Пресс-конференция Сергея Лёвкина
Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин: «Перевод государственных услуг в электронный вид: первые итоги».

21 мая состоялась пресс-конференция руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Сергея Ивановича Лёвкина на тему: «Перевод государственных услуг в электронный вид: первые итоги и практические рекомендации пользователям».
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Добрый день, коллеги. Мы начинаем нашу пресс-конференцию. Сегодня мы работаем в рамках темы «Перевод государственных услуг в электронный вид: первые итоги и практические рекомендации к пользователям». Пресс-конференцию проводит руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы ЛЁВКИН Сергей Иванович. Так же в работе пресс-конференции принимают участие заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Караванова Надежда Петровна.
С.И. ЛЁВКИН
Добрый день уважаемые друзья. Я считаю, очень интересная тема: «Предоставление государственных услуг в сфере градостроительства в электронном виде». На сегодняшний день Москва как субъект Российской Федерации, буквально, недавно мне подтвердили, первый субъект, первый город, который по всем этапам выдачи услуги предоставляет ее в электронном виде, в том числе, две государственных услуги в сфере градостроительства предоставляются тоже в электронном виде.
Почему очень важно то, что мы делаем в части услуг в градостроительной сфере и перевода их в электронный вид? Москва, крупнейший мегаполис мира, сегодня развивается как исторический, культурный, образовательный, спортивный, туристический центр. Помимо всего стоит задача создать на базе нашей столицы международный финансовый центр. Конечно, развитие такого города не возможно только за счет бюджетных инвестиций. Нам важно, как Правительству, чтобы к развитию города были привлечены внебюджетные частные деньги, что происходит и во всех мегаполисах мира. Конечно, развивая город в сотрудничестве «Правительство-бизнес-гражданин», нужно, чтобы процедуры, связанные с вложением средств инвесторов в объекты были максимально прозрачны, понятны и быстры. Прозрачность и понятность определяется регламентами, которые разработаны по госуслугам в сфере градостроительства, а скорость, мы понимаем сегодня, что интернет – это сегодня большой помощник во всех сферах, в том числе, и в предоставлении услуг в градостроительной сфере, то есть перевод их в электронный вид.
Вот, если коротко, для чего это и что это такое.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, краткое вступление мы сделали, поэтому переходим к вопросам. Пожалуйста.
В.ПОРЫВАЙ – журнал «Строительная орбита»
Скажите, определен срок рассмотрения?
С.И. ЛЁВКИН
Да, конечно.
Во-первых, сейчас мы ведем речь о переводе госуслуг в электронный вид. Сами госуслуги сегодня регламентированы. Регламент каждой госуслуги утвержден постановлением Правительства. Регламент – это «кто», «когда», «куда», «в какой срок», «в какой последовательности», и какие причины могут быть в случае отказа. Их исчерпывающий перечень определен в регламенте и постановлении. Поэтому по каждой процедуре определен срок ее осуществления. Например, выдача решения на строительство – до 10 суток. Это и на бумажном носителе, если в обычном варианте через систему одного окна, это и в электронном виде.
Могу сказать, забегая вперед, что одно из первых разрешений, выданных в электронном виде, на него потребовалось всего 5 суток вместо 10 установленных регламентом.
А. МАСТРЕНКОВ – «ИТАР-ТАСС»
Сергей Иванович, скажите, пожалуйста, сейчас речь идет о двух услугах в электронном виде. Есть перспективы привлечения новых услуг, расширения этого пакета?
С.И. ЛЁВКИН
Да, конечно.
Мы, на самом деле, шли на это осознанно.
Чтобы войти в стройку любому инвестору-девелоперу и начать непосредственно производственные работы, нужно получить два главных документа. В том числе, это экспертиза проектной документации, которая подтверждает соответствие нормам, техническим регламентам. Это всегда был сложный процесс с точки зрения взаимодействия Мосгосэкспертизы, инвестора, технического заказчика. Всегда были какие-то проблемы. Поэтому одной из первых именно эту госуслугу мы и регламентировали и перевели в электронный вид.
