Пресс-конференция Александра Чистякова
И.о. руководителя Комитета общественных связей города Москвы Александр Васильевич Чистяков: «Об итогах конкурсного отбора на получение субсидий НКО».
26 июня состоялась пресс-конференция и.о. руководителя Комитета общественных связей города Москвы Александра Васильевича Чистякова на тему: «Об итогах конкурсного отбора на получение субсидий некоммерческими организациями».
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Добрый день, коллеги. Мы начинаем нашу пресс-конференцию.
Сегодня мы с вами встречаемся с Чистяковым Александром Васильевичем, исполняющим обязанности Исполнительного комитета общественного совета города Москвы. Тема нашей пресс-конференции: «Об итогах конкурсного отбора на получение субсидий некоммерческими организациями».
В работе пресс-конференции принимает участие Якимец Владимир Николаевич, Председатель Экспертного совета, научный сотрудник Института системного анализа РАН, доктор социологических наук, а так же Тополева-Солдунова Елена Андреевна, член Экспертного совета, директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ.
Александр Васильевич, Вам слово.
А.В. ЧИСТЯКОВ
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас необычная пресс-конференция. Мы решили поделиться с вами итогами конкурса социально значимых проектов, проводившегося в Москве. В этом году мы проводили его впервые. Раньше он тоже проходил, но совсем по другой схеме.
В феврале было принято постановление правительства Москвы об оказании финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям. На эти цели из бюджета города было выделено около 200 млн. рублей. Это в два раза больше, чем в предыдущие годы.
Субсидии, которые выделяются социально ориентированным некоммерческим организациям, направляются на реализации программ в рамках осуществления их основной деятельности и соответствуют статье 31 Федерального закона от 12 января 1996 года, это закон №7, и закону города Москвы – статья 5.1 от 19 июля 2006 года №38 «О взаимодействии с некоммерческими организациями».
Мы проводили этот конкурс по 7 номинациям: «Милосердие и забота», «Дети Москвы», «Московское наследие», «Развитие добровольчества и благотворительности», «Согласие и взаимодействие», «Экология» и «Формирование общественного пространства». Поясню.
«Милосердие и забота» - это вопросы, связанные проявлением заботы о людях старшего поколения, детях-инвалидах и другие направления.
«Дети Москвы» - это содействие в деятельности в области патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения молодежи нашего города, профилактика и содействие по преодолению негативных явлений в молодежной и подростковой среде, защита прав детей, работа с детьми по месту жительства и другое.
«Московское наследие» - это содействие и популяризация деятельности по изучению и сохранению отечественного исторического и культурного наследия, сохранение обустройства мест захоронения видных деятелей российской истории, ветеранов Великой Отечественной войны.
«Развитие добровольчества и благотворительности» - эта тема говорит сама за себя.
«Согласие и взаимодействие» связана с тем, что в Москве проживает более 140 различных национальностей и мир и согласие в нашем доме – это очень важно. «Экология» - это кричащая тема в последние годы, и не только в Москве. Это и экологическое просвещение, формирование моделей ответственного поведения, защита животного мира, окружающей среды в городе.
«Формирование общественного пространства» - это поддержка программ социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на популяризацию развития массового спорта, туризма, поддержания здорового образа жизни и других направлений.
В феврале мы приняли постановление Правительства Москвы. 1 марта Комитет общественных связей как уполномоченная структура объявил конкурс среди социально ориентированных некоммерческих организаций по этим номинациям. Было предложено поучаствовать в этом конкурсе. На обращение ответили 447 социально ориентированных некоммерческих организаций. Если говорить по опыту прошлых лет, то это, примерно в два с половиной раз больше, чем в предыдущие годы.
В результате отбора по документам не прошло 77 организаций. Не были оформлены правильным образом документы и комиссией при Комитете общественных связей были выявлены какие-то недостатки. К конкурсу было допущено 377 организаций.
