице Фабрициуса дом 22 – это проблемный объект. Инвестиционный контракт, где было обязательство города построить и предоставить жилье, по этому адресу принято решение. Так же, по адресу Народного Ополчения и по Глаголева граждане будут получать ключи.

Самое главное, что решение закреплено протоколом мэра и эти дольщики получат свое жилье.

По всем объектам Министерства обороны так же принимаются решения. Это и по Рублевскому шоссе, где Министерство обороны расторгло инвестиционный контракт и были пострадавшие граждане. Они так же получают жилье. Другие адреса, в том числе, и Новогиреевская - Министерство обороны дает городу компенсационные земельные участки, а Правительство Москвы в рамках полученных участков и инвестиционных контрактов обеспечит уже этих граждан жильем, где-то за счет средств инвесторов, а где-то за счет реализации новых инвестиционных объектов на этих участках. Получается, с Министерством обороны достигнут конструктивный диалог.

Немаловажно, что у нас с января следующего года каждый застройщик будет обязан иметь гарантию завершения этого строительства. Это либо банковская гарантия, либо страхового общества, обладающего критерием определенным. Сами застройщики могут образовать общество взаимного страхования. В понедельник состоится собрание при участии нашем, губернатора Московской области, Правительства Москвы, потому что важно обсудить проблемы инвестирования граждан – это все же Москва и Московская область. Будут приглашены крупные девелоперы из регионов. На нем будет принято решение об организации Общества взаимного страхования, где крупные девелоперы будут учредителями и смогут гарантировать своим участникам при анализе ликвидности, устойчивости, всех разрешительных документов. Эти гарантии будут учитываться и нами и Мосгосстройнадзором при выдаче разрешения на строительство.

Наконец-то опубликованы первые проекты критериев, по которым граждане могут быть признаны обманутыми дольщиками. Таких критериев до сих пор не было, и этих граждан называли по-разному. Мы называли обманутыми гражданами, кто-то пострадавшими соинвесторами и так далее. Эти критерии необходимы, чтобы обеспечить гражданам защиту государства. По нашему мнению, должна быть хотя бы финансовая защита. Какую-то минимальную сумму денег эти граждане должны получить. Есть положительный пример, когда как любой гражданин, вносятся деньги в банк и 600 000 банки нам гарантируют в независимости от того, когда мы эти деньги внесли, на каждого человека. Было бы логично, что если человек выполнил все требования закона и в рамках долевого участия внес свой вклад, тот этот вклад должен быть прогаратирован. Только тогда мы можем эту проблему решить и за счет средств страховок, которые будут платить инвесторы, страховые общества либо банки будут гарантированно возмещать все потери, в том числе, потери по недострою. А не только по получению жилья. Ведь есть большая разница, получил человек жилье сейчас или через пять лет. Сейчас такая системная работа ведется, поэтому нет такого количества демонстраций, когда граждане публично высказывают свое возмущение.

У нас есть объект «Мирекса», всем известная проблема с «ФЦСРом», «Авантой», когда обманутые дольщики говорили, что их обманули. По этим вопросам возбуждено уголовное дело, в том числе, по Полонскому. По «ФЦСРу» продлили инвестиционный контракт. Мы ему предоставим землю по этому проекту, и его завершат. Его немного перепроектируют, но все граждане свое жилье получат. По второму корпусу граждане уже получают ключи – это по микрорайону Фили-Давыдково. 1 и 2 кварталы. По корпусу 2а, б, в 33 гражданина квартиры уже получили.

Когда мы видим такое количество пострадавших граждан, начинаем анализировать, особенно в Южном Тушино, и порядка 20-30% этих граждан не являются пострадавшими. Они пытаются воспользоваться ситуацией путем предоставления фальшивых платежных документов, приходных ордеров, договоров, которые они не заключали, векселей. После того, как мэром города было принято решение предоставить этим гражданам жилье, вполовину увеличилось количество желающих за счет тех, кто предоставляет не подлинные документы. Это подтверждает и следствие, и Департамент региональной безопасности, потому что по каждому гражданину есть заключение этого департамента. За подобные подделки заводится уголовное дело, если имеются признаки мошенничества.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

Коллеги, тогда к вашим вопросам переходим.