Вторая услуга, это для того, чтобы придя на стройку уже непосредственно копать, строить и так далее – это услуга выдачи разрешения на строительство.
Эти две услуги переведены в электронный вид. До конца года стоит в планах нашего комплекса и Правительства Москвы перевод всех остальных услуг в электронный вид. Это выдача и внесение изменений ГПЗУ, выдача свидетельства об архитектурно-градостроительном решении, так называемое свидетельство АГР, это выдача колористического паспорта, это разрешение на вывески, выдаваемое Москомархитектуры.
Это 4 госуслуги, которые осуществляет Москомархитектуры. И еще 2 госуслуги, которые Мосстройнадзор выдает. Это выдача ЗОС – заключения о соответствии объекта проектной документации и техническим регламентам, и выдача решения на ввод. И тогда у нас на круг все госуслуги, которые сегодня определены и регламентированы в градостроительной деятельности, будут переведены в электронный вид.
Мало того, могу добавить, что сейчас готовится проект-распоряжение Правительства Москвы о том, что с 1 октября выдача заключений государственной экспертизы по объектам госзаказов, то есть, там, где бюджетные деньги, будут выдаваться только в электронном виде, и выдача разрешения на строительство с 1 ноября будет осуществляться только в электронном виде. При этом, как вы знаете, сегодня получение госуслуги заявителем не определено: она может в любом виде подана и быть получена так же в любом виде – бумажном или электронном.
Е. ЛЫКОВА – «РИА Новости»
У вас в материалах, которые были на мероприятии, указано, что за текущий период с начала запуска услуги было получено 12 заявок. А сколько прогнозируете, что до конца года будет получено хотя бы по этим двум услугам?
С.И. ЛЁВКИН
Честно говоря, сложно сказать, оценить, сколько может быть подано.
Я разделяю компании сейчас на тех, кто недостаточно информирован о том, что такая услуга есть, что она важна, интересна, правильна. Это первые. Вторые компании понимают, но в силу каких-либо причин не хотят. Третьи – которые не могут. Четвертые - это те, кто понимает, хочет и может, но сегодня у них нет проектов, с которыми они могли бы заявить на эту госуслугу.
Как 4 этих составляющих проявятся в течение года, сложно сказать. Многое будет зависеть от нас, как от комплекса, чтобы то, что заявлено, продекларировано и переведено в электронный вид, реально работало, не было срывов, сбоев, а это тоже наработки, которые сегодня появляются.
Есть, естественно, момент тонкий. Инвесторы и застройщики это понимают. Процесс предоставления госуслуги в электронном виде таков, что ответственность с одной стороны – госорганов, которые предоставляют госуслугу, и ответственность того, кто заявляется – он обязан прийти и иметь весь исчерпывающий пакет документов для предоставления этой госуслуги не в электронном виде. Мы должны его запросить и увидеть, что да, есть земля, оформлена как положено, есть ГПЗУ и другие документы. Если чего-то нет, то чиновник на месте не сможет что-то там поделать и придумать. Система не даст ему поставить галочку напротив того, чего нет в базовом регистре, чего нет в исходных данных, и она начнет отказывать в оказании услуги.
Раньше это могло быть коррупционной составляющей. Чиновник закрывал глаза: будем считать, что это есть, и двигал дальше.
Тут ничего сделать не получится. Что будет не понятно. Но мы будем все делать, в том числе, привлекая средства массовой информации, пиар-акции проводить для того, чтобы расширять перечень участников в предоставлении госуслуг в электронном виде.
О. КОШЕЛЕВА – «Труд»
Вы говорите о таких вещах, как снижение административных барьеров и подобных преимуществах. Речь идет о финансовых, еще каких-то издержках, экономии бумаги или чего-то более существенного?
И по временным отрезкам - на сколько, все-таки, идет сокращение?
С.И. ЛЁВКИН
Давайте попробую на примере сказать, а потом в общем на вопрос отвечу.
Предположим, возьмем государственную услугу получения заключения Мосгорэкспертизы по проектной документации и инженерным изысканиям.