В чем особенности этого конкурса? Если раньше, уважаемые коллеги, окончательное решение по финансированию той или иной организации принимал уполномоченный орган Правительства Москвы, то теперь, по решению мэра Москвы, он еще в феврале это определил, мы отдали это на откуп гражданскому обществу. В соответствии с постановлением Правительства Москвы, оценку, анализ поступивших проектов проводит экспертное сообщество, собранное из докторов, профессоров, которые имеют опыт работы по этому направлению. На каждый проект выделяется 3 эксперта. Всего работу проводили около 70 экспертов. Это кандидаты, доктора наук, представители общественности. В том числе присутствующие здесь Елена Андреевна и Владимир Николаевич. Владимир Николаевич Якимец возглавил экспертное сообщество, которое организовало и проводило эту работу. Всего было проведена 1131 экспертиза наших проектов и по итогам конкурсного отбора 205 организаций стали победителями по этому конкурсу. Наибольшее число организаций приняли участие в номинации «Милосердие и забота» - около 116 работ. Наверное, это понятно. Очень многие социально ориентированные некоммерческие организации занимаются проблемами оказания помощи и содействия людям старшего возраста, детям с ограничениями здоровья, другими направлениями. Самое меньшее количество проектов мы получили по направлению «Экология» - всего только 11.
Работа проведена колоссальная. Ни в одном регионе страны такого постановления нет, и такой работы нет. Мы в настоящее время все полностью отдали на откуп гражданского общества. Именно они оценивали проект, определяли рейтинг организаций-победительниц. Мы теперь заключим с этими организациями соответствующие договора и будем финансировать эти работы.
У нас есть система контроля. Потому что это бюджетные деньги. Мы будем контролировать то, как организация реализует свои проекты, как они работают над этим вопросом, и по результатам года будем подводить итоги.
Какие еще новшества? Если раньше проекты предоставлялись только на год, то теперь, опять же по предложению мэра Москвы, мы проекты можем принимать и на 1 и на 2 года. Такие проекты уже есть, которые в течение 2 лет будут исполняться. И они будут финансироваться не только по этому году, но и в последующих годах.
Еще раз подчеркиваю, что это абсолютно инновационная система. Такого раньше еще не было. Социально ориентированные некоммерческие организации получили возможность объективной оценки, рейтинга и понимания того, что мы делаем.
Мы публиковали все это в сети Интернет, объясняли, почему ряд организаций не прошли в конкурс, дали пояснения. Мы открыты. Все организации, которые не стали победителями в конкурсе, о них мы можем четко разъяснить им оценки наших экспертов. И в этом вопросе мы полностью открыты. Вот что я хотел вам сказать в начале нашей пресс-конференции.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Владимир Николаевич, будьте добры.
В.Н. ЯКИМЕЦ
Я готов отвечать на вопросы, но, давайте сначала вводную дам.
Вообще, работаю в регионах, в основном. Сейчас только вернулся из Грозного, где читал курс лекций, проводил семинар для социально ориентированных организаций. Должен сказать, что опыт других регионов разный. И впервые гражданскому обществу Москвы предоставлена ответственность за решение важных задач в разных отраслях общественной сферы. Как правило, экспертные советы состоят из сотрудников министерств и ведомств, а здесь абсолютно новая процедура формирования экспертного совета. 20 первых членов совета были выбраны из известных общественных людей Москвы, им была предоставлена возможность назвать, отобрать тех, кто хорошо работает в каждой из номинаций. После того, как они были отобраны, был выявлен рейтинг и по нему был определен состав экспертного совета – 70 человек. Конечно, не все, а 60 человек, в конечном счете, приняли активное участие в экспертном совете. Вот они и давали оценки. Вот уже вторая инновация, я хочу отметить. Хочу поздравить собянинскую команду и Комитет по общественным связям, что было сделана абсолютно классная онлайновая система оценки заявок, когда каждый эксперт получал заявку и мог по критериям достаточно эффективно и быстро оценить. Могу сказать, что такого уровня, наверное, только в Красноярском крае еще подобная система есть, я ее знаю. Мне понравилась инновационная шкала по 4 критериям, по которым работали эксперты. Это эффективность, реалистичность заявки, обоснованность и актуальность. И так по каждому проекту. А потом была разработано и принято на первом заседании общественного совета решение о том, как мы будем вообще распределять заявки, как устранить возможность конфликта интересов. Каждый эксперт подписывал соответствующий документ о том, что если у него возникает конфликт интересов по отношению к проекту той или иной организации, он должен объявить об этом открыто и отказаться от участия в оценке. Это очень важная вещь. Мне кажется, что то, что было сделано, это, конечно, не последний шаг. Считать, что все совершенно не возможно. Есть перспективы для развития. Мы их знаем, уже получили некоторые предложения экспертов, которые отработали в этом году. Эти экспертные предложения будут обсуждаться, корректироваться.
