Информационный Центр Правительства Москвы
09 июля 2025, среда, 17:51
Пресс-конференции

Пресс-конференция Леонида Макурова

И.о. председателя Комитета по делам казачества города Москвы Леонид Геннадьевич Макуров: «Возрождение и укрепление российского казачества».

Пресс-конференция Леонида Макурова

ВЕДУЩИЙ

Сегодня мы с вами встречаемся с исполняющим обязанности председателя Комитета по делам казачества города Москвы, Макуровым Леонидом Геннадьевичем. Также в нашей конференции принимает участие Александр Николаевич Коныгин, заместитель председателя Комитета по делам казачества города Москвы. Мы дали широкую тему: «Возрождение и укрепление Российского казачества». Леонид Геннадьевич пояснит, чем будет заниматься и чем занимается Комитет. Увас есть время и возможность задать вопросы, которые Вас интересуют. 
Леонид Геннадьевич, Вам слово. 

Л.Г. МАКУРОВ

Спасибо. 
Уважаемые коллеги. Во-первых, очень приятно видеть Вас всех, поприветствовать Вас в нашем Информационном центре Правительства Москвы на территории Комитета по делам казачества города Москвы, исполнительного органа власти города Москвы по реализации государственной политики в отношении российского казачества в городе Москва. 
Наверняка, некоторые из вас задавались таким вопросом, а почему, собственно, на территории Москвы, в местах не такого столь традиционного проживания казаков возникла необходимость создания такого органа? 
Я постараюсь на все эти вопросы ответить. И давайте договоримся, мы с вами работаем сегодня в скучном режиме «вопрос - ответ» или в рабочем режиме диалога, чтобы можно было задать друг другу интересующие вопросы и выполнить ту задачу, которую мы ставим перед собой. 
Наша задача, которую мы бы хотели выполнить сегодня в ходе нашего взаимного общения, - это дать вам то понимание действительности в отношении российского казачества, которое существует на самом деле в Российской Федерации. Поскольку это реализация государственной политики, и как эта государственная политика реализуется в городе Москве. Скрывать не буду, мы уже пытались находить контакт с нашими коллегами, со средствами массовой информации. Уважение средствам массовой информации, как вы догадываетесь, в Комитете по делам казачества имеется, потому что все мы так или иначе были с этим связаны, и очень бы хотели, чтобы освящение тех вопросов, о которых мы будем сегодня говорить, носило объективный характер. Конечно, право каждого журналиста - это субъективное освещение ситуации. Несомненно, от этого зависит ваш талант, ваше умение, ваша редакционная политика. Но что в материалах – это объективное событие, которое происходит в России, в Москве по отношению к казачеству. Вот о нем хотелось поговорить. Поэтому в принципе мы подготовили для вас ряд материалов, которые вы можете найти, ряд вопросов, которые у вас, может, будут появляться. А со своей стороны я хотел бы рассказать вам о том, что происходит сегодня и для этого мне придется сделать такую легкую ретроспективу. 
Для вас, наверное, не секрет, что по выражению великого русского писателя Льва Толстого, Россия сделана казаками. События гражданской войны, послевоенные события наложили жесткий отпечаток на историю России, и она неоднократно переписывалась в угоду определенным политическим, идеологическим мотивам. Но об этом мы все прекрасно знаем. Это удел истории. 
Конечно же, казаки, которые во время гражданской войны находились по обе стороны баррикад, потеряли огромное количество людей, перестали существовать как традиционные легкие войска Российской империи, Российской Императорской армии. Они к 1920 году перестали существовать вообще. Из тех 12 традиционных войск, которые исторически сложились в Российской Федерации к 1920 году, к завершению гражданской войны, от них ничего не осталось. Декретом советов народных Комисаров они были расформированы. Казачество перестало существовать как сословие, и огромное количество людей, которые веками служили своему народу, своему государству, остались вне исторической парадигмы. Просто о казаках ничего не говорили. И так продолжалось до конца 30-х годов, до тех пор, пока в преддверии Второй мировой войны не возникла необходимость в привлечении обученных, подготовленных людей, которые еще не забыли воинскую сноровку, которые всегда традиционно стояли на защите интересов государства, воинской службы. 
В 1940-1941 годах в Советском Союзе сформировались новые казачьи части и подразделения, которые активно участвовали в Великой Отечественной войне. Кавалерийские корпуса, кавалерийские казачьи дивизии, в очередной раз покрыли себя неувядаемой славой. Самой известной в этом отношении была дивизия генерала Доватора, который в 1941 совместно с народным ополчением и другими пришедшими на помощь дивизиями: сибирской и уральской, отстоял Москву. 
С этого момента начинается довольно длительный исторический период, когда о казаках не вспоминали. И, наверное, только события нашей новой исторический эпохи после 1990 года, когда в России, в Советском Союзе произошли очередные политические изменения, свидетелями которых мы с вами уже стали, о казачестве снова вспомнили. Вспомнили в связи с тем, что был принят закон о реабилитации репрессированных народов. И в рамках этого вспомнили о ранее ущемленных правах нескольких народов, которые проживали на территории Советского Союза, а теперь Российской Федерации, в том числе в этом законе говорилось и о казаках. Но только в отличие от чеченцев и ингушей, которые вернулись в места традиционного проживания, получили определенные компенсации, которые были отражены в законах, казаков это не коснулось. Почему? Да потому что к этому моменту уже исторические события и развитие страны приняли какой-то необратимый оборот. Понятно, чтобы восстановить территорию Войска Донского или Кубанского Войска, необходимо спрашивать наших соседей на Украине. Вы уж позвольте мне использовать этот старый термин, не хочется, как пионеру бежать за комсомолом, каждое новое веяние в русском языке отмечать тем, что будем отбрасывать старое. Конечно, вы пишете уже «в Украине», а «на Украине» было традиционно для всех нас использовать для обозначения этого сегодняшнего нового государства. 
Понимаете, что территория Войска Донского находится в Донбассе, Луганской области и так далее. Никто, к сожалению или к счастью, здесь все зависит от точки зрения, не ставил вопрос о том, что надо ли воссоздавать традиционные формы развития казаков. Они существовали в виде войсковых обществ войск. Естественно, что закон о реабилитации репрессированных народов не коснулся казаков, и казаки как граждане Российской Федерации за прошедшее время рассыпались по всему свету. 
Сегодня потомки казаков, которые в гражданскую войну уехали из России и проживают в различных регионах, создали казачье землячество, с которым мы взаимодействуем. Послевоенная история казачества тоже имела свои черные и белые пятна и трагические события. Это связано с тем, что часть казаков была вовлечена в противодействие сторон антигитлеровской коалиции и выступала на противоположной стороне. Все помнят о трагедии Линса, когда часть казаков, которые после гражданской войны проживали там, были выданы и репрессированы. 
После этого казачьи общества начали формироваться во всех точках мира, вплоть до Австралии. И там сегодня проживают казаки. Они сохранили свою самобытность, сохранили память истории. Очень сожалею, что не смогу вам показать, я это сделаю обязательно, очень интересный, написанный матерью одного из казаков, дневник. Вы представляете, русская женщина, казачка, проживая за рубежом, для того чтобы ее дети не забывали как на родине, самостоятельно изготовила учебник. Это потрясающе. Я вам обязательно продемонстрирую и покажу. И где она написала все старые песни, начиная с колыбельных, и потом, начиная с истории Императорской семьи. Вот по такому учебнику мама учила своих детей, чтобы они не забывали свои истоки свои корни, то, что они русские люди, что они казаки. 
Естественно, в России не мог этот процесс не начаться. С 1990-х годов в Российской Федерации после всех событий, которые уже произошли в начале 90-х годов, началось возрождение казачества. Конечно, оно началось сначала на территории, которая называется территорией традиционного проживания казачества: Ростов, Краснодар, Ставропольский край, Краснодарский край. Как не удивительно, первая организация казачьего землячества произошла не там, а здесь в Москве, в 1990 году, потомками тех самых казаков, тех самых пассионарных людей, которые рассыпались по всему свету и всей территории Советского Союза. Вольно или невольно, пассионарные люди стягивались к центру. Таким центром, как всегда, была столица. Эти люди заканчивали военные учебные заведения, они становились инженерами, они становились писателями, представителями других профессий. Больше всего выходцев из казачьих семей пришли на службу в вооруженные силы. И в Москве сконцентрировалось достаточно большое количество людей, которые являлись потомками различных казачьих семей, которые чувствовали эту историческую связь, генетическую связь с теми замечательными поколениями своих отцов и дедов, которые строили Россию, защищали ее и от Ермака Тимофеевича, прошли до Дальнего Востока. Не случайно на всей территории Российской Федерации мы можем ткнуть пальцем в карту и каждый город может оказаться сначала казачьим острогом или казачьей станицей. Такими городами являются Тюмень, Томск, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск. Это все те места, которые были освоены нашими казаками. 
В этом году исполняется 200 лет с того момента, как наши казаки вышли на берег Байкала и описали его. Буквально сегодня планировалось, что поедет с участием казаков Москвы автопробег, который пройдет из Москвы до озера Байкал. И наши казаки проедут по тем маршрутам, по которым шли их прадеды когда-то 200 лет назад. 
