Информационный Центр Правительства Москвы
16 июля 2025, среда, 01:21
Пресс-конференции

Пресс-конференция Исаака Калины

И.о. министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаак Иосифович Калина:«Об итогах 2012-2013 учебного года и задачах на новый учебный год».

Пресс-конференция Исаака Калины
Важное:

26 июня состоялась пресс-конференция и.о. министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Иосифовича Калины на тему: «Об итогах 2012-2013 учебного года и задачах на новый учебный год».

 

Фото

 

Видео

 

Стенограмма

 

 

ВЕДУЩИЙ
Я выражаю признательность Калине Исааку Иосифовичу, исполняющему обязанности Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы, что он сегодня любезно согласился принять участие в нашей пресс-конференции по итогам 2012-2013 учебного года и задач на новый учебный год, и пригласил уважаемый наш президиум.
Я представлю его вам. У нас сегодня в гостях Людмила Александровна Мясникова, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности, Рачевский Ефим Лазаревич, директор центра Образования №548 «Царицыно», член общественной палаты Российской Федерации, Жиравов Вадим Юрьевич, директор школы №1944, Вахнеева Анна Алексеевна, директор гимназии №1517 и Ярославская Ольга Владимировна, директор школы №1298.
Исаак Иосифович, еще раз благодарю за столь представительный президиум, Вам первое слово.

И. И. КАЛИНА
Спасибо большое. Добрый день всем.
Должен сказать, что по многолетней учительской привычке готовиться к любым занятиям, я попытался подготовиться к сегодняшней встрече, вычленив вопросы, события прошедшего учебного года, информацию о которых невозможно получить в свободном доступе.
Вы знаете, я потратил достаточно много времени на придумывание таких вопросов и событий, и все время на них находил подробнейшую информацию в открытом доступе или на сайтах школ, или на сайтах окружных управлений, или на сайте департамента. Поэтому я подумал, а может быть, вот эта открытость системы, абсолютнейшая доступность информации обо всех важнейших событиях, происходящих в системе образования города в прошедшем учебном году, через сайты, через еженедельные встречи с журналистами в департаменте, через открытый доступ, более того, хранящиеся в архиве записи видео-селектора еженедельного департамента, может быть, и есть один из результатов прошедшего учебного года. Потому что сама открытость и доступность информации, она уже предполагает желание системы образования быть такой, какой она нужна москвичам, Москве. И поэтому я, наверное, очень бегло попробую просто напомнить некоторые цифры, которые, опять же, говорю, общедоступны. Но, наверное, просто в порядке напоминания хотелось бы о них несколько слов сказать.
Во-первых, это тот факт, что стабилизировался бюджет системы образования. Он вырос за прошедшие два года очень значительно, почти на сто миллиардов рублей, несмотря на то, что часть учреждений, очень не дешевых учреждений, которые ранее были в системе образования, но занимались с детьми сиротами и другими подобными категориями детей, сегодня переведены в систему социальной защиты. Есть учреждения, которые ушли в систему культуры, которые занимались в основном спецификой связанной с Департаментом культуры. Тем не менее, бюджет системы Департамента образования остается очень высоким: в 2013 году - 257 миллиардов. Это очень солидная цифра, что позволяет говорить о хорошем ресурсном обеспечении системы.
За исключением нескольких, к сожалению, сот детей, на новых присоединенных территориях, предоставлены места в детских садах всем нуждающимся детям в возрасте от трех до семи лет. Хотя здесь идет такое хорошее соревнование между молодыми семьями и системой дошкольного образования. Потому что мы каждый год получаем в детские дошкольные отделения детей примерно на 20 тысяч больше, чем уходят из детских садов в школу.
Понятно, что весь город обязан этому радоваться, рождаемость растет и очень хорошими темпами растет. Мы тоже радуемся, но для нас это конечно серьезная задача, которая в своем объеме каждый год увеличивается. Можно сказать, что если в 2010 году дошкольное образование получало менее 300 тысяч детей, то сейчас 424 тысячи детей получат дошкольное образование.
Про то, что первого апреля этого года никаких событий связанных с поступлением в первый класс, в отличие от прошлых лет, в городе не было. Я вообще в отпуске был, должен признаться. Это, наверное, удивительный эффект от электронной записи, что первого апреля руководитель департамента может спокойно уехать в отпуск. Сегодня у нас уже практически 99% тех, кто записали детей по электронной очереди в первый класс, уже зачислились. Но, тем не менее, есть еще время и, я думаю, что никаких проблем уже у жителей Москвы с записью в первый класс в основном нет.
Не могу сказать агрегированные результаты. Я понимаю, что конец учебного года, все дети завершили учебный год. Наши выпускники взрослые люди, они получили аттестаты, которые раньше назывались аттестатами зрелости. Красивое, кстати, было название. Но мы пока не имеем права подводить итог, потому что Рособрнадзор по всей России ведет перепроверку материалов работ по Единому государственному экзамену.
Очевидно, что у нас результаты в этом году точно не хуже прошлых лет для школьников, для выпускников, но, тем не менее, мы тоже присоединились. Хотя Рособрнадзор не называл Москву в числе тех регионов, в которых нужно проводить перепроверку. Тем не менее, мы тоже сегодня смотрим и перепроверяем те результаты, которые непонятно как получены. Почему я говорю, непонятно как получены? Когда у выпускника прекрасная учебная история, победы на разных олимпиадах, на школьных, на окружных, на городских, на всероссийских, когда по всем нашим диагностикам, контрольным работам, которые Московский центр качества образования проводит в школах, в течение всего учебного года тоже высокие результаты и, соответственно, у ученика высокие результаты по данному предмету на Едином госэкзамене, то это, естественно, не вызывает никаких удивлений, сомнений. К сожалению, есть не очень большой процент работ, результаты которых резко отличаются от всех результатов, которые были в течение всего учебного года. Поэтому такие работы, историю таких работ мы перепроверим. Так же как перепроверяет Рособрнадзор в других субъектах, но мы перепроверим сами. Поэтому сегодня агрегированные результаты ЕГЭ по городу объявлять рано, они еще изменяться, тем более что идут апелляции, которые тоже вносят изменения в эти результаты.
Есть другой результат. Это завершились все этапы Всероссийской предметной олимпиады школьников. И здесь, с огромным удовлетворением, могу сказать, что у нас произошел качественный скачок в количестве победителей заключительного этапа. Их можно называть абсолютными победителями, потому что это ребята, которые заняли первые места на заключительном Всероссийском этапе олимпиады школьников.