Я в течение последних 5 лет на регулярной основе читаю лекции для лидеров некоммерческий организаций Москвы на базе Московского дома общественных объединений. То есть, в общей сложности это 50 человек, которые получают сертификаты государственного образца по окончанию этих занятий. За это время мы пытались как-то внести изменения в ранее существовавший конкурсный механизм. Этот механизм на сегодняшний день мы с коллегами считаем одним из лучших, продуманных и повернутых лицом к гражданскому обществу. Это самое важное. Если есть вопросы, я готов ответить.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Давайте вопросы.
С. ВОЛКОВА - «Комсомольская правда»
Александр Васильевич, к Вам вопрос.
Вы могли бы конкретно хотя бы несколько проектов назвать. На которые выделены бюджетные деньги озвучить? На что они пошли? По «экологии», «милосердию»? Может быть, самые яркие, которые действительно позволят изменить жизнь в городе в лучшую сторону? Спасибо.
А.В. ЧИСТЯКОВ
Например, 116 проектов, которые поступили по проекту «милосердие» самые разные. Там есть и вопросы, связанные с занятиями с детьми-инвалидами. Это и выездные лагеря для этих детей, где есть соответствующие забота и методики по обучению. Мы такие проекты приветствуем. Все-таки у нас в городе около 25 тысяч детей-инвалидов. Конечно, этим надо заниматься. Но, я вам должен сказать, что все проекты победители вывешены у нас на сайте. Вы можете ознакомиться. Выделять какой-либо проект по какой-либо номинации, я думаю, смысла нет. Это информация открытая. Возьмите любой проект-победитель, он заслуживает внимания, почему ему и дали высокую оценку. У нас разброс баллов по проектам: самый высокий - это 97,3, а самый маленький – 7 баллов. Все проекты – победители получили очень высокие оценки. В соответствии с рейтингом, который проводили наши эксперты, выстроена шкала организаций-победителей. Что касается экологических проблем, много участвовало организаций, связанных с экологией, охраной животных, сохранением зеленых насаждений в городе и так далее. Их мало, к сожалению, таких проектов. Думаю, в следующем году их будет гораздо больше. Но, тем не менее, они очень интересные. Самое главное, что среди организаций-победителей, а их в два с половиной раза больше, чем в прошлом году, когда около 80 организаций получили нашу поддержку. В этом году 205 организаций получили ее. Очень приятно, что среди них 90% - это новые организации, которые, может быть, даже впервые участвовали в нашем конкурсе, или впервые получили финансирование из госбюджета и нам это тоже интересно. Нам так же интересно как эти организации будут осуществлять исполнение, ведь написать проект можно очень красиво, вы сами понимаете, но как этот проект будет исполнен и какие для города полезности несет каждый из этих проектов, нам это тоже очень важно. Конечно, в ходе подведения итогов работы по исполнению этих проектов социально-ориентированными некоммерческими организациями мы их соберем по исполнению и потом будем подводить итоги и давать оценку: стоит тот или иной проект продолжать финансировать в том направлении, в котором он представлен или может быть надо будет прекратить финансирование, потому что он не удовлетворяет требованиям города и о важности каждого проекта будем говорить. Сейчас они вроде бы написаны все хорошо, довольно глубоко продуманны, ну а итоги будем подводить в конце года.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, я хотел обратить ваше внимание, Елена Андреевна, я вам ее уже представлял в начале. Она член экспертного совета, член Экспертного совета, член Общественной палаты, директор Агентства социальной информации.
Вы, возглавляя серьезное агентство, Вы общественный деятель Российской Федерации, как Вы увидели это - это новое, вот ваше отношение ко всему к этому?