При обычном варианте проектный институт разрабатывает проектную документацию, получает необходимые согласования. Это такой объем чертежей, сопоставимый с объемом если не маленькой комнаты, то маленького чуланчика. Это документация. Она должна быть в таком объеме с сопроводительным письмом заказчика привезена в госэкспертизу. В документации имеются различные разделы – технологический, экологический, оборудование, природопользование, пожарная безопасность. Вот это вся документация, которая пришла в Мосгорэкспертизу. Дальше она поступает в один отдел – «Одно окно», и раздается сотрудниками этого отдела экспертам, которые экспертируют эти разделы документации. Талмуды этой документации двигаются по помещениям в Мосгорэкспертизе. Появляются замечания экспертов к проекту. Эксперт выдает его на бумаге, отправляет заказчику. Говорит, что у него есть на это исправление (срок экспертизы, допустим 30 суток) трое суток. Потому что дальше эксперту нужно доработать твои замечания. И вот так все идет по кругу. Или потом появляется невозможность проведения экспертизы, дается отказ и чемодан или комната документации, уезжает в машине обратно. Я не говорю про пробки, время, которое люди на это тратят.
Что происходит при выставлении услуги в электронном виде? Проектный институт разработал документацию, которая составляет маленьких чуланчик в электронном виде, в файлах. Заказчик, государственный или технический, зашел на портал этих услуг, открыл свой личный документ, зарегистрировался, прикрепил туда эту документацию и отправил в Мосгорэкспертизу вместе с заявкой: «прошу вас провести экспертизу для такой-то документации» и так далее. Если это инвесторский проект, то «оплату гарантирую», потому что за деньги делается по инвестиционным проектам. Дальше, Мосгорэкспертиза получила, зарегистрировала и сказала: «Мы зарегистрировали твою заявку. Пошел срок предоставления госуслуг». Этот срок регламентирован. Никаких других документов мы не требуем, кроме трех, которые там указаны. Дальше заходим в базовый регистр, который существует в Москве, и получаем оттуда необходимые документы – есть ли земля, ГПЗУ, еще что-то. Все, для того, чтобы начать процедуру, есть. Выписали счет, получили оплату – весь этот обмен в электронном виде, и начали рассмотрение.
Эксперт увидел замечание – написал, в электронном виде отправил на личный кабинет, получил обратно решение этого вопроса. Заявитель смотрит личный кабинет и видит в онлайн-режиме, где находится эта документация, у какого эксперта, что с ней происходит, есть ли замечания, и когда наступит срок выдачи экспертного заключения по конкретному разделу документации.
Закончена экспертиза, все соответствует, все хорошо, замечание устранили. Мосэкспертиза готовит и выдает положительное заключение в электронном виде, которое сразу попадает в базовый регистр и орган власти, который называется Мосгорстройнадзор, когда к нему подают разрешение на выдачу строительства, не требует экспертизу. Он заходит в базовый регистр и видит, что решение на строительство выдано. Та документация, которая в электронном виде прошла экспертизу, в нее уже заказчику –проектировщику на остальных стадиях проекта невозможно внести изменения.
Приведу плохой пример. Проект был утвержден по «Дон строй», где потом появились дополнительные этажи. Помните? Вот если бы документация была в электронном виде, то дальше бы ничего этого произойти не могло. А там получилось, что прошли экспертизу по одной документации, в процессе стройки внесли изменения, отдали подрядчику, который эту работу выполнил, а в конце начали сравнивать с ГПЗУ, в которой такие параметры не были заложены. Вот, что произошло.
Всю процедуру рассказал, рассказывал долго, но это гораздо быстрее, чем происходит сейчас с точки зрения трудоемкости взаимодействия.
С.В. КОЗЛОВ - «Вестник РСС»
Я как раз хотел задать вопрос, но Вы немножко опередили, до конца не ответили.
Какая есть защита этой электронной документации от несанкционированного вмешательства после ее утверждения? Чем это обеспечивается? У нас очень хорошие хакеры и вообще есть всякие специалисты, которые электронные документы могу поправить. Что здесь сделано?