Е. ЗАВЬЯЛОВА - «Вечерняя Москва»

Это, конечно, очень хорошо, то, что Сергей Семенович делает в направлении решения проблемы обманутых дольщиков, но я разговаривала со строителями на эту тему. Они выразили такое мнение, что на решение этих проблем можно использовать компенсационный фонд, который собирается в рамках саморегулирования строительных организаций. Вот такие механизмы компенсации рассматриваются? Потому что логично, что общество строителей платит за своих недобросовестных коллег. С точки зрения справедливости это нормально. Спасибо.

К.П. ТИМОФЕЕВ

Вопрос важный, но понимаете. Саморегулируемая организация – это в свое время государство такой шаг сделало в плане либерализации. Что получили? Проезжая по улицам города, мы видим рекламные щиты: «саморегулируемая организация. Разрешение на строительство в течение суток». Любой допуск в течение суток – хоть строй в 100 этажей, не имеет значения. В итоге получаем, когда нарушения правил организации строительства, когда травмы при нарушении правил безопасности со смертельными случаями – ответственности никакой. В том числе, когда идет нарушение конструктива. Саморегулируемая организация просто самоустраняется. Доходит до того, что Правительство пишет письмо саморегулируемой организации об исключении данного члена из этой организации, но при этом его все равно не исключают. Даже если мы получаем ответ: «да, эта компания исключена», в дальнейшем с такими же учредителями, тем же директором организуется новая либо «ООО», либо «ОАО», и получают разрешение на работу либо в этом СРО, либо в другом. Так что, этот механизм не работает. Поэтому, было принято решение не отдавать на волю саморегулируемым организациям, пока строители к этому не готовы, а сделать это на государственном уровне. Банки, когда выдают банковские гарантии, они берут за это плату. Она может составлять от 3% до 8%. Это, наверное, удорожание строительства, но и гарантия, что объект будет достроен, потому что банк удовлетворяет определенным критериям. Пока есть только 3 банка – «Газпром», «ВТБ», «Банк Москвы», кто готов это делать, по крайней мере, мы об этом знаем. Гарантия должна распространяться на весь период строительства, пока дом не сдан. Строительство ведется 2-3 года. Получается, банковская гарантия, если строят, 3% в год, условно. Если на три года, то на 3 умножим – 9%, а если 8, то – 20%. Но здесь ничего страшного, нам главное, чтобы объект был завершен. Страховая компания – то же самое. Такие компании крупные, как «СОГАЗ», они готовы и будут это делать. Если у других страховых компаний норматив не обеспечен, то такая гарантия не будет приниматься в расчет.

Если создавать какую-то саморегулируемую организацию, чтобы они 3% отчисляли – мы считаем, что это механизм рано внедрять, потому что все застройщики обладают разными мощностями, разными средствами. Общество, где нет собственных средств, которое имеет только разрешения на строительство, проект, теоретически может строить на привлеченные средства граждан, но строить только не привлеченные ресурсы – это большой риск. Практика показывает, что именно такие проекты попадают в ряды проблемных. Поэтому, мы всячески будем препятствовать появлению таких застройщиков, более жестко проверяя и банковские гарантии, и страховки. Поэтому, в ближайшее время такой либерализации не будет.

А. ЧЕЧЕТКИН – «Москва ФМ»

Константин Петрович, не могли бы Вы более подробно остановиться на ЖК квартал «Триумфальный», который Вы уже упомянули, потому что вчера появилось сообщение, что застройщик раньше срока, уже в этом году, может построить один из корпусов. Но что будет с корпусом 18? Так понимаю, по нему вопрос еще не решен. Вы озвучили, что 33 человека уже получили квартиры. Сколько дольщиков по Кутузовской миле еще в ожидании, и сколько в этом году уже смогут получить квартиры?