Е.А. ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА
Спасибо за Ваш вопрос. Я, как и Вадим Николаевич, наблюдаю как уже в течение 20 лет последних как развивается наш некоммерческий сектор и активно в этом участвую и являюсь членом координационного совета программы поддержки социально ориентированных НКО, которые реализует Минэкономразвития. Поэтому имею возможность уже сравнить как в Москве в этом году все организованно, и как в других регионах. Я не буду повторять, то, что было уже сказано, но могу действительно подтвердить и констатировать, что удалось сделать в этом году в Москве - это передовой и самый лучший опыт и, я надеюсь, что Москва сможет им поделиться с другими субъектами Российской Федерации. И такие запросы уже поступают.
Про то, как был организован сам процесс, уже было сказано. Мне кажется, что самая главная заслуга, что будут исключены всякие возможности лоббирования и давления на экспертов, что, к сожалению, часто бывает, и мы знаем, что НКО иногда жалуются. Тут было практически невозможно, потому что все было так организовано, благодаря этой автоматизированной системе, благодаря тому, что три эксперта на каждую заявку, что повлиять было нельзя. Мне кажется, удалось такой уникальный механизм сформировать, хотя и он еще нуждается в совершенствовании. Мы когда работали над заявками увидели где-то что-то надо скорректировать, какие-то критерии надо добавить, какие-то надо чуть - чуть менять, и мы договорились с экспертами, что мы еще обязательно встретимся с Комитетом общественных связей и подумаем как еще в дальнейшем усовершенствовать этот механизм. Потому что он все время должен развиваться и меняться. Но то, что уже удалось достичь, во многом удалось, потому что эта работа, не то что сели какие-то три человека из комитета и все это придумали, а с самых первых шагов эта работа велась очень открыто и с вовлечением лучших экспертов в этой сфере. То есть придумывали этот механизм, помимо комитета, такие специалисты как Артем Шадирин, который руководит этой всей программой поддержки социально-ориентированных НКО в России, это и лучшие эксперты экономики Высшей школы экономики, такие как Лев Якобсон, и другие люди активно в этом участвовали. Поэтому получилось действительно очень здорово. И на заседании Правительства (я сама участвовала в заседании Правительства), где этот вопрос рассматривался на самом высоком уровне, меня поразило, что мэр выразил такой интерес к этому и вопросы задавал глубокие, видно, что он уделяет этому большое внимание, и придает большое значение.
Хотела сказать о самих проектах, поскольку я сама очень давно в секторе, я была поражена уровнем заявок. Обычно когда в таких конкурсах участвуешь экспертом, через одну заявки слабые и плохие и их легко зарубить, и поэтому быстренько пробегаешь через все свои заявки. Тут пришлось корпеть над этим очень долго, у меня было 25 заявок, которые я экспертировала, из них совсем плохих, было две три, не больше. Организации, где работают пожилые люди, ветеранские организации, организации которые очень давно существуют, мы их знаем по их деятельности, но они не всегда отличались хорошим умением писать заявки, например отряды спасателей, поисковики, и я была поражена, как люди научились это делать. Это же умение структурировать свои мысли, умение проектно мыслить. Действительно, коллеги учили, учили и результаты, слава Богу, есть, потому что заявки научились писать. Иногда думаешь, ну так все блестяще написано, были такие примеры, немного, но написано великолепно, а содержание, когда начинаешь вчитываться не такое уж хорошее, но то, что организации научились проектно мыслить и облекать в правильный слог и стиль это точно.
Многие проекты не прошли, не потому что они какие-то плохие, или организации слабые, а потому что было реально очень трудно победить в этом конкурсе, действительно такой высокий уровень, что соответствовать этим требованиям, которые были, и по сравнению с другими, выдержать эту планку было не просто. Тем более мне было приятно увидеть - вот просили привести пример, я двадцать лет знаю такую организацию - московскую организацию «Авиатриса». Замечательная организация, там женщины, бывшие летчицы, они уже в возрасте, они занимаются работой с трудными детьми и с помощью того что они приобщают детей к авиации, они таким образом адаптируют, реабилитируют. Отлично, совершенно. Я сначала думала - плохо написано, может организация не смогла так хорошо написать, боялась за них, великолепно написали и содержание прекрасное. Много таких старых организаций с хорошими заявками, но много и новых организаций, которые поднимают самые разные важные темы: приюты для одиноких мам, которые находятся в кризисной ситуации, адаптация детей-сирот, развитие семейных форм устройства детей-сирот, по инвалидам, там прекрасные заявки. Я считаю, что если все это будет реализовано, то колоссальный вклад будет в развитие социальной сферы города.