С.И. ЛЁВКИН
Вообще ЭЦП – электронно-цифровая подпись на сегодня, если по документации это десятое дело, она же у нас сегодня используется в Российской Федерации широко, в том числе, в банковской сфере. Что может быть важнее и страшнее денег, которые переводятся методом электронной подписи?
Банк-клиент сегодня как работает? Ты сидишь в офисе, а деньги отправляются, и никакую платежку с подписью ЛЁВКИНа и главного бухгалтера ты в банк не везешь. У тебя есть диск с электронной цифровой подписью, ты его вставил в компьютер, нажал кнопку, подтвердил, что это твоя подпись и бухгалтера и деньги списались. Любые деньги. Это не 10 тысяч, не 50 тысяч, это миллионы.
Второе, это взаимодействие с налоговой инспекцией. Сегодня это происходит с электронно-цифровой подписью.
Третье, это электронные торговые площадки, на которых проходят торги. Здесь тоже система, которая отрегулирована федеральным законодательством. Все процедуры, которые проходят, они уже апробированы. Туда тоже может зайти хакер – и в банковскую сферу, и в налоговую, и в торговую сферу.
Аналогично и здесь. Существуют криптографические программы, когда идет защита от возможности взлома идентификации того, что заведено со стороны заявителя, и выдано со стороны исполнителя. Это программы, которые разрабатываются специальными службами, органами. Поэтому, достаточно надежно.
Я считаю, что если какие-то вещи будут происходить, то это вещи индивидуальные и, надеюсь, этого происходить не будет.
С.В. КОЗЛОВ - «Вестник РСС»
Я правильно понял, что если стоит подпись, то целиком документ, ни одну уже запятую не поправишь?
С.И. ЛЁВКИН
Да, не поправишь.
Хочу подчеркнуть, что подпись на конкретное лицо – фамилия, имя отчество. Пусть даже оформлена от организации, все равно, подпись будет фамильная, а не организации.
Н.П. КАРАВАНОВА
При этом мы защищаем проектную документацию от доступа третьих лиц, поскольку там есть и интеллектуальная собственность. Поэтому, после того, как проектная документация получила заключение, она по электронным каналам связи поступает в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Это система, которая создана в органе исполнительной власти. Там, где хранится эта проектная документация, доступ третьих лиц, а не той организации, которая ее разрабатывала, у нас запрещен. Поэтому, она будет выдаваться, или материал, или вся проектная документация, или заключение, только по запросам органов исполнительной власти, которым потребуются эти документы для предоставления государственных услуг в дальнейшем.
В этом смысле защита обеспечена. Наши проектные организации, которые первыми участвовали в пилотном режиме по экспертизе проектной документации, задавали этот вопрос и очень сильно беспокоились о том, будет ли к их документации доступ третьих лиц. Мы сказали – нет, мы это обеспечим.
С другой стороны есть еще и защита с точки зрения, как Сергей Иванович сказал, легитимности проектной документации. Поскольку экспертиза выдается на конкретную проектную документацию и важно, чтобы именно эта проектная документация поступала дальше в Мосгорстройнадзор и не было возможности внести туда изменения, и дальше получать на основании этого разрешение на строительство или другие документы. С точки зрения государства обеспечена большая безопасность, корректность и легитимность проектной документации.
В. МАКАГОНОВ – «Москва 24»
У меня два кратких вопроса.
В вашем подготовленном пресс-релизе есть такие цифры – 12 заявок получено на сегодняшний день.
Первый вопрос – на строительство чего эти заявки? То есть, это социальные объекты или жилые дома?
И выдано два отказа. В чем причина?
С.И. ЛЁВКИН
Заявки на выдачу разрешения на строительство у нас были на жилые дома в Некрасовке. А остальные, если мне не изменяет память. Это детские дошкольные учреждения.
Отказы – не могу сказать, но, скорее всего, несоответствие комплекта документов, необходимого для выдачи разрешения. Если интересно, мы уточним и скажем.