Если в прошлые годы 73, 76, 74 таких было выпускников (да это могут быть не только выпускники, но и ученики 9, 10 и 11 классов), то в этом году у нас лучший результат за все годы участия сборной Москвы во Всероссийской олимпиаде. У нас 84 победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Среди призеров сегодня 21,4% победителей олимпиады в России - это московские школьники. Кстати, для сравнения, в 2010 было 18,8%, и, что особо хорошая тенденция, у нас каждый год растет число школ, в которых готовят этих победителей. То есть, если в 2010 году у нас была 421 школа, которая подготовила победителей призеров городского этапа, то в этом году таких школ 579. Это очень заметный скачок. Еще более заметный скачок - это увеличение количества школ, подготовивших победителей призеров самого верхнего уровня, заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Если в 2010 году 74 школы давали таких победителей, призеров заключительного этапа, то в этом году 128 школ имеют среди своих учеников победителей, призеров заключительного всероссийского тура.
Вряд ли бы это было возможно, если бы не возросла резко массовость участия школьников в предметных олимпиадах. Я могу сказать, что только в Московской Предметной олимпиаде количество участников с 28 тысяч в 2010 году выросло до 101 тысячи в 2013 году. При этом, естественно, когда из такого количества выбираются победители призеры, то понятно, что их уровень становиться гораздо выше.
Немого нужно сказать о том, что именно системная работа по контролю, постоянному мониторингу знаний, прохождения программ, уровня результатов, которую ведут московские школы вместе с Московским центром качества образования, ведет к тому, что количество таких участников из года в год растет. Причем мы стараемся, чтобы это было в первую очередь по заявкам самих школ, ибо им особенно важно знать независимую диагностику своей работы. Я должен сказать, что в прошедшем году было 684 с лишним тысячи участников таких диагностик против 355 в предыдущем учебном году.
Практически подведены итоги в отборе школ, которые станут получателями гранта мэра. Вы знаете, что в этом году количество грантов увеличено. Если в прошлом году у нас было 135 грантов мэра, то в этом году их будет 220. И, мы надеемся, что как только завершиться процедура апелляций и перепроверок мы уже подведем окончательные итоги, и результаты появятся еще в июле. Максимум в августе месяце будем иметь результаты наших всех школ в рейтинге на грант мэра.
Про зарплату, я думаю, уже всем хорошо известно. Потому что средняя зарплата публикуется на сайтах школ. Средняя зарплата всех школ города Москвы была открыто опубликована в одном из номеров учительской газеты «Москва». И каждый учитель, и каждый житель Москвы может видеть, насколько сегодня адекватно оплачивается труд наших педагогов. При этом, наверное, во мне говорит учительское начало. Но я никогда не считал и не буду считать, что зарплата может быть избыточной. Я думаю, что зарплата должна быть адекватной тем усилиям, тому труду, который затрачивают наши педагоги.
Какова у учителей средняя зарплата? Я подчеркиваю коллеги, что это такая цифра, которую надо правильно понимать. Что значит средняя? Что кто-то получает меньше, кто-то получает еще больше. Средняя зарплата в первом квартале у учителей была 64 тысячи. И особо приятно, что растет средняя заработная плата воспитателей дошкольных отделений. Она в первом квартале была 41,5 тысячи против 25 тысяч в 2010 году. И то, что сегодня, особенно там, где детские сады влились в состав общеобразовательных школ, происходит, может для кого-то удивительные, для меня абсолютно логичное явление. Коллективы школ понимают, что дошкольное отделение школы - это сегодня, наверное, самый важный элемент привлекательности школы для родительского сообщества. То есть школа сейчас начинается с дошкольного отделения. И поэтому они львиную долю своих резервных ресурсов, а они у них были, направили на подъем заработных плат в дошкольных учреждениях, что сказалось на результате.
Уважаемые коллеги, я еще раз могу сказать, что все цифры мною названные, все характеристики системы, они есть в свободном доступе. И вот, может быть, их наличие в свободном доступе и есть один из результатов прошедшего учебного года в системе образования Москвы. И это позволяет нам сегодня говорить о том, что наша самая главная следующая задача всей системы – это, конечно, качество. А так как качество - это соответствие потребностям, а у многих людей потребности разные, у детей тоже. Поэтому одним из важнейших элементов будущей работы становиться расширение возможностей для выбора как очень важной категории, выбора семьи, выбора школьников, выбора учителей, выбора руководителей образовательных учреждений. Потому что, если нет выбора, то нет возможности реализации разных потребностей, ну а если нет возможности реализации разных потребностей, то трудно говорить о качестве. Потому что качество - это все-таки степень соответствия потребностям тех людей, тех семей, которые пользуются услугами системы образования, которые сегодня находятся в системе образования Москвы в качестве учеников, родителей, учителей, руководителей. Поэтому я и просил, что бы коллеги рассказали об этом.
Все результаты не в департаменте, в департаменте скорее все задачи, а результаты все на уровне образовательных учреждений. И поэтому я очень просил, чтобы на встречу ко мне пришли конкретные руководители конкретных образовательных учреждений, чтобы они могли сказать о том, какие же результаты учебного года есть в конкретных образовательных учреждениях.
У меня все, спасибо.

ВЕДУЩИЙ
Мы можем перейти к вопросам. Тогда руководители образовательных учреждений будут отвечать. Мы построим работу так: сначала расскажем, а потом ответим на вопросы.

И.И. КАЛИНА
Я понимаю, с программным выступлением никто не планировал выступать?
Тогда готовы отвечать на вопросы.

ВЕДУЩИЙ
Мы переходим к вопросам, пожалуйста.

С. ЛАРИОНОВ - «Интерфакс»
Исаак Иосифович, два вопроса. Первый вопрос. Все-таки хочется из первых уст услышать, что случилось с золотыми медалями, которые вручили выпускникам - флаг России, флаг Сербии? Второй вопрос. У нас 8 сентября прямые досрочные выборы мэра, и школы станут базой участковых избирательных комиссий. Какая-то работа уже началась?
Спасибо большое.

И.И. КАЛИНА
Про медали сначала. Самое обыкновенное разгильдяйство исполнителей, которые получив две партии золотых медалей. Одну партию проверили, первую, а вторую нет. Как-то никто не сомневался, что она идентична первой партии. Часть золотых медалей, к счастью меньшая часть, оказалась бракованной. Оказалось, производители плохо изучали некоторые предметы в школе и напутали. Значит, 23 числа это было обнаружено. 23 числа тут же были произведены переговоры с поставщиком, который попросил 14 дней на полную замену медалей. Списки всех золотых медалистов у нас есть и проблем с заменой у нас не будет. Естественно, мы попросим школы, они нам помогут: у всех ребят попросят обменять полученные ими медали на правильные. Соответственно, все претензии к поставщику и штрафные санкции выставлены, а люди допустившие халатность, наказаны.

С. ЛАРИОНОВ - «Интерфакс»
А размеры бедствия не могли бы уточнить, сколько было брака?

И. И. КАЛИНА
600 с небольшим из полутора тысяч медалей. Все будут заменены, по заверениям поставщика, в двухнедельный срок. По заверениям поставщика, им нужно две недели, чтобы произвести новые медали.
Про 8 сентября? У нас, по-моему, почти 80% избирательных участков в городе располагаются традиционно на базе образовательных учреждений. Надо сказать, что в прошлом году прошли достаточно хорошие организационные репетиции, поэтому особых каких либо чрезвычайных мер принимать совершенно не нужно. Школы работают и будут работать в обычном своем режиме, а на воскресенье станут хозяевами территории, на которую придет очень много гостей. Все школы привычны к приему гостей. У нас все время в школу приходит много гостей, для нас это не непривычное событие, поэтому школы спокойно готовятся. Надеюсь, день будет теплый, солнечный, чистый. Зимой же есть некоторые проблемы из-за климата. В сентябре, я думаю, никаких проблем вообще не будет.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо Исаак Иосифович. Мы у себя Вашу пресс-конференцию проаноснировали в Информационном центре в начале июня, и поступило достаточно большое количество вопросов. Поэтому я буду какие-то вопросы задавать. Это больше темы, мы их постарались объединить, и мне бы хотелось задать один вопрос, он наиболее часто звучал. Есть такое крылатое выражение, что лучшая школа та, которая находиться рядом с домом. Но мы знаем, что это не всегда так и какие-то школы в центре считаются лучше. Был рейтинг, свой родительский. Учитывая, что значительно подвергается реформированию система образования в Москве, и все это происходит в 2013, в 2014 году, можно ли с металлом в голосе сказать, что те школы, которые будут находиться рядом с домами, будут лучшими? И то, что звучит: лучшие учителя, повышение зарплат - будет звучать не как шутка, а как именно то, что реально есть в Москве?
Спасибо.