Это возрождение казачества, которое началось в 90-е годы, тоже было не простым. Сначала было огромное желание стать полезными обществу, огромное желание вспомнить свои исторические корни. В то же время, наблюдалось и другое, когда формирование казачьих обществ носило форму для извлечения каких-то выгод или даже прибыли. Были попытки эксплуатации казачьего имени или казачьих традиций для того, чтобы создавать какие-то коммерческие структуры. Но казачество оказалось способным преодолеть все эти внутренние противоречия, дрязги, и служить российскому государству, российскому обществу. И тогда же, в середине 90-х годов началось оформление отношений между государством и казаками. Казаки начали объединяться в различные общества и организации, появились организации с историческим названием. По 7 Федеральному закону казачьи общества начали формироваться в виде некоммерческих организаций, то есть, это, по сути, общественная организация, которая не имеет в своем уставе целей извлечения прибыли, но использует всю свою деятельность на уставные цели. 
И такие общества появились. Они появляются в разных местах. Там возникают те люди, которые имели какую-то память, хранят где-то в сундуках дедовские мундиры. Поэтому палитра казачества в это время была достаточно интересной. Появлялись люди в непонятных мундирах, которые имели какие-то погоны. Когда вытащили на свет награды, которые были награждены деды этих людей, и эти награды висели на новых мундирах, и каждый с гордостью пытался их презентовать. 
Не обошлось без проходимцев. Без таких людей, их желание психологически объяснимо, которым необходимо примкнуть к какой-то касте, людей которым надо как-то выделиться, показаться. Конечно, были люди, которые никогда не служили в вооруженных силах. И это известный парадокс – чем меньше человек имел отношение к чему-то серьезному, тем больше ему хочется казаться. Так было и у казаков. Появились казачки новой формации. Люди, которым захотелось выделиться среди всего населения. Появились новые мундиры, появились люди, которые никогда не были казаками, но которые гордо украшали себя огромными новыми наградами и началась попытка подойти к власти. Ну как же жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Известно, что это еще Ульянов сказал. И казаки и члены казачьих организаций как-то стремились себя реализовать. 
Но парадоксальный факт, чтобы я хотел отметить и хотел, чтобы вы отметили. Любители клуба золотых рыбок, любители изящной словесности любители всех других организаций общественных, которых расплодилось в это время огромное количество, никто из них не пришел к государству и не сказал: «Я хочу быть вам полезным, я хочу вам служить». А вот казаки, при всей сложности их отношений, приходили в государственные органы власти и местные самоуправления именно с этим пожеланием. 
Это, видимо, ощущение от того, что всю жизнь наши деды и отцы служили своей стране. И это нельзя было не приветствовать. 
Потому не случайно в середине 90-х годов появились первые законы, которые в 2005 году вылились в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». «Закон о государственной службе российского казачества» сделал важнейший этап. Наше правительство издало постановление № 93, от 2010 года, тогда были определены те виды государственной других служб, которыми казаки могли бы заниматься. Определилось: «Вы хотите служить, вы хотите быть полезными? Идите и работайте, идите на службу в вооруженные службы, идите на службу в министерство внутренних дел, приходите в другие органы. Но в рамках некоммерческих организаций в рамках общественных организаций вы могли бы взаимодействовать с государством, органами местного самоуправления, тем более что вы все граждане того или иного района, граждане Российской Федерации, проживающие в том или ином районе и можете в своем районе быть полезными». И вот именно это, на сегодняшний день, до сих пор отличает казаков от всех остальных граждан Российской Федерации. Хотя надо отметить, что развитие гражданского общества в нашей стране породило и другие формы самоорганизации. Появились различные молодежные движения, которые работают у себя на местах. Появились и общественные движения. Но, все-таки, казаки - это более организованная организация, это более организованные люди, которые сегодня живут в соответствии с законом. 
Это, наверное, главное, что я хотел сказать, чтобы мы с вами понимали, откуда пошло российское казачество сегодняшнего периода. 
И сейчас мы живем в совсем другом мире. За это время в Российской Федерации в соответствии с 54 Федеральным законом действительно сформировались 11 традиционных казачьих войск. Эти традиционные казачьи войска, за исключением Уральского казачьего войска, носят традиционные названия. В составе этих войск по несколько десятков тысяч членов казаков, которые принимают активное участие в жизни общества. В соответствии Федеральным законом № 54, о котором я говорил, «О государственной службе российского казачества», казаков из этих организаций мы традиционно привыкли называть реестровым казачеством. Это казаки, которые вошли в состав реестровых казачьих организаций. Что такое реестр? Министерство юстиции Российской Федерации на сегодняшний день, в соответствии опять-таки же с законом, ведет реестр казачьих обществ Российской Федерации. 
Каким критериям должно соответствовать казачье общество, входящее в реестр? Первое и главное- оно должно быть образованно в соответствии с 54 Федеральным законом. Второе, члены этого казачьего общества принимают на себя добровольно обязательства по несению того или иного вида государственной службы. 
В той презентации, которая у вас имеется, по которой мы дальше пройдемся, я вам покажу те виды государственной службы, которые сегодня есть и имеет право принимать на себя российское казачество. Вот этим реестровое казачье общество отличается от всех остальных. 
Что же касается казаков, которые не вошли в реестровые. Еще на заре возрождения казачества в новой России были созданы другие организации, самой крупной из них, помимо реестровых войск, является Союз казаков России. Эта организация на сегодняшний день существует уже 19 лет, провела 19 кругов. Объединяет большое количество казаков, потомков казаков, просто желающих, которые вступали в эту организацию, принимали на себя обязательства казачьи. Их рекомендовали, шли работать в эту организацию сознательно, также как и в реестровые. Но они не входят в государственный реестр Казачьих войск Российской Федерации, они остаются как общественная организация и не берут на себя обязательства по несению государственной службы. То есть, они не имеют права заключать договора с органами власти и местного самоуправления на несение тех или иных функций. 
Каким образом считается государственная служба? Вот именно таким. Создается реестровое казачье общество, которое приходит в муниципалитет или в органы исполнительной власти и в случае потребности в том или ином виде работ, в соответствии с законом, путем заключения договоров, принимает на себя определенные обязательства и несет службу. 
Казаки же общественных организаций, как правило, занимаются совсем другой работой. Они огромную работу проводят по восстановлению традиций казачества, они занимаются в патриотических клубах, занимаются с детьми, ухаживают за памятниками. Вся эта работа, конечно, относиться и к реестровому казачьему обществу, но помимо этого реестровое казачье общество ведет ту самую работу, которая ведется по договорам. 
Есть, конечно, и третий пласт всех казаков – это просто люди, которые живут своей казачьей жизнью. Они сегодня объединяются в патриотические клубы, клубы по интересам. Среди них можно назвать такую известную в Москве организацию как «Культурно-просветительская инициатива - поход». Это просто клуб по интересам. Но они восстановили традиции своих дедов, у них хорошая песенная культура, они проводят ряд мероприятий, для того чтобы создать музей казачества. Это тоже достойные люди, которые встречаются по интересам, но они искренние порядочные люди, которые работают среди нас с вами и делают нашу с вами жизнь интереснее. 
Есть, конечно, и четвертая сторона – это просто люди, так или иначе считающие себя потомками казаков. Ну, вот у меня дедушка был казак, или мне просто жизнь казачья нравиться. Они объединились в какие-то организации. Поэтому мы имеем в Москве только 200 различных генералов. 
Когда мы в Комитете по делам казачества, начав работать, решили понять, кто же является субъектом реализации государственной политики в отношении казачества в городе Москве, мы нашли 272 казачьих организации. 272 организации, которые имели в своем наименовании слово «казачьи». Это оказались и казачьи ЧОПы, это оказались неизвестные казачьи общества, это оказались организации с потрясающими названиями. Ну, например: «Казачий союз возрождения казачьих устремлений Запорожского войска на территории города Москвы», а были еще интереснее. Возникли такие структуры как «Информационно-аналитические и просветительский оздоровительный центр казачьей культуры». О чем это говорит? Только о том, что наш народ талантлив – может изобрести любое название, лишь бы оно было по душе. Понятно, что пришлось проделать очень большую работу, для того чтобы отделить зерна от плевел и посмотреть, кто на самом деле из этих организаций создан для того, чтобы реализовывать свою гражданскую позицию, сделать что-то для жителей города, для самих себя. Кто-то хочет подойти к службе, а кто-то пытался использовать это в тех или иных целях. Не хотелось бы говорить о людях за глаза, что у них имелись какие-то недостойные цели. Будем надеяться, что все они в своей работе исходили из того, что организационные цели и задачи, которые они перед собой ставили, способствовали восстановлению добрых казачьих традиций. 