В. МАКАГОНОВ – «Москва 24»
Уточняющий вопрос. А все эти 12 заявок поступили от частных инвесторов или от государственной структуры, не помню, как она называется, которая заказывает строительство, в частности, в Некрасовке.
С.И. ЛЁВКИН
Ну, это имеется в виду КП УГС наша?
В основном да, пока что это государственные заказчики.
Н.П. КАРАВАНОВА
На самом деле у нас по экспертизе проектной документации как раз заявки поступили от инвесторов. Это ЗАО [23:31] «тераури».
Сейчас мы ждем поступления заявки на экспертизу проектной документации от [23:39]. Это уже инвесторские компании, которые строят как за бюджетные средства, так и внебюджетные.
С.И. ЛЁВКИН
Да, они как за бюджетные средства, так и как исполнители внебюджетных проектов.
В. МАКАГОНОВ – «Москва 24»
А эта услуга электронного разрешения, она, все-таки, ориентирована на отечественных или зарубежных инвесторов?
С.И. ЛЁВКИН
Что значит «зарубежные инвесторы»? Все равно, как только он хочет вложить деньги в Россию, он легализуется и становится резидентом. Он открывает здесь юридическое лицо, расчетный счет и так далее. Деньги могут быть западные, но инвестировать их все равно будут через легализованные, формализованные российские компании.
Нет вообще никакой разницы, кто это – юрлицо, деньги московские бюджетные, деньги инвестиционные, частные, или это вообще частное лицо. Предоставление услуг направлено на всех субъектов градостроительной деятельности и вмещает всех. Они и государству, государству-заказчику, в том числе, облегчают эту услугу.
Государство-заказчик, Департамент строительства, КП УГС проходят эти же процедуры. Им требуется эти же документы принести, с тем же объемом чертежей, с теми же чертежами, как это делает инвестор, то есть, ходить, устранять замечания и так далее. Все одинаково для всех.
М ГУСЕВА – «Звездный бульвар»
Вы сказали, что в проектную документацию невозможно внести изменения. Но вот иногда требуются изменения в процессе строительства – этажность, земля.
Будет ли предусмотрено внесение таких изменений?
Н.П. КАРАВАНОВА
Это то же самое, когда вы подаете к изменению проектную документацию на бумажном носителе. Только в этом случае вы подаете заявку на внесение изменения в проектную документацию, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы. То есть, это будет новая заявка, и тогда в эту проектную документацию будут внесены соответствующие изменения и у вас появится уже новая версия проектной документации, которая будет точно так же храниться в нашей информационной системе.
Несанкционированные изменения внести нельзя. Если вы заявляете о них, госэкспертиза принимает эти изменения, если они соответствуют всем техническим регламентам, то это будет новая проектная документация.
С.И. ЛЁВКИН
Новая процедура, совершенно верно.
Е. ЕГОРОВА – «Московский комсомолец»
Я хотела уточнить. 12 заявок было получено в электронном виде. А сколько за этот период вообще всего было получено заявок на разрешение на строительство, чтобы просто понять эту цифру?
С.И. ЛЁВКИН
Я могу цифру сказать по предыдущим годам, если можно.
Заявок на получение разрешения московской экспертизы в 2011 году было 1100 с небольшим - 1132, а в 2012 году 1162. Цифра не маленькая – 1100-1200 в год. Это на экспертизу.
На разрешение на строительство в 2011 году было чуть больше 1100, а в 2012 уже почти 1600.
Е. ЕГОРОВА – «Московский комсомолец»
То есть, основная масса в бумажном виде получается…
С.И. ЛЁВКИН
А до этого не было электронного вида.
Е. ЕГОРОВА – «Московский комсомолец»
А в этом году есть в электронном, но основная масса - в бумажном?
С.И. ЛЁВКИН
Объясню. Мы только пилотные проекты провели по выдаче в электронном виде экспертизы и разрешения на строительство только в начале марта. Поэтому, времени прошло совсем немного – до двух месяцев с того момента, как мы пилоты провели и убедились, что все функционирует, начиная от личного кабинете до всех процедурных вещей с выдачей разрешения. Поэтому, мы сейчас приступили к активной фазе пропагандирования этой услуги и надеемся, что месяц от месяца объем заявок будет увеличиваться.