И.И. КАЛИНА
Кто-то из великих говорил: истину не провозглашают громко. Поэтому с металлом в голосе совершенно не обязательно. Я думаю, что москвичи народ очень грамотный, разумный, жизнью и здоровьем детей рисковать никто не хочет и возить в 6 утра на другой конец города у большинства нет желания, и я уверен, что нет никакой нужды. Потому что, если посмотреть сегодня на карту Москвы и распределить по этой карте школы, а их почти 600, в которых есть призеры городского этапа олимпиады, а такие призеры и победители случайно не появляются, они вырастают в хорошей учебной среде, то практически вся карта будет достаточно равномерно заполнена.
Я в последнее время люблю приводить пример школы в Южном Бутово, которая формировала нам костяк сборной города на Всероссийскую олимпиаду по математике. Поэтому точно, кто хочет хорошо учить физику и математику, из Южного Бутово ездить никуда не будет, и практически также по каждому предмету.
Более того, я всегда говорю, что один ученик может набрать 220 баллов в школе, потому что он такой исключительный. А мы смотрим обычно так - есть ли группа учеников набирающих высокие баллы, хотя бы пять человек. Дальше, я думаю, мы поставим более серьезные задачи – это 10 - 15 человек.
Сегодня практически каждая школа города способна предоставить возможность ученику учиться хорошо. Важно, чтобы он этого хотел сам и понимал значимость этого. И я думаю, понимание значимости растет. Поэтому я вам говорил, что очень важен выбор. Хочется сказать, что сегодня важно, чтобы у москвичей была возможность не выбора школы в городе, что зачастую является пустой декларацией, потому что выбрать можно, а доехать до нее нельзя, а возможность широчайшего выбора в школе. Хочется, конечно, добавить, в каждой школе. Вот это и есть задача следующего этапа: чтобы была возможность выбора у москвичей, выбора в школе, каждой школе.
Любовь Александровна?

Л.А. МЯСНИКОВА
Я хочу добавить, что выбор школы и выбор программы могут сделать управляющие советы. Школу в шаговой доступности сделать такой, какой они хотят видеть, то есть многопрофильную, с выбором той программы, которая будет интересовать родителей, детей. Это то, о чем мы говорим. Зачем возить ребенка на другой конец города, если можно рядом сделать школу, такой, какой вы хотите ее видеть.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Пожалуйста, вопросы. Я буду чередовать, не все я буду спрашивать.
Да, пожалуйста.

Н.А. СИЛАЕВА – «Журнал «Родина»
У меня вопрос к Исааку Иосифовичу Калине. Вопрос будет связан с оптимизацией или с объединением общеобразовательных учреждений. Интересует объединение школ со школами, колледжей со школами. Вопрос первый. Когда планируется завершение оптимизации, к какому году, или это процесс непрерывный? И второй вопрос. Каковы цели оптимизации? Это касается качества предоставляемых услуг? Как это будет соотноситься с оптимизацией?

И.И. КАЛИНА
Можно я отвечу, что не планируется. Нет такой задачи. Коллеги, давайте не будет путать задачи и механизмы. Есть задачи повышения качества, расширения выбора москвичам, а какими механизмами это решается, - это решение самих образовательных учреждений.
Не могу сказать. Есть какая-то песня: «Нет у революции начала, нет у революции конца». Нет у эволюции начала, нет у эволюции конца. Началось это сколько лет назад? 25?

Е.Л. РАЧЕВСКИЙ
Вот я стартовал в 1992 году.

И.И. КАЛИНА
Вот Ефим Лазаревич стартовал в 1992 году. Сегодня 2013 год. Это естественный процесс, который не надо не подгонять, не тормозить. Я думаю, жители каждого микрорайона вправе иметь школу, обеспечивающую их разнообразные потребности, а какими механизмами это будет решаться, в каждом микрорайоне по-разному. Очень разные микрорайоны, разные решения.
Может директора на этот вопрос ответят?

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА
Как раз хотела поддержать Исаака Иосифовича по поводу комплекса. Дело в том, что объединение образовательных учреждений, в том или ином виде, дает возможность более широкого веера образовательных услуг и не только образовательных, но и дополнительных, надо это понимать. То есть, наша задача перед каждым учеником, любому ученику с любыми потребностями раскинуть этот прекрасный веер. Чтобы он выбрал, чтобы это был его индивидуальный маршрут. И это должно касаться не только профессиональной подготовки предпрофиля, основной нашей образовательной задачи, но и послужить свободному выбору ученика. Наша задача выпустить не только образованного человека, нам нужен свободомыслящий лидер и человек принимающий решения. И вот, когда мы в комплексе имеем эту возможность выбора, ученик составляет маршрут. Когда школа ограничена, она ограничена зданием, она ограничена ресурсами различными, кадровыми, то сужается и выбор.
Прошел год с момента объединения.
Что касается объединения детских садов и школ, здесь надо понимать, что при свободном выборе родителем детского сада, он выбирает модель выпускника школы. Он уже выбирает миссию, философию школы. Это очень важно, мне кажется, для родителей, для свободного такого выбора.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА
А я добавлю как родитель. Выбирая школу, мы выбираем ее сами, совершенно не задумываясь о том, сможет ли ребенок учиться в этой школе или нет. Выбирая математическую школу и приводя ребенка в первый класс, вдруг в четвертом, в пятом или в шестом оказываться, что ребенок не способен учиться в этой школе. Оказалось, тяжело. И что делать тогда? Вместо того, чтобы брать репетиторов и тянуть ребенка совсем по ненужному ему предмету, нет, предмет, конечно, нужный, но не настолько углубленно, то в этой же школе, в этом же комплексе он найдет свою дорогу. Он может перейти в другой, соседний класс, а может быть в биологию, а может быть еще куда-то. Поэтому стоит задуматься, все-таки школу выбираем мы, родители, еще не зная, какой он у нас этот ребенок.

ВЕДУЩИЙ
Вы удовлетворены ответом? Да?
Все коллеги, пожалуйста.

Е. РИЦ - «Первый образовательный канал»
Как известно, понедельник начинается в субботу. Наверное, следующий учебный год начинается не первого сентября, а, скорее всего, сразу после выпускных балов? Скажите, пожалуйста, что такое для Вас начало учебного года? Исаак Иосифович это Вам вопрос. Ефим Лазаревич, Вам, если можно, и всем, кто пожелает мне ответить. Спасибо.

И.И. КАЛИНА
Я последним, можно?