Какое взаимоотношение казачества и остальной части нашего народа? Несомненно, казаки являются неотъемлемой частью всего нашего многонационального народа. Конечно, казаки традиционно отличались самым главным - это у отдельных людей вызывает какое-то неприятие - казак без веры не казак. Эта фраза известна, и казаки всегда, помимо хранения государственности на Руси и в России, конечно же, были хранителями православия. 
Вы, конечно, улыбаетесь, потому что прочитали в интернете немало материалов, что казаки были разбойники и ходили за зипунами и так далее. Конечно, и это было, но тогда давайте, если так далеко смотреть, посмотрим, что было тогда во всем обществе и в это время творилось в нашей горячо любимой Европе. Нельзя отрывать какую-то человеческую общность от того исторического контекста, в котором она существовали. Да, были в то время разбойники – ушкуйники, которые ходили за зипунами, которые ходили в Персию. Недаром это отразилось в народном творчестве и так далее, но сегодня почему–то многие забывают, что казачество со всей российской государственностью претерпело изменения, и к тому моменту, когда Россия перешла в состояние Советского Союза, казаки конечно точно так же были составной частью всего российского общества и его вооруженных сил. Так и сегодня, казаки не пытаются никуда отделиться. Не надо пытаться найти в казаках желание выделиться каким-то особенным образом и стать какой-то там нацией «нагаечников» или прочих, поскольку сам символ «нагаечники», который очень часто употребляют наши коллеги журналисты, он же возник, как вы помните, после 1905 года. 
Если посмотреть на это с сегодняшней точки зрения, происходила очень интересная ситуация. Представьте себе, есть государство, есть Император, есть Царь-батюшка, точно также как любой король. Республик на то время на территории Европы было не много, который точно так же беспокоился о защите - назовем это сегодняшним языком - конституционного строя. И конечно для этого привлекалась самая легкая кавалерия - казачья, которая в 1905 году в отдельных случаях применялась для охраны общественного порядка. Победителями 1917 года, когда произошла Октябрьская революция, казачество было репрессировано полностью - как сословие и как класс, потому что они выступили против этой революции в значительной своем составе, хотя другая часть поддержала советскую власть. В этом и была вся трагическая ситуация гражданской войны. Конечно же, эти люди ненавидели казачество, и оттуда возникло очень много легенд о том, что казачество с кем-то расправлялось и кого-то ужасно притесняло и било нагайками и так далее. Да такие случаи, конечно, были, но поверьте, историческая наука поэтому и наука, что оперирует фактами, а сослагательное наклонение в истории, как вам хорошо известно, мало применимо для объективной оценки действительности. 
Поэтому хотелось бы, чтобы мы сегодня, когда будем видеть то, что происходит с казачеством, то, что происходит с теми организациями, которые работают на территории города Москва, воспринимали это объективно. 
Когда журналисты, встречаясь с представителем какого-то общества или просто самоназванным атаманом, который начинает вещать о том, что завтра он тут будет патрулировать и заменит собою всю московскую полицию, или мы слышим анекдоты о казачьем такси, казачьем эскорте, то хотелось бы, чтобы коллеги понимали происходящее и относились к этому хотя бы с вниманием. Почему? Да потому что существует на самом деле целый свод сегодняшнего российского законодательства, который регламентирует деятельность казачьих обществ. Все это достаточно открытая информация. Сегодня Комитет по делам казачества города Москвы - это орган исполнительной власти по этим вопросам. Ион всегда будет рад проконсультировать вас по всей палитре происходящего в российском казачестве в городе Москве. Конечно, нас удивляет то, что вместо того, чтобы обратиться к нам, обратится к серьезным атаманам, которые занимаются этой работой, в какой-то газете пишут, что атаман Пупкин, условно говоря с Кировоградской улицы, заявил следующее... Да не знаем мы никакого Пупкина, и не обязательно, что он выражает мнение всего казачества. Хотелось бы услышать так: «Гражданин Пупкин, называющий себя атаманом, или являющийся казаком по рождению, считает вот так». А в противных случаях оказывается, что мы вдруг узнаем мнение казачества, которое на самом деле казаками организованными и общественными организациями никогда и не высказывалось. По этой причине, наверное, происходят интересные казусы, которые до сих пор случаются в наших средствах массовой информации. Мы бы были заинтересованы с вами общаться гораздо чаще. Сегодня мы открыты для общения и готовы вам рассказать все, что происходит в этой работе. Почему? Потому что огромное количество образованных талантливых умных людей сегодня пытаются найти свое место в этой жизни. Не случайно существующее сегодня разобщение общества, члены общества пытаются объединяться. 
И вот казаки, объединяясь в свои общественные и другие общественные организации, на мой взгляд, вполне способны принести обществу, нашему городу достаточно большую пользу. Те инициативы, которые сегодня проводятся, та работа, которую организовал Комитет по делам казачества, видна даже в том перечне мероприятий, который у вас имеется. Мы специально вам дали отчет за последние два квартала, и вы, наверное, смогли обратить внимание - реально получается, что ежедневно в городе Москве проходит несколько мероприятий с участием казаков. 
Что отличает мероприятия с участием казаков. Ну, во-первых, они проходят достаточно организованно, во-вторых, они проходят практически без эксцессов, в – третьих, казаки самоорганизуют порядок и отвечают за безопасность при проведении своих мероприятий.
Конечно, очень много мероприятий проходит с участием нашей Русской Православной Церкви. Казаки традиционно поддерживают Русскую Православную Церковь, являясь в большинстве своем православными. Хотя вы знаете, в истории казачества есть казаки, которые были мусульманами, были казаки, которые были буддистами. В свое время были целые подразделения, которые состояли из представителей иных конфессий. Сегодня это тоже присутствует, например в Поволжском, Волжском войсках. В Москве у нас казаков других конфессий очень мало, буквально единицы. И следующее, что отличает мероприятия, которые проводят казаки, - это искренность и задор, поэтому любое казачье мероприятие заканчивается песнями, общением, слава богу, пока без эксцессов. Хотя казаки народ веселый. Во время войсковых полевых выходов проходят мероприятия, где привлекают население какого-то населенного пункта. И все население старается прибыть туда, потому что на месте проведения мероприятия есть что посмотреть, посмотреть ту удаль, с которой занимаются казаки. 
Дети - это вторая сторона, которая отличает казачье мероприятие. Традиционной ценностью для казака является семья, поэтому все казачьи мероприятия проходят с большим участием детей. Потому что традиционное воспитание - это уважение к старшим, это уважение к своей стране, это уважение к своей истории, и оно тоже присутствует. И вот эти качества казаков, они сегодня находят меньшее отражение в средствах массовой информации, потому что мы прекрасно понимаем репортерскую работу. Гораздо смешнее сообщить, что мы будем делать казачье такси. Забыв при этом знаменитое выражение уважаемого всеми казаками известного писателя Михаила Александровича Шолохова. Однажды, когда ему в станице Вёшинской предложили: «Давайте мы с вами сделаем ресторан казачьей кухни. Казаки там будут в казачьей форме с лампасами ходить, блюда разносить». На что Михаил Александрович абсолютно справедливо заметил: «Неужели вы, умные люди, хотите самого свободолюбивого человека – казака, который за свою волю и свободу себя, своей семьи, своих близких, своей страны голову не боялся сложить, вы хотите, чтобы он ходил с подносом и расшаркивался? Да неужели можно такой позор допустить». 
Но давайте перенесемся в настоящее время и представим себе услужливо распахивающего дверь казачка, который предлагает войти в автомобиль. Почему же мы традиционные ценности, то патриотические воспитание, которое у нас не на самом высшем уровне поставлено, а казаки стараются его поднять, мы его заменяем обыкновенной коммерцией, которая хочет подтянуть под себя красивое имя, красивую форму. Неужели никто не увидит в этом не только профанацию того, о чем мы с вами только что говорим, то есть профанацию настоящей государственной службы российского казачества, профанацию самого духа казачества. 
В зале сидят представители различных конфессий, все вы верующие люди и прекрасно понимаете, что человек состоит из 3-х ипостасей – души, тела и духа. Если нет души, то мы с вами потеряем все, что с вами имеем. У нас не будет ни совести, ни искусства, ни традиций. Если нет у нас тела, если мы будем сегодня бурдюками и мешками с отрубями, которые движутся по улицам ряда мировых городов, потому что воспитаны на бургерах и традициях быстрой еды. Но если нет духа, то нет вообще ничего. Потому что дух витает, где хочется. 
На этом я свою вступительную часть закончил. Намеренно не перехожу вот к тем документам, потому что мы вам их раздадим. Я готов их прокомментировать в ответах. Хотел, чтобы мы с вами по-товарищески, по-дружески пообщались на все эти темы. Готов ответить на все ваши вопросы. Во второй части хотелось бы просто сказать еще и предоставить слово моему коллеге и заместителю Александру Николаевичу Коныгину, потому что тогда бы мы вам рассказали о нашем сайте, где вы могли бы всегда найти ответы на те вопросы о текущей ситуации в городе Москве, которые вас могли бы заинтересовать. 
Ну, я вас не очень утомил?