К.П. ТИМОФЕЕВ

По корпусу 18 мы приняли решение по продлению инвестиционного контракта. По всем корпусам, кроме 18, есть оформленные земельно-правовые отношения, то есть договор аренды. По другим корпусам их тоже раньше не было, но был инвестиционный контракт. Мы его продлили и поддерживаем. Есть единственный механизм, когда «ФЦСР» обратился в суд с понуждением Правительства Москвы предоставить им договор на аренду земли под жилищное строительство. Всем известно, что договор под жилье может предоставляться только на аукционе. Но если есть инвестиционный контракт и Правительство Москвы признает это в суде, так же мы признаем обязанность предоставить землю данному инвестору вне конкурсного порядка. Поэтому, решение суда положительное, и мы это решение не оспариваем, а исполняем. Поэтому «ФЦСР» получил жилье по предыдущим корпусам. По этому корпусу такая же история. Они тоже готовят документы, и с согласия города мы этот иск поддержим. По решению суда данную землю он получит, а дольщики получат квартиры.

Пострадавших граждан официально у нас 156 человек, но здесь мы настаиваем, чтобы все они обратились в правоохранительные органы. Если гражданин не признан потерпевшим, он должен понимать, что нужно проверить подлинность документов. Их проверяет следствие. Если все в порядке, он с этими документами идет в «ФЦСР», где с ним перезаключают договор долевого участия. Список граждан, которых уже признали потерпевшими, мы прикладываем к инвестиционному контракту. Мы допускаем, что не все дольщики подтвердят плату за жилье.

А. ЧЕЧЕТКИН – «Москва ФМ»

И все-таки по корпусу «Багратион» 13 и 14. Будет ли он построен в этом году? Сколько человек получит в нем квартиры в итоге?

К.П. ТИМОФЕЕВ

13 и 14 в плане ввода стоят.

Е. ТКАЧЕНКО – «ИТАР-ТАСС»

Константин Петрович, по поводу промзон хотела спросить. Вы говорили, что в ноябре будет встреча с мэром, и инвесторы будут представлять свои проекты. Что это за инвесторы, какие проекты, где территориально?

К.П. ТИМОФЕЕВ

У нас нет такого понимания как промышленная зона. Мы его расширили. Есть понятие промышленно-коммунальная зона. Есть несколько пилотных проектов. Если говорить о промзонах, у нас есть инвесторы, такие как «Пионер», «ПСМ Недвижимость», «Интеко», которые готовы начать разрабатывать свои пилотные проекты. Это Южный порт, Большая Филевская, Береговой проезд, Алтуфьево, Очаково. На базе этих пилотных проектов мы подготовим план реализации и механизм разработки документации и предоставления инвесторам права застраивать данные промышленные зоны.