Н.П. КАРАВАНОВА
Я еще хочу дополнить.
Вы задали очень хороший вопрос, потому что, действительно, от этого объема всех документов, которые предоставляет услугами наш исполнительный орган власти в сфере градостроительства, пока та часть, которую мы предоставляем в электронном виде крайне мала и незначительна. Это связано с тем, что надо нашим проектным строительным организациям рассказать, что это не страшно, что легче работать именно в электронном виде, что это комфортнее. Поэтому, мы сейчас вместе с Правительством Москвы проводим целый комплекс мероприятий для того, чтобы донести информацию до проектных и строительных организаций о тех шагах, которые мы сейчас предпринимаем.
Просто покажу Вам, мы раздавали перед пресс-конференцией - сейчас мы делаем полиграфическую продукцию. Когда мы рассказываем о каждой электронной услуге в сфере градостроительства, о том, как она предоставляется, какие документы необходимы для ее получения, те документы, которые непосредственно заявителем к заявлению прикрепляются в виде файлов, это очень незначительное количество документов. Например, по ГПЗУ – только один документ. Остальные все по межведомственному электронному взаимодействию органы исполнительной власти сами запрашивают друг у друга.
Сейчас мы разработали пошаговую инструкцию на бумажном носителе и в электронном виде. Завершается подготовка промо-ролика, который мы будем размещать на сайтах. Сейчас есть промо–ролик, который мы подготовили о том, как зарегистрироваться юридическому лицу в личном кабинете, как создать личный кабинет заявителя, потому что это не очень простая операция. Мы сейчас обучаем.
С помощью таких вот брошюр, промо-роликов, проведения семинаров, мы надеемся и на сотрудничество с вами в этом смысле для того, чтобы все большему кругу лиц, которые участвуют в строительном процессе, рассказать о том, что это действительно очень удобно и комфортно получать государственную услугу в электронном виде.
С. ИШКОВ – «Московская правда»
Я хотел бы уточнить. Сергей Иванович, Вы сказали, что часть инвесторов понимает суть предлагаемых изменений, но не хочет ими пользоваться. Что их держит, чего они, собственно, опасаются кроме пакета документов?
С.И. ЛЁВКИН
Могу только теоретизировать. Какие-то конкретные факты мне неизвестны, но, тем не менее.
Очень часто начиная какой-либо проект, инвестор экономику проекта до конца не видит. В общих цифрах, может быть, да, но в точных расчетах – нет. Нет технических условий окончательных, нет геоподосновы, где то-то может появиться, там, трасса, коллектор, еще чего-то. И в процессе реализации появляются обременения, которые проект делают не таким рентабельным, каким он был в их понимании в самом начале. Рентабельным его может сделать в таком случае только увеличение темпов. А увеличение темпов – это совсем другая ситуация уже. Поэтому, извиняюсь за простоту, порой можно в мутной воде что-то большее поймать, чем в прозрачной. Это, наверное, кого-то и отталкивает. Но, в любом случаем, независимо от того, переведется ли услуга в электронный вид и заявляться ими, сама услуга, в принципе регламентированная, уже минимизирует различные негативные нюансы, как со стороны государственных органов, так и со стороны инвесторов.
Н.П. КАРАВАНОВА
И потом, практика общения с первыми проектными организациями, которые зашли на получение госуслуги в электронном виде показывает, что людей еще волнуют возможные технические сбои при передаче документов.
Поскольку, как уже Сергей Иванович сказал, это вообще впервые в Российской Федерации, предоставляем государственные услуги для юридических лиц в электронном виде, с получением самого результата в электронном виде, то есть, с получением разрешения на строительство в электронном виде, с заключением экспертизы проектной документации.