Ведь государство и правительство в одиночку не может и не должно справляться с этими проблемами. Вчера я была на обсуждении плана Министерства труда и социальной защиты, плана деятельности и великолепный план, но ни одного слова, о том, что они планируют к своей работе привлекать общественность. Я как раз им выразила такое пожелание. И в Москве, по-моему, это поняли, что нельзя ориентироваться только на власть. И вот таким способом выявляются лучшие общественные инициативы, и их поддерживая, можно привлекать граждан, к решению тех социальных проблем, которые есть. А без этого вовлечения у нас не будет создаваться и формироваться социальный капитал, не будет социальной сплоченности, а именно все эти вещи – являются ключевыми для решения социальных проблем, и вообще для социального развития города.
Ж.С. АВЯЗОВА – «Московская перспектива»
Вы не могли бы рассказать, как именно происходит эта вся акция, это открытое голосование и можно ли потом отследить, кто за какую организацию проголосовал. И второй вопрос – Вы сказали, что самоотвод бывает, если один из членов экспертного совета, представляет ту самую организацию, бывают такие самоотводы?
В.Н. ЯКИМЕЦ
Наверное, я отвечу. На самом деле процесс сделан не просто из-за того что эксперты сразу же оценивают полученные заявки. Сначала заявки проходят фильтр обязательных требований, и эти требования предъявлены со стороны тех, кто распоряжается этим бюджетом, средствами.
Уже на первом этапе, а их всего девять этих требований, было интересно, по каким основаниям были отклонены эти 77 заявок. Это первый же значимый результат. Вот смотрите - 46 отказов было. Первое, при наличии у заявителей задолженностей по уплате налогов в федеральный бюджет, как такая организация может работать? Если у нее уже имеется задолженность? И второй момент, наличие фактора ограничения прав НКО заявителя на распоряжение денежными средствами на счетах кредитных организаций, значит она и там не аккуратна. И третье - отсутствие у организации опыта деятельности, аналогичного приоритетному направлению. То есть, когда шли на подачу заявок, организации сами не прочитали до конца, с какими требованиями они могут не справиться. Вот первый фильтр – этот фильтр, кстати говоря, отрабатывался отделом, который возглавляет Ирина Ивановна Козакова. Теперь уже на первом занятии, который я проводил в ходе этой экспертизы, для лидеров некоммерческих организации, я указал на это – читайте внимательно фильтр, читайте, это первое.
Второе, было 70 экспертов изначально объявлено. Из них 10 человек по разным причинам отказались участвовать, кто-то в силу состояния здоровья, кто-то уехал куда-то, не хочу все причины разбирать. 10 человек не приняли участие из экспертного списка. Потом каждому эксперту было обязательное условие – это положение, регламент экспертной комиссии – он должен был заявить, в случае если к нему попадает заявка – конфликт интересов, если он получал деньги от этой организации, либо участвовал в ее работе, в каком-то проекте, получая определенную оплату труда и так далее. После этого проводилось распределение заявок, я вот вам всю процедуру детально рассказываю. Для этого у нас на первом заседании экспертного совета было определено руководство совета, в лице председателя, заместителя председателя совета, это Ирина Мерсиянова, из Высшей школы экономики, и секретаря совета – Екатерина Гришнова, которая возглавляет очень серьезную некоммерческую организацию…
Е.А. ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА
«Детские деревни СОС», только она не возглавляет…
В.Н. ЯКИМЕЦ
Я имею в виду, она из этой организации.
По сути дела мы просматривали вместе с отделом из комитета общественных связей и анализировали с учетом вот этих вот конфликтных интересов, распределяли заявки, потому что было примерно 25, 23 заявок на эксперта. Затем каждую заявку оценивали три эксперта. Все это происходило в он-лайн режиме, мне это очень понравилось. Я вообще хочу поблагодарить этих ребят, которые это сделали, просто молодцы. Александр Васильевич, если будет возможность поощрить как-то, пожалуйста.
А.В. ЧИСТЯКОВ
Запатентуем.