С. ИШКОВ – «Московская правда»

Я хотел бы уточнить. Вы сказали о 200 различных генералах и 272 организациях. Это сейчас на территории Москвы?

Л.Г. МАКУРОВ

В начале нашей работы, мы обратились в Министерство юстиции и налоговую службу для того, чтобы понять, какие казачьи организации зарегистрированы в городе Москве. Первоначальный список составил 272 организации. После чего мы провели работу по проверке их: существуют ли они, действуют на сегодняшний день, не закончена ли их регистрация. На сегодняшний день в нашем списке, в нашем перечне организаций порядка 140 организаций, 130 с небольшим, которые действуют на территории города Москвы. Это как казачье общество, это общественные казачьи организации, другие организации с участием казаков. Вот что касается казачьих организаций. 
Что касается генералов. Дело в том, что мы на территории Москвы. Москва как столица притянула к их себе. Существуют разные организации, например – Московский казачий Кош. Организация, которая в своем уставе определила, что она имеет право раздавать так называемые общественные казачьи чины. И, раздавая свои казачьи чины, присваивать своим членам различные генеральские звания. Нами составлена на сегодняшний день картотека таких персон, потому что закон Российской Федерации запрещает ношение формы, утвержденной правительством Российской Федерации, схожей до смешения. Форма казачьих обществ реестровых определена указом президента Российской Федерации. Поэтому те члены реестровых казачьих обществ, которые состоят в реестровых обществах, они имеют право на ношение формы одежды, и только они. Эта форма утверждены указом президента Российской Федерации. Образцы ее развешены везде, и вы можете на сайте президента или на нашем сайте посмотреть. Все остальное - это от лукавого. Это как раз и есть те самые граждане, из-за которых казаков начали называть – ряженными. Вот о таких двухстах казачьих генералах мы говорим.

С. ИШКОВ – «Московская правда»

А борьба с ними идет?

Л.Г. МАКУРОВ

Как вам сказать? Понимаете, не хотелось бы очередной гражданской войны. Ну что с ними бороться? Это пожилые люди, в большинстве своем. Им так хочется, они не наигрались в солдатики, кто-то искренне считает возможным так себя вести. Мы ведем с ними разъяснительную работу, мы пытаемся сказать им: «Господа хорошие, давайте выполнять законы Российской Федерации». Это то, на чем осуществляет свою деятельность Комитет по делам казачества города Москвы и Московское окружное казачье общество. Срывать с них погоны и делать с ними какие-то другие действия, наверное, это не правильно, кроме случаев, когда с этим связаны какие-то мошеннические и другие действия, когда они будут обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому мы и говорим: увидели что-то непонятное - позвоните нам. Мы вам с государственной ответственностью скажем, кто есть данный гражданин, является ли он членом того или иного общества, и имеет ли он право на ношение того или иного вида одежды, присвоен ли ему в установленном порядке какой-нибудь чин. Может быть, забегу вперед и скажу еще о чинах казачьих. Точно так же казачьи чины определяются указом президента Российской Федерации. Присваивается казакам в зависимости от прохождения службы. И вот эти самопроизвольные толпы полковников казачьих, которые ходят иногда на улице, поверьте, это и есть те самые ряженные. К сожалению, исправить все в короткое время пока не представляется возможным. Такая работа ведется. 

М.А. ТЮРЕНКОВ – «Газета «Культура»»

Газета наша много пишет о казачестве. Буквально я посмотрел у нас на сайте за полтора года более 10 материалов, мы делали и с Кубани много.
В Москве буквально недавно прозвучало слово «ряженные», или еще «асфальтовые». Понятно, что в городе, где асфальт, там казаки не были укоренены, с другой стороны их потомки, я посмотрел статистику, 2,6% москвичей считают себя казаками. Я так понимаю, несколько сот тысяч человек считают себя казаками, не удивительно. Но при этом, больше 90% не относится ни к каким казачествам. Сегодня прозвучали цифры – более 200 генералов, 272 казачьи организации. Если мы представим себе, что появиться 272 организации, которые называют себя армейскими организациями, российской армией, начнут цеплять на себя армейскую форму, флотскую форму, те самые награды, которые мы с вами видим, даже в церковь приходят старики казаки, красивые эстетичные - полный Георгиевский кавалер. А какие там могут быть полные Георгиевские кавалеры? Если бы они пришли с армейскими наградами, было бы подсудное дело, и этих людей просто напросто бы закрыли. Почему этого не делается, почему?

Л.Г. МАКУРОВ

Вы сами только что ответили. Именно по этой причине. Понимаете, когда он приходит с Георгиевскими крестами, у нас в законе это не прописано, это не награда Российской Федерации, мы к нему даже применить какую-то меру воздействия не можем - незаконное ношение правительственных и иных наград.