Е.Л. РАЧЕВСКИЙ
Есть одна специфика у учебного года, и школьные работники самые счастливые. Если у всех граждан Российской Федерации два новых года. Первый - первого января, второй - тринадцатого, и мы же всегда ищем повод еще налить выпить, то у учителей три новых года. И знаете, какое самое великое счастье для меня как директора - это, недавно высказанные Исааком Иосифовичем слова, что наконец-то мы сможем нормально планировать наши финансы по этому новому году, по допетровскому новому году. Помните, он начинался в сентябре и заканчивался в сентябре. А у школьных работников всегда была драматическая ситуация, когда мы говорим новый год, особенно в диалоге с бухгалтером, то мы говорим какой новый год: тот или наш? Вот про наш. Он имеет одну особенность заканчиваться не выпускным вечером, он заканчивается в ночь с 31 августа на 1 сентября и не бывает перерыва между новым учебным годом. Я полагаю, что выскажу некое консолидированное мнение. Во-первых, начинает работать новый закон. У этого нового закона об образовании, кстати, мы о нем уже минут пятнадцать говорим, широкие возможности: выстраивания персональной образовательной программы для ребенка, информационной открытости школ. Это все новый закон об образовании. У него есть одно свойство: асфальт проложили там, где народ тропинки давным-давно уже проложил. Сложности будут в технологизации - как это делается, потому что еще не учились по-настоящему. По всей видимости, будут какие-то школы первопроходцы, и, кстати сказать, те изменения, которые мы ждем в системе повышения квалификации московской системы образования, позволят нам успешно войти в реализацию этого нового закона.
Вы знаете, я бы обозначил новый закон как закон, который легитимизирует выбор семьи и выбор ребенка. В действительности это самое существенное. Не все его прочитали, он длинный я понимаю, но это самое существенное в нем. Мы ждем этого. Мы директора ждем начала учительской безработицы в Москве. Я мечтаю об этом. Хотя качественная безработица уже есть и это очень хорошо. Ни в одной успешной сфере деятельности без конкуренции невозможно, даже если это искусство. И в нашем деле это тоже хорошо. Приведу пример. Где-то месяца три тому назад мы на сайте выставили информацию, что нам нужен хороший учитель физик,и и в моем портфеле примерно за два месяца появилось 14 резюме. Мы смогли устроить кастинг, конкурс. И причина Исааком Иосифовичем была названа. И, кстати сказать, деньги важный, но не единственный фактор выбора учителем школы. Ему еще важны условия, в которых он будет работать. И, я бы сказал так: свершилось то, чего мы очень долго ждали, появилась возможность сделать системное и эффективное учительское место. Скучные слова – рабочее место, но сегодня нет проблем, когда учитель приходит ко мне, как к директору, и говорит: «Батюшка, купи компьютер, пожалуйста». Получили все, все есть. Я бы не сказал достаточно, но есть много. И мы на какой-то грани достаточности, наступает второй период. Я помню, когда заселялись первые жилые микрорайоны в Москве и в других городах, не все знали, что делать в ванной комнате надо. А я помню первые горбачевские компьютеры, которые мы получили тогда в подарок в шкафах или в ящиках у директорских кабинетов. Вот сегодня наступает другой период, когда техника есть и нужна профессиональная культура. И это одна из важных проблем, которые мы должны разрешить в новом учебном году.
Ну, и наконец, третье. Сколько лет работаю, всегда говорю родителям: берите, пожалуйста, власть, сегодня это легитимизировано абсолютно. Я имею в виду управляющие советы, о которых говорила Людмила Александровна. Исаак Иосифович говорил, что школа это объект, дитя, опека над которым должна выйти за пределы родительского сообщества. Сегодня они родители, а завтра они уже не родители или наоборот. Есть такая интересная тенденция: у нас в управляющем совете молодые люди где-то до 30, они еще не родители, но они не пропускают ни одного заседания. Это очень волнует.
Вот я выделил существенные три вещи, которые мы ждем. Это эффект от новой системы повышения квалификации, это реализации персональной возможностей образования в школах и расширения школьной публичности. Школа сегодня должна стать, когда я говорю школа, я имею в виду детские сады тоже, самым публичным местом, как только возможно.
Спасибо.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА
Можно я добавлю по поводу свободы, выбора и так далее? Мы сейчас говорим о свободе выбора родительской общественности и детьми, но вы ведь знаете, мы директора, тоже стали иметь совершенно другую свободу выбора, чего раньше не было. Мы имеем возможность, не нарушая СанПиН и остальных ограничивающих нас нормативных документов. Мы сами выбираем себе четверти или триместры. Мы давно выбираем себе каникулы. Мы давно выбираем себе практикумы, формы блочного обучения: урочные внеурочные, групповые, индивидуальные, все что угодно. Вот, например, в нашей школе мы не первого сентября начинаем учиться уже 8 лет, а 31 августа. И 31 августа все дети приходят с арбузами в школу, и у нас традиционный «арбузник», и дети празднуют именинников. Летние дети, кто родился, без праздника остаются, все же на дачах на отдыхе. Вот 31, пожалуйста, - это традиционно стало, и приходят все. Мы свободны. Как нам надо, так у нас все и работает. Это тоже очень важно.

И.И. КАЛИНА
Не могу я не вспомнить Александра Григорьевича Асмолова. Я думаю, все, кто образованием интересуется, его знают. Он однажды произнес замечательную фразу, что координация - это ликвидация избыточных степеней свободы, будем заниматься координацией в таком случае.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Коллеги, пожалуйста, ваши вопросы.

Е. СУМИНА – «Вечерняя Москва»
Если позволите, Исаак Иосифович, такой вопрос к Вам. Вот в Департаменте информационных технологий на днях сообщали: на сайте госуслуг, на портале, сейчас можно всего в один лагерь зарегистрироваться. Места всего в одной школе остались, в детском городском бесплатном лагере при школе. Скажите, пожалуйста, это нам показывает, что спрос большой, предложение меньше? Будут ли какие-то дополнительные площадки для детей этим летом?

И.И. КАЛИНА
Вообще организацией летнего отдыха у нас руководит Департамент культуры города, к которому, вы знаете, присоединили часть Департамента семейной политики. К нему и перешли эти функции. Поэтому общие задачи в этом вопросе координирует Департамент культуры. Мы не очень хотели расширять лагеря на базе школ. Во-первых, это не очень полноценный летний отдых. Выездные лагеря гораздо полезнее. Во-вторых, вы понимаете, в школах идут ремонты, что не совместимо с наличием там детей. Поэтому наши педколлективы, наши школы идут навстречу просьбам родительского сообщества и открывают, по мере необходимости, такие лагеря. Это решение самих образовательных учреждений. Если какие-то учреждения получат соответствующий сигнал от своего родительского сообщества, то, я думаю, откроют. Если не получат такого сигнала, то не откроют.
Коллеги я, правда, хочу, чтобы вы услышали, что департамент постепенно, очень постепенно, к сожалению, но все-таки старается перейти от «командования школами» к координации, даже в терминах Александра Григорьевича Асмолова. Поэтому нельзя решать в департаменте, как в каждом микрорайоне будет решаться.
Был вопрос про объединения. Не объединения школ. Можно иметь 4,5 тысячи учреждений и, скорее всего, 4,5 тысячи учреждений окажутся почти все одинаковыми, потому что 4,5 тысячам учреждений невозможно, по определению, предоставить большую степень свободы. Это значит, будут единые указания, единое все. Получается учреждений много, а педагогического многообразия в них нет. Поэтому забота многообразия - не сколько учреждений, и не сколько директоров, замов директоров в городе, а каково педагогическое многообразие в каждом образовательном учреждении. И поэтому мне кажется определяющим: есть ли в школе у Ефима Лазаревича, у Ольги Владимировны, у Вадима Юрьевича, у Анны Алексеевны педагогическое многообразие или его нет? И вот наша задача сегодня дать им такую возможность. В том числе и что касается вопроса летней работы с их учениками. Они решат, возможность у них такая есть.

В.Ю. ЖИРАВОВ
Все абсолютно правильно, Исаак Иосифович. У меня 97 учеников сейчас находиться в выездном лагере. Во время первой смены 17 из них остаются на вторую смену, и первого июля еще 123 ребенка уезжают туда. У нас запрос от родителей на выездной лагерь, поэтому порядка 200-250 человек каждое лето отдыхают в лагере, который организован самим образовательным учреждением. И точно также мы поступаем во время зимних каникул, никогда не организуем лагерь в стенах школы, а мы всегда выезжаем на базу отдыха в Подмосковье и своими силами организуем там лагерь. Там тоже порядка 200-250 человек всегда в этом лагере находиться детей. У родителей не болит голова, хотя они все праздники дома, но отправляют детей для того чтобы они как больше времени проводили на свежем воздухе.

А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»
Исаак Иосифович, не могли бы Вы уточнить. Вот вы сказали, что Москва тоже будет перепроверять работы по ЕГЭ, которые представляются сомнительными. Сколько таких работ? Или какой процент от общего числа?

И.И. КАЛИНА
Еще и список огласить? Это будет несколько сот работ, которые будут перепроверены. Точнее уже перепроверяются.

К. ПАСТУШКОВА – «Life News»
Здравствуйте. Вопрос ко всем участникам конференции. Когда мы готовили материалы о ЕГЭ в 723 школе, нам сказали, что один мальчик подал апелляцию на то, что во время экзамена по русскому языку у него сильно скрипел стул. Это очень мешало, отвлекало, раздражало. Апелляцию естественно отклонили. Возможно, в ваших школах были какие-то необычные жалобы, и, вообще, сколько в этом году апелляций?