Мы разработали несколько механизмов участия инвесторов в реконструкции данных промышленно-коммунальных зон. Первый механизм – это выкуп земли, права аренды и объектов недвижимости у существующих инвесторов. Если их несколько, системный инвестор может обратиться и путем заключения обычных инвестиционных договоров данные объекты выкупить. Поэтому, он формирует цельный земельный участок, дальше – проще, подготавливает проект планировки – это вариант первый. Мы разработали и второй вариант, когда на промышленно-коммунальной зоне есть смешанные земельные права. Это права инвестора, права города, когда мы как город, готовы данные земельные участки, если на них есть объекты городской недвижимости, ставить на кадастровый учет под городскими объектами и вносить данные объекты в совместное акционерное общество. Возможно формирование акционерного общества с участием государства в виде вкладов объектов недвижимости, и соответственно, земельными участками под этой недвижимостью, так же, инвесторы будут участвовать в формировании акционерного капитала путем выпуска акций и вноса своих объектов недвижимости. Далее, путем цивилизованной работы совета директоров будет сформировано градообоснование в виде проектной планировки и реализации. Это второй механизм. Еще один механизм, когда у нас очень много собственников и за счет средств инвестора подготавливать граддокументацию и формировать паево-инвестиционный фонд, когда участниками могут быть все интересанты на данной территории. Как мы понимаем, это самый сложный механизм, который находится в стадии разработки. Закон это позволяет, но очень сложно всех уговорить. Нам важно показать преимущество, потенциал градразвития, экономику данного проекта. Если, например, сейчас участок пая оценивается в рубль, то потом с учетом времени он будет только капитализироваться, увеличиваться и у него будет альтернатива – либо продать свой пай, либо ждать, когда фонд закончит свою работу и получить свои деньги назад. Есть еще один механизм, он сейчас тоже работает. Он достаточно жесткий – изъятие земельных участков. Если есть промышленно-коммунальная зона, и мы видим, что основная территория запущена и небезопасна, на эту территорию город планирует разместить транспортную инфраструктуру, то мы можем эту территорию изымать. Закон позволяет это делать. После этого мы готовы эту территорию формировать и совместно с инвесторами осваивать, в том числе, даже на условиях реализации данных земельных участков с аукционов. Так же, мы подготавливаем законопроект, который, если инвестор должным образом свою территорию не осваивает и она в противоречащем граддокументации состоянии, если у инвестора задолженность по арендной плате, позволяет территорию у инвестора изъять, чтобы другой инвестор мог эту территорию развивать. Такие механизмы имеются, и на базе пилотных проектов в ноябре мы их вместе с инвесторами мэру предоставим.

З.В. РОМАНОВ.А. - журнал «Подвиг»

Наше малое предприятие журнал «Подвиг» инвестировало 10 лет назад денежные средства в долевое строительство – женский центр на Цветном бульваре. Строительство заморожено уже 8 лет. Сейчас рейдеры хотят увести это все в оффшоры. Руководители все время меняются, и знаете, где эти руководители – Пасынков, Трусова, Хефис, где они сейчас находятся? Тоже известно, что они ни копейки налогов на землю в городскую казну не перечисляли с 1993 года. Скажите, Константин Петрович, рассматривался или будет рассматриваться этот вопрос в ближайшее время? Когда получат рабочие места наши долевые инвесторы, рабочие места в этом здании? Достроят ли его когда-нибудь? Спасибо.

К.П. ТИМОФЕЕВ

Этот объект, как всем известно, на Сухаревской находится. Он стоит в неприглядном состоянии без окон.

У вас же есть решение суда, по которому суд вам отказал. По решению суда вы имеете право требовать с инвестора, которому вы деньги перечислили, денежную сумму. Исполнительное производство было, банкротство было. Здесь, в виде гражданского судопроизводства по результатам конкурсного управления, к сожалению, инвесторы деньги не получат. Эти инвесторы – не граждане, не заключали договора долевого участия. Они только инвесторы и это был их коммерческий риск.

Сейчас идут судебные заседания по поводу этого объекта, и пока не определено, кто является настоящим собственником этого объекта. Поэтому, Правительство будет подходить к решению этого вопроса, когда будет определен собственник. Мы будем принимать решение о завершении строительства данного объекта, это однозначно. Здесь еще вопрос, что собственность этого объекта, предположительно, у одного, земля – у другого. Здесь и договор аренды нужно расторгать. Правительство будет руководствоваться только решением суда. Это единственный выход. Здесь не надо путать: не пострадавшие граждане-соинвесторы, а граждане, которые по предварительному договору покупали коммерческие площади для офисов, трудовой деятельности. Закон таков, что они – инвесторы, а не дольщики.

Е. ТКАЧЕНКО – «ИТАР-ТАСС»

Вопрос по пересмотру инвест-контрактов. В прошлом году волна была в границах Старого города по пересмотру инвест-контрактов, потом, в Новой Москве. В ближайшее время планируются ли похожие мероприятия по пересмотру?