М.А. ТЮРЕНКОВ – «Газета «Культура»»

Почему нельзя это упорядочить? Я даже вспоминаю из истории в советское время, после репрессий 1937 года, создали кавалерийские казачьи части, они были военизированы, то есть были люди с оружием. Нынешние казаки права на ношение оружия не имеют. Вот почему нельзя действительно упорядочить до того уровня, который был до революции, который был в советское время при Сталине? Казаки были полноценными воинскими организациями, которые имели право на ношение оружия, части которых входили в состав Российской армии, при этом все остальные где-то на уровне этнографии. Но этнографии, пожалуйста, без наград, без погон. Потому что необходимо единое позиционирование. Я понимаю, что все мы здесь собрались для того чтобы научиться как понимать, как относиться к этим людям, которые называют себя казаками и к тем людям, которые ходят в погонах. 
К примеру, наша газета не является либеральным изданием. Мы, например, никогда в жизни не опишем ситуацию на Белорусском вокзале, которая была в ноябре прошлого года, просто дикая. Когда собрались совершенно разномастно одетые, но все с полковничьими погонами, казаки, и провели якобы рейд. Это было смешно и позорно по отношению к казачеству, и позорно по отношению, в том числе, и к вашему Комитету. Какие здесь должны более жесткие меры приниматься? А не просто говорить, что есть такие вот казаки, вот такие вот и те и те и другие хорошие? 

Л.Г. МАКУРОВ

Уважаемый коллега, Вы сейчас задали очень важный вопрос. Я на него отвечу как руководитель Комитета, вернее рабочей группы Совета при Президенте по делам казачества по городу Москве, потому что именно в задачи рабочей группы входит освещение таких вопросов. То есть это уже такие целостные вопросы идеологического характера. Как развиваться казачеству? 
Дело в том, что сегодня очень часто путают – старое традиционное название казачьих войск – казачьи войска, Великое Войско Донское, Кубанское казачье войско. Эти названия создают впечатление, что это войска. Да, раньше это были именно войска, состоящие из кавалерийской казачьей дивизии. Казаки были объединены в войско, которое возглавлял наказной атаман. Внутри его формировались полки, где служили казаки, которые жили в станицах, по мобилизации приходили, вставали в строй со своим конем, со своей справой, со своим оружием, получали тяжелое вооружение и шли в бой. Как правило, они служили в разведке, то есть, это такой спецназ 19 века, грубо говоря. Сегодня восстановление казачества в этой форме невозможно еще потому, что Великое Войско Донское, казачье Кубанское войско они имели раньше свои территории, была у них своя земля, то есть это была еще и территориально-воинская организация. Земля, которая выдавалась в надел казаку. 
Вот как казак служил раньше? Пришел «малолетка» так называемый. Меня самого отец посадил на коня. Вот просто приехали к бабушке, и нужно было бабушке вульгарно посадить картошку. Я маленький пацан, который еще ничего не понимал, но меня взгромоздили на коня, должен был ехать, должен был каждое лето приезжать в деревню к бабушке и заниматься этим. А если бы это было бы в станице, то там коней гоняли на водопой. И вот это паренек, мальчишка, который с семи лет садился на коня, он сразу видел, что дед был на войне, батя ушел на службу. К семнадцати годам он становился так называемым «малолеткой». Он входил в лагерь в 17 лет, казак так платил за те льготы, за ту землю, которую ему давало государство - своей кровью. То есть казак обязан был выступить на защиту страны. В 17 лет он приходил на сбор и три года учился, его учили курсу молодого бойца – как стрелять. Он проходил всю работу - военную работу. В 20 или 21 год, в зависимости от войска его призывали на службу, и этот молодой парень шел в резерв служить срочную службу. Он ходил в первом разряде 4 года, он служил, как молодой солдат. Он просто ежесекундно находился в боевой подготовке. После этого он выходил во второй разряд. Еще 4 года он нес городовую службу, сопровождал грузы, обучал уже сам, если войны не было. Через 4 года он выходил в третий разряд - это служба была охрана объектов. Городовые казаки, которые стояли в городах, несли службу для порядка, обучения молодых. И после этого на пять лет уходил в службу в запасе. В результате, если мы все это суммируем, получается, он служил с 17 лет. Четырежды на три – двенадцать, плюс три и плюс пять. 20 лет он отслужил и 37 летним мужчиной возвращался домой. Только надо отметить, что в царское время казакам давали возможность до полугода отлучек. Казак приходил домой, мог жениться, завести семью, когда он приезжал в свою станицу. 37-летний взрослый нормальный готовый мужчина, у которого детки подрастали, занимался своей работой. У него был земельный надел, который ему от войска положен, и он крестьянствовал, но был в готовности. И до 50 лет он находился в мобилизационной готовности, чтобы идти на войну.
Можем мы такое сегодня восстановить? Ну, наверное, да. Сегодня государство заинтересованно, чтобы был войсковой резерв, потому что подготовка к службе в армии разрушилась. 
Сегодня мамочки, наши любимые девочки, вы сегодня своих сынков забаловали до безобразия. Вы потом думайте, почему ваш сын женился и никак не может ничего сделать? Да потому что у него мамино образование. Вы не воина воспитывали, вы его отправили учиться, вы его любой ценой спасли от армии - боже упаси, там такие хулиганы. Да, конечно, когда маменькин сынок приходит в армию, его хулиганы обидят. А если придет туда нормальный парень, который с семи лет учился и работал, то, наверное, он был бы другим. Потом девушки, вот которые сидят на последнем ряду и улыбаются, у меня такое ощущение, что они еще не замужем, наверное, если я ошибся, простите, Христа ради, они потом думают, где те мужчины, которые подставят свое плечо, которые смогут их защитить, которые смогут свою семью содержать и воспитывать своих детей, где эти мужчины? Их нет, потому что у нас ушло то самое воспитание мужчин Конечно, надо воспитывать мальчиков и девочек отдельно. Известно, что восприятие женское и мужское совсем разное, даже в получении информации, но тогда это у казаков естественно выстраивалось. Казачки занимались одним, а казаки занимались другим. Казаки служили родине и защищали свою семью, а казачки содержали эту семью, воспитывали детей, несли все традиции. Я не пытаюсь идеализировать, но в любом случае говорим немного идеалистически. 
Как сейчас это сделать? Да мы пытаемся сегодня. В вооруженных силах Российской Федерации существует мнение, что казаки могут стать тем войсковым резервом, который будет готовить молодых людей к службе в армии, чтобы они приходили в армию готовыми ребятами.
Девчонки и мальчишки, я вас приглашаю нам на наши мероприятия. Вы посмотрите на наших казачат, вы плакать будете. Эти шкеты маленькие, они другие, они уже мужчины. В наших учебных сотнях, наших клубах, их у нас немало, мы вам это все покажем, если вам будет интересно. Это надо показывать, потому что это никто не видит. У нас по 370 человек поет. У нас в Троице-Лыково храм, где постоянно проводиться занятия, я не говорю уже про другие наши кадетские классы, которые работают. Это совсем другие дети. 
Но государство сегодня не имеет такой возможности дать казакам ту же самую землю - изменился уклад. Мы забываем, что прошла научно-техническая революция, никто сегодня не тянет. Это только вот бредовые идеи отдельных казаков, которые дают интервью - дайте нам станицу - мы хутором будем. Я спрашиваю казаков, которые живут в Москве: «Уважаемый, а ты готов ехать в станицу, пахать землю, выращивать зерно, заниматься лошадьми?». Ну конечно нет, но я бы в субботу и воскресенье съездил. Все забывают, что это колоссальный труд, который был, что сегодня совсем другое производство, что сельскохозяйственное производство требует огромного техвооружения, огромного запаса энергетических материалов.
Конечно же, казачество сегодня должно искать другие пути. Но вот то, что оно сегодня самостоятельно занимается подготовкой к военной службе, занимается всеми этими вопросами, это правда. Поэтому главное организационное лицо управления Российской армии Смирнов Василий Васильевич, начальник ГМУ, в свое время подготовил материал и распоряжением начальника Генерального штаба. Казакам для службы в армии, для комплектования выделены специальные воинские части и подразделения. Вот, в частности, для Московского окружного казачьего общества, Центрального казачьего общества определена бывшая четвертая танковая бригада, ранее четвертая дивизия Наро-фоминская, в ней и служат казаки. 
Что это значит? Это дети казаков или те дети, которые прошли в казачьих клубах подготовку к вооруженным силам, они идут на службу в нашу Наро-фоминскую дивизию. К нам начали бегать мамочки. Прибегают, мы готовы сына вам отдать только потому, чтобы служил поближе. Да Бога ради! Если ваши сыновья придут сегодня в наши казачьи патриотические клубы или в наши подразделения, которые занимаются подготовкой, пусть они идут служить в ближнее Подмосковье, пусть они вместе с казаками становятся мужчинами. Для того, чтобы нам с вами потом не стыдно было за них. Вот пока ситуация такая. 
Воссоздавать сословие - это не предусмотрено Конституцией. Создавать вооруженное формирование запрещено Конституцией, и казаки этого не делают, потому что форма организации казачьих обществ - это некоммерческая организация. Исторически эта форма называется войско, состоит из окружных отделов, но никаких полков, никаких дивизий казачьих нет, и в ближайшее время, очевидно, не будет. Если, конечно, не будет принят какой-то закон, когда получившие наименование казачьи части, будут укомплектованы казаками, но они будут служить и действовать в рамках российских вооруженных сил. Вот такая ситуация по этому вопросу.