И.И. КАЛИНА
Ответьте пока про свою школу.

В.Ю. ЖИРАВОВ
Могу про свою школу сказать. Мы, конечно, не были руководителями пункта проведения экзамена, но все время находились в учреждении и помогали. Потому что и руководитель ПП не являлся нашим сотрудником, и члены комиссии тоже не являлись нашими сотрудниками, и дети были не из нашей школы в пункте проведения экзамена. Поскольку Единый государственный экзамен проходит уже не первый год, такие ситуации, о которых вы говорите, предусмотрели уже по опыту прошлого года. В этом году в моем учреждении апелляций не было. У меня 1260 номер пункта проведения экзамена. Никаких жалоб со стороны детей не поступало и даже, когда мы заметили, что муниципальные служащие косили траву на территории микрорайона, охрана была вынуждена выйти и просить чтобы они на 2 часа прекратили покос травы, поскольку это могло помешать детям написать достойный экзамен. Вот это единственное, что было. Но это не от детей поступила информация, а от нас. Никаких других замечаний не было.
Спасибо.

И. ДЕМЧИК – «Реальная школа»
Добрый день. У меня к Вам такой вопрос. Как Вы видите развитие и значение управляющих советов школ в ближайшем будущем?

Е.Л. РАЧЕВСКИЙ
Вы задали очень важный глубокий вопрос, который отослал меня к началу выступления Исаак Иосифовича. У нас сегодня бывает иллюзия, справедливая иллюзия, что какое-нибудь начинание должно давать эффект через недельку, через две, а на самом деле серьезные изменения в образовательных системах, особенно таких гигантских, как Москва, это несколько лет, а может до одного десятка лет. Первому управляющему совету в Российской Федерации в этом году исполнятся 20 лет. Много ли их стало в России? Много их не стало, и это хорошо. Я помню указ президента Бориса Николаевича Ельцина 1999 года о создании попечительских советов. Помните такой указ? Через месяца два, это Болотов рассказывал, 1175 школ отчитались о создании попечительских советов. С управляющими советами, к счастью, такое не происходит. Никто не насаждает, никто не побуждает, они взрастают органично, медленно и постепенно. Что это такое, я не буду рассказывать, все это понимают. Просто акценты хочу еще раз расставить.
Поскольку граждане, отдающие своих детей в школу, я подчеркиваю слово отдающие, выказывают школе определенный кредит доверия, они потихонечку меняются. Я помню родителей одиннадцатиклассников, которые ко мне иногда заходят. Они все еще робко ко мне заходят. Родители первоклассников заходят смело, яростно, напористо протягивают в руке визитку и говорят: «Я налогоплательщик, что ты директор на мои налоги сделал для моего ребенка и для детей из класса, где он учиться?». Наверное, в этом главный смысл.
Когда я говорю, берите власть в свои руки, я говорю в буквальном смысле слова. Почему? Потому что управляющий совет, многие идентифицируют его как орган самоуправления, это никакой не орган самоуправления. Знаете, такие имитации в школах идут? Школьный парламент и еще что-то? Нет, это не орган самоуправления, это орган управления, поэтому он называется управляющим советом.
Будущее я вижу следующим образом. Идет смена поколений, без всякой лоботомии, спокойно. Сегодняшние тридцатилетние родители - это уже другие родители, характеристику я им давать не буду, вы и сами прекрасно понимаете. И они требуют, они относятся адекватно к школе, к детскому саду, понимая, что они как налогоплательщики все это делают, они хотят этим управлять. Поэтому будущее вижу следующим образом: было бы здорово, если в каждом регионе Российской Федерации был принят некий документ, в частности закон, может быть региональный, об управляющих советах. Сегодня нормативной базы для них достаточно, и поэтому этому надо учиться им доверять. Я отдаю ряд полномочий своему управляющему совету, я бы ему еще побольше полномочий отдал, и тогда школа работала еще эффективнее.

И. ДЕМЧИК – «Реальная школа»
И еще один вопрос есть. Роль родителей и учащихся в правлении школой, будет расширяться? Как это будет отражено в законе на практике?

И.И. КАЛИНА
Это участнику разработки федерального закона, Ефим Лазаревич.

Е.Л. РАЧЕВСКИЙ
В законе это уже учтено и уже зафиксировано, что управляющий совет наряду с другими советами, не обязательно должен так называться - управляющий. И сейчас в проекте находиться проект московского закона об образовании, и параллельно есть такой 42 приказ Министерства образования и науки, который готовит примерно 110 подзаконных актов. Подзаконные акты должны технологизировать, как та или иная строка закона будет работать. Вот примерно я полагаю, что к исходу августа эти все подзаконные акты будут готовы.
А закон уже сегодня говорит: действуй. И в этот период большой неопределенности и больших степеней свободы, а, следовательно, больших возможностей надо взять на себя ответственность. Видите, какое корявое предложение? Больше возможностей взять на себя ответственности. Вот этим нужно обязательно пользоваться.
Как правило, успешно работают те, кто первыми начинают делать. Мы на той неделе проводили заседание общественной палаты, посвященное московским управляющим советам. Сегодня это система, которая может уже делегировать свой опыт другим регионам и достаточно эффективно.

И.И. КАЛИНА
Ефим Лазаревич, я себе позволю сказать тоже два слова. Мне кажется, что Ефим Лазаревич несколько раз говорил «родители», а несколько раз говорил «граждане». Это пока наш переходный период. В законе есть четкая фраза, что образование - это общественное благо. Мы должны говорить не только о родителях и учениках. Они сегодня родители, завтра уже у них дети выпустились. Это не значит, что они должны потерять интерес к школе, или ученики, которые закончили школу, тоже не должны потерять интерес к своей школе.
Мне очень понравилось, когда я был у Ефима Лазаревича в Общественной палате, на конференции, там несколько раз звучал термин «сограждане». Если образование - это общественное благо, то и общество имеет полное право, а то и обязанность самого активного участия в управлении школой.
Я не верю, что кто-то из сограждан захочет рассказывать учителю математики или физики, как ему вести урок. А вот есть организация жизни школы, уклад школы и здесь, конечно, сограждане являются специалистами по организации жизни школы, по формированию уклада школы, и их участие, на мой взгляд, ничем не может не быть заменено.

Е.Л. РАЧЕВСКИЙ
Исаак Иосифович, иногда подсказывают и как урок вести, Вы знаете.

И.И. КАЛИНА
Ну, думаю, что если подскажут как урок вести надо скорее их брать и просить вести уроки.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА
Я хочу сказать, что если школа интересна, то есть интересна в микрорайоне, вы изначально будете к ней присматриваться. Есть ли у вас дети, нет у вас их еще, у вас это еще в планах. Вам эта школа будет интересна, и вам будет интересно, какой она станет через год, через два, через три. И поэтому те люди, которые живут в этом микрорайоне, будут заинтересованы, чтобы эта школа развивалась и развивалась в лучшую сторону. И когда дети появятся или подрастут, чтобы идти в школу, чтобы можно было отдать их не на другой край земли, край Москвы, а именно в ту школу, которая находиться рядом, поэтому конечно надо идти в управляющие советы.
Что такое управляющий совет? Еще раз напомню - это ученик, родитель, педагог, то есть если туда присоединяться заинтересованные в будущем родители, которые собираются отдать ребенка в эту школу, то это будет еще интереснее и может получиться очень не плохая модель школы.

ВЕДУЩИЙ
Да, пожалуйста.

Ю. СМИРНОВА – «Комсомольская правда. Отдохни»
К Исааку Иосифовичу вопрос. Можете прокомментировать ситуацию в школе 847, где был конфликт, связанный с якобы разжиганием межнациональной розни с участием и учителей, и родителей, и учеников? Сейчас суд восстановил учительницу на работе, департамент наверняка как-то эту ситуацию исследовал, разбирался?