К.П. ТИМОФЕЕВ

Если один раз уже был пересмотр, то зачем еще раз пересматривать?

В любом случае, Правительство всегда дает инвестору шанс, чтобы он взялся и завершил строительство. Если мы продлеваем инвестиционный контракт, например, в 2011 продлевали по завершению летом 2013 года. Инвестор не приступил к данной операции. Как считаете, есть смысл ему и дальше подлевать? Наверное, нет, потому что участок не строится, обязательства не выполняются. Второй раз продлен его контракт быть не может и будет расторгаться.

Мы приняли решение, что если мы что-то продлеваем, то продлеваем не более, чем на 6 лет, если это договор аренды. Даже, если участок был предоставлен на условиях аукциона, то через 6 лет, если участок не освоен, то договор аренды будет расторгаться.

Инвестиционные контракты, которые находятся в стадии завершения, продлеваются. Москва входит стороной в эти контракты вместо муниципалитета, который был там ранее. Те инвестиционные контракты, которые находятся в начальной стадии, если они удовлетворяют потенциалу строительному, тоже продлеваются. К сожалению, норматив проектирования на Область и на Москву разные. Сейчас там, конечно, коэффициенты поднимаются и по садам, дорогам, школам, по обеспечению. Такие инвестиционные контракты мы стараемся не расторгать, а дополнить, либо понизить плотности, либо повысить ответственность инвестора. А есть такие контракты, когда Область выступала пионерами в рамках заключения договоров на развитие застроенных территорий. Они проводили аукцион. Есть несколько аукционов, которые они провели за несколько месяцев до присоединения к Москве. Они так и назывались: «Аукционы на развитие застроенных территорий». Провели аукцион, где-то успели заключить договор, где-то нет. В основном, не было граддокументации. Не было проектов планировки, не было правил землепользования, поэтому физически эти аукционы недействительны. Здесь особой сложности нет, участок городской. Мы можем его параллельно осваивать либо путем торгов, либо путем ГПЗУ существующему инвестору, если там есть объект недвижимости. Те инвестиционные контракты, которые были на жилую застройку, мы пересматриваем, если там нет рабочих мест. Потому что мы определили, что плотность новых территорий будет значительно ниже. Это будет малоэтажная застройка. Обязательно, чтобы люди не ездили в центр Москвы, а трудоустраивались на близлежащих территориях. Это тоже рассматривается и примеры такие есть. Мы пошли дальше. На новой территории мы допускаем, что если у инвестора есть земля. Он может на свои деньги делать проекты планировок, но при условии согласования объемов, пропорций и плотностей, которые рабочей группой и у Сергея Семеновича утверждается. Если инвестор делает в рамках этих правил предпланировки, тогда он может работы проводить не останавливаясь. Это достаточно активно развивается.

Е. ЗАВЬЯЛОВА - «Вечерняя Москва»

Скажите, пожалуйста, как в этом году реализуется план по гостиницам?

К.П. ТИМОФЕЕВ

У нас есть госпрограмма «Жилище». Мы сейчас ее изменяем, и программа по гостиницам будет у нас в плане программ по туризму. Ввод объектов гостиницы, строительство остается за стройкомплексом, за нами.

В этом году уже 5 гостиниц мы ввели. Это 2 в ЦАО, 1 на Северо-Востоке и 2 на Юго-Западе. Еще 6 гостиниц мы в этом году введем, они уже в высокой степени готовности. В основном, они будут в ЦАО. В этом году ввели на Краснопресненской набережной, Шереметьевская, Ленинский проспект, Новоясеневский проспект. По плану до 2016 года нужно построить 86 гостиниц, из которых 16 – в 2014, 20 – в 2015, 39- в 2016. Этот план будет выполнен. Более того, в рамках программ по подготовке к Чемпионату мира будут еще места временного проживания. Но это уже не гостиницы, а просто места размещения болельщиков, футболистов, гостей. Это отдельная программа. Самое главное, что мы сделали отраслевую схему развития гостиниц. Она прошла слушание и принята, уже опубликована. Можно с ней ознакомиться на нашем сайте, на сайте Москомархитектуры.