Понятно, что есть опасение того, что будут происходить некие сбои, потому что система только запущена. Она не отработана. Мы ее отработали еще только в пилотном режиме. Поэтому, в этом случае мы гарантировали тем проектным организациям, нашим застройщикам то, что тех, кто будет заходить в первый раз, второй раз, мы будем сопровождать почти что за руку. Мы присутствовали на рабочих местах в этих организациях, которые первый раз регистрировались в личном кабинете. Мы пробовали прикреплять правильно файлы с документами, которые требуются для получения государственной услуги в электронном виде. Точно так же мы этот процесс потом сопровождали в органе исполнительной власти.
Чтобы сейчас снять те проблемы, которые очень волнуют наши строительные организации, мы, что называется, вручную сопровождаем каждый случай получения государственной услуги в электронном виде.
Понятно, что дальше пойдет масштабирование и будут отработаны уже те нюансы и таких сбоев не будет вообще.
С.И. ЛЁВКИН
Еще дополню.
Мы на нашем сайте Департамента, на главной странице, если вы заходите и смотрите, мы специально открыли горячую линию по предоставлению госуслуг. Все нюансы, которые появляются в процессе предоставления, каждый заявитель может отобразить, и мы в режиме онлайн можем оказать содействие моментально, либо отреагируем на все это системно, когда это неурядицы и проблемы.
В. ПОРЫВАЙ – «Строительная орбита»
Скажите, пожалуйста, а проектные институты должны отказаться от бумаги и в электронном виде справки выдавать?
Н.П. КАРАВАНОВА
Сергей Иванович уже об этом говорил, что мы предоставляем право заявителю, в том числе и проектным организациям, выбрать, получать им государственную услугу на бумажном носителе, как обычно, вести эту документацию в Мосгорэкспертизу, или направить ее в электронном виде и получить государственную услугу в электронном виде. То есть, это право самого проектировщика, выбрать, каким образом он будет действовать.
Другое дело, уже сказали, что мы попробуем к 1 октября все услуги, которые предоставляются по городскому бюджету, там, где у нас идет проектирование или строительство по объектам городского заказа, мы переведем в электронный вид. Тогда все организации, которые работают по государственному контракту с нашими заказчиками, будут ее предоставлять только в электронном виде. Но это только та стройка, которая идет по городскому заказу. У остальных – это право выбора. Но мы надеемся, что положительный опыт других проектных организаций в получении государственных услуг в электронном виде все-таки позволит убедить в необходимости перехода на электронный вид.
С.И. ЛЁВКИН
Я мало знаю организаций проектного сообщества, которые сегодня работают не на программных продуктах при проектировании. Это уже электронные программы, соответственно, и продукт получается в электронном виде, с компьютером. При этом еще подчеркну про архивы, которые создаются при проектировании объекта. Это безумное количество документов, которые заказчики-проектировщики обязаны определенный срок хранить у себя. Все эти архивы занимают колоссальные полезные площади в здании. Поэтому, есть интерес к переходу в электронный вид у любого участника инвестиционного строительного процесса в этой деятельности с любой стороны. Надо, только, чтобы поверили, что это действительно получается.
Постараемся всех убедить.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, если вам убедили в том, что это действительно полезно и интересно для жителей нашего города и строителей, то тогда, последний вопрос, и мы будем завершать нашу работу.
С.И. ЛЁВКИН
Пресс-конференция очень представительная, среди всех участников очень уважаемые средства массовой информации, печатные, электронные.
Я через вас обращаюсь к инвестиционному строительному сообществу, заказчикам, застройщикам, проектным институтам. Приглашаю к получению первых двух госуслуг, а к концу года и всех остальных, в электронном виде.
Поверьте, что мы, как Департамент, который непосредственно предоставляет, сделаем все, чтобы на первых этапах, когда будут первые такие заявки, вам окажем содействие и помощь, как организационную, так и методическую.
Прошу средства массовой информации, если Вам это интересно, а для города это очень важно. В любом формате мы готовы давать информацию, давать интервью, комментарии по конкретным вопросам, по процедурным вопросам, по жалобам или вопросам, которые вы знаете или видите, для того, чтобы реально то, что я сейчас провозгласил начало в городе работать и набирать силу.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо, Сергей Иванович.