И.И. КАЛИНА
Должен сказать, спасибо «Комсомольской правде». За это свою долю критики получило руководство Северного округа, что я узнал о ситуации от вас, из публикации.
В связи с тем, что я привык доверять публикациям в прессе, может это и ошибка по жизни, но я пока стараюсь доверять, то я написал руководителю округа. Первое. Проверьте все юридические основания, и так как очевидно их отсутствие, то немедленно восстановите учителей на работе. Но, к сожалению, ситуация была уже в суде, где логично и завершилась. Поэтому, могу сказать одно. Наверное, можно по-разному относиться к подобным ситуациям, но решение должно приниматься только в том случае, когда есть юридическая необходимость в принятии подобного решения. На мой взгляд, никакой юридической необходимости в принятии такого решения, как увольнение этих учителей, не было. Обязанность директора быть учителем своих учителей. Можно было просто педагогически объяснить, что полезно, что вредно. Ситуацию не нужно было доводить до увольнения. Я думаю, что это ошибка директора, юридическая ошибка, что суд и подтвердил. Соответственно, и директор, и начальник округа анализируют сейчас свои действия и дадут самооценку им, а департамент даст свою оценку.

ВЕДУЩИЙ
Исаак Иосифович, позвольте вопрос задать. Это мой вопрос, он не поступал на сайт.
Мой племянник учится в Восточном округе. Он принес газету. Она меня очень удивила. Департамент проводил какой-то эксперимент, и в школах выходила газета, в которой нет рекламы, нет ничего. Это такая образовательная, рассказывающая, достаточно толстая газета. По-моему, проект был сделан то ли с «Вечерней Москвой», то ли с «Московской правдой». Мы ее в семье, взрослые люди, прочитали с удовольствием. Были удивлены интересным содержанием. Там было написано, что этот эксперимент проводится только в округе. А на всю Москву можно распространить?

И.И. КАЛИНА
Когда я ехал на пресс-конференцию, меня мучила мысль: зачем люди приедут на пресс-конференцию Калины Исаака Иосифовича, если все, что знает Калина, сегодня есть в свободном доступе и можно все это почитать, послушать, не выходя из дома. Теперь я, наконец, понял – Калина узнает от участников пресс-конференции то, чего он не знает о системе образования в городе Москве.
Спасибо огромнейшее. Признаюсь, не знаю об истории, которую Вы рассказали. Попрошу руководителя пресс-службы дать мне информацию. Если это полезно, попробуем распространить на всю Москву. Хотя, кто-то из великих сказал, что хорошо можно сделать только то, что придумал сам. То, что Вы сказали, - это для размышления директорам, советам городских школ, советам родительской общественности. Очень не хотелось бы что-то навязывать, кроме того, что положено по стандарту общего образования. Такие вещи интересны и полезны, когда они самозарождающиеся. Не зря же Высоцкий сказал, не все, что сверху - от Бога.

ВЕДУЩИЙ
Перед началом пресс-конференции мы с коллегами вспоминали свои учебные годы и вспомнили, что у нас в старших классах приходили студенты на практику. А сейчас это есть или изжило себя? Спасибо.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА
Я позволю себе ответить на этот вопрос.
Мы приглашаем в свое учреждение на практику студентов 3-5 курсов. У нас плотные отношения с педагогическими университетами. Мы приглашаем не только учителей, но и логопедов, психологов на практику и в дошкольное отделение, и в отделение общего образования. На этом этапе мы уже имеем хорошую возможность увидеть для себя потенциальные кадры. Эта практика есть и довольно популярна у нас в учреждении.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА
Сегодня это одна из стратегий развития кадрового ресурса в системе образования России в целом.
До недавнего времени в стране был один единственный ВУЗ – Московский городской педагогический университет, который ввел эту интернатуру. В течение 9 месяцев она была. Это самый эффективный способ понять, будешь ты учителем или не будешь. А для школы отобрать себе кого-то из пришедших на практику. Сегодня это такой тренд, который рекомендован для ВУЗов России. Это очень эффективно, полезно и нужно.

Е. БАЛАБАС – «Московский Комсомолец»
Хотелось бы вернуться к теме ЕГЭ, которую уже затрагивали, и узнать Ваше мнение по такому вопросу. По результатам этого года, ознаменовавшегося многочисленными скандалами, многие говорят, что система ЕГЭ будет реформирована в плане добавления туда объективных факторов, таких как учет среднего балла аттестата, разнообразных достижений ученика в течение года, вплоть до спортивных. Что Вы на этот счет думаете? Можно ли ожидать принципиальных изменений в ближайшее время? Спасибо.