Правительство пошло на такой шаг, когда было поручено Департаменту городского имущества, организовать специальный штаб по вовлечению городских зданий в хозяйственный оборот путем перепрофилирования под гостиницы. Это, в первую очередь, здания в ЦАО. По пятницам в масштабе Департамента имущества проходит достаточно активно данная работа, где здания в ЦАО, годные под гостиницы, будут предоставляться на условиях аукциона на заключение права договора аренды под перепрофилирование под гостиницы на долгосрочный период. Это малогабаритные гостиницы на 3-4 звезды.

Е. ЛЫКОВА – «РИА Новости»

В Москве большую часть крупных объектов выполняют крупные застройщики, акционерами которых являются крупные банки – «ВТБ», «Сбербанк» и другие.

Вы рассказывали очень много об инвестиционном клубе, куда входят эти застройщики. Я хотела спросить, не считаете ли Вы, что эти застройщики в итоге сформируют такие правила игры, что рынок сузится до этих нескольких компаний и конкуренция будет на нуле? Они создадут такие условия, что другие компании не смогут войти в московский рынок. Вы говорите, что они по промзонам готовят какие-то условия, для того, чтобы потом участвовать в торгах. Они же для себя все это готовят, или нет?

К.П. ТИМОФЕЕВ

Вопрос по поводу крупных инвесторов очень интересный. Про него можно час говорить. Крупные банки стали либо акционерами, либо влияющими на крупных инвесторов, но поверьте, не по своему желанию. Вспомните 2008-2009 годы, когда практически все инвесторы, в первую очередь, крупные, оказались в сложном положении. Можно сказать, что ни один инвестор без потерь не обошелся. Можно сказать, что многие банки стали заложниками этой ситуации, когда все кредитные портфели реструктуризировали, превратили в акции, еще во что-то и сейчас вынуждены с этими девелоперами заниматься. Мы, наоборот, хотим, чтобы этот клуб инвесторов открыл двери другим инвесторам, чтобы подготовил и публично показал механизмы привлечения средств инвесторов в промзоны, застроенные территории, строительство автомобильных дорог путем отнесения этих затрат на себестоимость. По НДСу вопросов нет, но по прибыли они пока что не знают, что делать. У этих инвесторов уже есть заделы, земельные участки, объекты недвижимости. У многих это работа на 5-8 лет. Те инвесторы, которые сейчас имеют земельные участки, может быть, не такие крупные, проводят работу, и мы не видим таких сложностей, что крупные инвесторы у них будут что-то отбирать. Закон этого не предусматривает и физически этого невозможно сделать. Если мы скажем, что на рынке будут инвесторы только с капиталом минимум 50 млрд, такое тоже не возможно. Поэтому мы считаем, что клуб инвесторов – это, наоборот, только благо для средних и мелких инвесторов. Крупные инвесторы не занимаются строительством 3-5 тысяч метров. Хотя такие объекты в Москве построить – прибыли в миллиард. Понятно, что прибыли там 20%. Построил 5 объектов, и вот вам доход. Хотя это можно назвать средним бизнесом. Крупным инвесторам это не интересно, потому что есть большие территории, которые они застраивают как-то более комплексно. Поэтому мы не видим особой конкуренции. Есть комитет, есть госуслуги. Они могут обратиться по любым вопросам, и мы тоже ответим.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. На этом мы заканчиваем нашу пресс-конференцию. Константин Петрович, ждем. Наш пресс-центр для Вас открыт.

К.П. ТИМОФЕЕВ

Коллеги, спасибо за вопросы.