А. БУРЦЕВ - «РИА Новости»

У меня такой вопрос. Какова сейчас в Москве численность казаков?

Л.Г. МАКУРОВ

По нашим предварительным данным около 300 тысяч жителей Москвы причисляют себя к потомкам казаков или ощущают себя казаками. Это люди, у которых бабушки или дедушки были казаками, которые участвуют в деятельности тех или иных организаций и так далее. А вот в составе реестровых казачьих обществах, которые формировались по 54 Федеральному закону, их насчитывается около 9 тысяч. Есть общественные организации – тот же Союз казаков, Московское казачье братство, членство в которых произвольно, т.е. они не имеют фиксированного членства. 
Дело в том, что сейчас в реестровых войсках будет проведена перерегистрация. Реестровый казак должен состоять на воинском учете. Соответственно, он встает на учет в военкомат, где определяется воинская специальность. Он получает специальный шифр учета, где будет написано, что он казак, что в случае мобилизации или каких-то других действий он пойдет именно в казачью часть. Все, кто пройдет такую перерегистрацию, получат удостоверение казака нового образца. С этого момента возникнет вторая фаза борьбы с ложным генералитетом. Если сотрудник милиции увидит человека в форме до смешения напоминающей форму, утвержденную приказом президента, он попросит предъявить удостоверение, в котором будет печать окружного казачьего общества и печать военного комиссариата типа военного билета. И будет все понятно, что он казак такой-то, стоит на учете в военкомате, у него есть соответствующее удостоверение, и он имеет право ношения формы и холодного оружия, в случае, если оно записано на него, и он получил на него соответствующее разрешение.
Перерегистрация уже начинается. Первыми ее пройдет Кубанское казачье войско. Мы в Москве тоже готовимся – сверяем списки с военкоматом, кто у нас состоит на воинском учете. Такая работа ведется. Как раз для того, чтобы потом знать, что вот этот человек несет государеву службу, а вот этот человек общественную. И пусть он навесит на себя хоть тонну медалей. Но каждый, кто будет проходить, особенно, молодые девушки, они будут знать, что это просто любитель клуба старины казачьей. 

Т. МЕЛИКЯН - «Московский Комсомолец»

Но все-таки как-то проверяют казаков на подлинность казачества? Потому что ощущающие себя казаками – это больше похоже на историческую реконструкцию. Проверяете бабушек, дедушек? Ведь как-то же люди должны обосновывать свое утверждение?

Л.Г. МАКУРОВ

Дело в том, что казачество – уникальная общность. Все войска традиционно стоят в местах какого-то проживания. Например, казаки станицы Лешинской или Усть-Медведевской все об этом знают. Даже в интернете не сложно найти все фамилии родовые, которые там есть. Если у меня бабушка - казачка станицы Лешинской, а дед из какой-то другой, и я понимаю, что это моя «родова», как говорят казаки, то, естественно, казаки друг друга знают. Как ни удивительно, ведь достаточно много людей вышли из казаков, казаки, в основном, знают друг друга. Конечно, за 70 лет советской власти часть людей потеряла свои родовые корни, но помнят, что бабушка или деде были из казаков, тогда, конечно, пишут заявление о вступлении в казачью организацию. Здесь две формы. Там их спрашивают о том, что они помнят, знают. Человек может ответить, что у него бабушка была оттуда-то, такая информация проверяется. Потому что, в противном случае было бы не прилично, когда кто-то просто приходит и говорит: «я казак». Но, самое смешное, что 54 закон Федеральный Российской Федерации о государственной службе казачества предусматривает, что казаком может стать любой гражданин Российской Федерации старше 18 лет, признающий устав казачьего общества, разделяющий его традиции и так далее. Осуществляется старая казачья поговорка, которая звучит так: «Казаком надо родиться. Казаком надо стать. Но казаком надо быть». Так же и раньше было. 
Бытует история, что казаки только из беглых. Она и до сегодняшнего дня бытует. Конечно, с Дона выдачи нет. Он пожил там, убежав на Дон. Но в первом поколении он не становился казаком. Он становился членом казачьей общины. Только его сын становился казаком. И когда царское правительство делало перепись казаков и приписывало казачество, то ему писали не «мещанин города Твери, убежавший на Дон», а казак такой-то, отец из мещан. В третьем поколении он становился казаком. То есть казаком можно было стать. Так и сегодня. Государство допускает, что человек, который знает историю, традиции, получил три рекомендации казаков, который разделяет традиционные ценности казачества, в том числе веру православную. Человек приходит и говорит, что хочет работать с нами в нашей организации, что он – казак в душе. И он принимается с тремя рекомендациями, с испытательным сроком, при условии, что у него где-то в родове были казаки. Но, еще раз говорю, закон допускает, с этим и сталкиваемся. Вот откуда поступают казаки 2010 года выпуска, которые, не зная традиций, организуют казачье такси и прочие вещи. Потому что нормальный, уважающий себя казак, который помнит традиции своих дедов и отцов, который служил царю-батюшке, народу, который в Великую Отечественную войну проехал по Берлину, он не допустит подобного.

А. БОЧИНИН - «ИТАР-ТАСС»

Хотел бы уточнить. В начале прошлого того года был один из рейдов против незаконных мигрантов на вокзалах Москвы. Какие есть виды взаимодействия казаков с правоохранительными органами?