И.И. КАЛИНА
Давайте разделим вопрос на что мы думаем по этому поводу и что будет. ЕГЭ регулируется федеральными службами, нормативами, поэтому мы можем говорить только то, что мы думаем. Позволю себе справку, что все предложения, которые Вы слышите, озвучили, они точно не в этом году возникли. Они возникли еще в 2000 году, когда ЕГЭ только зарождался в стране. Тогда обсуждались проблемы и среднего балла и многие темы, которые обсуждаются сегодня.
Надо понять, зачем все это предлагается. Одна из задач, которую хотят возложить на средний балл, – это поддержание интереса ко всем предметам, а не только к тем трем, которые будут сдавать на ЕГЭ. Эта задача в хорошей школе решается гораздо более простыми способами. Во-первых, она решается системой внутришкольного контроля, системой выпускной итоговой аттестации. Давайте не будем забывать, что ЕГЭ – это только одна из деталей выпуска из школы. А вообще-то в каждой нормальной школе, как проводили в наше время и проводят сейчас: и выпускное сочинение, и выпускную контрольную по математике, и зачеты по всем предметам. Если школа нормальная, то она задачу поддержания интереса ко всем предметам решает за счет внутришкольного контроля. Во-вторых, было в 2001 году более кардинальное предложение. Я его озвучу: для того, чтобы никто не бросал учить ни один предмет. Нужно сделать не два обязательных ЕГЭ, а три. Третий объявлять за месяц или два до ЕГЭ, чтобы никто не знал, каким будет третий государственный обязательный экзамен, и его делать по принципу зачет-незачет, чтобы он не давал баллы. С точки зрения стимулирования интереса вроде бы неплохо. Но хотелось бы, чтобы были не стимулы, а мотивы.
Проблему я вижу в другом. В том, что мы пока не смогли показать обществу, к сожалению, что мир, наука, образование перестают быть дискретными. Не зря же в стандарте появилось слово «метапредметность», или тот же Михаил Валентинович Ковальчук ввел термин «конвергентность» наук и технологий. Сегодня, в самом деле, очень трудно быть полезным, эффективным человеком, не зная смежных дисциплин с той, которой ты занимаешься.
Мне вчера задали вопрос о том, повысились ли результаты ЕГЭ после слияния школ. Коллеги, ответ только один – 10 с половиной лет дети учились в маленькой школе и, к счастью, образование – это процесс непрерывный, и последние полгода не могут совсем изменить результат. Так же и здесь. К сожалению, наши дети, да и их учителя учились в школе, да и в ВУЗе, где все было очень дискретно. Сегодня же мир вступает в эпоху междисциплинарной интеграции. Это очень сложная образовательная задача показать нашим ученикам, что не баллы по трем строчкам будут важны для жизни, а важен очень широкий спектр знаний.
Вчера же в Мосгордуме, когда обсуждали, я говорил, что стремление получить бумагу с баллами, а не знание для этих баллов, очень характерно для тех, кто поступает в слабые ВУЗы. Я хотел бы посмотреть на того человека, который, не имея знаний по математике, физике и целому спектру дисциплин, поступит, скажем, в Физтех. Он не в первую сессию оттуда уйдет. Он до сессии там не выживет. Таких ВУЗов, как Физико-технический, слава богу, пока еще очень много. Никто с никакими фиктивными, фальшивыми балами в эти ВУЗы даже не пытается поступить. Поэтому очень важна именно та работа, которую пытается сегодня делать страна по повышению качества ВУЗов. Потому что, если наши выпускники будут понимать, что для успешной учебы в ВУЗе, а потом, естественно, работы, нужна, в самом деле, метапредметность, конвергентность знания, тогда не будет этой проблемы искусственного стимулирования «учи все». Можно, как я уже говорил, придумать третий экзамен, но это искусственное стимулирование. То же, мне кажется, и про средний балл. В нем есть еще опасность. Все понимаем, что средний балл в школе такой-то и средний бал в школе номер такой-то даже при всех наших независимых диагностиках, они все же будут разный вес иметь. Поэтому их суммировать с одним весом не совсем корректно. И вообще, я думаю, что на ЕГЭ почему-то общество навешивает столько задач, которые, во-первых, никто не обещал единым государственным экзаменом решить, а во-вторых, которые не навешивались никогда даже на двойную систему выпускных и вступительных экзаменов. Коллеги, ЕГЭ – это один из небольших элементов системы образования. Кроме него в системе существует огромное количество работы. Вообще, отказываюсь обсуждать ЕГЭ в отрыве от предметных олимпиад.
Говорят, что ЕГЭ не дает проявить творчество. Когда я решаю КИМы по русскому языку, будучи учителем математики, я понимаю, что, чтобы дать правильный ответ, надо очень подумать. Простая зубрежка правил не поможет. И так по всем предметам. Но у нас же есть огромный массив предметных олимпиад – Всероссийская олимпиада по 21 предмету, университетские олимпиады в огромном объеме. Пожалуйста, прояви там творчество.
Я считаю, что ЕГЭ очень хорошо справляется с ролью фильтра. Давайте вспомним, что выпускные экзамены вообще никаким фильтром не были. Их проходили все. Терялся традиционный смысл выпускных экзаменов в школе. Да, в 50-60 годы это был жесткий фильтр, но дальше он стал пропускать все. А вступительные экзамены, наверное, были слишком жестким фильтром. Не всегда объективным, давайте признаемся. Поэтому, не надо на ЕГЭ навешивать то, для чего он не предназначен, и обсуждать, оценивать совершенно не свойственные для него задачи. Обратите внимание, 7% по стране не прошли этот фильтр, например, только по математике. Причем, поверьте учителю математики, что не сдать на эти 24 балла ЕГЭ по математике – это надо очень сильно стараться на уроках математики уши и глаза закрывать, ничего не делать. Потом, у всех, кого допустили к ЕГЭ по математике, есть контрольные работы, за которые им поставили хотя бы тройки. Любая контрольная работа сложнее, чем уровень задач, обеспечивающих прохождение минимального порога. Я считаю, что ЕГЭ по математике роль фильтра, который отсекает тех, кто фактически не учился, а только числился в школе от тех, кто учился, он эту роль точно выполняет. Сказать, что он выполняет роль сепарирования на высшем уровне, не берусь. Для этого у ВУЗов есть дополнительные вступительные испытания. Для этого у всех творческих ВУЗов на так называемые творческие специальности есть творческие испытания дополнительные. Для этого есть огромнейшая система олимпиадного движения в стране, где можно проявить все то, что не очень точно выясняется в ходе ЕГЭ. Единый государственный экзамен точно не единственное, что существует в системе образования. Более того, когда я читаю, уважаемые журналисты, фразу в некоторых газетах: «замена традиционного образования на ЕГЭ», я вообще думаю, что те, кто это написал, у них традиционное образование или отсутствие какого либо? ЕГЭ – это не образование. Это форма государственной итоговой аттестации. Точка. Это маленькое такое даже по времени явление в системе образования. А мы почему-то избрали ЕГЭ единственной темой, которая обсуждается. Это меня расстраивает больше всего.

Е.Л. РАЧЕВСКИЙ
Это, наверное, потому, что это единственная за всю российскую историю попытка что-то сделать честно. Это больно режет очень многие заинтересованные стороны.

И.И. КАЛИНА
Я ответил на Ваш вопрос? Простите, что я его использовал для длинного монолога.
Это начинается не в 11 классе, а когда родители второклассника, вместо того, чтобы спросить, что сегодня изучал, что заинтересовало ребенка, приходят уставшие домой и задают один единственный вопрос: «что ты сегодня получил?».
Я представляю себе каждого из нас, которому домашние задают один единственный вопрос: «что ты сегодня получил?». Попробуйте ответить на этот вопрос. Поэтому надо у наших детей спрашивать, чем они заинтересовались сегодня, чем увлеклись, о чем спорили, что делали. Тогда, наверное, не будет такой демонизации ЕГЭ. Надо спокойнее к нему относиться.

ВЕДУЩИЙ
Исаак Иосифович, Вы протянули руку помощи родителям - появились электронные дневники, учебники. Как департамент оценивает эту деятельность?

И.И. КАЛИНА
Давайте у директоров спросим.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА
Мы это весело оцениваем.
Есть в гигантской гуманитарной системе что-то твердое. Вот ЕГЭ – это твердое.
Я недавно слышал реплику. Семиклассник влюбился, на что родительница спросила: «А ЕГЭ?». Не надо, действительно, демонизировать.
Электронные дневники и журналы сделали жизнь более комфортной. Они возникают вовремя с ростом информационной культуры всего населения. Это очень хорошее противоядие от учительской нерешительности, когда говорят, что 2 поставили карандашом. Это увеличило ответственность учителя за выставляемую оценку. В школах наконец-то стали появляться локальные акты регулирующие систему отношения выставляемых отметок, промежуточных и других аттестаций. Журнал сжигать невозможно – это единственная грусть, которую испытывают ученики по поводу электронных дневников. Это увеличивает ответственность. Конечно, мы находимся на стадии определенной адаптации к этому. Не совершенны еще оболочки, над ними постоянно работают программисты. Я думаю, что в итоге сограждане, которые привыкли к социальным сетям отметут вещи типа «ВКонтакте» и будут жить программами типа «НетСкул». Школа же намного интереснее, чем эти басни про любовь или сплетни в других социальных сетях. Это тоже очень мощный социальный эффект.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА
Позвольте, я добавлю по поводу электронного журнала и дневника.
Это своего рода новая форма общения с родителем, более доступная занятому родителю в течение рабочего дня и делающая школу более прозрачной и понятной для родителя. Если вы не сталкивались с электронным журналом, то, надо понимать, что учитель там не только может поставить оценку, написать тему урока и домашнее задание. Он может дать свой комментарий, пожелание, передать информацию для родителя, и эта информация конфиденциальна, поскольку родитель видит только своего ребенка. То есть, это еще способ общения и прозрачности для учреждения.

И.И. КАЛИНА
Я можно чужое мнение выскажу на эту тему?
Мы встречались как-то с коллегой, руководителем Департамента информационных технологий с родительским сообществом, и я сказал, что электронный дневник – это педагогически не очень важно. И одна родительница встала и сказала, что это очень важно именно педагогически. Раньше она прибегала вечером домой, не зная, что у ребенка в школе и спрашивала, что получил. Когда ребенок говорил, что тройку или двойку, я начинала ругаться прямо перед сном. Теперь она днем смотрит, что получил, к вечеру успокаивается и разговаривает с ним уже не об оценке, а о том, что изучил, какие были проблемы и так далее. Я подумал, что я недооценил эту сторону вопроса.

А. БУРЦЕВ – «РИА Новости»
Два вопроса. Исаак Иосифович, правда ли, что Ваш заместитель Каганов переходит в Минобрнауки?
Второй вопрос. Департамент здравоохранения, по его данным сейчас 7 детей с подозрением на менингит лежат. В связи с этим проводится ли в московских школах и детских садах какая-то профилактическая работа?