В.Н. ЯКИМЕЦ
Хорошо. Вот эта команда сильно сработала, красиво. Материалы поступали туда и уже в автоматическом режиме использовались формулы, которые записаны в положении. То есть рассчитывалось рейтинговое значение . После этого, когда подбивались все итоги, мы собирались всем экспертным советом, и по регламенту голосовалось по каждой из номинаций. На каком уровне мы остановимся, где переходы. Там были достаточно щепетильные вопросы, потому что в некоторых номинациях, скажем вот рейтинговое значение заявки, которая попала в список верхний, отличалась не очень сильно от той, которая находиться за чертой, это для нас болевое состояние и тем не менее мы не имели права превысить лимит 200 миллионов рублей. И вот это все по регламенту голосовалось общим собранием экспертов, то есть все эксперты поднимали голоса. У нас по одному только принципу было, один воздержавшийся, остальные единогласно. Все голосования, которые прошли, общие экспертные, были приняты единогласно, хотя вопросы обсуждения это длительный процесс.
Е.А. ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА
Важно сказать, что нельзя было свою собственную заявку оценивать.
В.Н. ЯКИМЕЦ
Про это я уже сказал, что свою собственную заявку оценивать нельзя.
Вот, если я ответил на Ваш вопрос.
А.В. ЧИСТЯКОВ
И при этом, мы органы власти, вообще не вмешивались, никаким образом не влияли на работу экспертов, когда они оценивали каждый проект и когда они подводили итоги мы даже не присутствовали на этих мероприятиях, чтобы не смущать экспертное сообщество.
А. ЛИТИНСКИЙ – «РБК daily»
Александр Васильевич, хотелось бы спросить Вас две вещи. Первое, получается Москва будет работать с новыми НКО, как Вы это оцениваете? Как это будет сложно для Вашего Департамента, на сколько, Вы к этому готовы? И что послужило причиной для пробы такой системы?
А.В. ЧИСТЯКОВ
Во-первых, само веление времени, наверное. Потому что мы все время говорим о развитии гражданского общества, Комитет общественных связей занимается гражданским обществом. У нас, напомню, в Москве 28 тысяч различных общественных организаций. Среди них примерно 6 тысяч, это те организации, с которыми мы активно сотрудничаем. И среди вот этого огромного количества организаций, примерно 36% занимаются вопросами социальными, примерно около 35%-34% это организации патриотической направленности, 17% среди этого количества организаций занимаются спортом, спортивными проблемами, ну и другие направления немножко меньше, в процентом отношении. Поэтому мы наоборот даже рады, что привлекли такое количество новых общественных организаций, которые могут поучаствовать в этом конкурсе.
Должен сказать, что не все организации, которые принимали участие в прошлом году, приняли участие в этом году, потому что есть ряд определенных сложностей и ряд вопросов, которые здесь Владимир Николаевич рассказывал, может не все с этим согласны. Но как показала практика этого года – количество желающих не уменьшилось, количество желающих заметно увеличилось. И по тем направлениям, о которых я говорил, они действительно могут сделать для города очень много, поэтому мы это приветствуем. Самое главное, это бюджетные деньги и мы все с вами должны понимать, что система контроля за исполнением намеченных программами планов, целей задач и так далее должна быть исполнена общественными организациями. Поэтому конечно эти вопросы мы контролировать будем и всегда будем принимать отчеты. Ежеквартально будем на это смотреть.
Мы предложили всем социально-ориентированным некоммерческим организациям при предоставлении отчетных документов, чтобы были и фото и видео и информационные материалы, на различных носителях, неважно, но они должны подтверждать, что эти деньги бюджетные потрачены не напрасно. Что они потрачены с пользой дела и для тех категорий, которые намечены ими и были взяты для работы. Мы это приветствуем и будем приветствовать. Думаю, что вот эта практика этого года большинство устроила. Я не говорю, что все согласились с оценками экспертов, многие задают вопросы: а почему моя организация не прошла? Я еще раз говорю, мы открыты, и мы обязательно даем возможность посмотреть экспертную оценку, почему за тот или иной проект эксперт поставил вот столько баллов, а не столько, сколько считает организация нужным. И в основном мы уже провели такие встречи с рядом тех, кто потребовал посмотреть. И они согласились с оценкой экспертов, то есть эксперты поработали очень эффективно, грамотно и возражений со стороны социально-ориентированных некоммерческих организаций по той или иной оценке практически не возникали на сегодняшний день.