Л.Г. МАКУРОВ

Давайте, я еще раз повторю. Это важный аспект, хорошо бы, чтобы вы на нем заострили внимание. Дело в том, что взаимодействиями с государственными органами могут заниматься исключительно реестровые казачьи общества, потому что для них определена форма этого взаимодействия. Нельзя без закона делать. Казак, который самопроизвольно выходит на дежурство, подвергает опасности нас всех. Он вышел, а там хулиган, который ему, например, руку сломал или еще что-то. Кто будет платить? А если смертельный исход? Поэтому в Москве, что касается вообще патрулирования, мы исходим из закона №36 «О московских городских народных дружинах». Казаки, которые готовы участвовать в патрульной работе, должны помогать органам внутренних дел в охране общественного порядка. Прошу обратить внимание, не правопорядка – его охраняет ФСБ, полиция, Генеральная прокуратура. И, когда журналист написал: «казаки на охране правопорядка», милиция открывает глаза и говорит: «Вы что? Кто подменяет функцию государственной власти?». 
У нас создана специализированная дружина казаков. Издано специальное положение об этой дружине. Когда мы это сделали часть людей, которые выходили, спасибо коллеге – вспомнил о Белорусском вокзале. Вот это шатание, попытка себя распиарить и из этого получить политические и какие-то другие дивиденды (я сейчас говорить не буду, но, если кто-то захочет, в индивидуальном порядке скажу, для чего это было сделано и с какой целью). Они как раз пытались идти мимо закона. А мы говорим – хочешь заниматься охраной общественного порядка? – замечательно. Пишешь рапорт о вступлении в специализированную казачью дружину. Эта дружина создана в рамках московского городского штата народных дружин. Приходите к начальнику народных дружин в вашем районе с нашими бумагами, и он вас записывает, что в этом районе или округе существует столько-то казаков. И бога ради! В рамках специализированных дружин по отдельному плану можно нести службу. Мы можем организовывать охрану мероприятий. Например, буквально позавчера прошел фестиваль «Времена и эпохи». Охрана общественного порядка там осуществлялась казаками. Они несли службу, помогали гражданам, искали пропавших детей, хулиганов подвыпивших, совместно с сотрудниками полиции обеспечивали охрану общественного порядка.
Такая работа ведется в нескольких наших подразделениях, в частности, в реестровом московском окружном казачьем обществе, атаманом которого я и являюсь.
У нас в хуторах Косино-Ухтомский, Алексеевский, Южное Медведково ведется такая служба. Ведется патрулирование на Арбате. А началось все со «Дня смеха», когда глава управы подошел и сказал, что во всех подворотнях подвыпившие граждане пугают местный народ. Мы выставили там наряд. У нас 30 человек просто вышли на работу. Обыкновенные взрослые прилично одетые дядьки, грамотные, спокойные. Они просто подходили и вся эта шушера видела, что идут взрослые люди, которые всегда готовы дать отпор, которые не станут с вами драться, не будут доставать нагайку, как, может быть, напишут некоторые из вас. Им это не нужно. Само присутствие казаков оказало отрезвляющее воздействие. До сегодняшнего дня по праздникам по просьбе местного муниципалитета наши казаки совместно с полицией выходят на это дежурство. Таких примеров много. Причем, делают они это на добровольной основе. В соответствии с 36 законом она не имеют каких-то льгот, кроме того, что у них есть удостоверение дружинника, возможность бесплатного проезда на общественном транспорте они не имеют. Покажите мне еще какую-нибудь общественную организацию, которая бы пришла и тратила свое время добровольно на это. 
Что касается работы с незаконной миграцией - это прерогатива УФМС. Они, конечно же, могут привлекать для участия в своих мероприятиях членов специализированной казачьей дружины. Это идет по договоренности через Департамент региональной безопасности, который координирует деятельность, мы с ним взаимодействуем. Мы пытаемся создать нормальные правовые формы для этой работы. Так как в течение 20 лет с 1990 года, во время этого ренессанса казачества нашлось очень много любителей, которые приспособились к этой жизни, то у кого-то это вызывает недовольство, а кому-то хочется просто попиариться, а кто-то идет на выборы в муниципальные органы. Приятнее же прийти в казачьей форме полковничьей, тебя хотя бы запомнят, а ты себе еще и все подвиги казачества припишешь, или вообще скажешь, что это ты вдохновил Сергея Семеновича Собянина на принятие закона о казачьей дружине в Москве. И такое бывает. Мы все прекрасно знаем, что такие любители пройтись, от слова «проходимец», за счет казачества, они тоже существуют. Наша же задача – выстроить эту работу, чтобы она тоже шла. И если придут граждане, которые тоже хотят этим заниматься, но не знают, как. Они найдут место в казачьем обществе. Их с удовольствием примут. Казаки народ приветливый, честный, пороть за провинности не будут. 

А.Н. КОНЫГИН

Хотел бы, пользуясь тем, что микрофон здесь, обратиться к Вам. Вы понимаете, что важной составляющей для нас является информационная. Я посчитал, сколько вас здесь сидело – в три раза больше, чем есть в штате комитета. Поэтому для нас ваша поддержка и участие в разъяснительной работе очень важны.
Поддержу моего руководителя в том, что, зачастую в средствах массовой информации появляются странные сообщения, которые трактуют люди, ничего не знающие о казачестве. Каждый должен знать, кто это такой и насколько весом его голос. Непонятные комментарии непонятных органов часто очень далеки от казачества.
Мы можем предложить наш сайт. Он существует с 1 ноября прошлого года. За это время мы разместили на нем 250 различных материалов. У нас, как и у некоторых департаментов, есть специализированные службы. Не то, чтобы пресс-секретарь. Мы сами делаем эту работу. Я прошу, чтобы на него заглядывали. У него очень простой адрес – «kdkm.mos.ru». Аббревиатура просто запоминается – Комитет по делам казачества в Москве.
Я вам кратко расскажу, где искать наиболее важную информацию. Мы пытались долгое время найти общий язык с несколькими сайтами. У нас были баннеры и ссылки, но, к сожалению, в итоге мы пришли к заключению, что наша пиар-компания встречного движения не наблюдала. Поэтому часть этих баннеров сейчас отсутствует. Это логика жизни, поэтому давайте работать вместе.
Давайте посмотрим по структуре сайта. Здесь есть краткая история создания, имеются документы, которые могут вас заинтересовать. Если перейти на пресс-центр, есть ссылка на новости, которые мы публикуем. В разделе «медиа» пишут люди.
Вот запись с сайта казаков. Это очень известный, достойный человек. Один из немногих имел больше всех георгиевских крестов – 6. Сейчас его внук пытается восстановить правду, найти все документы о нем.
В разделе «медиа» есть видеоинформация по последним событиям. Часть информации из СМИ, а часть – наша. Например, вот на первое июня наша учебная сотня показывала свои учения на Красной площади.
В этом же разделе пресс-службы вы видите все события, которые у нас есть в рабочем календаре. Можно найти, поинтересоваться и получить подтверждение, о том, что что-либо происходило.
Вот говорили про открытие казаками Байкала. Первым об этом писал Курбат Иванов. Он был разработчиком карт Российской Империи. Все, что касается Байкала, вплоть до Иркутска, он зарисовал.
Здесь, как я называю, раздел семейного чтения, для интереса. Здесь и об интересных, значимых праздниках. Вся эта информация есть.
Кстати, скоро будет 100 лет Покрышкину – большой праздник.
Что касается самой новостной структуры, первым разделом идут новости сайта, которые непосредственно касаются комитета, второй раздел – это о нас, то есть то, что интересно для чтения. Здесь будет раздел переформирован. Будет страница для фестиваля «Казачья станица Москва», к которому мы начинаем активную подготовку. Здесь вы найдете всю последнюю информацию о том, как готовится комитет и Правительство Москвы к этому значимому мероприятию.
Знаете, что есть рабочая группа Совета казачества в Москве, здесь вы можете найти документы об этой группе, ее состав. Все документы, которые регулируют казачью деятельность, тоже находятся здесь. В ближайшее время появятся наши собственные документы, которые в данное время проходят согласование.
Проекты и отчеты – тоже интересный раздел сайта. Там перечислена вся информация о наших мероприятиях в городе. Вот здесь результаты научного исследования, которое по нашему заказу проводилось.
Раздел полезной информации мы часто обновляем. Те вопросы, которые часто задают по телефону, допустим, о желании открыть школу единоборств, участии в охране правопорядка, здесь все разжевано в подробностях.
Не забываем наши подопечные казачьи общества. Это и методические организации, электронные сайты казачьи, которые есть в интернете, есть краткий обзор постановлений правительства, что касается того, как участвовать в конкурсах на субсидии. Есть и другие документы. Все они имеют прямую ссылку, и при нажатии вы попадаете на соответствующий портал. Все это интересн

Л.Г. МАКУРОВ

То, что сказал Александр Николаевич, это очень интересно, потому что это прямой контакт, где можно получить дополнительную информацию. Но, пользуясь случаем, я хочу представить вам находящегося здесь известного и уважаемого человек. Это наш коллега Зборовский Алексей Альбертович, руководитель казачьего информационного центра и агентства «Казак-Информ», где постоянно идет информационный обмен и где огромное количество вспомогательной информации о казачестве по всей стране и за рубежом. Адрес тоже имеется на нашем сайте.