И.И. КАЛИНА
Ну, по поводу переходит ли Каганов, это надо посмотреть на движение Вениамина Шаевича, а его здесь нет.
Коллеги, вы же понимаете, что нельзя задавать вопрос на том уровене, на котором он не решается. Это я так, вообще. Поэтому, в связи с тем, что решение подобных переходов – это право руководителя Правительства Российской Федерации, это вопрос не на тот уровень.
Второе, про менингит. Все мероприятия совместно с Минздравом и Роспотребнадзором мы начинали, когда прошла история с ростовским случаем. По счастливому совпадению у нас сейчас идут массовые каникулы, детей в школах почти нет, в детсадах тоже их мало. Все меры, предписанные Роспотребнадзором, естественно, выполняются. Остальное, это лучше спрашивать у наших коллег - медиков. Это очень специальная вещь, непростая с точки зрения медицины. Я предпочел бы, чтобы отвечали специалисты.

М. САЛТЫКОВА – «Московские новости»
Хотелось бы задать вопрос по поводу объединения школ. Сколько по итогам этого года произошло слияний и сколько планируется в следующем году?

ВЕДУЩИЙ
Коллеги, вы внимательнее слушайте. У нас не лекция, а пресс-конференция, но вопрос уже задавался и на него уже отвечали. Потом, идет запись, вы обратитесь к ней. На сайте все увидите.

И.И. КАЛИНА
Все цифры периодически публикуются на сайте департамента.
Что касается про планируется, я уже ответил. Коллеги, планируется задачи решать. Задача такая, как вы ее формулируете, ее не существует в природе. Это один из механизмов решения задач повышения качества. Где-то он применяется, где-то нет. Есть химический лицей, в котором 130 учеников, и он ни с кем не объединяется. Я вряд ли я соглашусь, если он решит с кем-то объединиться.
Коллеги, можно я с учительской назойливостью скажу одну простую вещь? У нас был круглый стол по резервам повышения объективности и полезности Единого государственного экзамена. Было около 40 журналистов. Я почитал потом, что все написали и понял, что ЕГЭ нужно, потому что писали те, кто пока еще его не сдавал. 40 версий не разнообразных, а противоположных. Например, кто-то слова Калины отнес Горбуну. Кто-то слова Горбуна отнес Калине. Кто-то вообще эти слова перевернул. Поэтому, я думаю, что у ЕГЭ есть одна точно полезная вещь – он приучает к внимательности, аккуратности и ответственности. В данном случае я сильно рекомендую всем попробовать самим проверить самих себя на то, могу ли я быть адекватным системе, где требуется внимательность, аккуратность, лапидарность.
Вот мне говорят, что не хватило листов для эссе. Их дали с большим запасом. А там вот такие творческие, хотят писать много. Ну, во-первых, все-таки задача писать точно, потому что можно написать много, но не точно. Коллеги, я очень еще раз прошу, посмотрите. Вся информация, все цифры, все есть в свободном доступе. Их можно получить, не выходя из дома и не приходя на Арбат, 36.
Вообще, вот сейчас на меня ведущий, наверное, посмотрит косо, но я скажу, что буду считать, что департамент добился открытости, когда журналисты, в ответ на приглашение прийти на пресс-конференцию на Арбат 36, скажут « А зачем? Мы все знаем. Нам все известно». Вот тогда я буду считать, что мы своего достигли. А пока приходят, я понимаю, что у нас еще много-много работы впереди, и мы будем стараться эту площадку освободить от обязанности разъяснять, а перенести это все на площадки сайтов, видеоселекторов, встреч в департаменте. Сегодня можно все узнать про систему образования не выходя из дома.

ВЕДУЩИЙ
Исаак Иосифович, то, что Вы сказали, безусловно, очень правильно и интересно. Департамент открыт информационно. На всех пресс-конференциях, которые проходят с Вашим участием, всегда очень интересный президиум. Вы не приводите заместителей, Вы приводите общественность. Вы широко показываете. Но ничто не заменит живого общения с Вами. Поэтому, здесь важно человеческое, живое общение.
Пожалуйста, последний вопрос.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА
Исаак Иосифович, я хотела спросить, будут ли в связи с открытостью департамента опубликованы результаты ЕГЭ по всем школам Москвы, чтобы было видно, сколько баллов набрали выпускники?

И.И. КАЛИНА
Значит, давайте уточним тогда термин «результаты». Не будет, естественно, никакой информации, нарушающей ФЗ 152, базу персональных данных. Поэтому, никаких результатов учеников не будет. Это однозначно.
Являюсь категорическим противником такого термина, как средний балл. Могу пояснить почему, хотя как-то уже пояснял. Добиться высокого среднего балла легче всего удаляя из школы не очень успешных в учебе учеников. Это педагогическое преступление. Поэтому, чтобы не провоцировать школы на достижение высокого среднего балла удалением слабых в учебе учеников, мы не пользуемся термином «средний балл». Средний балл можно использовать, когда речь идет о регионе, так как из региона точно никто никого не удалит. А вот количество набравших определенные рубежные суммы. Вот, мы говорим, 220 баллов по трем предметам. Некоторые школы публикуют, например, Северный округ, у них все время идет публикация, сколько набрали 300 баллов по 4 предметам. Очень хороший посыл сдавать как можно больше предметов. Кстати, хочу сказать спасибо за вопрос. Вот это я просил бы даже публиковать.
У нас сейчас огромное количество обращений, что я вот сдал 3 ЕГЭ, а теперь вдруг решил поступать в другой ВУЗ , и мне надо четвертый. Все время говорили и будем говорить. Не надо себя ограничивать 2-3 экзаменами, потому что все экзамены по выбору. Так система выстроена, ничего испортить человеку не могут. Они могут только дать в плюс что-то. Сдаст - хорошо, будет удостоверение ЕГЭ, которым он сможет потом воспользоваться. Поэтому, я могу сказать, что мне очень нравится, что в Северном округе ввели такой показатель, как количество набравших 300 баллов по 4 предметам.
Надеюсь, мы не позже августа, как всегда, сможем опубликовать рейтинг школ. Мы все время публиковали 300 первых. В этом году мы опубликуем как минимум 400 школ, и там будет по всем показателям видно, сколько учеников набрали 220 баллов по ЕГЭ, сколько набрали 9 баллов по ГИА в 9 классе.
Я очень надеюсь, что школы сами на своих сайтах опубликуют так же свои результаты, потому что это сегодня для них визитная карточка в какой-то мере, и родители обязательно на это посмотрят.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА
Я хотел бы только добавить, что этот вопрос интересует не только вас, но и нас тоже. Если вы оперативно посмотрите сайты образовательных учреждений, вы увидите там все окончательные результаты, которые есть. Там нет пока только результатов по апелляциям, не все они еще пришли. Я, как руководитель учреждения, еще в ночь перед выпускным вечером просмотрел сайты тех образовательных учреждений, которые в топе находились выше меня для того, чтобы посмотреть, как я выгляжу в городе в этом году. Я видел результаты Городской олимпиады, Всероссийской олимпиады, и мне нужно было посмотреть результаты ГИА и ЕГЭ. Так что результаты публикуются абсолютно открыто, и они есть на сайтах образовательных учреждений. Там есть абсолютно все.

И.И. КАЛИНА
А вот по олимпиадам был номер учительской газеты «Москва», в которой был перечень всех 579 школ, у которых есть призеры и победители городского уровня олимпиад, и было везде расписано, по какому количеству предметов у них есть эти победители и призеры. Поэтому, да, сегодня для самих школ это очень важная информация. Они ею, конечно, делятся.

ВЕДУЩИЙ
Исаак Иосифович, спасибо Вам за раскрытие такой интересной темы. Все-таки я приглашаю Вас на эту площадку не только по итогам года, но и на какие-нибудь еще мероприятия. Потому что встреча с Вами очень интересна. Если Вам здесь тоже было интересно, она всегда для Вас открыта. Спасибо.

И.И. КАЛИНА
Спасибо, коллеги. До свидания!