И еще раз говорю, что вся информация, что по каким причинам той или иной организации отказано мы все это в открытой сети печатали. Это тоже ноу-хау было, раньше мы этого не делали, а сейчас это делаем открыто, ясно и четко.
В принципе все это облегчает работу органов исполнительной власти. Если гражданское общество берет на себя ответственность подводить итоги давать оценки экспертные и выстраивать рейтинги, то мне как руководителю конечно легче объясняться с этой организацией. Легче намного стало, потому что я в этом процессе не участвую, и коли мы доверили гражданскому обществу проводить эту работу, то будьте добры тогда прислушиваться к мнению экспертного сообщества, что они и делают.
В.Н. ЯКИМЕЦ
Можно я добавлю?
Конкурс - это всегда победители и те, кто не победил. Как в спорте. То есть по сути дела получается, что обиженные конечно будут, а что в других каких-то конкурсных механизмах не такое? Нет, конечно.
Но самое интересное, что меня потрясло, вот Александр Васильевич не сказал про это дело, одна из известнейших организаций Москвы не получила в этом году субсидию, но они прислали сюда в наши ряды письмо с благодарностью что наконец-то сделана система, которая работает понятно, нормально и приемлемо.
Е.А. ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА
И прозрачно.
В.Н. ЯКИМЕЦ
Вот этот случай потрясающий, ведь вроде бы должны были обидеться руководители этой организации.
ВЕДУЩИЙ
Владимир Николаевич, а скажите по продолжению этой темы. Если организация не прошла конкурс, может экспертный совет дать ей какие-то рекомендации, советы, может ли она прийти к вам с этим проектом на следующий год, доработав вот эти моменты, как вот эти механизмы работают?
В.Н. ЯКИМЕЦ
Понятно. Очень хороший вопрос, спасибо Вам за него. Понимаете вот какое дело, я уже сказал, что увеличивать до бесконечности объем средств, выделяемый из бюджета невозможно, есть ограничения.
Для примера, чтобы было понятно. Я являюсь членом Экспертного совета Минэкономразвития по субсидиям для федеральных социально-ориентированных некоммерческих организаций, которые через Минэкономразвития получают какие-то субсидии, так вот там общая сумма средств выделенных на этот год - 280 миллионов рублей, сопоставьте. На все регионы - 280 и Москва - 200, поэтому, конечно же, ограничения будут всегда. Вот почему значим вопрос, который вы задали, нам. Наверное, в ближайшее время придется подумать над тем как, говоря на научном языке, рационализировать систему оценки результатов, как они поработали? С тем чтобы в будущем мы могли людям сказать, что мы вас будем оценивать вот по таким-то критериям и аспектам, того что вы сделали. Не то что вы заявили, а то, что вы сделали и вот тогда-то многие…
А.В. ЧИСТЯКОВ
По конечному результату.
В.Н. ЯКИМЕЦ
По конечному результату, сколько благополучателей, какого качества результаты, на сколько эффективнее с экономической точки зрения было предоставление тех или иных услуг и так далее. И вот это будущее, но пока про это рано говорить.
А.В. ЧИСТЯКОВ
Но самое главное еще раз хотелось бы сказать, что это абсолютно новое явление в нашей общественной жизни, что этот конкурс абсолютно новый и его поддержал в феврале месяце мэр Москвы, Сергей Семенович Собянин, поэтому мы разработали эту систему. Она велась в тесном взаимодействии с нашим гражданским сообществом. Проект постановления Правительства Москвы, о котором Елена Андреевна говорила, она не сказала, что мы с этим проектом прошли общественные слушания в Общественной палате РФ, Высшей школе экономики. Да и плюс, еще мы собирали экспертное сообщество, которое свою точку зрения высказало и мы все вот эти замечания, которые были высказаны в процессе обсуждения этого проекта-постановления Правительства, учли. И когда мы выходили на рассмотрение, практически сняли все разногласия по этому вопросу и получили очень хороший добротный документ, который, я думаю, послужит очень хорошо делу развития и гражданского общества и, конечно же, поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, которые выполняют очень полезную и важную работу для нашего города.
Спасибо Вам.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо Александр Васильевич.