А.Н. КОНЫГИН

Да. Вот здесь как раз, нажимая ссылку, мы попадаем на сайт Алексея Альбертовича. Очень хороший сайт. Видите, хороший движок стоит. Можно посмотреть много новостей. Все есть слева и справа и можно посмотреть огромное количество ссылок, которые размещаются на этом портале.
Вернемся к нашему сайту. 
«Противодействие коррупции» - это раздел нам рекомендован президентом и всеми остальными руководителями. Здесь и о независимой экспертизе. В общем, все, что нужно, чтобы обнаружить, что казачество никаких коррупционных нарушений не допускает.
Последнее – контактная информация, которая касается места размещения наших органов власти. Их координаты и телефоны, все это есть.
Здесь справа будет баннер, который будет касаться фестиваля «Казачья станица Москва». 
Вот по статистике самый большой рекорд у нас был по посещаемости – 662 человека. 
Надеюсь, что после моей презентации вы будете заходить на этот адресок, смотреть на отличие нашего сайта от всех остальных – мы не пишем бравурные статьи о себе, что «ура-ура! Казаки такого-то войска что-то сделали». У нас только те события, которые имеют значение для всего казачества на сегодняшний день. 
Вот результаты семинара, который вчера прошел по вопросам взаимодействия с казачеством. 
Вот фотоконкурс на лучший казачий кадетский корпус. Наш, к сожалению, не стал победителем, Новороссийский победил. 
20 мероприятий сделали казаки согласно планам Правительства Москвы. Сегодня-завтра повесим видеоотчет, где поздравляем ветеранов, победителей. Самое интересное, что это все – по зову сердца. Не забывайте, что казаки – это люди с беспокойным сердцем.
Вот такой вот сайт. Очень хочу, чтобы он вам был интересен. Здесь вы найдете всю информацию и о комитете и о казаках в Москве, и о решениях, которые принимаются в отношении казачества в Москве.
Спасибо за внимание.

Л.Г. МАКУРОВ

Уважаемые коллеги, позвольте, я дополню несколько слов к выступлению Александра Николаевича.
Сейчас интересная возня вокруг казаков. Потому что сегодня происходят события на Хопре, на юге России, Ставропольском крае, где высокий градус накала межнациональных отношений. Конечно, сегодня преступность, вызванная, возможно, недостаточной стабильностью на нашем юге, активизируется. Проживающие там казаки, как люди с активной жизненной позицией, начинают становиться таким элементом стабилизации этой обстановки. Неслучайно же губернатор Краснодарского края принял решение о казачьей дружине. В Ставропольском крае такая работа идет. Москва, конечно, в этом плане город не типичный. 
Мы будем надеяться, что не настанет время, когда казакам придется провожать и встречать своих жен и детей от метро до дома, потому что, слава богу, в Москве хорошо работает полиция. Это не Чикаго 30-х годов. Сегодня, когда мы говорим о казаках, весь этот сплав легко экстраполируется на Москву, потому что это столица. 
Поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас бывал в Лондоне? Так мало? Удивительно для средств массовой информации, которые, как правило, интересуются Лондоном. Там тоже казачков не мало. Так вот в Лондоне у Букингемского дворца, вы знаете, что происходит. Там регулярно 4 гвардейца в красных мундирах, в медвежьих шапках из уральских медведей, смешно топая ногами, стоят и меняют караул – двое подошли, двое встали. Полмира едут туда, чтобы посмотреть на развод этих гвардейцев, потому что они символизируют то, что раньше Британская империя имела свою гвардию. Сегодня эта гвардия стоит у тех символов королевской власти, которые там сохранились. 
Друзья мои, вы видели в Кремле развод казачьего караула? Поднимите руки, кто видел. Сходите. Возьмите своих деток малых или взрослых мальчиков, ваших возлюбленных или близких друзей и посмотрите. Это зрелище, которое просто потрясает своей красотой, духом, организацией. Прекрасные кони, прекрасные молодые люди, которые совершают традиционные действия. Да разве может сравниться какой-то несчастный гвардеец с нормальным казаком. Казаки, конечно, могут стать визитной карточкой. Но здесь два момента. Не нужно из казаков делать таксистов, официантов.

Нужно, чтобы казаки, как люди, как правильно сказал Александр Николаевич, с горячим средством, с пассионарным настроением, были готовы работать. Да, к ним примазываются всякие. Но давайте вместе будем разглядывать в этих людях то, что они хотят сделать, чтобы нам с вами спокойнее жилось в нашем городе. Чтобы он стал более красивым, чтобы в нем было историческое наследие, традиция. 
Поверьте, так получилось, я бывал почти во всех столицах мировых государств. Наша Москва нисколько не хуже и сможет стать гораздо лучше. Но когда мы в Москве начинаем путать, в каком городе мы находимся, тогда вся наша работа, направленная на унификацию, не даст того результата, который ждут от нас наши граждане, которые хотели бы, чтобы Москва была привлекательна, как для иностранцев, так и для сограждан. Чтобы мы с вами смогли спокойно жить в этом городе, смогли общаться не на повышенных тонах, а скромно, спокойно. Чтобы не нужно было казакам провожать от метро и до дома, а чтобы казаки в своей форме смогли стать настоящими кавалерами. Чтобы у нас появлялось больше достойных мужчин, чтобы наши женщины чувствовали уважение и восхищенные взгляды на себе. Чтобы мы жили в этом городе, давайте назовем его европейским, хотя Россия – это Евроазиатская держава и не уйдем мы от наследия, которое здесь было. Оно и есть самое замечательное, если мы покажем это всему миру. И наши сограждане-казаки, проживающие в Москве, они могут и должны стать этим замечательным элементом, который стабилизирует всю нашу жизнь.
На этом, наверное, можно закончить, если, конечно, вопросов нет. 

ВЕДУЩИЙ

На этом давайте остановимся, поскольку это наша первая встреча. Эти встречи должны быть регулярными, хотя бы раз в квартал. Может быть, в Лондон пригласите, думаю, никто не откажется, или еще какие-то начинать мероприятия.
Спасибо за интересный рассказ. Я надеюсь, это только начало нашего такого благотворного сотрудничества.

Л.Г. МАКУРОВ

Спасибо.
Дело в том, что Александр Александрович уже сразу поймал нас на слове. Я могу сразу ответить. Друзья мои, давайте сделаем в следующий раз выездное заседание. Я вас приглашаю.
У нас есть великолепные музеи. Вы увидите историю, современность, просто побудете на открытом воздухе. Мы сегодня приносим свои извинения, потому что все это готовилось достаточно в сложной временной обстановке. Мы, конечно же, с вами организуем хороший кофе на открытом воздухе. Прямо в нашем музее. Вы найдете для себя и своих изданий столько интересных тем, увидите уникальный пласт, который пронизывает всю нашу жизнь. Встретитесь с интереснейшими людьми. Есть люди, которые великолепные скульпторы, инженеры. У казачества не только этнографический аспект. Конечно же, впереди еще много событий, которые мы готовы пройти вместе с вами.
Спасибо.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Пару слов можно?
Шумно казаками обсуждается, что Комитет по делам казачества получил финансирование – 47 миллионов. Может быть, нам стимул такой сделать – премию для лучшего журналиста, пишущего на казачью тематику?

Л.Г. МАКУРОВ

Я думаю, что с бюджетным комитетом мы обсудим этот вопрос.
Спасибо большое, коллеги.